к 15-летию ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ
Школа-семинар для УМНИКов
А. В. Ложникова,
к. э. н., руководитель проекта «Школа-семинар в сфере коммерциализации технологии, ФЦНТП» Высшая школа бизнеса,
Томский государственный университет
И. В. Муравьев,
к. э. н., зам. руководителя проекта «Школа-семинар в сфере коммерциализации технологии, ФЦНТП», Томский государственный университет
О количестве слушателей
В 2008 г. число обучающихся по образовательной программе «Менеджмент технико-внедренческой деятельности» (реализация в рамках госконтракта ФЦНТП) на базе бизнес-инкубатора Томского государственного университета побило все рекорды: оно увеличилось в 3 раза и составило 119 человек, включая студентов, магистрантов и аспирантов ТГУ, ТПУ, ТУСУР, аспирантов НИИ Сибирского отделения РАН, а также иногородних слушателей. Среди умников 38 человек — треть (32% ) это девушки-умницы!
Структура слушателей:
• 25% — студенты, магистранты и аспиранты ТГУ;
• 38% — студенты, магистранты и аспиранты ТПУ;
• 17% — студенты, магистранты и аспиранты ТУСУР;
• 10% — аспиранты НИИ Сибирского отделения РАН;
• 4% — иногородние (Барнаул, Юрга).
О преподавателях
С «умниками» работала сплоченная за ряд лет совместной работы команда преподавателей Высшей школы бизнеса Томского государственного университета и руководителей различных структурных университетских подразделений с опытом практической работы — заместители директора Высшей школы бизнеса, директор бизнес-инкубатора ТГУ, заведующая кафедрой права интеллектуальной собственности, а также начальник планово-финансового отдела ОАО ОЭЗ г. Томска.
О содержании программы
Образовательная программа «Менеджмент технико-внедренческой деятельности» была выстроена с учетом предварительно высказанных пожеланий «умников» и включала в себя следующие актуальные для развития их управленческо-предпринимательского потенциала разделы:
• Введение в коммерциализацию технологий.
• Тайм-менеджмент (тренинг).
• Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности.
• Маркетинговые исследования (изучение рынка будущей инновационной продукции).
• Бизнес-планирование.
• Искусство презентации.
В ходе 2-недельного обучения преподаватели программы заставили «умников» серьезно задуматься над следующими вопросами: «Какая интеллектуальная собственность возникнет в моем исследовательском проекте?», «Какую бизнес-модель можно сформировать на базе моего исследовательского про-
екта?», «Какие рынки предстоит штурмовать?», «Каковы основные составляющие цены будущего инновационного продукта!»? и т.п.
Об Особой экономической зоне техниковнедренческого типа г. Томска
Очень важным и актуальным для нашего региона блоком обучения является следующий: «Ход реализации проекта по созданию Особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа г. Томска».
Вообще проект ОЭЗ г.Томска занимает центральное место в нашем обучении — «умники», как молодые исследователи, по определению составляют целевую группу потенциальных резидентов ОЭЗ г. Томска, основным продуктом которой выступают новые наукоемкие технологии и интеллектуальная собственность. Кроме мастер-класса руководителя ОАО ОЭЗ г. Томска, Межвузовский центр подготовки кадров для резидентов ОЭЗ г. Томска ор-
ИННОВАЦИИ II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК II февраль 2009
125
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ
К 15-летию ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ
ганизовал ряд встреч «умников» с руководителями компаний-рези-дентов ОЭЗ — самостоятельных успешных инновационных компаний и «дочек» солидных российских и зарубежных корпораций. Во время этих встреч была проведена презентация технологических направлений компаний, а также озвучены их планы на трудоустройство. В результате несколько «умников» получили приглашение в компании на собеседование. Кроме того, компания-резидент «Элекард-девайсез» выступила с предложением скорректировать этап организации аккредитованных в ФСМФП в НТС научных конференций и проводить в стенах университетов предварительный мозговой штурм по стыковке тем докладов потенциальных «умников» с технологическими направлениями развития ком-паний-резидентов ОЭЗ. Такая стыковка представляется очень нужным и полезным делом, т.к.
исследовательские проекты изначально получают определенный вектор по внедрению результатов интеллектуальной деятельности на отечественном и зарубежных рынках товаров и услуг.
Самая большая роскошь — общение!
Идеология школы-семинара — это безусловно приобщение молодых и продвинутых исследователей к миру коммерциализации наукоемких технологий. Вместе с тем, не менее важным и поис-тине замечательным процессом и результатом обучения считаем возможность продолжительного и интересного общения «умников» из разных университетов, НИИ университетов и Сибирского отделения РАН. Молодые люди представляют разные направления развития науки и техники и в этом плане школа-семинар в бизнес-инкубаторе ТГУ является просто уникальным местом встречи близких по духу — серьезных, креативных, свободомыслящих людей.
Логическим завершением образовательной программы «Менеджмент технико-внедренческой деятельности» по плану была презентация отчетов об экспресс-оценке новой технологии с участием всех преподавателей и слушателей программы . Благодаря довольно-таки тесному (2 недели!) общению, защита презентаций превратилась в очень яркое, одинаково эмоциональное и содержательное действо — каждому задавали немало вопросов, порой очень острых; иногда выяснялись неожиданные, но очень важные для проекта детали (эффект не очень большого города Томска!), на ходу происходил анализ имеющегося успешного и не очень опыта работы инноваторов с иностранными заказчиками и рождались очень полезные советы по дальнейшему продвижению проектов. В качестве хорошей приметы времени хотелось бы отметить выраженный патриотичный настрой молодых исследователей в сфере коммерциализации проектов — явный приоритет практически всеми участниками был отдан работе с российскими предприятиями-заказчиками.
И в заключение хотелось бы передать благодарность томских «умников» И. М. Бортнику за отличную идею проведения школы-семинара.
126
ИННОВАЦИИ II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК II февраль 2009