Научная статья на тему 'Шанхайская организация сотрудничества (шос) в контексте современного мирового порядка: подходы российских и китайских ученых'

Шанхайская организация сотрудничества (шос) в контексте современного мирового порядка: подходы российских и китайских ученых Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
968
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / МНОГОПОЛЮСНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SCO / CENTRAL ASIA / GEOPOLITICAL SPACE / GLOBALIZATION / MODELS OF GLOBALIZATION / MULTI-POLE DEVELOPMENTAL MODEL OF WORLD COMMUNITY / GEOPOLITICAL APPROACH / ECONOMICAL INTEGRATION / MILITARY TECHNICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Цзыи

Статья посвящена влиянию глобализации на развитие взаимодействия стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также анализу как различных интересов США и Европейского союза по отношению к ШОС, так и разнице в подходах к этой организации ее членов Китая и России. Кроме того, дается любопытный «внутренний» взгляд экспертов из КНР на китайский геополитический подход к исследованию глобального пространства, который складывался тысячелетиями и который дает представление об особенностях этого взгляда в отношении России, США и объединенной Европы. Рассматриваются как актуальное состояние, так и перспективы российско-китайского экономического, и в первую очередь военно-технического, сотрудничества в рамках ШОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shanghai Cooperation Organization (SCO) in the context of contemporary global order: approaches of Russian and Chinese scientists

This article is dedicated to the influence of globalization on the development of interaction countries, which are members of Shanghai Cooperation Organization (SCO). Also this article is dedicated to analysis of various interests of the USA and European Union towards SCO and to the difference in approaches to these organization members China and Russia. Among other things, in this article is given an interesting "inner" sight of the China experts on the Chinese geopolitical treatment of the exploration of the global spaces, which was forming during millennia and which provides a glimpse of peculiarities of this sight in regard to Russia, USA and European Union. In this article considered both current status and prospects of Russian-Chinese economic and primarily military technical cooperation as part of SCO.

Текст научной работы на тему «Шанхайская организация сотрудничества (шос) в контексте современного мирового порядка: подходы российских и китайских ученых»

ГЕОПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в контексте современного мирового порядка: подходы российских и китайских ученых

Статья посвящена влиянию глобализации на развитие взаимодействия стран—участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также анализу как различных интересов США и Европейского союза по отношению к ШОС, так и разнице в подходах к этой организации ее членов — Китая и России. Кроме того, дается любопытный «внутренний» взгляд экспертов из КНР на китайский геополитический подход к исследованию глобального пространства, который складывался тысячелетиями и который дает представление об особенностях этого взгляда в отношении России, США и объединенной Европы. Рассматриваются как актуальное состояние, так и перспективы российско-китайского экономического, и в первую очередь военно-технического, сотрудничества в рамках ШОС.

Ключевые слова: ШОС, Центральная Азия, геополитическое пространство, глобализация, модели глобализации, многополюсная модель развития мирового сообщества, геополитический подход, экономическая интеграция, военно-техническое сотрудничество.

В рамках ШОС как для российской, так и для китайской стороны есть возможности внятно обозначать свои позиции не только по отношению к самой ШОС, но и по многим глобальным вопросам — таким, например, как формирование новых принципов глобального мироустройства, «нового мирового порядка».

Официальная позиция Китая в оценке мирового развития состоит, как подчеркнул Тан Цзясюань (министр иностранных дел КНР в 1998—2003 годы), в том, что Китай должен решительно идти по пути мирного развития, создавать себе условия для мирного международного окружения, своим собственным развитием стимулировать мир во всем мире и опираться на

© Ван Цзыи, 2010

Ван Цзыи

свои собственные силы и на творческий потенциал реформы. В то же время, добавил он, необходимо продолжать проводить курс на открытость для внешнего мира, поддерживать контакты и сотрудничество со всеми странами мира на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, стремиться к совместному и взаимовыгодному развитию. Необходимо продвигать строительство гармоничного мира, призывать к уважению права каждой из стран мира на самостоятельный выбор системы общественного устройства и пути развития, оберегать многообразие мира и моделей развития, гарантировать равноправное участие всех стран мира в международных делах, поощрять разрешение международных споров и конфликтов путем диалога и переговоров, продвигать глобальное и региональное экономическое сотрудничество и гармоничное развитие глобальной экономики, стремиться к гармонии цивилизаций [21].

Позиции китайских экспертов [6; 14; 20] в оценке тенденций развития мировой политики во многом совпадают с российскими. Представители Китая считают, что ведущей тенденцией международных отношений является борьба за многополярный мир, за предсказуемость и стабильность региональных систем безопасности, за международное право каждого государства, каждого народа иметь в мировом геополитическом пространстве свое место и гарантии безопасности своего существования, особенно в той ситуации, когда США бесконтрольно стали применять военную силу, начали увеличивать свое военное присутствие в Центральной Азии.

