Научная статья на тему 'Школы Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков)'

Школы Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
742
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее образование / Великая Отечественная война / средняя школа / педагогические кадры / учебный процесс / the Great Patriotic war / general school / schoolchildren / teachers / educational training process

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казакова Ксения Сергеевна

Рассматриваются проблемы организации общего образования в годы Великой Отечественной войны. Дается анализ политики государства и деятельности местных органов власти по обеспечению учебного процесса в школах Кировского района. Приводятся сведения о содержании и результатах патриотической работы в школах, а также рассматриваются особенности повседневной жизни школьников в военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLS OF THE KOLA NORTH DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (FOR THE 70th ANNIVERSARY OF RELEASES OF THE POLAR REGION FROM FASCIST AGGRESSORS)

The article is devoted to the analysis of the government’s activity in the field of national education in the days of the Great Patriotic War. The analysis of government policy and activities of local authorities for ensuring educational process at schools of Kirovsky district is given. Сontents and results of patriotic work аt schools are revealed, besides features of everyday life of school students in a wartime are considered.

Текст научной работы на тему «Школы Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков)»

УДК 371.2(470.21):9 (с) 27

К.С.Казакова

ШКОЛЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (К 70-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЗАПОЛЯРЬЯ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ)

Аннотация

Рассматриваются проблемы организации общего образования в годы Великой Отечественной войны. Дается анализ политики государства и деятельности местных органов власти по обеспечению учебного процесса в школах Кировского района. Приводятся сведения о содержании и результатах патриотической работы в школах, а также рассматриваются особенности повседневной жизни школьников в военное время.

Ключевые слова:

общее образование, Великая Отечественная война, средняя школа, педагогические кадры, учебный процесс.

K.S.Kazakova

SCHOOLS OF THE KOLA NORTH DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

(FOR THE 70th ANNIVERSARY OF RELEASES

OF THE POLAR REGION FROM FASCIST AGGRESSORS)

Abstract

The article is devoted to the analysis of the government's activity in the field of national education in the days of the Great Patriotic War. The analysis of government policy and activities of local authorities for ensuring educational process at schools of Kirovsky district is given. intents and results of patriotic work аt schools are revealed, besides features of everyday life of school students in a wartime are considered.

Key words:

the Great Patriotic war, general school, schoolchildren, teachers, educational training process.

В 2014 г. отмечается 70-летие разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Борьба с врагом шла как на боевых фронтах войны, так и в тылу. Великая Отечественная война серьезно отразилась на деятельности системы образования. Решение проблем общего образования в годы войны имело большое значение для достижения Победы и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем, в обширной историографии Великой Отечественной войны вопросам образования не уделяется должного внимания. Можно выделить лишь некоторые специальные исследования, а также обобщающие труды, в которых рассматривалась деятельность общеобразовательной школы на Кольском Севере в условиях Великой Отечественной войны [Киселев, 2005]. Вместе с тем, в этих работах основное внимание уделяется рассмотрению проблем, связанных с основными трудностями обеспечения учебного процесса в крупных городах нашего региона, тогда как героические страницы жизни школ в отдаленных регионах представлены фрагментарно. В данной статье предпринята попытка восполнить пробелы в освещении работы школ

Кировского района (к которому относились и школы, расположенные в пос.Апатиты) в годы Великой Отечественной войны.

Источниками послужили прежде всего архивные документы, собранные в фондах Государственного архива Мурманской области (ГОКУ ГАМО). В работе были использованы различные отчеты о работе школ в военное время, приказы по основной учебной деятельности, позволяющие представить особенности кадровой политики в военное время, учебные программы. Незаменимым источником послужили периодические издания, в основном, материалы местной прессы, освещающие героическую страницу жизни школы в условиях тяжелого военного времени. Кроме того, в работе были использованы воспоминания очевидцев о военном времени, позволяющие представить повседневную жизнь школьника тех лет.

