Ш КОЛЬНЫЕ И МОЛОДЁЖНЫЕ военно-патриотические объединения: обзор элекТронных ресурсов
Екатерина Викторовна Якушина,
ведущий научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов образования РАО, кандидат педагогических наук
Предлагаем краткий обзор сетевых ресурсов по проблемам военно-патриотического воспитания: сайтов школьные военно-патриотических клубов и поисковых отрядов, школьных музеев, а также проектов, посвящённых этой тематике.
Школьные клубы
Сайт Патриотического клуба «Колокол» (средняя школа № 635, г. Санкт-Петербург)
http:/ /clubkolokol.narod.ru/
Основные разделы сайта: «Наш музей», «Великие Петербуржцы», «Блокада Ленинграда», «65-летие Великой Победы»; раздел творчества учащихся «Рисунки о войне».
«Патриотический клуб «Отечество» г. Окуловка Новгородской области
http:/ /www.club-patriotov.narod.ru/
Представлена информация о развитии патриотического движения на территории Великого Новгорода и области. Интересен раздел с фотоматериалами: фотографии поисковой операции «Долина»; фотографии, иллюстрирующие деятельность клуба.
На занятиях члены клуба изучают историю Великой Отечественной войны, историю создания российского танкостроения, российского стрелкового оружия, историю род-
ного края, занимаются строевой подготовкой, изучают основы огневой подготовки.
Ребята принимают активное участие в мероприятиях, посвящённых выводу войск из Афганистана, освобождению Новгорода, освобождению блокадного Ленинграда, Дню Победы, Сталинградской и Курской битвам. Школьники поздравляют ветеранов войны, наводят порядок на военных захоронениях города.
Школьное поисковое движение
Поисковое движение — военно-патриотическое, историко-культурное движение, цель которого — сохранить память защитников Отечества, павших в Великой Отечественной войне.
Поисковый отряд «Воин», клуб «Поиск»
http:/ /admin.smolensk.ru/~edu/ organization/school/velizh2/poisk_otryad.htm
Клуб создан на базе школы № 2 г. Ве-лиж Смоленской области, работает по направлениям: поисковая работа, героико-
патриотическое воспитание, краеведение, военная история, сбор экспонатов и материалов для школьного музея; историко-культурная деятельность: участие в археологических раскопках совместно с Санкт-Петербургским Эрмитажем в деревне Сертея Велижского района, где были первые стоянки древнейших людей на территории Смоленской области); участие в «Вахтах Памяти» на территории Смоленской области (г. Велиж, г. Сычевка, г.Вязьма); полевые работы и перезахоронения останков погибших воинов. За вклад в увековечение памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне, за работу по патриотическому воспитанию молодёжи поисковый отряд «Воин» награждён грамотой Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике, получает благодарственные письма от родственников солдат, погибших на территории Велижского района в годы войны, от тех, кому не безразличны судьбы пропавших без вести солдат.
Клуб «Рубеж»: поиск пропавших солдат на земле Лопасненской
http://rubezh.lopasnya.ru
Ребята из поисковых групп вместе с общественным директором клуба «Рубеж»
С.А. Котовым, его организатором и координатором, отдают дань памяти нашим предкам, людям, жившим на территории Лопас-ненского района. С военно-историческим клубом «Рубеж» сотрудничают ребята из Подольского, Наро-Фоминского, Таганрогского, Новгородского и других поисковых клубов. Членами клуба найдены захоронения советских солдат, павших во время войны, огромное количество разнообразных предметов из обихода крестьян много веков назад.
Клуб «Поиск», школа № 1, г. Абакана
http://www.abakanschool.ru/ klub_poisk_o_nas_znayut
Клуб «Поиск» также делает очень важное дело — открывает новые страницы летописи школы. Страница, связанная с периодом Вели-
кой Отечественной войны, — самая героическая. Ни один ветеран Великой Отечественной войны не остаётся без внимания.
Школьные музеи
Школьный музей Ново-Ольховской средней школы
http://n-os.ru/muzei/
На сайте представлен музей как центр патриотической работы в школе. Участники школьного совета составляют план работы музея, намечают направления работы группы «Поиск», утверждают тематику экскурсий, оформляют новые экспозиции музея. Программа «Память» — перспективный план деятельности, включающей разнообразные аспекты патриотического воспитания: выпуск радиогазет, стенгазет, посвящённых различным историческим событиям, организация «Вахты памяти», занятия в школьном музее.