О тенденции ускорения принятия решений по образованию ШОС в связи с усилением военного проникновения США в Центральную Азию указал профессор Чжао Хуашэн, отметив, что «военное присутствие США в регионе воспринимается как новый механизм безопасности. Это не обязательно альтернатива ШОС, но, по крайней мере, создает вопрос о координации взаимоотношений между ними» [30, с. 3]. При этом китайской стороной ШОС рассматривается как один из компонентов сохранения баланса сил в регионе и стратегической стабильности в зоне ответственности Китая и других участников ШОС. По мнению Чжао Хуашэна, ШОС должна взять на себя ответственность за стабильность и безопасность в более широком географическом масштабе, включая регион Афганистана, Южной Азии и Кавказа [30, с. 4].

Необходимо сделать оговорку, что данная позиция китайских экспертов не вполне совпадает с позицией России, так как от России требуется поддержать интересы Китая за пределами геополитического поля влияния ШОС. Однако справедливо подчеркнуть, что позиция китайских экспертов перекликается с позицией США, официальные круги которых хотели бы сделать США участником ШОС,

расширив свое влияние на страны Южной Азии, в первую очередь Индию, Пакистан и Афганистан, создав, таким образом, геополитический пояс отчуждения Ирана, Ирака, Сирии, Иордании и других арабских государств.

Одновременно Китай стремится за счет вовлечения в свою орбиту стран Центральной Азии и России создать устойчивый противовес политике США и Европейского союза, а также осуществить свои стратегические интересы в условиях, когда центр тяжести мирового развития переместится на разрешение основного противоречия между политикой США и политикой Китая, имеющих различные позиции по цивилизационному и формационному взглядам на перспективу формирования мирового порядка.

Российские политики хорошо осознают, что в случае вовлечения их в орбиту Китая они потеряют свое геополитическое положение и автономную глобальную роль в решении мировых дел, так как интеграционные связи Китая и Европейского союза имеют тенденцию устойчивого роста, а России в этом глобальном процессе и Китаем и Европейским союзом отводится роль «сырьевого придатка» — геополитической периферии и устойчивого «транзитного коридора», влияние на который самой России должно быть в максимальной степени минимизировано международным правом.

Таким образом, имея общую заинтересованность в обеспечении безопасности геополитического пространства ШОС, Китай и Россия проявляют настороженность в сфере экономического сближения. Со стороны Китая осуществляется линия, направленная на максимальное транспарентное экономическое пространство в рамках ШОС, а со стороны России — сдержанность экономических связей, концентрация усилий по реализации отдельных взаимовыгодных проектов. Китай, учитывая противоположность позиций с Россией в области перспектив развития ШОС, стремится развивать параллельные проекты, активно (ограничивая полноценное участие России) разворачивать сотрудничество в рамках регионального объединения Восточно-Азиатского союза, а также установления прямых контактов с государствами Европейского союза, допуская договоренности с Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и Украиной о транзите по скорректированному «Великому шелковому пути».

Тем не менее и российская, и китайская стороны едины во мнении, что развитие ШОС — эффективно для всех участников этой организации. Успех ШОС, по мнению экспертов разных стран— участниц ШОС, обусловлен новациями принципов взаимодействия.

Как считает политолог Чжоу Сяопэй, причины успеха ШОС заключаются в следующем: во-первых, выдвижение концепции «Шанхайского духа», то есть взаимное доверие, взаимная выгода, равенс-

тво и консолидация, уважение многообразия культур и стремление к всестороннему развитию; во-вторых, содействие сотрудничеству в сфере безопасности, что вносит важный вклад в обеспечение мира и стабильности в регионе; в-третьих, продвижение делового экономического сотрудничества, что повышает привлекательность самой организации» [29].

Европейский союз и США пытаются определить потенциальные векторы активности ШОС и внести коррективы в свои отношения с этой организацией.

В настоящее время среди ученого сообщества не существует универсальной методологической модели исследования роли Шанхайской организации сотрудничества в мировой политике и международных отношениях, предпосылок и перспектив ее развития.

В западной, российской и китайской литературе на эту тему сложились достаточно самостоятельные направления исследований ШОС.

В целом можно предположить, что интенсивность интеграционных связей в Центрально-Азиатском регионе и политической активности руководителей государств этого региона обусловлены глобализационными процессами и тенденцией развития отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем, уходящего своими корнями в XVIII—XIX века (период совместного противодействия агрессивной политике Великобритании, Японии и других государств).

