НОВИКОВА Рамиля Галимовна,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор Юридического института МГПУ
12.00.01 — теория государства и права; история учений о праве и государстве
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
АРАБСКОГО ХАЛИФАТА1
Аннотация. В статье проанализированы особенности развития философско-право-вой мысли в Арабском халифате. Показана взаимосвязь философии права арабов с исламом и его ценностями. Подчеркивается, что религия выступает центральным звеном в философско-правовой мысли Арабского халифата. Сделан вывод, что правовые, религиозные и моральные понятия в философии права арабов неразрывно переплетены.
Ключевые слова: Арабский халифат, философско-правовая мысль, ислам, право, религия.
NOVIKOVA Ramila Galimovna,
candidate of legal Sciences, senior researcher of the Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation
PASHENTSEV Dmitry Alekseevich, doctor of legal Sciences, Professor, leading researcher of the Institute of legislation and comparative law under the Government
of the Russian Federation, Professor of Law Institute of Moscow state pedagogical University
THE MAIN FEATURES OF PHILOSOPHICAL AND LEGAL THOUGHT OF ARAB CALIPHATE
Annotation. The article analyses peculiarities of development of philosophical and legal thought in the Arab Caliphate. Shows the relationship of the philosophy of law of the Arabs with Islam and its values. It is emphasized that the religion is a Central element in the philosophical-legal thought of the Arab Caliphate. The conclusion is made that legal, religious and moral concepts in the philosophy of the rights of the Arabs are inextricably intertwined.
Key words: Islamic Caliphate, philosophical and legal thought, Islam, law, religion.
УДК - 342 ББК - 67.1
В современных условиях исследование философско-правовой мысли Арабского востока представляет несомненный теоретический и практический интерес. В наши дни арабы составляют значительную часть населения земного шара. Более того, в силу миграци-
1 При написании статьи использованы материалы СПС «Консультант Плюс».
онных процессов последнего времени, они все шире заселяют территорию Европы, привнося в европейский мир, основанный на христианских ценностях, свои ценностную систему и религию, свое отношение к праву. Кроме того, изучение основанных на исламских ценностях философско-право-вых учений позволит лучше понять современное законодательство ближневосточных государств, которое продолжает раз-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2018
виваться на основе религиозных и национальных обычаев и традиций.
Особенностью всей философско-право-вой мысли Востока является понимание права как системы определенных правил поведения людей в обществе. Эти правила поведения неразрывно связаны с моралью и имеют религиозное обоснование.
В средневековой Европе философия права имела два источника — античную философию и христианскую религию. На Арабском востоке главную роль в формировании философской системы объяснения мира, включая право и государство, сыграл ислам, который, несмотря на прошедшую тысячу лет, остается неизменным в своих основных положениях.
Ислам является одной из значимых и самых молодых мировых религий, оказывающей влияние на формирование и развитие человеческой цивилизации, а также затрагивающей различные сферы жизни многих стран мира.
Арабский халифат — это мусульманское теократическое государство, которое возникло в VII в. и постепенно распространило свою власть на обширные территории Ближнего востока, Северной Африки и даже небольшой части Европы. Ислам, являвшийся не только религией, но и фактически государственной идеологией арабского халифата, оказал огромное влияние на развитие этих территорий, что способствовало формированию своеобразной арабской цивилизации.
Ближневосточный регион всегда отличался своеобразием философской мысли, которая имеет ярко выраженное религиозное содержание. Именно здесь возникли две мировые религии — ислам и иудаизм, которые оказывали и продолжают оказывать сильное влияние на развитие как философской мысли, так и права. Религиозные установки ислама периода Арабского халифата генетически вплетены в канву современного мусульманского законодательства, что выделяет его на фоне иных правовых систем. Эта особенность отчетливо проявляется в сфере брачно-семей-ных отношений, финансово-кредитных отношений, уголовного законодательства и правосудия.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018
Центральным звеном в философии права Арабского халифата выступает религия, которая наполняет жизнь верующего человека системой дозволений и запретов, а также санкционирует поведение в качестве благочестивого и законопослушного. Для верующих религиозно-правовые ценности носят сакральный характер, это объясняет то, что в «религиозном» праве сочетаются не только религиозные и правовые нормы, но и соответствующие представления об устройстве мира, о Боге, о человеке и др. Это приводит к согласованию религии и права, выражающемуся в том, что противоправное поведение человека воспринимается в качестве греховного поведения с религиозных позиций и в то же время объясняет божественный характер правовых норм. Религиозное сознание, как и правосознание, является нормативным и проявляется в том, что религиозные нормы содержат обязательные правила поведения верующих, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Начиная с момента своего зарождения (VI в. н.э.) и по настоящее время ислам является идеологической и политической основой государственного устройства исламского общества. Философские представления о праве, которые сформировались в период Арабского халифата, продолжают доминировать в рамках исламской цивилизации и в последующие периоды, и в наши дни.
