Научная статья на тему 'Школа воспитания мужчины и женщины в русской народной культуре'

Школа воспитания мужчины и женщины в русской народной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
347
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ РУССКОГО НАРОДА / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / ЭКСКУРС В СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа воспитания мужчины и женщины в русской народной культуре»

Вода Земля

Огонь Воздух

Тема

Цель

Задачи:

Гипотеза_

Описание

(Рисунок(макет)

Задание. Опишите жизнь четырёх стихий мира в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки.

«Жили-были стихии мира: королева Вода, королева Земля, царевичи Огонь и Воздух. У каждого были свои личные, необходимые обязанности. Вода текла по медным трубам и давала воду людям. Земля была универсальным полом, на ней строились дома, росли деревья, ходили люди... Огонь подогревал, жарил, парил, тушил пищу, а воздух продолжал род и жизнь на земле...»

Времени не хватило - сказка не закончена - продолжи её. Расскажи товарищам о том, что у тебя получилось: ____________________________________________

Мы проводим экспериментальное исследование

Экспериментальные исследования предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Ребята, как вы понимаете слова М Пришвина «Охранять природу - значит охранять родину»?

Ребята, а что вы чувствуете, о чем, думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость?

А как мы, можем помочь природе?

Практическая работа «Будь природе другом»

1. Разработка запрещающих знаков поведения в природе.

2. Проект «Экологические листовки».

3. Проект «Кодекс правил поведения людей в природе».

4. Давайте вместе разработаем следующие темы.

5. Оформим выставку своих работ.

6. Раздадим правила поведения в природе жителям нашего города.

Самооценка учебной деятельности СЕМИНАР «Моя самооценка»

Подумай и ответь на вопросы:

1. На занятиях я:

узнал _____________________________________________

понял _____________________________________________

научился___________________________________________

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось

3. Основные трудности у меня были______________

4. Сам себе я желаю____________________________

Вот и кончается учебный год. Впереди лето. Подумайте, чем вы будете заниматься на каникулах. Посоветуйтесь с ребятами, родителями, учителями.

Запишите ваши намерения, составьте план. Теперь этот план будет называться вашим планом самообразования.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний и умений за пределами гимназии и школьных программ. Это самостоятельный поиск источников новых знаний, изучение и использование их.

ПАМЯТКА для успешного самообразования

Как работать с источниками информации (учебником, справочником, энциклопедией)

о Наметь цель, которую будет преследовать твоя работа. Намечая цель, подумай, что тебе должно дать выполнение исследовательского проекта.

о Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.

о Выдели основные части, подчеркни главные мысли.

о Выбери наиболее нужную информацию: новые факты, сведения, события.

Как лучше запоминать

о Наметь цель: зачем надо запоминать (пригодится в жизни, будущей работе и т.д.). Чем интересней цель, тем лучше запоминать.

о Припомни всё, что тебе уже известно о данном материале (видел, слышал, читал, что знаешь о нём из других предметов).

о При изучении материала расчленяйте его на смысловые части, выделяйте в них главные мысли.

о Установи связь между смысловыми частями текста.

о Понимание - необходимое условие запоминания. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив, надо установить причину явления, факта.

Как сравнивать о Установите основание для сравнения о Установите цель сравнения: для чего сравниваешь?

о Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего, выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.

о По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями, которые сравниваешь, о Сделай вывод из сравнения.

Как обобщать о Выделите главное понятие из данного вам задания.

о Проверьте, как вы понимаете его смысл, о Отберите основные типичные факты из материала. данной темы.

о Сравните их между собой, выделите общее, главное, проанализируйте материал, проследите его развитие.

о Сделайте вывод, найдите закономерность, главную идею, закон.

Как работать с книгой

о Умей выделять главное в тексте, рисунке, таблице, о Установи логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника.

о Составляй схемы, рисунки, таблицы по тексту учебника.

о Научись сравнивать изучаемые явления,делать обобщения и выводы.