Глобализация выступила побудительным мотивом для обоих государств к обсуждению и практическому решению проблем региональной безопасности и совместного противодействия глобальным вызовам и угрозам.

При оценке глобальных предпосылок образования ШОС фактически речь можно вести о подходах к пониманию проблемы глобализации и ее воздействия на политические и иные процессы, происходящие в мире. Иногда достаточно неожиданно для себя ученые различных стран приходят к единому пониманию необходимости углубления межгосударственного сотрудничества в решении вопросов, затрагивающих новые вызовы и угрозы, порождаемые глобализацией.

Как считают зарубежные исследователи и авторы доклада Римского клуба «Первая глобальная революция» А. Кинг и Б. Шнайдер, с позицией которых нельзя не согласиться, «правительства, над которыми постоянно висит дамоклов меч предстоящих выборов, сосредоточивают свою деятельность на вопросах сегодняшнего дня, устраняясь от решения перспективных, но нередко более фундаментальных проблем» [8, с. 32].

Все это побуждает зарубежных и отечественных ученых к деидеологизации исследований и разработке научно обоснованных

подходов к изучению генезиса и сущности глобализации, глобальных политических рисков и последствий ее влияния на национально-государственную модель развития мирового сообщества, безопасность стран и народов.

Геополитические реалии XXI века отчетливо обозначили необходимость преодоления идеологических подходов времен холодной войны к проблеме глобального развития и настоятельно потребовали от субъектов мировой политики и их теоретиков глубокого анализа научных трудов второй половины ХХ века и поиска новых методов исследования и способов разрешения глобальных проблем.

В этом плане научный интерес представляют работы зарубежных исследователей, в которых авторы рассматривают глобализацию в качестве процесса (процессов) в политологическом измерении. В частности, известный немецкий ученый У. Бек пишет, что «глобализация имеет в виду процессы, в которых национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности» [1].

Глобализацию можно представить как «процесс расширения, углубления и ускорения мирового сотрудничества, затрагивающий все аспекты современной социальной жизни — от культурной до криминальной, от финансовой до духовной» [25]. Глобализация, по мнению европейских экспертов:

• означает возникновение межрегиональных структур и систем взаимодействия и обмена;

• образует на основе пространственного охвата сложные паутины и структуры отношений между сообществами, государствами, международными учреждениями, неправительственными организациями и многонациональными корпорациями;

• затрагивает все сферы общественной жизни государства: культурную, экономическую, политическую, законодательную, военную, экологическую и т.д.;

• отменяет и нарушает политические границы, включая в себя элементы разрушения и перераспределения территориальности социально-экономического и политического пространства;

• расширяет масштабы властного вмешательства, увеличивая пространственную протяженность властных органов и структур, а также осуществляя структуризацию и реструктуризацию властных отношений, действующих на расстоянии;

• использует в качестве главного атрибута влияния военную силу и организованное насилие в геополитическом соперничестве и территориальном расширении государств и цивилизаций;

• имеет разные исторические формы и на современном этапе отражает главенствующую роль экономической, политической и военной экспансии.

Как показывают результаты исследования современных моделей глобализации и установления нового мирового порядка, все они сводятся к двум: насильственная глобализация — когда эскалация влияния глобальных факторов осуществляется из одного или нескольких геополитических центров силы — США и Европейского союза, и эволюционная глобализация — когда в эскалации участвуют все субъекты геополитических отношений (государства—участники Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации), но при этом учитываются их национальные интересы в глобальном развитии.

Первая модель — модель экономической глобализации США, которую они сегодня стремятся навязать всему миру, апробировав ее на эскалации своего влияния на побежденные государства Германию и Японию, лишив руководство этих государств права самостоятельно принимать решения в области обеспечения национальной безопасности. В этом смысле очень откровенна позиция Г.Киссинджера: «экономический глобализм не заменяет собой мирового порядка, хотя и может быть его существенным компонентом» [9, с. 17]. Он считает, что уже сам по себе успех глобализированной экономики станет источником неурядиц и напряженности как внутри государства, так и в отношениях между ними, что с неизбежностью окажет соответствующее давление на мировых политических лидеров.

Вторая модель была предложена на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году и получила свое наименование как Концепция устойчивого развития. Она реализуется на основе гармонизации интересов общества и природы, богатых и бедных стран.

В современной зарубежной и отечественной научной литературе проблематика глобального развития, в том числе и в связи с созданием ШОС, рассматривается преимущественно на основе геополитического подхода [2; 4; 7—9; 11; 13; 14; 18; 19; 22—26; 31; 32].

