Научная статья на тему 'Шахматный смысл геополитического наследия большой Евразии'

Шахматный смысл геополитического наследия большой Евразии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
748
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / геополитика / дипломатия / искусство / шахматы / история / общество / international relations / geopolitics / diplomacy / art / chess / history / society
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шахматный смысл геополитического наследия большой Евразии»

Терновая Л. 0.1

ШАХМАТНЫЙ СМЫСЛ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

Ключевые слова: международные отношения, геополитика, дипломатия, искусство, шахматы, история, общество.

Keywords: international relations, geopolitics, diplomacy, art, chess, history, society.

Более двух десятилетий одной из настольных книг политологов служит самая известная книга американского геополитического стратега З. Бжезинского «Великая шахматная доска: главенство Америки и ее геостратегические императивы» (англ. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives). Основное внимание автора сосредоточенно на стратегии Соединенных Штатов в Евразии, пространство которой Бжезинский сравнивает с шахматной доской. «Евразия, таким образом, представляет собой шахматную доску, на которой продолжается борьба за глобальное господство. Хотя геостратегию - стратегическое управление геополитическими интересами — можно сравнить с шахматами, на евразийской шахматной доске, имеющей несколько овальную форму, играют не два, а несколько игроков, каждый из которых обладает различной степенью власти. Ведущие игроки находятся в западной, восточной, центральной и южной частях шахматной доски» .

В конце XX столетия эта концепция, правда, в некотором роде повторявшая идеи Х.Дж. Маккиндера о ценности контроля территории, именуемой Хартлендом, была воспринята как новация. Однако метафора шахматной доски для описания мира появилась чуть ли не сразу же с рождением этой игры.

История шахмат уходит в далекое прошлое. Источники позволяют утверждать, что эта игра существует уже более полутора тысяч лет. Вероятнее всего она появилась в Индии. И произошло это не позднее VI в. н.э. Оттуда шахматы распространились в соседние страны, а в IX-X вв. от арабов попали в Африку и Европу. Шахматы традиционно связываются с военным противостоянием. В цикле валлийских повестей «Мабиногион», датируемых некоторыми исследователями XI в., рассказывается о том, как пока два короля играли в шахматы на вершине холма, внизу сражались их войска. После того, как один из королей выиграл, из долины прискакал гонец с сообщением, что войско другого короля разбито.

В Средневековой Европе достаточно быстро шахматную метафору из военной области перевели в социальную3. Это было связано с развитием городов, ремесел, торговли, появлением университетов. Усложнение социальной структуры требовало логичного и наглядного объяснения правил подчинения и управления. Шахматная доска позволяла представить образ идеального общества. Во второй половине XIII в. появляется написанная доминиканским монахом Я. ди Чессоли «Книга об обязанностях и нравах знати, или о шахматной игре». Автор раскрывает причины появления шахмат, которыми стали не только отвлечение от грусти и полезный досуг, но и исправление нравов правителя Вавилона. Показывается, как с помощью шахмат можно представить идеальное социальное устройство, где каждому, независимо от того, принадлежит ли он к знати или является простолюдином, находится свое место. Книга была переведена на французский, английский, немецкий и голландский языки, разошлась по всей Европе.

Так как в шахматы люди играют очень давно, то сохранились самые разнообразные источники об этой практике, в том числе геральдические. О роли шахмат в образовании Хорватского государства говорит национальный герб. Его появление в современном виде относится к началу XVI в. Именно тогда представителями Габсбургской династии на герб было помещено изображение щита, состоящего из 25 белых и красных квадратов. Они были выстроены в пять рядов и размещены в шахматном порядке. Расшифровка рисунка предполагала, что пять зубцов короны знаменовали исторические области: Хорватию, Истрию, Далмацию, Дубровник и Славонию. Существует легенда, повествующая о связи квадратов, напоминающих шахматные клетки, на национальном символе Хорватии, с шахматной партией, в которой король Светослав Суронье из династии Трпимировичей, правивший в 997-1000 гг., победив венецианского дожа, завоевал мирным путем право на владение рядом земель.

