Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА'

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое образование / учебники истории / советская историческая наука / отечественная история / historical education / history textbooks / Soviet historical science / national history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимиргазиева Алина Ирнисовна

в рамках исторического подхода рассматриваются некоторые методические аспекты учебников по истории советского и современного периодов; анализируются актуальные для отечественной школы проблемы, связанные с ролью школьного учебника истории в учебном процессе, поисками ее идеальной модели; показывается степень важности оптимального сочетания в учебниках подачи направленного на формирование государственного патриотизма исторического материала с самостоятельным творческим критическим мышлением учащихся; исследуется влияние исторических событий, меняющейся государственной идеологии на содержание школьных учебников по истории. Специальное внимание уделяется достижениям и проблемам в подготовке школьных учебников истории. Доказывается, что учебники истории должны не только отвечать вызовам времени, достижениям зарубежной методической мысли, но и учитывать опыт, особенности и традиции отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимиргазиева Алина Ирнисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL HISTORY TEXTBOOK: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

within the framework of the historical approach, some methodological aspects of the history textbooks of the Soviet and modern periods are considered; the problems relevant to the national school related to the role of the school history textbook in the educational process, the search for its ideal model are analyzed; the degree of importance of the optimal combination of the presentation of historical material in textbooks aimed at the formation of state patriotism with independent creative critical thinking of students is shown; the influence of historical events, changing state ideology on the content of school textbooks on history is investigated. Special attention is paid to achievements and problems in the preparation of school history textbooks. It is proved that history textbooks should meet not only the challenges of the time, the achievements of foreign methodological thought, but also take into account the experience, peculiarities and traditions of domestic education.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

УДК 378.2

DOI: 10.24412/2308-7196-2023-1-43-50

Тимиргазиева Алина Ирнисовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы», г. Уфа, Башкортостан, Россия 450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а, e-mail: office@bspu.ru

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Alina I. Timirgazieva

Candidate of Sciences in History, Associate Professor of the Department of Russian History

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla', Ufa, Russia

450008, Ufa, Russia, October Revolution str., 3a, e-mail: office@bspu.ru

SCHOOL HISTORY TEXTBOOK: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

Аннотация: в рамках исторического подхода рассматриваются некоторые методические аспекты учебников по истории советского и современного периодов; анализируются актуальные для отечественной школы проблемы, связанные с ролью школьного учебника истории в учебном процессе, поисками ее идеальной модели; показывается степень важности оптимального сочетания в учебниках подачи направленного на формирование государственного патриотизма исторического материала с самостоятельным творческим критическим мышлением учащихся; исследуется влияние исторических событий, меняющейся государственной идеологии на содержание школьных учебников по истории. Специальное внимание уделяется достижениям и проблемам в подготовке школьных учебников истории. Доказывается, что учебники истории должны не только отвечать вызовам времени, достижениям зарубежной методической мысли, но и учитывать опыт, особенности и традиции отечественного образования.

Ключевые слова: историческое образование, учебники истории, советская историческая наука, отечественная история.

Abstract: within the framework of the historical approach, some methodological aspects of the history textbooks of the Soviet and modern periods are considered; the problems relevant to the national school related to the role of the school history textbook in the educational process, the search for its ideal model are analyzed; the degree of importance of the optimal combination of the presentation of

© Тимиргазиева А.И., 2023

historical material in textbooks aimed at the formation of state patriotism with independent creative critical thinking of students is shown; the influence of historical events, changing state ideology on the content of school textbooks on history is investigated. Special attention is paid to achievements and problems in the preparation of school history textbooks. It is proved that history textbooks should meet not only the challenges of the time, the achievements of foreign methodological thought, but also take into account the experience, peculiarities and traditions of domestic education.

Key words: historical education, history textbooks, Soviet historical science, national history.