Кировский район с первых дней Великой Отечественной войны оказался в прифронтовой зоне. Первый массовый воздушный налет вражеской авиации на г.Кировск и железнодорожную станцию Апатиты был произведен 28 июня 1941 г. Нападение фашистской Германии поставило систему образования в тяжелую ситуацию. Школы № 1 и № 3 г.Кировска были приспособлены под эвакогоспитали. Подвальные помещения школ были переоборудованы под газо-и бомбоубежища. Война наложила свой отпечаток на весь строй учебной жизни. Так, 1 сентября в кировской школе № 1 каждый учитель начал свой урок с беседы о том, что нынешний учебный год начинается в условиях Великой Отечественной войны, которая требует перестроить всю работу школы на военный лад. Все школьники были ознакомлены с правилами поведения во время воздушной тревоги. «У дверей своего класса стоят малыши, некоторые из них первый день пришли в школу. Даже самые маленькие заняты обсуждением злободневных вопросов. Они внимательно слушают товарищей, которые понятным детским языком рассказывают, как выйти из местности, зараженной отравляющими веществами», - так описывается обстановка в школе № 1 г.Кировска в первый сентябрьский день 1941 г. [Кировский рабочий, 1941, 3 сент.].

Работа школ осложнялась процессами эвакуации и реэвакуации населения в регионе. За июль-август 1941 г. из Кировска уехало 18 тыс. жителей, в том числе 11.5 тыс. детей [ГОКУ ГАМО. Ф.7. Оп.3. Д.1. Л.17]. В соответствии с постановлением Мурманского облисполкома об эвакуации детей из городов Мурманской обл. эвакуация детей до 7-летнего возраста производилась с матерями, дети с 8 до 14 лет эвакуировались без родителей и распределялись по детским домам [Кировск в документах ..., 2006: 205]. Работа по эвакуации детей школьного возраста легла на плечи работников образования. Согласно архивным документам, детей эвакуировали в Архангельскую, Вологодскую области, Мордовию, Татарию, где они размешались в интернатах и детских домах. С самого начала войны детей школьного возраста эвакуировали из Мурманска, так как он особенно пострадал от бомбежек. На заседании облисполкома 10 августа 1941 г. было принято решение об обязательной эвакуации детей в интернаты в Кандалакшу, Мончегорск, Кировск. Осенью 1942 г. в Кировск прибыла первая партия детей в количестве 90 человек, а с 1 октября еще 160 старшеклассников [Очерки, 2006: 365]. Обустраиваться на новом месте было очень тяжело. Не хватало самого необходимого, кроватей, посуды, с трудом были подобраны воспитатели и

обслуживающий персонал [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.59]. Содержание в интернате частично оплачивалось родителями воспитанников. Так, стоимость содержания в интернате на одного учащегося в 1942 г. за счет средств родителей составляла 105 руб. в месяц, исходя из расчета расходов на питание 3 руб. 80 коп. в день, остальные расходы по содержанию детей брало на себя государство [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.39]. В комнатах жили по 2-5 человек. Жизнь в интернате была нелегкой. В одном из писем-воспоминаний рассказывается, как дети делали для фронта домино из деревяшек и в то же время пытались бежать из интерната домой в Мурманск [Цит. по: Очерки, 2006: 365] У одного из воспитанников Кировского интерната Василия Сахно осталось в памяти, как детей по ночам на телеге возили в баню: «Для страховки сверху одеялами закрывали. Мне очень хотелось посмотреть, что там снаружи? Я откидывал край одеяла, но в темноте видел только звезды» [Цит. по: Очерки, 2006: 365]. В связи с увеличением числа детей, эвакуированных из Мурманска в Кировск, в 1943-1944 гг. была расширена сеть школьных учебных заведений: в частности, увеличено число комплектов начальных классов по средней школе № 11, а также 5-7 классов, кроме того, было увеличено число классов в неполной Апатитской средней школе [Кировск в документах ..., 2006: 234]. Интернаты действовали до лета 1944 г., затем все воспитанники, кто имел родственников, вернулись домой. Но осталось и много сирот, которым некуда было возвращаться. Кировский интернат был переформирован в детский дом № 3.