Шахматы представляют собой поле. Его можно рассматривать как поле сражения, а возможно увидеть в нем образ пространства, разлинованного и готового к нанесению контуров территорий. Шахматы всегда ассоциировались с картой, на которой велись битвы. Поскольку шахматы являлись своеобразной моделью мира, эту же логику моделирования пространства можно было применять не только к земной поверхности, но и космической. О том, что с помощью шахмат в прошлом пытались изучать небесную сферу, говорило название игры «Астрономические шахматы» из

1 Терновая Людмила Олеговна - д.и.н., профессор, кафедра социологии и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). E-mail: 89166272569@mail.ru

2 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы / Пер. О.Ю. Уральской. - М.: Международные отношения, 1998. - С. 45-46.

3 Лучицкая С.И. Метафоры средневекового общества: тело, здание, шахматы // «На меже меж Голосом и Эхом». Сб. статей в честь Т.В. Цивьян. - М.: Новое издательство, 2007. - С. 269-275.

книги Libro de los Juegos («Книга игр»), написанной при короле Альфонсе X Мудром в 1283 г. Семь игроков сражались за круглой доской с концентрическими кругами. Элементами этих шахмат выступали небо, знаки Зодиака, планеты.

Взгляды на модель мира, которую устанавливали сильнейшие страны, никогда не могли устроить всех остальных геополитических игроков. Из истории известно много примеров того, как в несправедливости обвиняли не государственных деятелей, стремящихся к экспансии, а невинную шахматную игру. Больше всего критиков шахмат было среди лиц духовного звания. Они видели в шахматах буйство страстей, которое сравнивали с «измышлениями дьявола». Одним из первых наложил запрет на эту игру для духовенства католический кардинал Петр Дамиани в 1061 г., издав указ о запрете шахмат для священнослужителей. За ним в критике шахмат последовали другие служители церкви: Ян Гус, четвертый великий магистр ордена тамплиеров Бернар де Трембле, французский епископ Аид Сюлли. Богобоязненные европейские монархи посчитали необходимым остерегаться шахматных игр. И только в 1393 г. на Ре-генсбургском соборе шахматы были исключены из списка запрещенных игр.

Это дало возможность европейским игрокам продолжить модификацию игры, в результате к XV в. сложились правила, которые сегодня известны как «классические». Шахматы становятся не просто игрой, помогающей занять время или дающей упражнения для ума, но и средством решения во время партии сложных вопросов, включая дипломатические. Об одной из таких попыток можно узнать из сюжета картины, принадлежащей кисти англо-американского художника Э.Х. Мэя, «Леди Хау ставит мат Бенджамину Франклину». Название картины отсылает к событиям, которые предшествовали началу Войны за независимость североамериканских колоний. Непосредственно перед развертыванием вооруженной фазы конфликта Англии с ее колониями в 1774 г. американский посланник Франклин искал связи в высших лондонских кругах для урегулирования противоречий колоний с английским правительством. Тогда он записал в дневнике, что играл в шахматы с леди Каролиной Хау, являвшейся сестрой адмирала Ричарда Хау и генерала Уильяма Хау, который впоследствии был назначен главнокомандующим английскими войсками в Северной Америке1. Будучи сильным игроком, Франклин считал шахматы полезным инструментом для ведения переговоров. Ему принадлежит небольшая статья о психологии шахматной игры «Нравственность игры в шахматы»2. Исследователи творчества Франклина, учитывая его увлеченность этой игрой, часто оценивают дипломатию американского политика в шахматных терминах.

В XVIII в. эта популярная игра перестает быть камерной, приобретает публичный характер. Наиболее удобным местом для шахматных партий стали стремительно входившие в популярность в Старом Свете кофейни. Доподлинно известно, что одна из первых кофеен в Париже, появившаяся в 1681 г, «Кафе де ля Режанс» (фр. Café de la Régence), превратилась в излюбленное место шахматистов. В нем играли в шахматы и участвовали в философских спорах Вольтер, Дидро и Руссо. В 1798 г. сыграл партию Наполеон Бонапарт. Сохранились сведения, что Наполеон играл за особым мраморным шахматным столом, но неизвестно, какими шахматными фигурами. Все дело в том, что вожди Французской революции посчитали, что шахматы являются игрой, защищающей и прославляющей короля. Это в корне противоречило их республиканским убеждениям. Вопрос стоял вообще о полном запрете шахмат, как антиреволюционной пропаганды. Игру спас химик Л.Б. Гитон де Морво, ставший политическим деятелем новой Франции. Он был депутатом Законодательного собрания и Национального конвента, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Но являясь страстным шахматистом, никак не мог допустить, чтобы шахматы были репрессированы как другие живые и неживые монархические элементы. В защиту игры Гитон де Морво выступил на страницах газеты Le Moniteur, официального органа французского правительства, публикующего отчеты о парламентских дебатах. В его статье, которая появилась 11 ноября 1793 г., были изложены предложения реформы шахматной терминологии. Вместо короля центральной фигурой игры становилось знамя. Остальные фигуры преобразовывались так, что напоминали армию: королеву заменял старший офицер; ладьи - пушки; слонов - легкая кавалерия, драгуны и пешки - составляли пехоту. Возрастание значения пешек как шахматных фигур отражало понимание решающей роли масс в народных волнениях.

