Научная статья на тему 'Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений (к юбилею Эмилии Агафоновны балалыкиной)'

Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений (к юбилею Эмилии Агафоновны балалыкиной) Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
144
2
Поделиться

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Ахмерова Лилия Ренадовна, Косова Вера Алексеевна, Палеха Екатерина Сергеевна

This paper marks the birth anniversary of Doctor of Philology, Honored Scholar of the Republic of Tatarstan Emiliya Agafonovna Balalykina (b. 1937). Her long research and teaching work is associated mainly with the Kazan University. However, E.A. Balalykina is also a very famous researcher far beyond the borders of Russia. Her studies on language history, modern Russian language, and comparative linguistics are distinguished for an innovative approach to the analyzed linguistic phenomena, as well as by the profundity and importance of the obtained results. Here, an attempt has been made to describe the life of an extraordinary person by offering an insight into the main periods and events of her life, to show the profundity of her research results in Russian (modern and historical) and comparative-historical word formation. At the Balto-Slavic background (with involvement of all Slavic languages and Lithuanian language, which is most valuable for such comparison), the key reasons for affinity of the languages at the level of word formation, which is often inconsistent with their genetic affinity, were identified, thereby suggesting that certain Slavic and Baltic languages can be divided into groups based on the similarity in the development of adjective formation types. The origin of certain adjectival morphemes was revealed, which is not in line with the traditional views on this problem. Furthermore, the idea of Professor V.M. Markov on the necessity to single out a new branch of Russian studies, grammatical lexicology, was further developed. To make this idea a reality, the grammatical contradictions in the modern Russian language and the “dead ends” in nominal declension and word formation associated with them were studied. In conclusion, a list of publications (papers, abstracts, and conference proceedings) of the recent 10 years covering the urgent problems of grammar and lexicology and candidate and doctoral dissertations defended under the guidance of E.A. Balalykina has been provided. The main areas of research of E.A. Balalykina and her followers have been discussed: Russian and comparative-historical word formation, semantic word formation, enantiosemy, grammatical lexicology. E.A. Balalykina has been characterized as a brilliant lecturer and speaker, good organizer, talented and loyal leader, skillful storyteller, wise mentor, and strong human with a kind heart.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений (к юбилею Эмилии Агафоновны балалыкиной)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

2017, Т. 159, кн. 5 С.1061-1078

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

ШИРОТА УМА, СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ И АКТИВНОСТЬ ДУШИ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ ГЕНИЙ (к юбилею Эмилии Агафоновны Балалыкиной)

Л.Р. Ахмерова, В.А. Косова, Е.С. Палеха Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Редко выпадает на долю обычного человека стать современником человека выдающегося. Ещё реже - быть свидетелем его свершений и слушателем его речей. Многим из тех, кто работал над этим выпуском, посчастливилось быть -учениками великого учёного, коллегами талантливого преподавателя, подчинёнными демократичного руководителя, друзьями, почитателями, ценителями...

11 апреля 2017 г. свой юбилей отметила Эмилия Агафоновна Балалыкина, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Многие годы научно-преподавательской деятельности связаны с Казанским университетом, однако имя Эмилии Агафоновны хорошо известно специалистам далеко за пределами России. Её исследования, посвящённые актуальным вопросам словообразования, грамматики и лексикологии, отличает оригинальность подхода к изучаемым языковым явлениям, глубина и значимость полученных результатов.

Из интервью газете «МИФ»

Я пишу статьи и по истории языка, и по современному русскому языку, и по сопоставительному языкознанию. <...> Стараюсь не повторяться, выискивать новые темы, нужные и интересные1.

Эмилия Агафоновна родилась в Ленинграде в 1937 г. Её детство омрачила Великая Отечественная война. Горечь воспоминаний о том времени не утихла

1 См. http://old.kpfu.ru/f10/index.php?id=15&idm=0&num=97.

до сих пор. Годы пребывания в детском доме, лишений и голода она подробно раскрывает Н. Дорошкевич, корреспонденту газеты «Казанский университет», в преддверии 70-летия со дня снятия блокады Ленинграда [1]. «Война обожгла меня в самом раннем детстве и обожгла очень сильно», - так начинает Эмилия Агафоновна своё эссе, опубликованное в книге-сборнике «Живая память: воспоминания детей войны» [2, с. 8]. Четырёхлетней девочкой она с братиком была отправлена в составе группы детей в Ярославскую область. Чудом осталась живой, переболев брюшным тифом...

- Что дали эти годы маленькой Эмилии? - спросите вы.

- Бесспорно, силу характера, энергию жить и творить.

С 1945 г. счастливо воссоединившаяся семья Пунтус живёт в Вильнюсе, литовский язык становится для Эмилии вторым родным. Отец - Пунтус Агафон Фёдорович (в литовском варианте - Агфонсас) - был директором издательства «Советская Литва» ("ТагуЬц Lietuva"), затем заведовал отделом Центрального комитета Коммунистической партии Литвы; мама - Вера Несторовна - работала в отделе статистики при Вильнюсском горисполкоме.

Характер победителя и вдумчивого исследователя давал о себе знать уже в юношеские годы. Время учёбы в гимназии № 6 города Вильнюса стало для Эмилии эпохой достижений в разных сферах. Она была лучшей ученицей, окончила школу с золотой медалью; увлекалась музыкой и училась в музыкальной школе по классу «фортепиано»; три года занималась академической греблей (была загребной в восьмёрке) и получила первый разряд, затем стала чемпионкой Литвы по гребле на лодке-клинкер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как тут ни вспомнить крылатое выражение «Талантливый человек талантлив во всём» (Л. Фейхтвангер) или более позднее «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она - просто красавица!» из «Кавказской пленницы» Л. Гайдая.

В 1955 г. начинаются университетские годы, сначала на филологическом факультете Вильнюсского университета, а с 1957 г. - в Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина. Успехи в учёбе позволили Эмилии Агафоновне стать сталинским стипендиатом. Более того, её выпускная квалификационная работа, связанная с изучением русского языка в сопоставлении с другими (польским, литовским), была высоко оценена на Всесоюзном конкурсе студенческих научных работ. Рецензию на неё написал академик РАН СССР В.В. Виноградов.

