Научная статья на тему 'Сходства и различия при реформировании российской и монгольской систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (мсфо)'

Сходства и различия при реформировании российской и монгольской систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (мсфо) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цэдэнрагчаагийн Норовдондог Ядамжавын Аюужав, Чайковская Л.А., Попов М.А., Филин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сходства и различия при реформировании российской и монгольской систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (мсфо)»

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ И МОНГОЛЬСКОЙ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО)

ЦЭДЭНРАГЧААГИЙН НОРОВДОНДОГ ЯДАМЖАВЫIIАЮУЖАВ, кандидат экономических наук, глава департамента развития фондового рынка Монголии Л.А. ЧАЙКОВСКАЯ, кандидат экономических наук М.А. ПОПОВ, кандидат экономических наук, директор филиала Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в г. Улан-Баторе С.А. ФИЛИН, кандидат технических наук

Реформирование российской системы бухгалтерского учета и отчетности (РСБУО) в соответствии с МСФО

Организация, ее проблемы и пути их разрешения, тактика и стратегия ежедневного выживания, реальная эффективность хозяйственной деятельности и вытекающие отсюда задачи - вот что стоит сегодня в центре внимания в России и требует самого тщательного изучения и научного анализа. Для того чтобы конкретная организация могла адекватно вписаться в сложный механизм формирующегося современного динамичного рынка и использовать преимущества мировой экономической интеграции и прямых внешнеэкономических связей, найти необходимые средства и пути ликвидации возрастающего технологического отставания национальной экономики, необходима кардинальная реформа всей системы экономической информации организации. Это касается как управленческого учета, призванного стать составной частью механизма принятия управленческих решений, служить росту эффективности на всех уровнях и направлениях

деятельности и интегрировать учетные, аналитические, плановые и контрольные функции внутренней информационной инфраструктуры предприятия, так и финансового учета и внешней (предоставляемой внешним пользователям) отчетности, данные которых должны помогать установлению доверия и упрочению связей между организацией и ее рыночными контрагентами. Отношения организаций с аудиторскими фирмами также должны подняться на качественно новый уровень, предполагающий предоставление предприятиям комплекса услуг по управленческому консультированию, развитию финансовой отчетности, внедрению эффективных систем внутренней отчетности и контроля, решению налоговых проблем, подготовке кадров и др., а не только подтверждение достоверности внешней отчетности предприятий.

Со стороны крупных организаций в России проявляется интерес к эмиссии ценных бумаг в целях привлечения средств инвесторов, особенно путем выпуска облигаций. Знание форм отчетности и понимание основных различий учетных систем западных компаний стало необходи-

мым в последнее время не только в связи с поиском иностранных партнеров и, следовательно, анализом их отчетности, но и в связи с преобразованием РСБУО по западным стандартам. Необходимость такого преобразования обусловлена тем, что предприятия являются филиалами (дочерними предприятиями) иностранных, и тем, что потенциальные западные партнеры требуют у российских компаний отчетность; подготовленную в соответствии со знакомым им форматом и правилами.

Россия заинтересована в повышении внимания иностранных инвесторов и предпринимателей, поэтому надо стремиться говорить с ними на, понятном для бизнеса языке - на языке МСФО, где уровень «прозрачности», полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Осуществление перехода на МСФО позволит сделать прозрачной бухгалтерскую отчетность организаций для иностранных инвесторов и с большей степенью достоверности оценивать показатели деятельности этих организаций при сотрудничестве с ними, будет способствовать тем самым привлечению иностранных инвестиционных ресурсов.

Своевременное решение перечисленных выше задач возможно только при условии органичного заимствования выработанного десятилетиями хозяйствования опыта организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях развитой рыночной экономики.

Меняются цели и задачи бухгалтерского учета. Сегодня цель учета - давать необходимую информацию для принятия решений, для планирования и прогнозирования. Учет нЬобходим для того, чтобы прогнозировать будущее. Основная цель перехода на МСФО - сделать систему учета открытой и удобной для инвесторов. Снижение рисков приведет, в свою очередь, к тому, что инвестиции будут для предприятий более доступными и менее дорогими. Так, Германия перешла на МСФО потому, что ее экономика испытывала большую потребность в международных инвестициях и инвесторов необходимо было обеспечить полноценной информацией.

Каждая страна принимает решение о переходе на МСБУ самостоятельно. Процесс внедрения МСФО в России не следует рассматривать как давление извне. В том, чтобы их внедрять, заинтересованы все страны мира - как развивающиеся, так и развитые.

Современная РСБУО во многом ориентирована на французскую модель, для которой характерен учет по счетам и которая, несомненно, имеет

определенные преимущества. Сейчас предстоит внести изменения в РСБУО для того, чтобы ее выходные данные соответствовали МСФО.