Шахматы настолько точно стали передавать нюансы геополитической обстановки, что ее выражала даже первая русская шахматная задача, придуманная первым русским шахматным мастером А. Д. Петровым. Задачу, называвшуюся «Бегство Наполеона из Москвы в Париж», он излагает в книге «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок...»3. В этой игре поле «а1» изображает Москву, «h8» - Париж, черный король - Наполеона, белые кони - русскую кавалерию, диагональ h1-a8 - реку Березину, при переправе через которую русские могли бы пленить французского императора (6.Фа8*). Есть легенда, что Петров показал эту задачу графу Милорадовичу, который являлся большим любителем шахматной игры. Милорадович так заинтересовался задачей, что решил продемонстрировать композицию матери императора - Марии Федоровне, также увлекавшейся шахматами. Произошел казус: граф позицию запомнил, однако, решение, построенное на маневрах конницы атамана Платова, он забыл. Поэтому Милорадо-вичу пришлось извиниться перед императрицей и пригласить в Павловск Петрова. Это знакомство с Высочайшей особой помогло последнему в продвижении по службе. Петров вскоре стал тайным советником. Любопытно, что задача «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» имеет много общего с баснями И.А. Крылова. Они построены на близких

1 Franklin B. An Account of Negotiations in London // The Works of Benjamin Franklin. Vol. 6. Letters and Miscellaneous Writings 1772-1775. - N.Y.: G.P. Putnam's Sons, 1904. - Р. 443-446.

2 Франклин Б. Нравственность игры в шахматы // Американские просветители избранные произведения в двух томах. Т. 1. -М.: Мысль, 1968. - С. 23-24.

3

Петров А. Д. Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оные, изданная Александром Петровым. 5 частей. - СПб.: Тип. Н.И. Греча, 1824. Все 5 ч. в одной кн.

аллегориях и имеют схожую мораль: «волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню...». У Крылова Наполеон упоминается в том же контексте1.

В XIX в. происходит стандартизация правил шахматной игры и начинают устраиваться международные турниры, с 1886 г. уже на звание чемпиона мира. Возвращаясь к кафе «Режанс», следует отметить, что именно этому месту встречи любителей шахмат игра обязана появлением своей музы Каиссы. В середине XIX в. для его посетителей была переведена на французский язык поэма английского писателя У. Джонса, написанная почти за сто лет до этого. В ней рассказывалось, как влюбленный в дриаду Каиссу бог войны Марс сумел добиться взаимности благодаря изобретению шахмат2. И хотя в поэме боги прославляли шахматы как бескровную войну, напоминание о том, что к ее созданию причастен бог войны, подчеркивало роль любителей шахмат в силовом установлении и поддержании мира.

Связь шахмат с войной и миром проявилась в том, что ведущие шахматисты попытались создать международную организацию накануне Первой мировой войны. Реализовать идею им помешала война. 20 июля 1924 г. была создана Международная шахматная федерация ФИДЕ (фр. Fédération Internationale des Échecs, FIDE), под эгидой которой с середины XX в. организуется большинство международных соревнований. Ежегодно, начиная с 1966 г., 20 июля проводится Международный день шахмат (англ. International Chess Day). Девиз ФИДЕ «Все мы - одна семья» (лат. Gens una sumus) отражает отсутствие в шахматном мире политических или идеологических споров. Действительно, любителями шахматной игры были и представители левых партий, убежденные революционеры, и консерваторы.

