Научная статья на тему 'ШАШМАКОМ ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА'

ШАШМАКОМ ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Шашмаком / двенадцать макомов / нарративы / музыка народов Азии / легенды / национальное музыкальное искусство / музыкальные трактаты / великие ученые / мастера-композиторы / хафизы / музыканты / трудолюбие / современная музыка / живые предметы / статусная система / теория музыки

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маъруфжон Абдумуталибович Ашуров

Доказательством вышесказанного могут служить трактаты, созданные в XVI-XIX вв., разъясняющие теоретические и практические вопросы музыки. Эти трактаты, с одной стороны, доказывают, что музыка является жизнеспособным занятием, и восхваляют ее достоинства с помощью религиозных повествований и легенд, а с другой стороны, нечетко определяются теоретические и практические вопросы музыки и высказывается множество противоречивых мнений. В этой статье объясняется основа шашмакома, традиционного исполнительского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШАШМАКОМ ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»

ШАШМАКОМ - ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО

ИСКУССТВА

Маъруфжон Абдумуталибович Ашуров Андижанский государственный университет

Аннотация: Доказательством вышесказанного могут служить трактаты, созданные в XVI-XIX вв., разъясняющие теоретические и практические вопросы музыки. Эти трактаты, с одной стороны, доказывают, что музыка является жизнеспособным занятием, и восхваляют ее достоинства с помощью религиозных повествований и легенд, а с другой стороны, нечетко определяются теоретические и практические вопросы музыки и высказывается множество противоречивых мнений. В этой статье объясняется основа шашмакома, традиционного исполнительского искусства.

Ключевые слова: Шашмаком, двенадцать макомов, нарративы, музыка народов Азии, легенды, национальное музыкальное искусство, музыкальные трактаты, великие ученые, мастера-композиторы, хафизы, музыканты, трудолюбие, современная музыка, живые предметы, статусная система, теория музыки

SHASHMAQOM IS THE BASIS OF TRADITIONAL PERFORMANCE ART

Marufjon Abdumutalibovich Ashurov Andijan State University

Abstract: The treatises created in the 16th-19th centuries, which explain the theoretical and practical issues of music, can be the proof of the above opinion. These treatises, on the one hand, prove that music is a viable activity with the help of religious narratives and legends, and praise its virtues, on the other hand, the theoretical and practical issues of music are vaguely described and many contradictory opinions are expressed. This article explains the basis of Shashmaqom, a traditional performing art.

Keywords: Shashmaqom, Twelve makoms, narratives, music of Asian peoples, legends, national music art, music treatises, great scientists, master composers, hafiz, musician, hard work, modern music, live na' items, status system, music theory.

Введение.

История культуры народов Средней Азии с 16 по 19 века недостаточно освещена в источниках. Согласно источникам, связанным с историей культуры,

наука и искусство жили в условиях социальных противоречий и взаимных феодальных войн. Как уже говорилось выше, с XVI века усиливается влияние ислама на науку и культуру Ближнего Востока. Вот почему влияние мистицизма сильно в трактатах о науке и искусстве, созданных в эти периоды.

Доказательством вышесказанного могут служить трактаты, созданные в XVI-XIX вв., разъясняющие теоретические и практические вопросы музыки. Эти трактаты, с одной стороны, доказывают, что музыка является жизнеспособным занятием, и восхваляют ее достоинства с помощью религиозных повествований и легенд, а с другой стороны, нечетко определяются теоретические и практические вопросы музыки и высказывается множество противоречивых мнений. . Поэтому необходимо смотреть на факты в музыкальных памфлетах с глубоким критическим взглядом. Потому что главный вопрос, обсуждавшийся в них, - вопрос о двенадцати позициях и ритме - не был выяснен и запутан. Жаль, что в прошлом у Шашмакома не было источников, связанных с теоретическими вопросами. Поэтому трудно точно сказать, в какой период формировался Шашмаком.

Статусы, как и другие явления общества, жили в зависимости от социальных, художественно-эстетических требований и потребностей времени и претерпевали большие изменения в ходе своего развития. Некоторые фактические материалы позволяют говорить о том, что двенадцать макамов жили до тех пор, пока не образовался Шашмакам. Можно подумать, что его музыкальный материал - наигрыши и песни - лег в основу цикла «Шашмаком».

