Научная статья на тему 'Ш. М. Казиев. Наложницы. Тайная жизнь Восточного гарема'

Ш. М. Казиев. Наложницы. Тайная жизнь Восточного гарема Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2403
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ш. М. Казиев. Наложницы. Тайная жизнь Восточного гарема»

Ш.М. Казиев

НАЛОЖНИЦЫ. ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ВОСТОЧНОГО ГАРЕМА*

Традиционный гарем (от араб. - харам) означает запретное, сокрытое, защищенное и недоступное для посторонних. В восточном доме или дворце прошлых веков, называемом сералем (от персидского и турецкого - 8егш, 8агау), харам - это та его часть, где жили женщины - матери, жены, малолетние дети, наложницы, рабыни, а также евнухи. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища была строгим табу.

Многоженство, ассоциирующееся в обыденном сознании исключительно с гаремами восточных правителей, не является их основополагающим признаком, поскольку существовало еще до возникновения ислама. На самом деле ислам ограничивает число жен до четырех. При этом каждой жене, ставшей матерью, полагалось предоставить отдельный дом и собственных рабынь, поэтому иметь несколько жен простому мусульманину было накладно. Обычно турки среднего достатка имеют одну законную жену.

Институт наложниц появился значительно позже, во времена халифатов и их завоеваний (VII в.), когда количество прекрасных женщин стало показателем богатства и власти. Девушки, составлявшие гарем халифов, происходили из самых разных земель и были представительницами различных культур. Исламские законы запрещали дер-

* Казиев Ш.М. Наложницы. Тайная жизнь восточного гарема. - М.: Алгоритм, 2016. - 240 с. 152

жать в рабстве свободных мусульман и свободных немусульман, проживающих в исламском государстве. Некоторые девушки приобретались в качестве военной добычи, а другие покупались на рынках рабов. Тогда гарем предназначался для содержания рабынь, но после правления Баязида II (1481-1512) эта традиция изменилась, и жен султаны стали выбирать из обитательниц гарема.

Обитательницы гарема делились на две категории. Первую составляли рабыни, захваченные в набегах. Наибольшее предпочтение отдавали украинкам, русским, черкешенкам и грузинкам.

Вторую категорию представляли турецкие девушки, проданные своими родителями. Специально отобранные евнухи высматривали девочек в возрасте от пяти до семи лет, причем не только в бедных семьях. Попасть в султанский гарем считалось огромной честью, высшей привилегией, и многие знатные люди стремились пристроить своих дочерей во дворец. При этом отец будущей наложницы, подписав бумагу, по которой отказывался от дочери, получал большое материальное вознаграждение. Попадая во дворец, женщины получали другое имя.

Гарему отводилась лучшая часть дворца. Главной задачей архитекторов и прочих устроителей гаремов было создание всевозможных удобств, красоты и особой атмосферы, способствующих наслаждению жизнью. Гарем включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, сады, пруды с экзотическими рыбками, бассейны, фонтаны, зверинцы, театр, лечебницы и многое другое.

Любовь султана к его женам, а их было весьма большое число, была разорительна для страны, поскольку все прихоти наложниц, какого бы рода они ни были, полностью удовлетворялись. Гаремы султанов снабжались продуктами, выращенными на особо охраняемых землях, в запретных садах. Рыбу разводили в специальных водоемах. Этим занимались целые подразделения рабов. Торговые агенты двора привозили со всего света лучшее, что могли отыскать, включая драгоценности, ткани и украшения, изысканную парфюмерию и последние европейские новинки в сфере женских пристрастий.

Собрание разных по положению и красоте женщин в замкнутом пространстве, даже если это и роскошный гарем, всегда грозило бурными и непредсказуемыми событиями. Мир и покой в гареме не мог гарантировать даже сам великий повелитель. Это требовало создания особой иерархии, которая хотя бы отчасти поддерживала дисциплину в кипящем страстями дамском обществе. Гаремный кодекс жестко регламентировал взаимоотношения, привилегии, права и обязанности гаремного персонала в зависимости от того, на какой ступени «служебной лестницы» находилась та или иная обитательница сераля.

