Научная статья на тему 'ШАПОШНИКОВА И.В. МОДУСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН'

ШАПОШНИКОВА И.В. МОДУСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУС ИДЕНТИФИКАЦИИ / ПСИХОГЛОССА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СМЫСЛОВАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНАЯ СЕТЬ / ОБРАЗ СОЗНАНИЯ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШАПОШНИКОВА И.В. МОДУСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН»

Шапошникова И.В.

МОДУСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН. -2-е изд. - М. : Издат. дом ЯСК, 2020. - 336 с. -(Studia philologica).

(Реферат)

Ключевые слова: модус идентификации; психоглосса; языковая личность; смысловая акцентуация; ассоциативное поле; ассоциативно-вербальная сеть; образ сознания; языковое сознание.

Ирина Владимировна Шапошникова - доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института филологии Сибирского Отделения РАН, профессор кафедры общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета; специалист в области истории английского языка и психолингвистики1.

На примере системы российского образования в монографии рассматриваются проблемы гуманитарного кризиса в России постсоветского периода. Анализ проведен с помощью психолингвистических экспериментальных методик на материалах, собранных в последние десятилетия коллективом ученых из Института языкознания РАН и Института филологии Сибирского отделения РАН в сотрудничестве с ведущими вузами регионов России.

1 Автор работ: Автор-сост. (в соавт. с. Романенко А.А.). Русский региональный ассоциативный словарь (Сибирь и Дальний Восток): в 2 т. - Т. 1 : От стимула к реакции. - М. : Моск. ин-т лингвистики, 2014. - 536 c ; Т. 2 : От реакции к стимулу. - М. : Моск. ин-т лингвистики, 2015. - 762 с. ; Автор-сост. (в соавт. с Романенко А.А.). Русская региональная ассоциативная база данных: Сибирь и Дальний Восток (2008-2018). - URL: http://adictru.nsu.ru

Книга состоит из введения, девяти глав (1. О методе; 2. Государственность и цивилизационная идентичность; 3. Мотивацион-ная база реформы образования и социокультурная идентификация; 4. Интересы и ценности в гражданской идентификации русской языковой личности; 5. Противоречия профессиональной идентификации русской языковой личности; 6. О языковой политике в научно-образовательной сфере; 7. Человекообразование как цель: Профессиональная идентификация учителя и ученого; 8. О языке в эпоху перемен; 9. Системный анализ в междисциплинарной лингвистике: К разработке модели описания языка в учебных целях), заключения и приложения, в котором представлены психоглоссы, отражающие модусы идентификации русской языковой личности.

Идентичность характеризуется как «особо чувствительная сфера концентрации базовых противоречий в жизни современного человека» (с. 9). Исследование этого феномена возможно лишь на основе междисциплинарного подхода, в рамках которого осуществимо смещение акцента с формально-структурной организации языковой системы на смысл языковых единиц в речи. И.В. Шапошникова разделяет точку зрения А.И. Новикова, согласно которой «смысл, будучи внеязыковым явлением, тем не менее управляет отбором и распределением языковых средств при создании речевого произведения, он же является целью, средством и результатом его понимания»1. В монографии И.В. Шапошниковой описывается инструментарий, которым располагает современная психолингвистика для измерения и интерпретации смысловых акцентуаций русской языковой личности. При этом основное внимание сосредоточивается на двух взаимосвязанных проблемах: 1) есть ли система у современного российского образования, под которой имеется в виду содержательно-мотивационная суть целенаправленной деятельности; 2) возможно ли построение теоретической модели описания языка в учебных целях. Касаясь распространенных упреков советского, а затем и российского высшего образования в оторванности от практики жизни, автор связывает это явление с реальным кризисом в науке после информационно-технологической революции прошлого века. В этой ситуации

1 Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты. -С. 34-35.

М. : ИЯ РАН, 2007. -

лингвистика должна объяснить проблемы взаимодействия представителей разных цивилизаций и народов. Вместе с тем большую часть нерешенных в системе образования проблем автор связывает с «упрощенно утилитарно-рыночной потребительской ориентацией реформаторских решений, вызревших еще в 80-90-х годах прошлого века» (с. 12).

