Научная статья на тему 'Школьные библиотеки: из опыта современной Великобритании'

Школьные библиотеки: из опыта современной Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1291
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО / АССОЦИАЦИИ / ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ / UNITED KINGDOM / ASSOCIATIONS / SCHOOL LIBRARIES / SCHOOL LIBRARIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жеравина Ольга Александровна

В статье рассматривается современное положение школьных библиотек на основании отчетов некоторых значительных организаций, таких как Ассоциация школьных библиотек, Совет по вопросам музеев, библиотек и архивов и др. Автор анализирует представленную в отчетах роль библиотекаря в современном учебном заведении среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School Libraries: of the experience of contemporary Great Britain

The article provides an overview of the current situation in school libraries in the United Kingdom (UK) according to several recent research reports on the subject of some important organizations, such as School Library Association; Museums, Libraries & Archives Council, etc. The author analyses the librarian`s role in contemporary secondary school represented in the reports.

Текст научной работы на тему «Школьные библиотеки: из опыта современной Великобритании»

2011 Культурология и искусствоведение № 4

БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 027.7 (410)

О.А. Жеравина

ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ:

ИЗ ОПЫТА СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ1

В статье рассматривается современное положение школьных библиотек на основании отчетов некоторых значительных организаций, таких как Ассоциация школьный: библиотек, Совет по вопросам музеев, библиотек и архивов и др. Автор анализирует представленную в отчетах роль библиотекаря в современном учебном заведении среднего образования.

Ключевые слова: Соединенное Королевство, ассоциации, школьные библиотеки, школьный библиотекарь.

Школьные библиотеки Великобритании являются важной составляющей образовательного пространства, в котором осуществляется воспитание и обучение подрастающего поколения страны. Их развитие происходит в контексте национальной библиотечной практики, имеющей многовековые традиции и международный авторитет. Вместе с тем британская школьная библиотека, не имея обязательного статуса как части учебного заведения, во многом зависит от факторов, связанных с уровнем и благополучием последнего, с образовательной политикой его руководства, экономическим положением в регионе и стране в целом. Рассмотрим некоторые характерные черты сегодняшнего состояния школьных библиотек Великобритании, основываясь на отчетах авторитетных национальных организаций, занимающихся делом развития и поддержки школьных библиотек и укрепления их авторитета в британском обществе.

Одной из старейших организаций, отстаивающих интересы школьного библиотечного дела в Британии, является Ассоциация школьных библиотек (SLA), основанная в 1937 г. В настоящее время эта организация осуществляет поддержку персонала школьных библиотек; пропагандирует и распространяет положительный опыт, проводя обучающие семинары, курсы; работает по программе специальных публикаций по вопросам развития школьных библиотек. Ассоциация оказывает своим членам информационно-консультационную помощь, издает свой журнал «Школьный учитель», развивает связи с национальными и зарубежными организациями.

Согласно основополагающим принципам Ассоциации школьных библиотек Великобритании, «каждый школьник имеет право на эффективное обес-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.

печение со стороны школьной библиотеки», а Ассоциация призвана поддерживать всех включенных в область обслуживания школьной библиотекой, поддерживая высокий уровень чтения и возможности обучения для всех учащихся. Особая ответственность и важность выполняемой миссии была отмечена Ассоциацией школьных библиотек в нынешних весьма сложных экономических условиях.

В опубликованном на сайте организации ежегодном отчете за 2010/11 г., охватывающем период до 31 марта 2011 г. (именно в таком диапазоне рассматривается Ассоциацией годовой интервал), отмечается, что отчетный год явился весьма трудным, но не первым и не последним в такой череде лет, учитывая экономический кризис и предчувствие новой его фазы. Обстоятельства кризиса, вынудившие урезать бюджеты по всем направлениям, заставили членов Ассоциации школьных библиотек, по признанию её президента Трисии Адамс, «еще более строго, чем обычно, взглянуть на деятельность собственной организации с целью сделать ее более стойкой и адекватной грядущим временам» [1. С. 4].

