Научная статья на тему 'Ширинкина Любовь Григорьевна (1938-2007)'

Ширинкина Любовь Григорьевна (1938-2007) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ширинкина Любовь Григорьевна (1938-2007)»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011

ПЕРСОНАЛИИ

БИОЛОГИЯ

Вып. 3-4

ШИРИНКИНА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА (1938-2007)

Е. В. Климова

Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук, 107139, г. Москва, Орликов переулок, 3Б; (495)6075398

Стоит ли говорить о том, что объективно рассказать о близком человеке, пожалуй, самом близком - маме - и одновременно описать её как друга, коллегу, педагога, исследователя - задача не из лёгких. Но тем не менее я попробую это сделать.

Итак, моя мать - Любовь Григорьевна, родилась 31 октября 1938 г. в с. Дмитриевское Ильинского района Молотовской области и была третьим ребенком в учительской семье. Ее отец, Григорий Семенович Кетов, был директором Дмитриевской семилетней школы, преподавал математику. В 1941 г. он был призван в Советскую армию и поначалу обучал новобранцев артиллерийскому мастерству в окрестностях Молотова. В 1944 г. добился отправки на фронт и в июле того же года погиб в неравном бою с фашистами в горах Западной Украины. На посту директора школы его сме-

нила моя бабушка, Евдокия Васильевна Кетова, проработавшая в этой должности вплоть до ухода на пенсию.

Так как к моменту ухода отца в армию маме не исполнилось и 3 лет, в её памяти сохранились только отрывочные воспоминания, но даже по ним легко понять, что дочь оказалась очень похожей на отца как внешне, так и некоторыми чертами характера, что сыграло немаловажную роль в её судьбе.

После учебы в 1946-1953 гг. в Дмитриевской семилетке среднее образование пришлось получать в Ильинске - райцентре, находившемся в 10 км от дома. Вместе с подругой снимали угол, ютились вдвоем на одной кровати... В школе особенно нравились математика, химия, биология, немецкий язык. Она увлекалась музыкой, в составе школьного оркестра играла на домре, однажды даже заменила дирижера на одном из концертов, этот эпизод впоследствии описала в заметке «Дирижёрская палочка» (см. список публикаций).

У мамы было большое желание получить высшее образование, но с первого раза поступить в вуз ей не удалось. Евдокии Васильевне надо было поднимать еще двоих младших, поэтому мама решила в родное село не возвращаться, а остаться в Перми и поступить в техническое училище. После его окончания она работает на машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского в цехе сборки мотопил, сначала слесарем-сборщиком, а затем контролером. Активно участвует в набиравшем тогда силу движении бригад коммунистического труда.

В 1958 г. поступает в университет - на заочное отделение биологического факультета. Уже после поступления на факультете открылось вечернее отделение, и желающие (включая и мою маму) перевелись туда. До «финиша» добралась совсем небольшая группа студентов - 7 человек, но свою студенческую дружбу они сохранили на всю жизнь.

На третьем году обучения деканат под угрозой отчисления предъявил к вечерникам требование -работать по специальности. Устроиться учителем биологии в школу № 10 г. Перми помогли внеш-

© Климова Е. В., 2011

ность (унаследованные от отца «строгие» брови) и происхождение. Директор школы пошел на определенный риск, но взял на работу дочь погибшего на фронте педагога и в своём выборе не ошибся: Любовь Григорьевна его ни разу не подвела - успешно справилась с обязанностями как учителя-предметника, так и классного руководителя.

На последнем курсе университета, в сентябре 1963 г., мама выходит замуж за Владимира Михайловича Ширинкина, который в тот период работал журналистом в областной молодежной газете «Молодая гвардия». Познакомились они благодаря тому, что в свое время (когда мама еще работала на заводе) один из приятелей В.М. написал о ней в газете, а после этой публикации она частенько заходила в редакцию по комсомольским делам. Развивались отношения во время полуделовых-полуромантических прогулок по окрестностям города, когда Л.Г. с подругой собирали материал для курсовой работы, а В.М. помогал им делать фотоиллюстрации.

Тема дипломной работы естественным образом оказалась связана с работой в школе и была сформулирована как «Ботанические экскурсии в окрестностях Перми». Научным руководителем диплома был Иван Александрович Селиванов, тогда еще кандидат биологических наук. Работа была признана весьма основательной и получила высокую оценку экзаменационной комиссии.