Авторская интерпретация идентификационных процессов основана на концепции А.А. Леонтьева о социальной природе деятельности, об этапах созревания личности, формах ее социальной детерминированности, качестве мотивационной сферы личности и социальной среды. Проводится сравнительно-сопоставительный синхронно-диахронный анализ материалов ассоциативных словарей, рассматриваются ассоциативные поля (АП) вербальных единиц, представляющих образы сознания, в которых в «свернутом» виде присутствуют признаки идентификационных процессов россиян последней трети ХХ - начала XXI в. Исходным положением в монографии является представление о сознании человека как смысловой структуре, которая формируется и трансформируется в опыте взаимодействия с окружающей средой. Соответственно, этническое (народное) сознание также рассматривается как когнитивная смысловая структура, которая складывается при взаимодействии языковых, этнокультурных и цивилизационных процессов при их очевидной связи с психическими (идентификационными, смыслообразующими по своей природе) процессами через промежуточную систему - языковое сознание. Эта промежуточная система моделируется с помощью ассоциативно-вербальных сетей (АВС)1. Подчеркивается системный характер языкового сознания, которая изучается в двух аспектах - языковом и этнокультурном / цивилизационном (как системность модели мира). «В силу частичной общности нейрокогнитивного субстрата и вербальных проявлений эти объекты могут рассматриваться в рамках единого динамического смыслового поля. Их взаимодействие в процессе речевой деятельности базируется на 'промежуточной' (на пути превращения языка в речь) системе языкового сознания, функционирующей на предречевом этапе» (с. 18).

1 Ассоциативно-вербальная сеть - это модель вербально-семантического уровня среднестатистической языковой личности. - Н. Т.

35

Смысловая структура модели мира состоит из смыслов, психически актуальных для носителя языка. Именно эти смыслы выявляются в АВС в отличие от той информации, которая сообщается в обычных лексикографических источниках: они стремятся к филологической полноте описания слова (представлению его морфологической парадигмы, этимологии, вариативности, сочетаемости и т.д.). С психолингвистической точки зрения это не способствует созданию целостного образа, реально стоящего за словом в его живом использовании современниками; например, многие отмеченные в словарных статьях обороты и словоформы просто отсутствуют в ассоциативных полях, поскольку не актуализированы в языковом опыте большинства носителей языка. Ассоциативные данные анализируются на микроуровне (на уровне АП) и на макроуровне (на всем массиве ассоциатов, имеющихся в АВС). Данные макроуровневого анализа свидетельствуют об изменениях модусов языкового состояния, включая модусы цивилизационной идентификации, которые маркируются психоглоссами. Психоглосса определяется как смысловое образование, обладающее признаками доминантности и поэтому имеющее вектор направленности. Этот вектор выявляется на основе частотных показателей сети ассоциативно-вербальных связей (на уровне АП для этого сопоставляются частотные показатели ассоциатов).

Как указывает И.В. Шапошникова, цивилизационные процессы прошлого века вызвали мощную рефлексию в русском интеллектуальном мире, причем исключительно важную роль в этой рефлексии сыграло отношение к государственности. И.В. Шапошникова использует термин «государственность большого стиля» в значении «сознание колоссальных возможностей и миссии государственного объединения» (с. 53). Русская суперэтническая система исторически организовывалась с «эффектом государственности большого стиля... Внутренние противоречия, управляющие процессом саморегуляции в нашей культуре, всегда осмыслялись на пересечении нескольких уровней мотивации: государственного, интимно связанных с ним общенародного, семейного и индивидуально-личностного. <...> В Новейшее время в том же смысловом ключе (государство - народ - семья - личность) глубокому осмыслению подверглись и результаты перестройки» (с. 55). Автор зада-

ет вопрос: сохраняются ли установки на «государственность большого стиля» в смысловом поле сознания молодых россиян?