Главной считалась валиде - мать султана. Ее власть была непререкаема и безраздельна. Ее должны были слушаться все наложницы -одалик (одалиски), из числа которых султан мог себе выбирать жен. Жена в гареме на ступенях иерархии шла следующей после валиде.

Джарийе - это самая низкая ступень иерархии - потенциальные наложницы султана, которые смогли достойно сдать экзамен валиде. Если такой девушке удавалось провести хоть одну ночь с султаном, она становилась гезде (гюзде), что означает «любимая». Если она превращалась в фаворитку, то ей присваивался статус икбаль (икбал), каковых в гареме насчитывалось не более пятнадцати. Свой «уровень» девушка могла улучшить, если ей удавалось забеременеть, и тогда она становилась кадин. Той, кому посчастливилось стать законной женой, получала звание кадын-эфенди. Первая жена именовалась бах-кадина. Эти женщины имели привилегии в виде жалования, собственных апартаментов и рабынь.

Казалось бы, правительницей гарема могла быть одна из законных четырех жен султана, но это не допускалось, поскольку повлекло бы за собой опаснейшие интриги, в которые неминуемо включились бы конкурирующие кланы каждой из жен. Валиде-султан была не только правительницей гарема, но и законодательницей мод. Дамы, посмевшие одеваться более роскошно или носить более дорогие украшения, рисковали навлечь серьезные неприятности не только на себя, но и на своего супруга. Без ведома валиде-султан в гареме не происходило ни одного значимого события, включая выезды из сераля или посещения родственниц. Без ее одобрения никто не мог быть «зачислен» в гарем.

Каждая из главных жен имела собственные апартаменты с соответствующим штатом рабынь, евнухов и т.д. Обычно жены султана

жили на верхних этажах, а прислуга на нижних. Если место одной из жен по какой-либо причине становилось вакантным, его занимала женщина, сумевшая обратить на себя особое внимание султана. За право занять эту вожделенную нишу велась жестокая борьба. Основными претендентками на звание одной из четырех законных жен повелителя были кадины, также находившиеся в привилегированном положении, так как были или беременны, или уже успели произвести на свет принца или принцессу.

Кадины считались признанными, хотя и неофициальными, женами султана.

Категория икбал (счастливые) была переходной от простой гаремной рабыни к уважаемой даме. Такая счастливая перемена судьбы зависела и от случая, и от гаремных интриг. Дюжина очаровательных одалисок, более других преуспевших в гаремных науках, составляли своего рода аристократию прислуги. Для них главным было попасться на глаза султану и остановить на себе его внимание.

Первыми помощницами валиде были кальфы (кальфа - госпожа). Эти старые многоопытные рабыни, в том числе и бывшие наложницы, многое знали и многое умели. Каждая кальфа заведовала отдельным «департаментом»: прислугой, поварами, гардеробом, банщицами, лекарками, певицами, музыкантшами и т.д. Были также кальфы - хранительницы печатей, церемониймейстерши, заведующие протоколом, дегустаторши и пр. Кальфы сами покупали юных рабынь, исходя из потребностей своего «департамента», одевали, кормили и, главное, обучали новоиспеченных служанок тонкостям ремесла. Сочувствуя участи несчастных рабынь, которыми когда-то были сами, кальфы брали над ними доброе материнское попечительство. Предвидя, как непросто им будет добиться чего-то в гареме, кальфы не упускали случая выдать рабыню замуж, если появлялась подходящая партия, и даже давали им приданое. Кальфы были хранительницами традиций гарема, его своеобразной культуры и обычаев.

Сотни женщин исполняли в гареме самую черную работу. Они готовили пищу и мыли посуду, шили и стирали, топили бани и убирали помещения. Им сносно платили, а со временем отпускали на свободу. В этот разряд попадали белые и черные женщины, которые, как считалось, не годились ни на что другое.

Как бы ни были строги гаремные правила, но без мужчин в таком большом хозяйстве обойтись было нельзя. На тяжелую мужскую работу брались специально отобранные мужчины, которые, полагали, не способны вызвать у дамского персонала никакого предосудительного интереса. Сверх того принимались меры, чтобы и сами мужчины, допускавшиеся по крайней необходимости на территорию гарема, не имели возможности увидеть тех, кого им полагалось обслуживать.

Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Такими людьми были евнухи. Слово «евнух» происходит от греческого еипиЬо8 - скопец. «Библейская энциклопедия» выводит смысл слова «евнух» от соединения слов, означающих «брачное ложе» и «сохранение», т.е. «хранитель ложа». Евнухи не существуют в исламской традиции, их, похоже, не существовало и в арабских странах во времена Пророка. Однако этот варварский обычай был удобен, и использование «безопасных» мужчин как хранителей гаремов прижилось во многих странах.

Личность евнуха в гареме была едва ли не важнейшей, позволявшей функционировать такому социальному институту, как гарем, гарантировавшей его существование и соблюдение всех условностей и традиций. Учитывая их деликатные обязанности по управлению беспокойным гаремом, особую осведомленность, умение хранить тайны, посредничать между мужчинами и женщинами и оказывать хозяевам другие важные услуги, хорошие евнухи ценились очень высоко. В разное время при дворах правителей насчитывалось от нескольких сотен до нескольких тысяч евнухов. Это в основном были эфиопы (абиссинцы), вывезенные из Африки. Среди евнухов существовала своя иерархия. Во главе ее стоял первый евнух императорского дворца, лицо, являющееся как бы маршалом империи, вторым вельможей после великого визиря. Его титул - «Главный привратник дверей счастья». Ему поручалась охрана дверей гарема. У него был свой дворец, свои придворные, лакеи, экипажи, лошади и громадное жалованье. Подчиненные евнухи жили по казарменному порядку - спали вместе в дортуарах, где каждый имел свою кровать, свой комод и свои вещи.

Влиятельных евнухов осыпали подарками как их подопечные, так и гости, которым евнухи оказывали тайные услуги. Евнухи сами гото-

вили себе «смену» из мальчиков-кастратов, которых они покупали на невольничьих рынках. В старости евнухи выходили в отставку и получали пенсию. Некоторые становились баснословно богатыми и жили как вельможи. Они заводили собственных рабов и одалисок и даже женились, чтобы было кому украсить сытую старость.

Болезненная ревность была характерна для большинства евнухов. Не имея шансов рассчитывать на женскую взаимность, евнухи всегда были готовы наказать, а то и вовсе убить любого, кто взглянет на охраняемых ими женщин. Самыми необычными евнухами при дворах были карлики. Один из них прославился тем, что был отпущен и женился на молодой одалиске.

Попадающие в гарем девушки подвергались воспитанию в гаремной академии любви, главной целью которого было всегда и везде быть готовой услужить повелителю, исполнить любой его каприз. Девушек обучали музыке, этикету, кулинарии, искусству одеваться, пользоваться косметикой и доставлять наслаждение мужчине. Для начала девушек придирчиво «сортировали». Природную красоту девушек необходимо было довести до совершенства и научить разжигать страсть повелителя утонченными и изысканными способами. Это было жизненно важной наукой, потому что при дворе было еще множество красавиц, жаждавших внимания повелителя. Лучшие из них своим умственным развитием, талантами и образованием могли соперничать с представительницами высших классов общества.

Гаремные правила регулировали и повседневные наряды наложниц. Жены и фаворитки турецкого султана никогда не появлялись перед ним в одном и том же платье. Никто во дворце не должен был носить шуб, шалей, кофт и проч., полудекольтированное платье было форменной одеждой. Только принцессы крови и жены султана имели право тепло одеваться и кутаться. А все кальфы, ученицы и другие должны проходить по залам и большим мраморным лестницам, несмотря на холодный ветер, в легкой одежде. Зимой этот этикет имел печальные последствия для здоровья девушек, которые иногда часами ожидали приказаний какой-нибудь султанши.

Украшения в сералях полагались наложницам «по службе». Они преподносились в дар их повелителем или гостями сераля, желавшими угодить валиде-султан. Подарки и приданое мусульманок как в

прошлом, так и сегодня остаются их безусловной собственностью на всю жизнь. Даже при разводах они не делятся, и муж не имеет на них никаких прав.

