Научная статья на тему 'Шахматы как отражение культурного пространства Арабского халифата'

Шахматы как отражение культурного пространства Арабского халифата Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Шахматы как отражение культурного пространства Арабского халифата / Arab caliphate / culture / philosophy / chess / shatranj / Raghib Ishafani / Islam / mutazilites

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пилавов Георгий Шаликович

Исследуется феномен культуры шахмат в эпоху Арабского халифата. Показано, что золотой век шатранджа (арабского варианта шахмат) совпадал по времени с бурным развитием арабской культуры и науки, отображая таким образом социокультурные реалии того времени. Выявлено, что трактат «Этика шахмат» арабского мыслителя Рагиба Исхафани демонстрирует философские идеи применительно к шахматной игре. Отмечена популярность шатранджа, проявившаяся в интересе со стороны лидеров государства, а также в проведении первых в истории соревнований по шахматам, акцентировано внимание на причине его широкого распространения. Продемонстрировано сходство правил шахмат и религиозных воззрений мутазилитов, проявляющееся в концепции свободы выбора. Объяснены причины, препятствующие дальнейшему развитию шатранджа в Арабском халифате. Данный факт был обусловлен религиозной ментальностью арабо-исламского типа культуры и медлительным характером развития социальных институтов Востока. Отмечено, что дальнейшая филиация идей из арабского мира в Европу привела к развитию шахмат не только как игры, но и как модели, отображающей культурные и социальные процессы, происходящие в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chess as a Reflection of the Cultural Space of the Arab Caliphate

The article examines the phenomenon of chess culture in the era of the Arab caliphate. It is shown that the golden age of shatranj (the Arabic version of chess) coincided with the rapid development of Arabic culture and science, thus reflecting the socio-cultural realities of that time. It is revealed that the treatise “The ethics of Chess” by the Arab thinker Raghib Ishafani demonstrates philosophical ideas in relation to the game of chess. The popularity of shatranj, which was demonstrated by the interest of state leaders and the holding of the first chess competitions in history, is noted, and attention is focused on the reason for its widespread use. The similarity of the rules of chess and the religious beliefs of the mutazilites, manifested in the concept of freedom of choice, is demonstrated. The reasons preventing the further development of the shatranj in the Arab caliphate are explained. It is shown that this fact was due to the religious mentality of the Arab-Islamic type of culture and the slow nature of the development of the social institutions of the East. It is noted that the further filiation of ideas from the Arab world to Europe led to the development of chess not only as a game, but also as a model reflecting the cultural and social processes taking place in society.

Текст научной работы на тему «Шахматы как отражение культурного пространства Арабского халифата»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

Научная статья УДК 1+130.2

doi: 10.18522/2687-0770-2024-3-31-36

ШАХМАТЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

Георгий Шаликович Пилавов

Луганский государственный аграрный университет им. К.Е. Ворошилова, Луганск, Россия Pilav29@mail.ru

Аннотация. Исследуется феномен культуры шахмат в эпоху Арабского халифата. Показано, что золотой век шатранджа (арабского варианта шахмат) совпадал по времени с бурным развитием арабской культуры и науки, отображая таким образом социокультурные реалии того времени. Выявлено, что трактат «Этика шахмат» арабского мыслителя Рагиба Исхафани демонстрирует философские идеи применительно к шахматной игре. Отмечена популярность шатранджа, проявившаяся в интересе со стороны лидеров государства, а также в проведении первых в истории соревнований по шахматам, акцентировано внимание на причине его широкого распространения. Продемонстрировано сходство правил шахмат и религиозных воззрений мутазилитов, проявляющееся в концепции свободы выбора. Объяснены причины, препятствующие дальнейшему развитию шатранджа в Арабском халифате. Данный факт был обусловлен религиозной ментальностью арабо-исламского типа культуры и медлительным характером развития социальных институтов Востока. Отмечено, что дальнейшая филиация идей из арабского мира в Европу привела к развитию шахмат не только как игры, но и как модели, отображающей культурные и социальные процессы, происходящие в обществе.

