Научная статья на тему 'ШАМАНСКАЯ ЭТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА (К 95-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ И УЧЕНОГО)'

ШАМАНСКАЯ ЭТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА (К 95-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ И УЧЕНОГО) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Монгуш Кенин-Лопсан / творчество в 2010-2020 годы / шаманская этика / Mongush Kenin-Lopsan / creativity in 2010-2020 / shamanic ethics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Самдан З.Б.

Статья посвящена анализу научной и этнопедагогической деятельности М. Кенин-Лопсана за 2010-2020 годы. В результате анализа автор приходит к выводу, что особенность данного периода его творчества заключается в обобщении предыдущих трудов, в основе которой лежит шаманская этика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAMANIC ETHICS IN CREATIVITY OF M.B. KENIN-LOPSAN (TO THE 95th ANNIVERSARY OF THE WRITER AND SCIENTIST)

The article is devoted to the analysis of scientific and ethnopedagogical activity of M. Kenin-Lopsan for 2010-2020. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the peculiarity of this period of his work is the generalization of previous works, which is based on shamanic ethics.

Текст научной работы на тему «ШАМАНСКАЯ ЭТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА (К 95-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ И УЧЕНОГО)»

УДК 291.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-22-27

ШАМАНСКАЯ ЭТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Б. КЕНИН-ЛОПСАНА (К 95-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ И УЧЕНОГО)

Самдан З.Б.

Аннотация. Статья посвящена анализу научной и этнопедагогической деятельности М. Кенин-Лопсана за 2010-2020 годы. В результате анализа автор приходит к выводу, что особенность данного периода его творчества заключается в обобщении предыдущих трудов, в основе которой лежит шаманская этика.

Ключевые слова: Монгуш Кенин-Лопсан, творчество в 2010-2020 годы, шаманская этика.

SHAMANIC ETHICS IN CREATIVITY OF M.B. KENIN-LOPSAN (TO THE 95th ANNIVERSARY OF THE WRITER AND SCIENTIST)

Samdan Z.B.

Abstract. The article is devoted to the analysis of scientific and ethnopedagogical activity of M. Kenin-Lopsan for 2010-2020. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the peculiarity of this period of his work is the generalization of previous works, which is based on shamanic ethics.

Keywords: Mongush Kenin-Lopsan, creativity in 2010-2020, shamanic ethics.

95-летие со дня рождения М.Б. Кенин-Лопсана - юбилей патриарха тувинской литературы и науки, духовного наставника нескольких поколений тувинского народа, дает возможность нам снова приобщиться к богатейшему наследию предков, задуматься над загадкой феноменальной личности исследователя этого наследия. Осмысливая уникальную человеческую судьбу и подвижнический труд М.Б. Кенин-Лопсана, писателя и ученого, который художественно и научно воссоздал и сохранил систему традиционного мировоззрения тувинского народа, мы поневоле задаемся вопросом - в чем заключается тайна его творческого долголетия и одержимость одной главной идеей на протяжении всей жизни - идеей постижения шаманского мировоззрения?

Шаманское мировидение определило судьбу М.Б. Кенин-Лопсана и проходит красной нитью через все его творчество. Тувинский шаманизм отразился в судьбе М. Кенин-Лопсана во всех своих проявлениях: отпечатался в его происхождении и родословной, влиял лишениями и репрессиями, постоянно привлекая своим таинственным ореолом, стал притягательным объектом его научного и художественного творчества.

Научные поиски М.Б. Кенин-Лопсана постепенно привели его к открытию основополагающих духовных истоков традиционной культуры тувинцев именно в шаманском мировоззрении. Вопреки всему, при самых разных условиях тувинский шаманизм проявил свою невиданную жизнестойкость и вновь начал возрождаться, уже в новом качестве. Безусловно, в этом процессе возрождения и развития неошаманизма в Туве (и не только) существенный вклад внес М.Б. Кенин-Лопсан. Об этом свидетельствует востребованность его научных трудов, признанных отечественными и зарубежными исследователями [ИТС и др.].

Продолжая свои статьи о творчестве М.Б. Кенин-Лопсана за 1950-2010 годы [Самдан, 1987, 2001, 2011, 2019], в данной работе мы ставим цель - дать свою версию осмысления его творчества за 2010-2020 годы. Этот период его творчества с фольклористической точки зрения еще не был объектом исследования. Наша задача -охарактеризовать особенности данного периода творчества М.Б. Кенин-Лопсана, выявить основные этические принципы, отраженные в его научных, этнопедагогических трудах, определить их влияние на духовную жизнь тувинского народа в настоящее время.

