Научная статья на тему 'ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА'

ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-SA
157
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Здоровье мегаполиса
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тяжельников Андрей Александрович, Юмукян Александр Викторович

Цель исследования. Обосновать роль обучающих технологий в популяризации для выпускников медицинских университетов обучения и дальнейшего трудоустройства в системе столичного здравоохранения. Материал и методы. Выполнен анализ образовательных технологий, направленных на быструю адаптацию и погружение молодых специалистов. Оценивались результативность новых подходов к обучению медицинских кадров. Результаты. Система организационных мер, направленных на подготовку молодых специалистов для работы в системе столичного здравоохранения, позволит провести адаптацию новых кадров в кратчайшие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тяжельников Андрей Александрович, Юмукян Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GROWTH SCOOL

Objective. To substantiate the role of teaching technologies in popularizing training for graduates of medical universities for training and further employment in the capital health system. Methods. The analysis of educational technologies aimed at quick adaptation and immersion of young specialists is carried out. The effectiveness of new approaches to training medical personnel was assessed. Results. The system of organizational measures aimed at training young specialists to work in the Moscow health care system allows for the adaptation of new personnel as soon as possible.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Школа профессионального роста

А. А. Тяжельников1, А. В. Юмукян1

1 ГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 121 Департамента здравоохранения города Москвы», 117042, Российская Федерация, Москва, Южнобутовская ул., д. 87

Аннотация

Цель исследования. Обосновать роль обучающих технологий в популяризации для выпускников медицинских университетов обучения и дальнейшего трудоустройства в системе столичного здравоохранения. Материал и методы. Выполнен анализ образовательных технологий, направленных на быструю адаптацию и погружение молодых специалистов. Оценивались результативность новых подходов к обучению медицинских кадров. Результаты. Система организационных мер, направленных на подготовку молодых специалистов для работы в системе столичного здравоохранения, позволит провести адаптацию новых кадров в кратчайшие сроки. Ключевые слова: школа профессионального роста; первичная медико-санитарная помощь; медицинское образование; молодые специалисты; адаптация; обучение.

Для цитирования: Тяжельников А. А., Юмукян А. В. Школа профессионального роста // Здоровье мегаполиса. - 2021. - Т. 2. - № 1. - С. 47-53. ЬИр8:/^ошг^10.47619/2713-2617^т.2021.у211;47-53

© Автор(ы) сохраняют за собой авторские права на эту статью.

© Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

EDUCATION AND TRAINING OF HEALTH PROFESSIONALS

Professional growth scool

A. A. Tyazhelnikov1, A. V. Yumukyan1

1 SPHI Consultative and Diagnostic Polyclinic No. 121 of Moscow Department of Health, 87, Yuzhnobutovskaya Str., 117042, Moscow, Russian Federation

Abstract

Objective. To substantiate the role of teaching technologies in popularizing training for graduates of medical universities for training and further employment in the capital health system. Methods. The analysis of educational technologies aimed at quick adaptation and immersion of young specialists is carried out. The effectiveness of new approaches to training medical personnel was assessed. Results. The system of organizational measures aimed at training young specialists to work in the Moscow health care system allows for the adaptation of new personnel as soon as possible.

Keywords: school of professional growth; primary health care; medical education; young specialists; adaptation; training.

For citation: Tyazhelnikov A. A., Yumukyan A. V. Professional growth scool. City Healthcare. 2021;2(1):47-53. https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2021.v2i1;47-53

© Author(s) retain the copyright of this article.

© This article is published under the terms of the Creative Commons «Attribution-ShareAlike» 4.0 International.

Введение

Текущее десятилетие стало революционным в системе российского медицинского образования. Начиная с 2011 г. подготовка специалистов здравоохранения осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Федеральный закон об образовании 2012 г. регламентирует новые уровни подготовки специалистов, а с 2016 г. внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Наиболее значимые изменения реализуются на уровне, называвшемся ранее послевузовским: исключена подготовка по программам интернатуры, кардинально изменились правила поступления в ординатуру, а сама ординатура становится модульной, многоступенчатой. Именно вопрос о допуске выпускников специалитета к профессиональной деятельности без привычной ранее подготовки в интернатуре или ординатуре стал одним из наиболее обсуждаемых в медицинском профессиональном сообществе и самым критичным для молодых специалистов.

