Научная статья на тему 'СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА'

СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПАРСИТИПАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разварина Ирина, Шматова Юлия

Нервно-психическое развитие (далее НПР) - это один из наиболее значимых критериев состояния здоровья детского населения. Одной из ;основных задач для ;педагогов, медицинских работников, родителей на ;этапе завершения дошкольного образования является достижение целевых ориентиров в ;отношении развития детей. Сформированость у ;ребенка навыков для ;освоения общеобразовательной программы обучения в ;школе важно оценить уже в дошкольном возрасте. В данной работе мы знакомим читателя с выборочными результатами изучения развития детей шести лет в рамках когортного мониторинга (этапа 2020 г.) в Вологодской области. Одной из задач исследования «Изучение условий формирования здорового поколения» (далее мониторинг), проводимого учеными ФБГУН «ВолНЦ РАН» с ;1995 ;г., стало выявление факторов риска НПР детей за ;год до ;поступления в ;школу. Цель статьи - выявить связь нервно-психического развития детей преддошкольного возраста и ;сформированность навыков готовности к ;школьному обучению. Задачи:1. Рассмотреть показатели нервно-психического развития детей шести лет в оценке родителей.2. Проанализировать связь показателей НПР детей шести лет и навыков готовности будущего первоклассника к ;школьному обучению.3. ;Показать значение медицинской активности родителей в ;формировании НПР детей дошкольного возраста.Получено, что ;большая доля детей шестилетнего возраста имеют нарушения НПР. Низкий уровень медицинской активности родителей оказывает опосредованное негативное влияние на состояние детской психики. Проблема доступности консультаций врачей узких специальностей, коррекционных педагогов, психологов, дефектологов, недостаточное взаимодействие родителей и медицинских, образовательных организаций являются неблагоприятными факторами для ;развития детей дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NEUROPSYCHIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN: MONITORING RESULTS

Neuropsychic development is one of the most signi㟿cant criteria for the health status of the child population. One of the main tasks for teachers, medical workers, parents at the stage of completing preschool education is to achieve targets in relation to the development of children. It is important to assess the development of a child’s skills for mastering a general education curriculum at school already at preschool age. In this paper, we acquaint the reader with the selective results of studying the development of 6-year-old children within the framework of cohort monitoring in 2020 in the Vologda Oblast. One of the tasks of the study “Study of the conditions for the formation of a healthy generation” (hereinaĀer monitoring), conducted by scientists of the Vol Scienti㟿c Center of the Russian Academy of Sciences since 1995, was to identify the risk factors for CPD in children a year before entering school.

Текст научной работы на тему «СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА»

УДК 316.62

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2021)3.02

СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

Разварина Ирина НиколаевнаАВС0

Младший научный сотрудник, Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия). E-mail: irina.razvarina@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9377-1829

Шматова Юлия ЕвгеньевнаВ№

Кандидат экономических наук, научный сотрудник, Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия). E-mail: ueshmatova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1881-0963

FORMATION OF NEUROPSYCHIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN: MONITORING RESULTS

Razvarina Irina NirolaevnaAE;CD

Junior Researcher, Vologda research center of Russian academy of sciences (Vologda, Russia). irina. razvarina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9377-1829

Shmatova Yulia Evgenievna^

Candidate of economic sciences, Researcher, Vologda research center of Russian academy of sciences (Vologda, Russia). E-mail: ueshmatova@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1881-0963

Следует цитировать / Citation:

Разварина И. Н., Шматова Ю. Е. Сформированность нервно-психического развития детей преддошкольного возраста: результаты мониторинга // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2021. — 3 (23). — С. 9-19. URL: http://journal.asu.ru/index. php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2021)3.02

Razvarina I. N., Shmatova Yu. E. (2021). Formation of neuropsychic development of preschool children: monitoring results. Health, Physical Culture and Sports, 3 (23), рр. 9-19 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2021)3.02 Поступило в редакцию / Submitted 26.07.2021 Принято к публикации / Accepted 30.08.2021

