Научная статья на тему 'ШАХМАТЫ КАК ИГРА (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ)'

ШАХМАТЫ КАК ИГРА (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ИГРА / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эзри Г.К.

Целью настоящей статьи является исследование философско-антропологической сущности шахмат как игры. Показано, что шахматы, могут быть охарактеризованы как игра, способствующая проявлению и реализации природы человека. Шахматы как игра: 1) являются видом деятельности; 2) свободны, подчиняются правилам и принципам, ограниченно во времени, предполагается условность действия, есть игрок (игроки) и средства игры; 3) соревновательны; 4) эстетичны; 5) формируют идентичность и индивидуальность, но в ряде случаев могут нивелировать индивидуальность; 6) имеют методологическое значение; 7) развиваются во времени. Такие же характеристики в целом могут быть применены и к природе человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHESS AS A GAME (PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL CONTEXT)

The purpose of this article is to study the philosophical and anthropological essence of chess as a game. It is shown that chess can be characterized as a game that contributes to the manifestation and realization of human nature. Chess as a game: 1) is an activity; 2) are free, obey the rules and principles, limited in time, conditional action is assumed, there is a player (players) and means of the game; 3) competitive; 4) aesthetic; 5) form identity and individuality, but in some cases they can neutralize individuality; 6) have methodological significance; 7) develop over time. The same characteristics in general can be applied to human nature.

Текст научной работы на тему «ШАХМАТЫ КАК ИГРА (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ)»

ШАХМАТЫ КАК ИГРА (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ)

Г.К. Эзри, старший преподаватель Амурская государственная медицинская академия Благовещенский государственный педагогический университет (Россия, г. Благовещенск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-8-2-171-174

Аннотация. Целью настоящей статьи является исследование философско-антропологической сущности шахмат как игры. Показано, что шахматы, могут быть охарактеризованы как игра, способствующая проявлению и реализации природы человека. Шахматы как игра: 1) являются видом деятельности; 2) свободны, подчиняются правилам и принципам, ограниченно во времени, предполагается условность действия, есть игрок (игроки) и средства игры; 3) соревновательны; 4) эстетичны; 5) формируют идентичность и индивидуальность, но в ряде случаев могут нивелировать индивидуальность; 6) имеют методологическое значение; 7) развиваются во времени. Такие же характеристики в целом могут быть применены и к природе человека.

Ключевые слова: шахматы, личность, природа человека, игра, философская антропология, деятельность, индивидуальность.

Проблеме игры посвящено большое количество научно-философской и междисциплинарной литературы. В них игра представлена как феномен культур и образ жизни человека. Выделим три группы философских публикаций, посвященных игре. Первая - междисциплинарная литература и литература общефилософского характера. Вторая - историко-философские работы. Третья - философско-антропологические исследования игры. В научных трудах эксплицируется значение игры с точки зрения человеческого бытия и история развития теоретических представлений об игре: исследуются влияние игры на формирование личностной идентичности и индивидуальности, игровой соревновательности на личность, методологическое значение феномена игры для характеристики постмодерна, эстетика игры, развитие теоретических взглядов на феномен игры. Однако не существует научных работ, в которых раскрываются философско-антропологические основания как игры. Данное обстоятельство определяет актуальностью темы работы. Целью настоящей статьи является исследование философско-антропологической сущности шахмат как игры.

Человеку, как принято считать в марксистской философии, по природе свойственно преобразование окружающего мира. Одним из видов деятельности является игра, которая сознательна, непродуктивна, нацелена на процесс, готовит к трудовой деятельности. Шахматы в этом смысле могут быть названы игрой. Они ориентированы на мышление и нацелены на сознательные, продуманные, просчитанные действия [1; 2]. Непродуктивны в том смысле, что результатом игры в шахматы не является необходимый в практике продукт. Соответственно, ориентированы на процесс игры и удовольствие от самого процесса. В определенном смысле шахматы готовят к трудовой деятельности - способствуют развития умения прогнозировать, планировать, принимать решения, исходя из конкретной ситуации (быстрые, если практиковаться играть в «блиц» или «быстрые» шахматы).