Несмотря на атмосферу экономического кризиса в стране, школьные библиотеки Британии не остались без внимания со стороны Ассоциации. Так, был проведен целый ряд обучающих курсов в различных регионах страны, в числе которых в отчете особо отмечен семинар в Центре конгрессов Ноттингема; опубликованы 5 руководств по вопросам библиотечной деятельности; продолжена работа над совершенствованием сайта ассоциации в целях придания ему большей интерактивности и информативности. Были поддержаны инициативы по созданию новых региональных отделений ассоциации - в Манчестере и Западном Беркшире. Представители Ассоциации школьных библиотек участвовали в многочисленных встречах с министром по делам школ, парламентской группой по образованию, Книжным фондом, Вестминстерским образовательным форумом, Объединенным комитетом по вопросам молодежи и школьных библиотек, Национальным фондом грамотности. Ассоциация принимала участие также в семинарах, организованных Департаментом образования, Британским институтом дипломированных специалистов в области библиотечной и информационной деятельности. Ассоциацией была оказана письменная поддержка ряду кампаний в Шотландии, Уэльсе и Англии в поддержку придания школьной библиотеке, а также должности школьного библиотекаря статуса обязательных компонентов каждого школьного учреждения.

На благотворительную деятельность Ассоциация потратила к марту 2011 г. 310381 фунт стерлингов - почти на 2,5 тыс. фунтов меньше, чем в предыдущем году. Снизились также и суммы поступлений от осуществляемых ассоциацией видов деятельности - продажи выпускаемого ассоциацией журнала «Школьный библиотекарь», обучающих курсов и проч. [1. С. 10]. Отметим, что более чем на полмиллиона фунтов стерлингов сократилось кредитование Ассоциации и почти на полмиллиона фунтов - ее текущие инвестиции [1. С. 15].

В непростом году Ассоциация столкнулась и с весьма приятным затруднением - невозможностью выбрать одного из двух достойнейших кандидатов на премию «Школьный библиотекарь года», в результате чего победителями

были признаны оба библиотекаря - Д. Райт и К. Шихэн. В гендерном аспекте - вполне британская ситуация, дающая заметное число библиотекарей-мужчин, включая школьных библиотекарей, причем весьма успешных [1. С. 5].

В перечисленных ранее мероприятиях с участием Ассоциации обращает на себя внимание число других британских организаций, вовлеченных в рассмотрение вопросов, связанных с судьбой школьных библиотек страны. Действительно, в Великобритании существует немало таких организаций. У школьных библиотек, помимо их Ассоциации, о которой речь шла выше, есть национальная профессиональная корпорация - Институт дипломированных специалистов в области библиотечной и информационной деятельности, а также Ассоциация библиотекарей, работающих со старшими детьми и в сфере образования. Национальный фонд грамотности посредством поддержки чтения побуждает школьные библиотеки к большей активности. Книжный фонд оказывает им поддержку и занимается их исследованием. В последние годы растущий интерес к делу улучшения работы школьных библиотек проявляет Фонд специалистов школ и академий.

Наконец, нельзя не назвать Совет по делам музеев, библиотек и архивов, который до недавнего времени был руководящим органом для библиотек. По совместной инициативе этого Совета и Национального фонда грамотности была создана Комиссия по школьным библиотекам под председательством баронессы Э. Моррис. Перед Комиссией была поставлена задача поставить на повестку дня в национальном масштабе задачу воплощения в жизнь принципа, согласно которому школьные библиотеки призваны выполнять исключительные по значению функции, связанные с тем, чтобы помогать юношеству обогатить свой потенциал.

Комиссия провела широкие исследования и представила в качестве отчета документ, озаглавленный «Школьные библиотеки: план совершенствования». Выводы специалистов относительно состояния дел в библиотечной практике школ страны оказались не вполне утешительными. Ключевой из них сводится к тому, что многие школьные библиотеки страны используются очень слабо, что не способствует выполнению их задачи по повышению уровня грамотности и оказанию поддержки ученику.

