Научная статья на тему 'Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф. Первая лекция. Об абсолютном понятии Науки'

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф. Первая лекция. Об абсолютном понятии Науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф. Первая лекция. Об абсолютном понятии Науки»

Электронный философский журнал Vox: http://vox-journal.org Выпуск 41 (июнь 2023)

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф Первая лекция

■в

Об абсолютном понятии Науки

Пожалуй, здесь будет уместно указать на те особенные причины, которые побудили меня к прочтению настоящих лекций. С другой стороны, представляется совершенно излишним слишком долго задерживаться на общих доказательствах необходимости лекций о методе университетского образования, что они не только нужны и полезны для обучающегося студента, но важны и плодотворны для оживления и лучшего направления самой науки.

Юноша, впервые вступающий на академическое поприще, может оказаться под впечатлением хаоса, в котором он еще ничего не различает, словно в огромном океане без компаса и путеводной звезды. И это впечатление охватит его тем сильнее, чем более у него чувства и стремления к Целому. Те немногие, для которых ясный свет уже с самого начала указывает верный путь, ведущий к цели, представляют собой исключение, которое здесь можно не принимать во внимание. Обыкновенное же следствие этого состояния у наиболее организованных умов таково, что они начинают беспорядочно отдаваться всевозможному обучению, блуждая по всем направлениям и не проникая до зерна какого-либо из них (которое, однако, и есть основа всестороннего и высшего образования), и в конце академического пути, после бесплодных попыток, доходят в лучшем случае лишь до понимания того, как много было напрасно сделано и как много существенного было упущено. Те же, кто сотворен из менее благородного материала, уже с самого начала отрекаются от идеи Целого, предаваясь научной пошлости, и в лучшем случае пытаются посредством обычного прилежания и механической памяти усвоить в сфере своей особенной специальности ровно столько, сколько им представляется необходимым для своего внешнего существования в будущем.

Смущение, которое охватывает лучших перед лицом выбора как предметов, так и рода своего образования, приводит нередко к тому, что они доверяются недостойным, которые заполняют их головы своими низменными представлениями о науках или пренебрежением к ним.

Таким образом, необходимо, чтобы в университетах более открыто и общедоступно обучали цели, роду, целому и особенным предметам университетского образования.

Следует принять во внимание еще и другое. И в науке, и в искусстве особенное лишь постольку имеет ценность, поскольку оно содержит в себе всеобщее и абсолютное. Но, как показывает большинство примеров, слишком часто бывает так, что за определенным занятием забывается универсальное образование, а за стремлением стать хорошим правоведом или врачом — более высокое назначение ученого вообще, цель облагороженного

1 Печ. по: Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф. Лекции о методе университетского образования / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. Ивана Фокина. — СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2009. — С. 3-13. Лекция публикуется с любезного разрешения издательства и переводчика И. Л. Фокина.

наукой духа. Можно было бы возразить, что против подобной односторонности образования достаточным средством является изучение более всеобщих наук. Я не намерен, в общем, этого отрицать и скорее сам это утверждаю. Геометрия и математика очищают дух для чисто разумного познания, которое не нуждается в материале. Философия, охватывающая всего человека и затрагивающая все стороны его естества, еще более приспособлена к тому, чтобы освободить дух от ограниченности одностороннего образования и возвысить его в царство всеобщего и абсолютного. Однако между всеобщей наукой и особенной ветвью знания, которой посвящает себя единичный индивид, либо не существует вообще никакого отношения, либо наука в своей всеобщности не может опуститься настолько, чтобы показать эти отношения; так что тот, кто сам не в состоянии их познать, оказывается в особенных науках оставленным абсолютной наукой и намеренно предпочитает лучше изолироваться от живого целого, чем бесполезно расточать свои силы в напрасном стремлении к единству с ним.

Таким образом, обучению отдельной дисциплине должно предшествовать познание органического Целого всех наук. Тот, кто посвящает себя какой-то определенной науке, должен узнать сперва место, которое она занимает в этом Целом, и тот особенный дух, который ее одушевляет, равно как и способ изучения, благодаря которому она присоединяется к гармоничному строению Целого, — следовательно, узнать также и то, каким образом он сам должен приступать к этой науке, чтобы мыслить ее не рабски, но свободно и в духе Целого.