Предполагается также, что в игру вступают свободно, без принуждения, игра имеет определенные правила и принципы, характеризуется временной локализован-ностью, условностью действия, наличием игрока (игроков), средствами игры [1; 2]. И в этом смысле шахматы являются игрой. Партию шахматисты играют добровольно.

Более того, в знак уважения к сопернику принято пожимать руки перед партией. В шахматы играют по определенным правилам: есть правила, определяющие как ходят фигуры, а есть правила проведения турниров. Шахматная партия ограничена по времена. При этом неважно задан контроль времени или нет. Партии без контроля времени могут играться неопределенно долго, но и они завершаются. В соревновательной и тренировочной практике принято играть партии с ограниченным лимитом времени. Действие в шахматах условно. «Проигравший» король (в данном случае имеется в виду фигура) начинает следующую партию наравне с «выигравшим» его оппонентом. Более того, происходящее на шахматной доске имеет косвенное отношение к происходящему в реальности, прямо не воздействуя на окружающий материальный мир. Очевидным фактом является наличие игрока (игроков), иначе говоря, шахматиста (шахматистов). Естественно, что есть шахматная доска и комплекты белых и черных, т.е. предметов, без которых игра невозможна. Однако возможен вариант, при котором доска и фигуры будут воображаемые. В любом случае свойства фигур определяются правилами, а не самими фигурами. Свобода, способность поступать в рамках определенных правил, ограниченность человеческого бытия во времени, способность создавать материальные предметы, способствующие или упрощающие взаимодействие с окружающим миром - одни из характеристик человеческого бытия, природы человека. Условность происходящего с человеком в реальности - антропологически, онтологически и гносеологический тезис, но допустимый в некоторых философских системах.

Игра характеризуется соревновательностью [2; 3]. Шахматы - соревновательная игра. В шахматы играют с целью выиграть партию, поставив королю соперника «мат». Для этого необходимо как обладать большими, чем у соперника, теоретическими знаниями, пониманием взаимодействия фигур, так и соревновательным опыт, способностью пользоваться ошибками соперника. С точки зрения природы

человека соревновательность можно сравнить с естественным отбором, в результате которого выживает наиболее приспособленный.

Игра имеет определенную эстетику [24]. Что красиво, а что нет, вопрос субъективный, но люди, отдельные личности, склонны приписывать тем или иным вещям или явлениям высокие эстетические свойства. Шахматы не являются исключением. Обычно шахматисты приписывают «красивость» определенным идеям, комбинациям, планам, целым партиям, сыгранным на высоком профессиональном уровне, но понятном человеку. Последнее замечание важно - люди не всегда понимают ходы и планы игры, предложенные компьютером, поэтому не могут понять «красиво» или «некрасиво» сыграно. Человеку что-то нравится, а что-то нет. Это заложено в природу человека.

Игра способствует формированию идентичности и индивидуальности личности, однако в ряде случаев нивелирует индивидуальность [5-8]. Шахматы позволяют проявить особенности личного характера -исходя из характера, формируется стиль игры. Чему отдает предпочтение шахматист - обороне или атаке, аккуратности или форсированности событий на доске, «тихим» ходам или явным угрозам и т.д. Но изучение шахмат - это еще и анализ партий мастеров прошлого и настоящего. Юный шахматист может выбрать мастера, который ближе ему по стилю игры или по-человечески (исходя из биографии мастера). В таком случае шахматист может развиваться не так, как это предполагается сущностью его личности, а по образцам выбранного им мастера. В таком случае падает значение индивидуальности. Кроме того, нивелированию индивидуальности может способствовать обучение шахматам, которое не является личностноориен-тированным. Биологически и социально люди отличаются друг друга. В этом смысле человек индивидуален от природы. Свою идентичность, ответ на вопрос «кто я?», человек формирует на протяжении всей жизни. Ответ «Я - шахматист» - один из возможных. Он охарактеризует одну из социальных ролей человека.