В течение ряда лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями рыночной экономики и требованиями современных подходов, сложившихся в мировой практике. В 1997 г. Методологическим советом Минфина России совместно с Институтом профессиональных бухгалтеров разработаны Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в 1998 г. были установлены перечень и сроки выполнения мероприятий по реформированию российского бухгалтерского учета.

Задачи реформирования РСБУО включают:

• формирование бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

• согласование бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами;

• оказание методической помощи предприятиям во внедрении системы управленческого учета.

Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета - разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику.

За время действия Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденной Правительством РФ в 1998 г., принято достаточно большое количество нормативных документов, шаг за шагом сближающих отечественную и зарубежную теорию и практику учета и составления отчетности: осуществлен комплекс мер по пересмотру правил бухгалтерского учета и отчетности. В 2001 г. были одобрены Правительством РФ меры по реализации в 2001 - 2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета.

Мощным импульсом для организации в России Международного центра реформы системы бухгалтерского учета явилось создание Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета. Российская компания - Международный центр реформы системы бухгалтерского учета действует в рамках программы, утвержденной Правительством РФ. Этот центр взаимодействует с Минфином России, с Институтом профессиональных бухгалтеров, с другими государственными и общественными организациями, принимающими участие в процессе разработки и внедрения МСФО.

Между российским и международным подходами к ведению финансового учета и подготовке отчетности существуют значительные расхождения, вытекающие из различий в основных принципах двух систем отчетности. Однако именно международная система - система подготовки финансовой отчетности в соответствии со стандартами IAS, разрабатываемыми КМСФО, принята за основу для реформирования российского бухгалтерского учета. В январе 2003 г. Правительство РФ одобрило план по переходу предприятий и организаций на МСФО, в соответствии с которым должен быть принят закон о консолидированной сводной отчетности, предусматривающий переход на МСФО.

На Четвертом международном финансовом форуме бухгалтеров и аудиторов, проходившем 26 - 27 мая 2003 г. в Москве, была обсуждена программа развития учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу (2004 - 2006 гг.) в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями МСФО.

В рамках реформирования РСБУО и ее сближения с требованиями МСФО Минфином России:

• обновлена нормативная база бухгалтерского учета, разработано большое количество новых положений по бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями МСФО;

• сформированы необходимые предпосылки для формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО;

• осуществляется обучение бухгалтерских кадров высшего и среднего звена новым правилам бухгалтерского учета с активным участием профессиональных организаций;

1 Главный аргумент в пользу скорейшего перехода на МСФО состоит в том, что иностранным инвесторам непонятна российская отчетность, поэтому поток инвестиций в экономику страны сегодня очень незначителен. По оценкам специалистов, он составляет 20 - 25 млрд дол. США, при этом в России необходимо обновить 40 млн рабочих мест, для чего требуется 0,9 - 4,0 трлн дол. США.

2 Если следовать взглядам французского экономиста Р. Барра о роли государства, то объяснить данное обстоятельство можно тем, что управление страной предоставило возможность достаточно узкому кругу физических лиц получить в частную собственность главные природные и рукотворные национальные богатства. Форма приемки-передачи была и остается в определенном противоречии с социальными целями России и международно-правовыми нормами. Одновременно страна встраивается в единую мировую систему хозяйствования. Поэтому субъекты, участвующие (и участвовавшие) в распределении и перераспределении собственности, опираются и долгое время вынуждены будут опираться не на экономическую систему государства, а на его правовые институты (режим собственности и наследства).

• подготовлены и изданы учебники и учебные пособия для подготовки и переподготовки кадров бухгалтерских работников.

В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.

Кроме того, за последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики России на рыночные отношения: выход России на мировые рынки и привлечение инвестиций без перехода на МСФО невозможен1. Многие открытые акционерные общества, акции которых котируются на международных фондовых рынках, стали формировать финансовую отчетность по МСФО или американскому GAAP. Так, ОАО «Северсталь» начала готовить отчетность по МСФО в 1993 г., при этом впервые годовая отчетность Северстали на основе МСФО была опубликована в 1997 г. В настоящее время, по оценкам экспертов Международного центра реформы системы бухгалтерского учета (International Center for Accounting Reform, ICAR), около 400 компаний в России применяют МСФО. Безусловно, крупных участников рынка среди них немного. Большая часть этих компаний представлена совместными предприятиями с иностранным участием, ведущими учет по МСФО по требованию собственников (учредителей). Кроме того, часть этих компаний являются российскими представительствами транснациональных компаний, таких, как «Пепси», «Мицубиси» и др.

Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенных в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что они во многом совпадают. Однако имеются и значительные отличия РСБУО от обобщенной международной системы.

