Научная статья на тему 'Сговоры на торгах при размещении госзаказа как угроза экономической безопасности государства'

Сговоры на торгах при размещении госзаказа как угроза экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СГОВОРЫ НА ТОРГАХ / ГОСЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ARRANGEMENTS AT TENDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Ю. А.

Рассмотрена необходимость обеспечения экономической безопасности в сфере госзакупок. К основным угрозам экономической безопасности в данной сфере относятся сговоры на торгах. В статье раскрыта их сущность, основные признаки. Одним из механизмов борьбы со сговорами является развитие процедуры электронных аукционов. В статье делается упор на необходимость совершенствования и развития системы государственных закупок, что должно быть одним из главных направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arrangements at tenders for placement of government orders as threat of the economic security of the state

In the article need of providing economic security for the sphere of government procurements is considered. Arrangements at tenders belong to main threats of the economic security in this sphere. In the article their essence, main signs is opened. One of mechanisms of a fight against arrangements is development of a procedure of electronic auctions. In the article emphasis on need of improvement and development of system of government procurements that has to be one of main directions of an activity on providing the economic security of the state is placed.

Текст научной работы на тему «Сговоры на торгах при размещении госзаказа как угроза экономической безопасности государства»

СГОВОРЫ НА ТОРГАХ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСЗАКАЗА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВА

Ю.А. Бочкова,

адъюнкт 2-го года обучения Московского университета МВД России, лейтенант внутренней службы

Аннотация. Рассмотрена необходимость обеспечения экономической безопасности в сфере госзакупок. К основным угрозам экономической безопасности в данной сфере относятсясговоры на торгах. В статье раскрыта их сущность, основные признаки. Одним из механизмов борьбы со сговорами является развитие процедуры электронных аукционов. В статье делается упор на необходимость совершенствования и развития системы государственных закупок, что должно быть одним из главных направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности государства.

Ключевые слова: сговоры на торгах, госзакупки, коррупция, экономическая безопасность.

ARRANGEMENTS AT TENDERSFOR PLACEMENT OF GOVERNMENT ORDERS AS THREAT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Yu.A. Bochkova,

associate 2-th year of study at Moscow University Russian Ministry of Internal Affairs, internal services Lt.

Annotation. In the article need of providing economic security for the sphere of government procurements is considered. Arrangements at tenders belong tomain threats of the economic security in this sphere. In the article their essence, main signs is opened. One of mechanisms of a fight against arrangements is development of a procedure of electronic auctions. In the article emphasis on need of improvement and development of system of government procurements that has to be one of main directions of an activity on providing the economic security of the state is placed.

Keywords: arrangements at tenders, government procurement, corruption, economic security.

Система государственных закупок становится одним из важнейших факторов, влияющих на экономический рост страны. Формирование и удовлетворение потребностей государства в товарах, работах и услугах относится к внутренней экономической постоянной функции государства. При реализации крупных и масштабных национальных проектов, когда необходим жесткий контроль за расходованием колоссальных финансовых средств, важное

значение приобретает обеспечение экономической безопасности в данной сфере.

Несмотря на реализуемую уже несколько лет программу противодействия коррупции, огромные бюджетные средства, направляемые на удовлетворение государственных нужд, разворовываются как коррумпированными чиновниками, так и недобросовестными предпринимателями.

Основными потенциальными угрозами эконо-

мической безопасности России в сфере государственных закупок, являются:

1) низкая эффективность использования выделенных бюджетных средств;

2) наличие коррупционных связей среди участников процесса госзакупок;

3) реальное и потенциальное изъятие из бюджета денежных средств;

4) сдерживание развития малого бизнеса;

5) невыполнение национальных проектов;

6) ограничение конкуренции;

7) расширение теневых экономических отношений;

Приоритетным направлением обеспечения экономической безопасности государства в сфере государственных закупок является выявление коррупционных связей. Особый интерес представляет анализ коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок с точки зрения их проявления, порождающих их причин и противодействия им.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопросов, связанных с коррупционными правонарушениями, применительно к стадии размещения государственного заказа.

В настоящее время наблюдается стремительный рост картельных сговоров при организации госзакупок. На рынке появились структуры, специализирующиеся на организации таких сговоров;

Можно выделить следующие виды сговоров:

• между участниками торгов (картельные сговоры) — участники размещения заказа заранее договариваются о том, кто из них будет победителем размещения заказа (далее либо чередуется победитель, либо заказ делится на субподряды, на лоты). Цель данного сговора — деление рынка между конкретными компаниями и тем самым поддерживание цен на высоком уровне;

• между участниками торгов и заказчиком, членами комиссии, уполномоченным органом, специализированной организации. Цель данного сговора — победа конкретной компании в размещении заказа.

