УДК 94(470)
ШИХАБ АД-ДИН МАРДЖАНИ О ПРАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ1
Р.Ю. Почекаев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Россия, Санкт-Петербург,
Резюме. Впервые подробно анализируются сведения из трудов Ш. Марджани, посвященные истории права и в особенности правовой науки Золотой Орды и их влиянию на правовое развитие пост-ордынских государств. Предпринимается попытка характеристики методов и подходов, используемых Марджани в изучении золотоордынского права. Автор приходит к выводу, что вопросы права и правовой науки в Золотой Орде являлись предметом особого интереса татарского ученого, который сам был выдающимся правоведом и богословом своего времени и живо интересовался различными аспектами прошлого тюркских народов. Особенности полученного им образования обусловили широкое привлечение им трудов средневековых авторов, из которых он по крупицам извлекал необходимые сведения. К специфическим чертам, нашедшим отражение в исследованиях Марджани, можно отнести «персоналистический» подход (изучение золотоордынского права и правовой науки на основе сведений об отдельных правоведах Улуса Джучи), акцентирование внимание на значительной роли богословов и правоведов в политическом развитии Золотой Орды, преемственность золотоордынской правовой науки от Волжской Булгарии, соотнесение степени развития права с общим уровнем развития государства и культуры в Золотой Орде и пост-ордынских государств. Сведения Марджани о праве и правовой науке в Золотой Орде, с одной стороны, представляют собой яркий пример мусульманской историографии об этом государстве, с другой содержат и некоторые уникальные сведения и суждения, представляющие определенный интерес и для современной науки.
Ключевые слова: Ш. Марджани, Золотая Орда, мусульманское право, фикх, история юридической науки.
Для цитирования: Почекаев Р.Ю. Шихаб Ад-Дин Марджани о праве Золотой Орды. Тюркологические исследования. 2019; 2(4): 54-62.
Исследователи научного наследия выдающегося татарского ученого и просветителя Шихаб ад-Дина Марджани (1818-1889) подчеркива-
1 Статья представляет собой расширенную и дополненную версию доклада,
представленного на Международной научной конференции «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани» (Казань, 20-21 сентября 2018 г.).
ют его разносторонние интересы. В самом деле, среди интересовавших его направлений были философия и богословие, история, филология, география, астрономия, история медицины и др. Столь разнообразные интересы во многом объясняются тем, что еще в период обучения в Бухаре и Самарканде (1838-1849) он активно изучал самый широкий круг источников и научных трудов по самым разным наукам и искусствам, равняясь на «универсальных» ученых прошлого - ал-Фараби, Ибн Сины, Бируни, Ибн Рушда, Омара Хайяма, Джалаледдина Руми, Навои и др., а впоследствии вел обширную переписку не только с мусульманскими, но также русскими и западными учеными [1, с. 47-49; 16, с. 41-42].
Соответственно, несмотря на то, что Ш. Марджани известен преимущественно как богослов-реформатор и один из основоположников истории современной татарской нации [15], он не ограничивался изучением прошлого только собственного народа, а вписывал его в широкий контекст истории и современного ему состояния тюркских и мусульманских народов в целом, что нашло отражение в целом ряде его трудов [см., напр.: 10]. Подобный подход, а также интерес к самым разным аспектам прошлого татарского и других восточных народов, позволяет говорить о Ш. Марджани как о настоящем энциклопедисте, и именно такой подход использовал он и при изучении Золотой Орды и ее преемников - тюрко-татарских ханств [1, с. 50].
Среди аспектов истории Улуса Джучи, привлекавших наибольший интерес ученого немалое место занимает золотоордынское право и правовая наука. Этот интерес далеко не случаен и связан не только с широкими и разносторонними интересами Ш. Марджани - ведь в мусульманской традиции правоведение тесно связано с богословием, и, следовательно, относилось к числу основных направлений научных исследований выдающегося татарского ученого. Именно это предопределило освещение Ш. Марджани конкретных вопросов историко-правового развития Улуса Джучи, анализу которых и посвящена настоящая статья. Основными источниками для исследования являются его исторические труды «Гилалат аз-заман фи тарихи Булгар ва Казан» («Завеса времени, прикрывающая историю Булгара и Казани») и «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Сведения привлеченные для истории Казани и Булгара»). Первое сочинение было опубликовано в оригинале и переводе В.В. Радлова в последней четверти XIX в. [9] и впоследствии его значительная часть легла в основу второго, которое частично публиковалось на русском языке дважды в начале XXI в. Первый перевод, включающий сведения о Волжской Булгарии, Золотой Орде и пост-ордынских государствах, был опубликован в 2005 г. [13]. Однако он вызвал обоснованную критику, поскольку содержал немало ошибок, а в ряде случаев представлял даже не перевод, а пересказ отдельных частей оригинала [6, с. 240, 241]. Сравнительно недавно был осуществлен более корректный перевод части «Мустафад ал-ахбар...», посвященной истории Золотой Орды [7].