Доказательством этого могут служить вопросы общности и композиционного искусства в названиях двенадцати макамов и шашмакомных дорог. Потому что такой масштабный жанр, как Шашмаком, можно создать только при наличии зрелых профессиональных музыкантов, имеющих богатый теоретический и практический опыт создания статусов на основе созданного веками богатства народной музыки. Ни один профессиональный коллектив не может выполнить такую большую работу, как создание сериала «Шашмаком», без оригинального мелодического материала, аналогичного статусному ряду, без опоры на многолетние традиции и богатый опыт. Поэтому можно сказать, что Шашмаком был создан только на основе мелодического материала макамного ряда, созданного до него.

Шашмаком, классический образец музыки узбекско-таджикских народов, возник как самостоятельный музыкальный жанр примерно в первой половине 18 века. Причиной такого предположения является то, что музыкальные трактаты, написанные в Средней Азии до 18 века, говорят только о двенадцати статусах. В музыкальных источниках, написанных до XIX века, Шашмаком не

упоминается. Поэтому считается, что серия из двенадцати статусов дожила до 18 века.

До сих пор в нашем музыкознании бытовало мнение, что шашмакомные группы образовались в 16 веке. Эксперты опирались на рукопись № 1466, хранящуюся в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана, и допустили такую ошибку. Известный востоковед профессор А.А.Семенов указывал, что рукопись этого произведения составлена музыковедом XVI века Мавлано Кавкаби и что это «Куллиёти Кавкаби» («Собрание сочинений Кавкаби»). Дальнейшие исследования показали, что действительно эта работа в рукописи изначально содержит некоторые сведения о Двенадцати Статусах и Каукаби. Затем идет сборник, содержащий тексты Шашмакома, составленные не в XVI веке, а в период правления бухарского эмира Насрулла-хана.

С первой половины XIX века в Средней Азии стали появляться сборники, содержащие тексты стихов, прочитанных в разделе «Шашмаком». Одним из них является упомянутое выше произведение, посвященное эмиру Бухары Мангит Насрулла-хану (1826-1860).

Кроме того, среди текстов стихов, отнесенных к Шашмакому в этом сборнике, также использовались газели узбекско-таджикских поэтов-классиков XVII и XVIII веков - Бедиля, Машраба, Сайидо, Зебунисо, Назима, что доказывает, что это не так.

Итак, можно сделать вывод, что в 19 веке шашмаком был распространен среди узбекского и таджикского народов, а в 18 веке формировался спорадически. Структурная структура Шашмакома показана на диаграмме ниже.

Если макамы исполняются полностью и целиком, то сначала их инструментальные партии исполняются друг за другом, а затем они передаются в ветви хорового отделения. Из вышеприведенных таблиц известно, что в инструментальной части макамов, кроме одноименных напевов - Тасниф, Тарье', Гардун, Мухаммас, Сакилар, есть также части, принадлежащие каждому макаму.

Каждая из мелодических линий в инструментальных разделах считается самостоятельным инструментом и дополняется по наименованию статусов, к которым они принадлежат. Например, Таснифи Бузрук, Тарджей Бузрук, Сакили Наво, Самойи Дугох, Мухаммаси Ирак, Гардуни Сегох и др. Эти инструментальные композиции Шашмакома отличаются очень сложной и проработанной мелодической структурой. Напевы и песни каждого статуса не ограничиваются только основой тона и художественно-эстетическим эффектом этих статусов, но в разных частях изменяются и обогащаются своими характеристиками.

Инструментальные треки любого статуса могут вызвать у человека радость, печаль или бодрое настроение. Представления, выраженные в музыкальных трактатах о двенадцати макамах, также соответствуют путям Шашмакома. Поскольку Шашмаком представляет собой сочетание ветвей в системе двенадцати статусов, естественно, что духовное влияние шести статусных путей различно. Потому что каждый статус содержит мелодии и песни с разной темой, тоном и методом круга. Например, возможно, что статус Ушшак в Статусе Двенадцати использовался как ответвление статуса Рост в Шашмаке. Ушшок страстный, а Рост - статус, дарящий приятное и веселое настроение. Поэтому в Шашмакоме много макамов, дающих разное настроение, что видно даже если сравнить его с системой двенадцати макамов. Изучение художественно-эстетических аспектов статуса также является особой темой и требует глубоких научных исследований.

В вышеперечисленных макамах мелодические линии с одинаковым названием характеризуются тем, что метод построения одинаков, хотя тональность и мелодические темы различны. Поэтому причина, по которой их называют тасниф, тарье, гардун, мухаммас и т. д., заключается в единстве метода, которым они обладали изначально. Еще одна особенность всех музыкальных композиций Шашмакома заключается в том, что они в основном состоят из кусочков мелодии, называемых «хана» и «бозгой». Они могут состоять из одного или нескольких предложений.

