Научная статья на тему 'Школа медиологии: новый метод анализа системы взаимодействия "медиа - общество" во французской социологии массовой коммуникации'

Школа медиологии: новый метод анализа системы взаимодействия "медиа - общество" во французской социологии массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСФЕРА / МЕДИАЦИЯ / МЕДИУМ / МЕДИОЛОГИЯ / МЕТОД МЕДИОЛОГИЧЕСКИЙ / СООБЩЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИА / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИАЦИЙ / СРЕДА / ТРАНСМИССИЯ / MEDIA SPHERE / MEDIATION / THE MEDIUM / MEDIOLOGY / METHOD MEDILO-GICAL / THE MESSAGE / SOCIOLOGY OF MEDIA / SOCIOLOGY OF MEDIATION / ENVIRONMENT / TRANSMISSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романова Ирина Игоревна

В статье представлен анализ французской школы медиологии как нового метода изучения системы взаимодействия медиа и общества с точки зрения влияния медиатехнологий на трансформацию социальных практик. Разбирается объект исследования медиологии, представлен основной категориальный аппарат данной области знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of mediology: a new method of analysis of system interaction "media-society" in the French sociology of mass communication

The article analyzes The French Mediology School as a new method to study the complex system of media and society interaction. Special attention is given to the influence of media technologies to the transformation of social practice. The author examines the subject of Mediology and its fundamental categorical system.

Текст научной работы на тему «Школа медиологии: новый метод анализа системы взаимодействия "медиа - общество" во французской социологии массовой коммуникации»

И.И. Романова, аспир. социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

ШКОЛА МЕДИОЛОГИИ: НОВЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "МЕДИА - ОБЩЕСТВО" ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье представлен анализ французской школы медиологии как нового метода изучения системы взаимодействия медиа и общества с точки зрения влияния медиатехнологий на трансформацию социальных практик. Разбирается объект исследования медиологии, представлен основной категориальный аппарат данной области знания

Ключевые слова: медиасфера, медиация, медиум, медиология, метод ме-диологический, сообщение, социология медиа, социология медиаций, среда, трансмиссия.

The article analyzes The French Mediology School as a new method to study the complex system of media and society interaction. Special attention is given to the influence of media technologies to the transformation of social practice. The author examines the subject of Mediology and its fundamental categorical system.

Key words: media sphere, mediation, the medium, mediology, method medilo-gical, the message, sociology of media, sociology of mediation, environment, transmission.

Французская социология массовой коммуникации и медиа, обладающая полувековой историей, накопила значительный багаж теоретических достижений. Следует отметить значительную диверсификацию исследовательских объектов, разнообразие идей и подходов, сложившихся на данный момент во французской меди-асоциологии. Она склонна к парадигмальным отступлениям, синтезу различных подходов, идейному поиску. Эта самобытность данной отрасли знания, шаг за шагом сложившаяся во Франции, во многом и определила ее существенный вклад в мировую комму-никативистику.

Как отмечают французские исследователи Ф. Бретон и С. Пру, одной из основных тенденций современной социологии массовой коммуникации во Франции является становление новой метапа-радигмы, названной ими "информационной". Суть ее заключается в том, что на первый план в социальном анализе массмедиа выходит информация, а точнее, коммуникационные и информационные технологии, осуществляющие ее передачу и циркуляцию.

Апогеем "информационной" парадигмы становится школа медиологии или социологии медиаций. Медиология как направление научной мысли во Франции зародилась в 1980-х гг. Ее основоположником по праву считается Режи Дебре, французский философ

* Романова Ирина Игоревна — irene1985@list.ru

и исследователь, профессор университета Жан Мулен Лион III. К числу ярких представителей школы медиологии можно отнести Д. Буню, Л. Жерверо, Ф.-Б. Уиг, Л. Мерзо и др.

Специфичность школы заключается в том, что она предлагает новый метод анализа медиатехнологий (понимаемых максимально широко) с точки зрения того, каким образом они трансформируют социальные практики. Медиология оказывается ярким доказательством того, что социология массовой коммуникации во Франции все более укореняется в медиацентристской плоскости исследований системы взаимодействий "медиа — общество".