Знание нескольких славянских языков, годы, проведённые в Вильнюсе, острый ум и талант - всё это помогло юной Эмилии Пунтус проявить себя и, безусловно, найти дело всей своей жизни.

Окончив в 1960 г. Казанский университет, Э.А. Балалыкина начинает трудовой путь в должности лаборанта кафедры русского языка. Не имея двухлетнего стажа работы, нельзя было идти в аспирантуру. В 1962 г. становится ассистентом той же кафедры. Ей прекрасно удаётся совмещать преподавание с научной деятельностью под руководством профессора В.М. Маркова в рамках заочной аспирантуры. Подтверждение тому - досрочная защита кандидатской диссертации [3].

Фото 1. Э.А. Балалыкина (слева) у макета Казанского университета на первомайской демонстрации, 1958 г.

Фото 2. Э.А. Балалыкина (в белом платье) со студентами русско-татарского отделения историко-филологического факультета Казанского государственного университета, летняя диалектологическая практика

Фото 3. Кафедра русского языка историко-филологического факультета Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 18 ноября 1976 г. Слева направо: в первом ряду - Румия Айнитдиновна Юналеева, Татьяна Михайловна Николаева, Зельфа Мазитовна Альмухамедова, Галина Георгиевна Полищук (коллега из Саратовского государственного университета), Ирина Эдуардовна Еселевич, Клара Фоминична Филиппенко, Владимир Борисович Бородатов; во втором ряду - Ляйсэн Равилевна Абдулхакова, Татьяна Васильевна Савинцева, Нина Дмитриевна Орлова, Неонила Евгеньевна Маркарьян, Мария Фоминична Моисеенко, Эмилия Агафоновна Балалыкина, Альмира Асхатовна Аминова, Нина Александровна Копосова, Динара Шарифовна Шайхайдарова; в третьем ряду - Маргарита Михайловна Петрова, Лариса Семёновна Кусюмова, Камиль Рахимович Галиуллин, Аниса Шарифзяновна Ахметзянова, Галина Павловна Слесарева, Равза Экзамовна Кульшарипова, Лилия Сафьяновна Бурганова

Фото 4. Э.А. Балалыкина на заседании Учёного совета историко-филологического факультета Казанского университета, 1978 г. Рядом (слева) Валерий Николаевич Коновалов (Из фондов Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ, фотоархив Ю.И. Фролова)

Фото 5. Э.А. Балалыкина с польскими студентами на занятии по русскому языку, Казань, июль 1978 г. (Из фондов Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ, фотоархив Ю.И. Фролова)

Фото 6. Э.А. Балалыкина со слушателями краткосрочных курсов русского языка из Венгрии, Казань, 1982 г.

Фото 7. Э.А. Балалыкина выступает перед польской аудиторией на Пушкинском вечере, Варшава, 1987 г. Рядом (справа) профессор Альберт Бартошевич

Фото 8. Э.А. Балалыкина (справа) с коллегами после заседания диссертационного совета Д 212.029.05 в Волгоградском государственном университете, 2003 г. Рядом Софья Петровна Ло-пушанская; во втором ряду (слева направо) - Светлана Сергеевна Ваулина, Татьяна Михайловна Николаева, Елена Михайловна Шептухина, Оксана Анатольевна Горбань

Решением Высшей аттестационной комиссии от 17 декабря 1975 г. (протокол № 66/62) Эмилия Агафоновна утверждена в учёном звании доцента , а в 1982 г. она возглавила кафедру русского языка для иностранных учащихся (с 1992 г. -современного русского языка, а позже - современного русского языка и русского языка как иностранного ) и стала бессменным заведующим на четверть века. Руководителем она была замечательным - строгим и мягким, требующим и понимающим, умеющим вдохновить и мотивировать, уважающим творческую свободу.

Творческая энергия и научный потенциал Эмилии Агафоновны были востребованы и высоко оценены не только в Казанском университете. В 19841987 гг. она возглавляла филиал Института русского языка им. А.С. Пушкина в Варшаве, где всецело проявились её высокий профессионализм, организаторские способности, острый ум учёного и житейская мудрость. Для Польши это время непростое ввиду идеологических и социально-политических изменений. Между тем учебное заведение под руководством Э.А. Балалыкиной успешно реализовывало благородную миссию по пропаганде русского языка и литературы, осуществляя взаимодействие вузов и объединений учителей-предметников разных воеводств. Кроме того, активное участие в организации научных конференций, посвящённых проблемам русистики и сопоставительного изучения русского и польского языков, чтение лекций в Варшавском, Вроцлавском, Люблинском, Лодзинском, Торуньском и других университетах стали важным вкладом в развитие отношений двух стран, за который она была награждена Почётной грамотой Союза советских обществ дружбы, Медалью «За вклад в дело просвещения» Министерства образования и воспитания Польши и Золотым знаком Общества польско-советской дружбы в Варшаве. В этот период Эмилия Агафоновна была членом Президиума при После СССР в Польской Народной Республике. Не каждому под силу реализовать и часть того, что удалось сделать ей за эти три года.

В 1985 г. в Ленинградском университете Э.А. Балалыкина защитила докторскую диссертацию [4]. Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 12 октября 1989 г. № 299/п Эмилии Агафоновне присвоено учёное звание профессора4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По приглашению зарубежных коллег она неоднократно читала лекции в Будапеште, Гиссене, Гранаде, Париже, Праге, Фрайбурге и Чикаго, выступала с пленарными докладами на всероссийских и международных конференциях.