Любая революция, несмотря на кажущуюся спонтанность действий ее участников, на их энтузиазм и самоотверженность, вызревает в обществе постепенно, имеет множество объективных причин и субъективных факторов. Революция, даже вспыхивая стихийно, имеет план. Выработка ее лидерами стратегии революционных действий напоминает шахматную игру. Многие революционеры были страстными любителями шахмат. В причастности к шахматной игре представителей самых разных политических позиций позволяют убедиться фотографии. Эти свидетельства о прошедшем сохранили изображения многих известных персон за шахматной доской. Современная техника позволяет усомниться в достоверности передаваемого, но она же дает возможность восстановить то, что было заретушировано. Такие знания проливают свет на сложные отношения политиков, которые в момент фотографирования имели одни представления о своих шахматных соперниках, а через какое-то время — совсем иные. Или их политические наследники посчитали необходимым сохранить образ выдающегося человека, склонившегося над шахматной доской. Но их не устраивали те, с кем он играл или кто наблюдал за игрой. Один из таких примеров переписывания истории представлен в Государственном музее истории ГУЛАГа в Москве. В экспозиции выставлены три удивительно похожие фотографии Ленина, играющего в шахматы с А. Богдановым во время визита в апреле 1908 г. на Капри в гости к Максиму Горькому. Фотографии и тексты для выставки были взяты из альбома Д. Кинга «Пропавшие комиссары», британского дизайнера и коллекционера фотодокументов советской эпохи3. Кинг кропотливо собирал документы, фотографии и произведения, имевшие отношение к советской истории. Тест под этими тремя фотографиями называется «Призрачная колонна»4. Разница в изображении заключается в том, что на фотографии из альбома «Ленин», изданном в 1939 г., возле стола стоят Горький и жена Богданова. На такой же фотографии, но уже из альбома, изданного Институтом марксизма-ленинизма в 1960 г., к этим зрителям присоединился Зиновий Пешков, крестный сын Горького, и добавилась античная колонна. На первоначальной фотографии на месте, куда попало изображение колонны, располагался В. Базаров. Однако вскоре после встречи с Лениным на Капри он разубедился в правильности политики большевиков и примкнул к их противникам - меньшевикам, из-за чего потерял доверие партии, а с ним утратил право быть изображенным около возле вождя даже на старинных фотографиях.

Шахматы как источник ценны не только тем, что сохранились в описании задач и выдающихся партий, в живописи или фотографии. Сами шахматные фигуры, выполненные из разных материалов, в различной стилистике, с неоднозначными политическим смыслами отражают не только непосредственно язык шахмат, но и дух времени. В 2006 г. в Москве работала выставка «Дары вождям», где можно было познакомиться с уникальной работой потомственного холмогорского костореза В. Гурьева. По заказу профсоюза деревообделочников Архангельской губернии на XV съезд ВКП(б) в декабре 1927 г. был выполнен подарок - шахматный комплект из мамонтовой кости «Капиталистический мир и Советская Россия». Это - настоящее геополитическое сражение, где на шахматном поле противостоят армия «капиталистов» и армия «Советской России». Любопытно, что фигуры «капиталистов» обладают карикатурными чертами реальных исторических личностей или представляют собирательные образы внешних и внутренних врагов Страны Советов. Например, «король» - неуклюжий толстяк во фраке и пробковом шлеме, типичный «буржуй». «Слон» имеет изображение свастики на груди и облик Муссолини. Другой «слон» представлен в виде министра иностранных дел Великобритании О. Чемберлена, о чем свидетельствует характерный для того монокль. Их геополитические соперники из «шахматной Советской России», напротив, не были индивидуализированными. Они отражали революционные собирательные образы: рабочий с молотом и крестьянка с серпом представлены «королем» и «королевой», солдаты и матросы - «слонами, кавалеристы - «конями». А о вождях революции напоминают «ладьи» в виде двух книжных томов с названиями «Ленин» и «Маркс». Есть сведения, что одним из подарков рабочих Ленину были шахматы с изображением «офицеров» в виде Троцкого и Сталина. Но этот комплект шахмат был уничтожен в 1953 г.

1 Линдер И.М. А. Д. Петров. Первый русский шахматный мастер. - М.: Физкультура и спорт, 1955.

2 Шахматы: энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Е. Карпов. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 145.

