Научная статья на тему 'Школьный физический эксперимент при формировании экологических понятий'

Школьный физический эксперимент при формировании экологических понятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ / COGNITION / SCHOOL PHYSICS EXPERIMENT / ECOLOGICAL NOTIONS / PHYSICS LABORATORY WORK WITH ECOLOGICAL CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко В. А.

Методика изучения курса физики с экологическим содержанием является одной из наиболее актуальных проблем современного естественнона-учного образования. В статье освещается проблема содержания и методики проведения школьного физического эксперимента с экологической тематикой. Экологическая направленность курса физики позволяет учащимся приобретать новые знания, лучше усваивать основные понятия физики, развивать творческие способности, приобретать навыки безопасной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL PHISICS EXPERIMENT IN ECOLOGICAL NO-TIONS FORMATION

Methodology of study of course of Physics with ecological content is one of the most actual problems of modern natural-science education. In the article the problem of content and methodology of implementation of school Physics experiment with ecological theme is reported. Ecological direction of Physics course allows students to acquire new knowledges, to learn better the main Physics notions, to increase creative skills, to acquire skills of personal and social safety.

Текст научной работы на тему «Школьный физический эксперимент при формировании экологических понятий»

(Л.И. Божович), активность познания (Л.П. Аристова),успех формирования направленности личности учащегося (А.Д. Алферов), объем усваиваемой им информации и качество усвоения.

Педагогические аспекты проблемы отношений исследованы А.С. Макаренко, который на практике доказал, что «отношение есть истинный объект нашей педагогической работы». О необходимости воспитания отношений личности писали Н.И. Бол-дырев, З.И. Васильева, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Л.И. Новикова, К. Д. Радина, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.

С развитием аксиологии в начале 1990-х годов понятие «ценностное отношение личности» «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку, по мнению философов (М.С. Каган и др.), оно точнее отражает суть описываемого феномена. В современной педагогике наблюдается возобновление интереса к категории «отношение». В педагогике ученые, проводя исследования, все активнее опираются на отношенческий подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман,

А.Я. Данилюк, И.Д. Демакова, В.А. Караковский,

И.А. Колесникова, А.М. Кондаков, Г.Ю. Ксензова,

Л.И. Новикова, В.А. Тиш-ков, И.Ф. Харламов,

А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.).

В явном или неявном виде отношенческий подход присутствует в тех концепциях воспитания, где цель воспитания предлагается достигать путем воспитания отношений личности к важнейшим объектам действительности.

С. Л. Рубинштейн писал, что «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью». Среди этих тысячей нитей необходимо выделить главные, приоритетные.

Приоритетными объектами установления отношений, по мнению ученых, выступают:

- отдельные люди, социальная группа, вещи, противоположный пол, семья, государство, труд, природа и жизнь, мате-

Библиографический список

риальная обеспеченность, собственность, права и нормы поведения, нравственность, мировоззрение и религия, наука, искусство, человек (А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк);

- люди, мир, сам человек (В.Н. Мясищев);

- вселенная, мир, бытие (материальное и идеальное, природа и культура, человек и человечество, бытие и небытие, жизнь и смерть, прошлое и будущее, конечное и бесконечное и др.) (С. Л. Рубинштейн);

- мир, другие люди, сам человек, Бог, природа, жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, культура, труд и др. (Н.Д. Никандров);

- жизнь, свобода, счастье, отечество, идеал человека, эталоны красоты, труд, познание (А.В. Кирьякова);

- человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение, игра и др. (Н. Е. Щуркова).

Проведение сопоставительного анализа авторских подходов показало, что при всем многообразии видения проблемы исследователи в качестве приоритетных называют объекты: «человек», «мир (природа, общество)», «труд», собственное «я» человека. Данный вывод базируется на отечественном и мировом опыте организации воспитания молодежи (в рамках светского подхода). Учитывая те вызовы, которые обозначились в современной социокультурной ситуации для всего человечества и россиян, в нашем исследовании в качестве приоритетного объекта выступают Знания. Значимость духовной составляющей Знания подчеркивал еще Платон, признавая Знание высшей добродетелью.

Реализация задачи формирования ценностного отношения студентов к знанию в образовательном процессе вуза реализует ценностный подход к образованию, способствует раскрытию внутреннего мира личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов.

1. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс: Соч. - Изд. 2-е. - Т. 3.

2. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. - М. - Воронеж, 1995.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 371

В.А. Андрющенко, соискатель ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected] ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Методика изучения курса физики с экологическим содержанием является одной из наиболее актуальных проблем современного естественнонаучного образования. В статье освещается проблема содержания и методики проведения школьного физического эксперимента с экологической тематикой. Экологическая направленность курса физики позволяет учащимся приобретать новые знания, лучше усваивать основные понятия физики, развивать творческие способности, приобретать навыки безопасной жизнедеятельности.

Ключевые слова: познание, школьный физический эксперимент, экологические понятия, лабораторные работы по физике с экологическим содержанием.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования говорится, что учащийся должен уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; уметь исследовать несложные реальные связи и зависимости; участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть приемами исследовательской деятельности, прогнозировать результаты; самостоятельно создавать алгоритмы решения проблемной ситуации; формулировать выводы. Большинство вышеперечисленных знаний и умений формируется при проведении учебного физического эксперимента с экологическим содержанием: фронтальные опыты и наблюдения, экспериментальные задачи, лабораторные работы, физический практикум, домашние экспериментальные работы.

По нашему мнению, важным этапом учебного познания, интегрируемого на основе взаимосвязи его цикличности и теории и практики формирования у учащихся научных и меж-научных понятий, является этап практической учебной деятельности учащихся, в котором целесообразно отражается научное познание посредством эмпирических методов.

Осуществление связей физики с экологией в учебном процессе по физике играет важную роль в формировании ряда естественнонаучных понятий («энергия», «вещество», «поле» и др.), которые активно используются всеми дисциплинами естественнонаучного цикла. Роль различных учебных дисциплин в формировании этих понятий далеко не одинакова. Целенаправленно их формирование осуществляется в курсе физики. Привлечение при этом экологического материала оказывается ценным для развития, расширения и конкретизации понятий, раскрытие их роли в изучении биосферы.

Разработанный нами курс физики с экологическим содержанием играет существенную роль в развитии интереса к научному познанию, к более глубокому усвоению физических понятий, законов. На занятиях учащиеся приобретают знания о целостности природы, физических параметрах окружающей среды и о глобальных физических процессах, происходящих в биосфере [1]. Учащиеся знакомятся с физическими принципами действия и устройством механизмов, используемых, в частности, в нефтедобывающем и энергетическом комплексах, работа которых связана с возможностью загрязнения окружающей среды и негативно воздействующих на живую природу (тепловые двигатели и агрегаты, используемые в технологических процессах нефтедобывающего комплекса, электромеханические индукционные генераторы, устройства, излучающие электромагнитные волны и т.д.). Вместе с тем старшеклассники узнают о различных контрольно-

измерительных приборах, которые обнаруживают вредные воздействия (магнитометр, фотометр, теплоприемник, дозиметр и др.), а также об устройствах, устраняющих или нейтрализующих эти воздействия (инерционные и электрические фильт-ры, поглощающие излучения экраны и пр.).

Физика - наука экспериментальная, поэтому одна из ведущих ролей на уроке должна принадлежать демонстрационному и физическому эксперименту. Практика показывает [2; 3], что эффективность усвоения учащимися материала возрастает, если теоретический материал опирается на физический эксперимент, имеющий экологическое содержание. Причем учащимся необходимо постоянно доводить до сознания, что конечная цель изучения явления - возможность его использования на практике в интересах человеческого общества. Но вместе с тем человек должен знать способы предупреждения вредных последствий явлений на окружающую среду. А это возможно, если человек знает условия протекания явления, причинно-следственные связи данного явления с другими явлениями и механизм протекания этого явления. Знание факторов и законов, которым подчиняются явления, позволяют человеку управлять ими в интересах общества. Именно с этих позиций мы подходим к изучению каждого явления.

Целями изучения курса физики с экологическим содержанием являются овладение умениями проводить наблюдения, эксперименты, выдвигать гипотезы, строить модели природных процессов при исследовании влияния антропогенного воздействия на функционирование экосистем; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений; оценивать достоверность естественнонаучной информации. В процессе преподавания физики акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, теоретического синтетического мышления. К структурным компонентам межпредметных связей относятся методы научного познания - наблюдение, эксперимент, моделирование, теоретический анализ и обобщение [4].