Круг источников, используемых Ш. Марджани в характеристике развития золотоордынского права и правовой науки весьма широк. Среди них - исторические сочинения хорошо известных и сегодня авторов
Рашид ад-Дина, Ибн Халдуна, Мирхонда, Ибн Арабшаха, Абу-л-Гази и др. [7, с. 186; 16, с. 43]. Однако, подобно многим восточным историкам, ученый далеко не всегда дает ссылки на использованные им работы, и в результате приходится только догадываться, на труды каких своих предшественников он опирался. Современные авторы ставят ему в заслугу и то, что он приводит данные источников о праве Волжской Булгарии и Золотой Орды, которые современной науке неизвестны [2, с. 256; 8, с. 38] .
Сразу стоит подчеркнуть, что сведения Ш. Марджани о правовых аспектах золотоордынской истории - это не история права в нашем современном понимании. Мы не найдем в его трудах анализа эволюции источников права, отраслей права или сфер правоотношений. Ученого интересует, в первую очередь, развитие правовой науки, деятельность конкретных ученых и труды по юриспруденции - такой подход также в полной мере соотносится с особенностями мусульманской правовой мысли, ярким представителем которой и являлся Ш. Марджани. Кроме того, в его характеристике правового развития Золотой Орды явно прослеживается «персоналистический» подход, т.е. он прослеживает эволюцию правовой науки Улуса Джучи через личности отдельных ее представителей. Несомненно, это во многом было связано с тем, что крупнейшим трудом Марджани, над которым он работал много лет, являлся 7-томный биографический словарь «Вафиййат-ал-аслаф ва тахиййат ал-ахлаф» («Некрологи путешественникам, заветы потомкам»), в котором содержатся биографии более 6 тыс. видных представителей мусульманского общества, науки и культуры [2, с. 256]. Конечно же, эти данные частично были им использованы при реконструкции развития золотоордынской юриспруденции.
Соответственно, для него право и особенно правовая наука в Золотой Орде - исключительно мусульманские, с чем можно в значительной степени согласиться: насколько известно, ни в Монгольской империи, ни в Улусе Джучи не существовало какой-то особой «тюрко-монгольской» правовой доктрины, не было создано научных трудов по юриспруденции. Вместе с тем, Марджани подчеркивает, что и мусульманская правовая наука в Улусе Джучи не была создана «с нуля», а имела давние традиции, возникшие в Поволжье задолго до образования в Золотой Орде - еще в Волжской Булгарии, которую ученый рассматривает во многих отношениях как предшественника Золотой Орды и начальный этап формирования татарского народа. Он прослеживает влияние булгарской юриспруденции на ордынскую, отмечает труды булгарского периода, на которые впоследствии, уже в эпоху Золотой Орды, были подготовлены комментарии и т.д. [13, с. 75-77; см. также: 8, с. 27, 238, 290, 337, 386-387]. Некоторые ученые-правоведы золотоордынского периода также отнесены Ш. Марджани к представителям булгарской науки в качестве продолжателей и комментаторов своих предшественников - например, аш-Шейх Бурхан ад-Дин Ибрахим б. Хозыр ал-Булгари ал-Ханафи, автор книги «Усул ал Хусами» (завершена в 1350 г.) и Тадж ад-Дин Ибрахим б. Мухаммад, автор «Усул имам Фахр ал-Ислам» (завершена в 1363 г.) воспроизводят в своих трудах правовые принципы, сформулированные ученым XI в. Алла ад-Дином Абдулазизом б. Ахмадом
ал-Маймырги ал-Булгари (ал-Быргыри) [13, с. 76-77; см. также: 11, с. 144] .