Переломным в судьбе Любви Григорьевны оказался 1965 г. И.А. Селиванов, в 1963 г. возглавивший воссозданную в педагогическом институте1 кафедру ботаники, предложил хорошо зарекомендовавшей себя ученице принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности ассистента этой кафедры. Конкурс был пройден успешно, а летом этого же года Л.Г. и В.М. стали счастливыми родителями. К сожалению, я так и осталась их единственным ребенком.

Начало работы в пединституте Любовь Григорьевна впоследствии оценивала как один из наиболее сложных, но насыщенных периодов своей жизни. Я росла довольно болезненной, а новая интересная работа в условиях, когда опыта явно не хватало, требовала полной отдачи. Много времени и душевных сил занимала и общественная работа. Так что в раннем детстве я помню маму рядом только в моменты моих острых детских заболеваний. Тогда мама не жалела физических и душевных сил, чтобы побыстрее поставить меня на ноги.

Учебная нагрузка была в основном связана с методикой преподавания биологии. Но кафедра занималась также разработкой утвержденной Научным советом АН СССР по проблемам биогеоце-нологии и охраны природы темы «Изучение кон-сортивных отношений в биогеоценозах». В рамках

1 Ныне - Пермский государственный педагогический университет.

этой темы Л.Г. предложили вести научноисследовательскую работу. В 1971 г. она поступила в заочную целевую аспирантуру при кафедре, но в 1972 г. была переведена на очную форму обучения.

Перед Любовью Григорьевной был поставлен ряд конкретных задач:

• провести фитоценотический анализ производственных посевов пшеницы, изучить их структуру, флористический состав и продуктивность, выделить группы растений разной жизненности;

• изучить особенности микоризообразования у возделываемой культуры и сопутствующих ей сорных растений;

• изучить интенсивность микоризообразования и урожайность у 4 сортов пшеницы на сортоиспытательном участке

• провести серию полевых опытов по выявлению влияния почвенных условий и различных норм высева семян на развитие микоризы, биометрические показатели и урожайность пшеницы

• изучить видовой состав фитопатогенных грибов и насекомых-фитофагов, состоящих в кон-сортивных связях с пшеницей и сорными растениями, оценить их роль в формировании урожая возделываемой культуры.

Для проведения исследований необходимо было создать материальную базу. Наша семья купила дом в деревне неподалеку от с. Нижние Муллы, руководство совхоза выделило небольшой участок, выведенный из земплепользования, и в течение нескольких полевых сезонов на нем были разбиты опытные делянки с 4 видами привозных грунтов, на которых Л.Г. и работавшие под ее руководством студенты пединститута собирали материал. Л.Г. пришлось проявить незаурядные организаторские способности, т.к. для решения встававших перед ней проблем необходимо было договариваться с большим количеством людей, порой весьма далеких от науки. Нужно было провести обследования производственных посевов, вырыть траншеи на экспериментальном участке, найти и завезти необходимые грунты, организовать жилье и питание для студентов (от 2 до 7 чел. за сезон). Однажды нашу базу посетил И.А. Селиванов и остался весьма доволен увиденным.

За время аспирантуры Любовь Григорьевна успела провести основную часть запланированных экспериментальных исследований и частично обработать собранный материал, но научный руководитель был требователен, ставил все новые задачи, настаивал на проведении дополнительных опытов, да и сама Л.Г. стремилась не к быстрой защите любой ценой, а к получению качественных, научно обоснованных выводов. В результате кандидатская диссертация «Микосимбиотрофизм и другие формы консортивных связей в посевах пшеницы в условиях Центрального Предуралья» была защищена лишь в 1981 г. Защита состоялась в Московском государственном университете им.

М.В. Ломоносова, что само по себе было весьма престижно, и прошла на самом высоком уровне. Диссертационная работа Любви Григорьевны была весьма положительно оценена московскими коллегами, которые в частных беседах неоднократно говорили ей, что любая глава ее труда вполне «потянула» бы на самостоятельную диссертацию.