Не одно поколение студентов-филологов Казанского университета знают Э.А. Балалыкину как отличного преподавателя и непревзойдённого лектора, помнят занятия по «Введению в языкознание», «Истории русского языка» и «Морфологии современного русского языка», а также по «Методике преподавания русского языка как иностранного». Ею разработаны уникальнейшие «Балто-славянские языковые отношения» (см. [5]), «Принципы этимологического анализа» (см. [6, 7]), «Семантическое взаимодействие на разных языковых уровнях»,

2 В ряде источников ошибочно указаны 1972 или 1974 г. - Ред.

3 Название кафедры поменялось в 2011 г. в связи с объединением вузов, когда Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет стал частью Казанского федерального университета.

4 В ряде источников ошибочно указан 1988 г. - Ред.

«Грамматические противоречия в русском языке» и некоторые другие спецкурсы, которые не читаются больше нигде и никем.

«В университете идеалом преданности русскому языку и литературе всегда являлась мой педагог Эмилия Агафоновна Балалыкина. Именно она стала нашим научным руководителем в гимназии № 93, которую я возглавляю. Благодаря её стараниям появились Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения».

Ирина Александровская, руководитель Русского национально-культурного объединения города Казани5

Талант руководителя, хорошего организатора, проницательность, научная зоркость позволили Э.А. Балалыкиной в 1991 г. возглавить специализированный совет по защитам кандидатских (К 053.29.17), затем, начиная с 29 июня 1999 г., и докторских (Д 212.081.05) диссертаций в Казанском университете (председатель по 2013 г.). В 2000-2004 гг. она являлась членом Правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Многие годы Эмилия Агафоновна была председателем факультетского и университетского (гуманитарное направление) редакционно-издательского совета, также ответственным редактором журнала «Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки», а кроме того, членом президиума научно-методического объединения преподавателей русского языка и литературы при Министерстве образования и науки Республики Татарстан. Она один из авторов Республиканской программы «Русский язык в Татарстане».

Перечислять достижения и успехи нашего дорогого Учителя можно бесконечно. За большой вклад в развитие науки в 1997 г. профессор Э.А. Балалыкина была удостоена звания «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан», в 2004 г. она стала почётным работником высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации и была награждена Международной медалью А.С. Пушкина, а 3 июня 2017 г. ей была вручена государственная награда Республики Татарстан - медаль «За доблестный труд».

На счёту Э.А. Балалыкиной более 220 публикаций6; многие её научные статьи опубликованы в рейтинговых отечественных и зарубежных изданиях по славистике и русистике (наиболее значимые переизданы в сборнике «Мир языка и языки мира» [9]). Кроме того, она является автором монографий, таких как «Словообразовательная структура прилагательных в славянских и балтийских языках» [10], «Русское словообразование» (в соавторстве с Г.А. Николаевым) [11], "Slowotw6rstwo rosyjskie dla polak6w" (в соавторстве с А. Бартошевичем и Г.А. Николаевым) [12], «Современный русский язык. Морфология» (в трёх частях) [13], «Русское адъективное словообразование на балто-славянском фоне» [14], «Метаморфозы русского слова» [15]. Под её руководством защищено

5 См. интервью порталу «Наш дом Татарстан» «В Доме Дружбы объединяются энтузиасты.» (http://rus.addnt.ru/irina-aleksandrovskaya-v-dome-druzhby-o/).

6 Список работ Э.А. Балалыкиной с 1962 по 2007 г. был опубликован в сборнике «Исследования по русскому языку», подготовленном коллегами и учениками к 70-летнему юбилею [8]. См. ниже перечень статей, тезисов и материалов конференций за десять последних лет.

40 кандидатских диссертаций и 4 докторских (список представлен ниже). Многочисленные ученики продолжают дело своего Учителя не только в российских, но и в зарубежных вузах (Германия, Испания, Китай, Куба, Польша, США).

Научные достижения Эмилии Агафоновны весомы и относятся прежде всего к области русского (современного и исторического) и сравнительно-исторического словообразования. В результате многолетних исследований русского адъективного словообразования на балто-славянском фоне (с привлечением всех славянских и наиболее ценного для подобных сопоставлений литовского языка) ею были сделаны выводы о близости родственных языков на словообразовательном уровне, которая часто не соответствует их генетическому родству, но позволяет говорить о новом объединении отдельных славянских и балтийских языков в группы, связанные сходством и близостью в развитии тех или иных словообразовательных типов прилагательных. Сопоставительный подход позволил Э.А. Балалыкиной установить происхождение отдельных адъективных морфем, в ряде случаев коренным образом не соответствующее традиционным представлениям по этому вопросу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К значимым результатам приходит учёный и при исследовании некоторых актуальных проблем современного русского словообразования и морфологии. Так, в ходе изучения словообразовательной энантиосемии установлена её важность в языковой системе и определено место в кругу смежных языковых явлений (словообразовательной синонимии, омонимии и антонимии). Исследования Э.А. Балалыкиной и её учеников в области семантического словообразования позволили всесторонне описать это явление в именной системе и выявить его изоморфизм с семантическим формообразованием. Кроме того, в её трудах получила глубокое развитие идея профессора В.М. Маркова о необходимости выделения нового раздела русистики - грамматической лексикологии, на пути реализации которой исследованы грамматические противоречия в современном русском языке и связанные с ними «тупики» в именном склонении и словообразовании.

Наша Эмилия Агафоновна - человек незаурядных способностей и редких достоинств: блестящий лектор и оратор, непревзойдённый организатор, талантливый руководитель демократического склада, прекрасный рассказчик, мудрый советчик, удивительной силы воли и широты души человек. И просто обаятельная женщина. В 2006 г. она была названа «Женщиной года Казанского государственного университета». Мы бы уточнили - Женщиной Века.

Дорогая Эмилия Агафоновна, наши сердца полны благодарности Вам, наши умы напитаны Вашими идеями, наша память хранит моменты душевных и творческих встреч с Вами. Будьте по-прежнему бодры, полны жизненной и творческой энергией, верны своему оптимистическому настрою! Здоровья Вам и счастья дочерям, внукам, близким! Спасибо Вам за широту ума, силу воображения, активность души. Спасибо за умение дарить себя. Для нас Вы - легенда. Ваша творческая миссия служения науке и людям живёт в нас.