Мемориальный комплекс в честь боевой славы 4-й инженерно-сапёрной Уманской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады, расположенный в Измайловской гимназии № 1508 имени маршала инженерных войск М.П. Воробьева г. Москвы http:/ /museumbs.narod.ru/
Музей и мемориал в честь боевой славы инженерных войск — центр военно-патриотической работы в гимназии: музей был неоднократно награждён грамотами Московского комитета ветеранов войны за активную работу с молодёжью. В гимназии работает лекторская группа, в которую входят и старшеклассники, и младшие школьники. Актив музея проводит экскурсии и походы по местам боевой славы, дни и месячники защитника Отечества, встречи с ветеранами, «Вахту памяти», конкурсы творческих работ, военно-спортивные соревнования: сборная команда гимназии обычно побеждает в ежегодных городских и всероссийских состязаниях
по блицспринту, военно-спортивных соревнованиях «Школа выживания».
Музей школы № 35 г. Белгорода
http://school35.beluo.ru/muzey1.htm
Экспозиция музея посвящена выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На базе музея ведётся научно-исследовательская работа, проходят уроки истории, литературы, краеведения; Совет музея ежегодно разрабатывает программу патриотического воспитания в школе, которую утверждают учительский коллектив и органы ученического самоуправления; ребята пишут рефераты, статьи, сочинения по истории родного края и Великой Отечественной войны.
Музей боевой славы Колтушской школы
http://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/ school_mus.htm
Музей боевой славы Первого Гвардейского минно-торпедного авиационного полка был открыт 23 февраля 1988 г. в Колтушской школе Ленин-градскогй области в результате кропотливой поисковой работы о лётчиках этого полка — героях, защищавших Ленинград. Через Колтуши проходила так называемая «Дорога смерти» через деревню Берёзовку на Невскую Дубровку. Туда шли воинские части, везли боеприпасы. Мало кто возвращался назад. Сначала в Озерках, а затем у Коркинского озера размещался штаб 67-й армии, а после прорыва блокады Ленинграда располагался штаб под командованием генерала М.П. Симоняка. Школьники продолжают поисковые работы, активно готовятся к 65-летию Победы, участвуют в разнообразных конкурсах.
Военно-патриотическая работа в средней школе № 20, г. Бийск, Алтайский край
http://festival.1september.ru/articles/314708/
В школьном музее военной истории ребята собрали обширный материал о подвигах земляков — участников военных событий, о ветеранах Великой Отечественной войны, учителях и выпускниках школы — участниках локальных войн. Члены музея постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, оформ-
ляют альбомы, проводят экскурсии по новым экспозициям. Школьники охраняют памятники истории родного города, ведут культурно-массовую работу среди учащихся и жителей посёлка.
Великая Отечественная война в экспозициях школьных музеев
Лучшие школьные музеи Республики Карелия:
http:/ /pobeda.karelia.ru/museum.html
• Музей героев-пограничников.
• Музей боевой славы Северного При-ладожья.
• Музей «Дети войны».
• Музей дедов.
• Музей радистов-подпольщиков.
Школьные музеи в Карелии имеют давнюю традицию. В 60 — 70-е годы XX века в Карелии, ставшей в период Великой Отечественной войны местом затяжных позиционных боёв и партизанских походов, стремительных наступательных операций, получило мощное развитие движение «красных следопытов» и поисковиков-комсомольцев, итогом которого стало создание музеев боевой славы во многих школах.
Среди лучших школьных музеев Карелии — музей героев-пограничников средней школы № 1 города Лахден-похья, музей боевой славы Северного Приладожья Туокслахтинской основной школы города Сортавала, музей «Дети войны» лицея № 13 и музей радистов-подпольщиков средней школы № 3 Петрозаводска.
Большую организационно-методическую помощь школьным музеям оказывают Республиканский детский музейный центр при государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», Музей истории образования Карелии, муниципальные краеведческие музеи.
Проекты, посвящённые военно-патриотическому воспитанию молодёжи
Департамент образования г. Москвы, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т)
Московская открытая олимпиада по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, посвящённая 65 -й годовщине Победы
http:/ /olimp09.redut.ru/
Первый этап олимпиады проводился до 20 марта 2010 г. Школьники отвечали на вопросы по направлениям: ход боевых действий Второй мировой и Великой Отечественной войн; сопротивление фашизму на оккупированных территориях; преступления фашизма против человечества; вклад тыла в разгром врага; вооружение воюющих сторон; искусство о войне.
Каждый участник может выбрать один из следующих вариантов сложности вопросов: общеобразовательный, углублённый, научный. Второй и третий варианты имеют поправочные коэффициенты, увеличивающие итоговый результат на 5% и 10% соответственно. Победители первого этапа олимпиады награждаются дипломами, остальные участники смогут получить свидетельства.
