Научная статья на тему 'Шестая Международная научная конференция «Модернизация экономики и выращивание институтов»'

Шестая Международная научная конференция «Модернизация экономики и выращивание институтов» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шестая Международная научная конференция «Модернизация экономики и выращивание институтов»»

Российский журнал менеджмента Том 3, №2, 2005. С. 184-188

ШЕСТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ВЫРАЩИВАНИЕ ИНСТИТУТОВ»

5-7 апреля 2005 г. в Москве Государственным университетом - Высшей школой экономики при участии Всемирного банка, Международного валютного фонда и фонда «Бюро экономического анализа» проведена VI Международная научная конференция «Модернизация экономики и выращивание институтов». Данная конференция продолжила цикл традиционных ежегодных апрельских научных конференций, проводимых ГУ-ВШЭ начиная с 2000 г. Предыдущие конференции неизменно рассматривали проблемы модернизации российской экономики и были направлены на обсуждение и выработку предложений по реализации правительственной программы экономического развития и улучшению инвестиционного климата.

Основной темой конференции в этом году стала модернизация России и других стран с переходной экономикой, прежде всего с точки зрения выращивания институтов развитой рыночной экономики, отвечающей условиям глобализации. Общепризнано, что различия в уровнях социального и экономического развития стран во многом зависят от сложившихся в них институтов. Реформы являются способом осуществления институциональных изменений. Такое понимание крайне важно для России, поскольку институциональная структура нашей страны, архаичная во многих элементах, становится серьезным препятствием для достижения мировой конкурентоспособ-

ности, а неудачи реформ в России лишь подтверждают тот факт, что желаемые институциональные изменения требуют систематических усилий и затрат в течение достаточно длительного времени, предпочтительно на основе продуманных и легко корректируемых программ. В отсутствие же долгосрочной политики планируемые изменения либо не происходят, либо извращаются, либо затягиваются и сопровождаются значительными издержками и потерями. Об этом говорится в представленном участникам конференции докладе ГУ-ВШЭ «Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений» (авторы: ректор Я. И. Кузьминов, научный руководитель Е. Г. Ясин, проректоры В. В. Радаев и А. А Яковлев). Именно выращивание институтов, по мнению организаторов конференции, поддержанное российским и зарубежным академическим и экспертным сообществом, на настоящем этапе развития является одним из основных факторов, которые могут оказать определяющие воздействие на ускорение модернизации российской экономики и обеспечить ее устойчивый рост.

Конференция вызвала значительный интерес российских и зарубежных ученых, представителей федеральных органов исполнительной власти, бизнеса, средств массовой информации. Ее участниками стали свыше 800 представителей российской и зарубежной научной и деловой элиты, федеральных министерств и ведомств, междуна-

родных организаций и дипломатического корпуса.

Устойчивой традицией и подтверждением значимости этого ежегодного форума является участие в нем руководителей и членов Правительства РФ, представителей Администрации Президента РФ, высокопоставленных сотрудников международных организаций, видных российских и зарубежных ученых.

На пленарном заседании 5 апреля позицию ГУ-ВШЭ по заявленной теме представили научный руководитель ГУ-ВШЭ Е. Г. Ясин и ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьми-нов. Открывая заседание, Я. И. Кузьминов отметил, что проблема модернизации — проблема вечная. Впервые обратились к ней в середине 1980-х гг., и с тех пор российское академическое сообщество, международное сообщество экономистов постоянно задаются вопросом: каким образом эту модернизацию проводить — на основе копирования удавшихся в мировой истории образцов или искать свой путь? Имеет ли смысл использовать уже сложившуюся систему институтов, корректируя институциональные реформы в каких-то секторах? Процесс формирования института, подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ, включает не только принятие законодательного акта, но и его укоренение в поведении экономических акторов.

Е. Г. Ясин в своем выступлении указал, что цель модернизации институциональной системы страны — сделать ее более конкурентоспособной в условиях постиндустриального общества и глобализации. Речь, отметил он, не идет о формировании рыночной экономики, она уже есть. «Речь идет о том, сможем ли мы сделать эту экономику эффективной, сможем ли мы выстроить эффективное государство, сможем ли мы выстроить такую социальную систему, которая сможет конкурировать и войти в семью наиболее развитых и процветающих государств», — сказал Е. Г. Ясин.