Литература

1. Великая Отечественная война глазами ребёнка: Посвящается 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда: [Беседа Н. Дорошкевич с Э.А. Балалыкиной]. - иЯЬ: http://kpfu.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna-glazami-rebenka-71554.html, свободный.

2. Балалыкина ЭА. Война обожгла меня в самом раннем детстве // Живая память: воспоминания детей войны: в 2 ч. / Сост. В.Ф. Телишев. - Казань: Казан. фед. ун-т, 2013. - Ч. 1. - С. 8-10.

3. Балалыкина ЭА. Именные образования с суффиксом *-т- в славянских и балтийских языках: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1966. - 28 с.

4. Балалыкина ЭА. Словообразовательная структура прилагательных с индоевропейскими формантами *-по, *-/о, *-1о, *-то, в истории русского языка (в сопоставлении с родственными языками): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Л., 1985. - 40 с.

5. Балалыкина ЭА. Балто-славянские языковые отношения. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1973. - 144 с.

6. Балалыкина ЭА. Основные принципы этимологического анализа. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - 58 с.

7. Балалыкина ЭА. Приключения слов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. - 167 с.

8. Список работ Э.А. Балалыкиной // Исследования по русскому языку: Сб. ст. к 70-летию проф. Э.А. Балалыкиной. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2007. - С. 264-277.

9. Балалыкина ЭА. Мир языка и языки мира: Избр. тр. по рус. яз. и балт.-славян. отношениям. - Казань: Яз, 2012. - 319 с.

10. Балалыкина ЭА. Словообразовательная структура прилагательных в славянских и балтийских языках: (именные образования с и.-е. формантами -*по-, -*to-, -*то-, -*/о-). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - 144 с.

11. Балалыкина ЭА., Николаев Г.А. Русское словообразование. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985. - 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ва1а1уМпа Е., Bartoszewicz А., О. Slowotw6rstwo rosyjskie dla polak6w. -Warszawa: Panst wydaw. паик., 1990. - 191 s.

13. Балалыкина ЭА. Современный русский язык. Морфология: в 3 ч. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - Ч. 1: Имена. Наречия. Категория состояния. - 172 с.; 2006. -Ч. 2: Глагол. Служебные части речи. Междометия. Модальные слова. - 179 с.; 2010. - Ч. 3: Сборник задач и упражнений. - 179 с.

14. Балалыкина ЭА. Русское адъективное словообразование на балто-славянском фоне. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 270 с.

15. Балалыкина Э.А. Метаморфозы русского слова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 260 с.

Статьи, тезисы и материалы конференций (2006-2016)

• Носовые гласные в исторической ретроспективе // И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания: III Международные Бодуэновские чтения: Труды и материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 23-25 мая 2006 г.): в 2 т. - Казань: Казан. ун-т, 2006. - Т. 1. - С. 146-148.

• Русско-польская межъязыковая паронимия с корневым *god // Язык. Культура. Коммуникация: Материалы Междунар. науч. конф. (Волгоград, 18-20 апр. 2006 г.): в 3 ч. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. - Ч. 1. - С. 435-440.

• К вопросу о грамматической лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплине // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2006. - Т. 148, кн. 2. - С. 68-76.

• Проблема языковых союзов в свете трудов Бодуэна де Куртенэ // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2006. - Т. 148, кн. 3. - С. 42-46.

• К вопросу о критериях выделения русско-польской межъязыковой паронимии // Сопоставительное изучение разнотипных языков: научный и методический аспекты: Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24-26 окт. 2006 г.): в 2 т. - Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2006 - Т. 1. - С. 17-20.

• Семантическое глагольное формообразование в пределах категории времени в современном русском языке // Русская и сопоставительная филология. - Казань: Казан. ун-т, 2006. - С. 46-51.

• Институт русского языка им. А.С. Пушкина в Варшаве // Мировое политическое и культурное пространство: история и современность: Материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 2325 мая 2006 г.). - Казань: Казан. ун-т, 2007. - С. 113-118.

• Грамматические противоречия в современном русском языке // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Междунар. конгресс исследователей рус. яз. (Москва, 2023 марта 2007 г.): Труды и материалы. - М.: Моск. гос. ун-т, 2007. - С. 175-176.

• Метаморфозы языкового сознания и их отражение в русском языке в начале XXI века // В.А. Богородицкий: научное наследие и современное языковедение: Труды и материалы науч. конф. (Казань, 4-7 мая 2007 г.): в 2 т. - Казань: Казан. ун-т, 2007. - Т. 2. - С. 177-179.

• Поговорим о русском языке // Татарстан. - 2007. - № 6. - С. 42-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• К вопросу о семантических особенностях наименований позитивных и негативных чувств и эмоций человека // Вестн. Чуваш. ун-та. Гуманит. науки. - 2007. - № 1. - С. 131-135. Соавт. А.Ю. Бабкина.

• К вопросу о критериях выделения внутриязыковой и межъязыковой паронимии // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса МАПРЯЛ (Варна, Болгария, 17-23 сент. 2007 г.): в 7 т. - София: Heron Press, 2007. - Т. 5. - С. 21-24.

• Русское адъективное словообразование на балто-славянском фоне (на материале прилагательных с суффиксом -ist-) // Вопросы русистики. - Poznan, 2007. - C. 23-33.

• Межъязыковая синонимия однокоренных прилагательных в родственных языках // Теория перевода. Типология языков. Межкультурная коммуникация: Материалы III Междунар. науч. конф. (28-29 апр. 2006 г.): в 2 т. - М.; Казань: Изд-во МГУ, 2007. - Т. 1. - С. 10-18.

• Адъективное словообразование с суффиксами *-mo,*-mjo в славянских и балтийских языках // Грани русистики: Филол. этюды: Сб. ст., посвящ. 70-летию проф. В.В. Колесова. - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - С. 419-427.

