2. Сидорина Т.В. Профессиональные направления деонтологии // Ed-ucacin& Science-2016. Материалы Межд-ой научно-практической конференции для работников науки и образования. 2016. С. 90-93.
3. Сидорина Т.В., Черноиванов A.B. Профессиональная адаптация как понятие и процесс // Научная дискуссия: инновации в современном мире. сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12 (55). М., Изд. «Интернаука», 2016. С. 127-131.
4. Соломатин Е.В., Зотов A.A., Утюганов A.A. Психология управления подчиненными во внутренних войсках МВД России: учеб. пособ. Новосибирск: НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД РФ, 2015. 92 с.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-212-217
ШКОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «БЕРЕЖЛИВЫЙ РЕГИОН»
Тагиев Р.М., Галынчик Т.А.
ORCID: 0000-0001-6703-123X, ORCID: 0000-0002-9332-2791, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Российская Федерация
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты школьного экономического образования в рамках концепции «Бережливый регион». В частности, раскрыты понятие и сущность школьного экономического образования, а также его роль в реализации концепции бережливого региона. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия между необходимостью осуществления непрерывного экономического образования и воспитания, целесообразностью реализации интегрированного подхода к экономическому воспитанию в процессе изучения
гуманитарных дисциплин и недостаточной прикладной разработанностью в данном направлении имеющихся методических материалов.
Ключевые слова: глобализация; экономика; школа; образование; экономическое образование; школьное экономическое образование; бережливое регион; бережливое производство.
SCHOOL EDUCATION AS PART OF THE ECONOMIC "БЕРЕЖЛИВЫЙ РЕГИОН" CONCEPT
Tagiev R.M., Galynchik T.A.
ORCID: 0000-0001-6703-123X, ORCID: 0000-0002-9332-2791, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
This article deals with the theoretical aspects of school economic education -within the concept of "lean region ". Specifically disclosed the concept and essence of the school of Economic Education and its role in implementing lean concepts in the region. The urgency of the problem is determined by the presence of the contradiction between the need to implement a continuous economic education and training, the feasibility of an integrated approach to economic education in the process of studying the humanities and the lack ofapplication of elaboration in this direction the existing teaching materials.
Keyword: globalization; economics; school; education; economic education; school education in economics; lean region; lean production.
В современном мире образование признано одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Образование создает нравственную и культурную основу общества, фор-
мирует интеллектуальную элиту страны и воспроизводит кадровый потенциал народного хозяйства [1].
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность) [7].
Анализируя разные трактовки понятия образование, можно сделать вывод, что образование - это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; набор инструментов, необходимых для развития и становления человека как личности, а также его социализации. Учитывая, что общество сталкивается с такими процессами как производство распределение, обмен и потребление, огромное значение для человечества имеет экономическое образование, направленное на бережливость.
Рассмотрим самый первый уровень экономического образования, а именно школьное экономическое образование. Школьное экономическое образование - это целенаправленный процесс обучения экономике и экономического воспитания школьников в рамках общего образования. Цель школьного экономического образования заключается в воспитании у обучающихся экономической культуры, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы [4, с. 58].
Формирование целостного мировоззрения школьника XXI века невозможно без знания экономических отношений, развивающихся в стране и за её пределами. Школьное экономическое образование выступает сегодня важным социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности. Именно школьное экономическое образование призвано стать одним из важных стабилизирующих факторов между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений [3, с. 41].
Современная школа должна быть нацелена на формирование у школьников ключевых компетенций, которые помогут им в будущем быть самостоятельными и ответственными участниками экономической жизни.
В результате экономического образования должно формироваться экономические знания, компетенции (умения) и навыки, усваиваются способы экономической деятельности, формируется экономическое мышление [6, с. 19].
Таким образом, сегодняшние реалии обусловливают новые требования к школе, в которой необходимо учить детей опыту восприятия новых условий жизни. Следовательно, обучение экономики в школе связано, в первую очередь, с требованиями экономического воспитания и формированием новейшей экономической культуре [2, с. 172].
Экономическое развитие страны во многом зависит от экономической культуры населения, сформированное™ экономического сознания и мышления, мотивов поведения хозяйствующих субъектов. В модернизации экономической культуры населения определяющая роль принадлежит политической власти и системам образования и воспитания.
Одной из главных составляющих экономической культуры является бережливость к ресурсам. Бережливое отношение к жизни и окружающему миру один из главных результатов экономической культуры. На сегодняшний момент одной из реформ политической власти в нашей стране, а именно в ХМАО-Югре, является внедрение концепции «Бережливый регион». Из этого следует, что можно установить связь между школьным экономическим образованием и концепцией «Бережливый регион», реализуемой в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Концепция «Бережливый регион» предназначена для сохранения устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях повышения качества жизни населения, улучшения социально-экономических показателей, повышения производительности труда на предприятиях, в организациях и учреждени-
ях автономного округа, исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Мероприятия Концепции будут реализовываться в рамках единой дорожной карты, состоящей из пяти основных разделов:
1. Формирование органов управления и нормативной базы для реализации концепции «Бережливый регион».
2. Формирование научно-образовательных центров, образовательных, научных и консультационных структур.
3. Продвижение концепции и проекта «Бережливый регион».
4. Популяризация бережливого производства среди молодежи.
5. Внедрение бережливого производства в автономном округе [5].
Следовательно, главным аспектом школьного экономического
образования на базовом уровне является формирование у школьников экономической культуры. Цели и задачи образования включают цели обучения и цели воспитания. Поэтому цель экономического образования можно с некоторой степенью условности разбить на две подцели. Тогда целью обучения экономике будет формирование когнитивного и поведенческого компонентов, а целью экономического воспитания — формирование аксиологического (эмоционально-ценностного) компонента экономической культуры. Для достижения этих целей в процессе экономического образования необходимо решить следующие основные задачи:
1) дать учащимся необходимые (базовые) экономические знания;
2) сформировать умения и навыки использования экономических знаний для решения практических задач;
3) заложить основы экономического мышления;
4) сформировать минимальный опыт экономического поведения, направленного на сбережение имеющихся ресурсов.
Резюмируя все выше приведенное, можно утверждать, что одна из важнейших проблем отечественного образования заключается в несоответствии уровня школьных знаний потребностям общества, динамике социально-экономического развития страны. И, следовательно, последовательное внедрение бережливого отношения в регионе возможно за счет формирования экономической культуры
в обществе, а в первую очередь среди школьников, как и любая реформа, воспитание должно начинаться с нового поколения.
Список литературы
1. Галынчик Т.А. Потенциал самообучения персонала организации: оценка реализации и развития: монография / Т.А. Галынчик, В.И. Беляев, О.П. Осадчая. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. 128 с.
2. Каменский А.М. Игровые технологии в общественной жизни / A.M. Каменский, Н.Ф. Гудкова//Народное образование. №1.2013.
3. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика и обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов / С.А. Михеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
4. Полицинская Е.В. Цели и проблемы экономического образования в школе / Е.В. Полицинская // Научный журнал «Успехи современного естествознания». №2. 2008.
5. Проект концепции «Бережливый регион в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». URL: http://www.ugra2030.admhmao.ru/ control/archives/126/ (дата обращения 20.01.2017).
6. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования / М.Г. Сергеева //Alma Mater. № 6. Июль 2010.
7. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В.А. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.