Научная статья на тему 'Школа как социальный лифт. Формирование образовательной политики региона в целях стимулирования мобильности населения'

Школа как социальный лифт. Формирование образовательной политики региона в целях стимулирования мобильности населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1103
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL POLICY / SOCIAL MOBILITY / ACADEMIC MOBILITY / EDUCATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпушин Николай Яковлевич, Захарова Вера Анатольевна

В статье раскрывается опыт формирования перечня приоритетных проектов в системе образования Пермского края в целях создания условий для академической и социальной мобильности населения. Система образования рассматривается как «социальный лифт» целого региона, позволяющий получить экономическую выгоду от концентрации человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School as a Social Factor. Educational Policy of a Region Aiming at Academic and Social Mobility

The paper presents a number of priority projects in the system of education of Perm Region aiming at academic and social mobility. Education is regarded as a social factor enabling us to obtain economic benefits by the concentration of human resources

Текст научной работы на тему «Школа как социальный лифт. Формирование образовательной политики региона в целях стимулирования мобильности населения»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37. 014. 2(470.53)

Н. Я. Карпушин,

В. А. Захарова

ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В ЦЕЛЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается опыт формирования перечня приоритетных проектов в системе образования Пермского края в целях создания условий для академической и социальной мобильности населения. Система образования рассматривается как «социальный лифт» целого региона, позволяющий получить экономическую выгоду от концентрации человеческого капитала.

Ключевые слова: образовательная политика, социальная мобильность, академическая мобильность, проекты в сфере образования.

Abstract. The paper presents a number of priority projects in the system of education of Perm Region aiming at academic and social mobility. Education is regarded as a social factor enabling us to obtain economic benefits by the concentration of human resources.

Index terms: educational policy, social mobility, academic mobility, educational projects .

Введение

Быть привлекательным, превратиться в точку притяжения, получить признание как центр активных людей, новых технологий, идей и проектов, новой экономики и нового государства - такое направление стратегического развития определено руководством Пермского края [2, 7].

Чем обоснован такой выбор? Какие решения, касающиеся социального развития, следуют за этим лозунгом? Какова роль системы образования в реализации названного стратегического направления? Мы попытаемся ответить на эти вопросы, рассматривая образовательную политику в соотношении с социальной политикой региона в аспекте миграции населения.

Выбор в пользу свободного передвижения людей

Методологическими основаниями разработки социальной политики Пермского края стали современные подходы к проблемам мобильности капитала и рабочей силы [1, с. 161], а также новые подходы к системе управления регионом в условиях глобальной конкуренции и усиления роли интеллекта как фактора развития экономики [2, с. 7].

Суть отличия старых и новых воззрений в экономической географии заключается в различии выводов, следующих из постулата о том, что «внешний эффект знаний, происходящий из кластеров человеческого капитала, состоит в том, что, в то время как доход от экономии на размерах в сельском хозяйстве постоянен, выигрыш от размеров в производственном секторе и сфере услуг растет» [1, с. 161]. Сторонники классической теории трудовой миграции склонны ограничивать движение рабочей силы, особенно перемещение мигрантов из сел в поселки и крупные города. Напротив, разработчики политики, признающие экономическую выгоду от человеческого капитала, действуют в противоположном направлении, создавая условия для миграции и кластеры, особенно из высококвалифицированных работников.

Современные теории миграции доказывают, что, в противоположность неквалифицированной рабочей силе и низкотехнологичным средствам производства и капиталу, олицетворяющая человеческий капитал высококвалифицированная рабочая сила и уровень образования работников будут приносить более высокий результат там, где все перечисленное выше существует в изобилии. Это объясняет скопление талантливых и одаренных личностей в крупных городах, миграцию предпринимателей в наиболее развитые районы страны, в места, где их способности не окажутся редкостью, но тем не менее будут высоко оценены [1, с. 147]. Следовательно, человеческий капитал способен получить больший доход там, где он присутствует в избытке [1, с. 158].

Исследования в области экономики и экономической географии отражают также и другой аспект, связанный с силой притяжения агломерации1. Мигранты, перемещающиеся в города, в более развитые районы или страны, редко порывают со своими родными местами. Большинство из них поддерживают крепкие и деятельные связи со своим близким окружением, семьями, общинами. И эта связь не ограничивается просто переводом денежных средств. Мигранты шлют информацию и техническую поддержку и, когда среда созревает, нередко приносят туда идеи, знания, возвращают ожидания относительно правильного руководства и управления, а также устанавливают контакты с основными рынками. Привнося формы управления, ориентированные на верную по-

1 Агломерация (от лат. аддіотегаге) - присоединять, накоплять.