Не будет преувеличением сказать, что вся наша семья морально и физически помогала Л.Г. в работе над диссертацией. В.М., будучи страстным фотографом, вынужден был «изобретать велосипед» в области микрофотосъемки - фотонасадки на микроскоп, изготовленные промышленным способом, были тогда недоступны. Мы в совершенстве овладели искусством заклеивания опечаток в тексте, препаровальными иглами нанося капли клея ПВА (который тогда не продавался в магазинах -В.М. чудом доставал его через знакомых в типографии) на вырезанные буковки...

По теме диссертации Любовь Григорьевна опубликовала около 20 научных работ, преимущественно в «Ученых записках III ПИ», а также в сборниках республиканских и региональных конференций.

Впоследствии тематика научных интересов как И.А. Селиванова, так и Л.Г. Ширинкиной сместилась в сторону экологического образования. По этому направлению она опубликовала 5 работ.

Жизнь вузовского преподавателя, которую вела Л.Г. Ширинкина, была насыщенной и разнообразной. Существенное место в ней занимала полевая практика, которую студенты ПГПИ проходили в Добрянском р-не, на биостанции В.-Кважва. Биостанция создавалась на базе лесозаготовительного поселка. В неблагоустроенных домиках в первые годы не было электричества. Ближайший населенный пункт находился в 6 км, без транспорта до него добраться было практически невозможно. Практика могла длиться до 2 месяцев подряд. Оказалось, что в районе достаточно много клещей, уберечься от их укусов было практически невозможно, а прививка против клещевого энцефалита Л.Г. по медицинским показаниям была противопоказана. Экскурсии часто приходилось вести в холодную погоду, иногда под дождем. Конечно, все это не могло не сказаться на ее здоровье.

Несколько сезонов я тоже провела с мамой в Кважве (первый раз - в детсадовском возрасте), погружаясь вместе с ней в мир живой природы и за компанию с ее студентами изучая основы ботаники. Сами собой запоминались латинские названия, приобретались навыки сбора гербария, определения растений. Будучи ученицей 5 класса, я даже провела и оформила небольшую работу по наблюдению за цветением торичника красного (студенты парами выполняли аналогичные индивидуальные задания). Мамина увлечённость сказалась и на моём выборе профессии.

Еще работая в школе, Любовь Г ригорьевна любую тему старалась подать учащимся так, чтобы в ней была какая-то «изюминка». Этот же опыт она привнесла и в процесс преподавания в вузе. Особенно большой простор для творчества давали обобщающие занятия. В конце полевой практики по ботанике она часто организовывала дегустации травяных чаев, блюд из нетрадиционных для пищевого использования растений, необычного варенья и т.п. Казалось, ее фантазия не имеет границ! Особенно это меня поражало, когда немного подросли мои дочери - внучки Л.Г. Банальный обед для детей она превращала в увлекательную игру «в самолет»: как-нибудь необычно укладывала на бутерброд или на тарелочку самые обыкновенные продукты и подавала их так, как будто бы мы все находимся в салоне самолета. Конечно, девчонки ели с удовольствием даже то, что не очень-то любили.

У Л.Г. была привычка собирать вырезки из популярных изданий, которые могли ей как-то пригодиться в преподавательской деятельности. В частности, ее особенно интересовало пищевое, косметическое и лекарственное использование как дикорастущих, так и культурных растений.

В число постоянных учебных поручений Любви Григорьевны входило курирование практики студентов в т.н. ученических производственных бригадах - летних объединениях учащихся сельских школ, где ребята часть дня помогали своим хозяйствам в выполнении необходимых сельхозработ, а часть дня - организованно отдыхали. Любовь Григорьевна нередко выезжала в различные районы области, в т.ч. и отдаленные, в места расположения бригад, на месте проверяя, как студенты справляются с организацией интересного и полезного времяпрепровождения школьников. Накопленный опыт Л.Г. обобщала в многочисленных методических разработках на эту тему.

Несколько лет подряд Любовь Григорьевна избиралась секретарем партийной организации факультета, со всей ответственностью относясь к порученному делу. На всем протяжении работы в пединституте (и даже выйдя на пенсию) она регулярно публиковалась в многотиражной газете ПГПИ «Учитель», освещая различные аспекты жизни факультета и делясь воспоминаниями о коллегах. Особенно ей удались статьи, посвященные юбилеям И.А. Селиванова и Т.И. Куляпиной.

