УДК 616.379-008.64:614.253.8:614.39
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА
© 2014 А.И. Кузнецов1, Е.С. Кашина2, Л.А. Лазарева1, ЕЮ. Кичатова1, О.Н. Герасимова1, И.А. Мунтян1
1 Самарский государственный медицинский университет 2 Самарская городская клиническая больница № 8
Поступила в редакцию 09.12.2014
Проведена оценка эффективности обучения пациентов с впервые выявленным сахарным диабетом 2 типа. Представлена работа медицинских сестер в процессе терапевтического обучения больных сахарным диабетом 2 типа.
Ключевые слова: медицинская сестра, сахарный диабет, школа здоровья
В настоящее время в структуре заболеваемости и смертности населения в мире на первом месте стоят болезни неинфекционного характера, к числу которых относится сахарный диабет (СД)
[5]. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения: «Сахарный диабет является проблемой всех возрастов и всех стран». СД 2 типа представляет собой серьезную медико-социальную проблему, значимость которой обусловлена его высокой распространенностью, сохраняющейся тенденцией к росту числа больных, хроническим течением, высокой инвалидизацией и смертностью пациентов в результате развития поздних сосудистых осложнений (микро-, макро-ангиопатии), а также необходимостью создания системы специализированной помощи больным
[6]. По данным Международной Диабетической Федерации в настоящее время в мире насчитывается уже более 200 млн. больных СД, а к 2025 г. их количество превысит 380 млн. человек [1]. Ежегодно количество больных увеличивается на 6-7%, и к настоящему времени СД уже болеет 2-4% населения земного шара [6]. Мировые тенденции роста заболеваемости СД наблюдаются и в России. Так, если в 2000 г. зарегистрировано 8 млн. больных СД, то к 2025 г. ожидается увеличение численности больных до 13 млн. человек. При этом количество больных, учтенных по обращаемости, обычно в 2-3 раза меньше реально существующего [5].
Кузнецов Александр Иванович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела Кашина Елена Серафимовна, медицинская сестра, преподаватель «Школы для больных сахарным диабетом»
Лазарева Людмила Анатольевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела. Email: ljudmila-samara@yandex. ru
Кичатова Елена Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела. E-mail: kitchatovaelena@mail.ru
Герасимова Ольга Николаевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела Мунтян Ирина Александровна, ассистент кафедры сестринского дела
В отличие от других форм СД фактическая распространенность СД 2 типа превышает регистрируемую в 3-5 раз. Это грозное заболевание занимает пятое место среди ведущих причин смерти в мире. Отмечается высокий уровень осложнений, возникающих на фоне СД: каждый год около 276 тысяч человек переносит инфаркт миокарда, связанный с диабетом, 38 тысяч человек страдает от хронической почечной недостаточности [3]. Экономическая значимость данной патологии определяется в большей степени диабетическими осложнениями, которые остаются одной из основных причин ранней инвалидности, ухода с работы и дополнительного ущерба экономике. По прогнозам ежегодные затраты на лечение больных СД в мире к 2015 г. возрастут с 153 млрд. до 213-394 млрд. долларов США. Проблема СД в России влечет за собой тяжелое экономическое бремя. По предварительным расчетам только прямые расходы на обеспечение медицинской помощью больных СД в России должны составить более 7 млрд. долларов США в год [2].
Заболеваемость СД в Самарской области приобрела характер эпидемии: 16,2 человек на сто тысяч населения. Если сравнить статистические данные за последние 3 года, то прирост больных в 2010 г. составил 4,9%, в 2011 - 5,6%, а за 2012 -8,6%. Распространенность СД в нашей области в 2 раза выше, чем в Российской Федерации - 110,8 человек на сто тысяч населения, из них более 105 тыс. человек имеют СД 2 типа [7].
Современная концепция ведения больных СД трактует данное заболевание как определенный «образ жизни», следовательно, основная задача медицинских работников заключается в повышении качества жизни таких пациентов. Решение этой составляющей требует больших усилий от работников здравоохранения в области развития системы обучения пациентов СД, что является базисным компонентом лечения больных с данной патологией. Как показывает мировой опыт, рациональное использование самой многочисленной категории медицинских работников - сестринских
1511
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 16, №5(4), 2014
кадров - ведет к значительному улучшению качества и доступности медицинской помощи [5]. Одной из основных форм обучения больных с СД в настоящее время является организация и проведение «школ по сахарному диабету».
Цель исследования: оценка эффективности обучения пациентов с впервые выявленным СД 2 типа в школе здоровья.
