Научная статья на тему 'Школьное строительство в Ростове-на-Дону и Ростовской области'

Школьное строительство в Ростове-на-Дону и Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьное строительство в Ростове-на-Дону и Ростовской области»

Из расчета ожидаемого населения Ашхабада в 225 ООО жителей яс-

225 ООО . 7

лями должно быть охвачено-------= 15 750 детей и детса-

100

225 000. 7,3

дам«-----—= 16 425 детей. Следовательно, для яслей по-

100

требуется 15 750 : 20.0 = 80 зданий и для детсадов 16 452:100= 164 здания.

Если считать среднюю плотность в Ашхабаде на 1 га 200 человек и квартал в 4 га, то малышей будет на 4 квартала, или на 1 здание яслей, 4 X [7°/о (4 X 200)] = 224. Здание детсада, рассчитанное на обслуживание 2 кварталов, должно вместить 2 X [7,3% X (200.4)] =117 детей.

Приведенные расчеты имеют в виду 100% охват детей. Такое большое количество зданий в Ашхабаде и еще большее во всей Туркмении- требует тщательно проработанных проектов. Было бы Еполне своевременным объявить конкурс на проекты яслей и детских садов для климатических условий Туркменской ССР.

Д-р И. И. БОРОХОВИЧ (Ростов-на-Дону)

Школьное строительство в Ростове-^а-Доеу и Ростовской области

Право на образование граждан Советской страны и введение всеобщего обязательного обучения повлекли за собой гигантское строительство школ в нашей стране.

Постановлением. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22.11.1935 г. «О строительстве школ в городах» были установлены 3 основных типа школ: на 880, 400 и 280 учащихся, и даны принципиальные указания об общей кубатуре школьного здания, основных и подсобных помещениях, их площади и емкости классов (40 учеников).

Строительство школ должно производиться по типовым проектам, составленным на основе этого постановления.

Использование школьных площадей под классы должно было быть повышено с 35 до 60—■ 65% при кубатуре на 1 ученика в 16,5 мР в средней школе на 880 учащихся, 17,7 мг3 в неполной средней школе на 440 человек и 17,5 м3 в неполной однокомплектной средней школе на 280 детей (для мелких городов, больших рабочих поселков и районных центров).

Типовой проект, п , нашему мнению, должен удовлетворять следующим требованиям:

1) дать вполне рациональную и компактную планировку школьного здания, свободную от излишеств в площади по неклассным помещениям, при соблюдении установленных норм площадей классных и других учебных помещений;

2) обеспечить правильную ориентацию классных помещений;

3) допускать легкую связь с земельным участком без значительных перепланировок и конструктивных изменений;

4) обеспечить правильную организацию учебного процесса в школе;

5) достигнуть максимальной эффективности капиталовложений;

6) соблюсти основные требования школьной гигиены, -предъявляемые к современному школьному зданию.

0

57

Посмотрим, насколько разработанные архитектурными мастерскими НКПроса типовые проекты школ отвечают этим положениям и директивам СНК и ЦК ВКП(б).

Из довольно большого числа типовых проектов, утвержденных за 4 года, многие уже изъяты и отменены.

Независимо от качества оставшихся немногих проектов ограниченное количество типов значительно осложняет вопрос о выборе участков для строительства, особенно в таких больших и сильно застроенных городах, как Ростов. Расположение классных комнат требует определенной ориентации в отношении стран света, и при наличии одного только типа проекта (например, № 67) необходимо выбирать подходящий для него участок, так как не всякий хороший участок окажется приемлемым для этого проекта. У нас имеются только такие проекты, которые предусматривают расположение классов на юго-восток. Это возможно в малозастроенных местах и в сельских местностях, где легко выбрать участок, но не в таком: городе, как Ростов, где подобный выбор представляет чрезвычайно большие затруднения. "

Не дано также типовых угловых решений школьных зданий.

НКПрос через подведомственные ему отделы строго следит за обязательным осуществлением строительства по типовому проекту я соблюдением общей кубатуры школьного здания, но в то же время не предъявляет требований к самому участку, отведенному для школы.

В результате зачастую отводятся участки, совершенно не удовлетворяющие минимальным! требованиям; для строительства учебных заведений. Это является главным образом следствием: того, что в сметы не включены расходы на освоение участков, в том числе на снос возведенных на них строений, переселение жильцов и пр. Такие расходы относятся за счет местного бюджета горсовета, поэтому последний обычно идет по линии наименьшего сопротивления и отводит для школ старые кладбища, места разобранных церквей и пр., не считаясь, иногда с тем, что эти участки очень малы.