Особенностью современного исторического этапа является потребность в политике, регулирующей построение функциональной структуры школьного исторического образования. Ее важной составной частью является сохранение и совершенствование методов использования учебника в процессе изучения предмета. Традиционная практика подготовки и проведения уроков с применением учебника истории определяет его как чрезвычайно ценное средство изучения истории. Многообразие предлагаемых учебников истории делает выбор наиболее приемлемого из них довольно сложной задачей для учителя. По мнению многих педагогов-практиков, большинство школьных учебников истории довольно скучны, так как написаны излишне наукоемким языком. В результате на сегодняшний день все большее число школьников предпочитает изучать историю не по учебникам, а по кинофильмам и телевизионным сериалам, которых зачастую отличает авторская интерпретация событий. Искажение исторической памяти грозит стиранием исторического сознания. Именно поэтому педагогам важно понимать, что борьба за историческое сознание - это борьба за будущее Отечества.

Разработка современных концепций школьного учебника по истории

исключительно актуальна в настоящее время ввиду острейших проблем

и трудностей, возникающих в развитии процессов модернизации страны. Поиск

механизмов построения современных теорий и концепций должен

осуществляться прежде всего на основе российских стандартов и исторических

традиций. Для создания эффективной современной модели использования

учебника истории в учебном процессе необходимо «отрефлексировать»

предыдущий опыт разрешения «вопроса с учебниками» с выявлением всех

этапов и периодов. Потерять наши достижения в методике подготовки

обобщающих трудов, раскрытии серьезных теоретических проблем на

доступном для школьника языке было бы непростительной ошибкой, так как

потенциал нации изначально закладывается в сфере школьного исторического

44

образования. Переход к очередному этапу реформирования и духовного развития общества может быть осуществлен на базе системного изучения предшествующих периодов.

Особый интерес вызывает организация работы по подготовке учебников истории в советский период, а также содержательная сторона советских учебников по истории Древнего мира, Средних веков, истории СССР. По словам В.И. Вернадского, настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло. Для современного составителя учебника истории очень важным является изучение советских представлений о школьных учебниках, выявление основных проблем, возникающих при создании учебников, знание основополагающих указов и постановлений правительства по изданию учебников для школ, оценка влияния исторических событий на содержание школьных учебников по истории.

К середине 1930-х гг. советская историческая наука достигла значительных успехов: был проведен источниковедческий анализ многих исторических документов, разработаны отдельные теоретические проблемы. Советским историкам предстояло, опираясь на последние достижения исторической науки, подготовить новые обобщающие труды. Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство поставили перед советскими учеными задачу подготовить новый стабильный учебник по истории СССР, который должен был заменить «Русскую историю в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского.

Впервые вопрос о качестве преподавания истории в советских школах был рассмотрен 5 марта 1934 г. на заседании политбюро. Уже 20 марта, заслушав доклад наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, члены политбюро приняли постановление о необходимости в сжатые сроки подготовить комплекс новых учебников по истории. Были утверждены списки составителей учебников по отечественной и всеобщей истории для 8-9-го классов. Учебник по истории СССР был поручен группе историков во главе с Н.Н. Ванагом [2, с. 114]. В нее также вошли профессора Б.Д. Греков, A.M. Панкратова и С.А. Пионтковский.

Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 3 марта 1936 г. был объявлен конкурс на составление лучшего учебника по истории СССР для 3-го и 4-го классов начальной школы. В итоге на конкурс проектов учебника было предоставлено 46 рукописей. В августе 1937 г. правительственная комиссия подвела итоги конкурса, но ни один из проектов строгую комиссию И.В. Сталина и А.А. Жданова не удовлетворил. Первую премию решили

никому не присуждать, а вторая досталась авторам «Краткого курса истории СССР», созданного кафедрой истории Московского педагогического института под руководством Андрея Шестакова [3, с. 104]. Полностью отвечая идейно-политическим требованиям, текст учебника по истории СССР тем не менее подвергся редактированию со стороны И.В. Сталина и А.А. Жданова. Для доработки учебника в качестве рецензентов и редакторов были привлечены известные специалисты: К.В. Базилевич, С.В. Бахрушин, В.А. Быстрянский, Б.Д. Греков, В.И. Пичета, Н.М. Дружинин, А.З. Ионисиани.