Аннотация. Нервно-психическое развитие (далее НПР) — это один из наиболее значимых критериев состояния здоровья детского населения. Одной из основных задач для педагогов, медицинских работников, родителей на этапе завершения дошкольного образования является достижение целевых ориентиров в отношении развития детей. Сформированость у ребенка навыков для освоения общеобразовательной программы обучения в школе важно оценить уже в дошкольном возрасте. В данной работе мы знакомим читателя с выборочными результатами изучения развития детей шести лет в рамках когортного мониторинга (эта-

па 2020 г.) в Вологодской области. Одной из задач исследования «Изучение условий формирования здорового поколения» (далее мониторинг), проводимого учеными ФБГУН «ВолНЦ РАН» с 1995 г., стало выявление факторов риска НПР детей за год до поступления в школу. Цель статьи — выявить связь нервно-психического развития детей преддошкольного возраста и сформированность навыков готовности к школьному обучению. Задачи:

1. Рассмотреть показатели нервно-психического развития детей шести лет в оценке родителей.

2. Проанализировать связь показателей НПР детей шести лет и навыков готовности будущего первоклассника к школьному обучению.

3. Показать значение медицинской активности родителей в формировании НПР детей дошкольного возраста.

Получено, что большая доля детей шестилетнего возраста имеют нарушения НПР. Низкий уровень медицинской активности родителей оказывает опосредованное негативное влияние на состояние детской психики. Проблема доступности консультаций врачей узких специальностей, коррекционных педагогов, психологов, дефектологов, недостаточное взаимодействие родителей и медицинских, образовательных организаций являются неблагоприятными факторами для развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: медико-социальный мониторинг; нервно-психическое развитие детей, воспитательный потенциал, медицинская активность родителей, межведомственное взаимодействие, парситипативный подход

Аbstract. Neuropsychic development is one of the most significant criteria for the health status of the child population. One of the main tasks for teachers, medical workers, parents at the stage of completing preschool education is to achieve targets in relation to the development of children. It is important to assess the development of a child's skills for mastering a general education curriculum at school already at preschool age. In this paper, we acquaint the reader with the selective results of studying the development of 6-year-old children within the framework of cohort monitoring in 2020 in the Vologda Oblast. One of the tasks of the study "Study of the conditions for the formation of a healthy generation" (hereinafter monitoring), conducted by scientists of the Vol Scientific Center of the Russian Academy of Sciences since 1995, was to identify the risk factors for CPD in children a year before entering school. The purpose of the article is to identify the connection between the neuropsychic development of preschool children and the formation of the skills of readiness for school education. Tasks:

1. Consider the indicators of the neuropsychic development of 6-year-old children in the assessment of the parents.

2. Analyze the relationship between the CPD indicators of 6-year-old children and the skills of the future first grader's readiness for schooling.

3. Show the importance of the medical activity of parents in the formation of CPD in preschool children.

It was found that a large proportion of 6-year-old children have CPD disorders. The low level of medical activity of parents have an indirect negative impact on the state of the child's psyche. The problem of the availability of consultations of narrow specialties doctors, correctional teachers, psychologists, defectologists, insufficient interaction between parents and medical, educational organizations are unfavorable factors for the development of preschool children.

Keywords: medical and social monitoring; neuropsychic development of children, educational potential, medical activity of parents, interagency interaction, parsitipative approach.

Введение

Здоровье детского населения — важнейший показатель благополучия общества и государства. Человеческое развитие определяет более 70% национального богатства стран (Леонидова, 2019). Наиболее точное определение здоровья, с точки зрения развития, дает академик РАМН Ю. Е. Вельти-щев: «Здоровье — это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» (Вельтищев, 1994). И в личном, и в общественном плане нарушения психоэмоциональной сферы влияют на последующее развитие, успешность в учебной деятельности, готовности к школьному обучению (Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 223).

Ученые считают, что формирование психического и физического состояния детского организма происходит на протяжении всего жизненного цикла человека (Римашевская, 2011). Анализируя показатели здоровья, мы не можем, к сожалению, выделить интересующий нас возраст 3-6 лет, так как статистические данные представлены за возрастной период от 0 до 14 лет. По данным Федеральной службы государственной статистики с 2013 по 2018 г. в Вологодской области произошло снижение показателя заболеваемости нервными патологиями детей от 0 до 14 лет на 6,5%, тем не менее он ниже, чем в целом по России (16,5%) (Здравоохранение в России...). Показательны результаты расчетов заболеваемости первого года жизни. В целом по стране в первый год жизни ребенка на болезни нервной системы в 2020 г. приходился каждый десятый диагноз. Это, в свою очередь, свидетельствует о неблагоприятной ситуацию в Вологодской области по распространенности заболеваний нервной системы и подтверждает актуальность более углубленного междисциплинарного изучения нервно-психического развития детей в области и факторов его формирования.

Исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что фактором развития ребенка выступает влияние наслед-

ственности и окружающей среды. Тем не менее существуют разные точки зрения. Например, П. П. Блонский, Г. Спенсер, С. Холл, Д. Болдуин, Э. Геккель в своих работах минимизировали влияние социума, доказывая, что потенциал ребенка определяет наследственность. Е. А. Аркин, А. Б. Залкинд, Э. Дюркгейм, Г. Тард, Ш. Блондель, П. Жан выступали за приоритет социальных факторов. Существует и третье направление, называемое теорией двух факторов, которое объединяет разные научные школы, теории и авторов: В. Штерн, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, в нашей стране — Н. А. Менчин-ская, З. И. Калмыкова, М. Б. Калашников (Калашников, 2007).

Мы считаем, что, несомненно, наряду с экзогенными факторами важную роль в личностном, психоэмоциональном становлении ребенка играет правильное воспитание в семье, детском саду, постепенное формирование навыков и умений, развитие речи (Разва-рина, 2017; Кильдиярова, 2018). В связи с этим у детей с проблемами в развитии при поступлении в школу могут возникнуть трудности в освоении учебной программы, формировании и соблюдении нравственно-этических норм и правил, взаимодействии с окружающими, что подтверждается современными исследованиями отечественных ученых (Горшков, 2015). Последствия нарушений НПР у ребенка могут быть причиной трудностей социализации в семье, школе, ближайшем окружении. Поэтому важно, чтобы участники образовательного процесса, в первую очередь родители, имели достаточно полную информацию о факторах риска НПР и могли своевременно принять меры для коррекции и лечения.

Материалы и методы

Научными сотрудниками Вологодского научного центра РАН проанализированы ответы родителей детей шестилетнего возраста в рамках мониторингового наблюдения за когортами семей с детьми от 0 до 18 лет, проводимого с 1995 г. в городах Вологда, Череповец, Кириллов, Великий Устюг, поселке городского типа Вожега (Шабунова, 2015). Численность выборки детей когорты 2014 г. р. составила в 2020 г. 111 чел.

В исследовании применен междисциплинарный подход к оценке НПР детей: с точки зрения медицины, педагогики, психологии, социологии (Беспанская-Павленко, 2011). Были использованы патопсихологический и адаптационный подходы к оценке развития детей шестилетнего возраста. Первый ориентируется на медицинскую норму и патологию. Норма понимается как отсутствие выраженных патологических симптомов. Описание проводится по следующим параметрам: вегетативный, эмоциональный статус; особенности личности; моторика; социальные контакты; внимание и память; психомоторная сфера и поведение; интеллектуальное развитие.

Использование адаптационного подхода позволяет включить в определение НПР характеристики, связанные с развитием навыков. Суть его заключается в выявлении степени адаптации ребенка на основе актуального состояния здоровья (Громбах, 1981; Беспанская-Павленко, 2011).

Опросник состоял из двух частей, одна из которых, относительно условий жизни и развития детей, заполнялась родителями, другая, содержащая оценку здоровья ребенка, — участковыми врачами-педиатрами. При составлении анкеты для родителей детей шестилетнего возраста использованы критерии НПР1, применяемые в практическом здравоохранении. Приказ «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», зарегистрированный в Минюсте РФ, вступивший в силу с 1 января 2018 г. и отменяющий действие приказа № 1346н, рекомендует в качестве четвертого критерия комплексной оценки здоровья детей «Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности»; «Инструкция для оценки отдельных функций психического развития» была дана только в Приказе МЗ РФ № 60 от 14 марта 1995 г. «Об утверждении инструкции по проведению проф. осмотров детей до-

1 О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних: Приказ № 514н Министерства здравоохранения Российской

Федерации от 10.08.2017. URL: http://base.garant. ru/71748018/

школьного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»2.

