Примечания
1. Афанасьева, Е. Д. Инновационная культура педагогов / Е. Д. Афанасьева, Л. Г. Борисова // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. — 2004. — № 5.
2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
3. Межуев, В. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования / В. М. Межуев.
— СПб.: СПбГУП, 2011. — 440 с.
4. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — М., 2011. — №6.
— С. 66—73.
ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗА РУБЕЖОМ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
О. Г. Кржижановский
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья содержит анализ педагогической деятельности по формированию мотивации к военной службе за рубежом. Рассмотрен опыт США, Китая и Израиля как стран, имеющих наиболее боеспособные армии. Выделены положительные аспекты, приемлемые для использования в отечественной практике.
Ключевые слова: мотивация, военная служба, армия, зарубежный опыт.
The article contains the analysis of pedagogical activity on creating motivation for military service in foreign countries. The experience of the USA, China and Israel as the countries with the most combat-capable army is considered. The positive aspects that are acceptable for use in domestic practice are highlighted. Key words: motivation, military service, army, foreign experience.
Изучение проблемы формирования мотивации к военной службе требует обращения к опыту зарубежных стран. Полагаем целесообразным рассмотреть опыт наиболее боеспособных армий мира, которыми, по единодушной экспертной оценке, на сегодняшний день, помимо Российской армии, являются армии США и Китая, а также постоянно воюющая на протяжении многих десятилетий армия Израиля.
Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки в начале XXI века являются наиболее мощной военной структурой на пла-
нете. Несмотря на то, что комплектование Вооруженных сил США осуществляется на добровольной основе, полагаем, что педагогический опыт формирования мотивации к службе в американской армии заслуживает внимания.
В ходе военных операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования Вооруженных сил США возникли серьезные проблемы. Подъем патриотических настроений, вызванный террористическими актами 11 сентября 2001 года, пошел на спад, и, как результат, снизилось
121
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 121-126
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
количество добровольцев, изъявляющих желание проходить службу в рядах вооруженных сил.
С целью привлечения большего количества добровольцев военное ведомство предпринимает ряд мер организационного и финансового характера. В рамках исследования нас интересует аспект, связанный с применением педагогических технологий.
Педагогическая практика, в свою очередь, основывается на регулярном мониторинге структуры мотивации к военной службе среди рекрутов.
В самом обобщенном виде основные составляющие мотивации американской молодежи к службе можно свести к следующим факторам (1).
Первый из них — «Самосовершенствование». В нем сгруппированы все элементы, определяющие личностный рост. Эти элементы могут отражать улучшение каких-либо характеристик личности: от самых общих до конкретных, таких как ответственность, уверенность в себе или физические данные.
Второй фактор — «Льготы». Сюда исследователями включены пункты, связанные с дивидендами, полученными от службы в армии, в том числе и те и выгоды, которые будут получены после выхода на пенсию. Здесь имеется в виду не денежное довольствие, а то, что условно можно назвать «соц-пакетом», и другие льготы.
Третий фактор — «Служба как таковая»: желание стать солдатом, получение удовлетворения от службы. Патриотический долг, традиции и желание служить — в американских исследованиях всё это называется институциональными аспектами.
Четвертый фактор формулируется как «Профессиональные навыки» и подразумевает улучшение ситуации в плане дальнейшего трудоустройства. Это достигается путем приобретения новых полезных навыков, обучения, что позволит военнослужащему получить лучшую работу после увольнения из армии, зарабатывать больше денег и избежать проблемы безработицы.
Пятый фактор получил условное наименование «Путешествие». Этот фактор включает в себя как пункты, которые относятся к поездкам, связанным с военной службой (например, «путешествие в дальние страны»), так и побег от индивидуальной ситуации (например, «время,чтобы разобраться в себе, построить планы на жизнь», «побег от личных проблем»). Вторая составляющая иногда выделяется исследователями в отдельный фактор, и тогда она имеет наименование «Тайм-аут».
Шестой фактор — «Деньги на образование» (льготы по оплате образования, получение образования за счет армии).
Расположение вышеперечисленных факторов по шкале значимости для потенциального рекрута находится в динамике, однако общая тенденция последних десятилетий характеризуется повышением актуальности материальных факторов.