Кхона означает «дом» в смысле комнаты, т. е. «комнаты, где размещаются звуки и другие элементы мелодии».

В инструментальных композициях Шашмакома палата является меняющейся частью мелодии, и через ее предложения мелодия развивается вверх, к кульминации, постепенно возвращается к исходной точке и передает смысл мелодии, играет решающую роль в обогащении. и выражение законченной мысли.

Здесь необходимо упомянуть слово «байт» в поэзии. Двухстрочное стихотворение в форме газели считается одним стихом. «Байтуш-шеер» означает «дом, комната» стихотворения, т. е. его письменная форма. А персидская хана является эквивалентом арабского «байт» и представляет собой части мелодии.

Термин хана использовался в прошлом как музыкальный термин, обычно используемый для описания мелодий и частей песен. Потому что в песнях узбекско-таджикских народов, дошедших до нас, сотни примеров песен, составленных из «хана» и «бозгой». Таким образом, комнаты можно рассматривать как части мелодий и песен в целом. Выше, говоря о форме музыкальных произведений по памфлетам, встречались выражения сархана

(главная, главная комната), миянхана (средняя комната) и бозгой. Несомненно, что эти фразы и есть те части, из которых состоят мелодии и песни - помещение и сам бозгой. Даже сегодня статусные учителя используют такие выражения, как сархат, миёнхат (основное предложение, среднее предложение) в музыкальных терминах.

А в дугохском статусе Шашмакома такое название сохранилось до нас в «Мухаммаси чор Сархана» (четырехгранные мухаммы). Поэтому эти выражения сохранились в музыкальной лексике и по сей день и до сих пор употребляются в разных формах и значениях.

А бозгой (возвратная часть мелодии) - это повторяющаяся часть мелодии (припев), которая повторяется после каждого цикла номера. Часто чем больше номеров в мелодии, тем она лучше. Иногда бозги могут приходить не только после каждой комнаты, но и после нескольких из них или перед первой комнатой (например, Таснифи Наво, Таснифи Дугох и т.д.). Мы поговорим об этом на своем месте. Таким образом, хана и бозголи представляют собой куски мелодии, составляющие инструментальные композиции макама. Например, возьмем Таснифи Дугох из популярных песен. Классификация дугох начинается с бозгоя, и музыканты исполняли его по-разному.

После исполнения инструментальной части каждого макама, входящего в систему шашмакома, он переводится в его певческую часть. Как было сказано выше, в певческом отделе макамов есть несколько ответвлений. Разделим эти ветки на две части (группы). Группа ответвлений, включенная в первую часть раздела песен макамов, - это Сарахбор, Талкин, Насрлар и их уфары. После него исполняются тароны в Сарахборе, Насре и Талкинларе. В группу ветвей, включенных во вторую часть раздела Ашула, входят южные монголы и некоторые способы распева, уникальные для разных статусов. Ветви, входящие во вторую часть, имеют ответвления, называемые талкинча, кашкарча, сокинома и уфар, а савт и могулча исполняются вместе с этими ответвлениями друг за другом.

Ветви, составляющие первую и вторую части, изначально различают по своим ответвлениям (тарона или талинча, кашкарча и др.). Еще одна их особенность заключается в том, что группа ветвей, вошедших в первую часть, исполнялась одна за другой, а Савта, монголы, вошедшие во вторую часть, упоминались отдельно вместе со своими ветвями, то есть монголы Савта не будут воспроизводиться.

Такие ответвления, как Сарахбор, Наср, Талкин, составившие первую часть, и уфары этой части считаются основными певческими маршрутами шашмакомской певческой секции. После образования Шашмакома были созданы такие ответвления, как Савт и Монголча. Хотя имя Саута встречается в

сборнике, переписанном в период правления Амира Насрулла-хана (середина XIX в.) и содержащем стихи, обращенные к Шашмакому, монгольское название не приводится. При этом не приводятся названия ответвлений Савта (таких как Талкинча, Кашкарча, Сокинома) и написанные в них тексты стихов. Из этого можно сделать вывод, что в те времена не было ответвлений ветвей, называемых монгольскими и другими названиями, входящими во вторую часть.