Он отметил, что сроки проведения преобразований небезграничны: «Окно возможностей никогда не открывается надолго. По моим оценкам, где-то к концу 2006 г. оно закроется», — отметил докладчик. Ре-

формы, которые стоят на повестке дня, для страны жизненно необходимы, считает Е. Г. Ясин. Если не предпринять активных действий, то, по его словам, России обеспечено то же самое 43-е место в мире по душевому ВВП, которое она занимает сейчас. «И это произойдет потому, что мы будем сохранять нашу архаичную институциональную структуру, не позволяющую нам добиться более высоких результатов», — подчеркнул научный руководитель ВШЭ.

Вице-премьер Правительства РФ А. Д. Жуков согласился с тем, что «окно возможностей» для проведения институциональных реформ «никогда не открывается надолго». Реформы, отметил А. Д. Жуков, требуют очень серьезного изменения сложившихся традиций и привычек. «Когда мы пытаемся это делать, мы, естественно, сразу же наталкиваемся на очень серьезные противодействия», — сказал он. По мнению вице-премьера, необходимо находить нужные способы для разъяснения, чтобы эти реформы воспринимались нормально и таким образом было получено время на их проведение. «Люди устали от реформ, но они устали и от плохого здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг», поэтому важно работать над тем, как разъяснять, подавать цели реформ. В частности, вице-премьер предложил называть реформы «постепенными изменениями к лучшему» и привел примеры успешных изменений в отдельных регионах России. Отсутствие зримых положительных перемен в остальных случаях он объяснил так: по опыту зарубежных стран, результаты успешных реформ обычно становятся ощутимыми лишь через пять-семь лет.

Глава Министерства экономического развития и торговли России Г. О. Греф важнейшим фактором, тормозящим эффективные реформы и приток инвестиций, назвал низкое качество социально-экономических институтов в России. Он подчеркнул, что достижение 7%-го ежегодного роста, необходимого для удвоения ВВП, вообще невозможно без проведения институциональных реформ. По мере осуществления реформ «все больше проявляется российская специфика, мы все

меньше можем заимствовать извне», — отметил он. «Кризиса идей и подходов к проведению реформ ни в обществе, ни в правительстве нет», однако очевиден «управленческий кризис, мешающий проведению этих реформ в жизнь», процесс реформ недостаточно технологизирован, считает министр. В то же время он отметил и явления, внушающие оптимизм, в частности то, что этап дискуссий о путях реформ пройден всего за год. «Мы движемся быстрее, чем я ожидал», — сказал Г. О. Греф.

Министр финансов РФ А. Л. Кудрин согласился с тем, что в стране есть дефицит социально-экономических институтов, необходимых для нормального проведения реформ, и призвал воспринимать институт «не как механизм, а как организм». Если реформа не готова, то нельзя ее проводить. Он сформулировал свои оценки текущего состояния российской финансовой системы, отметив быстрый рост объемов кредитования и рекордно высокие темпы прироста сбережений у населения. Касаясь вопроса о повышении зарплаты бюджетникам в сфере образования, А. Л. Кудрин отметил, что оптимальным решением было бы провести реформу, а затем повышать зарплаты, однако приходится делать это параллельно — «другого решения нет».

В своем выступлении вице-президент Всемирного банка Ш. Кацу назвал несколько среднесрочных задач российского правительства: поддержку прав собственников, снижение издержек в промышленности, регулирование в топливной отрасли, поиск правильного баланса централизации и децентрализации властных полномочий. Обстановка для проведения реформ в России очень благоприятная, отметил Кацу. Внешнеэкономическая конъюнктура позволяет привлечь средства для институциональных реформ, важно только вести разъяснительную работу с населением. «Реформы сворачивать нельзя», — подытожил он.