В основе большинства геополитических концепций современных западных ученых лежит географическая геоцентристская концепция, сформулированная британским ученым Х. Маккиндером в работе «Географическая ось истории» (1904) [17].

В этой работе впервые была спроектирована глобальная геополитическая модель мира, где роль осевого региона мировой политики и истории играет огромное внутреннее пространство Евразии (Центральная Азия). Х. Маккиндер считал, что государство, которое бу-

дет оказывать доминирующее влияние на Центральную Азию, обладает самым выгодным геополитическим положением. Центральную Азию он назвал сердцевинной землей (по-английски heartland — «хартленд»). При этом в целом Евразию Х. Маккиндер рассматривает как мировой остров, гигантскую естественную крепость, которую весьма трудно завоевать морским государствам. По его мнению, Евразия — самостоятельный и самодостаточный континент. Она богата природными и людскими ресурсами, что позволяет достичь вершин в социально-экономическом развитии.

Примечательно, что эта геополитическая концепция находит сторонников среди современных зарубежных геополитиков, особенно в Европейском союзе и США, и получила название геоцентризма США, цель которой — достижение США мировой гегемонии и установление «однополюсной» модели мирового порядка.

Практика продвижения НАТО на Восток, создание военно-стратегических баз в Центральной Азии (Афганистан, бывшие среднеазиатские республики СССР) и агрессия США против Ирака — звенья данной геополитической доктрины и наглядное подтверждение приверженности некоторых западноевропейских политиков вышеизложенной геополитической концепции.

Россия и другие государства Центрально-Азиатского региона, как свидетельствуют научные работы по исследованию политики государств—членов ШОС [6; 10; 12; 16; 27; 28], стремятся реализовать концепцию многополюсной модели развития мирового сообщества, что предполагает необходимость всесторонних исследований глобальной роли России (см. коммент. 1), Китая и других субъектов глобального и регионального влияния и их воздействия на политические процессы в мире.

Концептуальной самостоятельностью отличается и китайский геополитический подход к исследованию глобального пространства, складывавшийся многими тысячилетиями.

Основу картины мира в китайском понимании составляют 8 триграмм, определяющих основные геополитические центры сил. Небо — «отец», Земля — «мать», остальные 6 — «дети» отца Небесного и матери-Земли, которые разделяются на старшего, среднего и младшего «братьев», старшую, среднюю и младшую «сестер».

Мао Цзэдун в 50-е годы XX века присвоил СССР статус «старшего брата». «Старший брат» — триграмма «гром» пространственно находится на Востоке и связан с числом 8. В 1991 году СССР умер. Теперь «старшим братом» выступает «финансовый интернационал». «Фининтерн» — это наднациональные «суперлорды», которые сидят в лондонском Сити, на Уолл-стрит в Нью-Йорке и в Гонконге. Китай и тогда, когда был жив СССР, и сейчас — «средний

брат». Этим и определяется его позиция в отношении того, что происходит в семье народов. «Младший брат» — это американцы, у которых всего-то 200 лет истории их Соединенных Штатов. Как младшие и юные, американцы очень активны, бойки и сильны, но у них нет степенности и они ругаются со «средним братом», так как оба должны слушаться «старшего брата».

«Старшая сестра» — триграмма «ветер» тоже находится на Востоке, число у нее 3. Вот это место и должно принадлежать нынешней России. Россия вообще часто живет «на три»: ура кричит троекратно, пьет на троих, в трех соснах заблудилась. Статус «старшей сестры» должен быть за Россией, но пока что этот статус Россия, по мнению китайских экспертов, сама взять не осмеливается, а китайцы ей его умышленно не дают. Главная беда России — обездоленность статусом. «Средняя сестра» — это богатая сонная Европа. «Младшая сестра» — мусульманская умма, по-девичьи непоследовательная и по пустякам конфликтующая с родней. Шесть названных мировых центров силы — это одна семья народов, которая живет в Северном полушарии.

Есть и другая семья народов, ее «братья» и «сестры» живут в Южном полушарии. Эта южная семья народов давно одряхлела и пока не активна проектно. Однако перспективные проектные страны здесь тоже есть — это Индия, Иран, ЮАР, Бразилия. Ацтеки же и толтеки, а также буддистская составляющая: Тибет, Непал, Монголия («старый север») проектных стран ныне не имеют.