Основное различие состоит в том, что российское государство ставит управление административно-политической сферой выше управления в области экономики. Это проявляется в том, что в современной России юридические принципы имеют приоритет по отношению к экономическим правилам2. Отсюда различия в целях стандартов.

В системе МСФО провозглашены следующие основные принципы составления отчетности:

• максимальное соблюдение интересов инвесторов;

• объективное отражение информации о финансовом состоянии предприятия;

• обеспечение контроля активов с позиций возможного извлечения выгод;

• осмотрительность (консерватизм) при признании доходов и расходов. В России они трансформируются в следующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:

• максимально полное соблюдение интересов контролирующих органов;

• соответствие информации о финансовом состоянии действующим нормативным актам;

• обеспечение контроля активов на основе вещного и обязательственного права;

• признание доходов и расходов на основе осмотрительности, но только при наличии оправдательных документов.

Кроме принципиальных отличий есть заметные несходства в следующих элементах:

• план счетов и кодирование хозяйственных операций;

• способы оценки активов;

• использование вероятностных характеристик;

• возможность капитализации некоторых расходов;

• порядок составления отчетности;

• способы определения бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли;

• порядок и способы внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность;

• методы анализа результатов хозяйственной деятельности.

Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется сближением российской законодательной (договорной и залоговой) базы с международной и достижением конвертируемости рубля; идентификацией учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета и составлением соответствующих вычислительных программ для ведения учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Правительство России планирует ввести в обязательном порядке предоставление сводной отчетности за 2004 г. по МСФО для холдингов и групп компаний (финансово-промышленных групп). При этом предполагается, что каждое предприятие, входящее в группу компаний, будет пред-

3 Значение разработки этой концепции неизмеримо возрастает и в связи с обращением Президента РФ В.В. Путина к парламенту по интеграции России в международное экономическое сообщество, и прежде всего присоединению к ВТО как важному фактору повышения привлекательности российской экономики для отечественных и зарубежных инвесторов.

ставлять отчетность по российским стандартам, а уже совокупную консолидированную отчетность они будут готовить по МСФО. Холдингам и группам компаний следует также разрешить проводить налоговое консолидирование согласно МСФО на основе интеграции капитала группы.

В первую очередь процесс перехода на МСФО затронет также банки, профессиональных участников рынка ценных бумаг и компании, ценные бумаги которых котируются на организованных торговых площадках (биржах). Полный переход на МСФО ожидается с 2007 г.

В настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО, проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Минэкономики России, Минфин России, МНС России, ФКЦБ, Банк России.

Минэкономики России разработана Концепция развития учета и отчетности на среднесрочную перспективу3. В Концепции раскрыта необходимость снижения государственного регулирования в России сферы бухгалтерского учета при одновременном повышении роли делового и профессионального сообщества, саморегулируемых организаций. При этом подчеркивается задача усиления роли государства как гаранта выполнения Программы перехода России на МСФО. Минэкономики России и ФКЦБ России предполагают постепенный, начиная с 1 января 2004 г., переход к формированию бухгалтерской отчетности юридических лиц и консолидированной финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО, стандартами США, Великобритании, других стран мира с одновременным запретом ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по российским правилам. Также устраняется система государственного регулирования бухгалтерского учета. При этом для связи с КМСФО в процессе внедрения МСФО в России предлагается создать на общественных началах Национальный совет, которому должны быть переданы функции методологического регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.

В настоящее время решение принципиальных вопросов методологии бухгалтерского учета и отчетности на каждом предприятии отнесено к компетенции Минфина России, на который в соответствие с законом о бухгалтерском учете и возложено его государственное регулирование в

России. Методологическим советом Минфина России ФКЦБ, Банку России, другим заинтересованным органам исполнительной власти рекомендовано взять за основу предложенный Минфином России проект Концепции развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и проект плана мероприятий по реализации Концепции на 2003 -2005 гг. с уточнением, предусматривающим добровольный режим принятия Группой взаимозависимых организаций формирования консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО.

Предложения Минфина России предполагают дальнейшее совершенствование РСБУО, обеспечивающее формирование бухгалтерской отчетности юридических лиц в полном соответствии с требованиями российского законодательства и принципами, закрепленными в МСФО. Одновременно предлагается разрешить формировать консолидированную финансовую отчетность только в соответствии с МСФО (путем трансформации бухгалтерской отчетности юридических лиц, составленной по российским правилам, в консолидированную финансовую отчетность по МСФО). Также в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и решением Конституционного суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. обосновывается сохранение государственного регулирования бухгалтерского учета в России.

Необходимость использования МСФО в РСБУО продиктована как превращением экономики России в составную часть мировой финансово-хозяйственной и информационной системы, так и возможностью использовать мировой опыт формулирования правил бухгалтерского учета для создания эффективной системы, обеспечивающий потребности рыночной экономики. Многие из экономических проблем, с которыми столкнулась в последнее время Россия, вполне можно было бы предвидеть и предотвратить, если бы в ней были внедрены МСФО, например проблема оттока и репатриации российского капитала из-за рубежа.

