Научная статья на тему 'ШАХТНАЯ ЭСТЕТИЗАЦИЯ, КАК ЧАСТЬ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ШАХТНАЯ ЭСТЕТИЗАЦИЯ, КАК ЧАСТЬ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колтунова А.Н.

Предприятия угольной промышленности в значительной мере определяют облик целых городов и районов, формируют уникальную культуру территорий. вопрос организации (устройства) наземных объектов шахты и пришахтных территорий, включает эстетизацию производственной среды, которая оказалась особенно востребованной с 1960-х годов, когда были решены основные вопросы механизации и безопасности труда, и активно внедрялась в 1970-1980 гг. - в период расцвета угледобычи и популярности шахтерской профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШАХТНАЯ ЭСТЕТИЗАЦИЯ, КАК ЧАСТЬ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 908:7.05:622.33(470.61/62) «19/20» © А.Н. Колтунова, 2022

Шахтная эстетизация как часть уникальной культуры

Предприятия угольной промышленности в значительной мере определяют облик целых городов и районов, формируют уникальную культуру территорий. Вопрос организации (устройства) наземных объектов шахты и пришахтных территорий, включает эстетизацию производственной среды, которая оказалась особенно востребованной с 1960-х годов, когда были решены основные вопросы механизации и безопасности труда, и активно внедрялась в 1970-1980 гг. - в период расцвета угледобычи и популярности шахтерской профессии.

КОЛТУНОВА А.Н.

Научный сотрудник музея, ГБУК РО «Гуковский музей шахтерского труда им. Л.И. Микулина», 347879, г. Гуково, Россия, e-mail: musey_261@gukovo.donpac.ru

Рис. 1. Копры шахты «Гуковская», 1970 г.

1960-е годы характеризуются значительным наращиванием объема добычи угля в Ростовской области за счет строительства новых шахт, реконструкций действующих предприятий. В это время в Гуково была построена шахта нового типа - «Гуковская». Стройка шахты была объявлена ударной комсомольской с привлечением строителей из Болгарии.

И чем больше вводилось в эксплуатацию шахт, тем больше появлялось в окрестностях терриконов - отвалов, искусственной насыпи пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля. Это тоже некая визитная карточка шахтерских территорий.

Уже в 1960-е годы на копре шахты «Гуковская» горела красная звезда по подобию кремлевской. Вождь, серп и молот, красные звезды украшали практически все копры шахт. Впервые в Советском Союзе в ноябре 1930 г. было организовано трудовое соревнование среди шахт. В данное соревнование включились все горняки Донбасса и других угольных регионов страны. Коллективы, которые выполняли плановые задания, зажигали на своих копрах звезды как символ доблести, героики и престижности шахтерского труда.

Именно тогда советская идеология презентовала образ рабочего, в частности шахтера, как модель героя индустриального типа. Тогда же шахтерский труд приобретает элитный статус. И к середине ХХ века визуализируется образ шахтера-героя, наблюдается мемориализация шахтерского труда в городской среде, что отражает общественное понимание актуальности угледобычи. Уважение к шахтерскому труду сформировалось и в качестве элемента региональной идентичности.

К 1960-м годам изменился и подход к оформлению шахт. Появляются элементы организованности и благоустроенности. Применение элементов благоустройства и озеленения позволяло достичь художественной завершенности поверхности шахты. Все детали имели идейно-воспитательное значение.

Рис. 2. Рабочие очистного забоя бригады М. Поспелова шахты «Замчаловская», 1960 г.

Рис. 3. Скульптура «Шахтер»

Рис. 5. Барельеф В.И. Ленина

Рис. 4. Кустарники шахты им. 50-летия Октября

Также деревья и кустарники защищают промышленную площадку от ветра и предохраняют жилые массивы от угольной пыли. И, конечно, озеленение может и должно быть эстетично, как кустарники гуковской шахты имени 50-летия Октября.

Уровень культуры предприятия определяется многочисленными показателями, среди которых, наряду с рациональной организацией и технической оснащенностью производства, важное значение приобрела внешняя и внутренняя эстетизация.

В собрании ГБУК РО «Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Ми-кулина» хранятся и поступают чеканки, панно, картины, украшавшие помещения комплекса производственно-бытового обслуживания на предприятии - это залы собраний и кабинеты политического просвещения.

Один из первых тематических экспонатов музея - барельеф. Накануне фашистской оккупации советские люди скрывали, сохраняли скульптуры, портреты В.И. Ленина. Подобная история произошла в Гуково. В послевоенные годы шла напряженная работа по восстановлению разрушенного хозяйства, в первую очередь угольных предприятий. Через несколько лет добрались до второстепенных забот. Одной из них был снос старого складского помещения поселка шахты «Антрацит». Разбирая его, рабочие

АВГУСТ, 2022, "УГОЛЬ"

131

Рис. 6. Фрагмент картины художников В.А. Серова и Н.

«Закладка Петербурга» М. Корчагина

Рис. 7. Город Гуково, 2022 г.

обнаружили надежно укрытый чугунный диск. Он так заржавел, что назначение его сразу было трудно определить. После очистки стало ясно, что это барельеф В.И. Ленина. По инициативе ветерана труда Г.Я. Гавриленко его отвезли в музей и привели в порядок.

С помощью старожилов удалось установить, что этот барельеф до войны находился в здании треста «Гуковуголь», в помещении красного уголка. Перед оккупацией его спрятали. А отлит он был к 20-й годовщине Октября на Каслинском машиностроительном заводе.

В 2021 г. фонды музея пополнила копия фрагмента картины «Закладка Петербурга» Серова В.А. и Корчагина Н.М., которая с 1994 г. украшала административное здание уже закрытой шахты «Гуковская». Сейчас картина представлена в экспозиции «Дорога к углю», отражающей историю угледобычи.

На сегодняшний день на территории Гуково действует одна шахта, и даже на копре, как когда-то, горит красная звезда. А стволы и подъемники закрытых шахт демонтируют, что, безусловно, меняет облик города.

Ушли в историю мозаичные остановки с трудовыми героическими сюжетами, а на смену им установлены современные, представляющие и залы музея шахтерского труда -«Проходческий забой» и картину с изображением шахт Гуковугля. А стоят они на фоне торцов домов, украшенных кирпичной кладкой, представляющей темы соцреализма: взлетающую ракету, шахтера, мать, держащую на руках ребенка, лозунги «Миру-мир», «Слава труду» и традиционный болгарский орнамент. Таким образом, новые остановочные павильоны можно считать продолжением трудовых архитектурных традиций.

Существующая на данном этапе шахтная эстетизация в пространстве современной шахтерской территории воспринимается по-прежнему как определяющая ее лицо.

Список литературы

1. Вышинская Т.Н., Духан В.А., Багмут С.И. Техническая эстетика поверхностного комплекса угольных шахт и углеобогатительных фабрик. М.: Недра, 1972. 92 с.

2. Дорога к углю: («Гуковуголь». 1939-1999 гг.) / Аданкина В.П., Александрова В.И., Бирюкова В.М. и др. Ростов-н/Д.: Малыш,1999. 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.