В этой связи очень важным является понимание того, что вчерашние выпускники медицинских вузов после обучения допускаются к работе только в амбулаторном звене в должности участковых терапевтов или педиатров. Именно через таких специалистов первично проходит большинство пациентов, ведь в их компетенции - определить наличие патологии, обеспечить процесс лечения или, в случае необходимости, организовать маршрутизацию пациента к врачам второго уровня (врачам-специалистам).

Сегодняшнюю ситуацию с молодыми специалистами в здравоохранении можно считать одним из проблематичных мест системы - имея огромные теоретические и практические знания, полученные в вузах, выпускники совершенно не обладают представлениями о реальной работе в медицинской организации. Так, в системе здравоохранения города Москвы одним из главенствующих принципов работы с пациентами является идеология пациентоориентированности, направленная в первую очередь на пациента, разработаны современные системы маршрутизации пациента, запущены электронные медицинские сервисы (Единая медицинская информационно-аналитическая система «ЕМИАС», электронная медицинская карта), и, к сожалению, стандартные дисциплины в медицинских вузах не позволяют студентам ознакомиться с вышеуказанными особенностями работы. Итогом подобного несовершенства системы образования является длительный период адаптации молодого специалиста и необходимость его дополнительного обучения на рабочем месте.

Своевременное и качественное обучение, а также повышение квалификации всех сотрудников медицинских организаций, включая немедицинский персонал, сегодня является актуальной задачей. В связи с

этим проект «Школа профессионального роста» является одним из важнейших в системе столичного здравоохранения и образования. В рамках данного проекта активные и заинтересованные студенты шестых курсов медицинских вузов Москвы и ординаторы второго года обучения на протяжении нескольких месяцев стажируются в поликлиниках и стационарах города, где получают практические знания и современные навыки работы.

Материалы и методы

Основная задача, решаемая в ходе проекта, - обеспечение поликлиник и стационаров города Москвы молодыми, высококвалифицированными и активными специалистами. Она продиктована современными требованиями столичной системы здравоохранения. Московская медицина сегодня находится в состоянии преобразований - в работу медицинских организаций внедряются принципы проектного управления, появляется новейшее высокотехнологичное оборудование, осуществляется переход к цифровому здравоохранению. Активно внедряются технологии искусственного интеллекта и системы поддержки принятия врачебных решений. Все это требует совершенно нового уровня подготовки медицинского персонала и появления новой системы адаптации сотрудников.

Кроме того, большинство молодых специалистов имеют ряд закрепившихся на протяжении прошлых лет стереотипов о состоянии и техническом оснащении поликлиник, а также о заработной плате. Поэтому стажировка для студентов, участвующих в проекте «Школа профессионального роста», под патронажем опытных наставников на рабочих местах в реальных условиях труда является насущной необходимостью.

Результаты

Проект «Школа профессионального роста» стартовал в конце января 2018 г. Его участниками стали обучающиеся шестых курсов (очной формы обучения) и седьмых курсов (очно-заочной формы обучения) медицинских вузов.

Отмена интернатуры привела выпускников медицинских вузов к ситуации, когда, имея отличную теоретическую базу и аккредитацию на право быть врачами, молодые специалисты сталкиваются со сложностями при практической работе участковыми терапевтами или педиатрами. Решением данной проблемы выступает новый проект Департамента здравоохранения города Москвы (ДЗМ) и столичных медицинских вузов - «Школа профессионального роста». Его суть заключается в организации дополнительной образовательной программы для студентов выпускных курсов, настроенных на работу в амбулаторно-поликлиниче-

ской сети города. Сама программа разделена на два блока: теоретическую часть, которую будущие врачи проходят в вузах, и практическую часть, которая реализуется на базе медицинских организаций города. В проекте принимают участие три московских вуза: ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России, ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н. И. Пи-рогова» Минздрава России, ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А. И. Евдокимова» Минздрава России.