Основу учебника составляло положение классиков марксизма о делении истории человеческого общества на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую с двумя ее фазами - социализмом и коммунизмом. Кроме того, в учебнике разрабатывался ряд вопросов: 1. О государстве (доказывалось, что народы, населяющие нашу страну, являлись более древними, чем ряд народов Западной Европы). 2. Значение введения христианства для культурного роста Киевской Руси и усиления княжеской власти. 3. Значение централизации государственной власти для усиления внешней и внутренней политики России. 4. Освещение вопросов национально-освободительного движения русского народа и истории борьбы отдельных народов против колониальной политики царской России. Учебник под редакцией А.В. Шестакова можно назвать новаторским для своего времени. Авторский коллектив сумел представить все историческое прошлое нашей страны в очень сжатом виде, основываясь на принципе историзма [1, с. 67].

Выход в свет учебника под редакцией A.B. Шестакова окончательно положил конец «плюрализму мнений» советской историографии по основополагающим теоретическим вопросам марксистской методологии. Официальная «марксистско-ленинская», «сталинская» интерпретация истории СССР была в основном оформлена в «Кратком курсе истории СССР». Содержание дискуссий в процессе создания первого стабильного советского учебника по истории объективно показывает, что период второй половины 1930-х гг. - время не только мощнейшего идеологического давления на историческую науку, но и время созидательное, время, когда историки ставили и успешно решали конкретно-исторические проблемы. Основное историографическое значение учебника под редакцией A.B. Шестакова состоит в том, что в нем впервые в историографической практике были закреплены основы советской моноконцепции отечественной истории и, соответственно, унифицировано большинство подходов к решению узловых проблем российского прошлого [5,

с. 8]. Школьный учебник под редакцией А.В. Шестакова использовался в школах до 1956 г. Он выдержал 12 изданий, был переведен на многие языки народов СССР, а также на английский, немецкий, французский. Общий тираж его достиг 30 млн экземпляров [3, с. 105].

Учебники истории для старших классов школы к 1940 г. создала группа педагогов и историков под руководством академика А.М. Панкратовой. Анна Михайловна Панкратова в 1920-е гг. становится лучшей ученицей ведущего тогда историка Михаила Покровского, верной последовательницей его «марксистской исторической школы». Учебник истории СССР под редакцией А.М. Панкратовой выдержал в дальнейшем 22 издания. Учебник для 8-го класса охватывал события от древнейших времен до XVII в. включительно. Разделы его «Наша страна в далеком прошлом» и «Народы нашей страны в XVII веке» написаны профессором К.В. Базилевичем, остальные разделы написаны профессором С.В. Бахрушиным. Учебник для 9-го класса охватывает события XVIII-XIX вв. Раздел этого учебника «Российская дворянская империя XVIII века» написан профессором К.В. Базилевичем, раздел «Разложение крепостничества и зарождение капитализма» - профессором А.М. Панкратовой, раздел «Развитие капитализма в царской России» - доцентом А.В. Фохт. Учебник 10-го класса охватывал события XX в. вплоть до текущего момента времени. В его первом разделе две главы (материал до 1907 г.) написаны доцентом А.В. Фохт, остальной текст учебника написан профессором А.М. Панкратовой. Иллюстрации подобраны и снабжены подписями профессором С.С. Кривцовым, карты составлены профессором И.А. Голубцовым, материал для экономических карт и диаграмм подобран профессором А.И. Яцунским.

В учебнике присутствовал принцип историко-хронологической последовательности и научной периодизации. Учащиеся получали полное представление о процессе развития человеческого общества. В основу расположения курсов по годам обучения был положен линейный принцип, что не только экономило учебное время, но и поддерживало интерес к истории новизной учебного материала. Задачей исторических курсов было обозначено подведение учащихся к научному материалистическому пониманию гражданской истории, раскрывавшей экономические, социально-политические и культурные явления. Особенностью учебника являлось также то, что в нем отечественная история излагалась в сопоставлении с важнейшими событиями мировой истории, широко привлекался иллюстративный материал, помогающий восприятию различных сторон жизни народов СССР.

Иллюстративный материал широко привлекался не только для освещения роли народа как творца истории, но и для выяснения роли личности в истории, для характеристики государственных деятелей, вождей народных восстаний, деятелей науки и культуры.

Учебники А.В. Шестакова и А.М. Панкратовой стали основой для преподавания школьной истории вплоть до наших дней - в дальнейшем лишь незначительно изменялись и дополнялись их последние главы [4, с. 105]. Несомненно, что созданные учебники в полной мере несли на себе печать времени.