Материалы и методы исследования. На базе Самарской городской клинической больницы № 8» с 1998 г. работает «Школа для больных сахарным диабетом», в которой врачи и медицинские сестры проводят занятия с пациентами, страдающими СД 2 типа. В работе использовались социологический, аналитический, статистический методы исследования. В исследовании участвовало 265 пациентов, проходивших обучение в «Школе для больных сахарным диабетом». Гендерный состав пациентов характеризовался преобладанием лиц женского пола - 66,8%. Удельный вес мужчин составил 33,2%. Результаты анкетирования позволили установить социальный статус опрошенных: 70,2% составили пенсионеры, на долю рабочих приходилось 15,1%, служащими явились 14,7% респондентов. Все пациенты имели сопутствующие хронические заболевания. Преобладала соче-танная патология: сердечно-сосудистой системы -70,6%, опорно-двигательного аппарата - 60,7%, органов пищеварения - 49,1%, нервной системы -41,1%, выделительной системы - 24,9%, органов дыхания - 20,4%, варикозная болезнь нижних конечностей - 15,1%. Ожирением страдало 64,2% пациентов.
На основании инструментального обследования офтальмологом диагностирована ретинопатия у 7,2% респондентов. Ангиосклероз сетчатки наблюдался у 40,0%, из них у 20,0% в сочетании с катарактой. Диабетическая нефропатия была выявлена у 4,9% пациентов с впервые выявленным СД 2 типа. Дисциркуляторно-метаболическая энцефалопатия преобладала у 55,1% пациентов, диабетическая полинейропатия наблюдалась у 21,1% опрошенных. Все пациенты находились в состоянии декомпенсации углеводного обмена. Большая часть пациентов (64,9%) получала таблетирован-ные сахароснижающие препараты. Со всеми пациентами проводились занятия по комплексной структурированной программе обучения больных СД 2 типа.
Полученные результаты и их обсуждение.
На первых занятиях в «Школе для больных сахарным диабетом», которые проводились в виде лекции-беседы медицинской сестрой с высшим образованием, из 265 пациентов: 70,9% респондентов дали определение заболеванию СД, 61,1% опрошенных перечислили симптомы СД. Имели представление о самоконтроле 40,0% больных. Виды, средства, частота самоконтроля требовали уточнения. Дневник самоконтроля не вел ни один из пациентов, страдающий СД 2 типа. О симптомах гипогликемии осведомлены 29,8% больных. Легко-усваиваемые углеводы при себе не имел ни один из обучающихся в Школе. Доля респондентов, информированных о режиме питания при СД, составила 24,9%. Расчет калорийности питания по
таблицам никто не проводил. Респонденты испытывали затруднения в знаниях о гликемическом индексе продуктов. 15,1% пациентов употребляли сахарозаменители. Все участники исследования знали о важности ухода за ногами. Особенного внимания заслуживает уровень распространенности вредных привычек среди пациентов, страдающих СД 2 типа. Алкоголь употребляли 24,9% опрошенных, о действии алкоголя на сахар крови знали 4,9%. Дефицит знаний пациенты отметили по теме «Лечение таблетированными сахаросни-жающими препаратами».
Цель обучения больных в «Школе для больных сахарным диабетом» заключалась в определении мотивации, формировании новых психологических установок с тем, чтобы пациенты смогли взять на себя часть ответственности за лечение своего заболевания, т.е. изменение их поведения в отношении СД с достижением стойкого улучшения клинико-метаболических показателей, уменьшением риска развития и прогрессирования осложнений СД, улучшения качества жизни пациентов [4]. По завершении обучения пациенты продемонстрировали повышение уровня знаний. 97,0% респондентов точно ответили на вопросы о СД и его симптомах. Приобрели глюкометры и самостоятельно контролировали глюкозу крови 60,0% пациентов. 90,2% больных вели дневник самоконтроля. Большинство респондентов (97,0%) имели при себе легкоусваиваемые углеводы. Исследование показало, что режим питания, расчет калорийности и «хлебных единиц» осуществляли 90,2% пациентов. Информированными по темам «Гипогликемия» и «Гипергликемия» стали 97,0% респондентов с демонстрацией помощи при данных осложнениях СД. Все пациенты осознавали важность ухода за ногами и правила, необходимые для предупреждения развития различных травм. Объективно результаты обучения больных СД 2 типа оценивались по динамике клинико-метаболи-ческих параметров, наиболее показательным из которых является уровень гликированного гемоглобина: по истечении 6 месяцев он составил 8,6%.
Всем обучающимся предложены памятки по питанию, клиническим проявлениям гипогликемии и гипергликемии, правилам ухода за ногами, профилактике осложнений, двигательной активности при СД 2 типа. Желание получить новую информацию о своем заболевании можно расценить как высокую мотивацию к обучению пациентов с впервые выявленным СД 2 типа. Наибольший интерес был проявлен к вопросам питания, лечения таблетированными сахароснижающими препаратами, инсулинотерапии, поведения при ухудшении состояния, связанном с повышением и понижением уровня глюкозы в крови. Вместе с тем, вызывало затруднение в обучении больных подсчета углеводных («хлебных») единиц с применением таблиц, а также в приобретении навыков самоконтроля и ориентации в изменении инсулинотерапии при различных ситуациях. Выявленные трудности при освоении некоторых разделов программы обучения свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования терапевтического обучения больных СД 2 типа.