Российская компания может считать необходимой подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО в следующих случаях:

• иностранные клиенты рассматривают возможность установления долгосрочных торговых отношений;

• стратегические инвесторы проявляют интерес к созданию совместных предприятий;

• западные компании рассматривают возможность создания современного предприятия;

• компания предполагает выпуск ценных бумаг на международный рынок;

• компания принимает участие в проектах, финансируемых международными институтами.

МСФО представляют собой систему стандартов учета и отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя - инвестора, но и органы управления предприятием. В частности, одна из наиболее болезненных проблем приватизированных предприятий в России - это объекты социальной сферы и изношенные основные фонды. Их балансовая стоимость, полученная с использованием российских правил учета, нередко не имеет никакой реальной основы. Российские положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) содержат возможность проведения регулярных переоценок стоимости основных средств, однако не содержат требований по проверке активов на предмет их обесценения, которые существуют в МСФО.

Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или не полученный) ими дивиденд (процент) - это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а не его учетной политики, подстроенной под интересы налогообложения и не учитывающей потребности инвесторов. Такую уверенность может дать только соблюдение предприятием правил учета, признанных мировой практикой в качестве инструмента предоставления достоверной финансовой информации. Правила российского бухгалтерского учета на сегодняшний день не удовлетворяют требований иностранных инвесторов и кредиторов, работающих в соответствии с МСФО или СААР.

Проблемы, которые могут негативно повлиять на эффективность процесса перехода российского бухгалтерского учета на МСФО, следующие:

1. Неизбежность организации хозяйствующими субъектами параллельного бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности по российским правилам, обеспечивающим потребность судебной системы, статистики, бизнеса и налогообложения исходя из требований российского законодательства.

Введение требования составления и предоставления консолидированной отчетности по МСФО дополнительно к составлению отчетности по российским ПБУ не является переходом на МСФО, а лишь введением еще одного вида отчетности, поскольку на сегодняшний день отсутствует обязательность предоставления консолидированной (сводной) отчетности по российским правилам. Реальный переход на МСФО

может быть осуществлен лишь в том случае, когда компании, составляющие отчетность по МСФО, не будут одновременно обязаны составлять, представлять и раскрывать отчетность по российским правилам. Кроме того, введение требования составления и представления консолидированной отчетности по МСФО в дополнение к составлению отчетности по российским ПБУ создает дополнительные проблемы для пользователей в части анализа несопоставимых данных.

2. Острой проблемой остается отсутствие представительства России в Комитете по МСФО. Россия не может влиять на принимаемые Комитетом решения, давать свои комментарии. Это негативно отражается и на адаптации МСФО к РСБУО. Дальнейшие шаги, направленные на внедрение МСФО, могут быть не столь эффективными без решения вопроса о включении России в состав Комитета по МСФО.

3. Одной из проблем эффективности реформирования бухгалтерского учета является крайне недостаточный уровень обучения бухгалтеров и аудиторов МСФО. Повышение уровня квалификации бухгалтеров является одной из первоочередных задач, решение которых будет способствовать достижению целей перехода на МСФО в обозначенные Правительством РФ сроки.

4. Процесс перехода на МСФО должен сопровождаться формированием новой модели взаимоотношений государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации (СРО) оказывают существенную роль, повышая эффективность реформы. При этом должны быть обеспечены правовые условия деятельности СРО, которые должно создать государство.

5. Ключевым моментом является несогласованность действий различных ведомств и законодательных органов. На сегодняшний день российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по МСФО необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.

6. Необходимо провести инвентаризацию форм отчетности, предоставляемых российскими предприятиями в контролирующие органы, то

4 Налоговая политика государства в большинстве стран мира определяет следующее: 1) всякий гражданин, прежде всего, обязан исполнять законы той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, вкладывает капиталы и имеет имущество; 2) всякий гражданин обязан платить налоги, однако он не обязан вести свои имущественные и личные дела таким образом, чтобы обеспечивать максимальные налоговые платежи в бюджет.

есть восстановить цели использования запрашиваемой у предприятий информации и сформулировать требования на ее структуру. Кроме того, отдельной задачей является проверка требований, предъявляемых к отчетности предприятий, на непротиворечивость. Сегодня эти требования не только противоречат друг другу, но и значительно увеличивают риски (и издержки) предпринимательской деятельности в России.

7. Высокая степень координации необходима также для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом целесообразно в первую очередь обеспечить переход на МСФО только тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок с целью привлечения капитала, то есть проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно участники публичного размещения нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рискованности возможных вложений. Остальные предприятия, акции которых котируются на бирже, могут перейти на международные стандарты на втором этапе, когда будет подготовлена база для внедрения МСФО.

