Научная статья на тему 'Школьный спортивно-игровой городок'

Школьный спортивно-игровой городок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ / СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ДЕТСКИЙ ГОРОДОК / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / СПОРТИВНО-ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / CHILDREN'S PLAYGROUND / IMPROVEMENT OF THE SCHOOL GROUNDS / SPORTS COMPLEX / GARDENING / SPORTS AND PLAY AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшин Талгат Флюрович

Проект благоустройства школьного двора. Территория школы как место активного единения. Дети активные участники преобразований. Место активного досуга и трудовой деятельности. Спортивно-игровые площадки: выбор цвета, учёт возрастных особенностей детей, ориентация на содержание деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный спортивно-игровой городок»

ШКО ЛЬНЫИ СПОРТИВНО-ИГРОВОИ городок

Талгат Флюрович Ахметшин,

директор средней школы № 3

города Мензелинска Республики Татарстан

Школьный двор — часть образовательной среды, которая должна быть функциональна и комфортна для школьников, это наиболее удачное место для игровых, спортивных площадок, отдыха и развлечения.

• благоустройство школьной территории • спортивный комплекс

• детский городок • озеленение • спортивно-игровые площадки

Проект благоустройства

Актив нашей школы провёл экспресс-опрос учеников и выяснил, что ребята хотели бы сделать для благоустройства школьного двора: оборудовать места отдыха (32%), создать цветники с современными элементами ландшафтного дизайна (25%), оборудовать полосу препятствий и островки безопасности (35%); сделать игровой комплекс для учеников начальных классов (50%).

У нас в школе оборудованы баскетбольная, волейбольная площадки, площадка для игры в футбол, полоса препятствий, рукоход, перекладина, брусья, но всё это оснащение рассчитано на учеников среднего и старшего звена. В школе теперь учатся дети шести с половиной лет, и для них нет места, где можно позаниматься, полазить на привлекательном, подходящем

для них оборудовании. С 2011 года наша школа работает в режиме полного дня, каждый год при школе организуется лагерь дневного пребывания, который посещают, в основном, ученики младших классов. В нашем микрорайоне есть школа и два детских сада, множество семей с детьми. В ближайшем будущем младших школьников бу дет больше.

Территория школы всегда привлекала ребят как в учебное, так и во внеучеб-ное время. Вечером здесь гуляют молодые мамы с детьми, на спортивной площадке ребята играют в футбол, волейбол, подвижные игры. На школьном дворе достаточно места для детской спортивно-игровой площадки, более того — современного спортивного комплекса, где можно проводить не только спортивные, но и культурно-массовые мероприятия с участием жителей микро района.

4ародное образование 7'2012

Т.Ф. Ахметшин. Школьный спортивно-игровой городок

Обновляя зелёные насаждения на пришкольном участке, мы подбирали и размещали деревья так, чтобы можно было использовать пришкольный сад в течение всего года. На пришкольном участке должно быть место для сада, декоративных и защитных древес-но-кустарниковых насаждений, цветников, газонов и живых изгородей. Ассортимент растений должен быть по возможности разнообразным, для того чтобы ребята могли познакомиться с особенностями различных древес-но-кустарниковых и цветочных растений. Зелёные насаждения, активные зоны отдыха для детей разного возраста необходимы и как профилактика эмоциональных стрессов, и как материал для экологического, эстетического и трудового воспитания школьников.

В нашем школьном дворе

Отремонтировано ограждение, восстанавливается освещение вокруг здания школы, асфальтируется беговая дорожка, выравнивается игровое поле, устанавливаются спортивные сооружения и т.п. — все эти работы выполняют подрядные организации. А все работы по озеленению пришкольного участка: посадка цветочных культур, разбивка и оформление клумб, альпийских горок; выравнивание участка для клумб и газонов, выращивание рассады цветочных культур, уход за цветочными культурами, полив — всё это делают сами ребята под руководством педагогов. Итоги подводим на конкурсе.

Подумали о безопасности: отремонтировали калитку, ворота, изготовили и установили светильники на малых опорах, турникеты-вертушки, построили городок безопасности дорожного движения «Безопасный островок», приобрели знаки дорожного движения, электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров.

Спортивно-игровые площадки

Создавая детские игровые спортивные площадки, учитываем особенности развития де-

тей: тактильное восприятие, потребность в постоянном движении. Играя на правильно спроектированной детской игровой спортивной площадке, дети укрепляют мышцы, развивают глазомер, улучшают координацию движений. Яркие цвета детских спортивных площадок хорошо влияют на настроение школьников.

