Научная статья на тему 'Сформированность исследовательских умений учащихся-кадетов 7 класса (на примере имени прилагательного)'

Сформированность исследовательских умений учащихся-кадетов 7 класса (на примере имени прилагательного) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / RESEARCH SKILLS OF PUPILS / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ADJECTIVE / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ / AESTHETIC POSSIBILITIES OF ADJECTIVES / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. / AESTHETIC ROLE OF AN ADJECTIVE.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асеева Д.В.

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о возможности формирования исследовательских умений учащихся в процессе работы над эстетическими возможностями имен прилагательных. В основу статьи положены данные констатирующего среза в 7-х классах. Проведенный эксперимент позволил наметить дальнейшие пути работы с учащимися над эстетикой имени прилагательного, на базе которой планируется формирование исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

formedness of research skills BY Cadet PUPILS of the 7th form (by the example of adjectives)

This article deals with the question about the possibility of research skills formation by pupils while working on the aesthetic possibilities of adjectives. This article is based on data from the verifying test in the 7 forms. The experiment allowed proposing further ways of working with pupils on the aesthetics of an adjective. On its base it is planned to form research skills.

Текст научной работы на тему «Сформированность исследовательских умений учащихся-кадетов 7 класса (на примере имени прилагательного)»

1УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.19=411.2,2

СФОРМИРОВАННОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ-КАДЕТОВ 7 КЛАССА

(на примере имени прилагательного)

Д. В. Асеева

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о возможности формирования исследовательских умений учащихся в процессе работы над эстетическими возможностями имен прилагательных. В основу статьи положены данные констатирующего среза в 7-х классах. Проведенный эксперимент позволил наметить дальнейшие пути работы с учащимися над эстетикой имени прилагательного, на базе которой планируется формирование исследовательских умений.

Ключевые слова: исследовательские умения учащихся, имя прилагательное, эстетические возможности имен прилагательных, эстетическая роль имени прилагательного.

FORMEDNESS OF RESEARCH SKILLS BY CADET PUPILS OF THE 7th FORM (by the example of adjectives)

D. V. Aseeva

This article deals with the question about the possibility of research skills formation by pupils while working on the aesthetic possibilities of adjectives. This article is based on data from the verifying test in the 7 forms. The experiment allowed proposing further ways of working with pupils on the aesthetics of an adjective. On its base it is planned to form research skills.

Keywords: research skills of pupils, adjective, aesthetic possibilities of adjectives, aesthetic role of an adjective.

Современная парадигма образования требует инновационных подходов к интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся. Важнейшим инструментом развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка вполне может считаться исследовательская деятельность учащихся, организуемая средствами изучаемого предмета [1, с. 4]. Русский язык как учебный предмет и объект изучения обладает ресурсами, способствующими развитию исследовательских умений учащихся. В методической науке замечена взаимосвязь интеллектуальной составляющей уроков русского языка с проблемами связи языка и эстетики [2, с. 43]. Остроту данный вопрос приобретает в связи с выдвижением требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, к результатам освоения выпускниками основной школы программы по

русскому (родному) языку: осознание эстетической ценности русского языка, эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы [3].

Эстетическая ценность русского языка складывается из выразительных возможностей фонетического строя, лексической системы и богатства грамматических форм частей речи. Эстетическая природа грамматических средств заложена в природе морфологических признаков, которыми обладает данная часть речи.

Внимание к грамматическим формам частей речи с учетом эстетических позиций, несомненно, способствует формированию у ученика ряда исследовательских умений, таких как умения определять понятие (определять роль употребления части речи в художественном тексте, определять художественный прием,

