УДК 81-13
ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
© А. М. Ямалетдинова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: almira27@mail.ru
В статье рассматриваются актуальные проблемы современной лингводидактики, отражающие основные направления развития методики преподавания русского языка конца ХХ — начала ХХІ века. Автор убежден в том, что теоретическое осмысление целей, содержания, технологий обучения и контроля по русскому языку в школе соотносится с компетентност-ным подходом в образовании.
Ключевые слова: лингводидактика, концепция обучения, языковая личность, компетенция, образовательные технологии, итоговый контроль.
Основные направления развития современной методики преподавания русского языка на рубеже ХХ-ХХ1 веков соотносятся с потребностями личности, государства и общества. Данные потребности формируются в процессе становления России как демократического и правового государства, в котором изменились приоритеты, проявляющиеся и в направлениях научных исследований, и в развитии и достижениях информационных технологий. С этим связаны и изменения образовательных целей и задач обучения учащихся. Модернизация российского образования предполагает построение новой модели российской школы, которая ориентирована на органическое единство нового содержания образования, новых форм организации учебного процесса, современных образовательных технологий и новых форм оценки качества образования [1, с. 11].
Преподавание русского языка осуществляется в настоящее время в условиях расшатывания его норм. Снижается общая и речевая культура населения. В этих условиях преподавание учебного предмета «Русский язык» приобретает особую общественную значимость, а состояние речевой культуры общества обусловливается постановкой преподавания русского языка, в основе которого лежат представления и о самом языке, и о человеке как его носителе.
Следует отметить, что учащиеся небрежно относятся к освоению родного языка, так как владение им не является достаточно престижным в обществе, а общество не может подняться на более высокую ступень постижения родного языка, так как недостаточно высок уровень культуры его носителей. Очевидно, что изменить ситуацию в один момент невозможно. Поэтому проанализировать состояние русского языка как учебного предмета в школе, раскрыть содержание таких вопросов, как значение, цели преподавания русского языка в современной школе, содержание и технологии обучения, формы итогового контроля языковых знаний, умений и навыков учащихся необходимо.
Еще в 1903 году академик А. А. Шахматов писал: «Немаловажным представляется ... решить прежде всего, нужно ли, должно ли в школе изучать родной язык. Этот странный вопрос напрашивается сам собой уже потому, что теперешняя постановка преподавания в наших школах наводит на мысль, что изучение русского языка признано излишним, ибо, конечно, обучение правописанию,
как излагать мысли на письме, нельзя назвать изучением языка» [2, с. 76].
За двести с лишним лет положение русского языка как учебного предмета в школе почти не изменилось. Не секрет, что уроки русского языка для современных школьников представляются трудными и неинтересными. Прежде всего, это объясняется непониманием детьми его роли и значения в повседневной жизни. И для того чтобы придать смысл его изучению, вернуть ценности правильной и красивой речи, следует взглянуть на методику преподавания русского в школе с точки зрения актуальных проблем современной лингводидактической науки.
Первая проблема - значение изучения родного языка в школе. Русский язык как учебный предмет существует по указу Екатерины II с 1786 г., и с этого времени в обществе наблюдается двоякое к нему отношение: признание его значимости на словах и недооценка на деле. На этот факт указывали М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, В. О. Ключевский.
В 1755 г. М. В. Ломоносов в предисловии к «Российской грамматике» отметил такое положение дел: «Повелитель многих языков, язык российский ... велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему трудов прилагали» [3, с. 391]. К. Д. Ушинский писал: «Когда исчезнет народный язык - народа нет более! ... Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» [4, с. 541]. Сегодня эти слова получают новую актуализацию, так как незнание родного языка не дает возможности людям ориентироваться в современном мире, понимать свою ответственность перед страной. Образовательное и воспитательное значение предмета «Русский язык» определяется социальными функциями русского языка, являющегося средством общения и воздействия, познания действительности, хранения и усвоения знаний, приобщения к национальной культуре русского народа, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Однако донести это понимание до современного школьника непросто, поэтому выбор принципов, средств, методов и приемов обучения требует от учителя знаний и умений, адекватных современным научным достижениям [5, с. 8]
Вторая проблема сводится к целям и задачам преподавания русского языка в школе. Современ-
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №3
679
ный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения. В школьный обиход вошло понятие «компетенция». Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению и усвоение совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения. Цели обучения определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.
