Научная статья на тему 'Шахматы как особый вид спорта'

Шахматы как особый вид спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5308
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ШАХМАТНЫЙ СПОРТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРИЗНАНИЮ ШАХМАТ КАК ОТДЕЛЬНОГО ВИДА СПОРТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевцова А. Е., Быстрова Д. А., Сафонова О. А.

В нынешнее время до сих пор остаётся открытым вопрос о таком загадочном явлении как шахматы. Когда они появились? Что это? Просто игра или особый интеллектуальный вид спорта? В данной статье речь пойдёт о шахматах, как об особом виде спорта в соответствии общепринятой классификации видов спорта, об основных особенностях игры в шахматы и об отношении студентов ВУЗа к шахматам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шахматы как особый вид спорта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 37

Шевцова А.Е.

Студентка 2 курса СПбГАСУ, г. Санкт - Петербург, РФ E-mail: [email protected] Быстрова Д. А.

Студентка 2 курса СПбГАСУ, г. Санкт - Петербург, РФ E-mail: [email protected] Сафонова О. А.

Старший преподаватель СПбГАСУ, Г. Санкт-Петербург, РФ

E-mail: [email protected]

ШАХМАТЫ КАК ОСОБЫЙ ВИД СПОРТА Аннотация

В нынешнее время до сих пор остаётся открытым вопрос о таком загадочном явлении как шахматы. Когда они появились? Что это? Просто игра или особый интеллектуальный вид спорта? В данной статье речь пойдёт о шахматах, как об особом виде спорта в соответствии общепринятой классификации видов спорта, об основных особенностях игры в шахматы и об отношении студентов ВУЗа к шахматам.

Ключевые слова

спорт, шахматный спорт, анкетирование, отношение студентов к признанию шахмат как отдельного вида спорта

Спорт - это соперничество с определенной долей агрессии, являющейся естественной реакцией организма человека при испытании стресса, азартом и желанием победить. Все выше сказанное можно отнести к шахматам.

Шахматы - это одна из самых древних игр, которая зародилась в Индии уже в V - VI веках. Однако видом спорта они стали относительно недавно. На сегодняшний день шахматы публично признают видом спорта больше, чем в ста странах мира. Международный Олимпийский Комитет (МОК) признал шахматы спортивной игрой, а Международную шахматную федерацию (ФИДЕ) как Международную Спортивную Федерацию лишь в 1999 году. Как утверждает президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, в 2018 году как спорт шахматы дебютируют и на Зимних Олимпийских играх в Республике Корея, что является важным прорывом. Уже на протяжении многих лет ФИДЕ устраивала персональные шахматные олимпиады, но только недавно был достигнут принципиально новый уровень развития данного вида спорта.

Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые попеременно передвигают фигуры по квадратной доске, которой называют "шахматной". Партия начинается с того игрока, которые имеет белые фигуры. Игрок может сделать свой ход только после хода партнера.

Цель каждого игрока заключается в том, чтобы атаковать короля партнера так, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые допустят избежать "взятия" короля на следующем ходу. Про игрока, который достиг данной цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если ситуация такова, что никто из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью [1, с.43]. Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Линейные ряды полей называют горизонталями, вертикалями и диагоналями. Она размещается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым [1, с.26]. В самом начале игры один игрок имеет 16 светлых фигур ("белые"), а другой - 16 темных фигур ("черные"). Каждый игрок оперирует фигурами своего цвета: король, ферзь, по два слона, коня, ладьи, 8 пешек.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

Размещаются фигуры в следующем порядке (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья на ближней к игроку линии, и восемь пешек в горизонтали на второй от игрока линии.

Партию начинает игрок с белыми фигурами. Далее ходы делаются поочередно. Ход - перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника. Кроме коня и ладьи, при рокировке фигуры не могут пересекать занятые фигурами клетки. Если ход осуществляется на поле, которое занято фигурой противника - это значит, что фигура противника бита и ее снимают с доски.

Ход может осуществляться только одной фигурой. Исключение составляет рокировка: двойного хода с перемещением короля и ладьи. При этом вначале король перемещается на два поля в сторону ладье, которая затем переносится через него на соседнее с ним поле. При этом игрок сначала должен коснуться короля согласно правилу «Прикосновение к фигуре». Во время рокировки король не может пересекать поле, атакованное фигурами противника. Рокировка осуществима только в той ситуации, если король или ладья уже ходили.

• Король - ходит на любое соседнее поле, которое не атаковано;

• Ферзь - ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали;

• Ладья - ходит на любое поле по вертикали и горизонтали;

• Слон - ходит на любое поле по диагоналям;

• Конь - ходит своеобразным зигзагом (буквой «Г») в частности и через занятые другими фигурами

поля;

• Пешка - ходит только вперед по вертикали на соседнее незанятое поле. С начальной линии пешка может перемещаться на два поля вперед. Взятие пешкой чужой фигуры может быть только по диагонали с передвижением вперед.