Результаты исследований структуры мотивации к военной службе позволяют американским армейским педагогам разработать направления деятельности по ее повышению (2).
Основные из них:
• информационно-пропагандистская деятельность, имеющая целью донести до потенциального рекрута знания о широком диапазоне учебных программ, предлагаемых военнослужащим;
• активизация «естественных» (по общепринятой классификации — внутренних) мотивов поступления на военную службу, таких как интерес к оружию, военной форме, патриотизм и психологическая привлекательность перспективы «стать человеком», которая, хотя и не упоминается так часто, как обучение, привлекает большое число молодежи. Американская военная педагогика рекомендует использовать эти мотивы в максимально возможной степени в качестве стимулов для поступления на службу;
• преодоление негативного образа военной службы, который вызывает стандартные возражения против нее, должно достигать-
ся через эффективную пропагандистскую кампанию;
• влияние на потенциального рекрута со стороны сверстников американская педагогика считает незначительным фактором, однако его также рекомендуется использовать.
Педагогическая стратегия по формированию мотивации к военной службе в США предписывает деятельность в отношении школьников в возрасте 14—17 лет. Существует «Руководство для армейских педагогов», работающих с учениками средних учебных заведений. Этот документ содержит типовой план работы и календарь мероприятий патриотической направленности. Педагогам рекомендуется создавать образ армии, убеждать, что это оптимальный выбор карьеры.
Федеральный закон требует предоставления армейским педагогам широкого доступа в учебные заведения.
Основные направления педагогического воздействия на старших школьников:
1. Служба в армии как гарантия последующего образования. «Отслужи и поступи в колледж за счет армии!»
2. Патриотизм. Формирование образа военнослужащего — героя, защитника национальных интересов.
Одной из эффективных технологий являются поездки в армейские тренировочные лагеря для ознакомления с условиями прохождения службы под девизом: «Армейский лагерь — это лучшие каникулы!». В этом случае используется метод погружения юношей в условия, максимально приближенные к реальным армейским будням. Юноши носят военную форму, изучают боевую технику, занимаются физической подготовкой, стреляют из разных видов стрелкового оружия.
Кроме того, Вооруженные силы США тратят миллиарды долларов на социальную рекламу, чтобы убедить подростков поступить на службу.
Так, рекламный бюджет армии в 2009 году составил $20,5 млрд. (3). Эти деньги используются для рекламы и видеоигр, в которых соз-
дается позитивный образ военной службы. Рекламная продукция разрабатывается лучшими маркетинговыми компаниями, которые создают ролики для крупнейших корпораций, таких как Coca-Cola, McDonald's и Nintendo. Рекламная кампания армии США ведется в двух направлениях: патриотическом и приключенческом.
В Израиле выработана собственная система мотивации к прохождению службы.
На протяжении многих лет мотивация израильской молодежи к службе в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) отражает изменения в обществе, в политике, культуре. Мотивация традиционно основывается на ценностях, светских, религиозных или идеологических. Следствием сильной веры в идеологию становится то, что мотивация находится на высоком сознательном уровне.
Разработчиком современной системы формирования мотивации к военной службе в Израиле является бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Амнон Липкин-Шахак. В середине 90-х годов XX века он начал интенсивную работу с новобранцами. В качестве одной из основных форм работы им были предложены регулярные беседы генералитета Армии обороны Израиля со старшими школьниками. В результате был отмечен рост числа призывников в боевые части.
Опросы Реувена Галла, бывшего главного психолога Армии обороны Израиля, в 1980, 1984 и 1988 годах показали, что около 90 процентов 18-летних израильтян выразили готовность к добровольной военной службе (5). Дальнейшее исследование показало, что не менее 75% учащихся средних школ выражают положительное отношение к военной службе. Однако после некоторого давления со стороны СМИ источники в Армии обороны Израиля сообщили, что с 1992 года мотивация к службе в боевых подразделениях сокращается примерно на 2% в год. Причину этого снижения руководство армии видит в «преобладании личных мотивов над коллективными» (по выра-
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
жению генерал-лейтенанта Амнона Липкин-Шахак) (4).