о Научись анализировать содержание рисунков, о Учись самостоятельно изучать отдельные темы учебников, составлять план, приводить примеры.

Каршинова Любовь Владимировна,

к.п.н., доцент ФГОУ АПКиППРО

ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Как воспитывали мужественного мужчину и женственную женщину наши предки?

Культурный опыт русского народа; нравственные основы; экскурс в семейную традиционную культуру

Поднимая вопрос о семейной культуре будущего, нельзя не напомнить, что «новое - это хорошо забытое старое», а культура в историческом пути своего развития всегда формировалась с учетом культурного опыта предыдущих поколений. Культурный опыт наших собственных предков долгое время «выпалывался» как сорняки, поэтому в настоящее время, зачастую, преподносится в весьма искажённом виде. А ведь народная культура - это самодостаточная целостная система, в которой есть место и философии, и естествознанию, и экологии, и здоровьесбережению, и многому другому, что называется жизненным опытом поколений.

Позволю себе сделать краткий экскурс в традиционную семейную культуру не для того, чтобы бессмысленно повторять и возрождать всё, что было когда-то, а для того, чтобы извлечь из этого феномена опыт и смысл, построить на его основе лучшее новое.

Первое, с чего необходимо начать разговор - это нравственные основы семьи. Условимся принимать за нравственность особую форму общественного сознания, в которой проявляется порождающее начало Вселенной через разум человека, его внутренние установки, внешние действия. Нравственные основы крестьянской семьи были высокими. Жизнь не была «мёдом» В одной избе жили до 30-40 человек. Это были и старики, и дети, и подростки, и молодожены, и бабы, и мужики. Выросшие юноши приводили в дом к своей матери молодых жён и становились мужьями, а повзрослевших девушек выбирали в жёны и уводили к своим матерям юноши. В одном доме жили несколько семей. А этнографические источники говорят, что в избе были мужская и женская стороны, и лавки, на которых спали, также были

на разных сторонах. Возле каждого крестьянского дома была баня, которая топилась по мере надобности, и семейные пары уединялись в ней. И никогда дети даже не догадывались об определенных отношениях между отцом и матерью. По мере взросления они получали знания и в этой области. Дом был школой, в которой ежедневно шёл процесс обучения. Разновозрастные дети играли вместе в одни и те же игры. Это была обстановка, в которой младшие боялись старших и не позволяли себе озорства, а старшие - стеснялись младших и не позволяли себе расслабиться перед ними. Игра и учила и воспитывала.

Приход в жизнь каждого ребёнка считался божественным даром, был желаем. Ведь для этого и соединялись двое, чтобы продолжить род, рожать и воспитывать детей. В народе считалось, что космическое назначение женщины - зачать, выносить и выкормить. Космическое назначение мужчины - быть охотником, воином, защитником. Беременная женщина соблюдала жесткую «обереговую» систему для того, чтобы ничто не могло навредить жизни, которая в ней зарождается. Костюм женщины был устроен по принципу капусты и, это скрывало её тело и её состояние от посторонних глаз. В нужное время в дом приглашалась «повитуха» - та, которая занималась родовспоможением, и, она определяла момент рождения новой жизни с точностью до часа.

Рождение ребенка, как и зачатие, происходило в бане. Баня - это место, где по народным поверьям соединялись «тёмные» и «светлые» силы. Баня чистила и смывала все «плохое», «наносное», «темное» и наделяла «животворящими» качествами. Под роженицу стелили 9 снопов и накрывали простынкой. Муж вместе с женой «участвовал» в родах, но при этом,

