Научная статья на тему 'О работе Школы молодых ученых в области психического здоровья. Суздаль, 30 сентября 3 октября 2009 года'

О работе Школы молодых ученых в области психического здоровья. Суздаль, 30 сентября 3 октября 2009 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Орлова Мария Алексеевна, Медведев Игорь Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе Школы молодых ученых в области психического здоровья. Суздаль, 30 сентября 3 октября 2009 года»

О РАБОТЕ ШКОЛЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Суздаль, 30 сентября-3 октября 2009 года

М. А. Орлова, И. Л. Медведев

ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава»

С 30 сентября по 3 октября 2009 года в городе Суздаль была проведена очередная Школа молодых ученых в области психического здоровья.

Основными темами Школы были: современные принципы диагностики и терапии психических расстройств, разработка МКБ-11 и психотерапия. Помимо этого большое внимание было уделено образовательной программе для молодых специалистов.

Программа Школы составлялась с учетом интересов молодых ученых, которые могли свободно высказывать в течение 2009 года свои пожелания и интересы на сайте Российского общества психиатров http://www.psychiatr.ru/ в специальном разделе для молодых ученых.

Традиционно был объявлен конкурс научных работ молодых ученых. Участниками могли стать молодые специалисты (психиатры, психологи, психотерапевты, наркологи, биологи и социальные работники) в возрасте до 35 лет включительно.

Всего за 4 дня в работе Школы приняло участие около 180 участников из городов России, Германии, ближнего зарубежья. Программа Школы состояла из лекций, семинаров и клинических разборов.

Во время торжественного открытия 30.09.09 молодых специалистов приветствовали: председатель правления Российского общества психиатров, профессор, директор Московского НИИ психиатрии В.Н.Краснов; директор департамента здравоохранения Владимирской области А.Г.Зирин; профессор, руководитель отдела судебно-психиатрических экспертиз в уголовном процессе ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского А.А.Тка-ченко; профессор, заместитель директора по научной работе ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского А.П.Дрожжин; председатель секции молодых ученых Российского общества психиатров Я.А.Кочетков, главный психиатр Владимирской области А.В.Берсенев.

Профессор кафедры психиатрии ФУВ РГМУ П.В.Морозов продемонстрировал интересные фотографии прошлых Школ и познакомил с историей

проведения и традициями Всесоюзных Суздальских Школ по психиатрии.

Научная программа открылась лекцией

В.Н.Краснова «Современный этап развития классификации психических расстройств: от МКБ-10 к МКБ-11», в которой освещались наиболее острые проблемы классификации и противоречия современной психиатрии. В докладе Н.Г.Незнанова «Психиатрические аспекты общемедицинской практики» обсуждалось участие врачей, работающих в амбулаторном звене и общесоматических стационарах, в решении проблем психического здоровья и, соответственно, их специальной психоло-го-психиатрической подготовки. Социальный аспект в современной психиатрии был представлен в лекции А.П.Дрожжина «Социальная психиатрия: современные вызовы», где было озвучено 12 актуальных проблем психического здоровья общества.

Общая психопатология как основа психиатрической диагностики была представлена в лекциях А.С.Тиганова «Современные проблемы психопатологии» и в лекции В.В.Калинина «Редкие синдромы в психиатрии».

В программе Школы традиционно были также представлены актуальные темы частной психиатрии. Так, проблеме шизофрении были посвящены выступления А.С.Аведисовой «Ключевая проблема при длительной психофармакотерапии шизофрении», а также доклад М.В.Иванова и Г.Э.Мазо «Депрессия при шизофрении». В лекции П.В.Мо-розова «Роль прионов в этиологии шизофрении» участники имели возможность ознакомиться с одной из редко упоминаемых теорий инфекционной этиологии шизофрении.

В рамках сателлитного симпозиума молодые специалисты имели возможность прослушать лекции: «Современные подходы к терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей» (Е.В.Корень), «Приверженность психофармакотерапии как фактор прогноза заболевания» (Э.Э.Цу-карзи), «Фармакотерапия депрессивного расстройства: возможности расширения спектра действия и

повышения безопасности с помощью препарата симбалта» (Е.Г.Костюкова).