основанный на употреблении части речи), делать выводы (называть, с какой целью используется тот или иной прием, что он создает в тексте) и т. д. Увидеть и осознать это можно в процессе наблюдения, синтеза, анализа, обобщения. Иными словами, в процессе исследовательской деятельности учеников. Кроме того, эта работа имеет исследовательскую направленность, поскольку предполагает самостоятельное добывание знаний учениками [4, с. 16]. Занимаясь творческой работой, ребята выполняют своеобразный творческий исследовательский поиск. Творческие задания, связанные с употреблением грамматических форм в эстетических функциях (например, сочинения с лингвистической установкой - употребить определенную часть речи в эстетических целях), также способствуют развитию исследовательских умений: умения постановки проблемы (выбор темы творческой работы), выработки гипотезы, сбора информации, анализа, обобщения и систематизации материала, подготовки творческого продукта. Имя прилагательное - одна из тех частей речи, обладающих неисчерпаемыми эстетическими возможностями, которые определены грамматической природой прилагательного (грамматической семантикой, наличием оппозиционных форм, наличием разрядов, степеней сравнения и т. д.). Богатая система прилагательных формирует разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи [5, с. 98]. Прилагательные расцвечивают текст, придают ему оценочную, выразительную, экспрессивную окраску [6, с. 72].

С целью определения уровня сформиро-ванности у учеников представлений об эстетических возможностях имени прилагательного нами был проведен констатирующий срез в 7-х классах ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (далее - ОПКУ) в апреле 2012 г. Именно в 7-м классе заканчивается изучение курса морфологии, проходит обобщение сведений обо всех частях речи, в том числе и имени прилагательном. Мы предложили для самостоятельного выполнения учащимися упражнения, направленные на определение уровня сформированности у воспитанников представлений об эстетических возможностях

имен прилагательных, требующих при ответе проявления исследовательских навыков.

Систему заданий, использованных в упражнениях, можно разделить на три типа: 1) нахождение слов той или иной части речи и определение эстетической роли части речи в тексте (изобразительной, экспрессивной, ритмической и др.); 2) определение художественного приема, основанного на использовании грамматических форм (прием сгущения определенной части речи, противопоставление, сопоставление грамматических значений и т. д.); 3) творческое задание, связанное с употреблением грамматических форм имени прилагательного в эстетических функциях. Выполнение данных заданий позволяет проверить исследовательские умения учащихся. Представим в статье только два упражнения из комплекса, предложенного кадетам училища.

Упражнение № 1. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта.

И снова осень с чарой листьев ржавых, Румяных, алых, желтых, золотых, Немая синь озер, их вод густых, Проворный свист и взлет синиц в дубравах.

1. Какая цветовая гамма преобладает в тексте? Подчерните слова, передающие цвет.

2. Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

3. Какой прием в использовании частей речи придает тексту особую поэтичность и эмоциональность?

Упражнение № 2. Прочитайте стихотворные строчки К. Фофанова. Какую образную картину увидел автор в горящей печке? Какое чувство она вызвала у него?

На огонь смотрю я в печку: Золотые города, Мост чрез огненную речку — Исчезают без следа. И на месте ярко-алых, Золоченых теремов — Лес из пламенных кораллов Блещет искрами стволов. Чудный лес недолог, скоро

Распадется он во прах,

И откроется для взора

Степь в рассыпчатых огнях.

1. Найдите прилагательные. Что они обозначают? Какая цветовая гамма преобладает в тексте?

2. Определите, какую роль в создании образной картины выполняют прилагательные.

3. Какие художественные приемы, основанные на употреблении переносного значения, использовал поэт?

4. Творческое задание. А какую картину вы представляете себе, когда смотрите на огонь? Расскажите об этом.

Обратимся к результатам анализа диагностических заданий из комплекса, выполненного 38 воспитанниками-семиклассниками училища.

Покажем анализ выполнения упражнения № 1, где кадетам ставилось целью найти прилагательные и определить, в чем особенность их употребления и какова их роль в данном стихотворном фрагменте.

Первое задание упражнения № 1 выполнили все воспитанники, обозначена следующая цветовая гамма (в скобках указано количество человек, давших одинаковые или похожие ответы): желтая (12), осенняя (11), золотая (6), багрово-золотая (1), желто-красная (1), яркая (1); грустные, депрессивные цвета (1). Ученики верно подчеркнули слова, передающие цвет. Имена прилагательные были найдены всеми учащимися, однако не отмечено разнообразия в обозначении цветовой гаммы.