Переходя непосредственно к золотоордынскому периоду, Ш. Марджани несколько меняет стиль изложения и не столько акцентирует внимание на преемственности от более ранней юридической традиции, сколько на роли и значении выдающихся юристов-практиков и правоведов в политической жизни Улуса Джучи. Так, при Берке, первом золотоордынском правителе, принявшем ислам и имя ал-Малик ас-Сахид Насир ад-Дин Абу ал-Мугали, при дворе трудились многочисленные мусульманские правоведы ханифитского толка, а один из них, Абу ар-Раджа Наджм ад-Дин Мухтар б. Махмуд аз-Захиди посвятил ему свой труд «Рисаляи Насырия» [7, с. 186; 9, с. 46].
Расцвет мусульманской правовой науки Марджани связывает с правлением Гийас ад-Дина Мухаммада Узбек-хана, провозгласившего ислам официальной государственной религией. Он приглашал выдающихся мусульманских правоведов к своему двору, оказывая им всяческое покровительство. В Золотой Орде в его правление трудились представители как ханафитского, так и шафиитского мазхабов. Была продолжена практика посвящения книг монархам-покровителям: хорезмийский ученый Али б. Мухаммад б. Дихкан ал-Байканди посвятил Узбек-хану свой комментарий к труду «Мифтах алгулум» [7, с. 188-189; 9, с. 47]. Ссылаясь на сочинение арабского путешественника Ибн Баттуты, Ш. Марджани отмечает, что в эпоху Узбек-хана в Крыму значительным влиянием пользовался не только местный глава администрации Телек(Тулук)-Тимур, но и «великий кади» Шам ад-Дин ас-Саили ал-Ханафи, и кади аш-Шафии Хизыр [7, с. 189].
Не менее лестных отзывов от мусульманских ученых удостоился сын Узбек-хана - Джанибек, которого, в частности, современный ему богослов и правовед Сад ад-Дин ат-Тафтазани охарактеризовал как «набожного, гуманного, справедливого, красивого и доброжелательного» правителя, т.е. идеального монарха. Даже небезызвестный поход хана Джанибека на Азербайджан в 1356 г., как следует из сочинений Ш. Марджани, в известной степени был связан с деятельностью мусульманских правоведов: к хану прибыл кади Мухи ад-Дин ал-Бардаги, описав «самовластие и деспотизм правителя Ашрафа б. Тимурташа б. Чупана», что растрогало его слушателей и послужило поводом для выступления золотоордынского монарха против узурпатора [7, с. 190; 9, с. 47].
В ряде случаев Ш. Марджани также приводит примеры того, как политическая ситуация влияла на судьбу отдельных представителей мусульманской юридической науки в Золотой Орде. Так, например, выдающийся богослов и правовед своего времени Шейх Хафиз ад-Дин б. Мухаммад б Шихаб б. Юсуф ал-Хорезми ал-Кардари, более известный под прозвищем «Ибн ал-Баззаз» (ум. 1427) был одним из мусульманских юристов, объявивших Амира Тимура (Тамерлана) неверным и издавшим по этому поводу специальную фетву - естественно, после этого он не мог вернуться в родной Хорезм и много лет провел в городах Золотой Орды (Булгаре, Крыму, Астрахани и др.), занимаясь преподаванием и научной работой [13, с. 81]. Другой среднеазиатский ученый Хисам б. ал-Малик ал-Маргинани (потомок знаменитого правоведа XII в. Бурхан
ад-Дина Маргинани, автора «Хидои») совершил в начале XV в. хадж в Мекку, но вернуться на родину не смог из-за очередного витка смут в Улусе Джучи и Чагатайском улусе, остался в Золотой Орде, где и умер в 1411 г [13, с. 82].
Вообще, для Ш. Марджани развитие мусульманской правовой науки (как и мусульманского права в целом), несомненно, являлось признаком высокого уровня золотоордынской государственности и культуры. Неудивительно, что когда после смуты 1360-1370-х гг. («Великой замятни») золотоордынское государство стало постепенно приходить в упадок, это, по мнению Марджани повлияло и на его правовое развитие: правоведов стало гораздо меньше, а власть оказывавших им покровительство ханов все больше и больше ослабевала, переходя в руки влиятельных родоплеменных вождей - мурз [7, с. 191, 194]. В результате у ханов, ранее своим авторитетом подкреплявших силу мусульманского права, осталась лишь номинальная власть, и в качестве примеров их властных решений Ш. Марджани приводит тексты двух ярлыков - Токтамыша 1392/1393 г. и Кутлуг-Тиура 1397/1398 гг., никак их при этом не комментируя [7, с. 194, 196]. Впрочем, говоря о некоторых наиболее могущественных монархах уже пост-ордынского периода, ученый обращает внимание на то, что их решения имели силу не только в их непосредственных владениях, но и могли оказывать влияние на судьбу соседних государств. Можно счесть уникальным его сообщение о том, что бухарский хан Мухаммад Шайбани (ум. 1510) в своем завещании распорядился передать трон Казанского ханства после смерти Мухаммад-Амина крымскому царевичу Сахиб-Гирею [13, с. 111] - что, в конечном счете, и было исполнено казанцами. Таким образом, сведения Ш. Марджани подтверждают значение ханского волеизъявления как источника права в ряде сфер правоотношений ордынского и постордынского периодов.