С двумя докладами «Различия между доказательными подходами, практикой и принципами лечения тревожных расстройств» и «Антидепрессанты и суицид» выступил А.Жобер, директор Института Лундбек (Копенгаген, Дания). Больший интерес среди слушателей вызвал первый доклад, в котором излагался нетрадиционный взгляд авторов на лечение тревожных расстройств. Так, в рамках теоретической концепции, предложенной авторами, среди способов предотвращения развития ПТСР вскоре после психотравмирующего события значится применение инъекционного гидрокортизона.

Геронтопсихиатрия была представлена лекцией

С.И.Гавриловой «Современные подходы к терапии болезни Альцгеймера».

Молодым специалистам, планирующим посвятить себя научной работе, была особенно полезна лекция С.Н.Мосолова «Этические аспекты проведения клинических исследований». Также научной деятельности были посвящены два обучающих семинара. Один из них, под руководством А.В.Нем-цова, был посвящен одной из самых важных и трудных тем для молодых ученых - методологии научных исследований и анализу статистических данных. Также с большим успехом прошел семинар под руководством М.В.Семиглазовой, в котором молодые ученые смогли узнать рекомендации и практические советы, которые надо учитывать для успешной публикации научных работ.

В пожеланиях молодых ученых к программе одной из самых часто упоминаемых тем была психотерапия. На семинаре А.Б.Холмогоровой, где речь шла о социальной фобии, участники могли услышать о современных теоретических представлениях, а также познакомиться с клиническими случаями. Оригинальный психоаналитический подход к психиатрическим заболеваниям был представлен на семинаре, проводившимся И.М.Кадыровым «Психоаналитическая концепция в психиатрии». Во время семинара «Проблемы диагностики тревожных расстройств», проводившегося А.Е.Бобро-вым в интерактивной форме, молодые специалисты могли убедиться в важности владения не только психотерапевтическим подходом к лечению тревожных расстройств, но и необходимости знания структур головного мозга, вовлеченных в патогенез тревожных расстройств.

Помимо теоретических знаний, большую практическую ценность и интерес для молодых ученых представили клинические разборы. Так, в самом начале работы Школы под руководством А.С.Тига-нова проходил разбор пациентки, которая была госпитализирована в стационар по поводу злоупотребления алкоголем. Прозвучало большое количество выступлений молодых ученых и профессоров, мнения разделились, можно было услышать высказывания в пользу диагноза расстройства личности, биполярного расстройства, параноидной шизофрении. Бурное обсуждение и расхождения в диагнозе, как со стороны молодых участников, так и ученых старшего поколения, вызвал клинический разбор в рамках биопсихосоциальной модели, проходивший под руководством В.В.Калинина и А.Б.Холмогоровой. Прозвучали такие диагнозы как: ПТСР, алек-ситимическая депрессия, тревожно-депрессивное расстройство.

Всем участникам запомнилось выступление З.И.Кекелидзе с лекцией «Расстройства биографической памяти», где речь шла о редком расстройстве, случаи которого прицельно изучаются в ГНЦ им. В.П.Сербского. В рамках лекции участники смогли ознакомиться с основными признаками этого патологического состояния и посмотреть видеозапись беседы с пациентом, страдающим этим расстройством.

Для участников Школы была предусмотрена развлекательная программа. На праздничном ужине была проведена традиционная для «Всесоюзных школ по психиатрии» викторина на знание истории психиатрии, редких синдромов и малоизвестных фактов. Ведущие, в роли которых выступили П.В.Морозов и С.Н.Мосолов, задавали сложнейшие вопросы, на многие из которых молодым ученым не удалось ответить. Однако тем, кому посчастливилось дать правильный ответ, удалось получить личные поздравления и подарки.

Работа Школы закрылась заседанием круглого стола «Совет молодых ученых Российского общества психиатров: 3 года работы» под руководством А.Е.Боброва и Я.А.Кочеткова. Проведение следующей Суздальской Школы молодых ученых в области психического здоровья запланировано на 2011 год. Вся информация будет представлена на сайте Российского общества психиатров в разделе «Молодые ученые» http://www.psychiatr.ru/obzh/.

Орлова Мария Алексеевна - аспирант отделения психических расстройств, осложненных патологическими видами зависимости ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава»; e-mail: mary.a.orlova@gmail.com

Медведев Игорь Леонидович - аспирант отделения экзогенно-органических расстройств и эпилепсии ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава»; e-mail: sanchrsk.don@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.