Ключевые слова: Арабский халифат, культура, философия, шахматы, шатрандж, Рагиб Исхафа-ни, ислам, мутазилиты

Для цитирования: Пилавов Г.Ш. Шахматы как отражение культурного пространства Арабского халифата // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 3. С. 31-36.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

CHESS AS A REFLECTION OF THE CULTURAL SPACE OF THE ARAB CALIPHATE

Georgy Sh. Pilavov

Voroshilov Lugansk State Agrarian University, Lugansk, Russia Pilav29@mail.ru

Abstract. The article examines the phenomenon of chess culture in the era of the Arab caliphate. It is shown that the golden age of shatranj (the Arabic version of chess) coincided with the rapid development of Arabic culture and science, thus reflecting the socio-cultural realities of that time. It is revealed that the treatise "The ethics of Chess" by the Arab thinker Raghib Ishafani demonstrates philosophical ideas in relation to the game of chess. The popularity of shatranj, which was demonstrated by the interest of state leaders and the holding of the first chess competitions in history, is noted, and attention is focused on the reason for its widespread use. The similarity of the rules of chess and the religious beliefs of the mutazilites, manifested in the concept of freedom of choice, is demonstrated. The reasons preventing the further development of the shatranj in the Arab caliphate are explained. It is shown that this fact was due to the religious mentality of the Arab-Islamic type of culture and the slow nature of the development of the social institutions of the East. It is noted that the further filiation of ideas from the Arab world to Europe led to the development of chess not only as a game, but also as a model reflecting the cultural and social processes taking place in society.

Keywords: Arab caliphate, culture, philosophy, chess, shatranj, Raghib Ishafani, Islam, mutazilites

© Пилавов Г.Ш., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

For citation. Pilavov G.Sh. Chess as a Reflection of the Cultural Space of the Arab Caliphate. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(3):31-36. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Шахматы, объединяющие в себе элементы искусства, науки и спорта, с полным основанием могут считаться феноменом культуры. Более того, «шахматы на протяжении всей истории человечества повторяют, а зачастую и предвосхищают процессы, происходящие в социокультурной и общественно-политической сфере, в научной и философской мысли» [1, с. 13]. Данное явление можно охарактеризовать термином «социосимметрия». Изучая динамику изменения концепций шахматной игры в процессе развития нашей цивилизации, представляется обоснованным рассмотреть, как эволюционировали шахматы в социокультурном пространстве Арабского халифата.

После завоевания арабами государства Сасанидов шахматы получили широкое распространение в Арабском халифате. Это было время бурного расцвета культуры и науки - математики, астрономии, философии. При арабах шатрандж, как тогда назывались шахматы, окончательно трансформировался в своеобразную абстрактную модель социума, в динамике развития которого можно найти несомненные аналогии с культурными, общественно-политическими и социально-философскими процессами, происходящими в арабском мире того времени.

Шахматы (под названием чатуранга) возникли в Индии VI в. Оттуда вместе с другими достижениями индийской культуры и науки они проникли в Персию. После завоевания Персии арабами в VIII в. шахматы (персидское название чатранг) попадают в культурное пространство Арабского халифата. Как уже отмечалось, «прежде чем уйти в небытие, сасанидский Иран передал чатранг арабскому миру» [2, с. 323].

После образования Арабского халифата в нём начался так называемый золотой век шатран-джа, продолжавшийся на протяжении примерно двухсот лет - от знакомства с шахматами в покоренной Персии в середине VIII в. примерно до середины Х в., когда проблемная социально-политическая, духовная и культурная ситуация дала начало череде цивилизационных кризисов, продолжающихся до самого падения халифата. Примечательно, что эти сроки совпадают с общепринятой периодизацией золотой эры арабской культуры и науки, подтверждая тем самым тезис о социосимметрии динамики развития шахмат с общественно-политическими и социокультурными процессами.