Некоторые исследователи уже отмечали еще одну особенность подхода Ш. Марджани: в отличие от ряда других татарских ученых, он не склонен идеализировать тех деятелей юридической науки и практики, о которых даже довольно подробно пишет в своих трудах - напротив, он был готов критически отозваться о них, если на то имелись основания [3, с. 11]. Так, например, уделив немало внимания в «Мустафад ал-ахбар...» вышеупомянутому ученому XIV в. ат-Тафтазани, его роли и значению в золотоордынской правовой науке, он в другом своем труде «Вафият ал-аслаф» охарактеризовал его комментарий «Шарх Ал-акаид ан-насафия» к труду «Ал-акаид» ан-Насафи (ум. 1142 г.) как «поношение» предложив собственный комментарий на последний [15, с. 139]. На наш взгляд, это отнюдь не означает, что Марджани противоречил сам себе: он прекрасно принимал различие между историей и современным состоянием правовой науки. Для своего времени ал-Тафтазани, несомненно, был «великим ученым» [7, с. 190], тогда как для эпохи самого Марджани его труды являлись устаревшими. Это позволяет говорить об объективном отношении Марджани к эволюции права и правовой науки, которые не являлись «застывшим знанием», а развивались по мере развития самого татарского народа.
Конечно, сегодня, с учетом новейших достижений в изучении истории Золотой Орды (в т.ч. и ее правовых аспектов), введения
в научный оборот новых источников и т.д. к сведения Ш. Марджани следует относиться с определенной долей критичности. В частности, как установлено, мусульманское право, несмотря на его значительную роль в золотоордынской правовой системе, являлось далеко не единственным источником права в Улусе Джучи. Тем не менее, вполне можно согласиться с мнением, что труд Ш. Марджани до сих пор не утратил своей ценности, оставаясь самобытным сочинением, основанным на широком круге источников, а также выдающимся памятником золотоордынской историографии.
Список литературы
1. Абдуллин Я.Г. Шигабуддин Марджани и Средняя Азия // Общественные науки в Узбекистане. 1991. № 5. С. 47-52.
2. Амирханов Р. Дореволюционная татарская историография: востоковедческо-тюркологические аспекты // Гасырлар авазы - «Эхо веков». 2004. № 2. С. 256-258.
3. Ахунов А.М. Хусаин Амирхан и его книга «Таварих-е Булгарийа» // Амирханов Х. Таварих-к Булгарийа (Булгарские хроники) / Пер. со старотат., вступ. ст. и коммент. А.М. Ахунова. М.: ИД Марджани, 2010. С. 4-13.
4. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV-XIX веков: пути развития: рукописи, тексты и источники. М.: Восточная литература, 2009. 304 с.
5. История Казахстана в арабских источниках. Т. III. Извлечения из сочинений XQ-XVT вв. / Сост., пер. с араб., введ., коммент. А.К. Муминова. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 272 с.
6. Миргалеев И.М. К вопросу о достоверности перевода на русский язык книги Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар» // Золотоордынская цивилизация. Вып. 2. Казань: Фэн, 2009. С. 239-242.
7. Миргалеев И.М., Абызова Р.Р. Шихабетдин Марджани о Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. Т. 6. № 1. 2018. С. 181-198.
8. Мухамадеев А.Р Общественно-правовые взаимоотношения в Волжской Болгарии (VIII-начало ХШ вв.). Дисс. ... докт. ист. наук. Казань, 2014. 474 с.
9. Очерк истории Болгарского и Казанского царств Муллы Шихаб-уд-Дина Бага-уд-Динова / Пер. с тат. В.В. Радлова // Труды IV Археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 года. Т. I. Казань: Б.и., 1891. С. 40-58.
10. Очерки Марджани о восточных народах / Вступ ст., коммент., пер. с араб., старотат. языков и прим. А.Н. Юзеева. Казань: Татарское книжное издательство, 2003. 175 с.