После защиты диссертации и получения звания и должности доцента Любовь Г ригорьевна берется за разработку новых лекционных курсов, в частности по генетике человека. Здесь ей также пригодились журнально-газетные вырезки и фотоаппарат В.М., с помощью которого было подготовлено огромное количество иллюстративного материала. Эти наработки очень пригодились и мне впоследствии при разработке и проведении аналогичного спецкурса.

Как только по завершении учебы в Пермском государственном университете я уехала в Ленинград - на плечи Любви Григорьевны легла новая забота: начала понемногу угасать ее мама. Практически 3 года Л.Г. пришлось ухаживать за лежачей больной. У Евдокии Васильевны было пятеро детей, но поскольку с 1970 г. она постоянно жила в нашей семье, привлекать к уходу за матерью своих братьев и сестру Л.Г. стала только в последние месяцы, когда положение стало особенно тяжелым.

К сожалению, последние 17 лет жизни Любви Григорьевне пришлось провести в ежедневной борьбе с тяжелым системным заболеванием - ревматоидным артритом. Чтобы сохранить хоть какую-то подвижность, она вынуждена была ежедневно принимать гормональные препараты, которые постепенно поражали все системы органов. Возможно, без гормонов она прожила бы дольше, но - в неподвижности. Это было абсолютно несовместимо с ее натурой, поэтому она сделала свой осознанный выбор. Л.Г. постаралась узнать о своем заболевании как можно больше и научиться жить с этой болезнью. Своими знаниями она щедро делилась с товарищами по несчастью. Несколько раз в год ложась в больницу, она каждый раз выходила оттуда, приобретя как минимум 2-3 новых добрых знакомых, которых потом продолжала поддерживать, чем могла. Люди к ней очень тянулись.

Из-за проблем со здоровьем Л.Г. вынуждена была прекратить работать, как только достигла пенсионного возраста. Она продолжала общаться с коллегами, следить за их научными достижениями, при необходимости консультировала их по телефону или лично, пригласив в гости. Но вести активную преподавательскую деятельность она была уже не в состоянии. Как раз в этот период у меня появились дети, и она с большим удовольствием погрузилась в роль бабушки. В 1993-1994 гг., в т.ч. благодаря поддержке мамы, сидевшей с моим ребенком, мне посчастливилось поработать на родной кафедре ассистентом, заменяя ушедшую в декрет коллегу.

Любовь Григорьевна обладала невероятным талантом общения и организаторскими способностями. Может быть потому, что ей выпало родиться средним ребенком в семье, она умела найти подход и к старшим, и к младшим. Несмотря на природную интеллигентность, она легко находила общий язык и с представителями совершенно далеких от нее социальных слоев. Друзей, с которыми она начала общаться в школе, на заводе, в вузе Л.Г. сохранила на всю жизнь, несмотря на то, что контакты эти порою прерывались по объективным причинам. Несколько выпускниц III ПИ, бывших дипломниц Л.Г., продолжали поддерживать с ней связь и много лет спустя после окончания института. Вообще Любовь Григорьевна всегда тщательно готовилась к приему гостей и в первую

очередь продумывала культурную программу, а уже во вторую - меню (хотя и ему уделялось должное внимание).

В январе 2002 г. В.М. отмечал в Доме журналистов свое 70-летие, пригласил около 20 человек. Любовь Григорьевна вместе с ним принимала гостей, с присущим ей обаянием общаясь со старинными друзьями. Совершенно не верилось, что она тяжело больна и не в состоянии нормально передвигаться без таблеток, мазей и силы воли...

В конце 2006 г. Любовь Григорьевна попала в больницу с инфарктом. В стационаре ее продержали совсем недолго, выписали домой под наблюдение участкового терапевта. Казалось, что организм понемногу восстанавливается: она смогла подняться, чуть-чуть пройти по квартире. Но вскоре она узнала, что умер один из ее коллег по пединституту, и решила позвонить в институт -добиться, чтобы семье покойного оказали действенную помощь. От волнения сосуды не выдержали, случился инсульт. Через 3 месяца, 3 марта 2007 г., ее не стало. Судьба отмерила ей лишь 68 лет жизни. В жизни этой было немало трудностей, но благодаря силе характера, жизнелюбию, оптимизму, уникальной коммуникабельности Любовь Григорьевна смогла их преодолеть и оставила огромный след в душах всех, кто с ней так или иначе соприкасался. Она не сделала революционных открытий в биологии или педагогике, но всё, за что она бралась, делала с полной самоотдачей и с заботой о людях.