Вы уже понимаете из только что сказанного, что методика университетского образования состоит лишь в действительном и истинном познании живой связи всех наук, что без этой связи всякое наставление оказывается мертвым, бездуховным, односторонним и ограниченным. Однако это требование Целого, может быть, никогда еще не было более настоятельным, чем в настоящее время, когда, кажется, все в науке и искусстве властно пробивается к единству, и даже, по-видимому, самое отдаленное затронуто им в своей области, когда каждое потрясение в центре или поблизости от него быстрее и как бы непосредственнее ведет к частям, а новый орган созерцания образуется более всеобщим образом и почти для всех предметов. Такое время не может пройти бесследно, не породив новый мир, который неминуемо погребет в ничтожестве тех, кто не будет принимать в нем деятельного участия. В первую очередь только свежим и неиспорченным силам юного мира можно доверить сохранение и образование этого благородного дела. Никто заранее не исключен из участия, ибо в любой части — за какую он бы ни взялся — имеется момент всеобщего возрождающего процесса. Чтобы достичь на этом пути успеха, нужно проникнуться духом Целого и постичь свою науку как органический его член, познавая ее назначение в этом образующемся новом мире. К этому он должен устремиться самостоятельно или с помощью других, пока он сам еще не закоснел в устаревших формах и пока под воздействием чужой или своей собственной бездуховности в нем не погасла высшая искра, — стало быть, в ранней молодости и, согласно нашим учреждениям, — в начале университетского образования.

От кого же получить это познание и кому следует в этом довериться? В основном — самому себе и своему лучшему гению, который непременно приведет к цели*; ну и потом — тем, кто, искренно желая достичь научного Целого, уже до этого обладал хорошим знакомством с той или иной особенной наукой, и у кого, следовательно, ясно

просматривается определенная связь, предшествующая приобретению этих высших и всеобщих воззрений о Целом всех наук. Но кто не имеет всеобщей идеи науки и не стремится к ней, тот, без сомнения, наименее всего способен пробудить ее у других; кто посвящает свое (весьма, впрочем, похвальное) прилежание подчиненной и ограниченной науке, тот не годится для того, чтобы возвыситься до созерцания органического Целого науки.

Такого созерцания вообще можно ждать лишь от науки всех наук, от философии. В особенности, стало быть, от того философа, особенная наука которого должна быть направлена вместе с тем на абсолютно всеобщую Науку, и, таким образом, внутреннее стремление его познания уже должно быть направлено на тотальность познания.

Эти соображения, уважаемые господа, и побудили меня начать эти лекции, цель которых вы без труда уясните из сказанного. Насколько я в состоянии удовлетворить своему собственному замыслу и идее такого сообщения, я предоставляю пока тому доверию, которое вы всегда мне оказывали и достойным которого я постараюсь быть и на этот раз.

Позвольте мне сократить все то, что могло бы оказаться лишь введением и приготовлением, и прямо перейти к тому, от чего будет зависеть все наше дальнейшее исследование и без чего мы не сможем сделать ни шага для разрешения нашей задачи. Это есть идея в самом себе безусловного знания — абсолютно Единое, в котором всякое знание также есть только единое, идея того Празнания (ИгшББеп), которое, расщепляясь на различных ступенях являющегося идеального мира, простирается на все бесконечное древо познания. В качестве знания всякого знания оно должно быть тем, что совершеннее всего выполняет требование, или предпосылку, которая содержится во всяком его роде, — и не только для особенного случая, но и для абсолютно всеобщего. Если можно выразить эту предпосылку как согласие с предметом, как чистое разрешение особенного во всеобщее или как-нибудь еще, то подобное согласие немыслимо ни вообще, ни в каком-либо отдельном случае без более высокой предпосылки, состоящей в том, что истинно Идеальное исключительно и без дальнейшего опосредования есть также истинно Реальное и что вне одного нет другого. Мы, собственно, не можем доказать само это существенное единство в философии, так как оно, скорее, есть вход во всякую научность; можно доказать лишь то, что без него вообще нет никакой науки, а также показать, что во всем, что претендует быть наукой, это тождество, или полное восхождение реального к идеальному [и, наоборот, возможность полного вхождения идеального в реальное]2, собственно, и является целью.

Бессознательно эта предпосылка лежит в основе всего того, чем славятся различные науки о всеобщих законах вещей (или природы вообще), равно как и в основании их стремления к познанию этих законов. Ибо эти науки также хотят, чтобы конкретное и непроницаемое, находящиеся в особенных явлениях, разрешились для них в чистую очевидность и прозрачность всеобщего разумного познания. Можно допустить, что эта предпосылка действительна в более ограниченных сферах знания и для единичных случаев, если не понять ее — и именно поэтому не признать — всеобщей и абсолютной, как она высказана в философии.