8. Отсутствует официальный перевод на русский язык МСФО, а также отсутствует система отслеживания и доведения до пользователей изменений в МСФО.

9. Практикующие бухгалтеры, аудиторы и предприниматели хорошо знают на своем опыте, что главный элемент современного бухгалтерского учета - его налоговая составляющая, определяющая финансовый результат работы предприятия. Кроме того, налоговая часть бухгалтерского учета требует значительных затрат времени и средств для решения правовых и фискальных проблем предприятия. Задача минимизации налогообложения, своевременного и правильного внесения платежей - основная часть нынешнего бухгалтерского учета. Попытки разделения учета на бухгалтерский и налоговый с выделением дополнительных требований к обеим формам, многочисленными нормативными документами, плохо стыкующимися между собой, характеризуют кризис управления в России, в том числе в области финансовой сферы.

10. Самой значительной проблемой на сегодняшний день является согласование налоговых систем. Чтобы страна могла вписаться в мировую экономику на правах состоятельного партнера, в налоговой сфере России целесообразно усилить национальный приоритет налогообложения и первичность доходов предприятия по отношению к его налоговым обязательствам4.

В связи с изложенным выше для решения проблемы эффективного перехода российского бухгалтерского учета на МСФО, необходимо принять в качестве основополагающего направления развития бухгалтерского учета в России осуществление работ по дальнейшему совершенствованию РСБУО, обеспечивающей сохранение единого экономического пространства, удовлетворение потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, включая органы государственной власти (судебная система, статистика, налоговые органы и т.д.), в достоверной информации. При переходе на международные стандарты целесообразно, во-первых, обогатить их достижениями отечественной бухгалтерской теории и практики, а во-вторых, максимально полно учесть все особенности реальной экономической жизни в России. Необходимо также создать рабочую группу из числа представителей заинтересованных министерств и ведомств с привлечением широкого круга специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, а также общественности по доработке Концепции развития учета и отчетности на среднесрочную перспективу, Концепции развития аудиторской деятельности, разработке нового закона о консолидированной отчетности, внесении необходимых дополнений и изменений в законы «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности» и других законов и нормативных актов, в частности:

• проведение срочной экспертизы действующего российского законодательства и действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, например, Международным центром по реформе системы бухгалтерского учета на предмет соответствия требованиям рыночной экономики и МСФО, их пересмотр и внесение необходимых изменений в подготавливаемые проекты нормативных документов по бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы и только при наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов (КМСФО, МЦРСБУ);

• разработка методологического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;

• устранение существенных различий в российской (национальной) и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятствующего сопоставлению

информации о российских предприятиях с их зарубежными аналогами;

• внедрение МСФО и аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику, в том числе в рамках вступления в ВТО;

• скорейшее опубликование официального текста МСФО и создание системы оперативного отслеживания публикаций и изменений в МСФО;

• введение ежеквартальной финансовой отчетности по МСФО у крупнейших российских акционерных обществ - основных эмитентов;

• формирование по-настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, налоговых и контролирующих органов, системы учета и отчетности;

• создание специального органа (с привлечением представителей профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов и других заинтересованных лиц) по нормативному регулированию бухгалтерского учета в России. В связи с этим целесообразно создание при ИПБ России и других профессиональных организациях общественных объединений по наиболее актуальным вопросам развития бухгалтерского учета, в частности, Национального совета по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования;

• обеспечение возможности индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории;

• согласование разночтений в методологии бухгалтерского и налогового учета с тем, чтобы данные бухгалтерского учета рассматривать в качестве основных для определения налоговой базы налога на прибыль;

• ускорение выпуска методических указаний по вопросу, связанному с перечнем экономически обоснованных затрат;

• ускорение введения формы подачи налогоплательщикам налоговых деклараций в налоговые органы в электронном виде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• активизация работ по информированию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;

• предоставление на законодательном уровне открытым акционерным обществам, ценные

бумаги которых котируются на фондовом рынке, а также юридическим лицам, входящим в группу, состоящую из головного хозяйственного общества или товарищества и контролируемых им (ими) зависимых от него других хозяйственных обществ, консолидируемая финансовая отчетность которой составляется на основе МСФО, права не составлять бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными правовыми документами Российской Федерации;

• включение отдельных положений стандартов МСФО в бухгалтерские экономико-математические модели, отображающие хозяйственную деятельность предприятий для решения проблем налогового планирования и прогнозирования финансового результата этой деятельности;

• введение в российский бухгалтерский учет специфических особенностей использования счетов доходов и расходов будущих периодов, а также отражение поступлений и затрат, приходящихся на конец отчетного периода;

• упрощение процесса ведения российского бухгалтерского (и налогового) учета и отчетности с целью предоставления бухгалтеру достаточного времени для решения своей главной задачи на предприятии - разработки принципов, приемов, методов и способов прибыльной его работы. А это, в свою очередь, неизбежно скажется положительно на экономике России в целом и на качестве жизни всех ее граждан;

• участие Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности в разработке и согласовании нормативных документов в рамках реформы РСБУО;

• срочное внедрение мер как по повышению качества работы над российскими стандартами учета, так и по организации контроля над процессом разработки и принятия МСФО.