Конечная цель - воспитание языковой личности, обладающей этими компетенциями. Языковая компетенция - владение знаниями о языке как системе, его особенностях, его правилах и использование этих знаний на практике; лингвистическая компетенция - формирование взгляда на язык как на национальный феномен, знания о лингвистике как науке; коммуникативная компетенция - умение понимать чужую речь, свободно пользоваться речью самому в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, правил речевого поведения; культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, культурой межнационального общения.
Введение в теорию и практику обучения русскому языку понятия компетенции не дань моде. Утверждение этого понятия - закономерное следствие теоретического осмысления целей и содержания обучения русскому языку в школе, критериев овладения им учащихся. Для достижения этих целей требуется корректировка объекта изучения и содержания обучения. Очевидно, в школе должен изучаться курс общенародного языка в его исторических и местных разновидностях и вестись обучение литературной речи в устной и письменной речи с выходом на такие аспекты, как культура речи, практическая стилистика. Перспективной представляется разработка новых программ и учебников, в создании которых должны принять участие три стороны: ученый-лингвист, методист и учитель, чтобы сочетать три подхода: научность, доступность и практическую направленность с опорой на интерес [6, с. 99].
Третья проблема - содержание школьного учебного предмета «Русский язык». На современном этапе основное содержание школьного лингвистического образования не связывают с привычным набором знаний, умений и навыков (ЗУНов). Учебные стандарты школ России, содержание которых отражается в государственных программах, устанавливает единообразные требования к выпускнику средней школы и предлагает новую форму измерения результатов обучения - компетенцию.
Сегодня цель обучения формулируется иначе: передать от одного поколения другому социальный опыт, культурные ценности, созданные человечеством, развитие личности путем включения ее в важнейшие виды деятельности. В связи с этим содержание образования в дидактике понимается как педагогически адаптированный социальный опыт
человечества. Теоретической предпосылкой определения содержания предмета «Русский язык» является разграничение языка и речи, в котором реализуется деятельностный подход. В содержании предмета «Русский язык» представлены знаниевая и деятельностная составляющие. Знания о языке -это общие и системные сведения о языке, его устройстве, функционировании, о единицах разных уровней языковой системы, сведения о выдающихся представителях русистики. Знания о речи - это сведения о речевой деятельности, тексте как продукте речевой деятельности, о стилях и типах речи, речевых жанрах, речеведческие понятия. Усвоение этих знаний обязательное условие формирования познавательной и коммуникативной культуры школьника [7, с. 68-69]. Таким образом, если выпускники школ овладевают только письменной речью на уровне правописания в объеме школьной грамматики, не получая представления о роли языка в жизни народа вообще и каждого отдельного человека, то они не будут испытывать ответственности за судьбу родного языка.
Четвертая проблема - технологии обучения русскому языку. Выбор технологии обучения - это сложный процесс перехода учителя от традиционных методов и средств обучения на уроке к новым. При этом традиционное может рассматриваться как внутреннее, уже принятое системой и учителем, а инновационное -как внешнее, вносимое, но еще не принятое. Таким образом, педагогические процессы перехода можно рассматривать как единство устойчивого и нового.
Последовательная смена парадигм образования всегда сопровождается сменой образовательных технологий или их модернизацией. Привычная нам методика обучения стала вытесняться технологией обучения. Методика обучения есть свод педагогических правил, приемов, методов и средств, с помощью которых происходит то, что называется передачей опыта одного поколения другому и формированием нового опыта жизнедеятельности человека. Любая методика обучения всегда соотнесена с определенным учебным предметом, основана на определенной образовательной парадигме. До недавнего времени наше учительство пользовалось методиками обучения своим предметам, разработанными в советское время и основанными на идеях коммунистического воспитания детей и молодежи, идеях объяснительно-иллюстративного образования с элементами развивающего [8, с. 9].