Соглашаясь, что систему институтов страны следует модернизировать, Е. Т. Гайдар подчеркнул, что процесс этот длительный и немедленной отдачи от него ожидать не следует. В качестве примера он привел

процесс становления государственной системы в Великобритании, когда на преодоление коррупционности и авторитарности королевской власти ушло более полувека. «Нам придется решать нерешаемые задачи, хотя мы здесь не одиноки», — сказал Е. Т. Гайдар.

В. Битер (Европейский банк реконструкции и развития) заявил, что высокие цены на нефть помогают облегчить реформы, поддержать самых незащищенных, но не отменяют необходимости структурных реформ. Институциональным преобразованиям очень мешает «агрессивное вмешательство государства» в дела бизнеса. «Я оптимистично смотрю в будущее России, но государству не следует мешать там, где оно мешает», — сказал экономист.

С эмоциональным и полным цифр и графиков докладом выступил советник Президента РФ А. Н. Илларионов. Он уверен, что национализация нефтегазовой отрасли — путь к экономической стагнации, что сверхдоходы от продажи энергоресурсов губительны для экономики. Необходим «структурный маневр», который обеспечит ускоренный рост обрабатывающих отраслей, считает он. Что делать нефтяной стране? Советник президента дает такой ответ: нужно создавать стабилизационный фонд, бороться за его сохранение и инвестировать средства из него только за пределами страны; нужно денационализировать нефтяную и газовую отрасли и как можно быстрее сбыть их иностранным компаниям: «не втаскивать троянского коня, а сбыть его иностранцам».

По окончании пленарного заседания состоялся круглый стол «Новые институты социальной сферы», в работе которого приняли участие: министр здравоохранения и социального развития РФ М. Ю. Зурабов, заместитель министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, президент ГУ-ВШЭ А. Н. Шохин, ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьми-нов, первый проректор ГУ-ВШЭ Л. И. Якобсон, академик РАН В. Е. Фортов, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Е. Ш. Гонтмахер. Круглый стол был посвящен проблемам выра-

щивания институтов в сфере здравоохранения и образования.

В своем выступлении М. Ю. Зурабов остановился на основных аспектах проводимой в стране реформы социальной сферы, в частности, на монетизации льгот. Он отметил, что монетизация услуг здравоохранения, в отличие от прежней системы, приведет к тому, что государство будет в состоянии гарантировать определенный объем обязательств — по крайней мере тот, который был декларирован в начале реформы. Одним из самых труднопреодолимых препятствий при проведении преобразований в данной сфере стало отсутствие институтов, которые бы обеспечивали оказание полноценных услуг, отметил министр.

Касаясь проблем образования и науки, заместитель главы Минобрнауки А. Г. Сви-наренко подчеркнул, что средством повышения эффективности как научных, так и учебных учреждений должен стать жесткий отбор тех, которые производят качественный продукт, т. е. инновации и научные кадры соответственно. Он считает, что необходимо финансировать «не учреждения, а программы высокого уровня». Отдача от науки должна быть гораздо больше, и для этого «мы стремимся создать интерфейс между наукой и бизнесом», — сказал А. Г. Свинаренко.

Закрывая заседание, ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьминов отметил, что модернизация институтов социальной сферы наталкивается на сильное сопротивление ее противников, в том числе части интеллектуальной элиты общества, которая выдумывает несуществующие угрозы, а затем борется с ними. Так, говорят об угрозе перехода на всеобщее платное образование, приватизации университетов и неизбежном снижении уровня образования. «Они воюют с ветряными мельницами», — считает он. Помочь разъяснить обществу цели проводимых реформ, расширить дискуссию на эти темы — это и были основные задачи VI Международной конференции.

6 и 7 апреля работа форума продолжилась в рамках шести тематических секций и трех круглых столов.

Секция «Макроэкономика и макроэкономическая политика» (руководители: декан факультета экономики ГУ-ВШЭ В. С.Авто-номов и декан факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ И. П. Фаминский) была посвящена анализу влияния институтов на макроэкономическую политику. В рамках секции прошел круглый стол на тему «Когда же будет устойчивый рост?». На сессии «Опыт выращивания рыночных институтов в развитых и развивающихся странах» рассмотрены тенденции эволюции и трансформации институтов в условиях интеграции национальных государств и усиления глобальной конкуренции.