11. Усманов М. Новые письменные источники по истории Поволжья (предварительное сообщение) // Средневековая Казань: возникновение и развитие. Материалы Международной научной конференции. Казань: Мастер-Лайн, 2000. С. 141-146.
12. Франк А.Дж. Исламская историография и «булгарская» идентич-
ность татар и башкир в России / Пер. с англ. И. Хайбутдиновой. Казань: Российский исламский ун-т, 2008. 267 с.
13. Шихабуддин Марджани. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара (Мусиафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). Ч. 1 / Пер. Р.К. Адыгамова. Казань: Иман, 2005. 200 с.
14.Юзеев А. Марджани - первый идеолог татарской нации (К 190-летию со дня рождения) // Гасырлар Авазы - Эхо веков. 2008. № 1. С. 158-160.
15. Юзеев А. Религиозно-философские взгляды Марджани // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2014. № 3/4. С. 139-148.
16. Schamiloglu U. The Formation of the Tatar Historical Consciousness: Sihabaddin Marcani and the Image of the Golden Horde // Central Asian Survey. Vol. 9. № 2. 1990. P. 39-49.
Сведения об авторе: Почекаев Роман Юлианович - профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, доцент, кандидат юридических наук (198099, ул. Промышленная, 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация). e-mail: [email protected]
Дата поступления материала 16.09.2019 Принят к публикации 23.10.2019
SHIKHAB AD-DIN MARDJANI ON THE LAW OF THE GOLDEN
HORDE
Roman Yu. Pochekaev National Research University Higher School of Economics, Russia, St. Petersburg [email protected]
Abstract. It is the first attempt of detailed analysis of information on the law and especially juricprudence in the Golden Horde in works of Sh. Mardjani and their influence on legal development of successor states of the Jochi Ulus. It is also a characteristic of methods and approaches of Mardjani for study of the Golden Horde law. Author finds that problems of law and jurisprudence in the Golden Horde were of great interest for Mardjani as he was outstanding theologian and jurist himself and was interested in history of Turkic peoples. Specific features of his education caused using by him a wide scope of medieval chronicles which contained crumbs of knowledge on law and jurisprudence in the Golden Horde. The peculiar features in his own researches were "personal" approach (study of law and jurisprudence through biographies of concrete scholars in the Jochi Ulus), concentration on important role of theologian and jurists in the political life of the Golden Horde, continuity of the Golden Horde jurisprudence from the Volga Bulgaria, co-relation of level of development of law and state and cultural life of the Golden Horde in general. Information of Mardjani
on law and jurisprudence in the Golden Horde is a striking example of Islamic historiography of the Golden Horde and at the same time some of them are unique and are of interest for modern science.
Keywords: Sh. Mardjani, the Golden Horde, Islamic law, fiqh, history of jurisprudence.
For citation: Pochekaev R.Yu. Shikhab Ad-Din Mardjani on the law of the Golden Horde. Tyurkologicheskie issledovaniya=Turkological Studies. 2019; 2(4): 54-62. (In Russian)
References
1. Abdullin Ya.G. Shigabuddin Mardzhani i Srednyaya Aziya [Shiga-buddin Mardzhani and Central Asia]. Obshchestvennye nauki v Uzbekistane [Social sciences in Uzbekistan]. 1991. no. 5, pp. 47-52.
2. Amirhanov R. Dorevolyucionnaya tatarskaya istoriografiya: vostok-ovedchesko-tyurkologicheskie aspekty. Gasyrlar avazy - «Ekho vekov» [Echo of centuries]. 2004, no. 2, pp. 256-258.
3. Ahunov A.M. Husain Amirhan i ego kniga «Tavarih-e Bulgarija» [Husain Amirkhan abd his book "Tavarikh-e Bulgarija], in Amirhanov H. Tav-arih-i Bulgarija (Bulgarskie hroniki) [Bulgarian chronicles], transl., intr., comments by A.M. Ahunov. Moscow: Mardzhani Press, 2010, pp. 4-13.
4. Zaytsev I.V. Krymskaya istoriograficheskaya traditsciya XV-XIX vekov: puti razvitiya: rukopisi, teksty i istochniki [Crimean historiography tradition of 15th-19th centuries: ways of development: manuscripts, texts and sources]. Moscow: Vostochnaya literatura, 2009. 304 p.