Сайт «Школьные музеи в Интернете»
http://www.npstoik.ru/museum/excursions/ excursions.htm
Этот сайт — составная часть нового проекта «Музей, школа, Интернет». Адрес главной страницы проекта — http://museum.npstoik.ru.
Сейчас в России действуют несколько тысяч школьных музеев. Некоторые из них совсем молодые, некоторым уже несколько десятилетий... И каждый из них — это своеобразный информационный центр, в котором сосредотачиваются результаты поисковой и проектной деятельности учащихся нескольких поколений.
Источником пополнения экспозиции и фондов становятся люди, организации, населённые пункты, непосредственно окружающие школу; мир, в который попадают ученики в период каникулярных экспедиций. Во многих школах есть небольшие музеи, которые создавались и велись не по директиве «сверху», не для «галочки» в отчётах, а по долгу памяти и совести. Такие музеи становятся целой жизнью для их основателей, вехой в истории школы, ярким воспоминанием не для одного поколения выпускников. Именно о таких музеях рассказывает этот сайт.
Как результат совместных усилий многих участников, на сайте представлены мемориальный, естественно-научный, историко-краеведческий залы и зал искусств. На страницах сайта можно познакомиться с некоторыми школьными музеями, совершить по ним виртуальные тематические экскурсии, почитать статьи, связанные с теми или иными аспектами школьного музея и его местом в образовательной среде, заглянуть на виртуальную книжную полку, где подобраны тематические ссылки, принять участие в акциях «Скорая музейная помощь», «Ищем музей».
«Кольцо патриотических ресурсов». Национальный проект: развитие системы кадетских корпусов и военнопатриотических клубов
http:/ /www.rossija.info/view/20044/
Основная цель «Кольца патриотических ресурсов» — создать единое информационное пространство, способное формировать мировоззренческую позицию, основанную на приоритете России, на наших культурно-духовных и исторических традициях. Задача проекта — собрать истинных патриотов России в Интернете для того, чтобы совместными усилиями, единым мощным фронтом противостоять информационной войне против нашей Родины. Главная формула «Кольца»: «Используя нас и наши возможности,
объединяйтесь!». Сегодня, как и во все вре мена, слово — это оружие. Правдивое слово — вот наш меч!
Молодёжные военно-исторические клубы и объединения
Сайт Международной военно-исторической ассоциации
http://www.imha.ru/
В 1989—1991 годах действовала Федерация военно-исторических клубов, которая впервые в СССР организовала поход по местам сражений Отечественной войны 1812 года.
С 1988 года ежегодно проводятся военно-исторические праздники на Бородинском поле с участием членов военно-исторических клубов и групп реконструкции. В 1991 г. создана Межрегиональная (государственная регистрация в 1992 г.) военно-историческая ассоциация, в состав которой вошли московские военно-исторические клубы и объединения и группы реконструкции из различных регионов России. В 1997 г. после объединения с военноисторическим клубами Беларуси и Украины Межрегиональная ассоциация преобразована в Международную военно-историческую ассоциацию — крупнейшее военно-историческое объединение в России, где состоит до двух тысяч любителей военной старины, людей различных возрастов и профессий, изучающих военную историю России. В 1996 г. официально зарегистрирована Военно-историческая ассоциация России, созданная на основе Санкт-Петербургской городской военно-исторической ассоциации и ряде региональных военно-исторических клубов.
Санкт-Петербургский общественный научный фонд «Военно-исторические исследования»
http:/ /www.warhistory.ru/
В декабре 2000 г. по инициативе петербургских учёных и при поддержке ряда общественных
и государственных организаций города был создан Санкт-Петербургский общественный научный фонд «Военно-исторические исследования». Основные цели Фонда — военно-патриотическая работа, распространение военно-исторических знаний среди молодёжи, поддержка молодых учёных, научные исследования по проблемам военной истории. Фонд имеет тесные творческие связи с молодёжной научной общественностью Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Ярославля, Архангельска, Вологды, Костромы, других регионов России.
Военно-исторический клуб «Выстрел»
http:/ /mechcorps.rkka.ru/vik-vistrel/ index.htm
Клуб образован в 2004 г. в составе Международной военно-исторической ассоциации. Основные направления деятельности клуба: изучение и пропаганда отечественной военной истории различных периодов, воинских традиций Отечества; реконструкция формы одежды русской и советской армий различных исторических периодов; участие в общественных и культурных мероприятиях по этой тематике.
Кроме того, члены клуба «Выстрел» участвуют в перезахоронениях останков советских воинов, тактических играх, съёмках в художественных фильмах, ведут совместную работу с поисковым отрядом «Китеж» (г. Одинцово Московской области), исторические исследования, участвуют в тематических конференциях, публикуются в печати, сотрудничают с военно-историческими изданиями. НО