Научная статья на тему 'Сферы использования современных индивидуальных поисковых систем'

Сферы использования современных индивидуальных поисковых систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
618
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Негребецкая В.И., Ефимцева И.Б., Цветков А.В.

В статье рассмотрены типовые технологии построения индивидуальных поисковых систем на основе типовых запросов пользователя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сферы использования современных индивидуальных поисковых систем»

УДК 004.62

В. И. Негребецкая

зав. ПЦК информационных технологий и математики РЭУ им. Плеханова, Курский филиал, г.

Курск, Российская федерация И. Б. Ефимцева

к. т. н., преподаватель ПЦК информационных технологий и математики РЭУ им. Плеханова,

Курский филиал, г. Курск, Российская федерация

А. В. Цветков

магистрант направления подготовки 230100.68 «Информатика и вычислительная техника», Курский

институт социального образования (филиал) РГСУ

СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ

Аннотация

В статье рассмотрены типовые технологии построения индивидуальных поисковых систем на основе типовых запросов пользователя

Ключевые слова

индивидуальные поисковые системы, Internet, Client, клиент, пользовательский интерфейс, поисковая машина, индекс базы данных, запросы пользователя, робот-индексировщик

Современные индивидуальные поисковые системы (ИПС) характерны для так называемой информационной индустрии - новейшей области экономики и социальной сферы, занятой обработкой, систематизацией, накоплением и распространением информации. Бурное развитие ИПС связано с успехами информатики. Предметами запроса в ИПС могут быть библиографические данные, управленческая и фактографическая информация, экспертные оценки, ретроспективный опыт, результаты исследования моделей и т.д. Такой широкий круг задач обусловливает большое разнообразие типов ИПС. Они различаются своими целями, объемом содержащихся сведений, видами информации, способами доведения ее до потребителя.

Наряду с локальными ИПС, действующими в рамках одного учреждения, существуют национальные и интернациональные центры информационного обслуживания. Широкое распространение получили библиографические ИПС. Массовое производство персональных ЭВМ, развитие средств коммуникаций, возможность объединения ЭВМ в информационные сети и обращения со своего рабочего места к сведениям, находящимся в памяти других ЭВМ, существенно расширили диапазон применения информации, широту и глубину ее поиска. Качественно новый этап развития ИПС связан с формированием баз данных на машиночитаемых носителях. Такие базы данных позволяют обращаться к ним дистанционно, одновременно по многим запросам, получая результаты поиска оперативно и в удобном виде.

Процесс разработки и интеграции подсистем в ИПС может осуществляться по вертикали и по горизонтали по мере их создания. Подсистемы, являющиеся вспомогательными, могут создаваться независимо от других. На нижнем уровне учреждения пользуются ИПС для ведения документации, контроля эффективности мероприятий, сбора и обработки первичных статистических данных, а также для решения управленческих задач своего уровня компетенции

Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

• определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;

• посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;

• предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.

Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно,

иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.

Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

Информационные системы автоматизации технологии. Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

Пользователям Internet уже хорошо известны названия таких сервисов и информационных служб, как Lycos, AltaVista, Yahoo, OpenText, InfoSeek, а без услуг этих систем сегодня практически нельзя найти что-либо полезное в море информационных ресурсов Сети. Но что собой представляют эти сервисы изнутри, как они устроены, почему результат поиска в терабайтных массивах информации осуществляется достаточно быстро и как устроено ранжирование документов при выдаче - все это обычно остается за кадром. Тем не менее без правильного планирования стратегии поиска, знакомства с основными положениями теории ИПС, насчитывающей уже двадцатилетнюю историю, трудно эффективно использовать даже такие скорострельные сервисы, как AltaVista или Lycos.

Рисунок 1 - Типовая схема информационно-поисковой системы

Client (клиент) на этой схеме - это программа просмотра конкретного информационного ресурса. Наиболее популярны сегодня мультипротокольные программы типа Netscape Navigator. Такая программа обеспечивает просмотр документов WWW, Gopher, Wais, FTP-архивов, почтовых списков рассылки и групп новостей Usenet. В свою очередь все эти информационные ресурсы являются объектом поиска информационно-поисковой системы.

User interface (пользовательский интерфейс) - это не просто программа просмотра, в случае информационно-поисковой системы под этим словосочетанием понимают также способ общения пользователя с поисковым аппаратом: системой формирования запросов и просмотров результатов поиска.

Search engine (поисковая машина) - служит для трансляции запроса на информационно-поисковом языке, в формальный запрос системы, поиска ссылок на информационные ресурсы Сети и выдачи результатов этого поиска пользователю.

Index database (индекс базы данных) - индекс, который является основным массивом данных ИПС и служит для поиска адреса информационного ресурса. Архитектура индекса устроена таким образом, чтобы поиск происходил максимально быстро и при этом можно было бы оценить ценность каждого из найденных информационных ресурсов сети.

Queries (запросы пользователя) - сохраняются в пользовательской личной базе данных. На отладку каждого запроса уходит достаточно много времени, и поэтому чрезвычайно важно запоминать запросы, на которые система дает хорошие ответы.

Index robot (робот-индексировщик) - служит для сканирования Internet и поддержания базы данных индекса в актуальном состоянии. Эта программа является основным источником информации о состоянии информационных ресурсов сети.

Важным фактором является вид представления информации в программе-интерфейсе. Различают два типа интерфейсных страниц: страницы запросов и страницы результатов поиска.