Познание чаще всего начинается с чувственного восприятия окружающей действительности посредством органов чувств при активной мыслительной деятельности человека, т.е. начинается с наблюдения. Наблюдение как метод исследования дает возможность изучить лишь внешние признаки явлений и предметов. Более глубокие знания о сущности явлений и свойствах предметов могут быть получены с помощью экспериментального и теоретического методов исследования.

На экспериментальном уровне идет процесс накопления фактов об исследуемых явлениях, проводятся наблюдения, измерения, сравнения, ставятся эксперименты, производится систематизация знаний.

Рассмотрим для примера следующие демонстрационные эксперименты, методика которых базируется на обобщенной технологии формирования экспериментальных умений [3]. Содержанием эксперимента являются:

- изучение явлений, особенностей их протекания с экологической точки зрения;

- изучение причинно-следственных связей между явлениями и функциональной зависимости между величинами, характеризующими явления и свойства (например, зависимости фототока от состояния исследуемой среды);

- иллюстрация законов, сформулированных на основе опытов или в результате логических умозаключений, опирающихся, в частности, на метод индукции;

- изучение и сравнение свойств среды в различных состояниях.

Известно, что отражательная способность различных участков земного шара определяет баланс энергии Солнца, поглощаемой земной поверхностью и отражаемой ею в космическое пространство, изменение которого ведет и к перемене климата. Интенсивно развивающееся производство заметным образом изменяет соотношение площадей Земли с разной отражательной способностью, что таит в себе угрозу нарушения привычного климата и появления других экологически вредных последствий. При демонстрации отражения света используем источник искусственного света, чувствительный фотоэлемент, соединенный с демонстрационным гальванометром. Фотоэлемент располагаем таким образом, чтобы отраженный от исследуемой поверхности свет попадал непосредственно на него. В качестве отражающих поверхностей используем поверхность зеркала, воды, песка, земли, чистого и загрязненного снега, льда и т. д. Показания гальванометра фиксируем и анализируем вместе с учащимися. Делаем вывод об уменьшении отражательной способности всех поверхностей по сравнению с зеркальной.

Изменение прозрачности атмосферы, воды вследствие загрязнения существенно влияет на их прогревание, что может привести к необратимым тепловым изменениям на Земле. При постановке демонстрационного эксперимента исследуем зависимость нагревания освещаемого тела от его прозрачности. Источником света может служить графопроектор, дающий достаточно сильный световой поток. В качестве измерителя энергии, прошедшей через исследуемую среду (задымленный и запыленный воздух, прозрачную и грязную воду и т.д.), используем фотоэлемент, соединенный с демонстрационным гальванометром. Поглощающую среду помещаем в вертикальной плоскости между графопроектором и фотоэлементом. По результатам показаний гальванометра делаем выводы о степени поглощения света той или иной средой в случае наличия в ней загрязнителей. Можно продемонстрировать также зависимость поглощения света от толщины слоя чистой и загрязненной воды. Данный эксперимент можно провести также с использованием датчика освещенности цифровой лаборатории «Архимед». Высокочувствительный датчик освещенности используется для измерений интенсивности света (0 - 600 лк; 0 - 6 клк; 0 - 150 клк). В датчике установлен высокоточный фотоэлектрический элемент, внутри которого помещена небольшая плата, выполненная из «пин-диодов». Когда к фотоэлектрической ячейке приложено запирающее напряжение, каждое падение фотона на пин-диоды сопровождается выходом электрона из ячейки. В результате, чем сильнее освещенность фотоэлектрической ячейки, тем больше величина электрического тока на выходе. Возникающий ток проходит через сопротивление, напряжение на котором измеряется и регулируется так, чтобы оно лежало внутри диапазона 0 - 5 В, принятого в качестве рабочего диапазона аналогоцифрового преобразователя устройства регистрации и сбора данных.