Согласно предыдущей нашей периодизации творчества М.Б. Кенин-Лопсана [Самдан, 2019б: электр. ресурс], данный период определяется как 3-й период во 11-ом этапе (1-й этап: 1950-1980 гг., 11-й этап: 1990 - по настоящее время). 3-й период (с сер. 1990 по настоящее время), с социокультурной точки зрения М.М.-Б. Харуновой, определяется как период возрождения национальной культуры Тувы, когда активизировалась традиционная национальная культура во всех сферах культуры при поддержке власти Республики Тыва [Харунова, 2010: 62-70].

Основные труды М.Б. Кенин-Лопсана за 2010-2020-е годы мы характеризуем как обобщающие публикации, систематизированные на основе предыдущих исследований. В этих изданиях сквозную линию, на наш взгляд, составляет идея воплощения в жизнь шаманской этики, т.е. в его творчестве произросли зерна шаманской этики, заложенные в предыдущие периоды.

Почему именно шаманская этика характеризует главную особенность творчества М. Кенин-Лопсана в этот период? В поисках ответа на этот вопрос главным ориентиром для нас стала книга Его Святейшества Далай-ламы XIV «Больше, чем религия. Этика для всего мира» [Далай-лама, 2016: ].

Актуальность данной книги заключается в том, что в ней Его Святейшество создал и применил новый подход к этике. Он разъясняет тесную взаимообусловленность этики и религии, при этом подчеркивает первостепенную важность этики в условиях современной жизни: «... настало время научиться смотреть на духовность и этику как на нечто большее, чем религия» [Далай-лама, 2016: 14]. Приоритетность светской этики Далай-лама объясняет необходимостью решать назревшую фундаментальную проблему современного общества: «.Мы слишком много внимания уделяем внешним материальным сторонам жизни, пренебрегая нравственностью, этикой и внутренними ценностями» [Далай-лама, 2016: 9].

Когда глобализация и мультикультурность общества делают мир все более взаимозависимым, он призывает всех воспитывать в себе прежде всего чувство сострадания, из которого вытекают все остальные положительные качества - доброта, терпение, терпимость, умение прощать и щедрость. Он рассматривает этику как совершенно естественное и рациональное средство для раскрытия врожденного потенциала человека, в котором этика являет собой скорее не набор правил, которым надо подчиняться, а принципы внутреннего самоуправления, позволяющие человеку развивать те стороны своей природы, которые способствуют собственному благу человека и благу других [Далай-лама, 2016: 35].

В то же время при выборе религии, как надежной духовной опоры, предостерегая людей от ошибок, он делится своим опытом: «. По моему убеждению для людей в целом лучше не принимать религию, не связанную тесно с культурой, в которой они выросли, и полученным образованием» [Далай-лама, 2016: 37]. Это убеждение учителя помогает понять естественность и органичность сочетания этических и религиозных взглядов в творчестве М.Б. Кенин-Лопсана. Вся его жизнь, полученное образование и творчество тесно связаны с традиционной культурой тувинского народа, которая сформировалась под влиянием шаманского мировоззрения, в основе которого лежит идея одухотворения окружающего мира. Поэтому шаманская

этика, взращенная на почве родной культуры, составляет главную идейную основу творчества М.Б. Кенин-Лопсана.

Приоритет этики отражен в хронологии его изданий - он первоначально исследует и выпускает свод этических правил в книге «Традиционная этика тувинцев» (1994), после которого выходят своды текстов шаманских алгышей, шаманских мифов и др. труды.

В предыдущие периоды, особенно в период с 1990-х по 2010-е годы, научная деятельность М.Б. Кенин-Лопсана получила наиболее активное развитие, о чем мы уже писали ранее. Всходы его многолетней собирательской и исследовательской работы по обрядовой и фольклорной специфике тувинского шаманства были обобщены в московском издании «Тувинские шаманы» (2009) [Кенин-Лопсан, 2009: 325]

В 2000-2010-е годы текстологическая работа М.Б. Кенин-Лопсана продолжилась в области шаманской мифологии. Вслед за изданием книги «Мифы тувинских шаманов» (2002) он перешел к исследованию ранее не освещенной темы по шаманской мифологии, связанной с понятием Черное Небо. Работа по собиранию, систематизации текстов по этой теме длилась в течение нескольких лет.

