Научная статья на тему 'Школа молодых ученых в области психического здоровья «Психиатрия XXI века: традиции и инновации»'

Школа молодых ученых в области психического здоровья «Психиатрия XXI века: традиции и инновации» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа молодых ученых в области психического здоровья «Психиатрия XXI века: традиции и инновации»»

ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ «ПСИХИАТРИЯ XXI ВЕКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

М. Б. Кудинова, О. А. Карпенко

ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава»

В сентябре 2007 года в городе-музее Суздаль под эгидой Российского общества психиатров после почти 20-летнего перерыва состоялась Школа молодых специалистов в области психиатрии. По предложению В.Н.Краснова, директора МНИИП Росздрава РФ для организации конференции была составлена инициативная группа, которую возглавили Я.А.Кочетков, А.А.Ткаченко и А.Е.Бобров.

Принимающая Суздальская сторона, в лице В.А.Безрукова, директора департамента социальной политики администрации Владимирской области и А.В.Берсенева, главного психиатра Владимирской области, обеспечили всестороннюю поддержку и содействие конференции молодых ученых.

Идея о проведении Школы воодушевила как молодых специалистов, так и профессорско-преподавательский состав, у которого сохранились самые теплые воспоминания о своем участии в работе первых Школ. Логичным показалось название «Психиатрия XXI века: традиции и инновации».

Поскольку целью Школы было объединить как можно больше молодых специалистов, во все ведущие психиатрические организации России была разослана информация о проведении Школы с приглашением принять в ней участие. Кроме того, был объявлен конкурс научных работ молодых ученых, 30 победителям которого оплачивалось пребывание в Суздале в течение 4 дней работы Школы.

Участниками конкурса могли стать как работающие специалисты (психиатры, психологи, психотерапевты, наркологи, биологи и социальные работники), так и проходящие обучение в ординатуре и аспирантуре, в возрасте до 35 лет включительно.

При составлении программы, организационный комитет, оправдывая название мероприятия, старался охватить не только последние достижения и тенденции психиатрической науки, но и обратить внимание на традиционные подходы отечественной психиатрии.

Для проведения лекций и семинаров были приглашены ведущие отечественные и зарубежные специалисты. Новыми темами для Суздальских Школ были - нейровизуализация, транскультуральная психиатрия, большое внимание уделялось раз-

личным психотерапевтическим подходам, а также доказательной медицине.

Вечером, 4 сентября, в Суздальский туристический комплекс стали прибывать молодые специалисты из 36 городов России и ближнего Зарубежья. Всего за 4 дня в работе Школы приняло участие 196 человек, среди них 22 лектора и руководителя семинаров и круглых столов. Гостями Школы, вотттедттти-ми в общее число участников, явились врачи Владимирской областной психиатрической больницы.

Заседание Школы открыл заместитель директора Московского НИИ психиатрии И.Я.Гурович. Выступавший на открытии А.Е.Бобров рассказал об истории проведения Школ, на которых выросло целое поколение теперь уже известных российских психиатров, подчеркнул важность таких Школ для сохранения преемственности поколений психиатров и налаживания горизонтальных творческих связей между молодыми специалистами. Он напомнил присутствующим о том, что «Первая всесоюзная Школа молодых ученых-психиатров» состоялась в Суздале в 1979 году.

Тему преемственности и взаимодействия продолжила лекция «Транскультуральная психиатрия» Директора Центра Сотрудничества в области психического здоровья ВОЗ, Д.Мусауи, который говорил о современных тенденциях миграции, «глобализации идей и верований», о влиянии этих процессов на картину психических расстройств и о растущей потребности во взаимодействии между психиатрами разных стран. В свою очередь, на актуальность взаимодействия между психиатрами и врачами других специальностей указывал в своей лекции «Методологические проблемы современной психиатрии» В.Н.Краснов. О становлении биопси-хосоциальной модели психиатрической помощи как черте современной психиатрии и важности социально-психологического инструментария для пациентов, страдающих расстройствами шизофренического спектра, говорил И.Я.Гурович в лекции «Методология психиатрической помощи и психиатрии с опорой на сообщество».

Традиционно большое внимание было отведено вопросам шизофрении и аффективных рас-

стройств. Тема анатомического субстрата шизофрении была затронута в лекции В.Кан (Нидерланды) «Прогрессирующие структурные изменения головного мозга при шизофрении», сопровождавшейся демонстрацией нейровизуализационных данных.