• Семантические преобразования временных лексем в языке современной поэзии // Русская и сопоставительная филология. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - С. 31-37. Соавт. Е.Г. Малышева.

• Концепт «человек» в поэзии И. Бродского // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. -2007. - Т. 149, кн. 2. - С. 228-237. Соавт. Д.С. Егоров.

• Семантические законы и история слов // Языковая семантика и образ мира: Материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 20-22 мая 2008 г.): в 2 ч. - Казань: Казан. ун-т, 2008. -Ч. 2. - С. 214-218.

• К вопросу о происхождении порядковых числительных в грамматической системе русского языка // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - Т. 150, кн. 2. - С. 143-152.

• К вопросу о месте порядковых слов в грамматической системе русского языка // Русский язык: история и современность: Сб. ст., посвящ. юбилею проф. Т.М. Николаевой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. - С. 34-43.

• К истории изучения статуса порядковых числительных в грамматической системе русского языка // Русская и сопоставительная филология. - Казань: Казан. ун-т, 2008. - С. 21-27.

• Числительные как особая часть речи в современном русском языке // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 3. - С. 205-214.

• Грамматические «тупики» в современном именном формообразовании // Русистика: прошлое и настоящее национального языка: Сб. ст., посвящ. 70-летию проф. Б.И. Осипова. -Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. - С. 174-183.

• Соматическая лексика в русских и польских фразеологизмах // IV Международные Бодуэнов-ские чтения (Казань, 25-28 сент. 2009 г.): Труды и материалы: в 2 т. - Казань: Казан. ун-т,

2009. - Т. 1. - С. 202-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Окказиональное словообразование в поэзии В. Высоцкого и А. Вознесенского // IV Международные Бодуэновские чтения (Казань, 25-28 сент. 2009 г.): Труды и материалы: в 2 т. -Казань: Казан. ун-т, 2009. - Т. 2. - С. 8-10. Соавт. Т.И. Галеев.

• К вопросу о значении литовского языка для исследований в области истории русского языка // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 6. - С. 50-59.

• Существительные на -ьница в истории русского языка // Русская и сопоставительная филология. - Казань: Казан. ун-т, 2009. - С. 30-36.

• Дефектность глагольной парадигмы как результат лексико-грамматического взаимодействия в языке // Русский язык: исторические судьбы и современность. IV Междунар. конгресс исследователей рус. яз. (Москва, 20-23 марта 2010 г.). - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 10-12.

• Классификация частей речи в русском языке // Современные проблемы русистики и лингво-методики: Материалы Республ. науч.-практ. конф. - Казань: ТГГПУ, 2010. - С. 41-52.

• О некоторых проблемах языковых союзов // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы Междунар. научн. конф. (Казань, 29 сент. - 1 окт. 2010 г.). - Казань: Казан. ун-т,

2010. - С. 383-385.

• Лексико-грамматическая омонимия в современном русском языке // Проблемы взаимодействия языка и мышления: Всерос. науч. школа для молодёжи. - М.: Интеллект-Центр, 2010. -С. 5-15.

• Обоснование семантического словообразования в трудах В.М. Маркова // Теоретическое наследие казанской научной, философской, богословской мысли в контексте мировоззренческого диалога: Сб. ст. Всерос. науч. семинаров (12-13 нояб. 2009 г.). - Казань: Изд-во КГАСУ, 2010. - С. 144-149.

• Семантические особенности воплощения времени в поэзии И. Бродского // Русская и сопоставительная филология. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. - С. 13-18. Соавт. Е.Г. Малышева.

• Языковая личность политика в исторической ретроспективе // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: Материалы Междунар. конф. (Киров, 5-7 окт. 2011 г.). -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011 - С. 40-45. Соавт. Л.Ф. Стрижова.

• Прогнозирование ошибок при обучении лексике на занятиях по русскому языку как иностранному в славяноговорящей аудитории // Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 10-11 нояб. 2011 г.). - Казань: Казан. ун-т, 2011. - С. 22-27.

• Семантические противоречия между производящей и производной основами // Слово в языке и тексте: Сб. ст. к 85-летию со дня рождения С.П. Лопушанской. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2011. - С. 5-16.

• Семантические противоречия между производящей и производной основой в словообразовании прилагательных с суффиксом -н- // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. -

2011. - Т. 153, кн. 6. - С. 103-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Зима в поэтическом языке И. Бродского // Русская словесность как основа возрождения русской школы: (посвящ. 65-летию проф. Г.В. Звёздовой): Сб. ст. по материалам III Междунар. заоч. науч.-практ. конф.: в 2 т. - Липецк: ЛГПУ, 2012. - Т. 1. - С. 97-105. Соавт. Е.Г. Штыр-лина (Малышева).

• Роль языковых словообразовательных моделей в определении степени близости славянских и балтийских языков // Филология и культура. - 2012. - № 2. - С. 19-22.

• Словоизменение существительных в аспекте грамматической лексикологии // Русский язык: функционирование и развитие (к 85-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки Российской Федерации проф. В.М. Маркова): Материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 18-21 апр. 2012 г): в 2 т. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - С. 269-278.

• Грамматическая семантика и образ мира // Языковая семантика и образ мира. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 219-228.

• Представление о красоте в русском языковом сознании // Языковая семантика и образ мира. -Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 271-283.

• Энантиосемия как стилистический приём в пушкинском тексте // Русская историческая лексикология и лексикография XVIII - XIX вв. (к 100-летию со дня рождения д-ра филол. наук Ю.С. Сорокина): Тез. Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 28-30 марта 2013 г.). -СПб.: Нестор-История, 2013. - С. 5-6.

• Энантиосемия как стилистический приём в пушкинском тексте // Acta Lingüistica Petropolitana. Тр. Ин-та лингв. исследований РАН. - 2013. - Т. 9, № 2. - С. 223-233.

• [Рец. на кн. Е.П. Иванян, Х. Кудлинской, И.Н. Никитиной «Деликатная тема на разных языках»] // Acta Universitatis Lodziensis. Folia lingvistika rossica. - 2013. - N 9. - S. 149-155. Соавт. В.А. Косова.