Государство вынуждено приспосабливаться к таким изменениям. 13 сентября 2012 года в Иерусалиме прошла конференция директоров школ, посвященная повышению мотивации молодежи к службе в Армии обороны Израиля. Министр просвещения Гидеон Саар, выступая на конференции, сказал: «Одна из задач системы образования — это поддержание призыва в Армию обороны Израиля. Вопрос призыва — это вопрос ценностного воспитания, вопрос готовности служить обществу и государству. Если бы СМИ не говорили ежедневно нашей молодежи, что они должны служить, возможно, они бы и не считали это своей обязанностью». Министр также добавил: «На наш взгляд военная служба имеет огромное значение, ведь от нее зависит наше выживание. Одна из главных задач Министерства просвещения — поощрять мотивацию молодежи из всех секторов и социальных слоев служить в ЦАХАЛе».
На этой же конференции Эхуд Барак сказал, что Израиль должен вернуться к дням, когда военной службой городились, а «уклонист» нес на себе печать Каина.
Барак представил участникам конференции программу генштаба ЦАХАЛа, направленную на повышение боеспособности армии и повышение мотивации военнослужащих, отметив, что необходимо возродить эти ценности.
В настоящее время в целях повышения мотивации будущих призывников приглашаются военнослужащие, отличившиеся в ходе Второй ливанской войны и получившие военные награды. Солдаты и офицеры, удостоенные наград, выступают перед учащимися одиннадцатого («юд-алеф») класса, которым вскоре предстоит идти в армию.
Подобные встречи с учениками проводятся давно и имеют большой успех. В результате было принято решение при-
влечь несколько сотен военнослужащих, которые будут рассказывать будущим призывникам об армейской службе.
«Когда военнослужащий рассказывает школьникам о том, что он прошел в армии, он говорит с ними на одном уровне и делится своими личными переживаниями, это очень положительно воздействует на учащихся, — отметил полковник Голан Бар-Леви, возглавляющий подразделение военнослужащих-педагогов. — Эти лекции будут частью обширной программы подготовки к армейской службе. Программа предусматривает тесное сотрудничество с Министерством просвещения, органами местной власти и администрацией школ».
Кроме военнослужащих, отличившихся в ходе войны, перед школьниками выступают солдаты-отличники, которым пришлось бороться с трудностями ради службы в армии, в том числе инвалиды. Программа направлена как на увеличение доли призывников, так и на максимальное раскрытие потенциала призывников во время службы.
В Китайской Народной Республике законодательство предусматривает воинскую повинность для мужчин с 18 лет; добровольцы принимаются до 49 лет. В связи с большим количеством населения страны и, соответственно, достаточным количеством добровольцев, призыв фактически не проводится.
Китай практически не имеет своих военно-педагогических разработок и, по сложившейся традиции, копирует чужие, в основном советские.
Как отмечает военный исследователь Цяо Тайанг, система мотивации к службе в Народно-освободительной армии Китая определяется нижеперечисленными факторами, связанными с традицией и культурой (6):
1. Символом чести, мужества, задающим цели жизни допризывника, является национальный флаг. Флаг внушает идею приори-
тета выполнения задачи, ответственности за народ, веры в победу, чести для армии.
2. Примеры для подражания. Они призывают людей быть благодарными, заботиться о других, быть храбрыми и преданными своей работе. Во многих войсковых частях и центрах подготовки призывников выставлены фотографии героев, и каждый призывник имеет шанс быть новым образцом для последующих поколений.
3. Наличие специальной мотивирующей системы нематериального характера. В Народно-освободительной армии Китая все виды наград тщательно разработаны. Например, тот персонал, который обеспечивает уборку помещений лучше всех, может получить красный флаг и держать его в течение недели; призывники, которые хорошо учатся, могут заслужить звание «образца для подражания»; команды, которые выполняют задачи эффективнее других, могут быть удостоены почетного титула. Кроме того, имена особо отличившихся героев могут быть присвоены ротам и передаваться по наследству.
4. Часто сама атмосфера культуры выступает в качестве мотивации. Культура невидима и неосязаема, но она существует в каждом подразделении и оказывает большое влияние на призывников. Китайская армия придает большое значение культуре, потому что она связана с традициями каждого подразделения. Когда призывники попадают в подразделение с высоким уровнем культуры, они служат лучше; если хороший призывник попадает на службу в подразделение с плохо выработанными традициями, он будет плыть по течению или даже деградировать.