В рамках секции «Формирование и совместимость институтов» (руководители: ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьминов, профессор ГУ-ВШЭ Р. М. Нуреев) прошло обсуждение теоретических аспектов возникновения и развития институтов. При этом более подробно были рассмотрены институты конкурентной политики в экономике России, проблемы доверия, а также политические условия формирования новых институтов.

В ходе работы секции «Социальная политика и социальные институты» (руководители: первый проректор ГУ-ВШЭ Л. И. Якобсон, директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ С. Н. Смирнов) были представлены результаты последних исследований и аналитических разработок по реформированию образования и здравоохранения, обсуждены общие проблемы модернизации социальной сферы. В рамках секции был проведен также круглый стол на тему «Институты социальной интеграции и социального партнерства в трансформируемых обществах».

Секция «Эволюция правовых институтов» (руководители: научный руководитель факультета права ГУ-ВШЭ Ю.А. Тихомиров, декан факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ М. Ю. Урнов) была посвящена рассмотрению проблем развития институтов государственного управления и самоуправления, эволюции судебной системы и правоохранительных институтов,

а также правовых институтов рынка. Междисциплинарные проблемы взаимодействия экономики, политики и права были обсуждены на круглом столе «Правовой нигилизм и проблемы становления эффективных экономических и политических институтов в современной России».

На секции «Предприятия, рынки и инновации: институциональная среда» (руководитель: проректор ГУ-ВШЭ А. А. Яковлев) были обсуждены модели встраивания России в систему институтов глобального рынка, механизмы развития и распространения инноваций, а также проблемы трансформации финансовых институтов в переходных экономиках. В рамках секции прошел круглый стол «Конкурентоспособность бизнеса и институты, ее обеспечивающие».

Секция «Модернизация институтов экономического пространства» (руководитель: профессор ГУ-ВШЭ А. Г. Гранберг) была посвящена рассмотрению проблем взаимодействия центра и регионов в разных экономических системах, механизмов и инструментов влияния региональных властей на экономическое развитие, моделей организации институтов регионального управления в России. В рамках секции прошли два круглых стола — «Федерализм и развитие экономического пространства России» и «Модернизация региональных институтов в России».

На круглом столе «Приоритетные задачи институциональных реформ исполнительной власти в Российской Федерации» (ведущие: проректор ГУ-ВШЭ А. В. Клименко, декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ А. Г. Барабашев, первый проректор ГУ-ВШЭ Л. И. Якобсон) обсуждались предваритель-

ные результаты и ход выполнения программ реформирования государственного управления, существующие проблемы и взаимосвязь реформирования государственной службы, административной реформы, реформирования бюджета и бюджетного процесса, а также международный опыт реформирования исполнительной власти, условия и возможности его применения в России.

Круглый стол «Институализация виртуальной сферы: мир человека и потребление» (ведущие: профессор ГУ-ВШЭ Н. Е. Покровский, профессор Санкт-Петербургского государственного университета В. И. Ильин) был посвящен рассмотрению теоретических и практических вопросов институализации потребления. Участниками всесторонне обсуждались проблемы потребления в различных сферах (музыка, туризм, индустрия моды, общественное питание), а также вопросы виртуализации и ее институциали-зированные формы.

На круглом столе «Поведенческая экономика» (ведущий: координатор научных программ Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ А. В. Белянин) российские и зарубежные ученые обсудили вопросы экономической психологии.

Более подробную информацию и тексты прозвучавших на конференции выступлений можно найти на сайте ГУ-ВШЭ (http:// www.hse.ru) в разделе «Международные конференции».

Вызвав значительный интерес в научных кругах, академическом и экспертном сообществе, VI Международная научная конференция ГУ-ВШЭ «Модернизация экономики и выращивание институтов» в очередной раз подтвердила свой статус ведущего форума в научной жизни России.

И. В. Корзенков

Государственный университет -Высшая школа экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.