Второе задание было связано с определением роли имен прилагательных в тексте. Правильным ответом является изобразительная роль.

Учащиеся-кадеты дали следующие варианты ответа: изобразительно-наглядная (15), ритмическая (15), «для показа цвета» (8), «придают окрас стихотворению» (3), изобразительная (3), «делают текст ярче» (2), «украшают» (2), «описывают» (2). Как видим, половина из опрошенных семиклассников (50%) смогли верно определить роль прилагательных в тексте или были близки к правильному ответу.

В третьем задании необходимо было определить, какой прием в использовании частей речи придает тексту особую поэтичность и эмоциональность. Правильный ответ: прием сгущения имен прилагательных, метафора (чара листьев ржавых). Кадетами были даны следующие варианты ответа: эпитет (18), метафора (10), гипербола (2), «уменьшительно-ласкательный прием» (2), олицетворение (1), «использование прилагательных в ряд» (1), нет ответа (9). Анализ показал, что опрашиваемые ребята затруднились выполнить данный вид задания, особенно это показательно в определении роли части речи выполнять функцию художественного приема.

Покажем анализ выполнения упражнения № 2. Сначала кадетам было дано прелиминарное (вводное) задание. Прочитав стихотворные строчки, кадеты должны были рассказать, какую образную картину увидел автор в горящей печке и какое чувство она у него вызвала. Назовем варианты ответов, данные воспитанниками училища (в скобках указано количество человек, давших одинаковые или похожие ответы): «золотые города, огненную речку, черный лес»» (7), «как погибает лес в огне» (3), «осенний листопад» (2), пожар, огонь (3), «смена жизни» (2), «он увидел какую-то сказку из огня, похожую на реальность» (1), «он представил себе город, когда-то разрушенный огнем или сгоревший после войны (революции)» (1), степь (1), золотые облака (1), кораллы (1), нет ответа (14). Как видим, ответы достаточно разнообразны, однако 7 учащихся просто процитировали строчки из стихотворения.

В обозначении чувств отмечается полярность: «радостное, так как наступает весна, тает снег» (2), страх (1), тоска (1), плохое (1), светлое (1), «он был подавлен, так как когда-то, наверное, это был его родной город» (1). 26 человек не дали ответа.

Далее воспитанникам предлагалось выполнить 4 послетекстовых задания. В первом задании проверялась сформированность умения определять, что обозначают прилагательные, какими частями речи создается цветовая гамма и какой цвет преобладает в тексте. Ученики столкнулись с трудностью в определении того, что обозначают имена прилагательные в тесте. Правильный ответ: в стихотворении преобла-

дают прилагательные, обозначающие цвет, они создают цветовую гамму в тексте. Ответ дали только 7 человек (18%). Даны следующие варианты ответа: «украшают текст» (3), «окрас предмета» (2), «описывают огни» (1), «веселость» (1). Как видим, близки к верному ответу оказались только двое ребят.

Обозначена в ответах мальчиков следующая цветовая гамма: яркие краски (4), ярко-алая (1), огненная (11), красная (5), желтая (2), оранжевая (1). Однако, как свидетельствуют ответы, не отмечено оригинальности в обозначении красок, семиклассники употребляют привычные, простые определения.

Второе задание было связано с определением роли имен прилагательных в создании образной картины. Правильный ответ - изобразительная (образная) роль. Имена прилагательные превращаются в изобразительно-выразительные средства и помогают автору ярче нарисовать картину, создать художественный образ. Это задание выполнялось кадетами с меньшей успешностью, во многом это связано с низким уровнем представлений учащихся об эстетической роли имени прилагательного. Даны следующие варианты ответа: изобразительная (15), изобразительно-наглядная (3), украшают текст (2), дополняют (2), «описывают фантазии автора» (1), художественная (1), окрашивают текст (1), важную (1). Не смогли ответить 13 человек. Как видим, ряд семиклассников смогли верно определить роль прилагательных в тексте или были близки к правильному ответу. Таким образом, разброс ответов показывает, что 75% учеников затрудняются определять эстетическую роль имен прилагательных в тексте.