Во многих школах, констатирует Комиссия, «библиотеки являют собой бесполезный ресурс, слабо вписанный в инфраструктуру школы: они поощряют чтение ради удовольствия, но сопротивляются учебной деятельности; их не включают в планы развития школы, в структуру официального руководства и проверки; они укомплектованы (на одну треть в случае с начальными школами) людьми, не имеющими никаких специальных знаний в области детской литературы» [2. С. 4]. То, что должно быть жизненно важным ингредиентом школьной системы, на деле маргинализуется; школьная библиотека, будучи мало связанной с признанными образовательными приоритетами в области грамотности и информационных компетенций, дающих доступ к знаниям, не способна эффективно заниматься своим главным делом.

При этом проведенные изыскания продемонстрировали исследователям, какую важную роль хорошо организованная школьная библиотека играет в развитии учащихся, их обучении поиску и использованию информации и

превращению её в знания. Молодые люди, которые читают значительно больше ожидаемого среднего уровня, вдвойне вероятнее, нежели те, кто читает ниже этого уровня, являются читателями школьных библиотек, что в процентном соотношении, по подсчетам Комиссии, подтверждается 77% против 35% [2. С. 4-5].

В отчете Комиссии особое внимание уделяется проблеме профессиональной идентичности школьного библиотекаря. По единодушному убеждению авторов документа, профессиональная подготовка школьного библиотекаря является решающим фактором, способствующим раскрытию потенциала библиотеки. Образование школьных библиотекарей в Великобритании традиционно базируется на библиотековедческом фундаменте: специалист получает квалификацию в области информационного менеджмента, затем следуют два года профессиональной практики и получение профессиональной лицензии. Авторы отчета считают такую систему профессионального обучения и воспитания школьных библиотекарей не отвечающей современным требованиям. В той же мере, как овладение знаниями в области информационного менеджмента и организации библиотечного фонда, школьным библиотекарям требуется глубокое постижение проблем обучения, педагогики и развития ребенка. Специфическая структура библиотековедческого знания недостаточна для того, чтобы управлять эффективной школьной библиотекой [2. С. 13-14].

Исходя из необходимости разрешения отмеченной проблемы и в целях укрепления стратегических позиций школьной библиотеки, которой надлежит занимать центральное место в школе, Комиссия дает ряд рекомендаций, касающихся вопросов квалификации работников школьных библиотек. Так, учебный модуль по библиотечному менеджменту и детскому чтению был бы полезен всем учителям, отвечающим за деятельность школьной библиотеки. В свою очередь всем школьным библиотекарям, имеющим профессиональное библиотечное образование, следует освоить учебный модуль по методике преподавания, обучения и детского развития. Высшие учебные заведения, дающие образование в области библиотечного дела, а также педагогические учебные заведения должны включить в свои учебные планы соответствующие модули.

В школьной библиотеке, как утверждается в отчете, должны работать специалисты, хорошо знающие детей, особенности процесса и содержания их чтения и обучения. Библиотекарь должен также глубоко осознавать роль библиотеки в системе школьного образования, связанную с повышением уровня грамотности учащихся и развитием их навыков в области информационного поиска. По сути, вывод Комиссии требует концептуальной трансформации британского библиотечного образования. «Профессиональные тропинки сегодняшнего дня не приводят с необходимостью к формированию членов школьного коллектива, способных использовать уникальную педагогику, которая является характерной чертой школьной библиотеки» [2. С. 14].

Констатация британских специалистов поразительна не своей логикой и адекватностью представленным в отчете проблемам. У желанной для британской Комиссии по школьным библиотекам модели подготовки библиотечного специалиста есть имя. Возможно, одно из имен, а именно - российская

система подготовки библиотечного специалиста с её основательной педагогической составляющей. Правда, в тексте документа о российском опыте не упоминается. Авторы этого и других отчетов изредка ссылаются в основном на американский, канадский и австралийский опыт, что объяснимо с точки зрения культурно-исторических и языковых реалий. Однако проблемное поле для взаимного изучения библиотечных традиций, безусловно, имеется.