Обработка результатов опроса производилась с применением программ SPSS Statistic и MS Excel.

Результаты

По оценке родителей 88,3% детей имеют нарушения НПР. Основные проблемы составляют нарушения эмоционального статуса — 66,7%, моторики — 57,7% и вегетативного статуса — 43,25%. Нарушения психомоторной сферы отмечены у трети детей выборки, лич-ностно-поведенческие особенности — у 13,5%. Мы можем предположить, что они будут испытывать определенные проблемы при обучении в школе, так как дошкольный возраст считается сензитивным периодом психомоторного развития (Выготский, 1999). В свою очередь, произвольность психических и моторных функций является предпосылкой успешности начального обучения (Журавлева, 1995).

Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками (Гойхман, Надеина, 2001). Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности, общение становится важнейшим фактором развития личности. У детей с вегетативными нарушениями, психомоторной нестабильностью, личностными и поведенческими особенностями коммуникативные навыки менее развиты, чем у детей, не имеющих таких проблем. Исключение составляют дошкольники с нарушением моторики (табл. 1).

Внимание является одним из условий развития познавательных функций ребенка. Уровень развития внимания определяет развитие познавательных функций, готовность ребенка к обучению, динамику учебной деятельности, сформированность регулятивных универсально-учебных действий (УУД). От развития памяти зависит качественное и продуктивное мышление.

Вегетативные нарушения, психомоторная нестабильность, личностно-поведенческие

По данным экспертного опроса работников детских поликлиник, несмотря на то что приказ был отменен в 2019 г, педиатры продолжают использовать его в связи с отсутствием других рекомендаций.

особенности, нарушения эмоциональной сферы, моторики у детей шестилетнего возраста

проявляются несобранностью, рассеянностью, трудностью запоминания текстов (табл. 2).

Таблица 1

Развитие способности к социальным контактам у детей шести лет

с нарушением НПР

Сферы НПР Может играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры Часто ссорится, обижается, дерется

Вегетативные нарушения Нет 96,8 0,0

Есть 89,6 8,3

Психомоторная нестабильность Нет 96,1 1,3

Есть 88,6 8,6

Нарушения поведения, личностные особенности Нет 95,8 2,1

Есть 80,0 13,3

Нарушения моторики Нет 95,7 0,0

Есть 92,2 6,3

Нарушения НПР Нет 84,6 0,0

Есть 94,9 4,1

Таблица 2

Развитие внимания и памяти у детей шести лет с нарушением НПР

Критерии развития внимания и памяти Собран, внимателен Рассеян, невнимателен Быстро и прочно запоминает стихи Запоминание стихов затруднено Медленно, непрочно и с трудом запоминает стихи

Вегетативные нарушения Нет 85,7 9,5 68,3 28,6 1,6

Есть 68,8 29,2 60,0 33,3 2,1

Психомоторная нестабильность Нет 86,8 9,2 71,1 26,3 0,0

Есть 60,0 37,1 51,4 40,0 5,7

Нарушения эмоциональной сферы Нет 89,2 5,4 73,0 21,6 2,7

Есть 73,0 24,3 60,8 35,1 1,4

Нарушения поведения, личностные особенности Нет 82,3 13,5 69,8 29,2 0,0

Есть 53,3 46,7 33,3 40,0 13,3

Нарушения моторики Нет 85,1 6,4 70,2 27,7 0,0

Есть 73,4 26,6 60,9 32,8 3,1

Нарушения НПР Нет 84,6 0,0 69,2 23,1 0,0

Есть 77,6 20,4 64,3 31,6 2,0

Развитие мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. Успешность обучения будущих первоклассников, их школьная и социальная адаптация зависят от своевременного выявления нарушений в речевой и познавательной сфере (Баранов, 2012).

Сформированность речевых навыков: «умение составлять рассказ», «правильное про-

изношение звуков», «умение читать» — напрямую зависит от наличия или отсутствия вегетативных нарушений, психомоторной стабильности, состояния эмоциональной сферы (табл. 3).

У детей шестилетнего возраста с личностными, вегетативными нарушениями, проблемами в эмоциональной сфере показатель не-

сформированности счета выше, чем у детей с отсутствием таких трудностей.