Чтобы понять генезис и сущность философских позиций исламского права, которое возникло в период Арабского халифата и существует почти в неизменном виде и в наши дни, нельзя исходить из западного понимания «права», так как генетически единое строение норм, принципов и положений религии и позитивного права определяет «религиозное» право с момента его возникновения как божественное откровение, дарованное Всевышним, а не как результат человеческой деятельности. Это придает праву совершенно иное звучание и толкование. Кроме этого, ислам не создал культа церкви, что послужило отличительной особенностью развития философских воззрений мусульманских мыслителей.
Исламская культура обладает не только собственной философской традицией права, но и собственной философской рефлексией, получившей развитие на основе религии Ислама. Исламский мир и арабо-мусульманская культура, определяющая внутренний мир мусульман, объясняет природу «мусульманского ренессанса», а также подъем интереса к арабо-мусуль-манской культуре со стороны немусульман. Именно по этой причине важно не только определить понятие, место и роль культуры арабо-мусульманской цивилизации, но и показать системность органически связанных с ней онтологических, аксиологических ценностей права.
Исторически исламская цивилизация распростерлась по всему миру по причине того, что исламское право в переплетении с религией очень легко приспосабливалось к меняющимся условиям; это — феномен Ислама и исламского права, в частности, а также потому, что для Ислама национальная принадлежность не является главным фактором, основным выступает братство, основанное на вере.
Фактура арабо-мусульманской культуры пронизана единством религии, философии и права и представлена собственными ценностями. Право и мораль Ислама в едином сочетании представляют собой духовную культуру мусульман, а религия выступает фактором, влияющим на все стороны его жизнедеятельности начиная со времен Пророка Мухаммада и по современность. Невозможно найти должный ответ на вопрос об истинной природе и о приоритете в содержании религиозного или рационального в Коране — «божественном законе» всех мусульман. Более того, сложно сказать о «чистоте» содержания религиозного или правового в той или иной норме данного основополагающего религиозно-правового источника Ислама, так как Коран является самым ярким образцом генетического единства религии, права, морали мусульман, нормами которых руководствуются миллионы мусульман на Земле в более чем 35 государствах, что само по себе представляет процесс взаимодействия религиозного и правового начала и объясняет необходимость исламских пра-
воведов быть знатоками не только религиозной сферы, но и правовых конструкций одновременно. В свою очередь, образ жизни мусульман представляет собой определенную систему деятельности арабо-мусульманского общества, на которую влияет отношение человека к идейно-духовным объективациям Ислама, при помощи которых он согласно исламским ценностям создает и вступает в отношения с индивидом или людьми. Арабо-мусульман-ская культура и есть создание таких объективаций, что подчеркивает непрерывность процесса такого взаимовлияния.
Своеобразие исламской философии права проявляется, прежде всего, в том, что она основана на религиозных ценностях и исходит из понимания права как данной Аллахом системы. По этому поводу Н.М. Азаркин пишет, что «...Пророк Му-хаммад хотел юридизировать людей через правду Аллаха, которая предполагает очищение души, совершенствование, благочестие и правомерные поступки. Появилась еще одна юстиция, в которой человек как личность приобретает ценность, в которой утверждается равенство людей перед Аллахом независимо от социальной и этнической принадлежности» [1, с. 218].
Ислам, в отличие от христианства, содержит в себе и право — как систему регулирующих общественные отношения норм, а его обоснование — как господствующие религиозные установки. «Своей юридической составляющей ислам регламентирует правоотношения, а своей религиозной составляющей подкрепляет авторитет права. Это разделение, конечно же, условно: священные тексты ислама не предполагают такого разделения для мусульманина, тем самым помещая правовое общение целиком в религиозный контекст» [7, с. 332].
Исламская философия права может быть раскрыта в рамках следующих важных аспектов:
1) правовая онтология позволяет определить бытие исламского права, его догмы, в частности его божественное происхождение, а также раскрыть элементы, формирующие понятие исламского права;
2) с помощью правовой гносеологии можно построить объективную методоло-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2018
гию, позволяющую раскрыть природу исламского права и исламской правовой реальности;
3) благодаря правовой аксиологии можно сформулировать ценностную характеристику исламского права, в рамках которой оно выступает как мощный регулятор, определяющий образ жизни и поведения мусульман;
4) что касается природы исламского права (правовая антропология), то роль человека в его формировании весьма незначительна, поскольку данное право имеет божественное происхождение и определяет волю Аллаха, с помощью которой устанавливается образ жизни и поведения мусульман.
По мнению А.И. Ковлера, «Ислам является самым наглядным примером неразрывной связи правовой системы с образом жизни отдельного человека. Религиозная форма сознания, лежащая в основе ценностей исламской цивилизации, теснейшим образом связывает интересы и ценностные установки исламской уммы с образом мыслей и поведением правоверного мусульманина» [6, с. 227].