Как отмечал крупный советский и российский арабист О.Г. Большаков, «до второй половины XI в. наука на арабском языке шла в авангарде мировой культуры» [3, с. 5]. Бурное развитие арабской науки применительно к шахматам заключается прежде всего в появлении специализированной литературы. Существенным вкладом в развитие шахмат было изобретение способа записи сыгранных партий, так называемой описательной нотации. С её помощью можно было записывать и воспроизводить сыгранные партии, подвергать анализу проблемные позиции и создавать основу для накопления теоретической составляющей шахмат. Это, несомненно, было значительным шагом вперед по трансформации шатранджа из шахматной игры в шахматную науку. Шатрандж оставил после себя немало памятников литературы, которая, как отмечал Ф.С. Бондаренко, «...появилась в VIII - IX веке» [4, с. 7]. Наличие литературы, насыщенной специализированной терминологией, является одним из признаков научности, и этот прогресс был достигнут в результате детерминирующего воздействия на шатрандж передовой арабской науки той эпохи.

Следует отметить, что в посвященных шатранджу манускриптах той эпохи внимание акцен-туализировалось не только на шахматной составляющей. Уже в то время шахматы можно было трактовать как полидисциплинарный феномен, содержащий в себе фрагментальные компоненты разнообразных наук. Так, М. Багери отмечает, что в арабской шахматной литературе встречаются несколько математических головоломок, основанных на перемещении шахматных фигур по доске. Одна из них - очень популярная, называемая «задача о ходе коня», известная как задача Эйлера [5, с. 143]. Следует отметить, что Л. Эйлер сформулировал данную проблему более чем семь столетий спустя.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

В манускриптах той эпохи можно обнаружить подходы, интерпретирующие шатрандж в качестве части философско-культурной парадигмы. Как отмечают современные исследователи шахмат, «предпринимались также попытки осмыслить игру философски, определить её место в человеческой культуре» [6, с. 484]. В данном направлении прежде всего обращает на себя внимание трактат «Этика шахмат», написанный арабским философом и учёным Рагибом Исфахани в начале XII в. В отличие от трудов, наполненных шахматным контентом, в его работе нет ни одной мансубы или диаграммы.

Арабский мыслитель рассматривает шахматы в контексте их природы, значимости и связи с жизнью человека. Рагиб Исфахани в своем трактате даёт советы не конкретно-шахматного, а общего характера, т.е. он не учит, как нужно играть, а учит, как нужно мыслить, чтобы хорошо играть: «Сидя за доской, нужно соблюдать пять правил: лови удобный случай, ибо он скоро-преходящ; выноси решение у головы дела, а не у хвоста его; берегись обнаружить слабость, ибо слабость - самое ненадежное верховое животное; берегись вмешиваться в то, в исходе чего для тебя есть опасность; придерживайся и того, чему учил Сократ: основательным размышлением доходят до правильного мнения» [цит. по: 7, с. 43].

Как видим, советы арабского мыслителя касались не шахматных, а универсальных категорий бытия, при этом автор обращался к авторитету древнегреческих мыслителей. Как отмечал известный историк шахмат Ю.Л. Авербах, Рагиб Исфахани тем самым утверждал, что «...шахматы не только модель войны, но и модель жизни» [7, с. 43]. Это был, безусловно, не только новый подход к осмыслению роли шахмат в социуме, но и признание социосимметрич-ности шахмат с различными гранями жизни человека и развития общества.

Как отмечает З.Е. Халилова, «воззрения Рагиба очень близки к философии европейского писателя Ж.-Ж. Руссо» [8, с. 86]. Этот факт заслуживает внимания по той причине, что французский философ был большим любителем шахмат и неоднократно упоминал о них в своих произведениях. Не исключено, что некоторые идеи арабского и французского мыслителей имеют общие, шахматные корни.

