СООБЩЕНИЯ
УДК 621.83.053.7
Б. П. Тимофеев, В. Ю. Дайнеко
ШЕСТЕРЕННЫЕ НАСОСЫ С ВНУТРЕННИМ ЦЕВОЧНЫМ ВНЕЦЕНТРОИДНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ
Приведены расчетные формулы для построения профилей пары зубчатых колес внецентроидного цевочного зацепления с разностью чисел зубьев, равной единице. Обосновываются преимущества использования такого зацепления в шестеренных насосах при варьировании размеров цевки.
Ключевые слова: шестеренные насосы, внутреннее зацепление, цевочное зацепление, внецентроидное зацепление.
В планетарных редукторах с большим передаточным отношением давно используется внецентроидное зацепление с разностью чисел зубьев колес, равной единице [1, 2]. Такое зацепление выполняется как цевочное, при
этом профили зубьев размещаются на окружностях, смещенных по отношению к центроидам 1 и 2, как показано на рис. 1, где Во В — эпициклоида, К) К — эквидистанта удлиненной эпициклоиды Пог и г — радиусы центроид колес. При перекатывании без скольжения центроиды 1 по центроиде 2 точка В0 , жестко связанная с центроидой 2,
описывает эпициклоиду ПоА. Радиус цевки Гц = А Ко.
В рассматриваемом зацеплении в качестве профилей используются полные ветви удлиненной эпициклоиды. На центроиде 1 должно разместиться целое число таких ветвей. Поэтому шаг зубьев по центроиде
г = 2п(г2 - Г) = 2%ам,, где а^ — межосевое расстояние.
С другой стороны,
Удлиненная эпициклоида
Эквидистанта удлиненной эпициклоиды
Эпициклоида
I =
2лг1
Рис. 1
где ¿1 — целое число ветвей (зубьев), размещаемых на центроиде колеса. Отсюда
1
2
£
1
г = ад, г2 = а^+1), так как /1 /Г2 = 12 ; 12 = 2 +1 — количество цевок.
Центроиды и профили зубьев во внецентроидном цевочном зацеплении изображены на
рис. 2.
Рис. 2
Преимущества использования в шестеренных насосах внецентроидного цевочного зацепления при ¿2 - Zi = 1 очевидны. Во-первых, такой способ позволяет существенно уменьшить габариты насоса по сравнению с эвольвентным зацеплением. Так, например [3], минимальная разность чисел зубьев в эвольвентном зацеплении при Zi = 19, Z2 = 23 составляет ¿2 - Zi > 4 . Во-вторых, в таком насосе можно не использовать серповидный разделитель [4—6], так как линии контакта, число которых равно девяти (см. рис. 2), надежно разделяют полости всасывания и нагнетания рабочей среды. При этом существенно снижается шум насоса, вызванный пульсацией давления в конструкциях с серповидным разделителем, и упрощается конструкция корпуса насоса.
Для построения профилей зубчатых колес внецентроидного цевочного зацепления рассмотрим следующие уравнения.
Уравнение удлиненной эпициклоиды запишем в следующем виде:
xi = -R sin(9i - Ф2) + (r2 - ri) sin Ф1Л
у = RiCOsOi -Ф2) - (r2 - r1) Cos Фl, J
где Ф1 — угол поворота шестерни, Ф2 — угол поворота колеса.
Эквидистанта удлиненной эпициклоиды определяется как
хэ = -R1 sin(Фl - Ф2) + (r2 - r1) sin Ф1 - Гцвх;! Уэ = R1 cos^1 - Ф2) - (Г2 - Г1) cos Ф1 - Гцву, J где ex — проекция нормали в точке эпициклоиды на ось х, ву — проекция нормали в точке эпициклоиды на ось у.
(1)
(2)
2
Шестеренные насосы с внутренним цевочным внецентроидным зацеплением
63
Поскольку центроида 2 перекатывается по центроиде 1 без скольжения, то в соответствии с равенством г^ = Г2 ф2 можно записать уравнение
^ г^ _ Г ^
Ф1 _ Ф2 = Ф1
V Г2 у
-Ф1 =
Ф1
(3)
Кроме того, радиусы Rl и R2 удлиненной эпициклоиды взаимосвязаны (см. рис. 2): R2 = щ + aw при Гц = 2aw .
Перепишем системы уравнений (1) и (2) с учетом выражения (3):
о • Ф1 , х1 = _Я1 бш--+ aw бш ф1;
z2 Ф1
у = щ соб— _ aw собф1;
(4)
о • Ф1 , хэ = _щ бш--+ ам/ бш ф1 _ гцех;
Ф1
уэ = щ соб— _ ам/ соб ф1 _ гцеу.
(5)
Записав уравнение нормали в виде (X _ х) его, получим
ду
Гду_ ^ у
= _( _ у)
Удх Л чдУ1 у
и пронормировав
Ф1
ех = —= _aw бш ф1 + — бш —
дУ1
дх
Ф1
еу =--= собф1 + — соб—.
дУ1
z2 z2
На окружности радиусом щ найдем касательные и нормали к профилю £>0 А и А
удлиненной эпициклоиды, а затем и угол между ними. Уравнения касательных
ду ч дх
перепишем в виде
или
(X _ х) - (У _ у) — = О дУ1 дУ1
У = X ^ V х ^ V у
\.дУ11 дУ1 У 1дУ1/ дУ1 У
У = кХ + Ь.
(6)
где Ь = у _ х
' ду I дх
(7)
ду / Эх
к =- -= ; здесь угол у определяет участок эквидистанты,
дУ1/ дУ1
.дУ1/ дУ1, очерченный радиусом гц (см. рис. 2).