Отмечено, что традиции композиционного искусства, укрепившиеся в XV веке и продолжающиеся по сей день, сыграли решающую роль в появлении отделений в шашмакомном певческом отделении. В этот момент необходимо уделить особое внимание вопросу семплов, входящих в состав песенного раздела макамов и сыгравших важную роль в развитии композиционной традиции. Структуру статусных ветвей невозможно представить, не имея более детального понимания этого вопроса, который до сих пор совершенно не изучался. Намуды - единственные дошедшие до нас живые образцы музыкальных традиций XV-XVII веков и композиционной традиции того периода. Одним из известных вариантов понятий помещения (сархана, миянхана), бозгой, саут, амал, упоминаемых в древних музыкальных трактатах, является вопрос о семплах. Именно поэтому, прежде чем знакомиться с основными ответвлениями макамов, составляющих певческий раздел, необходимо остановиться на вопросе о моделях.

От их исполнения, как и от других музыкальных произведений, во многом зависит способность мелодии и песенных строк инструмента шашмаком и вокальной части доходить до слушателей, доставлять им удовольствие и наслаждение.

Инструменталист и хафиз должны обладать особыми навыками исполнения шашмакома и других объемных народно-музыкальных произведений, владеть мастерством исполнения макамов на высоком уровне. Низкая производительность может дать неверное представление о путях состояния.

При исполнении макама стиль речи одного хафиза и то, как он поет, не похожи на другой. Разные хафизы могут выполнять путь определенного статуса даже на уровне вариантов. Потому что каждый из них вносит определенные изменения в возможности своего голоса, чтобы тщательно и красиво исполнить песню. В зависимости от силы и высоты голоса Хафиза он может сокращать части мелодии в песне или добавлять к ним такие части, как сэмплы. Например, бухарские писцы добавляли к Кокан Ушшог Сегох, Ушшак, Уззол и Мухайяри Чоргох, а в Ферганской долине ограничивались только Намуди Сегохом. В Таджикистане к нему даже добавили кульминацию феи Зебо. Наврузи Сабо на

самом деле исполняется с Сегохом, Наво и Оразом. Покойный Домулла Халим Наврузи рассказал Сабо Намуди Сегох в полной форме.

Однако следует отметить, что бухарские хафизы обладают уникальными высокими навыками и приемами в исполнении статусов. Такой исполнительский стиль следует рассматривать как продукт исполнительской традиции, сложившейся в Бухаре, центральном городе Средней Азии, с глубокой древности. Поэтому вопрос «диалекта» также следует учитывать при реализации статусов. Как и в области языка, в исполнении узбекско-таджикской музыки существуют некоторые различия между разными регионами и городами по «диалекту». Например, определенный напев или песня, спетая на бухарском говоре, будет звучать по-разному, если она исполнена на ташкентском и ферганском говорах, или наоборот, музыкальные произведения, спетые на ташкентском и ферганском говорах, будут звучать по-разному в исполнении бухарского и самаркандского певца. -композиторы. Поэтому правильнее смотреть на вопрос отдаленности и близости напевов к шинаванде с точки зрения диалекта, имеющего некоторые особенности в исполнении.

Существуют также некоторые различия в манере исполнения хафизов в разных городах, районах и долинах Узбекистана и Таджикистана. Например, определенный статусный путь по-разному исполняется в Бухаре и Самарканде, по-разному в Фергане и Ташкенте, одинаково в Ходженте (Ленинабаде) и других регионах Таджикистана, а в Хорезме фрагментарно. Хотя делить дискуссию на диалекты в таком порядке не очень корректно, между ними есть некоторые различия в способе исполнения макамных мелодий и песен.

Статусные стили исполнения - это отдельная тема, над которой специалисты провели специальную работу. Как было сказано выше, вопрос произношения также зависит от вопроса диалекта в исполнении статуса. Но вопрос диалектности в исполнении статуса еще не изучен в нашем музыкознании. В Бухаре и Самарканде, если определенный путь макама исполняется на определенном диалекте, это может не очень понравиться человеку, который научился говорить или слышать его на другом диалекте. Например, такой случай произошел после того, как в 1937 году в Ташкент приехал покойный известный хафиз Домулла Халим Ибодов. Поначалу Шинаванды не очень восприняли его высокое мастерство в исполнении статуса и его удивительный стиль подачи. Позже среди слушателей в Ташкенте и Ферганской долине появились тысячи почитателей и почитателей талантливого хафиза, и своим широким диапазоном приятного голоса он привнес статус в массы слушателей.