По-китайски, «семья» Северного полушария разделена на Восток и Запад ареалом проживания племен «старого севера», вышедших из монгольского Алтая. Линия раздела Восток — Запад идет из центра Срединной империи — города Сиань (сюда 16 октября 2004 года приезжал Президент России В.В. Путин). От Сианя она идет через Агинский Бурятский автономный округ России на север к Ледовитому океану. Ибо именно здесь, в Агинском, живет самое северное монгольское племя — буряты, и именно здесь находится главная бурятская святыня — Агинский дацан. Все, что, начиная с Нерчинска, находится к Тихому океану от этой линии раздела, есть объект одоления китайцев. Ко всему, что расположено от этой линии в сторону Атлантического океана, китайцы относятся с уважением, потому что по закону перемен только Восток одолевает центр. А в китайской поднебесной (зеркальной к земной) ориентации Восток занимают тюркские и славянские народы. Если провести от города Сиань линию угрозы китайскому центру, то она пройдет через Урумчи (уйгуры) — Астану (казахи) — Уфу (башкиры) — Казань (татары) — Самару и Санкт-Петербург (русские). По этой линии живут народы, которые одолевают китайцев. И это одоление в пяти-

тысячелетней истории Китая на соответствующих витках перемен случалось всегда.

Ближайшая же к нашим дням история перемен с одолением народов и территорий Сибири и Дальнего Востока выглядит так. В XVII веке по первому российско-китайскому Нерчинскому договору 1689 года все, что находилось в бассейне рек Амур и Уссури, было китайской территорией. Китай тогда находился в пике подъема витка процветания, и «договор одоления» был навязан России с позиции силы. В XIX веке Китай находился в пике падения витка хаоса. Тогда по Айгуньскому договору 1858 году Амурский край «за так» отошел к России, а в 1860 году по Пекинскому договору к России «за так» отошел и Уссурийский край. Так возник озвученный Мао Цзэдуном в 1964 году территориальный счет к России на полтора миллиона квадратных километров, якобы отторгнутых Россией у Китая в XIX веке.

В ходе визита В.В. Путина в Китай в октябре 2004 года стороны после 40 лет тяжбы вдруг «окончательно решили вопрос по линии границы между Россией и КНР». Встали вопросы: как понимать эту договоренность некитайцам и что находится за линией этой границы в понимании китайцев?

Для ответа на эти вопросы следует вспомнить про «12 детей» Неба и Земли (суть 12 типов сознания людей) и 6 мировых проектов, действующих в Северном полушарии, а именно: уже разделившийся на три проекта Запад — англосаксонский глобализм по-американски («младший брат»), романо-германская объединенная Европа («средняя сестра») и «финансовый интернационал» в самоназвании «Вечное царство Израиля» («старший брат»). Остальные три проекта современной истории — это Срединное государство Китая («средний брат»), мусульманская умма («младшая сестра») и Россия (опустившаяся и погрязшая в долгах «старшая сестра»).

У китайцев в геопроекте перемен «гром» и «ветер» — две триграммы, которые пространственно занимают Восток, поэтому для китайцев в картине мира принципиально ничего особенно не изменилось, просто там, где раньше был умерший «старший брат» СССР, теперь обитает «старшая сестра». И Россия сама должна заявить, что она теперь — «старшая сестра» и «братьям» надо бы о ней позаботиться.

И для того чтобы избежать печальной участи превращения пространств и недр России в «театр военных действий» Китая, России следует осознанно предложить Китаю стать его стратегическим тылом в противоборстве с безусловным стратегическим противником КНР — североамериканскими Соединенными Штатами. Фронт же будет обращен в сторону Южных морей. Тыл — это там, где на-

ходятся запасы средств войны: энергоносители, промышленное сырье, технологии, черная и цветная металлургия, исследовательская и конструкторская база. Тыл — это то, на что можно опереться, куда можно отойти, что прикрывает уязвимые органы жизнедеятельности от воздействия противника. Поэтому тыл нужно охранять. В качестве стратегического тыла в лице Китая Россия приобретет достойный статус уважаемой «старшей сестры», избежит поругания, обретет защиту своих рубежей от Дальнего Востока до Туркестана и переложит груз ответственности за порядок, по крайней мере в своей азиатской части, на «среднего брата». А выигрышной основой таких уважительных отношений может стать социально-культурная сфера: подготовка кадров, фундаментальная наука, здравоохранение, трудовые резервы плюс опора на хозяйственные мегапроекты в форме концессии [5].

В глобальном контексте позиции Китая и России в создании ШОС в качестве международной организации, которая обладает большим потенциалом военно-политического сдерживания, совпадают. Геополитическая конфигурация ШОС, трансконтинентальный характер объединения, связывающий евроатлантический и восточноазиатский фронты взаимодействия в мировой политике, отражают объективный характер объединительного процесса под воздействием глобализации. Другой вопрос — насколько совпадают национальные и геополитические интересы Китая и России. Китайско-российская конкуренция в борьбе за влияние в ШОС сохраняется и объясняется спецификой геополитического положения и национальных приоритетов во внешней политике государств.