На формирование навыка счета в большей степени влияет такой критерий НПР, как пси-

хоэмоциональная стабильность, личностные особенности, нарушения моторики (табл. 4).

Таблица 3

Развитие речи у детей шести лет с нарушением НПР

Сферы НПР Не умеет составлять рассказ Не все звуки произносит правильно Умеет читать Не умеет читать, но знает буквы Не знает букв, не умеет читать

Вегетативные нарушения Нет 1,6 49,2 50,8 39,7 4,8

Есть 10,4 47,9 47,9 45,8 6,3

Психомоторная нестабильность Нет 2,6 43,4 51,3 42,1 2,6

Есть 11,4 60,0 45,7 42,9 11,4

Нарушения эмоциональной сферы Нет 2,7 37,8 51,4 37,8 2,7

Есть 6,8 54,1 48,6 44,6 6,8

Нарушение поведения, личностные особенности Нет 2,1 45,8 52,1 42,7 2,1

Есть 26,7 66,7 33,3 40,0 26,7

Нарушения моторики Нет 0,0 42,6 57,4 38,3 0,0

Есть 9,4 53,1 43,8 45,3 9,4

Нарушения НПР Нет 0,0 30,8 53,8 30,8 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть 6,1 51,0 49,0 43,9 6,1

Таблица 4

Навыки счета и пространственного представления

Сферы НПР Считает в пределах 10 Правильно пользуется числительными Правильно объясняет расположение предмета Ориентируется на листе бумаги

Вегетативные нарушения Нет 95,2 79,4 88,9 90,5

Есть 91,7 75,0 89,2 91,7

Психомоторная нестабильность Нет 94,7 82,9 86,8 90,8

Есть 91,4 65,7 94,3 91,4

Нарушения эмоциональной сферы Нет 91,9 67,6 81,1 81,1

Есть 94,6 82,4 93,2 95,9

Нарушения поведения, личностные особенности Нет 95,8 82,3 91,7 92,7

Есть 80,0 46,7 73,3 80,0

Нарушения моторики Нет 95,7 85,1 91,5 91,5

Есть 92,2 71,9 87,5 90,6

Нарушения НПР Нет 84,6 61,5 69,2 69,2

Есть 94,9 79,6 91,8 93,9

Подводя итог, можно сказать, что у детей с нарушением отдельных компонентов психики в большем проценте случаев не сформированы по возрасту коммуникативные, речевые, математические навыки, необходимые для успешности ребенка в школьном обучении.

Данное исследование показало, что большинство детей имеет нарушения со сторо-

ны нервной системы в оценках родителей, тем не менее 84,7% родителей и 89,6% педиатров оценили развитие детей шести лет как соответствующее возрасту. Выявлено противоречие: несмотря на то что родители указывают на наличие проблем в отдельных сферах НПР, они не всегда учитываются при его комплексной оценке.

Таблица 5

Оценка родителями соответствия НПР ребенка его возрасту

Опережает возраст Соответствует возрасту Немного отстает от нормы Значительно отстает от нормы

Вегетативные нарушения Нет 1,6 92,1 3,2 0,0

Есть 8,3 75,0 10,4 2,1

Психомоторная нестабильность Нет 2,6 89,5 5,3 0,8

Есть 8,6 74,3 8,6 2,9

Нарушения эмоциональной сферы Нет 2,7 89,2 2,7 0,0

Есть 5,4 82,4 8,1 1,4

Нарушения поведения, личностные особенности Нет 5,2 87,5 4,2 0,0

Есть 0,0 66,7 20,0 6,7

Нарушения моторики Нет 4,3 91,5 0,0 0,0

Есть 4,7 79,7 10,9 1,6

Нарушения НПР Нет 0,0 92,3 0,0 0,0

Есть 5,1 83,7 7,1 1,0

По результатам исследований прошлых лет получено, что важную роль в развитии ребенка играет медицинская активность и уровень воспитательного потенциала родителей (Раз-варина, 2020).

Удовлетворенность качеством медицинского обслуживания среди родителей детей с нарушениями НПР ниже, чем среди тех, кто не имеет никаких отклонений и проблем (табл. 6). Однако подавляющее большинство полностью или частично удовлетворены.