Образовательный проект «Школа профессионального роста» направлен на подготовку студентов и ординаторов с применением практико-ориентированной модели обучения. Методическое сопровождение и реализацию практической части образовательной программы проекта в медицинских организациях ДЗМ обеспечивает государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Консультативно-диагностическая поликлиника № 121 Департамента здравоохранения города Москвы».

Выстроенная система стажировки подразумевает прохождение практики в медицинских организациях города под руководством закрепленного наставника в самых разных видах деятельности - от работы за стойкой информации до приема пациентов и заполнения медицинской документации. Уже во время стажировочного этапа молодой специалист получает необходимые знания и навыки, а также знакомится со структурой и коллективом медицинской организации. Многие стажеры по завершении проекта остаются работать в той медицинской организации, где они проходили практическую подготовку. Такой результат носит положительный характер и имеет выраженный эффект - вчерашний выпускник гарантированно имеет место для трудоустройства, а также обладает всеми необходимыми для современного врача знаниями, в то время как медицинская организация получает в штат молодого специалиста с опытом работы, знающего все тонкости работы в конкретной медицинской организации.

Один из важных аспектов программы - информирование студентов-медиков о современном облике столичных медицинских учреждений. Закрепленный годами стереотип о низких заработных платах, взаимоотношениях врачей и пациентов, устаревшей технической базе отталкивает выпускников от трудоустройства в медицинские организации системы ОМС. В ходе практики стажеры попадают в современные поликлиники города, оборудованные новейшим компьютерным и медицинским оборудованием, узнают о цифровых нововведениях в здравоохранении, истинном уровне заработных плат и принципах па-циентоориентированности. Такое «погружение в реальность» делает трудоустройство в городские медицинские организации желанным для вчерашних выпускников вузов.

В рамках современной программы вузовского обучения большое значение уделяется именно поликлиническим дисциплинам. Подготовка специалистов становится все более практикоориентированной, чему в значительной степени способствует развитие сети университетских клиник, а также собственных клинических баз университета. Однако медицинское образо-

вание в федеральном вузе ориентировано на здравоохранение любого региона Российской Федерации, при этом каждый из них имеет свою специфику. Именно особенная подготовка специалиста для конкретного рабочего места в амбулаторном звене московского здравоохранения является основной задачей школы профессионального роста. Для этого преподавателями трех ведущих медицинских университетов совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы и главным внештатным специалистом по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению была проделана работа по оценке существующих программ, разработанных на основании ФГОСов, и образовательных потребностей врачей первичного звена современной московской поликлиники, многие из которых связаны с особой организацией медицинской помощи в крупном мегаполисе, ее информатизацией и системой управления. Анализ образовательных программ и потребностей города показал: для того, чтобы молодой специалист уже с первого рабочего дня мог думать о пациенте, применять полученные знания и умения на практике, ему необходимо еще в процессе обучения в вузе научиться ориентироваться в самом устройстве поликлиники, ведении электронного документооборота, взаимоотношениях между различными специалистами и т. д. Кроме того, в любом субъекте Российской Федерации есть региональные особенности, которые требуют более углубленной подготовки врачей по отдельным разделам специальности.

На основании проведенного анализа была разработана программа проекта. Обучение представляет собой освоение студентами и ординаторами выпускного курса дополнительной профессиональной программы повышения квалификации параллельно с получением высшего образования. Большой раздел в подготовке специалистов занимает углубленная теоретическая и практическая подготовка по актуальным для участковых врачей вопросам смежных специальностей - оториноларингологии, инфекционным болезням, психиатрии, наркологии. Для педиатров разработан модуль по ведению новорожденных с низкой массой тела, для терапевтов дополнительно предусмотрены программы по коморбидности и гериатрии. Все специалисты проходят раздел по организации московского здравоохранения, погружаются в юридические и этические аспекты взаимоотношений с пациентами. Однако отличительной особенностью программы является стажировка на рабочем месте, которая осуществляется параллельно с аудиторными занятиями на базах городских поликлиник врачами-наставниками под руководством преподавателей вуза. Программа имеет модульный принцип построения, каждый модуль заканчивается промежуточной аттестацией в виде тестового контроля. Проверка результатов освоения программы проводится в виде собеседования в рамках итоговой аттестации.