Уже к IX в. шатрандж прочно занял значимое место в культурном и социальном пространстве Арабского халифата. Его популярность во всех сферах общества доказывает прежде всего возникновение первой в истории шахмат квалификационной системы, с разделением игроков на различные классы согласно их силе игры. Безусловно, такая типизация могла возникнуть лишь в обществе, где шахматная игра имела массовое распространение.

Один из важнейших факторов, способствовавших популяризации шатранджа, был связан с религиозными установками. Как известно, в соответствии с нормами ислама запрещены изображения живых существ. По этой причине внешний вид шахматных фигур был упрощен и схематизирован. Как отмечала П. Абдинова, «эти фигуры изготовлялись из глины и стоили недорого, а это привело к широкому распространению шатранджа среди простого народа» [9, с. 13].

В 819 г. при дворе халифа аль-Мамуна в Хорасане прошёл первый в истории шахмат турнир трёх сильнейших алиев (шахматистов) того времени: Джабира аль-Куфи, Абу л'Джафара ан-Сари и Зайраба Катая. Необходимо отметить, что халиф не только интересовался шатранджем в контексте игры, но и рассматривал шахматы как аналогию общественно-политическому миропорядку. Как писал в XVIII в. выдающийся английский историк Э. Гиббон, «халиф ал-Мамун мог с гордостью утверждать, что ему легче управлять Востоком и Западом, чем хорошо управлять шашками на шахматной доске в два квадратных фута; но я подозреваю, что в этих обеих играх он делал много пагубных ошибок» [10, с. 168]. Из вышеприведенной цитаты можно сделать вывод, что социосимметрию шахматной игры и общественно-политической картины мира наблюдали еще в IX в. в Арабском халифате.

В контексте положительного отношения аль-Мамуна к шахматам представляется обоснованным предложить новую интерпретацию религиозной политики халифата во время его правления. Аль-Мамун поддерживал деятельность мутазилитов - представителей первого крупного религиозно-философского течения в исламе. Как отмечал современный американский исследователь Ф. Старр, мутазилиты «.заявляли, что созданное Богом было доступно для человеческого разума, что Бог наделил мужчин и женщин свободой выбора, что зло происходит скорее от неудачного выбора, чем от природы вещей» [11, с. 160]. В вышеперечисленных религиозных

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

концепциях мы можем видеть зеркальное отображение концепции шахмат, в которых есть свобода выбора хода, в зависимости от правильности либо неправильности сделанного выбора происходит добро либо зло (поражение или победа), и в которых открыты возможности познания для человеческой мысли. Таким образом, социосимметрия шахмат актуализировалась не только в общественно-политических, но и в философско-религиозных реалиях той эпохи.

Не обошли вниманием арабские мыслители и сходство шахматной и военной стратегий. Так, живший в X - XI вв. философ и историк Ибн Мисхавейх отмечал, что искусство полководца, как и искусство шахматного игрока, определяется его способностью предвидеть характер дальнейшего развития событий и сообразовать с этим свои действия [12, с. 21]. В частности, критически высказываясь об одном из решений персидского военачальника Бахтияра, Ибн Мисхавейх писал: «Если бы он умел играть в шахматы, то никогда не допустил бы столь нелепой ошибки» [цит. по: 12, с. 21]. В целом можно констатировать, что в Арабском халифате шахматы были интегрированы практически во все сферы общества.

Обращение к историческим источникам показывает, что шатрандж в эпоху халифата продолжил распространяться по всему цивилизованному миру. Так, уже в 803 г., пытаясь пересмотреть отношения Византии с Арабским халифатом, установленные во время правления императрицы Ирины, император Никифор I в письме знаменитому халифу Гарун аль-Рашиду писал: «Королева считала вас за ладью, а себя за пешку» [цит. по: 10, с. 154]. Использование в межгосударственной дипломатической переписке шахматной терминологии говорит о том, что шахматы к тому времени прочно вошли в повседневную жизнь Византийской империи.