Таблица 6

Удовлетворенность медицинским обслуживанием в поликлинике по месту жительства

Сферы НПР Полностью Частично Нет

Вегетативные нарушения Нет 52,4 42,9 0,0

Есть 51,1 43,8 4,2

Психомоторная нестабильность Нет 52,6 43,4 0,0

Есть 51,4 42,9 5,7

Нарушения эмоциональной сферы Нет 56,8 35,1 0,0

Есть 50,0 47,3 2,7

Нарушение поведения, личностные особенности Нет 51,0 44,8 1,01

Есть 60,0 33,3 6,7

Нарушения моторики Нет 51,1 44,7 2,1

Есть 53,1 42,2 1,6

Нарушения НПР Нет 61,5 30,8 0,0

Есть 51,0 44,9 2,0

Родители детей, у которых выявлены те или иные нарушения НПР, чаще «здоровых» отмечают недостаток в поликлинике по месту жительства необходимых специалистов, невозможность попасть на прием и очереди, сталкиваются с неуважительным отношением медработников к их ребенку, а также ис-

пытывают недоверие к врачам и сомнение в их компетентности (табл. 7). Наибольшее недоверие к профессиональным качествам медиков отмечается среди родителей, чьи дети имеют нарушения моторики и личности (грубость, жестокость, эмоциональная холодность).

Таблица 7

Проблемы с медицинским обслуживанием детей с нарушениями НПР

Сферы НПР Отсутствие необходимых ребенку врачей-специалистов Недостаток внимания со стороны медиков Очереди на прием к спе-циали-стам Недостаток средств на посещение платных специалистов Отсутствие нужных специалистов Невозможность попасть на прием Неком-петент-ность врача Недоверие врачу

Вегетативные нарушения Нет 14,3 0,0 20,6 14,3 9,5 4,8 0,0 1,6

Есть 20,8 6,3 25,0 27,1 8,3 16,7 10,4 6,3

Психомоторная стабильность Нет 15,8 0,0 22,4 17,1 6,6 10,5 2,6 2,6

Есть 20,0 8,6 22,9 25,7 14,3 8,6 8,6 5,7

Нарушения эмоциональной сферы Нет 16,2 0,0 13,5 16,2 8,1 5,4 2,7 0,0

Есть 17,6 4,1 27,0 21,6 9,5 12,2 5,4 5,4

Нарушение поведения, личностные особенностии Нет 18,8 3,1 21,9 19,8 10,4 9,4 4,2 2,1

Есть 6,7 0,0 26,7 20,0 0,0 13,3 6,7 13,3

Нарушения моторики у ребенка Нет 17,0 0,0 27,7 10,6 8,5 12,8 4,3 15,4

Есть 17,2 4,7 18,8 26,6 9,4 7,8 4,7 17,3

Нарушения НПР Нет 15,4 0,0 15,4 7,7 7,7 7,7 0,0 0,0

Есть 17,3 3,1 23,5 21,4 9,2 10,2 5,1 4,1

Нехватка специалистов (каждый пятый), недостаток внимания со стороны врачей (6%) и возможности записаться на прием к нужным специалистам, отсутствие средств для получения платной услуги (27%) чаще ощущают родители детей с вегетативными нарушениями. Родители же детей с особенностями личности не сталкиваются с проблемой нехватки специалистов.

Потребность в организации консультации специалиста (невропатолога, окулиста, отоларинголога, хирурга-ортопеда, аллерголога, ревматолога, дерматолога, стоматолога и др.) по поводу здоровья их ребенка значительно чаще испытывают родители детей с нарушениями НПР (табл. 8), особенно психомоторными (63%), вегетативными и эмоциональными (по 60%). Именно в данных группах наблюдается высокий уровень нуждающихся в помощи невролога (82%, 47% и 41 % соответственно). Однако потребность в моральной и психологической поддержке ощущается в 2,5 раза реже, чем среди родителей здоровых в нервно-психическом плане детей (лишь 3%). Исключение составили мамы детей с эмоциональной и психомоторной нестабильностью.