Во многих вопросах европейские ценности не совпадают с ценностями арабской цивилизации и соответственно культуры, так как специфика исламских правовых и культурных традиций весьма устойчива, что объясняется определяющей ролью исламской религии в их формировании и развитии. Некоторые западные исследователи указывают на «удручающую казуистич-ность» исламского права. Например, Г. Гибб считает, что «основанием закона служит сумма конкретных обязательств, сформулированных в Коране. Задача законоведов состояла в том, чтобы, опираясь на это основание и привлекая материалы хадисов, сформулировать правила частного и общественного поведения...» [8]. Однако А.А. Иг-натенко полагает, что «в том виде, в каком эта теория была развита в западном праве, она не могла существовать в фикхе. То, что представляется казуистичностью, есть скрупулезная, кропотливая работа по созданию собственной, устроенной иначе, чем западные, правовой теории» [4, с. 289].
Взаимопроникновение религии и права, а также тесное взаимодействие вопросов морали, нравственности стало отправным пунктом формирования философско-пра-вовых воззрений в трудах мыслителей эпохи доктринальной разработки исламского права. Одним из ярчайших представителей этого направления был арабский ученый Ибн Халдун (1332-1406), который считается разножанровым исследователем, так как он изучал вопросы истории, географии, этнографии, философии, социологии и даже компаративистики. Задолго до западных ученых в произведении «Книга поучительных примеров и собрание сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» [5; 3, с. 187-217], он вывел концепцию закономерного развития человеческого общества от низшей стадии к высшей. Многие идеи Ибн Халдуна созвучны размышлениям современных социологов и философов.
Представляется логичным исходить из бесспорности понимания исламской философии как феномена исламской цивилизации, основополагающими элементами которой являются Коран и сунна Пророка Мухаммада (для суннитов). Характер и особенности данных элементов не позволяют применять позитивистскую концепцию правопонимания к исламскому праву. Именно благодаря этому в исламском праве не возникает дилеммы, присущей нор-мативистскому правосознанию, с его отождествлением права и закона. В данном контексте весьма важным представляется рассмотрение Корана как исключительного и основополагающего явления в Исламе, так как «Коран для мусульман не только религиозный документ, а воплощение основ веры, религиозно-этических предписаний, а также правовых и моральных норм» [2, с. 76]. Поэтому Коран как сакральное откровение Всевышнего необходимо рассматривать не с позиций западного мировоззрения, а с исламских позиций, основывающихся на понимании того, что в нем сформулированы основные принципы исламской философии. Только такая позиция может служить ключом к пониманию
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018
специфики исламской философии вообще и исламского правопонимания в частности.
В целом представляется возможным сформулировать следующие особенности философско-правовой мысли арабского халифата:
1)в основе философско-правовой мысли лежат догмы Ислама как одной из мировых религий;
2) правовые, религиозные и моральные понятия в философии права арабов неразрывно переплетены;
3) философско-правовая мысль отличается стабильностью, невысоким уровнем динамики;
4) в основе философско-правовых учений Арабского халифата лежат исламские ценности, которые в основном сохраняют неизменность и в современных условиях.
Список литературы:
[1] Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 2003.
[2] Бехруз Х. Исламские традиции права. Одесса: Юридическая литература, 2006.
[3] Введение (алМукаддима) / Составл. и пер. А.В. Смирнова // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2008.
[4] Игнатенко А.А. Враждуя, миротвор-ствовать: диалектика арабских мудрецов // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасова. М.: Аспект Пресс, 1999.
[5] Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980.
[6] Ковлер А.И. Антропология права: Учебник. М.: НОРМА-ИНФА, 2002.
[7] Пахалов М.Ю. Столкновение и сосуществование правовых культур христианского запада и ислама в средние века // Правовые культуры. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской конференции. М.: РУДН, 2012.
[8] Gibb H.A.R. Studies on the Civilization of Islam. Boston, 1962 // URL: https://catalog. hathitrust.org/Record/001246652.
Spisok literatury:
[1] Azarkin N.M. Vseobshhaya istoriya yurisprudencii: Kurs lekcij. M.: Yurid. lit., 2003.
[2] BexruzX. Islamskie tradicii prava. Odessa: Yuridicheskaya literatura, 2006.
[3] Vvedenie (alMukaddima) / Costavl. i per. A.V. Smirnova / / Istoriko-f ilosofskij ezhegodnik. M.: Nauka, 2008.
[4] Ignatenko A.A. Vrazhduya, mirotvorst-vovat': dialektika arabskix mudrecov // Sravnitel'noe izuchenie civilizacij: Xrestoma-tiya: Ucheb. posobie / Sost., red. i vstup. st. B.S. Erasova. M.: Aspekt Press, 1999.
[5] Ignatenko A.A. Ibn-Xal'dun. M.: My'sl', 1980.
[6] Kovler A.I. Antropologiya prava: Uchebnik. M.: NORMA-INFA, 2002.
[7] Paxalov M.Yu. Stolknovenie i sosushhest-vovanie pravovy'x kul'tur xristianskogo zapada i islama v srednie veka // Pravovy'e kul'tury'. Zhidkovskie chteniya: Materialy' Vserossijskoj konferencii. M.: RUDN, 2012.
[8] Gibb H.A.R. Studies on the Civilization of Islam. Boston, 1962 // URL: https://catalog. hathitrust.org/Record/001246652.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018