Трудности военного времени сразу же отразились на успеваемости учащихся. Как отмечалось в отчете заведующего районо Т.Новицкого о работе школ в 1941-1942 гг., «школы закончили учебный год неудовлетворительно. Успеваемость за год выразилась в 80%, из 409 учеников отчислено 3 человека, оставлены на 2-й год 31 учеников, получили осенние испытания 51 человек. Отстающими по успеваемости явились 5-7 классы» [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.99]. Новый 1942-1943 г. школы также встретили в тяжелых условиях военного времени: тетрадями школы были обеспечены лишь на начало учебного года, отсутствовали в продаже ученические ручки. В школе не хватало электролампочек. Многие учащиеся нуждались в одежде и обуви [ГОКУ. Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.59].

Несмотря на столь сложную обстановку, со стороны правительства и местных органов принимались меры для продолжения учебного процесса. Тем не менее, количество запланированных учебных занятий также сокращалось по объективным причинам. Нормальный ход учебных занятий прерывался в зимнее время из-за отсутствия топлива и электроэнергии. Занятия были вынуждены прекращаться во время вражеских бомбежек и артиллерийских обстрелов. Свидетельница тех лет Егорова Светлана Андреевна вспоминает, что их семью должны были эвакуировать в г.Иваново. Мама в то время работала в саду, где был карантин по кори, поэтому в эшелон их семью не взяли, так всю войну они прожили в Апатитах, в военное время здесь действовала только начальная школа, где дети учились с 1-го по 4-й класс. Ребята постарше учились в Кировске и жили в интернате. Светлана Андреевна Егорова вспоминает, что в начале зимы 1941 г. была сильная бомбежка. Рядом с интернатом находились зенитки, которые стали стрелять по немецким самолетам, а те, в свою очередь, бросали бомбы по зениткам. «Было слышно, как вначале бомба летит

со свистом, а затем взрыв. Дети все были перепуганы, некоторые плакали. А наши родители всю ночь стояли на улице, видели это зарево, слышали взрывы и гул самолетов и не знали, живы ли мы или нет. А наутро приехали и забрали нас, сказали, что если умирать, то вместе» [Была война ..., 2005]. О вражеских бомбежках вспоминает и жительница пос.Апатиты Кучина Валентина Михайловна. Ее отец в первый же год войны ушел на фронт, а мама с четырьмя детьми не решилась ехать в эвакуацию. «Осенью этого страшного года я пошла в школу. Мама уходила на работу очень рано, и до того как отправиться в школу, я и старшая сестра должны были снести малышей в ясли в Тик-Губу. Три раза в день как по расписанию прилетали самолеты и бомбили аэропорт, железнодорожную станцию, депо и летели дальше в Кировск. Днем из школы как по сигнальной тревоге ученики убегали в бомбоубежище, а затем возвращались и снова продолжали учиться. После школы мы собирали золу для полей, макулатуру, металл. Было мало учебников. Давали один на троих или четверых, тетради делали из оберточной бумаги или газет. Хватили мы и голода и холода», - вспоминает Валентина Михайловна [Была война ..., 2005].