Из 27 школ, построенных в Ростове за последние годы, только 6 (22,2%) получили участки необходимых размеров.

Основные дефекты, выявленные в проектах школьных зданий, заключаются в непроработанности входов, гардеробных (гДе всегда давка), отсутствии рекреационного зала, полном игнорировании удобств педагогического персонала, отсутствии помещения для физкультурных занятий, примитивности квартиры для директора и пр.

Указанные недостатки заставляют на местах администрацию выстроенной школы изменять по своему усмотрению проектное' назначение помещений и тем создавать еще большую путаницу.

Ни один из существующих типовых проектов не обеспечил использования школьных площадей под классы выше 38%, как это требовалось постановлением СНК и ЦК ВКП(б), и не предусмотрел физкультурного и рекреационного залов.

Конфигурация планов довольно сложна, вследствие чего по школам на 880 учащихся (периметр здания колеблется от 189 до 216 погонных метров, а по школам" на 400 человек — от 171 до 187 погонных метров. Естественно, что потребность в основных строительных материалах для-школ одинакового объема будет тем больше возрастать, чем сложнее конфигурация плана здания.

Школы, выстроенные в последние годы, поступили в эксплоатацию со значительными недоделками.

Одним из существенных дефектов является несоблюдение постановления СНК СССР от 27.111.1936 г. «О ходе школьного строительства», которым был установлен определенный порядок выполнения работ по прокладке магистралей водопровода и канализации. При отсутствии какой-либо магистрали на той улице, где намечается отвод участка под

школьное строительство, предварительно должен быть конкретно разрешен вопрос о полной финансовой и технической возможности прокладки здесь недостающей магистрали ко времени окончания строительства данной школы. Несмотря на столь ясные указания, они не всегда соблюдаются при отводе участков под новое строительство школ. На практике это нередко приводит к тому, что вновь выстроенные) школы остаются неканализированными, устройство же люфтклозетов не практикуется в Ростовской области.

При пуске в эксплоатацию школ с недоделками школьные земельные участки в большинстве случаев остаются неосвоенными, несплани-рованными, неозелененными и даже подчас неогороженными.

Санитарные узлы в школах плохо оборудованы: установка унитазов с деревянными сидениями на шарнирах не позволяет производить надлежащую уборку клозета; замена их мозаичными настилами также себя не оправдала: в Ростовских школах теперь их заменили деревянными съемными крышками. Мозаичные иолы в уборных при небрежном пользовании санитарными установками вскоре покрываются темиобуры-ми несмываемыми пятнами, производящими неприятное впечатление. Лучше покрывать полы метлахскими плитками.

Для получения проектов, полностью удовлетворяющих предъявляемым к школам требованиям, необходимо:

1) объявить конкурс на типовые проекты школ на 880, 400 и 240 учащихся;

2) учитывая значительные затруднения при отводе участков под школьное строительство и невозможность в условиях Ростова использования типовых проектов, — разрешить вести в Ростове строительство по индивидуальным проектам, при обязательном соблюдении установленной кубатуры и основных принципов постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22.11.1935 г.;

3) в состав школы обязательно включить: физкультурный зал, биологический кабинет и кабинет с живым уголком, хорошо освещенные рекреационные помещения и военный кабинет;

4) при проработке плана школьного строительства на будущие годы учитывать также возможность реконструкции тех старых школ, которые допускают переоборудование в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к советской школе.

М. С. ГОЛЬДБЕРГ (Москва)

К вопросу о загрязнении атмосферного воздуха в окружности сульфатцеллюлозных бумажных фабрик

Как известно, при производстве бумаги по способу сульфатцеллюло-зы древесина гидролизуется действием) на нее смеси едкого натра и сернистого натрия; последний получается в процессе регенерации из добавляемого сульфата натрия. Этот технологический процесс связан с загрязнением атмосферного воздуха в окружности сульфатцеллюлозного производства отвратительными запахами, обусловленными, повидимому, наличием в выбросных газах метил-меркаптана и диметилсульфида, причем неприятные запахи особенно чувст ительны при небольших концентрациях газов. По данным. Лазарева я Астраханцева, предел восприятия метил-меркаптана 0,0 000 000 022 мг/л, вследствие чего эти газы определяются обонянием на расстоянии до 10 км от пункта выброса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.