5. Istoriya Kazahstana v arabskih istochnikah. Vol. 3. Izvlecheniya iz sochinenij XII-XVI vv. [History of Kazakhstan in Arabic sources. Vol. 3. Extracts from works of 12th-16th cc.] / Comp., transl. from Arab., intr., comments by A.K. Muminov. Almaty: Dayk-Press, 2006. 272 p.
6. Mirgaleev I.M. K voprosu o dostovernosti perevoda na russkij yazyk knigi Sh. Mardjani "Mustafad al-ahbar" [On authenticity of translation to Russian of the book "Mustafad al-ahbar" by Sh. Mardjani ]. Zolotoordynskaya civilizaci-ya [The Golden Horde Civilization], vol. 2. Kazan': Fen, 2009, p. 239-242.
7. Mirgaleev I.M., Abyzova R.R. Shihabetdin Mardjani o Zolotoj Orde [Shihabutdin Marjani on the Golden Horde]. Zolotoordynskoe obozrenie [The Golden Horde Review], vol. 6, no. 1. 2018, pp. 181-198.
8. Muhamadeev A.R. Obshchestvenno-pravovye vzaimootnosheni-ya v Volzhskoj Bolgarii (VIII - nachalo XIII vv.) [Social and legal relations in the Volga Bulgaria (8th - beginning of 13th cc.)]. Thesis for a Doctor's degree. Kazan, 2014. 474 p.
9. Ocherk istorii Bolgarskogo i Kazanskogo carstv Mully Shihab-ud-Dina Ba-ga-ud-Dinova [Essay on history of Bulgarian and Kazan kingdoms by Mulla Shihab-ud-Din Baga-ud-Dinov]/ Transl. from Tatar by V V Radlov, in Trudy IV Arheolog-icheskogo s"ezda v Rossii, byvshego v Kazani s 31 iyulya po 18 avgusta 1877 goda [Proceedings of the 4th Archeological congress of Russia which had been in Kazan since July, 31 to August, 18 of 1877]. Vol. 1. Kazan, 1891, pp. 40-58.
10. Ocherki Mardzhani o vostochnyh narodah [Essays of Mardjani om oriental peoples] / Intr., comments, transl from Arab. And Old Tatar, notes by A.N. Yuzeev. Kazan: Tatar Press, 2003. 175 p.
11. Usmanov M. Novye pis'mennye istochniki po istorii Povolzh'ya (predvaritel'noe soobshchenie) [New written sources on history of Volga Region (draft report)], in Srednevekovaya Kazan': vozniknovenie i razvitie. Mate-rialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Medieval Kazan: rise and development: Materials of International scientific conference]. Kazan: Master-Lain, 2000, pp. 141-146.
12. Frank A.J. Islamic historiography and 'Bulgar' identity among the Tatars and Bashkirs of Russia [Russ. ed: Islamskaya istoriografiya i «bulgarskaya» identichnost' tatar i bashkir v Rossii / Transl. by I. Hajbutdinova. Kazan: Russian Islamic univercity, 2008. 267 p.].
13. Shihabuddin Mardzhani. Izvlechenie vestej o sostoyanii Kazani i Bulgara (Musiafad al-ahbar fi ahvali Kazan va Bulgar) [Extracts of informstion on state of Kazan and Bulgar (Musiafad al-ahbar fi ahvali Kazan va Bulgar)]. Pt. 1 / Transl. by R.K. Adygamov. Kazan: Iman, 2005. 200 p.
14. Yuzeev A. Mardjani — pervyj ideolog tatarskoj nacii (K 190-letiyu so dnya rozhdeniya) [Mardjani - the first ideologist of the Tatar nation (on the occasion of 190th anniversary]. Gasyrlar Avazy - Ekho vekov [Echo of centuries], 2008, no. 1, pp. 158-160.
15. Yuzeev A. Religiozno-filosofskie vzglyady Mardjani [Religious and philosophical vies of Mardjani] // Gasyrlar Avazy - Ekho vekov [Echo of centuries], 2014, no. 3/4, pp. 139-148.
16. Schamiloglu U. The Formation of the Tatar Historical Consciousness: Sihabaddin Marcani and the Image of the Golden Horde. Central Asian Survey, vol. 9, no. 2. 1990, pp. 39-49.
About the author: About the author: Roman Yu. Pochekaev - Cand. Sci (Jurisprudence), Associate professor, Professor, Head of the Department of theory and history of law and state, National Research University Higher School of Economics in St. Petersburg, (17, Promyshlennaya str., St. Petersburg, 198099, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Received September 16, 2019.
Accepted for publication October 23, 2019.