А.Ф.Изнак продолжил тему нейровизуализации в лекции «Нейропластичность и депрессия». Х.Кач-ник, руководитель кафедры психиатрии Венского Университета, осветил исторические аспекты, прочитав лекцию о меняющейся концепции шизофрении за период от Крепелина до DSM-V.

Клиника и терапия эндогенных расстройств освещались в лекции Е.Г.Костюковой «Вопросы коморбидности, диагностики и лечения тревожнодепрессивных расстройств» и Г.Э.Мазо «Депрессия и шизофрения». На заседании круглого стола «Как нам улучшить результаты в лечении шизофрении?» под руководством Г.Э.Мазо и М.В.Медведева участники обсуждали вопросы терапии эндогенных расстройств. Помимо этого большую ценность представил клинический разбор пациентки, проведенный В.Н.Красновым.

Интересный и необычный для российской науки взгляд на психосоматические заболевания представил П.Шенберг (Великобритания) в своей лекции «Психодинамическая психотерапия психосоматических заболеваний», основу которой составили 3 клинических случая из практики автора, продемонстрировавшие возможности и практические результаты применения психодинамического подхода. Более широко эта тема обсуждалась на заседании круглого стола «Проблемы психосоматики» под руководством А.Е.Боброва, Л.В.Ромасенко, Е.Г.Старостиной и П.Шенберга. Психотерапии была посвящена лекция Р.Д.Тукаева «Интегративная теория гипноза и гипнотерапии - новые возможности развития современной гипнологии и гипнотерапии», семинар «Когнитивно-бихевиоральная терапия» проведенный А.Б.Холмогоровой. Под руководством А.Б.Холмогоровой и А.Ш.Тхостова был проведен круглый стол «Психотерапия в клинической психиатрии», активное участие в котором приняло около 40 молодых ученых.

Проблемы детской психиатрии обсуждались на круглом столе, председателями которого были Н.К.Сухотина и Е.В.Макушкин. Ю.С.Шевченко

прочитал лекцию «Онтогенетическая психотерапия детей и подростков». В лекции А.Ш.Тхостова «Культура и патология» упоминалось о влиянии запретов и ограничений, накладываемых культурой на развитие личности.

Лекция А.А.Ткаченко «Современные тенденции в судебной психиатрии» покорила аудиторию доступным изложением довольно сложного материала.

Молодыми учеными была высоко оценена практическая значимость круглого стола «Доказательная медицина» проводимого В.В.Власовым и Е.Г.Старостиной, а также семинара А.В.Немцова «Методология научных исследований в психиатрии, статистический анализ материалов исследования».

В последний день под председательством

В.Н.Краснова, А.А.Ткаченко и Я.А.Кочеткова состоялось заседание круглого стола «Цели и задачи молодых ученых при РОП» на котором обсуждались научное, образовательное, информационное, организационное направление работы секции молодых ученых, обсуждался устав, положение, кадровые вопросы организации, были назначены региональные представители и предложено использовать форум на сайте www.psychiatr.ru для поддержания связи между всеми молодыми учеными.

Помимо образовательного блока программой Школы была предусмотрена и культурная часть. Так, в первый вечер во время фуршета проводилась развлекательная программа с «психиатрической викториной» и веселыми творческими конкурсами; в результате викторины большая часть призов досталась делегации из Томска.

В предпоследний день все участники совершили обзорную экскурсию по Суздалю, где имели возможность посетить храмы города-музея, в том числе самый древний из сохранившихся в Суздале кафедральный собор Рождества Богородицы XII века.

В заключительный вечер состоялся торжественный ужин и закрытие Школы. На большом экране демонстрировались фотографии, сделанные за время работы, были сказаны теплые слова и пожелание о возрождении традиций и проведении следующего мероприятия через два года.

В день отъезда все дружески прощались и увозили в свои города надежду на скорую встречу.

Журнал зарегистрирован в Государственном Комитете СССР по печати.

Свидетельство № 1582 от 25 февраля 1991 г.

Сдано в набор 17.06.2008. Подписано в печать 14.07.2008. Формат 60х90/8. Гарнитура Таймс. Печать офсетная.

Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 14. Усл. печ. л. 14. Тираж 3000 экз. Цена по подписке 65 руб.

Заказ

Издательский дом «МЕДПРАКТИКА-М»,

Москва, Волоколамское ш. 4 Tел. 158-4702, E-mail: id@medpractika.ru; www.medpractika.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ».

140010, г Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403.

Тел. 554-21-86.

© «Социальная и клиническая психиатрия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.