находившись за стенкой, он ничего не видел и только слышал. Девять снопов под роженицей означали многое: и девять месяцев вынашивания ребёнка в утробе; и положение ребёнка в утробе в форме девятки; и веру в то, что ребёнок «пришёл» из «тридевятого царства». Пуповина новорожденного обрезалась на топоре, если это был мальчик, и на прялке, если это была девочка. Прялка и топор - основные орудия труда женщины и мужчины, в которые вкладывалось сакральное значение. Пуповина завязывалась «повоем», который представлял собой льняную нитку, кручёную вместе с волосом отца и волосом матери, смазанную слюной отца и матери. Волосы и слюна в традиционной народной культуре играют сакральную роль. Они соединяют в себе дуализм восприятия мира в виде «добра» и «зла». Волос - как родовая, божественная сила в человеке. В народе верили, что, лишившись волос, можно лишиться и жизненной силы. Через слюну человек конкретно выражал своё отношение к Миру: поцелуй и плевок как отражение «добра» и «зла», двух основных философских категорий, которыми наполнен Мир. Младенца омывали водой, показывали Солнцу или Луне, прикладывали к Земле и, это символизировало посвящение его всем четырём стихиям. Тельце опоясывали шерстяным пояском, приготовленным матерью именно для этого младенца, пеленали в пелёнку, изготовленную из старой рубашки отца, и свивали «свивальником» - тугой лентой длиной 3,5 метра, крест-на-крест. Все эти действия, на мой взгляд, оправданы и сегодня. Пелёнка из старой рубашки отца всегда «пахнет» отцом, а ведь его почти не бывает рядом, он в поле, он на работе. Запах отца успокаивает новорожденного также, как и запах матери, но она, в отличие от отца, всегда дома и рядом. Свивальник в народной культуре просуществовал до 60-х годов XX века, а в некоторых местах он существует и сейчас. Свивание младенца имело свои положительные качества. Ребёнок своими ручками не мог испугать сам себя во время сна. Тугое пеленание «крест-на-крест» не позволяло лёгким дышать на полную мощность и забирать лишний кислород (ведь младенец пришёл из водной среды в воздушную). Под воздействием тугого пеленания позвоночный столб формировался здоровым.

Имя ребёнку давали сразу после рождения, но маленьких детей по имени не звали. Так как в народе верили «в сглаз» и другие дурные воздействия, имя табуировалось, чтобы никто не мог целенаправленно навредить этому новорожденному. Всех девочек звали Ляльками, а мальчиков - Лёльками. Ребенка клали в люльку, которая, качаясь, повторяла сексуальные движения мужчины и женщины. Слово «люли» на санскрите означает «сексуальное движение вперед и назад».

До годовалого возраста новорожденного в народе качественно не считали человеком и называли его «живой водой». Дети болели и умирали. Поэтому младенца до года и называли «живая вода» - утечёт и не удержишь. Естественный отбор делал своё дело, но в народе была масса обрядовых действий, позволяющих «вырвать» болеющего ребёнка из лап смерти. Например, обряд «перепекания», когда в тёплую печь на лопатке помещали больного ребёночка и нарекали его в это вре-

мя другим именем. Печь и Женщина - это два образа в народной культуре, которые разъединить невозможно. Устье печи ассоциировалось с женским чревом. Печь была наделена магической способностью рождать и перерождать. Мифологема «Женщина-печка» устойчиво сохранилась в традиционной культуре и фольклоре. Хочется отметить силу мысли отца и матери в момент свершения обряда. Если в этнографическом источнике зафиксировано, да ещё и не в одной местности, значит, в жизни обряд работал!

И только когда ребёнку исполнялся год, он входил в категорию полноценного Человека, получал право носить полноценную одежду - рубаху. Он становился на ножки, как и каждый Человек, принимал вертикальное положение, в котором голова была направлена к небу, к миру «верхнему», божественному, а нош упирались в землю -мир «иной». По народным воззрениям Человек соединяет в себе «небесное» и «земное», «божественное» и «сущностное». Материнский поясок, повязанный при рождении, помогал сгармонизировать, уравновесить в человеке «верхнее», божественное и «нижнее», земное.