Занятия ведут лучшие преподаватели медицинских вузов, главные внештатные специалисты и врачи медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, опытные бизнес-тренеры. Теоретические занятия проводятся на базе вузов, практические - в вузах, в симуляционных центрах,

а также в медицинских организациях города Москвы. Часть теоретических и практических занятий реализуется дистанционно.

Стажировки проходят очно на базе медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы. По правилам проекта в течение двух лет после окончания «Школы профессионального роста» участники работают в выбранных медицинских организациях. Практическая работа в медицинской организации будет способствовать осознанному выбору дальнейшего профессионального развития и, в том числе, выбору специализации в ординатуре. За это время молодые специалисты станут востребованными профессионалами, перед которыми будут открыты возможности развития карьеры. Важно, что «Школа профессионального роста» является программой дополнительного профессионального образования, поэтому положительный или отрицательный результат итогового экзамена не влияет на возможность осуществления медицинской деятельности.

Успешность программы во многом обеспечивается высочайшим уровнем профессорско-преподавательского состава, привлечением к обучению практикующих специалистов и руководителей московского здравоохранения различных уровней, а также мотивацией самих выпускников. Заинтересованность выпускников не только в самой профессии врача, но и в возможности ее применения в одной из самых развитых региональных систем российского здравоохранения доказывает необходимость дальнейшего развития проекта.

В рамках проекта количество поданых от студентов заявок превышало количество квот. Отбор участников осуществлялся на конкурсной основе отборочной комиссией, состоявшей из заместителей декана лечебного факультета и факультета дополнительного профессионального образования. В качестве критериев отбора учитывались: средний балл успеваемости, наличие стажа работы в учреждениях столичного здравоохранения, общественная нагрузка и участие в волонтерском движении, личные достижения студента, мотивированное желание работать. После прохождения внутриуниверситетского отбора (наличие гражданства РФ, отсутствие договорных обязательств по целевому обучению, отсутствие академических задолженностей) будущие кандидаты в проект проходили онлайн-тестирование и мероприятия ассессмент-цен-тра Кадрового центра ДЗМ.

Распределение участников по стажировочным площадкам происходило на основании имеющихся вакансий в подведомственных ДЗМ медицинских организациях с учетом пожеланий участников по месту будущего трудоустройства. Далее проводилось собеседование в медицинской организации и принятие решения о выдаче гарантийного письма, которое являлось подтверждением готовности медицинской организации стажировать и трудоустроить у себя участника после окончания проекта и получения диплома

по основной специальности.

По итогам отбора студенты заключали трехсторонний договор и могли приступить к обучению на проекте.

По результатам всего цикла обучения участники проходили итоговую аттестацию и получали сертификат об окончании «Школы профессионального роста» и удостоверение вуза о повышении квалификации, которое дает право на трудоустройство в медицинские организации города Москвы без испытательного срока.

Реализация первого потока «Школы профессионального роста» (февраль 2018 г. - июль 2018 г.) позволила выявить узкие места программы, а обратная связь с выпускниками проекта позволила оперативно вносить в нее коррективы. Данный проект стал действенным решением кадрового вопроса в столичном здравоохранении, и на текущий момент проходит набор уже в четвертый поток проекта (февраль 2021 г. -июль 2021 г.).

Обсуждение

О проекте: инициирован мэром города Москвы в декабре 2017 г. Цель проекта - обеспечить подведомственные ДЗМ медицинские организации, имеющие потребность во врачах отдельных специальностей, молодыми квалифицированными кадрами, прошедшими дополнительную практикоориентированную подготовку в соответствии с современными профессиональными стандартами.