Кислотные дожди - это атмосферные осадки, рН которых ниже чем 5,5. Закисление осадков происходит вследствие попадания в атмосферу оксидов серы и азота. Источники БО2 в основном связаны с процессами сгорания каменного угля, нефти и природного газа, содержащих в своем составе сераорганические соединения. Часть Б02 в результате фотохимического окисления в атмосфере превращается в серный ангидрид, образующий с атмосферной влагой серную кислоту. Важным источником БО2 является цветная металлургия: производство меди, никеля, кобальта, цинка и других металлов включает стадию обжига сульфидов. Оксиды азота пред-

шественники азотной кислоты - попадают в атмосферу главным образом в составе дымовых газов котлов тепловых электростанций и выхлопов двигателей внутреннего сгорания. При высоких температурах, развивающихся в этих устройствах, азот воздуха частично окисляется, давая смесь моно- и диоксида азота. Кислотные осадки (их рН иногда достигает 2,5) губительно действуют на биоту, технические сооружения, произведения искусства.

Датчик рН-метр (диапазон измерения 0 - 14 единиц рН) цифровой лаборатории «Архимед» позволяет измерять уровень рН осадков, и соответственно, делать выводы о состоянии окружающей среды нашего проживания.

С помощью датчика индукции магнитного поля цифровой лаборатории «Архимед» можно отслеживать динамику изменения горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли. Датчик имеет два диапазона измерений (10 мТл; 0,2 мТл). Наиболее увлеченным учащимся можно предложить провести исследование по влиянию различных загрязнений в атмосфере (задымленность, запыленность) на численное значение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли, а также по влиянию магнитных полей на биоплазму.

Следует отметить, что демонстрационный эксперимент не исчерпывает всех воз-можностей активного восприятия учащимися явлений, не всегда обеспечивает приобретения ими глубоких знаний, практических умений, поскольку ученики его чаще всего наблюдают, но сами не проводят. Поэтому демонстрационный эксперимент дополняется самостоятельной практической работой - лабораторными работами с экологическим содержанием. Как показывает практика, такие занятия вызывают у школьников большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающей действительности на основе собственного опыта и собственных ощущений. Причем в процессе работы учащиеся убеждаются в объективности физических законов, получают непосредственное представление о методах, применяемых в научных исследованиях, знакомятся с физическими измерениями и способами количественной оценки явлений окружающей среды, приобретают практические умения и навыки [2; 5].

Лабораторные работы могут быть длительными, рассчитанными на все занятие, и кратковременными - 10-20 минут. Занимая немного времени, кратковременные работы значительно повышают эффективность преподавания физики с экологическим содержанием.

Правильно организованная лабораторная работа развивает интерес, наблюдательность, познавательные способности, воспитывает уважение к результатам исследования. Ни один из методов не сочетает в себе такие возможности организации самостоятельной поисковой деятельности с одновременным управлением ею. Этот метод дает возможность каждый структурный элемент вычленить отдельно и проанализировать его. Осуществляемый в большинстве работ количественный эксперимент (измерение параметров, характеризующих экологическое явление, экспериментальное изучение приборов, технических устройств, применяющихся в экологических исследованиях и т.д.) позволяет успешно формировать обобщенные умения - умения, обладающие свойством переноса. Это умения, которые будучи сформированными в процессе изучения физики, затем широко применялись бы в процессе изучения других дисциплин и далее в работе по самообразованию и в практической деятельности. Причем, формирование у учащихся обобщенных умений происходит и на лабораторных занятиях.

В процессе выполнения лабораторных работ первостепенное значение имеет вы-работка учебно-познавательных умений, то есть умений самостоятельно приобретать знания. Среди них особое место занимают обобщенные умения про-

Библиографический список

водить наблюдения и ставить эксперимент, работать с учебной литературой, моделировать, строить гипотезы, объяснять свойства, явления, процессы на основе теоретических знаний.

Важную роль в обучении играют также такие умения, как практические (пользоваться приборами и лабораторным оборудованием, проводить вычисления, строить гра-фики и т.д.), оценочные (умение давать экологическую оценку полученным значением величин, достоверности результатов эксперимента, погрешностям, допущенным при выполнении лабораторных работ), организационные (планирование своей деятельности при подготовке и выполнении лабораторных работ), самоконтроля.