Одной из трудностей военного времени при организации учебного процесса являлась нехватка педагогических кадров. Многие из учителей покинули регион в период эвакуации, были мобилизованы в ряды Красной армии. Согласно книге приказов в первые военные годы из школы ушла значительная часть педагогического состава. Многие женщины были эвакуированы, некоторые просили о переводе их на работу в военные госпитали [ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.44. Л.], учителя мужчины были призваны на фронт. Так, в 1941 г. в ряды Красной армии был мобилизован зав. Кировским роно П.Ш.Зекцер, директор Восточно-Губской начальной школы В.С.Воробьев и многие другие [ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.44. Л.35]. Для решения данной проблемы СНК СССР в постановлении от 28 июля 1943 г. «Об обеспечении начальных, начальных средних и средних школ РСФСР учителями в 1943-1944 учебном году» потребовал возвратить с 1 сентября на педагогическую работу всех учителей, работающих не по специальности [Цит. по: Малхасян, 2011: 62]. «Каждый учитель, оставшийся в школе, должен работать с удвоенной энергией, чтобы не отстать от товарищей, ушедших на фронт, от каждого учителя требуется не только глубокие и прочные знания по своему предмету, но и овладеть военным делом, чтобы в любой момент сменить книгу на винтовку, встать в ряды защитников Отечества. Свою школу учитель должен сделать крепостью от воздушного нападения, оберегать детей от фашистских стервятников. Все силы отдать воспитанию патриотов Родины», - говорилось в заметке «Боевые задачи учителей и учащихся, опубликованной в местной прессе [Кировский рабочий,

1941, 3 сент.].

В военные годы серьезной проблемой организации учебного процесса являлась острая нехватка школьного инвентаря, учебников и письменных принадлежностей. О необеспеченности школ необходимыми пособиями говорит нам и статья «Скупка учебников - дело большой важности», опубликованная в газете «Кировский рабочий» 19 июля 1942 г., которая призывала все комсомольские организации оказать помощь в скупке у учащихся и населения подержанных учебников для обеспечения ими школьников [Кировский рабочий,

1942, 19 июля].

Особо остро стоял вопрос с организацией питания школьников. Фактически уже зимой 1941 г. Кольский полуостров оказался отрезанным от центра страны. В декабре 1941 г. немцы захватили Петрозаводск, перерезали Кировскую железную дорогу - основную магистраль, связывавшую наш регион с центром страны. Подвоз продуктов практически прекратился. Основными сельскохозяйственными предприятиями в годы войны были совхоз «Индустрия» и колхоз «Заполярный труд» в пос.Тик-Губа. В годы войны увеличилось число подсобных хозяйств, деятельность которых также была направлена на обеспечение жителей продуктами питания. «На полях совхоза «Индустрия» работали все: и взрослые, и дети. Во время войны у всех были коза, огороды; ходили в лес за грибами и ягодами. Это была хорошая прибавка к карточкам, по которым выдавали продукты», - вспоминает школьница тех лет С.А.Егорова [Была война ..., 2005]. Практически каждая школа имела свой участок, на котором трудились школьники. «В целях создания продовольственной базы во всех школах засеяны пришкольные участки и организован сбор грибов и ягод», -говорится в отчете о работе школ г.Кировска за 1941-1942 гг. В протоколе заседания бюро Кировского районного комитета ВКП(б) о предоставлении лучших хозяйств на доску почета отмечен и школьный огород средней школы № 1 г.Кировска, на котором силами учащихся было выращено свыше 130 центнеров картофеля [ГОКУ ГАМО Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.35]. Свидетельница тех лет С.А.Егорова вспоминает: «В доме все стало по-другому: знакомых почти никого не было. Продуктов не хватало, особенно хлеба. Все выдавалось по карточкам. Есть хотелось всегда. Дома в наши обязанности входило выучить уроки, наносить воды и дров, а также полностью следить за порядком в доме» [Была война ., 2005].

В целях обеспечения школьников питанием во всех школах организовывались горячие завтраки за счет помощи колхозов и выделения картофеля и овощей от подсобных хозяйств предприятий и учреждений. В соответствии с постановлением правительства школьники должны были бесперебойно получать в день 50 г хлеба и 10 г сахара или кондитерских изделий. На предприятия местной промышленности и кооперации была возложена задача изготовления для школьников одежды и обуви. З.Г.Мирохина-Гришина, в 1943 г. поступившая в Кировский интернат, вспоминает: «Когда мы были на кухне, нужно было чистить картошку, а мы ели ее сырой, она нам нравилась. На ужин давали кусок хлеба, кусок свиного сала, и стакан чая. Сало давали со шкуркой, которую мы жевали весь вечер как жвачку». Школьница тех лет Пимкина Римма вспоминала: «.Школьный завтрак. Тяжелый сыроватый брусочек черного хлеба, маленькая горка сахарного сероватого песка на клетчатой салфетке. Мы макали хлеб в песок. Как вкусно! До сих пор у меня сохранилось трепетное отношение к хлебу» [Была война ..., 2005].