Особенности проекта: отбор стажеров по среднему баллу и результатам мотивационной встречи, обязательства выпускника проекта (отработка в течение 2-х лет в медицинской организации ДЗМ), выплата стипендии стажерам - 25 тыс. руб./мес., стажировка 1-3 раза в неделю в вечерние часы, распределение участников проекта по стажировочным площадкам с учетом территориальных предпочтений.

Показатели для мониторинга:

- доля участников, успешно сдавших итоговые экзамены по программам;

- доля участников, не расторгнувших трудовые договоры с медицинскими организациями.

Программа проекта: 360 академических часов -20 % теория (вуз), 30 % - практические занятия (вуз), 50 % - стажировка (медицинские учреждения).

Содержание программы вуза: порядки и стандарты оказания медицинской помощи, основные нозологии, работа в ЕМИАС, этика и деонтология, маршрутизация пациентов.

Содержание программы стажировки в медицинской организации: изучение стойки информации, картохранилища, медицинского поста, работы врача, правила заполнения медицинской документации, посещение пациентов на дому.

Методическая поддержка и координация проекта:

проведение агитационных мероприятий в вузах, отбор студентов, проведение жекоте-тренинга, проведение обучающих семинаров по блокам стажировки с разбором компетенций, необходимых для освоения стажерами.

Суммарно за все время реализации проекта подготовку прошли более 300 работников медицинских учреждений. Состав стажировочной команды: главный врач, заместитель главного врача по медицинской части, главная медицинская сестра, заведующий отделением, начальник отдела кадров, начальник справочно-информационного отдела.

Обеспечение пакетом методических пособий, составление расписания, дневника стажировки.

Онлайн-связь с участниками проекта (стажерами и непосредственными руководителями практики).

Еженедельный мониторинг посещаемости и соблюдения программы стажировки.

Срок обучения на первом потоке составил 4 месяца: для ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (ПМГМУ) и ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России далее (РНИМУ) - с февраля 2018 г. по июнь 2018 г., для ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России (МГМСУ) -с апреля 2018 г. по июль 2018 г.

Общее количество участников, прошедших обучение на первом потоке проекта «Школа профессионального роста» (ШПР), составило 53 человека (табл. 1).

Таблица 1. Количество участников первого потока проекта «ШПР» по специальностям.

Table 1. Number of participants at the first stream of the PGS project by specialty

- консультативно-диагностическую поликлинику № 121;

- детские городские поликлиники: № 12, № 125, № 132 (ф-л № 144), № 133, № 145 (ф-л № 1, № 15, № 150, № 28, № 32, № 7, № 81, № 86 (ф-л № 1), № 94, № 150;

- городские клинические больницы: № 29 им. Н. Э. Баумана, № 31, им. Ф. И. Иноземцева, № 1 им. Н. И. Пирогова (ЖК № 2 РД № 25);

- психиатрические клинические больницы: ГБУЗ «ПКБ № 1 ДЗМ», ГБУЗ «ПКБ № 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ»;

- НИИ им. Н. В. Склифосовского.

Сроки обучения второго потока - 9 месяцев, с октября 2018 г. по июнь 2019 г. Общее количество участников, прошедших обучение на втором потоке проекта «ШПР», составило 137 человек. Количество участников по специальностям представлено в табл. 2.

Таблица 2. Количество участников второго потока проекта «ШПР» по специальностям.

Table 2. Number of participants in the first cohort of PGS project by specialties

Специальность/ вуз

I Студенты (последний курс)

Лечебное дело 10 16 26

Педиатрия 8 8 16

Ординаторы

Психиатрия 1 3 4

Рентгенология 3 3

Терапия 1 1

Акушерство-гинекология 1 1

Неврология 1 1

Ультразвуковая диагностика 1 1

ИТОГО 24 27 2 53

Специальность/ вуз ПМГМУ РНИМУ МГМСУ Итого по специальности

Студенты (последний курс)

Педиатрия 7 37 44

Лечебное дело 17 14 7 38

Неотложная 4 3 7

помощь

Ординаторы

Педиатрия 2 2

Терапия 1 1 2

ВОП 1 2 3

Анестезиология- 3 2 4 9

реаниматология

Неврология 4 1 5

Нефрология 3 2 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентгенология 4 1 4 9