Для ответа на этот вопрос И.В. Шапошникова, используя данные СИБАС1, обращается к рассмотрению смысловых структур соответствующих образов в сознании усредненной языковой личности последних десятилетий. Это, прежде всего, образ государства и его институтов (правительства, президента), а также чиновников. Выясняется, что ядерная (устойчивая) часть АП дает позитивную, оптимистичную модель государственности, которая соответствует идентификации в пользу государственности большого стиля. На периферии (массив единичных реакций) выявляется несколько семантических сфер, среди которых подчеркивается качество самого государства и то, что оно в себе несет: богатое, величие, вера, власть, сила и т.д. Большинство ассоциаций либо не несут в себе оценочных смыслов, либо позитивны. Однако 27,5% единиц все же негативны: анархия, бардак, бедное, безответственное, воровство и т.д. Сравнивая данные СИБАС с данными РАС2, И.В. Шапошникова приходит к выводу о полной перестройке смысловой структуры образа в части социалистических и советских реалий. Статистические данные частоты возникновения соответствующих ассоциатов показывают, что государство советское (в РАС) воспринималось как более справедливое, народное, богатое, свободное и легче воспринималось как наше. В РАС присутствуют высокоустойчивые ассоциации, связанные с советской системой и более ранними реминисценциями. В СИБАС же слово советский совсем ушло из АП «государство», а СССР сохранил некоторую устойчивость, что автор объясняет подсознательным чувством преемственности «государственности большого стиля». Данные ЕВРАС3 (материалы этого словаря собраны по результатам ассоциативного опроса, проведенного в европейской части России) также свидетельствуют об аналогичных изменениях.

1 СИБАС - Русская региональная ассоциативная база данных. Сибирь и Дальний Восток (2008-2018). - См. ссылку на с. 1. - Н.Т.

2 РАС - Русский ассоциативный словарь / сост. Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. - М., 1994-1998. - Т. 1-2. -URL: http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php

3 Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Русский региональный ассоциативный словарь-тезаурус ЕВРАС. - URL: http://iling-ran.ru/main/publications/evras

Автор монографии с тревогой отмечает тенденцию к «циви-лизационному развоплощению русских, . к утрате ими онтологической уверенности и самодостаточности в выборе стратегий развития», в основе чего лежат «цивилизационно значимые противоречия в восприятии государственности и в ее институцио-нализации на постсоветском пространстве» (с. 69). Это отражается в актуальных смысловых акцентуациях (социокоммуникативных установках) русской языковой личности по данным сегментов АВС, в которых в свернутом виде отражен опыт общения со структурами института государственности. Опасность цивилиза-ционного развоплощения русских И.В. Шапошникова отмечает на фоне отсутствия должной гражданской солидарности и роста эт-низации социальных практик в разных сферах жизнедеятельности.

Не меньшую тревогу автора вызывают данные психоглосс, отражающих «состояние смыслоутратности в сфере профессиональной подготовки» (с. 118), что уже непосредственно связано со сферой образования, в том числе и с языковым вопросом в этой сфере, тем более что «грань, за которой кончается чисто языковой вопрос и включается этносоциальная идентификация, очень тонка» (с. 119). Наиболее заметным аспектом языковой проблемы в сфере образования является тенденция к англификации учебного и научного процессов: не случайно смысловые акцентуации образа «язык» свидетельствуют (по данным обратных ассоциативных словарей РАС (1988-1997), СИБАС (2008-2013) и ЕВРАС (20082013) о том, что параметр иностранный находится на первом месте. Однако наметилась также тенденция к идентификации при посредстве языка в сторону русскости.

Констатируя факт «англизирующей деформации сознания в условиях современного менеджеризма» (с. 133), И.В. Шапошникова считает необходимым добиваться признания менеджерами безусловного приоритета русского языка в научно-образовательной сфере России.

Результаты экспериментальных исследований смысловых акцентуаций языковой личности студента приводят автора монографии к выводу, что современной системе образования не хватает гибкости, что особенно очевидно на фоне утраты содержательного профессионального контроля в научно-образовательной среде, его подмены контролем формально-бюрократическим, настраиваю-

щем на «евроцентричные модели, которые проецируют эмигрантское сознание на население РФ» (с. 203).

Описание языка в учебных целях должно, убежден автор, опираться на факты, полученные с помощью междисциплинарного подхода к проблеме, и исходить из «единой теоретической канвы для интеграции знаний об онтогенезе, филогенезе и закономерностях формирования у человека когнитивной и языковой картин мира» (с. 204).

Н.Н. Трошина

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.