В искусстве украшать себя и своих подопечных гаремным каль-фам не было равных. Это искусство передавалось по наследству, секреты его старались сохранить в тайне. Всевозможные растения, плоды, минералы, ароматические масла и смолы, экзотические благовония давали безграничный простор фантазиям и экспериментам. Без этих даров Азии и сегодня немыслима парфюмерная промышленность мира, корни которой уходят в «лаборатории» восточных сералей.

Султан был обязан посещать своих главных жен раз в неделю, в строгой последовательности, за которой наблюдал главный евнух. Жены могли меняться «очередью», если были нездоровы или делали вид, что у них недомогание, и уступали «в долг» свою очередь другой жене. В остальные дни султан ничем себя не ограничивал.

Размеренная жизнь гаремов продолжалась до смерти султана. Обычно к тому моменту, когда султан покидал этот мир, престолонаследник уже был известен, и новая мать-султанша возносилась к вершинам могущества вместе со своим сыном. Остальные женщины гарема в двадцать четыре часа после того, как султан испустит последний вздох, должны были собрать свои вещи и покинуть сераль. Оставались только имевшие детей - принцев или принцесс, поскольку государственные соображения не позволяли, чтобы дети вышли из-под надзора подозрительного наследника. Заключение это длилось, пока кадине не исполнится лет пятьдесят. Тогда царствующий султан отдавал в ее распоряжение одну из императорских резиденций и милостиво разрешал ей делать все что угодно. Бывших принцесс выдавали замуж за богатых вельмож. Бывших принцев женили на богатых невестах и назначали на хорошие должности. На время все успокаивалось, пока честолюбивые принцы, их матери и лишившиеся привилегий вельможи не решались начать новую борьбу с победившими кланами. Наиболее опытные наложницы оставались в гареме, где воспитывали новое поколение одалисок.

Фаворитки султанов тоже могли быть «отставлены» от гарема. Обычно это было результатом какой-то провинности или интриг соперниц. Почетная отставка влекла за собой выдачу фаворитки замуж

за какого-нибудь чиновника. «Невесте» давали хорошее приданое, оставляли подарки и имущество. Эти девушки были прекрасно образованны, отличались изысканностью манер и были сведущи в дворцовых интригах, так что взять невесту из сераля было очень выгодно для человека честолюбивого или осторожного. Случались и простые отставки, когда бывшая фаворитка получала ограниченное содержание «ветеранки» гарема эмира. Кроме того, ей выплачивалась пенсия, подразумевавшая, что получательница денег не выдаст тайн султанского гарема. Однако, учитывая страсть гаремных див к сплетням, щедроты нового султана могли внезапно иссякнуть. Если отставная красавица не успевала найти себе мужа и обзавестись семьей, ее, как правило, ждала нищета или публичный дом. Но и такая отставка была не самым плохим исходом. Опальная фаворитка запросто могла оказаться и на невольничьем рынке, и в казармах янычаров, и в мешке на дне Босфора.

Дети, были ли они рождены женами или наложницами, становились всеми признаваемыми законными наследниками его султанского величества. По случаю рождения принца устраивались грандиозные торжества с орудийными салютами и фейерверками. Когда рождалась принцесса, торжества были менее пышными. Жены, имевшие сыновей, очень ими дорожили. Сын был основой благополучия и надеждой на лучшее будущее даже для простой рабыни. Случалось, что когда умирал младенец, то вместо него тайно покупали на стороне похожего ребенка. Несчастных матерей не останавливали даже страшные кары, если обман откроется.

За престолонаследие в гареме велись жестокие войны. В Средние века «Законы о наследовании трона» устанавливали, что власть от умершего султана переходит не его сыну, а старшему мужчине из живущих членов семьи. Поэтому султаны старались избавиться от всех членов мужской половины своей родни, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 г. стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по наущению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

В 1666 г. Селим II своим указом смягчил суровые уложения законов Завоевателя. По новому указу имперским принцам даровалась жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах. С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него. Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев. Поэтому каждая кадина и ее двор составляли партию, денно и нощно интригующую и работающую в пользу своего принца.