Ультразвуковая 4 1 5

диагностика

Психиатрия 5 1 6

Оториноларин- 1 1

гология

Фтизиатрия 1 1

ИТОГО 40 73 24 137

Выпускники трудоустроены в 37 медицинских организаций ДЗМ (преимущественно по месту прохождения стажировки), в том числе в:

- городские поликлиники: № 12, № 170, № 180, № 2, № 212 (ф-л № 194), № 218, № 23, № 52, № 64, № 66, № 68, № 69, № 9;

- консультативно-диагностические центры: № 4, № 6;

Выпускники трудоустроены в 56 медицинских организаций ДЗМ с 02.09.2019 (преимущественно по месту прохождения стажировки), в том числе в:

- городские клинические больницы: № 52, № 67 им. Л. А. Ворохобова, им С. С. Юдина, им. Е. О. Мухина (амбулаторное звено), Щербинскую городскую больницу;

- станцию скорой и неотложной медицинской по-

мощи им. А. С. Пучкова;

- городские поликлиники: № 115, № 166, № 170, № 175, № 180, № 2, № 201, № 210, № 219, № 36, № 45, № 52, № 64, № 67, № 68, № 69, № 46, № 8;

- диагностические центры: № 3, № 5;

- консультативно-диагностическую поликлинику № 121;

- консультативно-диагностические центры: № 2, № 4, № 6;

- МНПЦ БТ по ЮВАО;

- психоневрологические диспансеры: № 1, № 21;

- детские городские поликлиники: № 11, № 110, № 128, № 120, № 122, № 125, № 129, № 130, № 131,

№ 132, № 133, № 148, № 15, № 150, № 28, № 38, № 42, № 48, № 7, № 81, № 91, № 94, № 99.

На данный момент завершилась реализация третьего потока проекта «ШПР». Общее количество участников, обучавшихся на третьем потоке проекта «ШПР», составило 54 человека. Количество участников по специальностям указано в табл. 3.

Таблица 3. Количество участников третьего потока проекта «ШПР» по специальностям.

Table 3. Number of participants in the third cohort of PGS project by specialties

Специальность/вуз ПМГМУ РНИМУ МГМСУ Итого по специальности

Студенты (последний курс)

Педиатрия 9 9 18

Лечебное дело 2 2 3 7

Неотложная помощь 2 2 4

Ординаторы

Анестезиология-реаниматология 4 4

Педиатрия 4 4

Гастроэнтерология 2 2

Инфекционные болезни 3 3

Кардиология 1 1

Неврология 2 2

Нефрология 1 1

Оториноларингология 1 1

Психиатрия 3 3

Терапия 3 3

Эндокринология 1 1

ИТОГО 21 23 11 54

По результатам всего цикла обучения участники проходили итоговую аттестацию, получали сертификат об окончании «Школы профессионального роста» и удостоверение вуза о повышении квалификации, которое дает право на трудоустройство в медицинские организации города Москвы без испытательного сро-

Реализация первого потока «Школы профессионального роста» (февраль 2018 г. - июль 2018 г.) позволила выявить узкие места программы, а обратная связь с выпускниками проекта дала возможность оперативно вносить в нее коррективы. Данный проект стал действенным решением кадрового вопроса в столичном здравоохранении, и на текущий момент проходит набор уже в четвертый поток проекта (февраль 2021 г. - июль 2021 г.).

Участники третьего потока прошли стажировку в 36 медицинских организациях ДЗМ в том числе в:

- городских клинических больницах: № 52, им. С. С. Юдина, им. Е. О. Мухина (амбулаторное звено);

- станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова;

- городских поликлиниках: № 115, № 11, № 2, № 210, № 45, № 219, № 52, Троицкой ГБ;

- диагностических центрах: № 3, № 5;

- консультативно-диагностическом центре № 6;

- психоневрологических диспансерах: № 1, № 21;

- детских городских поликлиниках: № 12, № 122, № 129, № 131, № 132, № 133, № 28, № 38, № 42, № 7, № 81, № 91, № 94, № 125, № 150;

- инфекционных клинических больницах: № 1, № 2;

- ГБУЗ Московский клинический научный центр имени А. С. Логинова ДЗМ.