Несмотря на ряд усовершенствований, внесенных персидскими и арабскими мыслителями в правила шахмат, шатрандж имел ряд недостатков. Историки шахмат отмечают «несовершенство шатранджа и его медлительный характер» [13, с. 291]. Ограничение подвижности слона и ферзя, отсутствие двойного хода пешкой и правила рокировки приводили к отсутствию динамики, к медлительности и затянутости шахматных партий. Арабским мыслителям не удалось эксплицировать скрытый потенциал шахматной мысли. Советский шахматист и литератор Н.А. Новотельнов задавался вопросом: «...непонятно, почему мастера Ирана, Арабского и Среднего Востока, во многом смело и решительно изменившие игру, отказались от дальнейших радикальных решений. Уж не опасались ли, что слишком крупные преобразования лишат игру мудрой простоты и всеобщей доступности?» [14, с. 32]. Представляется обоснованным предположение, что медлительность шатранджа была конгруэнтна неторопливому характеру развития социальных институтов Востока в целом и консерватизму общества в Арабском халифате в частности. Необходимо учитывать и религиозную ментальность арабо-исламского типа культуры. Как отмечает современный исследователь Е.В. Кухарева, «неспешность, даже медлительность арабов объясняется тем, что поспешность от шайтана, а медлительность от Всевышнего» [15, с. 87]. Всё вышеперечисленное не позволило арабским шахматным мыслителям завершить трансформацию шатранджа как в рамках совершенствования правил самой игры, так и в контексте создания более совершенной модели социума.

Упадок, а в дальнейшем (XIII в.) и падение Арабского халифата привели к стагнации культуры и науки Востока. Однако еще в IX в., во время расцвета династии Аббасидов, через завоеванную арабами Испанию вместе с другими достижениями античной и арабской науки ша-трандж достиг средневековой Европы. Как писал британский учёный и социолог Дж. Бернал, «.в этот мир ограниченной и жадной интеллектуальной деятельности была привнесена арабская ученость» [16, с. 177]. В Европе шатрандж впоследствии был актуализирован в виде современной шахматной игры, ставшей социосимметричным отражением культурной, общественно-политической и социально-философской проблематики.

Список источников

1. Пилавов Г.Ш. Шахматы как отражение социально-философских концепций эпохи Просвещения // Гуманит. вестн. Донского гос. аграр. ун-та. 2023. № 1. С. 12-19.

2. Пилавов Г.Ш. Социокультурная значимость шахмат в империи Сасанидов // Науч. вестн. Луганского гос. аграр. ун-та. 2023. № 3-4 (20-21). С. 320-324.

3. Очерки истории арабской культуры (V - XV вв.) / отв. ред. О.Г. Большаков. М.: Наука, 1982. 440 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

4. Бондаренко Ф.С. Становление шахматного этюда. Киев: Здоровье, 1980. 176 с.

5. Багери М. Комбинаторные задачи на шахматной доске в Иране в Х в. // Вопросы истории естествознания и техники. 2015. Т. 36, № 1. С. 143-147.

6. Шахматы : энциклопедический словарь / гл. ред. А.Е. Карпов. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 621 с.

7. Авербах Ю.Л. В поисках истины: от чатуранги до наших дней. Павловский Посад: Акварель, 2017. 240 с.

8. Халилова З.Е. Некоторые размышления о взаимодействии образования и религии в восточной философии // Богословское наследие мусульман России : сб. науч. докл. IV Междунар. форума, 1621 мая 2022 г. Болгар, 2022. Т. 1. С. 84-93.

9. Абдинова П. Шатрандж - предшественник шахмат // IRS Heritage. 2015. № 3 (75). С. 12-16.

10. Гиббон Э. История упадка и разрушения великой Римской империи: закат и падение Римской империи : в 7 т. М.: ТЕРРА - книжный клуб, 2008. Т. 6. 592 с.