литику на местах, можно получить те же выгоды в ускорении экономического роста и сближении показателей уровня жизни [1, с. 159].

Какие выводы, применимые к социальной, и в частности к образовательной политике, следуют из сказанного?

«Все свидетельства получения выгод от образования предполагают, что ответственные политики должны быть обеспокоены быстрым истощением числа талантливых и одаренных людей в стране и их перемещением в страны за пределами региона. Однако потенциальные издержки удержания человеческого капитала, происходящие из прямых ограничительных мер, достаточно высоки. Намного более действенные и устойчивые направления политики могут быть предприняты в двух направлениях. Первое состоит в повышении частной, индивидуальной стоимости приобретения человеческого капитала в противовес частной индивидуальной прибыли, получаемой от миграции квалифицированной рабочей силы за границу. Второе предполагает получение компенсационных выплат от диаспоры в процветающих районах мира, поощряя их политическое и экономическое участие в жизни родных стран, упрощая процедуру восстановления гражданства, получения избирательных прав и возможностей возвращения на родину, если они примут такое решение» [1, с. 169].

Авторы процитированного доклада о мировом развитии «Новый взгляд на мировую экономику», оценив вероятные последствия одновременного процесса агломерации экономик и человеческого капитала, сделали вывод о возможности получения выгод для региона от миграции населения и обратились к органам власти с призывом создавать условия для свободного передвижения людей. Рекомендации Всемирного банка по формированию политики миграции [1, с. 169], основанной на использовании преимуществ агломерации, приведены в таблице.

Рекомендации Всемирного банка по формированию политики миграции

Разновидность миграции Миграция неквалифицированной рабочей силы Миграция квалифицированной рабочей силы

1 2 3

Внутренняя миграция Нейтральная или препятствующая политика, если маловероятна агломерация экономики. Политика должна поощрять миграцию по экономическим причинам и препятствовать миграции, осуществляющейся в поисках лучшего Значительная поддержка, особенно в целях получения выгод от агломерации там, где они возможны. Инвестирование в услуги в периферийных районах с целью создания мобильного человеческого капитала. Расши-

Окончание таблицы

1 2 3

социального обслуживания. Отменить явные и скрытые ограничения, так же как устанавливаемые на местах пособия на обслуживание рение возможностей получения информации о состоянии рынка труда, с тем чтобы мигранты приезжали более информированными о возможностях трудоустройства

Заграничная миграция в соседние страны региона Поддержка, особенно в отношении возможности роста благосостояния и диверсификации, получаемых в результате переводов мигрантов Поддержка, если имеет место интеграция рынков соседних по региону стран и возможно получение выгоды от агломерации, которые могут оказать внешний эффект на посылающие страны

Трансграничная миграция за пределы региона Поддержка, особенно в отношении возможности роста благосостояния в результате переводов мигрантов Нейтральная политика, поскольку существует возможность неизбежной агломерации от ускорения процесса «утечки мозгов», но также вероятность выгоды от применения знаний возвращающихся мигрантов и устойчивые стимулы для человеческого капитала от перспективы миграции

Итак, одним из методологических оснований разработки стратегии социально-экономического развития Пермского края служит следующий тезис: необходимо содействовать повышению мобильности рабочей силы, создавая конкурентные преимущества за счет концентрации человеческого капитала.

Школа как механизм стимулирования социальной мобильности

Далее конкретизируем приведенный тезис применительно к социальной политике региона. Методологическим основанием в данном случае может выступить теория социальной мобильности Питирима Сорокина [3]. Ключевым понятием в данной теории выступает социальная мобильность - переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Выделяется два основных типа социальной мобильности: горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (от-

ношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой).

Механизмами вертикальной мобильности в социологии называются некие «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути» между социальными слоями, по которым индивидам позволительно перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, создающие возможности для перехода индивида в другие, более высокие социальные слои. Важнейшие из этих институтов - армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Понятие «социального лифта» отражает одно из условий социальной стабильности и благополучия общества. Если в обществе существуют социальные лифты, то каждый из его членов уверен, что при определенных условиях он может добиться лучшего, и общество становится открытым, социальное самочувствие - позитивным.