До начала Великой Отечественной войны почти все курсы истории были оснащены учебниками. Эти учебники обеспечили школьное преподавание истории богатым содержанием, отвечающим тогдашнему уровню развития советской исторической науки. С методической точки зрения все учебники были доступными, интересными, удобными для самостоятельной работы, хронологически последовательными в изложении и, кроме того, рассчитанными не только на заучивание текста, но и на то, чтобы научить школьника размышлять, сопоставлять, делать некоторые выводы.

Великая Отечественная война и последующие десятилетия внесли в работу над развитием качества школьного исторического образования свои коррективы: в связи со сложившейся обстановкой его главной задачей было углубление идейно-политического воспитания подрастающего поколения. Для усиления военно-патриотического воспитания в содержание курсов истории были включены дополнительные сведения о великих русских полководцах, победах российского оружия в предшествующие века и т. п.

Исторический опыт Советского Союза, объединяющего людей разных этнических, религиозных, культурных групп, разных территорий и местных традиций, несомненно, может быть полезен для создания новых учебников, формирующих у учащихся целостное представление об историческом пути государства и судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях.

Советская система школьного исторического образования прошла долгий путь становления, развития и совершенствования. На протяжении всего советского периода наблюдалась жесткая привязка содержания учебников по истории к задачам «идеологической борьбы». По идеологическим соображениям из учебников исключались имена государственных и политических деятелей прошлого или настоящего. В Советском Союзе сложилась собственная модель общекультурной компоненты среднего

образования, ориентированная на формирование у школьников «правильного мировоззрения». Она отличалась от зарубежных подходов не только своей доктринальностью, но и высокой степенью унификации: перечень учебников и учебных пособий определялся централизованно и был одним и тем же для всех школ, что подтверждают многочисленные акты и постановления правительства. Но, несмотря на идеологические ограничения, учебники основывались на достижениях современной для того времени отечественной исторической науки, отличались иллюстративностью и растущим год от года методическим уровнем. При наличии у педагога надлежащей квалификации и опыта учебники по истории давали в целом довольно основательное представление об историческом прошлом.

В последние годы в России происходит интенсивное переосмысление взглядов на историю, ее роль в обществе. Учебникам и учебным пособиям отводится серьезная роль в воспитании гражданских и патриотических качеств учащихся, формировании личностного отношения к истории своей страны. Идет процесс возвращения к принципам деликатного, уважительного отношения к советскому прошлому. Как нельзя лучше о необходимости бережного отношения к историческому прошлому высказался русский философ и религиозный мыслитель С.Л. Франк: «Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение».

Перед нынешней, более гибкой эпохой уже встают новые проблемы: вопрос равнозначной представленности в учебниках истории разных народов нашей страны, выработка механизмов политического и идеологического сотрудничества власти и научных работников при подготовке учебников, способность российской системы исторического образования конкурировать с системами образования экономически развитых стран, альтернативы преподавания спорных, дискуссионных вопросов истории и многие другие. Решая эти проблемы, следует помнить, что успешное, устойчивое развитие государства обусловлено состоянием общественного сознания, фундаментом которого являются представления об историческом прошлом.

Историкам, политологам, социологам и юристам предстоит еще немалая работа по исследованию проблемы взаимодействия властных структур и научных коллективов на самых разных уровнях, включая вопросы создания школьных учебников по истории. Верится, что практические выводы, к которым придут эксперты, найдут отражение при формировании эффективной модели подготовки и использования учебника истории в учебном процессе.

Список литературы

1. Гришаев О.В. А.В. Шестаков - создатель школьного учебника в 1930-е годы // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 3. С. 67-69.

2. Лукашин А.В., Сорокин А.К. Не освещен вовсе аппарат самодержавия // Родина. 2016. № 9. С. 114-121.

3. Фукс А.Н. Формирование советской моноконцепции отечественной истории и ее отражение в школьном учебнике А.В Шестакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2009. № 2. С. 104-113.

4. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. - вторая половина 1930-х гг.) / Моск. гос. обл. ун-т. М., 2010. 490 с.

5. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. - 1930-е гг.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2011. 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.