3 Кинг Д. Пропавшие комиссары. Фальсификация фотографий и произведений искусства в Сталинскую эпоху. - М.: Контакт-Культура, 2005.

4 Юсупова Д. Подделки с выставки // Ведомости. Пятница. 2012. - № 12, 6 апреля.

Обилие шахматных свидетельств о первых годах Советской власти указывает на то, что игра была частью геополитики СССР, в котором постоянно проводились международные шахматные турниры. В 1925 г. в одном из них участвовал кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат, третий чемпион мира по шахматам Х.Р. Капаб-ланка. Во время визита в Москву Капабланка также проводил переговоры в Наркомате внешней торговли. Он дал сеанс одновременной игры высшим чиновникам, которые увлекались шахматами, включая Ворошилова, Куйбышева и Крыленко. Среди наблюдателей за партиями были Калинин и Орджоникидзе. Тогда же, видимо, выполняя дипломатическое задание, Капабланка провел краткие переговоры в Наркомвнешторге. Чемпиона мира повсюду встречали аплодисментами - на самом турнире, в театрах, на улицах. В моде были галстуки и запонки а-ля Капабланка. В следующий приезд в СССР в 1936 г. Капабланка беседовал со Сталиным1.

Распространенность шахматной игры накануне Второй мировой войны привела к тому, что многие военачальники, планируя операции, мыслили шахматными категориями. Одна из таких операций даже получила шахматное название «Ход конем», или операция «Рёссельшпрунг» (нем. Operation Rösselsprung). Это была комбинированная операция германских войск с целью уничтожения Верховного штаба Народной освободительной Армии Югославии (НОАЮ) в 1944 г. Успеха она не имела2.

Часто сами шахматные турниры рассматриваются как вариант геополитических сражений. Именно так оценивался поединок советского гроссмейстера Б. Спасского и американца Р. Фишера за звание чемпиона мира по шахматам в 1972 г., который проходил в Рейкьявике. Новые данные говорят о том, что Спасский проиграл во многом из-за психологического давления со стороны команды США3. Фишер, не стесняясь в выражениях, заявлял о своей предстоящей победе. Американцы использовали свою базу в Рейкьявике для прослушивания советской команды, почему-то отказавшейся от проживания в защищенном коттедже посла. После первых партий стало понятно, что американцам каким-то образом стали известны домашние заготовки советской команды. Когда же Спасский переехал в помещение, защищенное от прослушивания, ситуация в матче изменилась. Фишер начал заметно нервничать, уже не был таким самоуверенным. Однако в ходе матча Фишер и переносил начало партии, и требовал вывести зрителей, отвлекая Спасского. Матч в итоге закончился со счетом 12^ : в пользу Фишера.

Капабланка способствовал введению шахмат в дипломатическую практику. Примеров, когда в шахматы играют дипломаты, много. Так, Службой дипломатического сервиса МИД Узбекистана ежегодно при содействии Федерации шахмат Республики проводится турнир среди представителей дипломатического корпуса, международных организаций, иностранных фирм и компаний, аккредитованных в стране. Спортивные соревнования подобного рода не только укрепляют дружбу и взаимопонимание между народами, но и служат дальнейшему развитию и взаимовыгодному сотрудничеству между странами. Шахматами увлекались и увлекаются многие политики. Из современных государственных деятелей надо выделить президента Чехии М. Земана, который хорошо в них играет. Различие между шахматами и другими видами спорта он видит в том, что, во-первых, в шахматах не допустимы ошибки, а во-вторых, практически невозможно, чтобы игроки получили ранения. Земан считает шахматы очень миролюбивым спортом4. Несомненно, шахматы заставляют политиков учиться просчитывать ходы вперед, предугадывать действия соперников. Отсюда понятно название книг Г. Мурклинской «Геополитические шахматы: искусство побеждать без войны» и

A. Пушкова «Глобальные шахматы. Русская партия», в которых раскрываются геополитические проблемы современного мира. Авторами представляется наглядная картина глубинных процессов и опасных глобальных и региональных противоречий5.