Исходя из того, что образовательное учреждение традиционно являлось «социальным лифтом», дающим человеку шанс добиться большего социального статуса за счет приложенным им усилий, мы предположили, что в новых экономических условиях можно применить тезис «школа как социальный лифт» к системе образования региона в целом. Следовательно, система образования может рассматриваться в качестве «социального лифта» для региона России, обеспечивая экономический рост за счет концентрации человеческого капитала. В этой связи можно говорить о соответствующем принципе формирования образовательной политики.

Проекты в сфере образования как средство стимулирования академической, трудовой и социальной мобильности населения

Заявленные методологические подходы позволили выделить в качестве целей социальной политики стабилизацию численности населения и «повышение качества населения». Управление развитием образования Пермского края осуществляется через систему проектов, ориентированных на достижение этих целей.

В настоящее время реализуются проекты в сфере образовании, направленные на стабилизацию численности населения.

Приняты во внимание следующие рекомендации по формированию миграционной политики:

• поощрять миграцию по экономическим причинам и препятствовать миграции, осуществляющейся в поисках лучшего социального обслуживания;

• отменить явные и скрытые ограничения;

• инвестировать в услуги в периферийных районах, чтобы способствовать созданию мобильного человеческого капитала;

• расширять возможности получения информации о состоянии рынка труда, с тем чтобы мигранты приезжали лучше информированными о возможностях трудоустройства.

На основе данных рекомендаций сделаны выводы в отношении образовательной политики: от традиционного постулата «жива школа - живет село» переходим к инвестициям в услуги в периферийных районах, чтобы способствовать созданию мобильного человеческого капитала.

Принято решение о реализации нижеперечисленных проектов.

Проект «Развитие сети образовательных учреждений» направлен на повышение эффективности использования действующей образовательной сети, обеспечение доступности образовательных услуг и создание образовательной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям. В рамках направлений проекта

• создаются современные школы с квартирами для семьи учителя в непосредственной близости от места проживания учащихся младших классов («Учительский дом»). Школы оснащаются в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта для того, чтобы уже в младших классах образовательная среда помогала ребенку освоиться в мире современных технологий;

• основные общеобразовательные школы становятся филиалами крупных средних школ, обеспечивая единство требований и технологий преподавания;

• в восьми районных центрах созданы школы для старшеклассников - «Новые образовательные центры» (НОЦ), в которые принимаются выпускники 9-х классов без ограничений. Обучение в НОЦах строится на основе индивидуальных образовательных траекторий, организовано профильное обучение, производственные и социальные практики. Ученики НОЦ получают качественное образование, и в результате получают самые высокие в районе средние баллы Единого государственного экзамена.

Новый проект «Качественное образование детям сельских территорий» создает стимулы для обучения выпускников 9-х классов из отдаленных поселений с депрессивной экономикой в школах крупных районных центров, НОЦах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, обеспеченных кадрами и реализующих современные образовательные технологии.

Проект «Формирование и размещение государственного заказа (задания) на подготовку квалифицированных: кадров в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, с учетом заявок работодателей» расширяет информированность учащихся о востребованных профессиях и специально-

стях. В ходе проекта была разработана модель внедрения государственного заказа (задания), сформированного на основе анализа потребности работодателей в квалифицированных кадрах. Проект позволил осуществить подготовку кадров по целевому принципу и сократить количество нетрудоустроенных и трудоустроенных не по специальности выпускников учреждений профессионального образования.

Проект «Формирование телекоммуникационной образовательной сети Пермского края» предполагает внедрение современных коммуникационных технологий в систему образования и в семью, предоставление жителям отдаленных поселений возможности пользоваться услугами современной инфраструктуры.

Снятию ограничений в доступе к современным услугам в периферийных районах и расширению мобильности населения способствует также проект по дистанционному обучению детей-инвалидов, охватывающий с 2010 г. не только образовательные учреждения краевого центра, но и учащихся отдаленных муниципальных районов.

Проект «Мамин выбор» позволил апробировать уникальный для России механизм поддержки семей с детьми. Благодаря ежемесячным выплатам семьям с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающим муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в 25 «пилотных» территориях края снизилась социальная напряженность, связанная с отсутствием мест в детских садах. Дифференцированный размер выплат в различных муниципальных образованиях позволил в одних случаях препятствовать миграции в поисках лучшего социального обслуживания, в других - создать стимулы для передвижения населения в так называемые «точки роста».