В связи с социальной значимостью проекта идет подготовка реализации четвертого потока проекта по таким специальностям, как аллергология и иммунология, анестезиология-реаниматология, детская кардиология, инфекционные болезни, кардиология, лечебное дело, неотложная помощь, неврология, онкология, офтальмология, педиатрия, терапия, травматология и ортопедия. Проект будет продолжаться и в 2021 г. Лекционная часть - с 15 февраля по 30 апреля 2021 г., количество часов теории составит 200 академических часов. Занятия будут проводиться три раза в неделю во второй половине дня. Период стажировоч-ной части - с мая до 15 августа 2021 г., количество часов практики составит 240 академических часов. Плановое количество стажеров - 300 студентов и ординаторов.

Заключение

На сегодняшний день можно утверждать, что программа «Школа профессионального роста» положительно зарекомендовала себя и позволила подгото-

вить к работе в амбулаторно-поликлиническом звене молодых специалистов, обладающих достаточными знаниями и практическим опытом, соответствующими высоким требованиям столичного здравоохранения.

На волне упеха проекта и его социальной значимости полным ходом идет подготовка к реализации четвертого потока проекта по таким специальностям, как аллергология и иммунология, анестезиология-реаниматология, детская кардиология, инфекционные болезни, кардиология, лечебное дело, неотложная помощь, неврология, онкология, офтальмология, педиатрия, терапия, травматология и ортопедия.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest.

медико-санитарной помощи, https://orcid.org/0000-0002-2191-0623.

Юмукян Александр Викторович - кандидат медицинских наук, врач-методист ГБУЗ «КДП № 121 ДЗМ», https://orcid.org/0000-0002-2529-8283.

Information about authors

Andrey A. Tyazhelnikov - Candidate of Medical Sci., chief physician of the SPHI Consultative and Diagnostic Polyclinic No. 121 of Moscow Department of Health, https://orcid.org/0000-0002-2191-0623.

Alexander V. Yumukyan - Candidate of Medical Sci., Methodist of the SPHI Consultative and Diagnostic Polyclinic No. 121 of Moscow Department of Health, https://orcid.org/0000-0002-2529-8283.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Funding: the study had no sponsorship.

Список литературы

1. Габриэлян Г. Г. В столице формируется новый тип врача // Кто есть кто в медицине. - 2018. - № 3-4 (92-93). - С. 62-63.

2. Габриэлян Г. Г. XVII Ассамблея «Здоровья Москвы: 2018 был хорошим годом!» // Кто есть кто в медицине. - 2018. - № 5 (94) - С. 27-29.

3. Природова О. Ф., Тяжельников А. А. Школа профессионального роста // Медицинский алфавит. -2018. - № 1. - С. 6-9.

4. Проект «Школа профессионального роста». Электронный ресурс]. URL: https://spr.mosgorzdrav.ru (дата обращения: 02.03.2021)

References

1. Gabrielyan G. G. A new type of doctor is being formed in the capital. Who is who in medicine. 2018; 3-4(92-93):62-63 (in Russian).

2. Gabrielyan G. G. XVII Assembly "Moscow Health: 2018 was a good year! Who is who in medicine. 2018;5(94):27-29 (in Russian).

3. Prirodova O. F., Tyazhelnikov A. A. School of professional growth. Medical alphabet. 2018;1:6-9 (in Russian).

4. Project «School of Professional Growth». Electronic resource. URL: https://spr.mosgorzdrav.ru (Accessed 05.03.2021) (in Russian).

Сведения об авторах

Тяжельников Андрей Александрович - кандидат медицинских наук, главный врач ГБУЗ «КДП № 121 ДЗМ», главный внештатный специалист по первичной

Для корреспонденции:

Юмукян Александр Викторович

Correspondence to:

Alexander V. Yumukyan

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.