Учебный процесс в годы войны в основном осуществлялся в соответствии со сложившимися к концу 1930-х гг. программами, формами и методами обучения. Вместе с тем, в условиях военного времени происходила перестройка содержания и структуры учебно-воспитательной деятельности. В особенности это коснулось допризывной подготовки учащихся. СНК СССР 11 августа 1941 г. издал постановление «Об усилении военной и физической подготовки учащихся в 8-10 классах средней школы». Согласно рекомендациям правительства, Наркомпрос РСФСР увеличил количество учебных часов

на военно-физкультурную и военно-санитарную подготовку в восьмых классах -с 1 до 3 ч, в девятых классах - с 2 до 4 ч, в десятых классах - с 2 до 5 ч за счет сокращения часов по истории, географии и литературе. В соответствии с постановлением ГКО СССР от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», юноши и девушки, достигшие 16 лет, должны были проходить обязательную военную подготовку. В этих целях в старших классах было введено обязательное военно-физическое обучение. В отчетах о работе школ Кировского района учителя призывались «с особым вниманием отнестись к испытаниям по военному делу, так как они более сложны, чем по другим предметам». Опытные учителя должны были помочь военрукам точно рассчитать время, спланировать и провести проверочные испытания [Кировский рабочий, 1943, 1 апр.]. С начала 1942 г. было введено изучение основ сельского хозяйства как предмет школьного обучения.

Военная обстановка требовала, чтобы школа усилила внимание вопросам трудового воспитания учащихся, закрепила связь с производством. «Не на должной высоте окажется тот педагог, который не приучит детей стойко переносить неизбежные в военных условиях трудности. Не на должной высоте окажутся те воспитатели, которые не дадут почувствовать ребятам, что школа и общественно-полезная работа - их фронт», - такой призыв был опубликован в центральной газете «Правда» от 24 марта 1942 г. [Кировский рабочий, 1942, 27 марта]. Конечно, главным делом для школьников оставалась учеба, но после учебы старшеклассники осваивали основы производства.

При артели «Заполярный артельщик» были открыты специальные мастерские по производственному обучению школьников. Учащиеся старших классов по 2 часа в день обучаются швейному сапожному делу, кроме того, они привлекаются для помощи мастерам непосредственно на производстве [Кировский рабочий, 1943 28 февр.]. В выпуске газеты «Кировский рабочий» от 13 января 1943 г. читаем о том, что школа направила учеников работать в цех, где они занимались обклейкой и упаковкой спичек. Но основная работа на предприятиях проводилась школьниками во время летних каникул. Выпуск от 22 июля 1942 г. сообщает, что в школе был организован столярный кружок, в нем занимались девочки 6-7 классов. 1 июня 1942 г., т.е. сразу после того как закончились занятия в школе, они пошли работать на предприятие. Школьницы Оля Григорьева и Лида Носачева так писали об этом в газете: «Мы гордились и радовались. Мы шли в цех на смену отцам, старшим братьям и сестрам, мы шли помогать Родине и Красной Армии в эти грозные дни. Мы вкладываем частицу своего труда в большое и почетное дело». Ученица 7-го класса Т.Юрьева во время летних каникул также работала в швейной мастерской, чтобы быстрее освоить профессию портнихи и работать наравне со взрослыми [Кировский рабочий, 1942, 10 мая]. З.Г.Мирохина-Гришина, воспитанница Кировского интерната, пишет, что они с подругой, помимо работы на ферме решили найти еще какое-нибудь полезное дело. Они пошли в госпиталь, который располагался в школе № 1, чтобы помогать медперсоналу. «Мы ухаживали за ранеными: писали письма, мыли посуду после еды, по просьбе раненых звали медсестру или санитарку». З.С.Никитина, будучи школьницей в военные годы, вспоминает: «Весной, когда наступили каникулы, мы и многие из наших знакомых пошли в совхоз работать: пололи, обсыпали капусту каким-то зеленым порошком, собирали камни. Кроме работы в поле мы с мамой с 1944 г. стали