Лишь каждый второй родитель детей с личностно-поведенческими нарушениями и задержкой развития моторики нуждается в организации консультации специалиста (каждый третий — в помощи невролога) и вовсе не ощущает потребности в психологической помощи. Игнорирование проблемы родителями может говорить о нарушении обязанностей по сохранению здоровья ребенка, что может быть вызвано их низкой воспитательной способностью либо собственными аналогичными нарушениями психического здоровья.

Определенный вклад в проблему игнорирования проблем НПР своего ребенка вносит и отсутствие необходимых знаний. Родители детей с личностно-поведенческими особенностями (13 %; табл. 9), с вегетативными нарушениями (13 %), психомоторной (14%) и эмоциональной (11%) нестабильностью чаще не владеют информацией, куда обратиться за консультацией по поводу отклонений в состоянии здоровья и/или развития ребенка, а также об особенностях дальнейшего развития.

Таблица 8

Потребность в помощи специалиста, процент от числа ответивших

Сферы НПР Организация консультаций у специалистов Из них консультация невролога Моральная и психологическая помощь

Вегетативные нарушения Нет 44,4 0.0 4,8

Есть 60,4 82,2 2,1

Психомоторная нестабильность Нет 46,1 0,0 2,6

Есть 62,9 47,3 5,7

Нарушения эмоциональной сферы Нет 35,1 0,0 2,7

Есть 59,5 40,6 4,1

Нарушение поведения, личностные особенности Нет 51,0 0,0 4,2

Есть 53,3 33,2 0,0

Нарушения моторики Нет 44,7 0,0 8,5

Есть 56,3 33,3 0,0

Нарушения НПР Нет 46,2 7,7

Есть 52,0 34,2 3,1

Таблица 9

Недостаток знаний у родителей

Сферы НПР Не знает, куда обратиться за консультацией Недостаток знаний о дальнейшем развитии ребенка

Вегетативные нарушения Нет 4,8 4,8

Есть 12,5 4,2

Психомоторная нестабильность Нет 5,3 2,6

Есть 14,3 8,6

Нарушения эмоциональной сферы Нет 2,7 2,7

Есть 10,8 5,4

Нарушения поведения, личностные особенности Нет 7,3 3,1

Есть 13,3 13,3

Нарушения моторики Нет 8,5 6,4

Есть 7,8 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НПР Нет 7,7 7,7

Есть 8,2 4,1

Выводы и заключение

В результате исследования выявлено, что при сопоставлении данных адаптационного и патопсихологического подходов к оценке НПР выявлено несоответствие уровня и сфор-мированности адаптивных навыков у 83% детей данной выборки. Прослеживается прямая связь нарушений компонентов НПР и недостаточной сформированности познавательных, коммуникативных, личностных навыков у детей преддошкольного возраста, необходимых для успешного освоения школьной программы. По данным предыдущих исследований нами до-

казано, что одними из основных факторов формирования НПР являются медицинская активность и уровень воспитательного потенциала родителей (Разварина, Фархадова, 2017; Разва-рина, 2020). В этих условиях особое внимание следует уделять совершенствованию здоровье-сбережения детей с раннего возраста. Важную роль, по нашему мнению, следует отвести пар-тисипативному подходу, т. е. разделению ответственности родителей, работников детских дошкольных учреждений, поликлиник, психоневрологических диспансеров, санаторно-курортных организаций для обеспечения развития детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. Т. 91, № 3. С. 9-14.

Беспанская-Павленко Е. Д. Нормы психического развития ребенка в современной психологии развития. 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/316547240_ NORMY_PSIHICESKOGO_RAZVITIA_REBENKA_V_SOVREMENNOJ_PSIHOLOGII_RAZVITIA

Вельтищев Ю. Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней М.: Моск. НИИ педиатрии и детской хирургии, 1994. — 66.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М.: Инфа, 2001. 272 с.

Громбах, С. М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1981. № 1. С. 29-34

Дети реформ / под. ред. Н. М. Римашевской. М.: Институт экономических стратегий, 2011. 304 с.

Журавлева Е. А. Роль психомоторного развития в становлении произвольности как предпосылки успешности обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 1995.

Здравоохранение в России // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/folder/210/document/13218

Калашникова М. Б. Развитие идей Л. С. Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. Т 3, № 3. С. 33-41.