При составлении запроса к системе используют либо меню - ориентированный подход, либо командную строку. Первый позволяет ввести список терминов, обычно разделяемых пробелом, и выбрать тип логической связи между ними. Логическая связь распространяется на все термины. На приведенной на рис. 1 схеме имеется сохраненные запросы пользователя - в большинстве систем это просто фраза на информационно-поисковом языке, которую можно расширить за счет добавления новых терминов и логических операторов. Но это только один способ использования сохраненных запросов, называемый расширением или уточнением запроса. Для выполнения этой операции традиционная ИПС хранит не запрос как таковой, а результат поиска - список идентификаторов документов, который объединяется/пересекается со списком, полученным при поиске документов по новым терминам. К сожалению, сохранение списка идентификаторов найденных документов в WWW не практикуется, что было вызвано особенностью протоколов взаимодействия программы-клиента и сервера, не поддерживающих сеансовый режим работы.

Итак, результат поиска в базе данных ИПС - это список указателей на удовлетворяющие запросу документы. Различные системы представляют этот список по-разному. В некоторых выдается только список ссылок, а в таких, как Lycos, Alta Vista и Yahoo, дается еще и краткое описание, которое заимствуется либо из заголовков, либо из тела самого документа. Кроме этого, система сообщает, на сколько найденный документ соответствует запросу. В Yahoo, например, это количество терминов запроса, содержащихся в ПОД, в соответствии с которым ранжируется результат поиска. Система Lycos выдает меру соответствия документа запросу, по которой производится ранжирование.

Сегодня ИПС являются наиболее мощным механизмом поиска сетевых информационных ресурсов Internet. К сожалению, в российском секторе Internet пока не наблюдается активного изучения этой проблемы за исключением, может быть, проекта LIBWEB, финансируемого РФФИ и системы "Паук", которая работает недостаточно надежно. Наибольшим опытом разработки такого сорта систем безусловно обладает ВИНИТИ, но здесь работа сосредоточена пока на размещении своих собственных ресурсов в Сети, что принципиально отличается от информационно-поисковых систем Internet типа Lycos, OpenText, Alta Vista, Yahoo, InfoSeek и т.п. Казалось бы, что такая работа могла быть сосредоточена в рамках таких проектов, как Россия On-line компании SovamTeleport, но здесь мы пока наблюдаются ссылки на чужие поисковые машины. Развитие ИПС для Internet в США началось два года назад, учитывая отечественные реалии и темпы развития технологий Сети в России, можно надеяться, что у нас еще все впереди.

© В. И. Негребецкая, И. Б. Ефимцева,А. В. Цветков, 2015

УДК 621.431

А. В. Неменко, к.т.н., доцент , М. М. Никитин, инженер Севастопольский государственный университет ул. Университетская 33, г. Севастополь, , 299053 E-mail : valesan@list.ru , m.nikitin.1979@gmail.com

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ВАЛА С ОБНАРУЖЕННОЙ УСТАЛОСТНОЙ ТРЕЩИНОЙ

Аннотация

Рассмотрена математическая модель развития усталостной трещины в нагруженной детали типа вал на основании цепи Маркова. Предложен метод сокращенного возведения в степень полученной матрицы вероятностей переходов с трудоемкостью алгоритма O(n). Проведено численное моделирование и получены количественные результаты.

Ключевые слова

Усталостная трещина, прогноз, цепь Маркова, вероятность разрушения

Введение. Актуальность задачи. Валы являются необходимыми элементами любой зубчатой передачи. С увеличением времени эксплуатации трансмиссии повышается вероятность усталостного отказа ее элементов. Наличие усталостной трещины при дальнейшей эксплуатации вызывает необратимый процесс, завершающийся разрушением вала. В промышленности, энергетике и на транспорте возможны ситуации, когда немедленная остановка машины для предотвращения усталостного разрушения способна привести к аварии с теми же последствиями, что и при вынужденной остановке вследствие произошедшего разрушения. Поэтому часто необходимо знать, в течение какого времени подверженный усталости вал еще может работать без разрушения и что можно предпринять в эксплуатационном плане для увеличения этого времени.

Наличие трещины в остановленном валу может быть установлено различными методами неразрушающей дефектоскопии, которых здесь мы касаться не будем, прогноз же дальнейшего её развития с достаточной достоверностью представляет собой нерешенную эксплуатационную проблему.

Анализ последних исследований и литературы. Согласно исследованиям [1],[2] при действии циклических напряжений, существенно меньших пределов прочности по статическим нагрузкам (многоцикловая усталость), можно выделить следующие стадии развития усталости. В начальной фазе имеет место рост дислокаций в объеме детали с образованием множественных микротрещин. Математически этот процесс адекватно описывается уменьшением пределов прочности, так как геометрические характеристики вала - моменты инерции при сопротивлении изгибу и кручению остаются неизменными и диссипация энергии носит распределенный характер.

На следующем этапе выделяется одна или несколько магистральных трещин, возникающих в области опасного сечения, на которых преимущественно и происходит вся диссипация передаваемой через деталь энергии. Согласно [2], механизм развития трещин существенно зависит от вида сплава, характера нагрузки, температурных условий. В частности, для легированных сталей отмечена комбинация вязкого и хрупкого разрушения, при котором сменяются этапы относительно длительного накопления дислокаций перед вершиной трещины, и собственно её роста, при котором область дислокаций разрушается в пределах одного цикла.

Конечной фазой является стадия долома, при которой трещина ослабляет моменты инерции и сопротивления настолько, что разрушение происходит как только очередной максимум циклического напряжения превысит предел прочности для статической нагрузки.

Очевидно, что фаза 1 при типичном для ответственных деталей запасе прочности в несколько раз не грозит непосредственным разрушением, а фаза 3 делает его неизбежным. С точки зрения рассматриваемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.