Шахматная терминология широко используется для объяснения сложных ситуаций в жизни, многие из них имеют самое прямое отношение к геополитике. Китайская ничья означает резкое прекращение игры, когда размашистым движением руки смахиваются фигуры с доски. Шахматы для троих, относящиеся к коалиционным играм, вырабатывают умение преодолевать дисбаланс, причиной которого становится объединение двоих против одного, или способствуют кооперации благодаря введению специального «правила нейтралитета»: «Того, кто в предыдущем для тебя круге ходов был атакован другими и сам не атаковал тебя, нельзя атаковать». Такая кооперация необходима при реализации сложнейших проектов. Не случайно один из вариантов этой игры был запатентован Р. Зубриным основателем Марсианского общества, занятого разработкой миссии к Красной планете. «Шахматной» забастовкой называют организацию протеста по очереди в разных подразделениях предприятия.

Геополитические игры настолько сложны, что часто их загадки помогают разгадать и те шахматные ходы, которые играют важную сюжетную, композиционную роль в произведениях литературы, кинематографа и других видах художественного творчества. В «Алисе в Зазеркалье» Льюиса Кэррола, написанной, кстати, после его поездки в Россию, сказочное Зазеркалье подобно шахматной доске, многие его жители - шахматные фигуры: главная героиня начинает свое путешествие пешкой со второй горизонтали и заканчивает на восьмой, становясь королевой. В романе

B. Набокова «Защита Лужина» (1929) переданы сложности мировосприятия человеком из мира шахмат - знаменитым

1 Моисеев А. Капабланка, дипломат и шахматный гений // Международная жизнь. 21.08.2012. - https://interaffairs.ru/news/ show/8698

2 Зеленин В.В. Операция «Ход конем» // Советское славяноведение. - М., 1974. - № 3. - С. 86-98.

3 Разведчик назвал причины проигрыша Спасского американцу Фишеру в 1972 году // Известия. - М., 2019. - 25 марта.

4 Гусман М. Чешский гамбит // Российская газета. - М., 2017. - 16 ноября.

5 Мурклинская Г.А. Геополитические шахматы: искусство побеждать без войны. - Махачкала: Эпоха, 2008; Пушков А.К. Глобальные шахматы. Русская партия. - М.: Эксмо, 2018.

гроссмейстером А. Лужиным, по-настоящему живущим только за шахматной доской и чуждающимся повседневной реальности. Трагичной можно назвать судьбу героя последнего произведения С. Цвейга «Шахматная новелла». Жанр утопии неравнодушен к шахматам. Британский писатель-фантаст Дж. Браннер в романе-антиутопии «Квадраты шахматного города», написанном в 1965 г., представляет вымышленную латиноамериканскую страну, где установлена тоталитарная система управления. Ее поддерживают посредством телесети, подсознательно внушая гражданам чувство «лояльности». Шахматам в этой стране отведена важнейшая роль идеологии и государственной религии. Все без исключения персонажи, в том числе главный герой, выступают фигурами игры. Они, не ведая того, своими действиями копируют ход шахматной партии, состоявшейся в 1892 г. между диктатором и его политическим оппонентом. Персонажи романа ассоциируются с шахматными фигурами, они даже наделены такой властью и такими полномочиями, что сопоставимы с игровыми возможностями данных шахматных фигур. Кроме того, каждому шахматному ходу соответствует определенное событие, происходящее в стране. Но возможны рокировки.

Шахматные партии сближают времена и пространства. Именно таким партиям, которые игрались в разное время и разными героями, принадлежащими далеким странам и культурам, уделено особое внимание в книгах испанского писателя А. Переса-Реверте: «Фламандская доска», «Осада, или Шахматы со смертью» и «Танго старой гвардии». Все это создает сложную комбинацию, часто с геополитическим подтекстом.

Многие художественные произведения на шахматные темы были экранизированы. Но есть ленты, посвященные шахматным сюжетам. В короткометражном фильме «Шахматная горячка» В. Пудовкина, снимавшемся в дни Московского международного шахматного турнира 1925 г., обыгрывается всеобщее увлечение шахматами в Советском Союзе. Это должно было говорить о достижениях СССР, несмотря на сложности первых лет социалистического строительства. В фильме снимались известные актеры. На роль одного из главных героев - Капабланки, был приглашен сам шахматный мастер. Не меньше символов в «Седьмой печати» И. Бергмана. Режиссер был вдохновлен фреской XV в. «Смерть, играющая в шахматы», где рыцарь, возвращающийся из Крестового похода, играет в шахматы со Смертью. Мирная игра может иметь далеко не мирные последствия.