Возвращаясь к рассмотренному отчету, заметим, что организации - инициатору создания Комиссии по школьным библиотекам не суждено было пережить перипетий экономического кризиса: Совет по делам музеев, библиотек и архивов с 1 октября 2011 г. передал свои полномочия по руководству музеями, библиотеками и архивами другим органам. Основному штату Совета предстоит завершить все его дела до мая 2012 г.

В отчете за 2010/11 г. руководство Совета отмечает, что решение о прекращении деятельности организации было вызвано невозможностью далее осуществлять свою деятельность в условиях резкого сокращения бюджета. В числе позитивных результатов деятельности Совета отмечен доклад его Комиссии по школьным библиотекам, содержащий целый ряд рекомендаций властям, руководителям учебных заведений и различным организациям [3. С. 4-16].

Любопытные данные о британских школьных библиотеках содержатся в отчете, подготовленном в 2010 г. Институтом дипломированных специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Исследование проводилось в 1542 британских школах на основании отчетов 1044 библиотекарей о своей деятельности. Приведем некоторые цифры, содержащиеся в отчете:

• Из числа опрошенных работников школьных библиотек специальное библиотечное образование имеют 58,7%.

• 11,2% британских школьных библиотек имеют менее 5 тыс. книг; 63,9% библиотек - от 5 до 15 тыс. книг; 11,5% имеют от 15 до 20 тыс. книг и 91 школа (7,5%) - более 20 тыс. книг.

• 32,6% работающих в школьных библиотеках считают недостаточным библиотечное пространство с учетом занимающихся в нем учащихся, находящихся в нем книжного фонда, компьютеров и проч.

• Состояние книг и прочих ресурсов библиотечного фонда в 1259 школьных библиотеках, что составляет 81,6%, считается находящимся в хорошем состоянии, в 206 библиотеках (13,3%) - в плохом [4. С. 34].

• 28,1% школьных библиотек имеют менее 10 компьютеров для школьников; 17,3% - более 30 компьютеров; 52% - от 10 до 30 компьютеров [4. С. 35].

• 16,5% школьных библиотек смогли увеличить расходы на приобретение книг и других информационных ресурсов; для 491 школьной библиотеки (31,8%) финансирование сократилось по сравнению с предыдущим годом. У 49,3% школьных библиотек финансирование не изменилось, что, с учетом кризиса, авторы рассматривают, скорее, как увеличение финансирования.

• Квалифицированные библиотекари имеют больше средств на покупку литературы, нежели отвечающие за библиотеку без специального образования [4. С. 4-35].

Как и в рассмотренных выше отчетах, успешное функционирование школьной библиотеки в отчете Института дипломированных специалистов связывается с деятельностью квалифицированного библиотечного специалиста, осознающего свою образовательную миссию. Вместе с тем указывается, что слишком часто библиотекари рассматриваются как вспомогательный административный персонал, не имеющий важного значения в процессе обучения [4. С. 73-74].

Следует подчеркнуть, что проблемы, поднимаемые различными заинтересованными организациями в ходе изучения библиотечной ситуации в школах Великобритании, рассматриваются и в британской научной литературе, причем одной из наиболее актуальных выступает тема библиотечного специалиста в школьной библиотеке. При этом выводы ученых зачастую вполне созвучны наблюдениям специалистов общественных и государственных организаций, занимающихся вопросами школьных библиотек.

В качестве примера приведем недавно вышедшую работу Д.Э. Херринга, посвященную проблемам совершенствования информационной грамотности учащихся и использования ими сетевой информации. В своей книге, представленной как «руководство для учителей и «учителей-библиотекарей», автор подчеркивает, что вызовом времени для учителей и учителей-библиотекарей является способность создавать такое учебное пространство в школьной аудитории и в школьной библиотеке, в котором обучающиеся имели бы доступ к необходимым источникам и учебным материалам.