Если во время игры пешка достигнет последней (восьмой для белых и первой для черных) горизонтали, она «превращается» в ферзя, ладью, слона или коня своего цвета. Помимо этого, выбор фигуры, которая заменилась, не зависит от фигур, которые остались на доске - пешка может стать вторым ферзем, третьим конем.

Для того чтобы узнать отношение студентов нашего ВУЗа к признанию шахмат как отдельного вида спорта, был проведен опрос, состоящий из 8 вопросов, максимально позволяющих выяснить отношение студентов к шахматному спорту. В течение двух недель были опрошены студенты с 1 по 4 курсы. Общее количество респондентов составило 442 человека. Критериями оценки служили от двух до четырех вариантов ответа, в зависимости от поставленного вопроса. Студенты с удовольствием ответили на предоставленные им вопросы, а анализ полученных результатов показал следующую тенденцию:

• 39,3% опрошенных студентов умеют играть в шахматы;

• у 77% участвующих в опросе родители/друзья/знакомые умеют играть в данную игру;

• 36,1% респондентов хотели бы тоже научиться играть;

• 95,1% участвующих в опросе не следят за новостями в шахматной сфере;

• 70,5% студентов не знают и не интересуются, проводят ли в ВУЗе турниры по шахматам;

• 21,3% знают о проведении различных соревнований по данному виду спорта, но посещают их лишь 1,6% опрошенных;

• 75,4% общего количества респондентов согласны с тем, что шахматы - это особый вид спорта.

Исходя из полученных результатов опроса, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных

студентов не умеет играть в шахматы и не следит за новостями в шахматной сфере, но согласна с причислением игры к виду спорта. Возможно, это связано тем, что шахматы достаточно молодой вид именно спортивной игры. Или с мнением, что игра в шахматы - только для людей, которые имеют высокий интеллект. Отчасти это так и есть, хотя каждый, кто желает, может сам повысить уровень своего интеллекта, изучив эту игру и начав играть в шахматы. Так как в процессе игры работают оба полушария мозга, развиваются творческие способности, навыки чтения, концентрация и критическое мышление.

Список используемой литературы: 1. Нестерова Д.В. «Учебник шахматной игры для начинающих», РИПОЛ классик, 2007.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070

2. И. Линдер. «Мир шахматных фигур», М, АО «ХГС», 1994.

3. Р. Финкенцеллер, В. Цир, Э. Брюгер. «Шахматы. 2000 лет истории», СПб: Славия, 2003.

© Шевцова А.Е., Сафонова О. А., Быстрова Д.А., 2017

УДК 159.99

И.О. Южакова

студент 2 курса, Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск, Российская Федерация E-mail: [email protected] Ю.Н. Желонкина

студент 2 курса, Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск, Российская Федерация E-mail: [email protected] Н.В. Басалаева

кан. психол. наук, доцент Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ: ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

В статье дана краткая характеристика феномена перфекционизма, его типологии, выделены признаки перфекционистского поведения, описаны способы психотерапевтического преодоления установок и последствий патологического перфекционизма.

Ключевые слова

Перфекционизм, здоровый перфекционизм, патологический перфекционизм, признаки перфекционизма,

особенности перфекционизма

Всемирная глобализация, социальные трансформации, усложнение сфер отношений неизбежно провоцируют массовое формирование и распространение такого психологического явления, как перфекционизм. Термин «перфекционизм» используют для описания стремления человека к совершенству, а перфекционистами называют людей, предъявляющих к себе и своей деятельности чрезмерно высокие требования. По мнению отечественных авторов, перфекционизм - это болезнь современного общества, болезнь культуры и культа успеха. «Культурная болезнь» провоцируется высокой скоростью социальных изменений, копированием западноевропейских и других культур, распространением на этой основе стереотипов поведения [1]. В последнее время возрастает интерес к изучению такого психологического явления, как перфекционизм, в связи с тем, что данный термин одновременно используют для обозначения здорового стремления к совершенству и невротической навязчивой поглощенности достижением идеала [3]. Но большинство специалистов в сфере психического здоровья воспринимают его как «психологически нездоровый феномен» [4, с. 64]. Отечественные авторы (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова) выделяют два типа перфекционистского поведения - здоровый и патологический. «Здоровый» перфекционизм предполагает адекватное стремление к высоким стандартам, целям и умение сосредотачиваться на высокой ценности содержания деятельности, не фокусируясь на самом результате, а так же принятие индивидом неизбежности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.