Главной научной публикацией завершающего периода творчества М.Б. Кенин-Лопсана является книга «Кара Дээрниц тыныжы - Дыхание Черного Неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства» (2010) [Кенин-Лопсан, 2010: 391]. Эта книга структурирована очень продуманно, так как в ней систематизированы тексты и исследования разных лет по мифологическому наследию тувинцев. Она состоит из 2-х частей. В 1-ой части объединены ранее отдельно изданные на тувинском (2004) и русском (2008, перевод автора) языках тексты.

Судя по содержанию книги, здесь собраны тексты шаманской мифологии, отражающие мифические образы и представления, объединенные под понятием Черное Небо. По мифологии тувинцев, все хорошее и плохое идет со стороны Кара Дээр, точнее дыхания Черного Неба. Тувинцы говорят, что Черное Небо находится очень далеко, и шаманы Черного Неба самые сильные. Под понятием Черное Небо, как полагает редактор издания Олард Диксон, подразумевается не небо, как таковое, а некая мистическая область за небесами - источник непроявленной (по этому и черной) мудрости [Кенин-Лопсан, 2008: 25]. Видимо эта мистическая область тувинского шаманства явление неоднозначное и требует дальнейшего осмысления с разных позиций современной науки.

Научный вклад М.Б. Кенин-Лопсана в раскрытие этой темы заключается в том, что он сумел выделить и успел зафиксировать от действующих шаманов подлинные тексты, подтверждающие бытование этих мифологических представлений у тувинцев, а также систематизировать их в отдельный пласт и опубликовать. Эти представления проникнуты идеей преклонения предков тувинцев перед неведомыми силами природы, перед образами мифических первопредков, животных, птиц и духов. В их основе лежат этические принципы почитания природы, животного мира и мира шаманов.

2-я часть книги состоит из 3-х глав: I - Мировое признание тувинских шаманов, II - Что писали ученые про тувинских язычников, III - Приложение (статьи о М.К. Кенин-Лопсане, официальные подтверждения его наград, тексты публичных выступлений, а также воспоминания об учителях).

В Ьой главе собраны интервью и статьи М.Б. Кенин-Лопсана о своих зарубежных поездках. Он побывал с выставками, лекциями во многих странах Европы -в Австрии (1995, 2002), Швейцарии (1996), Бельгии (1998), Германии (1999, 2000), Италии (2000); в США (1998). Эта глава обобщенно представляет его выход на международную научную арену.

Во П-ой главе М.Б. Кенин-Лопсан объединил статьи ученых-путешественников, посетивших Урянхайский край во II пол. XIX - нач. ХХ вв. - В.В. Радлова, Д. Каррутерса, А. Львова, Отто Менхен-Хельфена - о тувинцах-язычниках. Обращаясь

к научному наследию ученых-классиков, он благодарит своих предшественников за их бережное отношение к истокам духовной культуры тувинского народа, призывает молодежь учиться у них тонкостям собирательской работы, умению открывать тайны прошлого.

В Приложении данного издания он разместил цикл своих воспоминаний как востоковед. Этот цикл ранее выходил отдельной брошюрой под названием «Дорогой мой учитель» (2008). Книга была посвящена светлой памяти профессора, ученого -лингвиста Эдгема Рахимовича Тенишева, (1921-2004), стоявшего у истоков подготовки научной интеллигенции Тувы. Увлекательная, поистине поучительная история взаимоотношений двух личностей - благородного Учителя и его благодарного ученика -переплетается также интереснейшими воспоминаниями автора и о других востоковедах. Эти воспоминания о таких корифеях отечественного востоковедения, как пионеры тувиноведения В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, проф. С.Е. Малов, лингвист В.М. Наделяев и др.

Поражаешься его исключительной памяти, которая в мельчайших подробностях восстанавливает все фамилии, имена, отчества своих одноклассников и учителей по школе, однокурсников и преподавателей по Ленинградскому университету и т.д.

Таким образом, в этой части книги М.Б. Кенин-Лопсан систематизировал статьи разных авторов разных времен о тувинском шаманстве. Своими воспоминаниями, проникнутыми искренней благодарностью к своим предшественникам, учителям, соратникам, М.Б. Кенин-Лопсан преподал высокий урок научной этики, которая органически связана с шаманской этикой (uYY-даа 4Yee долуглуг болур - все в мире взаимообусловлено, т.е. все имеет свойство возмещаться - мотив замены и отдаривания).