При использовании в насосах внутреннего зацепления вопрос о собственно „цевочных" свойствах не стоит, так как цевки не применяются для замены трения скольжения на трение качения, для снижения износа, повышения КПД и т.д. Мало того, в зацеплении участвует
2
2
лишь сектор цевки, ограниченный углом у. При увеличении радиуса и при гц = 2ап в зацеплении используется только часть цевки, составляющая меньше половины ее дуги. Это особенно важно при технологии получения элементов зацепления методами порошковой металлургии.
Важным вопросом является выбор величин г! и г2- На рис. 2 показан вариант, когда г! = 9, а ¿2 = 10. Угловой шаг шестерни и колеса составляет 40 и 36° соответственно. Другими возможными соотношениями чисел зубьев являются следующие: 8/9, 5/6, 4/5 и т. д.
Следует отметить, что при уменьшении числа зубьев шестерни снижается коэффициент перекрытия: это при отсутствии серповидного разделителя нецелесообразно. Еще раз подчеркнем, что разделение полостей всасывания и нагнетания рабочей среды в этом случае достигается исключительно за счет линейного касания всех пар зубьев, передача же движения осуществляется только половиной всех зубьев.
При решении вопроса о выборе радиуса цевки гц и числа зубьев шестерни ¿1 необходимо учитывать основные характеристики насоса — напор, расход жидкости (рабочей среды), скорость вращения насоса и т.д. При уменьшении ¿1 и увеличении гц взаимопересечения
профилей эквидистантны.
Пример. Приведем расчет профилей шестерни и колеса при гц = 2ап.
Исходные данные:
¿1 = 12; ¿2 = 13; а^ = 3,2 мм; гц = 6,4 мм .
Тогда
г1 = 38,4 мм ; г2 = 41,6 мм; Я1 = 45,3 мм; Я2 = 48,5 мм ; ф1/13 = 27,72°.
Согласно формулам (4)—(7) построены профили шестерни, колеса и зацепления (рис. 3, а—в соответственно).
а)
б)
Гц=6,4
\
/ 1
Г\
7\ 1/
Рис. 3
Следует отметить, что увеличение радиуса гц при одновременном увеличении радиусов и ^2 может привести к тому, что зацепление будет невозможно.
Итак, рассмотрен вопрос об использовании в шестеренных насосах внутреннего внецен-троидного цевочного зацепления. Выявлены преимущества насосов с использованием внутреннего цевочного зацепления с разностью чисел зубьев колеса и шестерни, равной единице. Применение таких передач позволяет уменьшить габариты насоса, снизить шум, упростить конструкцию корпуса и обеспечить ряд технологических преимуществ при изготовлении элементов зацепления.
Новые приборы и устройства для работы со смазочными материалами
65
список литературы
1. Литвин Ф. Л. Теория зубчатых зацеплений. М.: Наука, 1986. 584 с.
2. Шанников В. М. Планетарные редукторы с внецетроидным зацеплением. М.: Машгиз, 1948. 172 с.
3. Кудрявцев В. Н. Планетарные передачи с цевочным зацеплением. М.: Машиностроение, 1966. 307 с.
4. ЛямаевБ. Ф. Гидроструйные насосы и установки. Л.: Машиностроение, 1988. 256 с.
5. Рыбкин Е. А. Шестеренные насосы для металлорежущих станков. М.: Машгиз, 1960. 189 с.
6. Юдин Е. М. Шестеренные насосы. М.: Машиностроение, 1964. 238 с.
Сведения об авторах
Борис Павлович Тимофеев — д-р техн. наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики, кафедра мехатро-ники; E-mail: [email protected] Вячеслав Юрьевич Дайнеко — аспирант; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики, кафедра мехатроники; E-mail: [email protected]
Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию
мехатроники 15.06.09 г.
УДК 620.179
К. Н. Войнов, Е. В. Самойлова, Е. В. Черток
НОВЫЕ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАБОТЫ СО СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Представлены приборы, предназначенные для контроля качества и адгезионных свойств пластичных смазочных материалов, а также определения коэффициентов трения покоя. Приведено описание новой конструкции объемного шарового насоса для перекачивания различных жидких сред.
Ключевые слова: смазка, прибор, адгезия, шаровой насос, программа.
В настоящее время существенно изменилась ситуация на рынке продаж различных смазочных материалов. Рекламируемые частными фирмами смазки многоцелевого назначения, как показывают многочисленные проверки, к сожалению, зачастую не отвечают требованиям, предъявляемым к этим материалам. Использование же недоброкачественной смазочной продукции приводит к ощутимым потерям для потребителей. Применение не соответствующих стандартам смазочных материалов вызывает преждевременный выход из строя оборудования и специальной техники.
Для проведения экспресс-контроля качества пластичных смазочных материалов был разработан прибор — „Адгезиметр" [1], в котором использован принцип реализации центробежного ускорения вращающегося образца с предварительно нанесенным на его поверхность мерным количеством пластичной смазки (рис. 1).
В конструкции прибора использован высокооборотный электрический двигатель 1, скорость вращения выходного вала которого может плавно регулироваться с помощью специальной кнопки. До начала опыта электронные весы 7 показывают массу установленного в раме 2 на основании 8 пустого прозрачного стакана 6 с надетой на него крышкой 5. Смазка, нанесенная на пустотелый цилиндрический образец 4, по показанию весов первоначально не фиксируется. Затем включается высокооборотный электрический двигатель. Экспериментатор