Китай (см. коммент. 2), экономика которого испытывает растущую потребность в энергоносителях, принимает энергичные меры по проникновению в ТЭК Центральной Азии, стремится не допустить передела сырьевых рынков в странах этого региона без его участия. КНР рассматривает ШОС как надежный инструмент укрепления региональной безопасности и развития многостороннего сотрудничества. Успешность этой организации в первую очередь подтверждается активностью самих ее участников, а также практическим опытом борьбы за влияние в Центральной Азии с таким серьезным соперником, как США. Важными составляющими экономики КНР, способными задействовать Центрально-Азиатский регион, становятся путь китайских товаров в Европу и импорт энергоносителей из России.

Дипломатия Китая, бесспорно, имеет определенные успехи по расширению территории страны и осуществлению мирной территориальной эскалации путем вытеснения государств Европейского союза из Макао и Гонконга, международно-правового урегулирования

статуса государственной границы с Россией в восточной и западной частях, настойчивого стремления к объединению с Тайванем и урегулированию пограничных отношений с Индией.

В отношениях с Россией, в связи с отсутствием у России концептуальной и законодательно оформленной иммиграционной политики, Китай будет поощрять тихую этническую экспансию на территориальное пространство России на Дальнем Востоке. Китайские граждане на Дальнем Востоке, по мнению российских геополитиков, к середине XXI века по численности (7—10 млн человек) будут составлять вторую этническую группу после русских [19, с. 247].

При оценке перспектив российско-китайского военно-технического сотрудничества, видимо, целесообразно учитывать определившуюся тенденцию со стороны Китая к постепенному увеличению объема закупок лицензий и освоению производства военной техники своими силами. Тем не менее заинтересованность КНР в закупке российских вооружений в ближайшие годы будет сохраняться по следующим причинам. Российские (советские) системы вооружения в основном не уступают по боевым возможностям западным аналогам; превосходство последних по некоторым показателям, таким как массогабаритные характеристики, качество электронных систем и др., полностью компенсируется надежностью работы в боевых условиях, простотой управления и обслуживания. Эти системы более понятны китайским специалистам в эксплуатации, а также с точки зрения возможности их копирования, усовершенствования и налаживания собственного производства. Однако главное достоинство российских вооружений заключается в том, что они существенно превосходят фактически все западные аналоги по критерию «стоимость — эффективность». Продукция российских производителей при сопоставимых или более высоких боевых возможностях как минимум в 1,5—2 раза дешевле западных.

Во время встреч министров обороны России и Китая в мае 2002 года было подписано несколько новых соглашений в области военнотехнического сотрудничества. В частности, было отмечено, что за последние несколько лет в России прошли обучение 2000 офицеров Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и 200 офицеров продолжают учебу в российских военных учебных заведениях.

Заинтересованность Китая в развитии военно-технического сотрудничества с Россией очевидна; она вытекает из ограниченных возможностей китайского ВПК адекватно реагировать на происходящие глобальные изменения в военно-технической сфере, с одной стороны, и эмбарго на поставку военной техники Китаю, введенного странами Запада после подавления студенческих беспорядков в Пекине в 1989 году, — с другой.

Исходя из характера политических заявлений китайского руководства относительно Тайваня на XVI съезде КПК (ноябрь 2002 года), что «решение тайваньской проблемы не может затягиваться до бесконечности» и что «нельзя давать обещания отказаться от применения военной силы», следует полагать ближайшей стратегической задачей Пекина урегулирование тайваньской проблемы по принципу «одна страна, две системы». И такой подход рассматривается как важнейший шаг в направлении завершения «воссоединения нации» после возвращения Гонконга и Макао в 1997 и 1999 годы соответственно. Развитие этих идей нашло отражение в принятом ВСНП КНР 14 марта 2005 года «Законе о противодействии расколу государства» [15], которым, в частности, предусматривается применение немирных и других необходимых мер для защиты суверенитета и территориальной целостности Китая (статья 8). Это дает основание полагать, что в ближайшей перспективе военно-техническое сотрудничество с Россией может использоваться КНР для модернизации сил общего назначения НОАК с целью подготовки их к действиям в Тайваньском проливе, включая сценарии с военным участием США, что диктует необходимость оснащения НОАК боевыми средствами, способными преодолеть оборону Тайваня и подавить волю тайваньского политического руководства к сопротивлению, а также повысить издержки США на проведение эффективного военного вмешательства или сделать его невозможным.