разрабатывать свои огороды. Выходили втроем и ломом и лопатой раскорчевывали целину. Посадили огород, и уже следующая зима не была так страшна. Большим подспорьем были грибы и ягоды. Кроме того, что запасали их на зиму, ягоды рассыпали по кулечкам и выходили к поездам продавать и менять на хлеб» [Была война ..., 2005]. Публикации в местной прессе также пестрят рассказами о судьбах молодых кировчан. Так, в заметке от 7 февраля 1943 г. рассказывается о судьбе 14-летнего парня, который вынужден был оставить школу и пойти на производство. Его отец в начале войны ушел на фронт, а вскоре мать тяжело заболела и вынуждена была уйти с работы по инвалидности. Необходимость обеспечивать семью, своих маленьких братьев и сестер вынудила Николая Митюкова уйти работать в токарную мастерскую. Во исполнение задач всеобуча подростков, занятых на производстве, Совет народных комиссаров 15 июля 1943 г. принимает решение о создании школ рабочей молодежи, а в 1944 г. - школ сельской молодежи.

Особое внимание уделялось занятости младших школьников в дни летних каникул. Для организованной работы с детьми создавались пионерские лагеря, отличительной чертой которых являлось введение в лагере самообслуживания: дежурство по кухне и в столовой, уборка палат, колка и пилка дров, подноска воды, хлеба, молока из магазина и т.д. [ГОКУ ГАМО. Ф.71. ОП.1. Д.51Б. Л.46 об.].

В дни летней оздоровительной кампании школьники посещали с экскурсиями Ботанический сад, Юкспорскую метеостанцию, Ловчорритовый рудник. Кроме того, школьники занимались и общественно полезной работой: было собрано 49 кг мать-мачехи в сыром виде и 1.5 кг в сухом, 13 кг цветов черемухи в сыром виде, 3 кг толокнянки в сухом виде. Заготовлено на корм скоту для лечхоза 405 шт. веников и 450 кг иван-чая. Собрано 388 кг черники [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.46 об ].

В годы войны существенно изменилось содержание внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Главным стало военно-патриотическое воспитание школьников, использование свободного от учебных занятий времени для посильной работы в сфере производства, участия в общественной жизни. В школе-интернате систематически выпускались бюллетени, посвященные Великой Отечественной войне, и «Боевой листок», рассказывающий о жизни учащихся в школе и помощи, оказываемой фронту [ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.44. Л.60]. В школе № 1 через день проводились часы политинформации. Сообщались очередные сводки Совинформбюро, зачитывались отдельные статьи из газет, доклады делали и сами ребята. Так, в декабре учащиеся подготовили доклады на темы: «О Сергее Мироновиче Кирове», «Подпольная работа товарища Сталина», «О великом летчике Чкалове», «О зверствах фашизма» и др. Как сообщала учитель 9-го класса школы № 1 г.Кировска А.В.Полякова: «Политико-массовая работа в классе вызывает у учащихся стремление быть в курсе происходящих событий в стране, поднимает их до уровня требований обстановки» [Кировский рабочий, 1942, 30 янв.] Даже в дни зимних каникул в программу мероприятий включались лекции об Отечественной войне 1812 г., А.В.Суворове, организовывались военизированные походы [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.516. Л.12] (рис.).

Л Л_я И

Пповедеии» эймвих к.-накул учащихся аколь г.иаровск-"У в »а*.—.о учебкои году.