Затруднение у воспитанников вызвало третье задание, в котором необходимо было определить, какие художественные приемы, основанные на употреблении переносного значения, использовал поэт. Правильный ответ - метафора, эпитет. Отметим об указании в вопросе на множественность ответа. Однако большинство учеников указывали только по одному приему. Представим варианты ответов: метафора (19), эпитет (6), «он сделал так, что кажется, будто в речке из огня и дров оказался город» (1), олицетворение (1), «чрез огненную речку, из пламенных кораллов, в рассыпчатых

огнях» (1). Не смогли на вопрос ответить 12 человек. Выявлены затруднения кадетов в выполнении данного вида задания, но общая картина выглядит положительно.

Четвертое задание было по характеру творческим. Учащимся необходимо было рассказать, какую картину они представляют себе, когда смотрят на огонь. 11 человек не дали ответа. Ответы в основном давали однословные (87% учащихся): «пожар», «огонь», «костер» (6), «солнце, душа» (5), «война» (3), «человека» (2), «жизнь (1), «хорошую» (1); 5 учеников (13%) дали развернутые ответы: «Я представляю водопады, которые идут вверх», «Я представил себе картину, где сидит поэт, смотрит в камин, и огонь плавно переходит в картины нашей природы», «прекрасный танец огня и света. Тонкие и изящные движения костра», «когда я смотрю на огонь, я представляю себе много искр, которые красиво поднимаются вверх и потом потухают», «горящий лес, который никогда не сгорит» (1). Отметим противоположность представлений учащихся: «спокойный мир, где все спят» (1), «война» (разрушение) (3).

Таким образом, в ходе анализа выполнения диагностических заданий учащимися 7-х классов Оренбургского президентского кадетского училища пришли к следующим выводам. Воспитанники продемонстрировали невысокий уровень представлений об эстетических возможностях имен прилагательных. Было выявлено, что кадеты испытывают затруднения в определении роли прилагательных в художественном тексте и особенностей их употребления. Видим, что такую работу они выполняли впервые. Мы установили, что сложнее всего семиклассникам оказалось справиться с заданиями более самостоятельного характера, где самим нужно было определить, какую роль выполняет часть речи в данном контексте. Очевидно, следует познакомить учащихся с эстетическими функциями имен прилагательных.

На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, был сделан вывод о недостаточном уровне сформирован-ности у ребят представлений об эстетических возможностях имен прилагательных. Полагаем, что систематическая работа по раскрытию эстетических возможностей имен прилагательных дала бы лучшие результаты.

Большинство воспитанников училища (более 70%) затруднялись определить эстетическую роль части речи, так как такую работу они не выполняли. Для кадетов этот вид деятельности оказался новым, следовательно, можно говорить о сложностях данной работы. Необходима помощь со стороны учителя. Необходимо развивать у ребят способности оценивать эстетическую ценность частей речи, объяснить языковые истоки эстетических ресурсов морфологических средств русского языка. Поэтому на уроках русского языка помимо традиционных заданий по морфологии необходимо предлагать выполнять упражнения, направленные на формирование у детей исследовательских умений, таких, как определять эстетическую роль имен прилагательных и употреблять их в тексте. Ценность такой работы, по нашему убеждению, состоит в том, что она может стать основанием для развития исследовательских умений.

Таким образом, мы находимся в отправной точке пути. Полученные в ходе эксперимента результаты наметили действия для нашей дальнейшей работы. Необходимо показать учащимся богатейшие эстетические ресурсы имен прилагательных, проводить специальную работу по обучению детей использовать имена прилагательные в эстетической функции.

Подводя итоги всему сказанному, признаем, что внимание к эстетическим резервам имен прилагательных может стать важным инструментом для создания интеллектуальной и эмоциональной среды обучения. Это один из инновационных путей развития исследовательских умений учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Троицкая, И. Ю. Исследовательская деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие развития одаренности [Текст] / И. Ю. Троицкая // Исследовательская деятельность учащихся: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. - Т. 2: Практика организации. - М.: Исследователь, 2007. - С. 4-9.