Благородную миссию учителя духовности М.Б. Кенин-Лопсан осуществил в научно-практическом издании по этнологии «Тыва чоннуц буруцгу ужурлары» («Традиционная этика тувинцев») (2013) [Кенин-Лопсан, 2013: 528]. Эта обобщающая монография представляет собой наиболее полный свод его исследований по традиционной народной этике тувинцев, связанная с их духовной жизнью, религиозными верованиями, обычаями и традициями. Она систематизирована на основе предыдущих изданий «Тыва чоннуц буруцгу ужурлары» («Древняя этика тувинского народа») (1994) [Кенин-Лопсан, 1994: 192] и «Тыва чацчыл» («Традиционный образ жизни тувинцев») (1999) [Кенин-Лопсан, 1999: 352].

В свое время по рекомендации исследователей творчества М.Кенин-Лопсана, эти книги, приоткрывшие современному обществу чрезвычайно полезный и востребованный опыт предков по воспитанию подрастающего поколения, были предложены к переизданию и включению в учебные программы в виде учебных пособий для школ, сузов, вузов республики [Самдан, 2001: 19-30]. После этого они были переведены также на русский язык А.А. Дугержаа, А.С. Дембирелем и изданы при поддержке Минобразования РТ (при министре П.А. Морозов) под названием «Традиционная культура тувинцев» (2006) [Кенин-Лопсан, 2006: 232]. Книги М. Кенин-Лопсана также послужили благодатными источниками для научных исследований и методических пособий по этнопедагогике в трудах К.Б. Салчака, Б.О. Казырыкпая, А.С. Шаалы, Г.Д. Сундуй и др.

Книга «Тыва улустуц бурунгу ужурлары» состоит из 2-х частей и Приложения. 1-я часть книги «Древняя этика тувинского народа», 2-я часть книги «Священные традиции тувинцев». В Приложении публикуются: история восстания 60 беглецов, основанная на воспоминаниях старцев и архивных материалов, собранных С.Т. Тановым и систематизированных М.Б. Кенин-Лопсаном; статьи В. Дубровского, Майкла Харнера, Марины Кенин-Лопсан об авторе и его творчестве. Архивные материалы о цинском периоде истории Тувы, которые систематизированы М. Кенин -

Лопсаном и В. Дубровским, представляют собой ценный источник и требуют переиздания к 100-летию ТНР.

Содержание книги, классификация собранного материала по этическому воспитанию свидетельствуют о том, что автор проделал титанический труд по осмыслению многовековой традиции народной педагогики. Его мастерство в умении выявлять мудрости и тонкости традиционного этического воспитания, в соответствии с особенностями определенного возраста, пола, социального положения человека, позволило выстроить стройную систему народной педагогики, основанную на подлинных источниках, полученных от информантов. Каждая глава книги, как и все работы М. Кенин-Лопсана, строго паспортизирована с указанием точных сведений об информанте, месте и дате записи и т.д., что свидетельствует о многолетней тщательной собирательской работе автора.

Для того чтобы представить особенности народной педагогики тувинцев, приведем один пример из главы о воспитании закалки у мужчины: «Мужчина в течение всей своей жизни должен уметь преодолеть девять трудностей: горе по поводу смерти близкого, переживание по поводу разлуки с близким человеком, переживание по поводу дальнего отъезда из родного места дедушки или бабушки, не тосковать, не грустить на чужбине; преодолеть опасность пожара, черную ложь и клевету; не оказаться в плену у подхалимов...» [Кенин-Лопсан, 2006: 96].

Таким образом, «Традиционная этика тувинцев» - эта главная книга нового периода творчества ученого-этнографа М.Б. Кенин-Лопсана стала настольной книгой не только для учащихся и учителей школ, но и для работников культуры, искусства и других сфер, воспитывающих подрастающее поколение, да и взрослое население на принципах традиционной этики и священных традиций тувинского народа.Многогранность деятельности М.Б. Кенин-Лопсана в данный период, как и в его творчество в целом, позволяет рассматривать его и как исследователя шаманизма - ученого, и как шамана-практика, и как хранителя шаманских традиций.

Подводя итоги анализа творчества М.Б. Кенин-Лопсана за 2010-2020 годы приходил к следующим выводам:

1. За прошедшее десятилетие плодотворного творчества (до ноября 2014 года он трудился в своей знаменитой избушке, а далее продолжает работать дома над своими публикациями) М.Б. Кенин-Лопсан обобщил и систематизировал результаты своей собирательской, исследовательской и литературной деятельности за предыдущие годы в 3 -х главных публикациях: по шаманской мифологии - научно-практическое издание «Кара Дээрниц тыныжы - Дыхание Черного Неба. Мифологическое наследие тувинского народа» (2010), по этнологии - монография «Тыва улустуц бурунгу ужурлары» («Традиционная этика тувинского народа») (2013), в художественной прозе -роман-миф «Судьба шаманки» (2016) [Литературное творчество за этот период мы проанализировали в отдельной статье].