Выделяются следующие признаки сговора:

1) установление в документации о торгах таких требований к участникам размещения заказа, которым заведомо соответствует только определенный поставщик (исполнитель, подрядчик):

• установление требований к участникам размещения заказа (о наличии материальных и финансовых ресурсов, сертификатов соответствия..) с нарушением требований Зако-

на о размещении заказов;

• установление требований к заявке на участие в торгах с нарушением требований Закона о размещении заказов (представление расчета цены контракта.)

• установление в документации о торгах таких требований к товарам (работам, услугам), являющимся предметом государственного контракта, которые может выполнить только один поставщик (исполнитель, подрядчик) (например, установление нереального срока исполнения контракта);

• включение в состав одного предмета торгов (лота) разнородных товаров (работ, услуг) с целью ограничения конкуренции;

2) установление субъективного порядка оценки заявок на участие в конкурсе:

• установление порядка оценки заявок на участие в конкурсе нуллифицирующего количественные критерии оценки (например: цена 10%, срок 70%, качество — 20%, при этом максимальное снижение критерия срок 10 дней — 50 баллов, т.е. при предложении всеми участниками срока — 10 дней, решающим критерием будет качество);

• отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критериям качество и квалификация;

3) несоблюдение установленных Законом о размещении заказов сроков, предусмотренных к опубликованию в СМИ информации о размещении заказа;

4) несоблюдение требования допуска участников размещения заказа на процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (к примеру, проблемы с допуском в здание);

5) преждевременное вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе;

6) заключение контракта до истечения 10-го срока со дня опубликования на официальном сайте итогового протокола;

7) проведение процедур размещения заказов (имитирование торгов) под уже заключенный (исполненный) контракт;

8) заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в случаях, не предусмотренных Законом о размещении заказов (например, распространено заключение контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на основании крайней необходимости, при отсутствии чрезвычайных ситуаций);

9) проведение «домашних торгов» — во многих

74

Вестник Московского университета МВД России

№ 7 / 2014

случаях торги, даже если это аукционы, носят «домашний» характер, когда собирается несколько компаний муниципалитета или региона, а остальным «по-доброму» советуют «не соваться»;

10) нередко происходит негласное деление госзаказа, и тогда торги не более чем ритуал. Получить госзаказ фирме «со стороны» почти невозможно: если пришлый поставщик соответствует формальным критериям получателя госзаказа, то конкуренты обращаются в суд, и если проигрывают, то добиваются снятия госзаказа;

11) заключение контакта по результатам конкурса с участником предложившим наиболее выгодную цену, затем расторжение по соглашению и заключение со 2 участником (избежание контроля Федеральной антимонопольной службы).

12) участие в торгах аффиллированных лиц одной компании;

13) участие в торгах для малого бизнеса аффиллированных лиц, крупной компании, которая потом будет субподрядчиком при исполнении контракта.

Одним из механизмов борьбы со сговорами является развитие процедуры электронных аукционов. Размещение заказов путем проведения электронных аукционом способствует развитию добросовестной конкуренции, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Электронные торги — один из наиболее эффек-

тивных методов борьбы с «домашними» торгами. Преимущества электронного аукциона по сравнению с другими способами размещения заказа приведены в Таблице №1.

Государство должно способствовать использованию инновационных технологий в системе госзаказа, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность процесса размещения государственного заказа, т.е. способствовать увеличению доли электронных аукционов при проведении торгов.

Размещение государственного заказа путем проведения электронных аукционов позволяет экономить значительные бюджетные средства, выделяемые на организацию торгов, проводимых другими способами.

В настоящее время в Российской Федерации активно идет процесс реформирования системы государственных закупок. Государство принимает все меры по обеспечению справедливой конкуренции среди производителей и поставщиков товаров и услуг для государственных нужд, но еще остается много недостатков и несовершенств существующей системы. В силу своей значимости совершенствование и развитие системы государственных закупок должно оставаться одним из главных направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности государства.

Преимущества электронного аукциона

Таблица 1

Критерии оценки Конкурс Аукцион Электронный аукцион

Наличие субъективной оценки да нет нет

Возможность оказывать давление на участников да да нет

Возможность сговора между участниками нет да нет

Возможность сговора между участником и заказчиком да нет нет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.