• Семантические законы и глагольная лексика // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. -

2013. - № 3. - С. 13-18.

• Внутренняя форма слова и наименования животных в русском языке // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т. 155, кн. 5. - С. 196-205.

• [Рец. на кн. Колесов В.В. Основания науки] // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. -

2014. - Т. 156, кн. 5. - С. 313-318.

• Конфиксальные образования с начальным без- в русском, польском и литовском языках // Филология и культура. - 2015. - № 3. - С. 22-26.

• Языковой союз - языковая семья в лингвистической интерпретации // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. - Т. 158, кн. 5. - С. 1225-1233.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список защищённых под руководством Э.А. Балалыкиной диссертаций

на соискание учёной степени кандидата наук1

• Трошкина (,Булатова) Т.П. Словообразовательная синонимия отадъективных прилагательных в истории русского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 1982. - 19 с.

• Орлова Н.Д. Словообразовательная синонимия отглагольных прилагательных в истории русского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 1984. - 16 с.

• Ракова А.А. Словообразовательная омонимия имён на -ник в истории русского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-н/Д, 1984. - 20 с.

• Пасос Фриас Л.С. Функциональные особенности производных наименований лица в русском литературном языке 1970-х - 1980-х годов: по материалам прессы и художественной литературы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1986. - 18 с.

• Сафин Р.Н. Словообразовательная антонимия в русском языке: на материале прилагательных: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1989. - 14 с.

• Владимирова Л.В. Конфиксальные образования с финальным -ник в истории русского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1991. - 20 с.

• Бочина Т.Г. Лингвистические средства создания антитезы в языке фольклора (деривационный аспект): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1992. - 16 с.

• Бурмистрова А.И. Ограничения в образовании прилагательных на -ский, мотивированных производными названиями лица, в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1992. - 15 с.

• Бузанова Т.В. Реэтимологизация в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1992. - 14 с.

• Ян Кэ Лингвостилистический и лингвострановедческий анализ русских народных волшебных сказок: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1995. - 19 с.

• Косова В.А. Супплетивизм в номинативно-деривационной системе современного русского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1995. - 24 с.

7 В скобках указана фамилия на момент защиты диссертации. - Ред.

• Шарипова А. Языковые особенности разновременных переводов сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1996. - 17 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Агеева Ю.В. Семантическая деривация в русском языке новейшего периода (на материале адъективной лексики): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1996. - 18 с.

• АюповаЕ.И. Грамматическая история слова дитя в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1999. - 17 с.

• Лукоянова (Хачатурова) Ю.К. Функционально-семантические особенности слов с корневым год- в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1999. - 17 с.

• Федотова Т.Н. Лексико-семантическое поле красоты в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1999. - 21 с.

• Хасанова Л.Р. Нерегулярные аффиксы в словообразовательной системе русского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2000. - 17 с.

• Космач А.А. Субстантивы с эмоционально-экспрессивными суффиксами в поэзии Янки Ку-палы и русских переводах: (на материале образований с суффиксом -к- и его производными): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2000. - 23 с.

• Иванова Т.К. Наименования лица в современном русском и немецком словосложении: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2001. - 21 с.

• Маркова Т.В. Языковые особенности разновременных переводов романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2001. -22 с.

• Снигирев Я.В. Роль корневых чередований в современном словообразовании: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2001. - 24 с.

• Замалютдинова Э.Р. Особенности употребления лексем, характеризующих лицо, в переводах произведений Генриха Манна (на материале имён существительных и прилагательных): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2002. - 22 с.

• Петухова М.Е. Функциональные особенности церковной лексики с предметным значением в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2003. - 24 с.

• Ахмерова Л.Р. Функциональные особенности слов с общим значением времени в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2004. - 22 с.

• Сергеева Е.В. Семантические трансформации слов в русских переводах эссе Стефана Цвейга: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2004. - 23 с.

• Юнусов Р.Р. Функциональные особенности имён, характеризующих человека, в разновременных переводах романов Ю.И. Крашевского на русский язык: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2004. - 30 с.

• Потанина А.В. Семантические и словообразовательные особенности межъязыковых субстантивных паронимов в русском и немецком языках: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Казань, 2006. - 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Муллагалиева (Гатауллина) А.Г. Функционально-семантические особенности этимологического гнезда с корневым *Gl- в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2006. - 23 с.

• ПалехаЕ.С. Концепт добро в языке поэзии Серебряного века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2007. - 24 с.

• Фазылова Н.А. Функциональные особенности новой экономической терминологии в публицистическом тексте: на материале печатных СМИ 2002-2007 годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2008. - 23 с.

• Горобец Е.А. Двувидовые глаголы в современном русском языке: проблемы статуса и классификации: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2008. - 26 с.

• Бабкина А.Ю. Семантические особенности наименований чувств и эмоций человека в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2008. - 25 с.

• Варламова М.Ю. Семантическая деривация на базе наименований лица в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2008. - 26 с.

• Анисимова И.Н. Языковые особенности пейзажных описаний переводов новелл Ги де Мопассана на русский язык: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2008. - 17 с.

• Махмутова Л.Р. Основные типы энантиосемии в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2009. - 24 с.

• Панькина Е.С. Функциональные особенности формы родительного падежа множественного числа существительных в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Казань, 2012. - 22 с.

• ЕгоровД.С. Основные типы транспозиции временных форм глагола в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2012. - 22 с.

• Галеев Т.И. Наименования лиц по высшему социальному статусу в русской языковой картине мира XVIII - начала XXI вв.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2013. - 21 с.

• Штырлина Е.Г. Репрезентация художественного концепта «время» в поэтическом языке И. Бродского: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2013. - 22 с.

• Якшимбетова Н.Я. Лингвистические особенности судебных речей известных русских юристов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2015. - 18 с.