Такое положение подтверждает, что независимо от стиля исполнения шинаванды должны обладать определенной музыкально-эстетической подготовкой и навыком прослушивания макамных композиций или других масштабных музыкальных произведений. В связи с этим одной из ближайших задач музыковедения узбекско-таджикских народов должно стать более глубокое изучение вопроса диалектности исполнительских стилей. Потому что открытое и объективное решение проблемы диалекта делает музыкальное наследие, а также статусы свободными от различных путаниц и играет важную роль в исправлении ошибочных мнений некоторых людей.

Резюме.

В заключение можно сказать, что история музыкальной культуры народов Средней Азии изучена недостаточно. Не создано комплексных работ, которые последовательно объясняли бы этот вопрос, в том числе путь развития статусов. Исторические материалы о музыкальной культуре в целом разбросаны по источникам, написанным на разных языках, и по произведениям разного характера. Собрать эти материалы и создать историю музыкальной культуры народов Средней Азии очень сложно.

Поэтому пока удовольствуемся кратким упоминанием имеющихся сведений из музыкальных источников X-XIX вв.

Использованная литература

1. Abdumutalibovich, A. M. (2020). Methods of working with studies in piano lessons at the University. Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR), 9(7), 49-55. Retrieved from https: //www.indianj ournals.com/ij or.aspx?target=ij or: aj mr&volume=9&issue=7&arti cle=007 Article DOI: 10.5958/2278-4853.2020.00229.3

2. Abdumutalibovich, A. M. (2020). The art of musical culture in medieval period in central asia (V-XV centuries). Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR), 9(8), 48-51. Retrieved from https://www.indianj ournals.com/ij or.aspx?target=ij or: aj mr&volume=9&issue=8&arti cle=007 Article DOI: 10.5958/2278-4853.2020.00242.6

3. Abdumutalibovich, A. M. (2021). Working on the Artistic Characteristics of Performance in the Teaching of Instruments and Ensemble for Students of Higher Education Music. International Journal on Integrated Education, 4(11), 38-41. Retrieved from https://journals.researchparks.org/index.php/IJIE/article/view/2362 Article DOI: https://doi.org/10.31149/ijie.v4i11.2362

4. Abdumutalibovich, M. A. (2021). To Raise Awareness of Students of Higher Education in the Field of Uzbek Folk Music from the Culture of the Ancient East to

the Present Day. International Journal on Orange Technologies, 3(12), 91-97. https://doi.org/10.31149/ijot.v3i12.2484

5. Abdumutalibovich, M. A. (2022). Analysis of the stages of historical development of Uzbek folklore. Gospodarka i Innowacje., 23, 232-241. Retrieved from http: //www. go spodarkainnowacj e.pl/index.php/poland/article/view/370

6. Abdumutalibovich, M. A. (2022). HISTORY OF MUSICAL SCIENTISTS OF UZBEKISTAN. Gospodarka i Innowacje., 23, 242-248. Retrieved from http: //www. go spodarkainnowacj e. pl/index.php/poland/article/view/3 71

7. Abdumutalibovich, M. A. (2022). HISTORY OF MUSICAL SCIENTISTS OF UZBEKISTAN. Gospodarka i Innowacje., 23, 242-248. Retrieved from http: //www. go spodarkainnowacj e. pl/index.php/poland/article/view/3 71

8. Abdumutalibovich, M. A. (2022). Musical life in the samanid period in the IX-X centuries and Uzbek music in the XI-XV centuries. Gospodarka i Innowacje., 22, 527-537. Retrieved from http: //www. go spodarkainnowacj e. pl/index.php/poland/article/view/274

9. Abdumutalibovich, M. A. (2022). The Relevance of Traditional Singing and its Place in Higher Education. International Journal on Integrated Education, 5(2), 212-216. Retrieved from https: //j ournals.researchparks. org/index.php/IJIE/article/view/2755

10. Abdumutalibovich, M. A. . (2022). METHODOLOGICAL POSSIBILITIES OF ACQUAINTANCE WITH A PROFESSIONAL GENRE OF FOLK ORAL ART IN LESSONS OF MUSICAL CULTURE. Horizon: Journal of Humanity and Artificial Intelligence, 1(1), 27-32. Retrieved from http: //univerpubl .com/index.php/horizon/article/view/3 7

11. Abdumutalibovich, M. A. . (2022). METHODOLOGICAL POSSIBILITIES OF ACQUAINTANCE WITH A PROFESSIONAL GENRE OF FOLK ORAL ART IN LESSONS OF MUSICAL CULTURE. Horizon: Journal of Humanity and Artificial Intelligence, 1(1), 27-32. Retrieved from http: //univerpubl .com/index.php/horizon/article/view/3 7