2 Здесь в дальнейшем в квадратных скобках восстановлен текст редакции 1803 г., опущенный Шеллингом для последующего издания лекций в 1809 г.

Геометр основывает свою науку более или менее сознательно на абсолютной реальности безусловно Идеального: когда он, например, доказывает, что в каждом возможном треугольнике все три угла вместе равны двум прямым углам, то он не доказывает свое знание посредством сравнения с конкретными или действительными треугольниками и имеет в виду не их непосредственно, но их прообраз — он знает это непосредственно из самого знания, которое абсолютно идеально и на этом основании также абсолютно реально. Но если бы вопрос о возможности знания попытались свести к вопросу о возможности одного лишь конечного знания, то сам вид эмпирической истины, которую имеет это последнее, никогда не был бы в каком-нибудь отношении чем-то таким, что называют предметом — ибо как можно было бы добраться до этого предмета иначе, если не исключительно посредством самого знания ? — следовательно, оказался бы вообще непонятно чем, если бы то в себе Идеальное, которое во временном знании вообразимо является лишь в конечности, не было бы реальностью и субстанцией самих вещей.

Но именно эта первая предпосылка всех наук — существенное единство безусловно Идеального и безусловно Реального — возможна лишь вследствие того, что то самое, что есть одно, есть также и другое. Но это и есть идея Абсолютного, состоящая в том, что Идея в отношении к себе является также и Бытием. Таким образом, Абсолютное и есть та высшая предпосылка и самое первое знание.

Благодаря этому первому знанию всякое другое знание есть в Абсолютном и само абсолютно. Ибо, хотя Празнание (Urwissen) в своей совершенной абсолютности изначально пребывает лишь в нем, как в абсолютно-Идеальном, оно все же вообразимо для нас как сущность всех вещей и вечное понятие нас самих, и наше знание в своей тотальности предназначено быть отображением (Abbild) вечного знания. Понятно, что я говорю не об отдельных науках, поскольку они обособились от этой тотальности и отдалились от своего истинного прообраза. Конечно, только знание в своей всеобщности может быть совершенным рефлексом подобного образцового знания, но всякое особенное знание и всякая особенная наука охвачены (begriffen) в этом Целом как органическая часть; и потому всякое знание, которое непосредственно или опосредованно (пусть даже через множество средних членов) не относится к Празнанию, не имеет реальности и значения.

От способности увидеть всякое (в том числе и особенное) знание в его связи с Изначальным и Единым зависит, осуществляется ли работа в особенной науке духовно и с тем высшим вдохновением, которое называют научным гением. Всякая мысль, которая не продумана в духе Единства и Всеобщности (Ein- und Allheit), сама по себе пуста и негодна; то, что не в состоянии гармонично вступать в это движущееся и живущее Целое, есть мертвый осадок, который раньше или позже будет вытолкнут органическими законами; конечно, и в царстве Науки достаточно бесполых пчел, которые, поскольку им отказано производить, размножаются посредством неорганических отложений своей собственной бездуховности. Высказав эту идею о назначении всякого знания, мне нечего больше добавить к вопросу о ценности науки самой по себе: всякая норма образования или усвоения науки в себе самой, которую я могу выдвинуть в дальнейшем, вытекает исключительно из этого основания Единой Идеи.

Историки философии рассказывают о Пифагоре, что он первый изменил ходячее в его время имя науки 0Оф1а на ф1ЛооОф1а (любовь к мудрости), поскольку кроме Бога никто не является мудрым. Хотя это сообщение исторически истинно, все же в самом этом

переименовании уже признана та предпосылка, что всякое знание есть стремление к общности с божественным Существом, есть участие в Его Празнании, образ которого есть видимый универсум, а месторождение — Мудрость Его вечной Воли. Согласно этому же самому воззрению, поскольку всякое знание есть лишь Единое и всякий его род выступает лишь как член в организме Целого, все науки и виды знания суть части единой философии, т. е. стремления принять участие в Празнании.