Военно-техническое сотрудничество Китая и России в рамках ШОС может опираться на многолетний опыт проведения антитер-рористических операций, приобретенный обеими странами задолго до террористических атак против США 11 сентября 2001 года: Китай — в борьбе против вооруженных формирований движения «Восточный Туркестан», имеющего целью создание на территории Синь-цзян-Уйгурского автономного района КНР независимого исламского государства и действующего террористическими методами; Россия — в борьбе против бандформирований международного терроризма на территории Чечни. В последние годы взаимодействие России и Китая в данной области только усиливается. В 2005 году проведены первые в истории отношений двух стран военные учения китайской и российской армий на китайской территории «Содружество-2005» с целью отработки взаимодействия при отражении террористических атак. И такие учения стали регулярными. Следует отметить, что в соответствии с директивой Генерального штаба НОАК, изданной в январе 2003 года, антитеррористическая подготовка стала обязательным пунктом программ обучения личного состава НОАК.

Взаимодействие вооруженных сил всех стран ШОС в антитерро-ристической борьбе отрабатывается в ходе совместных учений. Так,

в октябре 2002 года были проведены антитеррористические учения подразделений кыргызской и китайской армий по отработке взаимодействия при появлении на границе отрядов боевиков. При планировании учений был учтен боевой опыт российской армии в Чечне и кыргызской — в Баткенской области в 1999 и 2000 годах, когда крупные банды боевиков вторгались на территорию Кыргызстана и были частично уничтожены и выдавлены за пределы республики. Были сообщения, что другие страны ШОС намерены провести подобные учения в плановом порядке начиная с 2003 года. Важным событием в области военного сотрудничества стран ШОС стало проведение в августе 2003 года на территории Казахстана и Китая первых в истории Организации совместных антитеррористических военных учений пяти стран (без Узбекистана).

Китай стремится использовать наметившуюся тенденцию к развитию военного и военно-технического сотрудничества стран ШОС для захвата позиций в регионе Центральной Азии на рынке вооружений в качестве поставщика военной помощи. Так, в декабре 2002 года в ходе встречи министров обороны Китая и Казахстана обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества между двумя странами.

В марте 2003 года подписано соглашение о предоставлении Китаем Кыргызстану военно-технической помощи в объеме 1,1 млн дол., а в ноябре 2004 года — новое аналогичное соглашение на сумму свыше 1 млн дол. В общей сложности за последние 10 лет Пекин передал Кыргызстану военного имущества и оборудования более чем на 3 млн дол. В сентябре 2004 года состоялась встреча министра обороны Китая Цао Ганчуаня с заместителем главы Комитета начальников штабов Министерства обороны Казахстана Алмазом Абдульмановым, в ходе которой последний выразил благодарность Китаю за помощь и поддержку казахстанской армии и выразил готовность совместно с КНР вести борьбу против терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Наиболее вероятно, что в ближайшей перспективе военно-техническое сотрудничество стран ШОС будет развиваться на двухсторонней основе. Это связано с тем, что в регионе в целом пока еще не сложилось четкое понимание того, какая система безопасности наиболее эффективна. В настоящее время она многоуровневая и довольно расплывчатая.

Среди приоритетных невоенных направлений сотрудничества стран—членов ШОС, и в первую очередь Китая и России, следует выделить взаимодействие в сфере высоких информационных и телекоммуникационных технологий, в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства и других.

В целом экономическая составляющая взаимодействия в рамках ШОС приобрела новую динамику, укрепился международный авторитет организации, растет интерес мирового сообщества к этой организации. Между тем переговорный процесс по экономической тематике в рамках ШОС идет не быстро.

Шанхайская организация сотрудничества, действующая на принципах стратегического партнерства, отличается от Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) расширенными пространственными показателями и более широким кругом сфер сотрудничества за счет членства в ней КНР и открытости ШОС для взаимодействия с другими государствами по актуальным для них проблемам. Поэтому проблемы создания системы безопасности — экономической интеграции и военно-технического сотрудничества в рамках ШОС — являются достаточно сложными и потребуют для своего решения длительного времени.

Комментарии

1. В ряде работ российских исследователей Россия не выделяется как центр, носитель глобализма. Считается, что ныне на планетарном пространстве присутствуют три глобализма: США, Китай и исламский мир (подробнее см.: Население и глобализация / Н.М.Римашевская, В.Ф.Галецкий, А.А.Овсянников и др. М., 2002; Шаряпов РА. Либерально-демократическая концепция внешнеполитического выбора России в условиях глобализации (анализ одной дискуссии) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2004. №2. С. 36—49 и др.).