на соискание учёной степени доктора наук

• Бочина Т.Г. Контраст как лингвокогнитивный принцип русской пословицы: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2003. - 50 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Гилазетдинова Г.Х. Восточные заимствования в языке Московской Руси: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2011. - 48 с.

• Косова В.А. Системная значимость словообразовательных категорий в русском языке: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2014. - 43 с.

• Иванова Т.К. Сложные наименования лица в русском и немецком языках в ономасиологическом освещении: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Уфа, 2015. - 39 с.

Литература о жизни и деятельности Э.А. Балалыкиной

• Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Ин-т Татар. энцикл. АН РТ, 1998. - С. 60.

• Балалыкина Эмилия Агафоновна // Филологический факультет Казанского государственного университета: 17 ноября 2004 года: Преподаватели, сотрудники, аспиранты. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - С. 14-15.

• Бурмистрова Л. Балалыкина (Пунтус) Эмилия Агафоновна // Казанский университет (18042004): Биобиблиогр. слов.: в 3 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - Т. 2. - С. 115.

• Выпускники-филологи Казанского государственного университета: 1945-2004. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - С. 16.

• История Казанского университета / Науч. ред. М.Х. Салахов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. - С. 531, 573.

• Исаков А.П., Исаков Е.П. Летопись Казанского государственного университета: (история в фактах, подтверждённых документами). - Казань; Лондон: МИАН, 2005. - Т. 2: 1946-2004 гг. - С. 246, 331, 369, 396, 427, 444, 458, 461.

• Диссертации по филологическим наукам, защищённые в Казанском государственном университете, 1991-2005. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 27-29, 31, 33, 34, 36, 37, 40-43, 45, 49, 51-53, 57-59, 61, 62, 64, 66.

• Филологический факультет Казанского государственного университета, 1980-2005: библиограф. указ. публикаций. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 6, 10, 11, 19, 22, 45.

• Профессор Эмилия Агафоновна Балалыкина (биографический очерк) // Исследования по русскому языку: Сб. ст. к 70-летию проф. Э.А. Балалыкиной. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2007. - С. 3-5.

• Русская филология в Казанском университете в XXI веке: Диссертации, защищенные в 2001-2007 годах: Биобиблиогр. указатель. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - С. 19-22, 25, 27, 30, 33, 34, 40, 41, 43.

• К юбилею Балалыкиной Эмилии Агафоновны // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2007. - Т. 149, кн. 2. - С. 7-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Балалыкина Э.А. Война обожгла меня в самом раннем детстве // Живая память: воспоминания детей войны: в 2 ч. / Сост. В.Ф. Телишев. - Казань: Казан. федерал. ун-т, 2013. - Ч. 1. -С. 8-10.

• Великая Отечественная война глазами ребёнка: Посвящается 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда [Беседа Н. Дорошкевич с Э.А. Балалыкиной]. - ЦКЪ: http://kpfu.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna-glazami-rebenka-71554.html, свободный.

Поступила в редакцию 21.04.17

Ахмерова Лилия Ренадовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: lavolkins15@mail.ru

Косова Вера Алексеевна, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: vera_kosova@mail.ru

Палеха Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: katerina.paleha@gmail. com

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

2017, vol. 159, no. 5, pp. 1061-1078

Breadth of Mind, Strong Imagination, and Active Soul Make Up a Genius (On the Birth Anniversary of Emiliya Agafonovna Balalykina)

L.R. Akhmerova , V.A. Kosova , E.S. Palekha Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: lavolkins15@mail.ru, vera_kosova@mail.ru, katerina.paleha@gmail.com

Received April 21, 2017 Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This paper marks the birth anniversary of Doctor of Philology, Honored Scholar of the Republic of Tatarstan Emiliya Agafonovna Balalykina (b. 1937). Her long research and teaching work is associated mainly with the Kazan University. However, E.A. Balalykina is also a very famous researcher far beyond the borders of Russia. Her studies on language history, modern Russian language, and comparative linguistics are distinguished for an innovative approach to the analyzed linguistic phenomena, as well as

by the profundity and importance of the obtained results. Here, an attempt has been made to describe the life of an extraordinary person by offering an insight into the main periods and events of her life, to show the profundity of her research results in Russian (modern and historical) and comparative-historical word formation. At the Balto-Slavic background (with involvement of all Slavic languages and Lithuanian language, which is most valuable for such comparison), the key reasons for affinity of the languages at the level of word formation, which is often inconsistent with their genetic affinity, were identified, thereby suggesting that certain Slavic and Baltic languages can be divided into groups based on the similarity in the development of adjective formation types. The origin of certain adjectival morphemes was revealed, which is not in line with the traditional views on this problem. Furthermore, the idea of Professor V.M. Markov on the necessity to single out a new branch of Russian studies, grammatical lexicology, was further developed. To make this idea a reality, the grammatical contradictions in the modern Russian language and the "dead ends" in nominal declension and word formation associated with them were studied. In conclusion, a list of publications (papers, abstracts, and conference proceedings) of the recent 10 years covering the urgent problems of grammar and lexicology and candidate and doctoral dissertations defended under the guidance of E.A. Balalykina has been provided. The main areas of research of E.A. Balalykina and her followers have been discussed: Russian and comparative-historical word formation, semantic word formation, enantiosemy, grammatical lexicology. E.A. Balalykina has been characterized as a brilliant lecturer and speaker, good organizer, talented and loyal leader, skillful storyteller, wise mentor, and strong human with a kind heart.

Keywords: Emiliya Agafonovna Balalykina, Russian scholar, Kazan University, Kazan School of Linguistics, Balto-Slavic language relations, word formation, metamorphoses of Russian word

Figure Captions

Photo 1. E.A. Balalykina (on the left) near a model of the Kazan University during the May 1 demonstration, 1958.