В самом начале совместной жизни знакомый художник подарил моим будущим родителям экслибрис, где символом Владимира Михайловича было перо, а символом Любви Григорьевны - березка. Похожая березка сейчас выгравирована на памятнике, стоящем над ее могилой на Северном кладбище.

Выражаю глубокую благодарность всем, кто нашел возможность поделиться с нашей семьей воспоминаниями о Любви Григорьевне, особенно ее подругам и коллегам: Е.М. Шкараба, В.А. Ершовой, В.Ф. Шавкуновой, В.А. Банниковой

Список наиболее значимых публикаций Л. Г. Ширинкиной

(в хронологическом порядке)

Научные труды

1974

Опыт фитоценотического изучения засоренности посевов пшеницы // Учен. зап. Перм. гос. пед. ин-та. Т. 124. С. 45-59.

Шведская муха как один из консортов пшеницы (в соавт. с В.П. Коробовой) // Учен. зап. Перм. гос. пед. ин-та. Т. 133. С. 69-81.

1975

Роль биоэкологических факторов в формировании консорций и структуры урожая пшеницы в условиях Прикамья. Ч. 1. Группы растений разной жизненности в посевах пшеницы и их роль в формировании урожая // Учен. зап. Перм. гос. пед. ин-та. Т. 141. С. 33-46.

Интенсивность микоризной инфекции у здоровых и пораженных пыльной головней растений пшеницы // Учен. зап. Перм. гос. пед. ин-та. Т. 142. С. 143-149.

1976

Интенсивность микоризной инфекции у здоровых и пораженных пыльной головней растений пшеницы // Учен. зап. Пермск. гос. пед. ин-та. Т. 150. С. 196-200.

1977

Микосимбиотические связи в посевах пшеницы // Изучение грибов в биогеоценозах: тез. докл. Всесоюз. симпозиума. Л.: Наука. С. 123-124.

Интенсивность развития микоризной инфекции в зависимости от некоторых биоэкологических факторов // Микориза и другие формы консор-тивных отношений в природе: респуб. сб. науч. трудов. Пермь. С. 60-66.

1978

Микориза пшеницы на разных агрофонах // Микориза и другие формы консортивных отношений в природе: респуб. сб. науч. трудов. Пермь. С. 42-51.

1979

Микориза сорных растений в посевах пшеницы // Микориза растений: респуб. сб. науч. тр. Пермь. С. 44-52.

Экспериментальное изучение консортивных отношений в агрофитоценозах (в соавт. с И.А. Селивановым) // Экспериментальная биогеоце-нология и агроценология: тез. докл. Всесоюз. совещ.. М.: Наука. С. 21-23.

1980

Пыльная головня как один из консортов пшеницы в условиях Центрального Предуралья // Микориза и другие формы консортивных связей в природе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь. С. 63-67.

Характеристика микосимбиотрофизма и других форм консортивных отношений в структуре агроценозов пшеницы в условиях Центрального Предуралья // Микориза и другие формы кон-сортивных связей в природе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь. С. 68-77.

1981

Микосимбиотрофизм и другие формы консортив-ных связей в посевах пшеницы: автореф. дис. . канд. биол. наук. М., 16 с.

Консортивные отношения пшеницы с микромице-тами в условиях Центрального Предуралья // Микориза и другие формы консортивных отношений в природе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь. С. 77-82.

Ржавчинные грибы как консорты пшеницы в условиях Центрального Предуралья // Микориза и другие формы консортивных отношений в природе: межвуз. сб. науч. трудов. Пермь. С. 99-106.

Консортивные отношения в посевах хлебных злаков в условиях Центрального Предуралья и перспективы их изучения // Перспективы развития исследований по естественным наукам на Западном Урале в свете решений XXVI съезда КПСС: тез. докл. науч.-техн. конф. Пермь. С. 17-18.

1983

Консортивные отношения в посевах пшеницы // Отражение достижений ботанической науки в учебном процессе естественных факультетов педагогических институтов: тез. докл. Всесоюз. совещ. Пермь. С. 132-134.