Игра - это методология постижения тат изменения форм бытия человеческой мира, реальности, действительности [2; 8]. культуры, эволюции образа жизни. Данное положение к шахматам не приме- Таким образом, шахматы, действитель-

нимо, потому что шахматы не являются но могут быть охарактеризованы как игра, методологией жизни. Однако существует способствующая проявлению и реализа-методика обучения шахмат и методика иг- ции природы человека. Шахматы как игра: ры в шахматы. С точки зрение философ- 1) являются видом деятельности;

ской антропологии возможно метафориче- 2) свободны, подчиняются правилам и

ски, методологически трактовать жизнь, принципам, ограниченно во времени, бытие человека как игру. В таком случае предполагается условность действия, есть речь идет не о самой природе человека, а о игрок (игроки) и средства игры; методологии исследования ее проявлений, 3) соревновательны;

самореализации человека. 4) эстетичны;

Философские, междисциплинарные и 5) формируют идентичность и индиви-

иные знания об игре развиваются в рамках дуальность, но в ряде случаев могут ниве-исторического процесса [1; 4; 9; 10; 11]. лировать индивидуальность; Шахматная теория тоже развивается. При- 6) имеют методологическое значение;

рода человека подвержена изменениям с 7) развиваются во времени.

биологической точки зрения в эволюцион- Такие же характеристики в целом могут

ном процессе, а с социальной - как резуль- быть применены и к природе человека.

Библиографический список

1. Королькова А.А. Тема игры в классической и неклассической философии: автореф. дисс. канд. филос. н. - СПб., 2010. - 23 с.

2. Игра // Философская энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://terme.ru/termin/igra.html (дата обращения 18.08.2023).

3. Михайлова Э.Р. Феномен состязательности игры в процессе социализации личности // Вестник ЧГУ. - 2008. - №4.

4. Бычков В.В., Бычков О.В. Игра // Новая философская энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH019bdffafd8c387c8ba2579b (дата обращения 18.08.2023).

5. Беляева Л.А., Новикова О.Н. Игра как способ конструирования личностной идентичности // Образование и наука. - 2012. - № 5 (94). - С. 73-82.

6. Нохрина Р.А. Феномен двойственности игры: игра как становление или утрата индивидуальности // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология. - 2012. - №45. - С. 20-25.

7. Попова Е.А. Игра как способ самоидентификации человека: философско-культурологический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - № 1 (182). - С. 79-84.

8. Шалаев В.П., Емельянов Ф.Г. Игра в пространстве самоидентификации и идентификации человека в обществе постмодерна // Труды БГТУ. История, философия, филология. - 2015. - №5. - С. 121-124.

9. Культенко Л.Ю. Исторические типы рефлексии бытия игры в культуре: дисс. канд. филос. н. - Владивосток, 2002. - 202 с.

10. Рекшинская А.Я. Философские концепции игры XX столетия: компаративный анализ // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журнал. - 2017. - № 1 (31).

11. Сарычев О.В. Философия в европейской мысли: Историко-проблемное рассмотрение: дисс. канд. филос. н. - Тула, 2002. - 181 с.

CHESS AS A GAME (PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL CONTEXT)

G.K. Ezri, Senior Lecture Amur State Medical Academy Blagoveshchensk State Pedagogical University (Russia, Blagoveshchensk)

Abstract. The purpose of this article is to study the philosophical and anthropological essence of chess as a game. It is shown that chess can be characterized as a game that contributes to the manifestation and realization of human nature. Chess as a game: 1) is an activity; 2) are free, obey the rules and principles, limited in time, conditional action is assumed, there is a player (players) and means of the game; 3) competitive; 4) aesthetic; 5) form identity and individuality, but in some cases they can neutralize individuality; 6) have methodological significance; 7) develop over time. The same characteristics in general can be applied to human nature.

Keywords: chess, person, human nature, game, philosophical anthropology, activity, individuality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.