Ьероприятая ^д Новогодняя елк-■¿_43г. ¡.овогоднь- елк- •

ли'ко

-43г. Льшв-я внл-зк-

йоенлэиров-кнь.;. поход Лекция * Суворов" Лыхн-и вы-зк-л-т-вье в- с-вя-х ■лво

-43г. лекцвл и-яковски ¡1 -пл-кенвь., триоун революции ъечер кл-сс-К-т-нье в- с-нк-х а ковьх-х лин о

. ответствен.а* иеропр.

в-вилов-.олбкин»

¿елогл-'Зовг' оелогл-ьов- ,г.еипи. лреи еев-Ееневоь,лопок-« лккургтовт-дккур-тов-

пккурпов-

лопок-.»

Лог в ив

полнк ов~ лкк ур-тов-

лопог-

^лениэаров-кьы. поход в- -0 клм. лкгур7тов-,«о;>ляков,,.р-ыов - ------" I Зк[

1111 но -43 г. секция

Зя ок ан-дребенцов-¿реиеев-

двдреев-

Отечествевв-в воин- ^Ъ-^г.. 1-л-аов-

Художественпое чтение лудояественпое чтение п-т-нье н- с-нк-х

дечер книга я-т-кье в- коньк-х а лш-х Свор пионерской дружань ..и но

-43 г. вкл-ак-

к-т-нье н- юньг-х и с-нк-х. чтение киига.бесед- по книге овчер отдых- и стреча с ¿ОиЦ-иа

олбкин-лккур-тов-лопск-я,1ро,.нкер ильнвск-я.иле^нинов-

АХКур-ТОБ- ,ИОбЛяЬОВ,лр-МОВ

лрабенцов-, ^рквцев-иоллковз,оябкав-.

лопся-^^^нисицов^ дрийенцов-лккургтов-драоеадов- ,-юис» -1. Лопск-я

акк ург! тов- .дрибекцов-лопск--.оелогл-аои-ьело:л-зов-,,ц?ибекцов-.

-4о г. л-т^нье в- о-нк-х и ¡оньк-х Чтение книги,Оесед- п> книге 4ЬГ. выл-зк-

л-т-нье н- кокьк-х и с-вк-х

11ИЙО

-4а г. ь-т-нье н- лыж-х,с-нк-х Лудожественпое чтение Г. ¿1- - 0**Ь1»яХ,о-п1\-Х а лы-

ж-х

О 11 чпсов до х*» ч-сов ежедневно открыт- коин-т- для игр. . .

л. долита»!ори-цаи проводятся с -и ч-сов и о/.».-«о г.

див.иаровскам Р»мОпи;-' -шшн-/

План проведения зимних каникул учащихся школы г. Кировска в 1942-1943 гг.

Большую работу развернули школы по оказанию помощи фронту. Так, на эскадрилью «Советское заполярье» и танковую колонну в средней школе № 1 было собрано 3583 руб., на военный заем школы подписались на 5030 руб., передано хвои для госпиталя 180 кг, было организовано 4 воскресника, 28 концертов в госпиталях. Школьники шили для бойцов кисеты, носовые платки [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.516. Л.100]. В местной прессе то и дело появлялись заметки о вкладе юных граждан в дело борьбы с врагом. Так, в статье «Вклад пионерки» рассказывалось о Тамаре Логиновой, которая отдала в фонд обороны Родины все свои скромные сбережения - 12 руб. 50 коп., которые она на протяжении нескольких лет собирала в своей копилке [Кировский рабочий, 1942, 3 окт.]. Широкое распространение среди кировских

школьников получила организация концертов. В программу входили песни, танцы, декламации, художественное чтение. Школьники выступали не только перед ранеными бойцами в госпиталях, но и перед жителями города. Концерты были даже записаны на радио [Салимова, 2006: 6].

Несомненно, что учителя и ученики школ Кировского района внесли свой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне. Свидетельница событий тех лет Пимкина Римма вспоминает: «Навсегда в памяти майское утро 45-го года. Вижу себя девчушкой с холщовой сумкой на боку. Школа почему-то закрыта. Может я пришла рано? Иду к маме на работу. Все женщины плачут, стало страшно. А мама обняла меня и сказала: "Дочка, война закончилась! Победа! Скоро папа вернется!"» [Была война ..., 2005].