Консортивные связи пшеницы с насекомыми в условиях Центрального Предуралья // Микориза и другие формы консортивных связей в природе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь. С. 55-60.

1984

Микосимбиотические и микопаразитические связи в посевах пшеницы в условиях Центрального Предуралья // Ботан. исследования на Урале. Свердловск. С. 74-76.

Всесоюзное координационное совещание «Роль микоризы в фосфорном питании растений» (в соавт. с И.А. Селивановым) / Микология и фитопатология. Т. 18, № 2. С. 167.

1985

К вопросу о динамике микоризообразования у яровой пшеницы // Микориза и другие формы консортивных связей в природе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь. С. 54-58.

Значение полевой практики по методике ботаники в подготовке студентов к экологическому воспитанию учащихся в общеобразовательной школе // Проблемы экологической педагогики: тез. семинара-совещ. вузов Перми. Пермь.

1986

Интенсивность микоризообразования яровой пшеницы в зависимости от некоторых биоэкологи-ческих факторов // Бюл. ВНИИ с.-х. микробиологии. № 44. С. 33-35.

Агроценотический анализ сорняков в посевах пшеницы // Ботан. исследования на Урале. Свердловск. С. 115.

1988

Содержание экологического образования и воспитания при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии (в соавт. с В.А. Ершовой) // Содержание и формы экологического образования и воспитания учащейся молодежи: материалы науч.-метод. семинара-совещ. учителей биологии и химии, преподавателей вузов и СПТУ г. Перми и области. Пермь. С. 64-68.

1989

Ржавчинные грибы как консорты озимой ржи в Центральном Предуралье (в соавт. с В.П. Коробовой) // Микориза и другие формы консор-тивных связей в природе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь. С. 81-85.

Использование ролевых игр как одной из форм активизации учебной деятельности студентов при подготовке их к воспитательной работе в ЛТО // Совершенствование методической подготовки учителей биологии в условиях перестройки педагогического образования: тез. Всесоюз. на-уч.-метод. конф. преподавателей методики биологии высших учебных заведений. Челябинск.

1990

Экологические аспекты спецкурса «Генетика человека и проблемы медицинской генетики» // Содержание и формы экологического образования в педвузе: тез. 2 республ. совещания-семинара. Пермь. С. 122-124.

Системный подход к проблемам экологической педагогики (в соавт. с И.А. Селивановым, В.Ф. Шавкуновой) // Совершенствование подготовки будущих учителей к экологическому образованию и воспитанию учащихся. Рязань. Деп. в НИИ проблем высшей школы. 24.04.1990, № 8800883/90. С. 67-75.

Публикации в областной газете «Звезда»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дипломы профессора Селиванова. 24 янв. 1989.

В честь ученого [И.А.Селиванов]. 23 янв. 1993.

Дирижерская палочка. 20 апр. 2001.

Притяжение таланта [С.М. Гинц]. 20 мая 2003.

Три любви Людмилы. (Под псевдонимом Любовь Григорьева). 28 апр. 2005. ЦКЬ:

http://zwezda.perm.ru/local/zvezda/page.php/zvez da/2005-04-28/10

Прочие публикации

Савватий Г инц: каким я его помню // Журналистика и краеведение: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Б.Н. Назаровского и А.П. Гайдара. Пермь, 2001. С. 86-88.

Верните маму! (в соавт. с В.М. Ширинкиным) // Личное дело. 2004 г. № 9 (79). ЦКЬ: http://www.prpc.ru/gazeta/79/mother.shtml

Отцовское завещание // Победители - потомкам. Пермь: Пушка, 2005. С. 276-278.

Моя учительница [О.Ф. Атнашева (Горн)] // Немцы в Прикамье. XX век: сб. документов и материалов. Т. 2. Пермь: Пушка, 2006. С. 144-147.

Поступила в редакцию 20.07.2011

Shirinkina Lubov Grigorievna (1938-2007)

E. V. Klimova, candidate of biology, head of AGRIS/CARIS-Center

Central Scientific Agricultural Library. Orlykov bystreet, 3 B, Moscow, Russia, 107139; (495)6075398

Климова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, зав. сектором AGRIS/CARIS Государственное научное учреждение Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.