При этом одним из ключевых факторов успешного преподавания в школе выступает сотрудничество между учителем и библиотекарем. Кооперация, когда учитель-библиотекарь готовит для уроков информационные ресурсы, гораздо менее эффективна, разделяет мнение своих коллег английский специалист. Сотрудничество, выступая как более высокий уровень взаимодействия, представляет собой соединение знаний двух профессионалов - знаний учителя в предметной области и знаний учителя-библиотекаря в области информационной грамотности. В этом случае возможно совместное планирование уроков и целых программ с использованием общей терминологии и общих подходов. В свою очередь, когда учитель-библиотекарь знакомит учеников с такими аспектами информационной грамотности, как, например, отражение концепции, формулирование стратегии поиска, обучающиеся скорее смогут применить свои навыки, полученные в процессе обучения, если учителя привили их в процессе преподавания, используя те же самые термины, которыми пользуется учитель-библиотекарь [5. С. 13-14].

На негативные стороны положения британского школьного учителя указывает К.С. Ричи. Школьные библиотекари в Британии имеют более низкий статус, чем библиотекари других специализаций; у них мало перспектив роста по служебной лестнице. Как работающие в одиночку школьные библиотекари вынуждены выполнять массу разнообразной работы, включая управление расходами, обучение, каталогизацию, компьютерную помощь, поддержку вебсайта, маркетинг, а главное - им приходится выстраивать хорошие от-

ношения с начальниками разных возрастов. И несмотря на такой широкий спектр обязанностей, работа школьных библиотекарей оплачивается далеко не адекватно.

Вместе с тем в Великобритании, согласно исследованиям ученого, 84% из опрошенных 225 школьных библиотекарей считают себя довольными или очень довольными в целом своей работой, хотя 56% при этом выражают неудовлетворенность или крайнюю неудовлетворенность своей зарплатой.

В целом, по убеждению К.С. Ричи, корпус школьных библиотекарей в Великобритании страдает от невысокой квалификации и отсутствия серьезных исследований в этой области, проводимых на основе методологии проблемноориентированного анализа. Такой анализ мог бы обогатиться за счет почти отсутствующих в настоящее время наблюдений, проводимых самими практиками, использующими место своей работы как предмет своего исследования. Между тем, как подчеркивает ученый, школьные библиотеки слишком важны, чтобы позволить им быть в стороне от внимания специалистов [6. С. 31-32].

Отметим, что в осмыслении современного опыта функционирования британских школьных библиотек как специалистами заинтересованных организаций, так и в трудах британских ученых выявляются весьма сходные позиции по вопросу о возможных решениях имеющихся в этой области проблем. К числу действенных мер, предлагаемых единодушно, можно отнести изменение статуса школьного библиотекаря и усиление его роли в образовательной системе учебного заведения.

Источники и литература

1. School Library Association. Annual Report and Report of the Directions and Financial Statements for the Year Ended 31 March 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sla.org.uk/about-the-sla.php/sla-2011-annual-report[1].pdf (дата обращения: 01.12. 2011).

2. School Libraries : A plan for improvement. Museums, Libraries & Archives Council. National Literacy Trust [Электронный ресурс]. URL: http://www.mla. gov.uk/~/ media/ Files/ pdf/2010/ pol-icy/SLC_Report (дата обращения: 30.11. 2011).

3. The Museums, Libraries and Archives Council (a company limited by guarantee) Annual Report and Financial Statements For the year ended 31 March 2011. Ordered by the House of Commons to be printed 18 July 2011. London [Электронный ресурс]. URL :http://www. mla.gov.uk/ about/corporate/~/media/Files/pdf/2011/corporate/MLA_Final_Accounts_2010-11.ashx (дата обращения: 30.11.2011).

4. School libraries in the UK. A worthwhile past, a difficult present - and a transformed future? Main report of the UK National Survey / D.Streatfield, S. Shaper, S. Rae-Scot. - The School Libraries Group of CILIP. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cilip.org.uk/get-involved/special-interest-groups/school/Documents/full-school-libraries-report.pdf (дата обращения: 27.11.2011).

5. Herring, JamesE. Improving Students' Web Use and Information Literacy. A guide for teachers and teacher librarians. S.l., 2010. 192 p.

6. Ritchie C.S. Filling gap : would evidence-based school librarianship work in the UK? // Library and Information Research. 2009. Vol. 33, № 104. P. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.