Научная статья на тему 'Шарон Зукин. Культуры городов. Пер. С англ. Д. Симановского. М. : новое литературное обозрение, 2015'

Шарон Зукин. Культуры городов. Пер. С англ. Д. Симановского. М. : новое литературное обозрение, 2015 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1369
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шарон Зукин. Культуры городов. Пер. С англ. Д. Симановского. М. : новое литературное обозрение, 2015»

з Елена Тыканова

го Шарон Зукин. Культуры городов. Пер. с англ. Д. Симановского. М.: Новое ли°° тературное обозрение, 2015. 424 с. ISBN 978-5-4448-0262-5.

иэ

Елена Тыканова. Адрес для переписки: Социологический институт Российской = академии наук, ул. 7-я Красноармейская, 25, Санкт-Петербург, 190005, Россия.

о [email protected].

го о

-{= Шарон Зукин - профессор Бруклин-колледжа и Городского университета Нью-Иор-^ ка - является одним из самых авторитетных и признанных ученых, работающих в области городских исследований. По уровню цитируемости и общественному резонансу ее работы стоят в одном ряду с текстами таких классиков социологии города, как Льюис Мамфорд, Уильям Уайт, Джейн Джекобс и Дэвид Харви. Трудно представить развитие современных городских исследований без вклада Зукин, тонко «распаковавшей» неочевидные измерения неравенства и эксплуатации, существующие в современных городах. Термин «символическая экономика» и метафора «успокоение (умиротворение) с помощью капучино», впервые употребленные Зукин в «Культуре городов», сегодня являются хрестоматийными в среде социологов города.

По наблюдению социолога Анны Желниной, издания Зукин в мягкой обложке можно приобрести в обычных газетных киосках американских аэропортов. Желающие могут захватить книгу на борт и во время перелета насладиться ненавязчивым повествованием. Все дело в том, что для книг Зукин, в частности для «Культуры городов», характерен фирменный стиль, который делает ее тексты доступными не только профессионалам в области социальных наук, но и самому широкому кругу читателей. Автор причудливым образом переплетает увлекательнейшие описания жизни американских городов с отсылками к научным работам своих предшественников. Структура текста и повествование не являются строго линейными, хотя Зукин невозможно упрекнуть в отсутствии логики или последовательности изложения. Она, будто умелый фокусник, жонглирует красочными наблюдениями, аналитическими суждениями и ненавязчивыми приглашениями к научной дискуссии.

Англоязычному изданию самой известной книги Зукин «Культуры городов» («The Cultures of Cities», 1995) предшествовал выход в свет двух ее нашумевших бестселлеров «Loft Living: Culture and Capital in Urban Change» (1982) и «Landscapes of Power: From Detroit to Disney World» (1991). В книге «Жизнь в лофте» («Loft Living») она подробно показала, каким образом современное искусство становится катализатором городских изменений. Так, внешне безобидный и многими одобряемый проект поддержки молодых художников, который предполагает выделение для них мастерских в заброшенных зданиях бывших заводов и фабрик, в реальности запускает неконтролируемые процессы формирования городского неравенства -становится драйвером джентрификации. Колебания на рынке недвижимости, связанные с постепенным ростом привлекательности для высшего среднего класса богемных кварталов, заселенных художниками, оборачиваются вытеснением местных

РЕЦЕНЗИИ

жителей, которым становится не по карману жизнь в некогда «творческих» районах. В «Ландшафтах власти» («Landscapes of Power») Зукин описывает трансформацию североамериканских городов, все чаще производящих абстрактные, а не материальные продукты: акции предприятий, культурный туризм и т. д. Городские пространства наполняются новыми символическими образами, стимулируя горожан к потреблению. Книга «Культуры городов» развивает эту дискуссию о роли символического производства в городском пространстве.

Сквозным сюжетом «Культуры городов» становится рассмотрение неравенств, которые порождает такая, казалось бы, не имеющая прямого к ним отношения сфера, как культура. До Зукин роль культуры в городских процессах и городской экономике была недооценена социальными учеными. Традиционно изучалось то, как «социальное» и «экономическое» производят сферу культуры, но не наоборот.

Между тем, как показывает Зукин, роль культуры в современных городах растет неспроста: в эпоху кризиса фордизма именно она выступает завуалированным средством извлечения финансовых прибылей, а также осуществления контроля и властного регулирования как на уровне городской политики и экономики, так и в сфере микроубранизма. Так, по меткому замечанию Зукин, «нам, горожанам, хочется верить, что культура - это средство, способное смягчить грубый материализм города», однако «культура - это еще и мощное средство управления городами» (с. 17).