Photo 2. E.A. Balalykina (wearing the white dress) with students of the Russian-Tatar Department of

the History and Philology Faculty of the Kazan State University, summer dialectological practicum. Photo 3. The department of Russian Language of the History and Philology Faculty of the Kazan State University, November 18, 1976. From left to right: in the first row - Rumiya Ainetdinovna Yunaleeva, Tat'yana Mikhailovna Nikolaeva, Zel'fa Mazitovna Al'mukhamedova, Galina Georgievna Polishchuk (a colleague from the Saratov State University), Irina Eduardovna Eselevich, Klara Fominichna Filippenko, Vladimir Borisovich Borodatov; in the second row -Lyaisen Ravilevna Abdulkhakova, Tat'yana Vasil'evna Savintseva, Nina Dmitrievna Orlova, Neonila Evgen'evna Markar'yan, Mariya Fominichna Moiseenko, Emiliya Agafonovna Balalykina, Al'mira Askhatovna Aminova, Nina Aleksandrovna Koposova, Dinara Sharifovna Shaikhaidarova; in the third row - Margarita Mikhailovna Petrova, Larisa Semenovna Kusyumova, Kamil' Rakhimovich Galiullin, Anisa Sharifzyanovna Akhmetzyanova, Galina Pavlovna Slesareva, Ravza Ekzamovna Kul'sharipova, Liliya Safyanovna Burganova.

Photo 4. E.A. Balalykina during the meeting of the Academic Council of the History and Philology Faculty of the Kazan University, 1978. Next to her (on the left) - Valerii Nikolaevich Konovalov (from the collection of the Nikolay Lobachevsky Scientific Library of the Kazan Federal University, Yu.I Frolov's photo archive).

Photo 5. E.A. Balalykina with students from Poland during the Russian language lesson, Kazan, July 1978 (from the collection of the Nikolay Lobachevsky Scientific Library of the Kazan Federal University, Yu.I Frolov's photo archive).

Photo 6. E.A. Balalykina with the audience of the Russian language short-term courses from Hungary, Kazan, 1982.

Photo 7. E. A. Balalykina speaking in front of the Polish audience during the Pushkin's Night, Warsaw,

1987. Next to her (on the right) - Albert Bartoshevich, Professor of the Warsaw University. Photo 8. E.A. Balalykina (on the right) with colleagues at the Volgograd State University, 2003. Next to her - Sofya Petrovna Lopushanskaya, the Chairperson of the Dissertation Council D. 212.029.05; second row (from left to right) - Svetlana Sergeevna Vaulina, Tat'yana Mikhailovna Nikolaeva, Elena Mikhailovna Sheptukhina, Oksana Anatol'evna Gorban'.

References

1. The Great Patriotic War through the Eyes of a Child. Dedicated to the 70th Anniversary of the Day of Leningrad's Liberation: [N. Doroshkevich's Interview with E.A. Balalykina]. Available at: http://kpfu.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna-glazami-rebenka-71554.html. (In Russian)

2. Telishev V.F. Living Memories: Recollections of War Children. Balalykina E.A. Voina obozhgla menya v samom rannem detstve [The War Bunt Me in Early Childhood]. Pt. 1. Kazan, Kazan. Fed. Univ., 2013, pp. 8-10. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belalaykina E.A. Nominal formations with the suffix *-in- in the Slavic and Baltic languages. Extended Abstract of Cand. Philol. Sci., Kazan, 1966. 28 p. (In Russian)

4. Balalykina E.A. The derivational structure of adjectives with the Indo-European formants *-no, *-to, *-lo, *-mo, *-sko in the history of the Russian language (as compared to the related languages). Extended Abstract of Cand. Phlilol. Sci., Leningrad, 1985. 40 p. (In Russian)

5. Balalykina E.A. Balto-Slavic Linguistic Relatioship. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 1973. 144 p. (In Russian)

6. Balalykina E.A. Basic Principles of Etymological Analysis. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 1980. 58 p. (In Russian)

7. Balalykina E.A. The Adventures of Words. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 1993. 167 p. (In Russian)

8. List of E.A. Balalykina's Works. Issledovaniya po russkomy yazyku: Sb. st. k 70-letiyu prof. E.A. Balalykinoi [Studies of Russian Language: Collection of Papers Celebrating the 70th Anniversary of Birth of Prof. E.A. Balalykina]. Kazan, Kazan. Gos. Univ., 2007, pp. 264-277. (In Russian)

9. Balalykina E.A. The World of Language and Languages of the World: Selected Works on the Russian Language and Balto-Slavic Relations. Kazan, Yaz, 2012. 319 p. (In Russian)

10. Balalykina E.A. The Word-Formation Structure of Adjectives in Slavic and Baltic Languages (Nominal Formations with the Indo-European Formants -*no-, -*to-, -*mo-, -*lo-). Kazan, Izd. Kazan. Univ., 1980. 144 p. (In Russian)

11. Balalykina E.A., Nikolaev G.A. Russian Word Formation. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 1985. 184 p. (In Russian)

12. Balalykina E., Bartoszewicz A., Nikolajew G. Slowotworstwo rosyjskie dla polakow. Warszawa, Panst. wydaw. nauk., 1990. 191 s. (In Polish)

13. Balalykina E.A. Modern Russian Language. Morphology. Pt. 1: Nouns. Adverbs. Category of State. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 2006. 172 p. Pt. 2: Verb. Auxiliary Parts of Speech. Exclamations. Modal Words. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 2010. 179 p. Pt. 3: Workbook. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 2010. 179 p. (In Russian)

14. Balalykina E.A. Russian Adjective Word Formation on the Baltic-Slavic Background. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 2007. 270 p. (In Russian)

15. Balalykina E.A. Metamorphoses of Russian Word. Moscow, Flinta, Nauka, 2012. 260 p. (In Russian)

Для цитирования: Ахмерова Л.Р., Косова В.А., Палеха Е.С. Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений (к юбилею Эмилии Агафоновны Балалы-киной) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2017. - Т. 159, кн. 5. - С. 10611078.

For citation: Akhmerova L.R., Kosova V.A., Palekha E.S. Breadth of mind, strong imagination, and active soul make up a genius (on the birth anniversary of Emiliya Agafonovna Balalykina). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 5, pp. 1061-1078. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.