2. Главную особенность этого периода мы характеризуем как время осуществления основной идеи всего творчества М. Кенин-Лопсана - это постижение шаманского мировоззрения, в основе которого лежит шаманская этика. Он выявил и обосновал этические принципы, выработанные веками предками современных тувинцев - почитание предков, их нравственных ценностей; почитание природы и всей окружающей среды; забота о благополучии будущих поколений. Шаманская этика составляет основу мифо-экологического сознания тувинцев-кочевников.

3. Научные труды и художественные произведения М. Кенин-Лопсана продолжают оставаться актуальными и востребованными в духовной жизни современного тувинского общества и в настоящее время. Они служат ценным источником знаний о прошлом и для использования их в практической жизни республики во всех ее сферах - в образовании и науке, культуре и искусстве, спорте и туризме и т.д.

Зерна шаманской этики, взращенные М.Б. Кенин-Лопсаном и давшие плоды в его творчестве, безусловно, будут произрастать и в дальнейших исследованиях и проектах тувиноведов. Задача будущих исследователей творчества М. Кенин-Лопсана -издать в едином формате полное собрание его сочинений, написать монографию о его жизни и творчестве, создать мультимедийные коллекции по этическому воспитанию.

Список литературы:

1. Далай-лама. Больше, чем религия. Этика для всего мира. - М. : Фонд «Сохраним Тибет», 2016.

2. Итс Р. Стрелы немой скалы: этногр. повесть. М.: Мысль - 112 с.; Дэвлет М.А. Живое сокровище шаманизма (предисловие) // Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. М.: Литкон. - 328 с., с. 10-27; Укусич П. Вечер. Вена. Шаманы // Тув. правда 31 янв. 2012; Хоппал М. Жизнь и труды М.Б. Кенин-Лопсана // Родина шаманизма - Тува. Кызыл, с. 26-29.

3. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чоннуц буруцгу ужурлары. - Кызыл: Новости Тувы, 1994. - 192 с.

4. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чацчыл. - Кызыл: Новости Тувы, 1999. - 352 с.

5. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. - 232 с.

6. Кенин-Лопсан М.Б. Дыхание Черного Неба. - М.: Велигор, 2008. - 192 с.

7. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. - М.: Литкон, 2009. - 325 с.

8. Кенин-Лопсан М.Б. Кара Дээрниц тыныжы - Дыхание Черного Неба: мифологич. наследие тувинского шаманства. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2010. - 391 с.

9. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чоннуц бурунгу ужурлары (Традиционная этика тувинцев). Часть I и II. Научно-практическое изд-ие. - Кызыл: ОАО «Тыва полиграф», 2013 - 528 с.

10. Самдан З.Б. От фольклора к литературе: Кызыл: тув. кн. изд-во, 1987, с. ; Живое сокровище шаманизма // Самдан З.Б. Лики тувинской словесности. Часть III. Хранители ценностей: штрихи к портретам. - Кызыл: Респ. типография. 78 с. С. 19-30; Духовные зерна десятилетия (к 85-летию со дня рождения М.Б. Кенин-Лопсана) // Самдан З.Б. Хранители духовной культуры. - Кызыл: типография КЦО «Аныяк», 2011. -150 с. С. 14-21; Роль творчества М.Б. Кенин-Лопсана в формировании этнокультурных брендов Национального музея Тувы // «Ермолаевские чтения»: Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ. -Кызыл: типография МБОУ КЦО «Аныяк», 2019а - 256 с. С. 144-149.

11. Самдан З.Б. Модификация архетипического образа тувинского шамана в творчестве М.Б. Кенин-Лопсана [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019б, № 3. URL: https: //nit. tuva. asia / nit / article / view / 872 (дата обращения: дд. мм. гг.). DOL: 10/251 78 / nit. 2019. 3.13.

12. Харунова М.М.-Б. Проблемы возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период // Новые исследования Тувы. № 2. С. 62-70.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Самдан Зоя Баировна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник группы литературоведения, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Электронный адрес: uranda@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Samdan Zoya Bairovna, Candidate of Philology, Research Fellow, Sector of Folklore, Tuva Institute for Humanities and Applied Socioeconomic Studies. E-mail: uranda@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.