Отбор экологических лабораторных работ мы осуществляем с учетом дидактических принципов конструирования содержания физического материала с экологическим содержанием, а также на основе целей процесса обучения. Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, к выбору лабораторных работ с экологическим компонентом должны быть предъявлены кроме общих следующие требования:

- физическое содержание должно быть взаимосвязано с экологическими проблемами;

- они не должны являться прикладными экологическими работами, но чтобы в процессе их выполнения у учащихся происходило углубление знаний по физике, приобретались специфические умения и навыки, необходимые в дальнейшей деятельности;

- структура выполнения лабораторной работы должна соответствовать этапам учебного познания в соответствии с планом деятельности по выполнению экспери-мента.

Исходя из требований, предъявляемых к экологическим лабораторным работам, мы считаем, что это должны быть работы, посвященные проблемам физического загрязнения окружающей среды - электромагнитному, тепловому, акустическому, радиационному: «Мониторинг кислотных осадков», «Определение степени запыленности атмосферы», «Определение загрязнителей воды и ее очистка» и т.д. Актуальны также работы, связанные с изучением принципа действия и использования альтернативных источников энергии.

Важную роль в процессе формирования познавательного интереса играют и домашние лабораторные работы следующего характера: «Моделирование механизма «парникового эффекта», «Приблизительная оценка размеров капилляров в образцах почв и их зависимость от степени загрязнения и утрамбовки», «Сравнительный анализ скорости диффузии загрязняющих веществ от внешних факторов», «Изучение явления осмоса с экологической точки зрения в растворах» и т.д. В процессе их выполнения можно выделить несколько уровней самостоятельной деятельности:

- наблюдение антропогенного загрязнения окружающей среды, определение их видов и источников загрязнения, выбор приборов для мониторинга биосферы, изучение физического принципа их действия;

- выбор метода исследования и разработка плана эксперимента;

- кодирование, анализ результатов, формулирование выводов и прогнозирование последствий антропогенного воздействия.

Выполнение лабораторных работ с экологической направленностью позволяют учащимся приобретать новые знания, лучше усваивать основные понятия физики, развивать синтетическое мышление, приобретать навыки безопасной жизнедеятельности.

Практическая деятельность экологической направленности позволяет учащимся приобретать новые знания, лучше усваивать основные понятия физики, развивать творческие способности, приобретать навыки безопасной жизнедеятельности.

1. Восканян, А.Г. Наглядные средства обучения для изучения вопросов экологии // Физика в школе - 1996. - № 1.

2. Сахаров, А.В. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению физики на основе экспериментальных заданий экологической направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Арзамас, 2000.

3. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. А. Бобров, А.В. Усова. - М.: Просвещение. - 1988.

4. Усова, А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // Физика в школе. - 2000. - № 3.

5. Иванов, А.Ф. Физический эксперимент с экологическим содержанием // Физика в школе. - 1996. - №3.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 793.3

А.А. Чистякова, соискатель ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Традиционная культура обских угров - одна из немногих культур, дошедшая до нас в архаичном, синкретичном виде, где отчетливо прослеживаются механизмы, традиции и средства народной педагогики. В статье рассматривается функциональное значение, место народной хореографии в традиционной культуре обских угров. Излагаются педагогические формы, методы, средства приобщения детей и молодежи к традиционной танцевальной культуре обских угров в современных условиях.

Ключевые слова: традиционная народная танцевальная культура, носитель традиционной культуры, этнопедагогические технологии.

Одной из самых древних форм духовно-практического освоения действительности является народная танцевальная культура. В национальных танцах нашли свое отражение глубоко укоренившиеся традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера, темперамент, широта натуры, гуманизм и оптимизм. Танец в культуре северных народов не выделяется как отдельный вид искусства, но является неотъемлемым компонентом духовной культуры и выполняет ряд важнейших функций.

Танцы исполнялись в обряде «Медвежьих игрищ» и выполняли, прежде всего, культовую функцию. Вера в фратри-альных, генеалогических, семейных духов, духов природы (священных деревьев, рек, территорий и т. п.), промысловые культы обских угров представляет наиболее древние формы мифологического сознания и ритуальной практики. Ритуалы «Медвежьего праздника» направлены на общение с духами с целью примирения с душой убитого медведя и его воскрешения. В обряде праздника значительную часть составляют священные танцы, обращенные к божествам верхних миров и «заслоняющие танцы», выполняющие охранную функцию, призывающие удачу.