1512
Одним из возможных вариантов может быть внедрение и расширенное применение таких форм обучения как дискуссия, разбор и обсуждение имеющегося собственного опыта обучающихся, увеличение времени на рассмотрение тем, трудных для восприятия («хлебные единицы», изменение доз инсулина, техника инсулинотерапии). Полученный в результате терапевтического обучения пациентов рост уровня информированности о своем заболевании больных с впервые выявленным СД 2 типа в сочетании с высокой готовностью обучающихся к выполнению рекомендаций врача свидетельствует об эффективности структурированной программы.
Роль медицинской сестры с высшим образованием в процессе обучения пациентов проявляется в ее возможности оценивать состояние больного до занятия в «Школе для больных сахарным диабетом», после занятий и через 6-12 месяцев, разрабатывать систему оценки эффективности обучения больных. Медсестра-организатор учитывает готовность пациента к восприятию информации, вовлекает его в процесс обучения, поощряет к установлению собственных целей и самооценке, обучает справляться с трудностями, связанными с соблюдением различных режимов. Кроме того, в своей работе сестринский персонал должен иметь познания в области педагогики и андрогогики, что позволяет адаптировать методику обучения к различным социальным и образовательным уровням пациентов, грамотно объяснять и инструктировать их по поводу назначенного лечения, что требует специальной профессиональной подготовки медицинских сестер.
Выводы:
1. Проведенный нами анализ свидетельствует о необходимости обучения пациентов в «Школе для больных сахарным диабетом» с целью ликвидации дефицита знаний о заболевании, осуществления контроля своего состояния, достигая компенсации обмена веществ, что ведет к снижению уровня осложнений СД.
2. Повышение информированности пациентов как результат обучения создает предпосылки для более активного их участия в процессе лечения.
3. Реализация обучающих программ с участием медицинских сестер с высшим образованием позволяет оптимизировать работу сестринского персонала и снизить нагрузку на врачей-эндокринологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аметов, А.С. Динамика инсулинорезистентности на фоне комбинированной терапии у больных сахарным диабетом 2 типа / А.С. Аметов, И.И. Ко-чергина, Е.В. Доскина, К.А. Уланова // XV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». Сборник материалов конгресса, (тезисы докладов). - М., 2008. С. 516-517.
2. Вырмаскин, С.И. Экономические аспекты ущерба от сахарного диабета // Вестник самарского государственного экономического университета. 2012. №11 (97). С. 128-130.
3. Дедов, И.И. Проект «Консенсус совета экспертов Российской ассоциации эндокринологов (РАЭ) по инициации и интенсификации сахароснижающей терапии сахарного диабета 2 типа» / И.И. Дедов, М.В. Шестакова, А.С. Аметов и др. // Сахарный диабет. 2011. №1. С. 95-105.
4. Козлова, Л.В. Особенности коррекции метаболических параметров при сахарном диабете 2 типа // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. XVIII, №2. С. 281-282.
5. Носкова, ВА. Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для терапевтического обучения больных сахарным диабетом / ВА. Носкова, Т.В. Поздеева, О.В. Васильева // Казанский медицинский журнал. 2010. № 4. С. 542544.
6. Ходыкина, Л.А. Сахарный диабет как медико-социальная проблема современного мегаполиса / Л.А. Ходыкина, В.И. Алексеев, Г.Я. Клименко // Актуальные проблемы инновационных систем информатизации и безопасности: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2010. С. 267-268.
7. URL:http://doctor.63.ru/text/mednews/725611.html
HEALTH SCHOOL FOR PATIENTS WITH DIABETES MELLITUS 2 TYPE
© 2014 A.I. Kuznetsov1, E.S. Kashina2, L.A. Lazareva1, E.Yu. Kichatova1, O.N. Gerasimova1, I.A. Muntyan1
1 Samara State Medical University 2 Samara City Clinical Hospital No. 8
The assessment of learning efficiency of patients with for the first time revealed 2 type diabetes mellitus is carried out. Work of nurses in the course of therapeutic training of patients with 2 type diabetes mellitus is presented.
Key words: nurse, diabetes mellitus, health school
Alexander Kuznetsov, Candidate of Medicine, Associate Professor at the Nurse Business Department; Elena Kashina, Nurse, Teacher at the "School for Patients with Diabetes Mellitus" Lyudmila Lazareva, Candidate of Medicine, Associate Professor at the Nurse Business Department. E-mail: ljudmila-samara@yandex.ru; Elena Kichatova, Candidate of Medicine, Associate Professor at the Nurse Business Department. E-mail: kitchatovaelena@mail.ru; Olga Gerasimova, Candidate of Medicine, Assistant at the Nurse Business Department; Irina Muntyan, Assistant at the Nurse Business Department
1513