Научная статья на тему 'Школьная служба мира и дружбы'

Школьная служба мира и дружбы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОДХОД / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДА / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ / ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная служба мира и дружбы»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

В данной статье автор рассматривает проблему разрешения конфликтных ситуаций на уровне школы и предлагает практический, поэтапный способ ее урегулирования путем реализации восстановительного подхода через формирование «школьных служб примирения».

Измалкова Наталья Николаевна

Заместитель директора по социальной защите Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1995

(ГОУ СОШ № 1995) г.Москва school-1995@mail.ru vikilis1995@yandex.ru

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МИРА И ДРУЖБЫ

Как можно создать психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья?

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; восстановительных подход; здоровьеформирующая среда; урегулирование конфликтных ситуаций; школьные службы примирения

Школьная служба мира и дружбы (СМиД)объ-единяет 10 человек: 7 детей - медиаторов и 3 взрослых - кураторов. Служба работает только с добровольно обратившимися в неё. Медиаторы призваны помочь враждующим сторонам договориться о мирном взаимодействии, тем самым прекратив противостояние сторон. Спецификой работы медиаторов является соблюдение нейтралитета. Медиатор не должен принимать ни чьей стороны, он лишь должен помочь договориться о встрече оппонентов и помочь им изложить друг другу их видение конфликтной ситуации. В особенно трудных случаях, или когда одной из сторон в конфликте является взрослый (родитель, учитель и т.п.), куратор обязан лично контролировать ход мирного урегулирования.

Служба Мира и Дружбы, безусловно, яркое позитивное явление в школьном самоуправлении. Это прекрасная возможность воспитать в ребятах ответственность и толерантность, -качества, которые так необходимы в современном обществе.

Инновационные компоненты исследования

В ходе осуществления проекта модернизируется и реализуется программа Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» -«Школьные службы примирения».

Основанием практики Школьных служб примирения в России является идея восстановительного правосудия. Ориентир на восстановительное правосудие позволяет избежать принятых сегодня в обществе агрессивных и силовых методов разрешения конфликтных ситуаций. Концепция восстановительного правосудия, а шире - восстановительного подхода, - разрабатывается сегодня в мире как набор способов, процедур и приёмов работы, используемых в ситуациях правонарушений, конфликтов, в обстоятельствах всплеска насилия, иными словами, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, обрывающими возможность взаимопонимания. Без помощи участникам конфликтных ситуаций, без примирения и восстановления доверия невозможно прервать цикл насилия в семье, школе, на работе и на улице.

Стандарты и нормы наднационального уровня (Рекомендации Комитета министров Совета Европы, Европейского Союза и ООН, принятые в 1999-2001 гг.) показывают, какое большое значение придают во всем мире восстановительному подходу. Школьные службы примирения в России, идея и технология которых продвигаются сегодня Центром «Судебно-правовая реформа» и его партнёрами, базируются на философии восстановительного подхода.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

73

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Компоненты создания здоровьеформирующей среды школы

Главной причиной запуска данного проекта является необходимость создания в ГОУ СОШ № 1995 здоровьеформирующей образовательной среды, одним из условий её эффективного функционирования является создание психологического комфорта и безопасности через уменьшение и разрешение конфликтных ситуаций.

При реализации модели профилактики девиантного и делинквентного поведения средствами восстановительных технологий, учитывается, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определённым уровнем специальных знаний, социально-духовных ценностей, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, а также физическим и психофизическим здоровьем. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Основным компонентом здоровьесберегающих технологий восстановительного подхода выступает эмоционально-волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции - переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. А деятельность Школьной службы примирения направлена на нормализацию межличностных отношений, нарушенных в результате конфликта: от ненависти, злобы, агрессии стороны переходят к взаимопониманию, что является основой положительных эмоций.

Восстановительные технологии реализуются при работе с конфликтами, которые меняют психологическое состояние как жертвы, так и обидчика. Этот подход направлен на восстановление психологического равновесия лиц, задействованных в конфликте.

Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни ещё не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте восстановительный подход формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, достоинство чувство долга, чести. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют

здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Цели и задачи Школьной службы мира и дружбы:

Целью деятельности Школьной службы мира и дружбы является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия и содействие в профилактике правонарушений.

Задачами деятельности Школьной службы мира и дружбы являются:

1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2. Разработка методов урегулирования конфликтов и обучение им участников школьных конфликтов.

Механизмы реализации задач:

1. Осуществление комплекса информационно-тренинговых занятий с детьми, подростками, взрослыми-кураторами в рамках восстановительных технологий.

2. Использование пакета диагностических методик для оценки мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферы, социальных навыков, особенностей межличностного воздействия и т.п.

3. Внедрение методов статистического учёта результатов работы Школьной службы примирения.

4. Рефлексия практических результатов деятельности всех участников проекта.

5. Обобщение опыта работы Школьной службы примирения.

Принципы деятельности Школьной службы мира и дружбы:

Деятельность Школьной службы мира и дружбы основана на следующих принципах:

• Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

• Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство Школьной службы мира и дружбы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

• Принцип нейтральности, предполагающий, что Школьная служба мира и дружбы не принимает сторону одного из участников конфликта, не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Сроки реализации проекта

Начало - сентябрь 2009 года; завершение - август 2012 года.

Содержание этапов

• Первый этап - 2009-2010 учебный год:

Создание Школьной службы примирения; обучение творческой группы педагогов-эксперимента-торов и учащихся восстановительной медиации в Школьной службе примирение; выработка системы межведомственного взаимодействия; выработка системы координации Школьной службы примирения с координационным центром; подбор методик и диагностик деятельности Школьной службы примирения.

• Второй этап - 2010-2011 учебный год:

Практическая деятельность Школьной службы примирения; отработка системы координации Школьной службы примирения с координационным центром; проведение мониторинга эффективности Школьной службы примирения; организация мероприятий по профилактике девиантного и делинквентного поведения средствами восстановительных технологий

• Третий этап - 2011-2012 учебный год:

Отработка системы межведомственного взаимодействия; отработка системы координации Школьной службы примирения с координационным центром; проведение мониторинга эффективности службы примирения; выработка и трансляция методических рекомендаций по созданию модели социально-педагогической профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и подростков средствами восстановительных технологий на основе практического опыта.

Порядок формирования Школьной службы мира и дружбы:

В состав Школьной службы мира и дружбы входят школьники, прошедшие курс обучения проведению примирительных программ.

Руководителем Школьной службы мира и дружбы является социальный педагог школы, на которого обязанности по руководству возлагаются приказом директора школы.

Алгоритм работы Школьной службы мира и дружбы:

Школьная служба мира и дружбы получает информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы. Далее принимается решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно.

Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон

могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель Школьной службы мира и дружбы.

В случае если хотя бы одна из конфликтующих сторон не достигла возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

Школьная служба мира и дружбы самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в устном или письменном примирительном договоре.

Школьная службы мира и дружбы осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

При необходимости Школьная служба мира и дружбы содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

Ожидаемые результаты проекта

• Получение пакета методических и организационных рекомендаций по созданию модели социально-педагогической профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и подростков средствами восстановительных технологий.

• Снижение уровня конфликтности в образовательной среде школы, снижение частоты рецидивов асоциального поведения.

• Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

• Сформированность у учащихся адекватных моделей поведения в конфликтных ситуациях.

• Формирование пакета методических и организационных рекомендаций по созданию модели социально-педагогической профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и подростков средствами восстановительных технологий для трансляции и внедрения в другие образовательные учреждения.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.