Объективно оценить достигнутые результаты и определить дальнейшие направления совершенствования российских правил можно путем сравнения их с МСФО. Использование международного опыта бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО обогатит российскую практику. Перевод финансовой отчетности из РСБУО в МСФО важен для развития рыночных отношений в России, он вполне может быть осуществлен, поскольку финансовая отчетность отражает реальную экономическую жизнь. Нужно

только определить области согласования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

К сожалению, вопрос о том, будет ли внедрение МСФО в России способствовать устранению противоречия между системами налогового и бухгалтерского учета, очень серьезный, потому что в России налоговый и бухгалтерский учет традиционно выступали как единое целое. Несоответствие систем налогового и бухгалтерского учета - не только российская проблема. Как правило, в большинстве стран при ведении учета для целей налогообложения можно использовать и бухгалтерский учет по международным стандартам. Для этого требуется внести некоторые, не очень сложные изменения. Если устранить принципиальные отличия российского бухгалтерского учета, связанные с его налоговой составляющей, то достаточно ввести некоторые изменения в план счетов и в методологию их применения, а также разбить процесс составления баланса на более мелкие этапы с выделением пробного баланса.

Для решения связанных с этим проблем, необходимо, чтобы российский бухгалтерский учет строго соответствовал МСФО. Поэтому главная задача - разработать соответствующие МСФО российские стандарты бухгалтерского учета, получить одобрение КМСФО и внедрить эти стандарты.

Российская бухгалтерская школа имеет профессионалов высокого класса. Для них и для крупных акционерных предприятий, привлекающих (или собирающихся привлекать) инвестиции ТНК, переход от национального бухгалтерского учета к учету по принципам МСФО не вызовет значительных трудностей и Может быть решен без относительно больших затрат времени и средств.

Однако следует помнить, что традиции российского бухгалтерского учета состоят в:

• государственном подходе к решению экономических задач;

• общественных формах хозяйствования с большой социальной составляющей и круговой порукой;

• приоритете промышленного (производственного) капитала по отношению к другим его видам;

• системе ценообразования на базе скрупулезного учета затрат;

• высоких моральных принципах в области экономических, политических и идеологических отношений.

Поэтому российскому бухгалтерскому учету нет острой необходимости слепо копировать все положения МСФО. Целесообразно выбрать из них

только те, которые максимально подходят к российским условиям.

Большинство стран только начали процесс перехода на МСФО. И если рассматривать этот процесс в ближайшей перспективе, то, конечно, в большинстве стран, в том числе и в России, их адаптируют с учетом национальных традиций. Для внедрения МСФО необходим определенный переходный период. МСФО характеризуются относительно меньшей сложностью (чем, например, GAAP США) и, следовательно, требуют меньших затрат. МСФО появились в результате консенсуса национальных систем учета, основанных на рыночной системе хозяйствования, и сохраняют возможность их углубления и конкретизации в соответствии с российскими традициями регулирования бухгалтерского учета.

Приведение российского бухгалтерского учета в соответствие с МСФО сказалось бы позитивно на экономическом развитии России.

С другой стороны, МСФО, скорее всего, никогда в полной мере не будут реализованы ни в России, ни в какой другой стране, что объясняется их национальными особенностями и традициями в бухгалтерском учете, а также тем широким выбором применения МСФО, который в них заложен.

В рамках мер, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и прозрачность юридического учета, контроля, а также финансовой отчетности российских организаций, включая финансовые структуры, через снижение рисков в экономике, необходимо:

• обеспечение в процессе внедрения МСФО в первую очередь реальной "работоспособности" уже действующих принципов учета и закрепление принципа нейтральности информации. И лишь затем следует разрабатывать учетные МСФО, определяющие специфические проблемы учета отдельных активов, обязательств, статей капитала и хозяйственных операций, опираясь на зарубежный опыт и учитывая практику, сложившуюся в России;

• наполнение финансовой отчетности российских организаций, поскольку она по форме достаточно близка к западному формату, реальным содержанием, определив правила учета и отражения статей на основании рекомендаций МСФО;

• присоединение к процессу реформирования системы учета международного финансового рынка с тем, чтобы не только быть в курсе соответствующих изменений, но и, по возможности, влиять на этот процесс в интересах