Самоотверженный и плодотворный труд многих педагогов Кировского района по воспитанию и обучению подрастающего поколения был отмечен высокими государственными знаками отличия. К вручению медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» было представлено 17 учителей г.Кировска и района [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.91. Л.110-111]. Так, Богданова Евдокия Ивановна вела большую работу на полях подсобного хозяйства школьного интерната для детей и на полях лечхоза, в летнее время работала в пионерских лагерях, добилась высоких показателей в районе по обучению детей, эвакуированных из Мурманска. Кобыляцкая Александра Алексеевна провела большую работу по организации интернатов для детей, эвакуированных из Мурманска, обеспечила сохранность школьного инвентаря и учебных пособий в закрытых школах, была награждена медалью «За оборону Советского Заполярья». Перегуд Мария Семеновна весь период войны работала в школе, имела высокие показатели работы. В летнее время вместе с учащимися работала на полях подсобных хозяйств. Принимала активное участие в организации и работе пионерских лагерей, была награждена медалью «За оборону Советского Заполярья» [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.91. Л.110].

Не только взрослые, но и школьники были представлены к награждению. Так, в список участников обороны Советского Заполярья был включен учащийся средней школы № 1 Струнин Олег Борисович, который принимал активное участие в строительстве бомбоубежища школы, а также в тушении пожаров, причиненных налетом вражеской авиации 13 апреля 1943 г. [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.9. Д.77. Л.6].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны работниками системы образования нашего региона была проделана огромная работа по сохранению жизни детей, организации учебных занятий в условиях военного времени. Школьники проявили стойкость и мужество в условиях военного времени, своими успехами в учебе и самоотверженным участием в общественно полезном труде в разных отраслях производства приближали Победу в Великой Отечественной войне.

Источники

ГОКУ ГАМО. Ф.7. Оп.3. Д.1.

ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.44.

ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.51 Б.

ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.516.

ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.91.

ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.9. Д.77. Кировский рабочий: газ. 1941-1945 гг.

Была война. К 60-летию победы в Великой Отечественной войне (19411945 гг.). Воспоминания детей г.Кировска и Апатитов о войне // Из фондов архива библиотеки им. Л.А.Гладиной г. Апатиты.

Список литературы

Дранишников В.В., Манухин В.П., Дудакова Е.Ф. Очерки истории народного образования Кольского края. Мурманск: Пазори, 2001. 624 с.

Кировск в документах и фактах 1920-1945 гг.: хрестоматия / сост.: М.Д.Петрова, С.М.Салимова, Т.И.Подгорбунская. Кировск, 2006. 265 с.

Киселев А.А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах. Мурманск: Кн. изд-во, 2005. 512 с.

Макарова Е.И. Апатитско-Кировский район в годы Великой Отечественной войны: история по архивным документам // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история. Апатиты: КНЦ РАН, 2009. С. 144-150.

Малхасян Н.В. Реализация программы всеобуча в годы Великой Отечественной войны // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. С. 60-63.

Салимова С.М. Кировские школьники в годы Войны // Кировский рабочий. 2006. 4 мая. С. 4.

Сведения об авторе

Казакова Ксения Сергеевна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН

Kazakova Ksenia Sergeyevna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD (History), Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS

УДК 394:314.7.045:316.52(470.21) Е.В.Бусырева

НАЦИОНАЛЬНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ФИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Аннотация

На основании двадцати одного интервью и семейных архивов информантов, проживающих в Мурманской области, автор статьи пытается проследить степень сохранности бытовых финских традиций в семьях с финскими корнями. С помощью сравнительного анализа показаны различия в материальной культуре финнов-ингерманландцев и кольских финнов.

Ключевые слова:

материальная культура, финны-ингерманландцы, финские колонисты, бытовые традиции, жилище, пища, одежда, адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.