Кильдиярова Р. Р. Оценка нервно-психического развития детей в амбулаторно-поликлиниче-ских условиях // Медицинская сестра. 2018. № 2.

Леонидова Г. В. Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 3. С. 172-188. DOI: 10.15838/esc.2019.3.63.11

Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / под ред. М. К. Горшкова. М.: Институт социологии РАН, 2015. 215 с Развари-на И. Н. Семья как фактор формирования нервно-психического развития детей // Вопросы территориального развития. 2015. № 3 (23) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ semya-kak-faktor

Разварина И. Н. Формирование навыков здоровьесбережения: Что важнее семья или школа? // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5, № 4. С. 41-50.

Разварина И. Н., Фахрадова Л. Н. Медицинская активность родителей как фактор формирования здоровья детей // Демографический потенциал стран ЕАЭС: сб. ст. VIII Уральского демографического форума / отв. ред. А. И. Кузьмин. Т. II. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. 404 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 223.

Шабунова А. А. Двадцать лет мониторинга детского здоровья: организация, результаты, выводы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2 (38). С. 116128. DOI: 10.15838/esc/2015.2.38.7

REFERENS

Baranov, A. A. (2012). The state of health of children in the Russian Federation. Pediatrics, 91 (3), 9-14 (in Russian).

Bespanskaya-Pavlenko, E. D. (2011). Norms of mental development of a child in modern psychology of development [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/316547240_ NORMY_PSIHICESKOGO_RAZVITIA_REBENKA_V_SOVREMENNOJ_PSIHOLOGII_RAZVITIA (in Russian).

Veltischev, Yu.E. (1994). The state of health of children and the general strategy of disease prevention Moscow, 66 (in Russian).

Vygotsky L. S. (1999). Thinking and speaking. Moscow (in Russian).

Goikhman, O. Ya., Nadeina, T. M. (2001). Speech communication. Moscow, 272 (in Russian).

Grombach, S. M. (1981). On the criteria for assessing the state of health of children and adolescents. Bulletin of the USSR Academy of Medical Sciences, 1, 29-34 (in Russian).

Children of reforms / under. ed. N. M. Rimashevskaya (2011). Moscow (in Russian).

Zhuravleva, E. A. (1995). The role of psychomotor development in the formation of arbitrariness as a prerequisite for the success of training: author. dis. ... cand. psychol. sciences. Krasnodar (in Russian).

Healthcare in Russia // Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: https://gks.ru/ folder/210/document/13218 (in Russian).

Kalashnikova, M. B. (2007). Development of the ideas of L. S. Vygotsky on the sensitive periods of ontogenesis in modern domestic and foreign psychology. Cultural-Historical Psychology, 3 (3), 33-41 (in Russian).

Kildiyarova, R. R. (2018). Assessment of the neuropsychic development of children in outpatient settings. Nurse, 2 (in Russian).

Leonidova, G. V. (2019).Formation of the human potential of the child population in the general education system. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 12 (3), 172-188. DOI: 10.15838 / esc.2019.3.63.11 (in Russian).

Methodological guide on the practical use of the model of the mechanism of «subject» socialization in general and children in difficult life situations and socially dangerous situation / ed. M. K. Gorshkov. (2015). Moscow (in Russian).

Razvarina, I. N. (2015). The family as a factor in the formation of the neuropsychic development of children. Questions of territorial development, 3 (23) [Electronic resource]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/semya-kak-faktor (in Russian).

Razvarina, I. N. (2020). Building health-promoting skills: What is more important than family or school? Journal of Pedagogical Research, 5 (4), 41-50 (in Russian).

Razvarina, I. N., Fakhradova, L. N. (2017). Medical activity of parents as a factor in the formation of children's health. Demographic potential of the EAEU countries: collection of articles. Art. VIII Ural Demographic Forum / otv. ed. A. I. Kuzmin. Vol. II. Ekaterinburg (in Russian).

Russian Pedagogical Encyclopedia: In 2 volumes. (1993). Moscow, 1, 223. (in Russian).

Shabunova, A. A. (2015). Twenty years of monitoring child health: organization, results, conclusions // Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2 (38), 116-128. DOI: 10.15838/esc /2015.2.38.7 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.