Технология обучения, называемая еще образовательной технологией, это следующая ступень приближения теории к практике и практики к теории. Суть ее - в формировании систем использования тех правил (целей, задач, принципов, содержания, методов и форм обучения и воспитания), которые выработала методика обучения, но уже с учетом времени, места, особенностей участников и других конкретных условий. Содержание образовательной технологии по русскому языку должно соотноситься с такими понятиями, как стратегия развития общества, стратегия развития образования, концепция образования, цели образования, содержание, методы, организационные формы,
средства обучения и наиболее эффективно отражать запросы общества (9, с. 4-5).
Пятая проблема - формы итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Введение в практику школы понятия «компетенция» дает более четкие ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по данному предмету и в конечном итоге значительно изменит всю систему контроля, учета и оценки этого уровня. Не случайно, оценка уровня владения языком включает и тесты для определения языковой и лингвистической компетенции, а коммуникативная компетенция включает в себя проверку уровней владения речевой деятельностью. Указанные компетенции должны формироваться на протяжении всех лет обучения в школе с 1 по 11 класс, а содержание каждой компетенции отражаться в материалах итогового контроля на любом этапе изучения курса с 5 по 11 класс. Другими словами, содержательная структура итогового контроля по русскому языку в любом классе одна и та же: заключительная работа состоит из трех частей, каждая из которых проверяет сформированность у учащихся той или иной компетентности [10, с. 216].
Экзаменационная работа (ЕГЭ) по русскому языку как форма итогового контроля составлена таким образом, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из 4-х компетенций.
В работе используются три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.
Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию -способность опознавать языковые единицы и классифицировать их - и коммуникативную компетенцию - способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.
Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста.
Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной и культуроведческой компетенции, т.е. проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельно-
сти, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.
По справедливой мысли известного ученого -психолога М. М. Рубинштейна, новая школа - это прежде всего новый педагог. В современных условиях, когда общество стоит перед необходимостью создания новой школы, проблема педагога в своем значении удвоилась, устроилась, может быть удесятерилась [11, с. 9-10]. Эти слова, прежде всего, можно отнести к учителю русского языка, на плечи которого ложится огромная ответственность за сохранение русской языковой культуры и передачу ее богатств новым поколениям.
Вывод
Русский язык как учебный предмет существует уже более двухсот лет. Педагогические проблемы того времени не потеряли своей актуальности по сей день. Они соотносятся с современной языковой ситуацией, состоянием лингводидактической науки. Цели обучения русскому языку определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции. Конечная цель - воспитание языковой личности, обладающей этими компетенциями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аспекты модернизации российской школы. М., 2001.
2. Шахматов А. А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях // Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. М., 1982. С. 75.
3. Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. М. Л., 1952. Т. 7. С. 391.
4. Ушинский К. Д. Родное слово // Избр. пед. соч. М., 1954. Т. 2. С. 541-545.
5. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 464 с.
6. Лыжова Л. К. Русский язык как предмет преподавания в школе на современном этапе // Известия Воронежского пед. университета. Русский язык. Т. 246. Воронеж: издательство Воронежского пед. ун-та. 1997. С. 96-100.
7. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е. А. Быстровой. М., Дрофа, 2004. 240 с.
8. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.: Сентябрь, 2004. С. 128.
9. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: Академия, 2008. 368 с.
10. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. 240 с.
11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001.
12. Цыбулько И. П., Александрова В. Н., Гостева Ю. Н., Ка-пинос В. И., Кочеткова О. Л., Пучкова Л. И., Сокольниц-кая Т. Н., Степанова Л. С. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года. М., 2009. 72 с.
13. Учебные стандарты школ России: Государственные общеобразовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазу-товой. М.: Сфера: Прометей, 1998.
Поступила в редакцию 25.05.2010 г.