2. Китайская Народная Республика на сегодняшний день выступает глобальным генератором принципов мировой политики на уровне национального государства, с которым нельзя не считаться при рассмотрении ее роли в ШОС.

КНР представляет собой азиатское государство восточного типа с древней историей и культурой, которая до настоящего времени не имеет общих черт с европейскими народами. Это иная философия национального выживания. Все это, вместе взятое, плюс динамичное экономическое развитие с 1979 года делают Китай либо потенциальным геополитическим конкурентом, либо геополитическим партнером России на юге и на востоке.

По территории, которая составляет чуть менее территории США — около 9 млн 597 тыс. кв. км, Китай находится на четвертом месте в мире, а по численности населения — более 1 млрд 300 тыс. человек (на конец 2008 года) Китай лидирует, оставляя за собой такое государство, как Индия, где проживает также более 1 млрд человека.

Экономика Китая успешно развивается, о чем свидетельствуют успехи Китая в освоении космического пространства — запуск в 1999 году орбитального космического «Волшебного корабля» и в 2003 году «Священной ладьи» с космонавтом на борту. Попытки Китая расширить территорию силовым путем за счет СССР и СРВ не увенчались успехом, но продемонстрировали в лице Китая глобальную угрозу, с которой необходимо считаться сопредельным странам.

Литература

1. Бек У Что такое глобализация? (Ошибки глобализма — ответы на глобализацию) / пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. М., 2001. С. 26.

2. Бжезинский З.К. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство / пер. с англ. М., 2004.

3. Бжезинский З.К. Великая шахматная доска. М., 1999.

4. Гаджиев КС, Дугин А.Г. Геополитика. М., 2000.

5. Девятов А.П. Связка сил: Китай — Запад — Россия в ракурсе перемен // Главная тема. 2004. № 2. С. 112—119.

6. Хао Д. Новые подвижки и тенденции развития ситуации в Центральной Азии // Ляован. 2001. № 42.

7. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004.

8. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба / пер. с англ.; вступит. статья и редакция Д.М. Гвишиани; послесл. Г.С. Хозина. М., 1991. С. 32.

9. Киссинджер ГА. Нужна ли Америке внешняя политика? / пер. с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2002.

10. Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности // Проблемы дальнего Востока. 2005. № 2.

11. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001.

12. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. М., 2005.

13. Кузьмин В.И., Галуша Н.А. Структурная геополитика. М., 2000.

14. Ли Лифань, Дин Шиу. Геополитические интересы России, США и Китая в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Лиюй Я. От Цзян Цзэминя до Ху Цзиньтао. Политика Пекина в отношении Тайваня на фоне XVI съезда КПК // Чжэнмин. 2002. № 12.

16. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Центральной Азии. Проблемы развития ШОС // Российско-китайские отношения: Состояние, перспективы. М., 2005.

17. Маккиндер Х.Д. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4.

18. Модестов С.А. Геополитика ислама. М., 2003.

19. Нартов Н.А. Геополитика. М., 2000.

20. Син Гуанчэн. Шанхайская организация сотрудничества в борьбе

с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 12.

21. Тан Цзясюань. Китай стал важным фактором формирования архитектоники международных отношений // Жэньминь жибао

(он-лайн).

22. Тихонравов Ю.В. Геополитика: учеб. пособие. М., 1998.

23. Фуше М. Европейская республика: Исторические и географические контуры. М., 1999.

24. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.

25. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / пер. с англ. М., 2004.

26. Хлюпин В.Н. Геополитический треугольник. Казахстан — Китай — Россия. Прошлое и настоящее пограничной проблемы. Вашингтон, 1999.

27. Цзиньцунь Ван. Переход исторического значения: от «Шанхайской пятерки» к Шанхайской организации сотрудничества // Шицзе цзинцзи юй чжэнчжи яньцзю. Пекин. 2001. № 9.

28. Чжао Хуашэн. ШОС и соотношение великих держав на фоне новой ситуации в регионе Центральной Азии // Analitic. 2003. №1.

29. Чжоу Сяопэй. Развитие ШОС в новых региональных условиях // ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии: Материалы международной конференции (5 октября 2005 г.). Алматы, 2005. С.20.

30. Чжао Хуашэн. ШОС и соотношение великих держав на фоне новой ситуации в регионе Центральной Азии // Analitic. 2003. № 1. С.3—4.

31. Ясюков М.И. Геополитика: история концепций и доктрин. М., 1993.

32. Cohen S.B. Geopolitics in the New World Era: A New Perspective on an Old Discipline // Reordering the World. Geopolitical Perspectives on the Twenty-first Century. Oxford,1994; Fouche M. Fronts et frontiers. Un tour du monde geopolitique. Paris, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.