Спортивно-игровая площадка нужна не только для уроков физической культуры, динамических перемен, но и для развлечений, для общения детей между собой. На спортивной школьной площадке большинство детей проводят свободное время, так как школа располагается в центре посёлка. Конечно, все дети знают друг друга, общаются в школе, но в детском городке, в непринуждённой игровой обстановке познакомиться и подружиться легче. Для любого ребёнка главное — ощущение счастья и для малышей имеет большое значение, как они проводят свободное время.

Игра должна быть интересной, полезной для детского здоровья. Важно так спроектировать детскую площадку, чтобы было интересно детям любого возраста. И желательно так подобрать оборудование, чтобы дети в игре делились на возрастные группы. Ребятам среднего школьного возраста нравятся игры, в которых нужны ловкость, сила, умение точно согласовывать движения, поэтому они предпочитают подвижные игры: необходимо оборудование для прыгания, лазания и преодоления препятствий. Дети среднего школьного возраста любят аттракционы с метанием мячей, колец, где они развивают силу, ловкость, координацию движений. Ученики начальных классов не всегда могут контролировать свои движения, поэтому оборудование должно быть повышенной устойчивости к нагрузкам и разрушениям, без острых краёв.

Для младших классов на детской площадке нужны сетки для лазания, высокие горки, качели, турники, лианы. При этом важно обезопасить детей: приподнимать

Народное образование 7'2012

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

нижние перекладины на турниках, нижние ступеньки горок, чтобы дети не могли попасть на аттракционы, не предназначенные для их возраста.

Учитывая мнение учеников и родителей, рисунки учащихся, образцы уже существующих подобных площадок и их отдельных фрагментов, мы спроектировали схему будущей спортивно-игровой площадки. В зелёной зоне — два участка отдыха для школьников разных возрастов. На детской площадке — качели, карусели, песочница, домики-горки и маленькие турники. Есть альпийская горка со скамьями для отдыха родителей, скульптурки сказочных героев и персонажей.

Игровую площадку для воспитанников группы продлённого дня дополнят малые сооружения оригинальной формы: горка в виде слона, воздушные качели, беседка, стол для игры в шашки и шахматы. В молодёжной зоне отдыха — поляна с цветочной клумбой, с двух её сторон — теннисные столы. Все участки соединяются дорожками, что позволяет сохранить травяной покров.

На транспортной площадке младшие школьники закрепляют знания Правил дорожного движения. При оформлении площадки предусмотрены дорожные знаки и элементы дорожной разметки: тротуар; линии, указывающие разрешённые направления движения, разделяющие транспортные потоки, движущиеся в одном и разных направлениях; пешеходный переход; перекрёсток; стоп-линия; знаки «Пешеходный переход», «Главная дорога», велосипедная дорожка; газон, городская застройка; «Уступите дорогу», «Круговое движение», «Движение прямо и направо», «Велосипедная дорожка». На школьной транспортной площадке установили электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров.

Разровняем футбольное поле, построим трибуну для зрителей, судейскую вышку, спор-

тивные сооружения, комплексную спортивную площадку для игры в баскетбол, волейбол, гандбол и мини-футбол; по периметру посадим деревья и кустарники. Оборудуем площадки для соревнований по скейтборду, которое можно использовать для состязаний как школьного, так и районного масштаба.

От редакции: Наше школьное сообщество продолжает оставаться в убеждении, что проблему резкой деградации трудовых ресурсов страны можно решить учебными и просветительскими методами. Его можно понять: другими методами это сообщество просто не владеет. Школа голой учёбы со своим массовым продуктом уже совершила своё чёрное дело. Сегодня даже вузы, техникумы и ПТУ, оснащённые за счёт бюджета оборудованием, не способны создать на своей базе рентабельное и образцово организованное производство — «гимнастический зал» для тренировки трудоспособности и других значимых качеств, необходимых для успешного вхождения в профессию. Сегодня даже мастер производственного обучения и учителя технологии сами являются, большей частью, «говорящими головами», а не носителями профессионального мастерства. Что говорить о школах?

Наш вывод таков. Если в школе не будут созданы условия для реабилитации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд, дальнейшая деградация страны неизбежна! Сама система образования решить эту проблем, увы, не способна. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.