11. Старр Ф. Утраченное просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Талейрана. М.: Альпина Паблишер, 2017. 574 с.

12. Александрович Г.С., Столяр Е.С. Многоликая Каисса. М.: ФиС, 1989. 240 с.

13. МайзелисИ.Л. Шахматы. М.: Детгиз, 1960. 391 с.

14. Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. М.: ФиС, 1981. 256 с.

15. Кухарева Е.В. Арабский мир: как его видят россияне // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. XII межвузовский семинар по лингвострановедению : сб. ст. : в 2 ч. М.: МГИМО-Университет, 2015. Ч. 2. С. 82-95.

16. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. 735 с.

References

1. Pilavov G.Sh. Chess as a reflection of socio-philosophical concepts of the Enlightenment. Gumanitarnyi vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University. 2023;(1):12-19. (In Russ.).

2. Pilavov G.Sh. The socio-cultural significance of chess in the Sassanid Empire. Nauchnyi vestnik Lu-ganskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Scientific Bulletin of the Lugansk State Agrarian University. 2023;(3-4):320-324. (In Russ.).

3. Bol'shakov O.G., ed. Essays on the history of Arab culture (5th-15th centuries). Moscow: Nauka Publ.; 1982. 440 p. (In Russ.).

4. Bondarenko F.S. The formation of a chess study. Kiev: Zdorov'e Publ.; 1980. 176 p. (In Russ.).

5. Bageri M. Combinatorial problems on a chessboard in Iran in the 10th century. Voprosy istorii estestvoz-naniya i tekhniki = Questions of the History of Natural Science and Technology. 2015;36(1):143-147. (In Russ.).

6. Karpov A.E., ed. Chess: an encyclopedic dictionary. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ.; 1990. 621 p. (In Russ.).

7. Averbakh Yu.L. In search of truth: from chaturanga to the present day. Pavlovsky Posad: Akvarel' Publ.; 2017. 240 p. (In Russ.).

8. Khalilova Z.E. Some reflections on the interaction of education and religion in Eastern philosophy. Theological heritage of Muslims of Russia. Collection of scientific reports of the 4th International Forum, 16th-21st May 2022. Bolgar, 2022;1:84-93. (In Russ.).

9. Abdinova P. Shatranj - the predecessor of chess. IRS Heritage. 2015;(3):12-16. (In Russ.).

10. Gibbon E. The history of the decline and destruction of the great Roman Empire: the decline and fall of the Roman Empire: in 7 vols. Moscow: TERRA Book Club Press; 2008. Vol. 6. 592 p. (In Russ.).

11. Starr F. The Lost Enlightenment: The Golden Age of Central Asia from the Arab Conquest to the Time of Talleyrand. Moscow: Alpina Publisher; 2017. 574 p. (In Russ.).

12. Alexandrovich G.S., Stolyar E.S. The many faces of Kaissa. Moscow: FiS Publ.; 1989. 240 p. (In Russ.).

13. Maizelis I.L. Chess. Moscow: Detgiz Publ.; 1960. 391 p. (In Russ.).

14. Novotel'nov N.A. Meet: chess. Moscow: FiS Publ.; 1981. 256 p. (In Russ.).

15. Kukhareva E.V. The Arab world: how Russians see it. Linguistic and regional studies: methods of analysis, learning technology. 12th Interuniversity Seminar on Linguistic and Regional Studies. Collection of articles in 2 parts. Moscow: MGIMO University Press; 2015;2:82-95. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

16. Bemal J. Science in the history of society. Moscow: Publishing House of Foreign Literature; 1956. 735 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Г.Ш. Пилавов - кандидат философских наук, доцент кафедры философии.

Information about the author

G.Sh. Pilavov - Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Philosophy.

Статья поступила в редакцию 08.07.2024; одобрена после рецензирования 27.08.2024; принята к публикации 20.09.2024. The article was submitted 08.07.2024; approved after reviewing 27.08.2024; accepted for publication 20.09.2024._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.