И все, что происходит непосредственно из Абсолютного как из своего корня, само абсолютно, стало быть, не имеет цели вне себя, но само является целью. Однако знание в своей всеобщности — это одно непосредственно абсолютное явление единого Универсума, а его бытие или природа — другое. В области реального господствует конечность, в области идеального — бесконечность; первое является тем, что оно есть, посредством необходимости, второе должно быть самим собой благодаря свободе. Человек, вообще разумное существо, призван к тому, чтобы быть завершением мирового явления (Welterscheinung): из него, из его деятельности должно развиться то, чего недостает для тотальности откровения Бога, ибо хотя природа и зачинает (empfangt) всю божественную Сущность, однако лишь в Реальном; образ той же самой божественной Природы, как она есть в себе самой, разумное существо должно выражать в Идеальном.

Против безусловности науки можно ожидать весьма распространенного возражения, которому мы придадим более высокую форму, чем обычно, а именно что само знание представляет лишь часть представления Абсолютного, проектируемого в бесконечность, в котором оно [это знание] понимаемо как средство, к которому действие относится как цель.

«Действие, действие!» — вот клич, звучащий со всех сторон, и громче всего — со стороны тех, у кого знание противится движению вперед.

Весьма похвально призывать к действию. Действовать, как полагают, может каждый, ибо это зависит от свободной воли. Знать же, особенно в философском смысле, доступно не всякому, и здесь, помимо прочих условий, ничего не добьешься с помощью и самой лучшей воли.

Поставим вопрос о выдвигаемом возражении непосредственно так: что это за действие, к которому знание относится как средство, и что это за знание, которое относится к действию как к цели? Где вообще находится основание самой возможности такого противопоставления?

Если положения, которые я должен здесь затронуть, получают свое действительно всестороннее освещение лишь в философии, это не мешает тому, чтобы они были понятны по меньшей мере для настоящего рассмотрения. Кто только вообще понял идею Абсолютного, тот также видит, что в нем можно мыслить лишь Одно (Единое) Основание возможного противопоставления и что, следовательно, если вообще из него можно понять противоположности, то они должны вытекать из этого Единого. Природа Абсолюта такова: в качестве абсолютного быть и Идеальным, и Реальным. В этом определении имеются две возможности: что Абсолют как Идеальное образует свою сущность в форме как Реальное и что он, поскольку эта его форма может быть только абсолютной, тем же способом навечно разрешает и форму в сущность, так что он есть сущность и форма в более совершенном проникновении. В этих двух возможностях и состоит единое действие первоначального знания; но так как оно абсолютно неделимо и, следовательно, есть сплошь реальность

и идеальность, из этой неделимой дуплицитности и в каждом акте абсолютного знания также должно быть образовано выражение обоих в Едином: и в том, что в Целом является Реальным, и в том, что является в нем Идеальным. Таким образом, подобно тому, как в природе, когда образ божественного превращения (Verwandlung) идеальности в реальность и также преобразования (Umwandlung) последней в первую являет себя благодаря свету (и в конечном итоге благодаря разуму), так, с другой стороны, в том, что в Целом понимается как Идеальное, должны точно так же снова встретиться реальная и идеальная стороны; первую сторону этого Целого можно признать идеальностью в реальности, однако как идеальную, вторую — противоположным видом Единства. Первый род явления есть знание, поскольку в нем субъективность являет себя в объективности, второй род есть действие, поскольку в нем мыслится скорее прием особенности во Всеобщность3.

Достаточно только понять эти отношения в высшей абстракции, чтобы также увидеть, что противоположность, в которой выступают оба единства внутри того же самого тождества Празнания, — знание и действие, имеет место только для одного лишь конечного постижения, ибо ясно само по себе, что если в знании Бесконечное представляется Конечному идеальным родом, а в действии конечность таким же способом представляется Бесконечному, то каждая из обоих противоположностей в Идее или В-себе (An-sich) выражает одно и то же абсолютное единство первоначального знания.

Временное знание, точно так же, как и временное действие, полагает лишь обусловленно и сукцессивно (во временной последовательности) то, что в Идее присутствует безусловно и сразу. Поэтому во временном отношении знание и действие выступают необходимо раздельно, как в Идее благодаря присущей ей самой абсолютности они представляют собой Единое. Подобно тому как в Боге абсолютная Мудрость в качестве Идеи всех идей в силу своей абсолютности есть также безусловная Мощь, заключающая в себе совпадение Идеи и Действия (т. е. без предшествования «идеи» в качестве намерения, определяющего «последующее действие»), и есть, следовательно, вместе с тем абсолютная Необходимость.