У султанов, как правило, было много детей. И хотя рождение каждого ребенка становилось праздником, безмерное увеличение потомства не приветствовалось. Женщины из его гарема редко становились матерями, и это результат строгих мер, принятых с целью не допустить чрезмерного увеличения числа потомков султана. Распространенной мерой был произвольный выкидыш: старые рабыни-кальфа вполне владели этим искусством. Надзор за женщиной, удостоившейся чести разделить ложе с падишахом, был очень строг и позволял распознать самые первые симптомы беременности, которая тут же прерывалась. Впрочем, случалось, что бедной одалиске удавалось обмануть бдительность надзирательниц, и тогда она становилась ка-диной.

История султанских династий свидетельствует о постоянной опасности заговора, убийства, свержения с престола, что превращало заботу о собственной безопасности в одну из главных «профессиональных» обязанностей султана. Поскольку император во время развлечений с женщинами был особенно уязвим для нападения, то фаворитку, которой предстояло разделить с ним ложе, раздевали донага, заворачивали в накидку и доставляли в императорские покои на спине евнуха, чтобы она никак не смогла бы спрятать на себе оружие.

Юность, красота и нежность юной девушки не могли смягчить жестокость господина. По малейшему подозрению его евнухи получа-160

ли приказ устранить ее. Удушение, утопление в Босфоре, истязания -все это довольно часто практиковалось в гареме. Излюбленным способом избавления от соперниц и провинившихся одалисок были яды. Ядами пользовались и евнухи для устранения и нежелательного наследника престола, и многих других, на кого пала немилость повелителя. Умение составлять яды и противоядия ценилось очень высоко. Для защиты от коварных отравителей во дворце существовал кущи-баши. Этот отважный чиновник отвечал за подаваемую султану пищу.

Существует заблуждение, что женщины гаремов были вечными узницами. Это вовсе не так. Гаремные красавицы посещали родных, базары, парки, катались на лодках и т.д. Некоторых дам даже отпускали в небольшие отпуска «по болезни», когда лекари рекомендовали сменить климат для поправки здоровья. На прогулки гаремы выезжали в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. Выезд султанского гарема представлял собой грандиозную процессию.

В гаремах устраивались и приемы, которые были своего рода смотрами достижений сераля и фавориток: великолепные наряды, ослепительный блеск драгоценностей, изменения в иерархии - все это служило поводом для бесконечных обсуждений и многозначительных выводов.

Излюбленным занятием обитательниц гарема были интриги. Матери принцев и принцесс были поглощены заботами о будущем своих детей; те же, кто детей не имел, изобретали хитроумные способы понравиться султану, сделаться матерью и получить законное «повышение по службе». А так как соперниц, желавших таким же образом добыть себе счастье и могущество, в гареме всегда было в избытке, то в ход пускались самые изощренные и хитроумные средства. Очаровательное ангелоподобное создание могло учинить все что угодно - от драки с целью изуродовать конкурентку до государственного переворота.

Видавшие виды кальфы щедро снабжали своих пассий рецептами хитроумных интриг. Уроки гаремного соперничества предлагались и в популярных у наложниц книжках, вроде «Тысячи и одной ночи» или «Книги попугая».

Султаны, тратившие огромные средства на роскошь для своего гарема, на армию прислуги для него, вовсе не были застрахованы от неверности своих жен. Некоторые влиятельные сановники даже потакали таким нарушениям гаремного устава. Они ловко управляли тайными страстями, шантажируя их жертв и интригуя при дворе в своих интересах.

Несмотря на бдительную охрану и смертельную опасность, из гаремов довольно часто случались побеги невольниц.

Со временем гаремы уходили в прошлое. Либерально-демократическая революция сделала почти невозможным прежний образ жизни, когда гарем был таким же приятным обыкновением, как кальян и кофе. Теперь и бывшим вельможам не просто стало обеспечивать свою семью. Однако гаремы и по сей день украшают владения некоторых султанов, племенных вождей, диктаторов, императоров, пиратов, наркобаронов и прочих обладателей власти и солидных состояний. Гаремы существуют, и обитают в них отнюдь не только несчастные «рабыни любви», но и вполне современные и довольные жизнью искательницы любовных приключений и больших денег. Традиция не исчезла, но эти модернизированные серали, разумеется, уже не имеют того масштаба и значения, какие были присущи «классическим гаремам». Нынешние гаремы уже не символ власти и не венец могущества, а всего лишь предмет роскоши или вложение капиталов, тайное и не всегда законное.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.