2. Кулаева, Г. М. Формирование у школьников мировоззренческих представлений о языковом эстетическом идеале на уроках русского языка [Текст] / Г. М. Кулаева // Наука и школа. - 2008. - № 4. - С. 43-45.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626 (дата обращения: 01.03.2014).

4. Асеева, Д. В. Формирование исследовательских умений учащихся 5-6 классов в процессе работы над эстетической функцией частей речи [Текст] / Д. В. Асеева // Филологическое образование в школе и вузе: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения» 15.05.2012 г. - М. - Ярославль: Ремдер, 2012. - С. 14-18.

5. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. - М., 1997.

6. Гондарева, Д. В. Обращение к эстетическим возможностям имен прилагательных на уроках русского языка [Текст] / Д. В. Гондарева // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации: сб. ст. XIII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. М., РУДН, 2123.04.2011 г. - М.: РУДН, 2011. - С. 71-74.

REFERENCES

1. Troitskaya I. Yu. Issledovatelskaya deyatelnost detey doshkolnogo i mladshego shkolnogo voz-rasta kak uslovie razvitiya odarennosti (Research activity of children of preschool and primary school age as a condition of endowments development). Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: nauch.-metod. sb. v 2 t. T. 2: Praktika organizatsii (Research activity of pupils: collection of scientific papers in 2 vol. Vol. 2: Practice of organization). Ed. A. S. Obukhov. Moscow: Issledovatel, 2007, pp. 4-9.

2. Kulaeva G. M. Formirovanie u shkolnikov mirovozzrencheskikh predstavleniy o yazyko-vom esteticheskom ideale na urokakh russkogo yazyka (Forming world outlook notions about linguistic aesthetic ideal by pupils at the lessons of Russian language). Nauka i shkola (School and Science), 2008, no. 4, pp. 43-45.

3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Primernye programmy po uchebnym predmetam.

Russkiy yazyk 5-9 klassy (Federal state educational standard of basic general education. Approximate programs of subjects. Russian language, 5-9 forms). Available at: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626 (accessed 01.03.2014) 4. Aseeva D. V. Formirovanie issledovatelskikh umeniy uchashchikhsya 5-6 klassov v protsesse raboty nad esteticheskoy funktsiey chastey re-chi (Forming of research skills by pupils of 5-6 forms in the process of working on aesthetical function of parts of speech). Filologicheskoe obrazovanie v shkole i vuze: materialy mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. "Slavyanskaya kultura: istoki, traditsii, vzaimodeystvie. XIII Kirillo-Mefodievskie chteniya" (Philological education at school and institutions of higher education: proceedings of international research and practical conference "Slavic culture: origins, tradi-

tions, cooperation. XIII Cyril and Methodius Readings). 15.05.2012. Moscow - Yaroslavl: Remder, 2012, pp. 14-18.

5. Golub I. B. Stilistika russkogo yazyka (Stylis-tics of the Russian language). Moscow, 1997.

6. Gondareva D. V. Obrashchenie k esteticheskim vozmozhnostyam imen prilagatelnykh na urokakh russkogo yazyka (Use of aesthetic possibilities of adjectives at the lessons of Russian language). Aktualnye problemy russkogo yazyka i metodiki ego prepodavaniya: traditsii i inno-vatsii: sb. st. XIII Vseros. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh (Topical issues of the Russian language and methods of its teaching: traditions and innovations: collected papers of the XIII All-Russian research and practical conference of young researchers). Moscow, Peoples' Friendship University of Russia. 21-23.04.2011. Moscow: RUDN, 2011, pp. 71-74.

Асеева Дарья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы Оренбургского президентского кадетского училища, аспирантка кафедры языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета e-mail: d-gondareva@mail.ru

Aseeva Darya V., Teacher of Russian Language and Literature, Orenburg Presidential Cadet Academy; Post-Graduate Student, Department of Linguistics and Methods of Teaching Russian, Orenburg State Pedagogical University e-mail: d-gondareva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.