Культура, играя роль серьезного городского бизнеса, оказывается отнюдь не «нейтральной»: она позволяет стимулировать рост цен на недвижимость и вытеснять из городских пространств «неугодных» представителей городских публик, которые не соответствуют продаваемому культурному ландшафту. В связи с этим культура как влиятельный ресурс становится предметом конкурентной борьбы классовых, этнических, религиозных и иных групп, которые претендуют на то, чтобы концептуализировать и контролировать улицы, музеи, парки и иные городские пространства.

Зукин демонстрирует, как начиная с 1970-х годов экономики современных американских мегаполисов становятся все более зависимыми от символического производства, которое в свою очередь становится градообразующим: повсеместно возникают новые рестораны, художественные галереи, бутики, музеи, что способствует в том числе формированию привлекательного и продаваемого имиджа города. Музеи и галереи, потеряв дотации государства, вынуждены «заигрывать» с публикой, чтобы расширить аудиторию посредством капитализации художественных и иных активов: при них открываются рестораны, а по вечерам в них проводятся развлекательные мероприятия. Все чаще на улицах городов и на автобусных остановках мы встречаем плакаты с произведениями искусства, так что они становятся таким же привычным элементом городского ландшафта, как клумбы или граффити.

Кроме того, Зукин изучает, каким образом развиваются фобии, возникающие у горожан из-за столкновения в публичном пространстве с инокультурными Другими. Она делает наглядными для читателей интересы «сильных групп», которые посредством манипуляции символикой доступа и исключения «выдавливают» из публичных мест неугодные социальные группы: бездомных, попрошаек, потребителей наркотиков и др. В частности она показывает, как Диснейленд, мимикрируя под городское публичное пространство, исключает всех тех, кто не способен приобрести входной

ЕЛЕНА ТЫКАНОВА

157

билет и кому чужда эстетика парка. Мы узнаем, как реконструкция Брайант-парка в Нью-Йорке и появление в нем киосков в викторианском стиле, где продают капучино и сэндвичи, приводит к вытеснению неугодных городских публик - бродяг и наркоторговцев. К сожалению, сетует Зукин, параноидальная обеспокоенность безопасностью в городах и развитие политики страха приводит к распространению практики применения как soft power - использования эстетики и дизайна для нормализации поведения в публичных пространствах тех, кто претендует на право находиться в них, использовать их и считать своими, так и strong power - откровенной милитаризации этих пространств. Таким образом, контроль над публичными пространствами становится новым механизмом социальной стратификации в современных городах за счет вытеснения потенциально девиантных социальных групп с охраняемых территорий в менее благополучные районы города, что не обеспечивает решения социальных проблем, а лишь приводит к их географическому перемещению. Инструментом закрепления социальной стратификации здесь вновь выступает культура: каждому из районов предлагается собственная модель визуального потребления, соответствующая социально-экономическим параметрам жильцов.

Палитра примеров в книге Зукин очень разнообразна: читатель сможет познакомиться с наблюдениями автора, сделанными в Лос-Анджелесе, Чикаго, Нью-Йорке, Нью-Хэвене, Фениксе и других американских городах. Литературное мастерство заключается в ее удивительной способности создавать очень яркие, надолго запоминающиеся образы: водитель вагона метро в тюрбане, торговцы на африканском рынке в Гарлеме, испанский владелец бразильского ресторана и многие другие. Ко всему прочему, книга Зукин является своеобразной энциклопедией, в которой представлен калейдоскоп ключевых сюжетов городской социологии: культура, политика и экономика городов, их этническое и расовое разнообразие, измерения социального неравенства, публичные пространства и их планирование, культура повседневного страха и техники обеспечения безопасности.

Единственной проблемой, с которой может столкнуться читатель «Культуры городов», заключается в том, что автор анализирует феномены, характерные для американских городов, так что ее выводы не всегда могут быть непроблематично экстраполированы на российские города. В частности возникает вопрос о применимости термина «джентрификация» к протекающим в России жилищным процессам, а продемонстрированные Зукин случаи передачи управления городских публичных пространств коммерческим структурам, возможные в американских городах, в России попросту отсутствуют.

Тем не менее, можно смело заключить, что книга «Культуры городов» Зукин является must read для всех тех, кто интересуется функционированием современных западных городов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Zukin, Sharon. 1982. Loft Living: Culture and Capital in Urban Change. Baltimore, MD: Johns Hopkins

University.

Zukin, Sharon. 1991. Landscapes of Power: From Detroit to Disney World. Berkeley: University of

California Press.

Zukin, Sharon. 1995. The Cultures of Cities. New York: Blackwell Publishers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.