России, для чего принять меры по обеспечению представительства России в КМСФО. При этом сложившаяся на финансовом международном рынке ситуация является как нельзя более благоприятной для России, которая формирует новую систему бухгалтерского учета и отчетности, в том числе с целью выхода на этот рынок;

• организация широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке российских руководителей организаций, бухгалтеров и аудиторов в соответствии с новыми повышенными требованиями. Необходимо осуществление поддержки разработки российских стандартов бухгалтерского учета, основанных на МСФО. Для этого необходимо разработать и реализовать соответствующие государственные образовательные стандарты и учебные программы для обучения практиков МСФО и руководителей российских акционерных обществ и других организаций, составляющих свою отчетность на основе МСФО, и установить квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих МСФО при подготовке консолидированной финансовой отчетности и составлении бухгалтерской отчетности юридических лиц, а также к аудиторам и аудиторским организациям, осуществляющим оказание аудиторских услуг для указанных организаций;

• обеспечение правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в процессе организации перехода на МСФО при повышении роли института профессиональных бухгалтеров;

• повышение роли института профессиональных бухгалтеров;

• привлечение к разработке стандартов, а также к доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, широких кругов общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов. Для этого необходимо проведение в российских регионах профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

Однако здесь следует подчеркнуть, что борьба за защиту инвесторов и создание максимальной прозрачности эмитентов для инвесторов в некоторых крайних проявлениях может фактически блокировать доступ на рынок небольших, вновь создающихся эмитентов - слишком подробные стандарты раскрытия информации могут делать эмитентов беззащитными перед конкурентами, поскольку требуют раскрытия большого объема информации, которая может быть отнесена к коммерческой тайне (а если эмитент относится к высокотехнологическим и оборонным отраслям, подобные международные стандарты раскрытия информации могут нести в себе угрозу и национальным интересам).

Сходства и различия бухгалтерского учета и отчетности в Монголии и России

Причины, обусловившие реформы систем бухгалтерского учета и отчетности в России и Монголии, схожи в сложившихся условиях, что связано с единой конечной целью - формированием единой, общепринятой, понятной и достоверной системы финансовой отчетности. Монголия и Россия делают первые шаги по пути к МСФО. Рассмотрим сходства и различия достигнутых результатов после первого этапа реформ (таблица).

Таблица

Сходства и различия бухгалтерского учета и отчетности в Монголии и России

Монгольская практика Российская практика

1. Цель отчетности - предоставление информации о финансовом положении и деятельности фирмы заинтересованным пользователям

2. Перечень пользователей в монгольской и российской практиках в целом совпадает

Различия

1. Финансовая отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы инвесторов и кредиторов 1. Бухгалтерская отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы государственных налоговых органов и служит средством контроля за выполнением законодательства и правильностью исчисления налогов

2. Финансовая отчетность должна помогать пользователю в прогнозировании поступлений денежных средств от объекта инвестирования или кредитора 2. В российском законодательстве напрямую такая задача перед бухгалтерским учетом не ставится

3. Законодательство Монголии выделяет внутренних и внешних пользователей 3. Российское законодательство делит пользователей на внутренних (руководство и собственники фирмы) и внешних, дает перечень пользователей, которым бухгалтерская отчетность предоставляется в обязательном порядке (остальные пользователи подробно не перечисляются). Законодательство РФ не характеризует интересы всех групп пользователей бухгалтерской отчетности

4. Руководство фирмы по законодательству Монголии не является основным пользователем финансовой отчетности 4. Руководство фирмы относится законодательством РФ к основным пользователям бухгалтерской отчетности и указывается первым в перечне пользователей

5. Законодательство Монголии не ставит цель использования финансовой отчетности для решения управленческих задач 5. По законодательству РФ решение управленческих задач является одной из целей использования бухгалтерской отчетности

6. Законодательство Монголии не ставит цель использования финансовой отчетности для достижения безубыточности фирмы 6. Законодательство РФ ставит цель использования бухгалтерской отчетности для достижения безубыточности фирмы

• разработка и внедрение эффективной системы контроля за качеством аудиторской деятельности, соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;

• принятие дополнительных мер по повышению профессионализма сотрудников контролирующих органов, осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;

• принятие комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности при дифференцированном подходе к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций;

• проведение систематического анализа результатов реформ систем бухгалтерского учета и отчетности в России и их сопоставление с зарубежной практикой, включая основные этапы внедрения МСФО на предприятиях; взаимосвязь финансового, налогового, статистического и управленческого учета и отчетности в системе корпоративного управления, с описанием ключевых пользователей и исполнителей на всех этапах подготовки отчетности.