При сборе фольклорного материала и непосредственном общении с носителями традиционной культуры Р.М. Потпот, М.Ф. Рябовой. Н.Я. Тарлиным и др. на практическом семинаре «Традиционная культура обских угров» под руководством Фаины Павловны Иштимировой, а также в этнографической экспедиции со студентами педагогического колледжа в п. Казым в марте 2008 года, было зафиксировано: в танцах используется множество своеобразных положений и движений рук, которые условно можно разделить на три основных позиции - уровня: движения направленные вниз, движения на уровне плеч, движения руками выше головы. Это соответствует представлениям обских угров о сферическом устройстве мира: верхний мир (небо), средний (земля, уровень человека) и нижний (подземный). В своих исследованиях известный хантыйский ученый, носитель традиционной культуры и языка Т. А. Молданов отмечает, что каждый присутствующий на празднике хотя бы один раз должен протанцевать. Существует убеждение: «Танец, посвященный медведю, тот кладет в свой ненаполняемый кузов, который затем возвращается охотнику в виде охотничьей удачи, а женщинам - в виде огня в очаге, благополучия в семье, здоровья детей; танцуют и для того, чтоб медведь «за два дерева обходил, за три дерева обходил» [1, с. 162]. Непременными участниками в танцевальных импровизациях, были не только взрослые, но и дети, начиная с 3

- 4 лет. Это обязательный ритуал, иначе медведь может напугать в лесу во время сбора ягод. Дети танцуют, а взрослые их хвалят. Что нашло отражение в фольклорной традиции, пословицах и поговорках: «Этот человек так мастерски танцует, словно рыба без костей плещется в воде».

Хореография, как уникальное искусство (сложный синкретический комплекс, органически связанный, с пением и игрой, музыкой, костюмом, календарно-обрядо-выми празд-

никами) является ярким и неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. В танце представляется трудовая деятельность народа, его мировоззрение, утверждение культурных ценностей, всегда современное понимание действительности, которые отражаются средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Познавательной функции танца придают большое значение с античных времён. «Ритм - высшее выражение порядка человеческого духа, внедряется в него при последствии движения тела, и что только через пляски можно познать мир» [2, с. 267]. Изучение истории с помощью искусства является глубоким и основательным, так как приводит в движение всю систему эмоционально-насыщенного, конкретно-образного мышления.

Развивающая функция состоит в совершенствовании физических сил людей, включая мышечные и нервные системы, психические процессы. Движения под музыку способствуют интеллектуальному, умственному развитию человека. Многие танцы носят имитационно-подражательный характер. В женских танцах доминируют повороты корпуса вправо, влево, вокруг себя, своеобразные положения и движения руками с платком создают образ красивой величественной птицы лебедя. Мужские танцы исполняются энергично, резко, в них демонстрируется ловкость, сила, выносливость исполнителя -качества необходимые для охотников, рыболовов, для выживания в суровых природных условиях.

Танец выполняет важнейшую социальную функцию. Танцевальная культура в традиционном обществе является зримой иллюстрацией и демонстрацией определенных социальных отношений в обществе, например, фратриально-родовое устройство. У обских угров живущих на севере выделяют две фратрии Пор и Мось. У восточных ханты и южных манси выделяют три группы: Лося, Бобра, Медведя.

В.Н. Черницов описывает танцы предков отдельных родов. [3, с. 102-103]. Так, передок рода Сампильтановых, имеющих облик лося, выходит опираясь руками на две палки, которые изображают передние ноги лося. Во время социально значимых ритуалов исполнение танцев соответствовало статусу человека, исполнять сакральные танцы могли лишь люди, чей авторитет, опыт, мудрость и нравственные качества высоко ценились в обществе.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которыми люди могли выразить свои чувства. Танец - форма коммуникации, между представителями разных категорий традиционного общества. Через танец первобытный человек выражал свои чувства, танец служил средством общения людей с окружающим миром. Русский исследователь танца XIX в. С.Н. Худяков утверждал, символика танца подсказала пути формирования человеческой речи. Танец наиболее ярко раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, происходит духовное сближение людей. Традиционные периодические и спорадические праздники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.