То, что шахматы являются выражением искусства комбинации, делает их сюжеты привлекательными для такого жанра, как мюзикл. Один из самых известных мюзиклов по шахматной тематике - «Шахматы» (англ. «Chess») был создан в 1984 г. бывшими участниками всемирно известной шведской поп-группы ABBA Б. Ульвеусом и Б. Андерс-соном. В сюжете мюзикла повествуется о поединке двух шахматистов, один из которых - русский, а другой - американец. Считается, что прототипами персонажей были Спасский и Фишер. Также предполагается, что прообразом главного героя - русского шахматиста Анатолия Сергиевского, скорее всего, был А. Карпов. В 1983 г. шведские музыканты специально приезжали в СССР, чтобы прочувствовать атмосферу государства, с которым связана жизнь героя мюзикла. К сожалению, в Советском Союзе это произведение почти сразу с момента выхода попало под запрет. Отечественному зрителю удалось познакомиться с мюзиклом значительно позже.

Это далеко не все известные произведения искусства, связанные с шахматной игрой. Шахматы и искусство взаимно притягивают друг друга. Поэтому, встречавшиеся в начале 1990-х гг. на шахматных соревнованиях в 1990-1992 гг. в качестве зрителей выдающиеся деятели культуры, науки и техники, космонавты, руководители СМИ и органов государственного выступили с идеей создания экспертного совета Леонардо-клуба и учреждения Международной Леонардо-премии.

Вместе с тем неподдельное внимание к шахматам деятелей искусства неизбежно вызывает вопрос, а являются ли они вообще спортом. У шахматной игры есть своя эстетика. Европейский шахматный союз даже ввел жесткие требования к внешнему виду участников соревнований, одежда которых должна быть гармоничной и не быть слишком яркой. Новый дресс-код впервые был применен на женском чемпионате Европы по шахматам в марте 2012 г. в Тур-ции1. Важность этой проблемы состоит в том, что, во-первых, мы наблюдаем распространение спортивного дресс-кода на официальную сторону международных отношений. Во-вторых, шахматы - игра, где женщины активны не менее мужчин. Можно назвать представительниц прекрасного пола, которые всерьез увечены шахматами, но этот вид спорта не является их профессией. Принцесса Диана, посещая больницы Индии, Непала, Зимбабве, Индонезии, где лечились больные проказой, не упускала случая сыграть партию в шахматы с больными детьми. В любви к шахматам отмечены актрисы С. Лорен, О. Мути, Б. Бардо, М. Кунис. Коллекцию необычных шахматных досок имеет Э. Херли.

Двойственность шахмат как черного и белого, прошлого и настоящего спорта и искусства, мужского и женского в полной мере отвечает укрепившимся в мировой политике двойным стандартам. Это выражение принадлежит Дж. Кирпатрик, государственному деятелю США, к которой впервые был применен термин «железная леди». Ей же принадлежит фраза: «Русские играют в шахматы, пока американцы играют в монополию. Единственный вопрос, успеют ли русские поставить мат до того, как американцы их обанкротят».

Эта дилемма не выдерживает шахматной критики. В мировой политике, как и в шахматах, множество вариаций ходов, но вот то, чему мировая политика может и должна учиться у шахмат, это избегать цугцванга (нем. Zugzwang, от Zug - ход и Zwang - принуждение), то есть положения в шахматной партии, при котором соперник вынужден сделать невыгодный ход. Именно при цугцванге у одной из сторон или у обоих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, и любой ход ведет к ухудшению собственной позиции. В сложном, взаимозависимом мире, такое положение чревато самыми неприятными и неожиданными последствиями. Одно из них также может быть выражено в шахматных терминах. Это - «армагеддон». Так называют партию, организуемую, если в предыдущих тайм-брейках не выяв-

1 Без мини-юбок // Профиль. - М., 2012. - 23 марта. - http://www.profile.ru/article/bez-miniyubok-69621

258

лен победитель. В ней право выбора цвета фигур определяется жребием, а ничьей не бывает, даже когда игроки сыграли с равным результатом, потому что победителем объявляется шахматист, игравший черными фигурами. Переводя образ данной партии на геополитику, легко представить, каким будет мир после победы «черных» и как с этим будут мириться остальные геополитические акторы. И Большая Евразия оказывается пространством, где эта геополитика может апробироваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.