В этом сила культуры. Если подразделение хочет создать благоприятную атмосферу, оно должно заботиться о традициях. Таким образом, культура — это наиболее важный из четырех факторов, влияющих на мотивацию китайских призывников.
Все вышесказанное с очевидностью доказывает, что мотивация к службе в самых
сильных и боеспособных армиях мира основана в первую очередь на идеологическом фундаменте, культурных традициях, чувстве долга и ответственности, и в гораздо меньшей степени мотивации служат материальные и карьерные факторы.
Таким образом, в настоящее время государства мира по отношению к службе в армии подразделяются на страны, в которых существует обязательный призыв (Россия, Китай, Израиль, КНДР и др.), и страны, в которых создана система комплектования на добровольной основе (США, Великобритания, Япония и др.). Причем прослеживается тенденция к переходу на контрактную основу службы в армии во всем мире.
Несмотря на разные основы комплектования армии в США, Китае и Израиле, формирование мотивации к службе в армии происходит на основе идеологических установок. Причем в качестве образца для подражания взята ситуация в СССР после Великой Отечественной войны. Ряд зарубежных специалистов отмечает, что после войны в СССР была сформирована идеальная система морально-психологической подготовки к службе в вооруженных силах. Однако в последнее время в тех странах, которые традиционно имели хорошо вооруженные и подготовленные армии, наметился спад добровольной готовности к прохождению службы. Военные психологи связывают такую тенденцию с превалированием индивидуальных качеств личности человека над интересами коллектива и, как следствие, разрушением традиций, угасанием патриотизма.
Для формирования мотивации к службе в армии необходима государственная поддержка, программы на уровне правительства, которые способствовали бы воспитанию патриотизма и в то же время были бы личностно ориентированы (то есть наглядно демонстрировали, какой общественный и социальный статус приобретет военнослужащий).
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^
Примечания
1. Baker, A. Scale Development for Enlistment Motivation Measures Todd / A. Baker ; 5001 Eisenhower Avenue, Alexandria, Virginia 22333—5600 Office, Deputy Chief of Staff for Personnel Department of the Army.
— 2009. — July.
2. Department of Defense Press Release. — No. 089—06, February 2, 2006. [Electronic resource]. — URL: http://www.defenselink.mil/contracts/contract.aspx?contractid=3186.
3. Department of Defense, Budget FY 2009 [Electronic resource]. — URL: http://www.whitehouse.gov/omb/ budget/fy2009/defense.html; McDuffee, A. Dollar-Driven Recruiting / Allen McDuffee // The Nation. — 2008.
— May 16. — [Electronic resource]. — URL: <http://www.thenation.com/doc/20080602/mcduffee/print>.
4. Reuven, G. The Motivation for Serving in the IDF / Gal, Reuven // Mirror of Time / Strategic Assessment.
— 1999. — December. — Vol. 2, No. 3.
5. Reuven, G. Portrait of the Israeli Soldier. Contributors / Gal, Reuven ; Greenwood Press. Place of Publication. — Westport, CT. Publication, 1986. — P. 58.
6. Qiao Taiyang. Military Motivation / Qiao Taiyang // The Chinese Way [Electronic resource]. — URL: http://blogs.hbr.org/frontline-leadership/2010/11/military-motivation-the-chines.html <http://blogs.hbr.org/ frontline -leadership/2010/11/military-motivation-the-chines.html >
В статье рассматривается проблема культуры речи участников любительских коллективов через призму аксиологического подхода, актуального для современной культурологии. Автор озабочен деформацией литературного языка и речи, характерной, по его мнению, для сегодняшней культурной ситуации.
Ключевые слова: аксиология, ценность, культура речи, язык.
In article the problem of the standard of speech of participants of amateur collectives investigated through a prism of the axiology approach actual for modern cultural science is considered. The author is anxious with deformation of the literary language and speech, characteristic, in his opinion, for a today's cultural situation.
Key words: axiology, cultural value, standard of speech, language.
КСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
О. П. Каледин
Московский государственный университет культуры и искусств
126
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 126-130