До трех лет в народе ребёнка ничему не учили насильно. Это был детский возраст, когда важен пример более взрослых людей, которые его окружают. Дети повторяли действия взрослых. При высокой нравственной обстановке, уважительном отношении к старикам и детям не было надобности специально учить чему-либо. Игра с более взрослыми детьми и желание помогать им делали своё «педагогическое» дело.

С трехлетнего возраста в народной культуре начиналось обучение. Труд чётко разделялся на женский и мужской. С трех лет начиналось воспитание женственной женщины и мужественного мужчины. Мальчики обучались мужскому ремеслу у отца, а девочки учились у матери. Женщина была хозяйкой в доме. Сфера её деятельности распространялась на пространство дома, сотворённого мужем. Во внутреннем пространстве дома необходимо было с любовью всё уладить, сладить, приготовить, убрать, украсить, спрясть, соткать, сшить. Женщина - Мать, Лада, любящая и со-творяющая жизнь, покровительница семейного очага. Функции женщины заключены в творчестве жизни, деторождении, оживлении, развитии, гармонизации, предчувствии и улаживании. Женщина в поле не работала! Поле - это пространство вне дома, это сфера деятельности мужчины. Мужчина всегда был существом социальным. Мужчина - Охотник, который хочет взрастить себя, обрести мужественность, обрести умение охотиться за женщиной, стать мужем, со-творить семью, наполнить новым содержанием бытиё, стать хозяином этого бытия.

С трех лет до полового созревания мальчики и девочки проходили «женскую» и «мужскую» школу бытия, учились женственности и мужественности. Мать раскрывала дочерям секреты женского творчества, а отец сыновьям секреты мужского. Девочка за период ученичества должна была приготовить себе собственными руками приданое, по которому её оценит будущий муж. «С лица воды не пить» говорит русская народная пословица. Юноша выбирал себе в жёны, прежде всего работящую девушку, у которой в руках всё спорилось. А это можно было определить по ко-

стюму девушки, который выполнялся своими руками. Мальчики учились у отца всем сельскохозяйственным работам и премудростям этого труда, учились сельскохозяйственной магии, изготовлению орудий труда и быта. Кстати, в старину художественной росписью бытовых изделий занимались только мужчины.

Когда девочка становилась девушкой, а мальчик -юношей, наступал возраст, который называли в народе «хороводным». Хоровод - это игра для подростков, в которой девушка себя показывает, а юноша её выбирает. Чтобы «встать» в хоровод, и девушке и юноше необходимо было пройти обряд инициации, который символизировал принятие в полноправные члены общества. Проходя инициацию, юноша и девушка получали право создать новую семью, а для этого необходимо выбрать партнёра, спутника в жизни. На выбор партнёра в народной культуре отводилось 5 лет. Девушка была обучена всем премудростям женского труда, юноша был готов взять на себя обязанность стать мужем. Образовывалась пара, родители которой договаривались о свадьбе.

Смысловое поле слова «свадьба» означает: «самобытное (с), порождающее начало (в) совершенствования духа человека (д) через плотскую любовь, соитие (б)» или «индивидуальное познание девы»1. На свадьбе двое, юноша и девушка, соединяются вместе, чтобы стать мужчиной и женщиной и быть полноправными продолжателями рода предков. В особом почёте в народе была девственность, т.к. в момент первой близости происходит мощный обмен родовой памятью, каждая клеточка в теле женщины сохраняет память об этом на протяжении всей жизни. Каждый юноша хотел быть продолжателем своего рода. Для него было важно, чтобы у его избранницы рождались его дети. Так образовывалась в народе семья.

Священнодействие между молодыми происходило в бане. Под молодую чету стелили 27 снопов, трижды по девять в шахматном порядке, готовя им «полет» в «тридевятое царство, в тридесятое государство». А, чтобы никакое «зло» не могло проникнуть к ним в этот момент, по углам свадебного ложа и над дверью висели охотничьи стрелы, готовые в любой момент принять это «зло» на себя и отразить обратно.