Как отмечают представители школы, главная задача медиологии — понять и объяснить, как коренное изменение, перелом в наших методах передачи информации и доставки сообщений вызывают трансформации в мышлении и в поведении индивидов и, наоборот, как культурная традиция вызывает, внедряет или изменяет технические инновации.

Определяя объект медиологии, Р. Дебре отмечает, что это "технически детерминированная материальная совокупность носителей, связей и средств передачи информации, которые обеспечивают для каждой конкретной эпохи ее социальное существование"1.

Анализ воззрений основных представителей школы показывает, что метод медиологии базируется на четырех основных понятиях: "сообщение", "медиум"/"средство", "среда" и "медиация". По Р. Дебре, это формула 4М: message, medium, milieu, mediation. Сообщение есть передаваемая культурная информация, сущность которой определяется теми механизмами и средствами, которые опосредуют ее транспортировку. Медиация — это внутренняя особенность сообщения, заключающаяся в возможности и способности быть переданным, распространенным и сохраненным. Понятие "медиум" определяется исследователями формулой: "А служит медиумом для B, когда B происходит посредством A и практически не возможен без А"2. Среда есть та система технико-технологических, а также социальных, культурных и других условий, в которых разворачивается культурная трансмиссия. Р. Дебре вводит также понятие "ме-диасфера", под которой подразумевает "мегасреду" передачи и доставки сообщений. Категория медиасферы в медиологическом методе позволяет выявлять и описывать процессы сохранения или исчезновения тех или иных культурных образований, объяснять связь данных явлений с современными коммуникативными системами и определяемыми ими социально-коммуникативными практиками. Доминирующая система сохранения культурного наследия служит организующим стержнем для медиасферы в определенную эпоху и в определенной социальной системе.

1 Debray R. Cours de médiologie générale. P., 1991. Р. 17.

2 Debray R. Histoire des quatre M // Cahiers de médiologie. Pourquoi des médio-logues? 1998. N 6. Р. 13.

15 ВМУ, социология и политология, № 4

225

Новый метод, как показывает анализ, обладает рядом особенностей. Первая особенность, на наш взгляд, состоит в том, что ме-диология изучает не просто влияние технологий на социальную реальность, но и преобразование знаков, образов, символов, идей, имеющих хождение в культуре, в своего рода энергии, позволяющие управлять обществом. Эти "продукты" сознательной деятельности людей претерпевают метаморфозы в зависимости от того, какими техническими средствами они передаются от человека к человеку. Иными словами, медиологию интересует та технологическая инфраструктура, которая становится проводником любой формы символического обмена.

Вторая особенность, на которую хотелось бы обратить внимание, заключается в том, что, согласно Р. Дебре и Д. Буню, социология медиаций — это не столько новая область научного знания, сколько особый метод анализа "социотехнологической" реальности. Данный метод, который основывается на формуле 4M (medium, message, milieu, médiation), позволяет эффективно анализировать системы взаимодействий "медиа — общество", "технология — общество", "средства передачи — идеи".

Особо отметим, что для российской социологии неизвестной остается значительная часть современных работ французских ученых, занимающихся исследованиями в области массовой коммуникации. Освещение новых теоретических направлений дает возможность рассмотрения уже известных фактов и проблем под иными углами зрения, а значит, способствует дальнейшему плодотворному развитию социальных наук о коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Соважо А. Социология средств массовой информации // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 2. Спец. выпуск "Современная французская социология". СПб., 1999.

Bougnoux D. Si j'étais médiologue... // Cahiers de médiologie. Pourquoi des médiologues? 1998. N 6.

Breton P., Proux S. L'explosion de la communication à l'aube du XXI siècle. P., 2002.

Debray R. Cours de médiologie générale. P., 1991.

Debray R. Histoire des quatre M // Cahiers de médiologie. Pourquoi des médiologues? 1998. N 6.

Debray R. Vie et mort de l'image: une histoire du regard en Occident. P., 1992.

Gervereau L. Inventer l'actualité. P., 2004.

Huyghe F.-B. L'ennemi à l'ère numérique. P., 2001.

Virieu F.H. La médiacratie. P., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.