Система образования как инструмент концентрации человеческого капитала

Приняты во внимание рекомендации по поддержке мигрантов в следующих случаях:

• если имеет место интеграция рынков соседних по региону стран и возможно получение выгоды от агломерации, что может оказать внешний эффект на посылающие страны;

• возможна выгода от применения знаний возвращающихся мигрантов, а также устойчивые стимулы для человеческого капитала от перспективы миграции.

На их основе сделаны выводы в отношении образовательной политики: при использовании вложения бюджета Пермского края оказывается содействуем созданию сильных образовательных учреждений междуна-

родного уровня и стимулируем академическую мобильность студентов и преподавателей.

Принято решение о реализации новых проектов в сфере образования.

С целью привлечения лучших представителей бизнес-сообщества в регион, обеспечения трудовой и академической мобильности населения, интеграции в мировую систему образования, мировую экономику и рынок труда с 2007 г. запущен проект «Создание системы международного бакалавриата». В результате реализации проекта школы № 7 и № 9, а также Лицей № 10 г. Перми оснащены и работают в соответствии в соответствии с международными стандартами.

Обеспечить условия для концентрации человеческого капитала призван новый проект «Создание университета мирового уровня», реализующий следующие меры:

• ежемесячные выплаты докторам наук, работающим в вузах Пермского края, в сумме до 30 тысяч рублей, и докторам наук, вышедшим на пенсию из вузов края, в сумме до 15 тысяч рублей;

• увеличение числа студентов 1-х курсов пермских вузов с высоким баллом ЕГЭ за счет выплаты региональной стипендии данной категории обучающихся;

• обучение студентов по магистерским программам на базе пермских вузов и зарубежных университетов по принципу «двойного диплома»;

• предоставление грантов на обучение в лучших вузах Шанхайского рейтинга выпускникам пермских школ, самостоятельно поступившим в один из вузов;

• создание университетского городка с инфраструктурой международного уровня.

Реализация первого направления позволила в 2009 г. привлечь 37 докторов наук для работы в пермских вузах и в два раза увеличить число защит кандидатских и докторских диссертаций.

Новая идеология системы образования

«Социальный лифт» - условное наименование совокупности факторов, оказывающих определяющее влияние на вертикальную социальную мобильность. Это механизм, позволяющий каждому гражданину добиться успеха в жизни, реализовать индивидуальный потенциал, повысить свой социальный статус.

Переход в новый социальный слой предполагает принятие системы ценностей этого социального слоя. Если мы хотим приобрести конкурентные преимущества в экономике знаний, то должны создавать среду для

концентрации знаний и людей, владеющих знаниями. Следовательно, мы должны создавать среду, в которой признаны соответствующие ценности.

Все указанные проекты направлены на воспитание человека, умеющего и желающего учиться, способного найти свой жизненный путь в глобальной экономике. Мероприятия проектов поощряют лучших студентов и учащихся и дают стимул школьникам и студентам прилагать больше усилий для приобретения знаний и компетенций.

С целью поощрения педагогов в Пермском крае в 2010 г. разрабатывается проект «Стимулирование педагогических работников по результатам обучения на ступенях общего образования», предусматривающий механизм поощрения образовательных учреждений и педагогов, выпускники которых показывают высокие результаты по итогам обучения в начальной, основной и средней школе. Проект создает условия для повышения социального статуса учителя.

Заключение

Попытка осмысления образовательной политики с точки зрения повышения конкурентоспособности региона - один из аспектов рассмотрения явлений в сфере управления системой образования. Авторами статьи использованы методологические подходы, апробированные Правительством Пермского края при осмыслении и описании политики в области социального и экономического развития Пермского края [2]. Названные подходы позволяют выделить новые основания осмысления и оценки социальной политики субъектов Российской Федерации.

Практическую ценность данной работы авторы видят в обозначении образовательной политики как важнейшего фактора, определяющего конкурентные преимущества в современной экономике. Воплощение этой политики позволит Пермскому краю войти в число лидирующих регионов России.

Литература

1. Новый взгляд на экономическую географию: Доклад о мировом развитии. Вашингтон: Изд-во Всемирного Банка, 2009. 846 с.

2. Пермский край - территория конкурентного развития: учеб.-ме-тод. пособие / под науч. ред. Т. В. Букиной, Е. Л. Зуевой. 2-е изд., расш. и перераб. Пермь, 2008. 202 с.

3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.