Наши предки серьезно относились к проблеме «добра» и «зла» и, понимали, что если есть «зло», то должны существовать способы от него уберечься. Так и возникла обереговая система, которая нашла своё конкретное выражение в народном костюме (орнаментальный строй), в народном жилище, в народных обрядах и обычаях. Всё, что когда-то выполнялось в обрядовой культуре, каждое действие имело глубокий смысл и, было наполнено определенной идеей. Так, новобрачная на свадьбе была одета в рубаху с обильной орнаментацией красного цвета и рукавами до земли, была покрыта покровом, который в настоящее время превратился в фату невесты. Но, в отличие от фаты, покров закрывал лицо девушки, чтобы никто не мог заглянуть ей в глаза и не навредить при этом. Длинные рукава рубахи исключали прикосновения к рукам новобрачной, которое также, по мнению пред-

1 Меняйлов А. Культ девы. М.: Крафт+, 2004 г .- 384 с.

ков, могло нанести вредоносное действие. Обилие красного орнамента в свадебном костюме символизировало плотскую любовь, которая приводит к рождению детей, продолжению рода.

В народе верили, что в момент свадебного пира и свадебного священнодействия в человеке умирают юноша и девушка, и на смену им приходит новое качество жизни -рождается женщина и рождается мужчина, которые должны иметь своих собственных детей. На основании этого верования свадебная обереговая система была очень чётко продумана народом, имела глубокий смысл, выполнялась беспрекословно. Некоторые элементы её дожили и до настоящего времени, видоизменились, но всё же остались наполненными сакральным смыслом.

До рождения первенца молодая чета в народной культуре называлась «вьюнцами». Он - «вьюнец», она-«вьюница». Вместе они «завивали» новую жизнь. Известно, что эмбрион возникает при сцеплении, прикреплении клеток друг к другу, что носит название «адгезии»2. Клетки образуют эмбрион, сцепляясь между собой в форме свастик, которые вращаются вокруг центра - вьются. Таким образом, процесс творения человека - микрокосма повторяет собой форму модели мироздания - макрокосма, сохранившуюся с древнейших времён в народной традиционной культуре.

После рождения первенца, «вьюнец» и «вьюни-ца» приобретают новое качество бытия - переходят в статус «мужик» и «баба». Смысловое поле слова «мужик» означает «точку опоры плотской жизни как возможность воспарения духа»; «баба» - «познание познания» или «любовь любви»3.

Таким образом, весь детородный период мужик и баба совершенствуют себя, свой дух путём приобретения опыта бытия совместной жизни в семье. Побуквен-но слово «Семья» означает: «самобытная точка опоры, кормящая грудь»4. Женственность матери и мужественность отца дополняют друг друга в вечном круговороте творчества жизни. Женщине природным Универсумом задано универсальное свойство творения жизни внутри себя, матерински - женская сердечная ориентация, основанная на добре, красоте, мудрости и логике. Мужской тип творчества основан на творении «вовне», активности и динамичности, изменчивости и непостоянстве, творчестве ради самоутверждения5.

В традиционной культуре считалось, что жизнь бесконечна. Человек как творение жизни тоже бесконечен и вечен. Предки повторяли себя в потомках и это была высшая аксиома жизни, высшее достижение творчества жизни. Это особо важно знать сейчас, когда человечество поставило свою жизнь под сомнение, сделало её сохранение всеобщей проблемой. Решить эту проблему в пользу жизни Человек сможет тогда, когда сам скажет себе: «Жизнь, ты прекрасна и бесконечна! И пусть всегда будет СВЕТ! И пусть всегда будет жизнь! И пусть всегда буду Я в своих детях и творениях!»

2 Эдельман Дж.М. «Молекулы адгезии клеток» и их роль в эмбриональном развитии// Наука и жизнь. 1984. № 8.

3 А. Меняйлов. Культ девы. М.: Крафт+, 2004 г .- 384 с.

4 Там же.

5 С.В.Шефель, К.И.Шилин. Сотворение человека будущего: экософские основания,- М.:ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. Губкина, 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.