12. Abdumutalibovich, M. A. . (2022). TO TEACH HIGHER EDUCATION STUDENTS THE LIFE AND WORK OF KHURSHIDAHON HASANOVA. Horizon: Journal of Humanity and Artificial Intelligence, 1(1), 36-38. Retrieved from http: //univerpubl .com/index.php/horizon/article/view/34

13. Abdumutalibovich, M. A. . (2022). TO TEACH HIGHER EDUCATION STUDENTS THE LIFE AND WORK OF KHURSHIDAHON HASANOVA. Horizon: Journal of Humanity and Artificial Intelligence, 1(1), 36-38. Retrieved from http: //univerpubl .com/index.php/horizon/article/view/34

14. Abdumutalibovich, M. A., & Ganeshina, M. A. (2022). THE ART OF MUSIC MAIN FORMS OF ORGANIZATION OF LEARNING AND ITS ROLE IN

THE EDUCATION OF YOUTH. Gospodarka i Innowacje., 23, 515-520. Retrieved from http: //www. go spodarkainnowacj e.pl/index.php/poland/article/view/428

15. Ashurov Ma'rufjon Abdumutalibovich. (2020). The study of the life and creativity of yunus rajabi and the rich heritage he left to the uzbek nation. International Journal on Integrated Education, 3(12), 40-43. Retrieved from https: //j ournals.researchparks. org/index.php/IJIE/article/view/909 Article DOI: https://doi.org/10.31149/ijie.v3i12.909

16. Ashurov Marufjon Abdumutalibovich. (2021). ACTIVITY OF FOLKLOR-ETNOGRAPHICAL GROUPS AND LEARNING THE PREFORMANCE PROGRAMMES. International Journal on Integrated Education, 3(12), 535-537. Retrieved from https://journals.researchparks.org/index.php/IJIE/article/view/1088 Article DOI: https://doi.org/10.31149/ijie.v3i12.1088

17. Ma'rufjon Ashurov Abdumutalibovich. (2022). IMPROVING THE LEVEL OF KNOWLEDGE OF STUDENTS THROUGH THE SCIENCE OF NOTATION AND COMPUTER PROGRAMS. Academicia Globe: Inderscience Research, 3(03), 92-100. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/ZH6N9

18. Marufjon Ashurov Abdumutalibovich, & Ganiyeva Maftuna. (2022). MUSICAL CULTURE OF THE 17TH CENTURY. Pioneer : Journal of Advanced Research and Scientific Progress, 1(4), 170-174. Retrieved from https://innosci.org/jarsp/article/view/360

19. Marufjon Ashurov Abdumutalibovich. (2022). EXPLORING THE WORK OF GEORGE BIZET IN MUSIC EDUCATION CLASSES IN HIGHER EDUCATION. Academicia Globe: Inderscience Research, 3(03), 80-86. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/S798E

20. Marufjon Ashurov Abdumutalibovich. (2022). THE ROLE OF AMIR TEMUR IN THE DEVELOPMENT OF SCIENCE AND CULTURE IN CENTRAL ASIA. Pioneer : Journal of Advanced Research and Scientific Progress, 1(4), 156169. Retrieved from https://innosci.org/jarsp/article/view/359

21. Marufjon Ashurov Abdumutalibovich. (2022). THE ROLE OF THE SYSTEM OF AUTHORITIES AND THE HISTORICAL FORMATION OF SHASHMAQOM IN THE TEACHING OF MUSIC TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION. Academicia Globe: Inderscience Research, 3(02), 121-127. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/6J9BS

22. Marufjon Ashurov Abdumutalibovich. (2022). TO GIVE HIGHER EDUCATION STUDENTS AN UNDERSTANDING OF THE DESCRIPTION OF THE SONGS IN THE SHASHMAQOM SERIES. JournalNX - A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal, 8(2), 187-193. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/T4Q3K

23. Marufjon Ashurov Abdumutalibovich. (2022). To Teach Higher Education Music Students the Life and Work of Composer Boris Gienko. Procedia of Social

Values and Community Ethics, 14-17. Retrieved from http: //procedia.online/index.php/value/article/view/11

24. Marufjon Ashurov Abdumutalibovich. (2022). To teach students of higher education music life and work of composer Mustafa Bafoev. Procedia of Theoretical and Applied Sciences, 1-5. Retrieved from

http://procedia.online/index.php/applied/article/view/12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.