Это относится как к этой, так и ко всем другим противоположностям — они являются таковыми лишь до тех пор, пока каждая из них не понимается как абсолютная для себя, стало быть, понимается лишь конечным рассудком. Основание противополагания находится, согласно этому, лишь в равно несовершенном понятии о знании и о действии, которое благодаря этому должно быть возвышено до того, чтобы знание понимали как средство для действия. Для подлинно абсолютного действия знание не может выступать в таком отношении, ибо данное действие — именно потому, что оно абсолютно, — не может быть определено посредством знания. То самое единство, которое присутствует в знании, образуется также и в действии — в абсолютный, в себе обоснованный мир. Здесь не идет речь о являющемся действии, точно так же, как и о являющемся знании: и то и другое выступает и падает одновременно друг с другом, ибо каждое из них имеет реальность, конечно, лишь в противоположность к другому.

Те, кто делает знание средством, а действие целью, на самом деле не имеют о Действии никакого понятия, довольствуясь лишь ходячим представлением о ежедневной

3 Ср. с исследованием Шеллинга «Über das Verhältnis der Naturphilosophie zur Philosophie überhaupt» («Об отношении натурфилософии к философии вообще») // Schelling F. W. J. Sämtliche Werke. I. Abth. 5. Bd. A. 122. — Примеч. издания 1859 г.

деятельности, взятым из обыденной жизни. И точно так же под Знанием они представляют «знание» об этой пошлой обыденности, каковое должно стать для нее средством. Философия должна научить их исполнять свои жизненные обязанности; для этого, стало быть, им и нужна философия: они занимаются ею не из свободной необходимости, но как служители понятия, которое дает им в руки наука. Вообще наука, по их мнению, нужна для того, чтобы возделывать им поля, совершенствовать ремесла и питать их истощенные силы. Геометрию, например, они считают прекрасной наукой не потому, что она являет чистую очевидность, будучи объективнейшим выражением самого разума, но потому, что она учит, как мерить поля и строить дома! Или потому еще, что делает возможным движение по морям и океанам торговых судов! То же, что она служит также и для ведения войны, умаляет ее ценность — ведь война совершенно противна всеобщей человеческой любви! Философия, в свою очередь, никак не годится для первых целей и в лучшем случае лишь для последней, а именно чтобы вести войну против поверхностных умов и апостолов полезности в науке. Поэтому она в своей основе также оказывается в высшей степени никуда не годной.

Те, кто не понимает смысл абсолютного единства знания и действия, приводят, с другой стороны, такие общедоступные примеры (Populaгitaten): «Если бы знание было едино с действием, тогда одно всегда следовало бы из другого», «Можно очень хорошо знать, в чем состоит справедливость, вовсе не поступая благодаря этому знанию справедливо» и т. д. При этом они совершенно правы в том, что действие не следует из знания, и высказывают в этой рефлексии как раз то, что знание не представляет собой средство действия. Они не правы лишь в том, что ожидают такого следствия. Они не понимают отношения между знанием и действием в самом Абсолютном. Им также недоступно и то, что всякое особенное может быть безусловным для себя, и делают одно зависимым в отношении цели, точно так же, как другое — в отношении средства.

Знание и действие никогда не будут находиться в истинной гармонии иначе, чем посредством одной и той же абсолютности. Как не бывает истинного знания, которое непосредственно или посредственно не является выражением Празнания, так не бывает и истинного действия, которое не выражает, пусть даже посредством еще большего количества средних членов, первоначальное действие и в нем Божественную Сущность. Та свобода, которую ищут в эмпирическом действии или которую полагают в нем увидеть, столь же мало есть истинная свобода и столь же есть заблуждение, как и истина эмпирического знания. Не бывает истинной свободы иначе, как посредством абсолютной необходимости**, и между первой и второй то же самое отношение, что и между абсолютным знанием и абсолютным действием***.

* У каждого человека есть внутренний друг, чьи внушения чище всего в юности; только легкомыслие отгоняет его, а склонность к обыденным интересам заставляет его в конце концов совершенно умолкнуть. (Здесь и далее под звездочкой даны примечания Шеллинга. — Ред.)

** Она должна интегрироваться с необходимостью.

*** Поэтому в свободе, т. е. в самом действии, восстанавливается необходимость, как и, наоборот, только истинно абсолютное знание является одновременно абсолютно необходимым и абсолютно свободным знанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.