Из таблицы видно, что хотя реформы, проводимые в Монголии и России, преследуют одинаковые цели, система финансовой отчетности Монголии более соответствует МСФО. Существенные различия заложены в самом законодательстве России. Самое важное из них - фискальная направленность РСБУО, предназначенной, прежде всего, для государственных налоговых и статистических органов, а не для отражения интересов собственников, инвестировавших свои средства в организацию. В российской практике допущены серьезные отступления от МСФО в определении цели финансовой отчетности -по-прежнему российский бухгалтерский учет и отчетность являются и налоговым одновременно, что не способствует отражению российскими организациями достоверной информации.

В Монголии, наоборот, приняты цели предоставления финансовой отчетности и ее ориентация на инвесторов и кредиторов, утвержденные МСФО. Использование финансовой отчетности как необходимой информационной базы для оценки финансового состояния организации при принятии ее пользователями экономических, инвестиционных, организационных и иных управленческих решений представлена лишь в монгольской практике.

Еще одним серьезным несоответствием является различие в определении цели финансовой отчетности для самой организации: в то время как МСФО разделяет учет финансовый и управленческий, российское законодательство сводит их к единому понятию.

Несмотря на различия в применении рекомендаций МСФО, монгольский и российский бухгалтерский учет стали ближе друг к другу и к МСФО: были заложены основы ведения национального бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Продолжение реформ в дальнейшем будет связано, главным образом, с изменениями в МСФО и с исправлением допущенных ошибок при формировании основ соответствующих национальных систем бухгалтерского учета и отчетности.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Кукса И.С., Чайковская Л А. Достоверность бухгалтерской отчетности: международные стандарты и российская практика. Сборник статей. М.: Рос. экон. акад., 1999.

4. Цэдэнрагчаагийн П., Чайковская Л.А., Попов МЛ., Филин С. А. Практика введения международных стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита в Монголии // Международный бухгалтерский учет. 2002. № 7(43).

5. Волкодав Ю.П., Олейников Е.А., Филин С.А., Пирогов М.В. Инвестиционная политика современной России: Коллективная монография / Под ред. акад. Е.А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад., 2001.410 с.

6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности".

7. Варнавский В.В., Норбу В.Я. Факторы нестабильности, влияющие на инвестиционный климат и выбор приоритетов экономической политики / Под ред. д.т.н., проф. Е.А. Олейникова и д.э.н., проф. И.Г. Шилина. Инвестиции, инновации и экономическая безопасность. Труды секции "Инвестиции и экономическая безопасность" (вып. 7). М.: Рос. экон. акад., 2003. С. 49 - 59.

8. Евмененко Т.О. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 2000. № 3.

9. Учет по международным стандартам // Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: "Фонд развития бухгалтерского учета", 2001.

10. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утв. Правительством РФ 06.03.98. № 283.

11. Лауфер М.А. Глобализация финансовых рынков на рубеже тысячелетий // Финансы и кредит. 2000. № 6(66). С. 35 - 49.

12. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

13. Финансовая газета. 2003. 22 мая.

14. Проект Концепции развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и проект плана мероприятий по реализации Концепции на 2003 -2005 гг.

15. Резолюция Четвертого Международного финансового форума бухгалтеров и аудиторов. 26 - 27 мая 2003 г., Москва.

16. МСА 700 "Аудиторское заключение по финансовой отчетности".

17. Приказ министра финансов и экономики Монголии от 22.12.2000 № 116 "Об утверждении инструкции" в качестве приложения реестра счетов бухгалтерского учета и примерной инструкции ведения счетов.

18. Закон от 13.12.2001 "О бухгалтерском учете". Улан-Батор. Монголия.

19. Закон от 01.05.97 "Об аудите". Улан-Батор. Монголия.

20. Закон (1995 г.) "О ценных бумагах". Улан-Батор. Монголия.

21. Материалы международного семинара по проблемам "Практика ведения учета и финансовой отчетности в евроазиатских странах". Улан-Батор. Монголия, 2001.

22. Программа реформирования бухгалтерского

учета в Монголии в соответствии с МСФО, утвержденная приказом министра финансов от 27.12.1999 г. № 215.

23. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. М.: Экзамен, 2003. 832 с.

24. Аныиин В А., Филин С А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учебное пособие. М.: Анкил, 2003. 360 с.

ф.сп-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X Л X X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

71222

(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ!

Финансы и кредит

(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)

Количество /

комплект в 1

Кому

¡.ФА \ття. !ТНТП(И4ЛМ>

ЛИТЕР

пв МЕСТО

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

71222

(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансы и кредит

(НАГ [МЕЛО ВАННЕ ИЗДАНИЯ)

Стои- подписки | Р\'б. КОП. Количество 1

мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ | Руб. коп. комплектов

На 2004 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

(АДРЕС 1

Кому

(ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.