ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Дмитриева Марина Валерьевна
О ПОИСКЕ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Информацию в сети Интернет можно находить различными способами. Самый простой способ узнать URL адрес (из справочника, книги, рекламы, от знакомых и т.д.) и перейти к нужной Web-стра-нице. Другой способ поиска информации - перемещение по ссылкам с просмотром страниц в надежде найти требуемую. Третий способ предполагает использование поисковых систем.
При работе с поисковыми системами надо определить, какого рода информацию мы хотим найти (так называемый объект поиска) и как в дальнейшем будем ее использовать (цель поиска).
В сети Интернет представлена различная информация, поэтому в качестве объекта поиска нас может интересовать либо адрес информационного ресурса, либо сама Web-страница или ее элементы, либо справочная информация из баз данных, справочников и каталогов, либо программа для дальнейшего использо-
"Шре&ий способ nfeeffuiot&taeifc исшмъ^о&лЯие nouctco&ux сис&ем,,,
вания, либо сообщение в телеконференции и т.п.
В настоящее время разработано много информационно-поисковых систем (ИПС), обладающих различными характеристиками.
В классификационных информационно-поисковых системах (Web-каталогах) ссылки на ресурсы Интернет имеют иерархическую (древовидную) организацию. Верхний уровень иерархии представлен на начальной странице поисковой системы и содержит обычно такие каталоги как «искусство», «наука», «образование». Каталоги разрабатываются вручную и совершенствуются аналитиками Web-ката-лога. Для каждого элемента при включении его в каталог требуется определить, к какому разделу каталога элемент относится. Одни из самых известных Информационно-поисковых систем классификационного типа: американская Yahoo (http://www.yahoo.com) и российская АУ (http://www.au.ru).
Словарные информационно-поисковые системы построены по следующему принципу: имеется словарь слов, с каждым словом связывается список документов, в которых это слово встречается. Для каждой Web-страницы проводится ее анализ (заголовок, тема, ключевые слова, текст и т.д.), и полученная информация заносится в базу данных ИПС, являясь в дальнейшем основой при поиске документа по запросу пользователя. Наиболее известные ИПС словарного типа: аме-
Рисунок 1.
риканская HotBot (http://www.hotbot.com). российские Anopifhttp://www.aport.ru) и Яндекс (http://www.vandex.ru).
Многие системы обладают свойствами как словарных, так и классификационных систем. К таким системам относятся AltaVista (http://www.altavista.com). Rambler (http://www.rambler.ru). Infoseek (http://www.infoseek.com). Excite (http://www.excite.com).
В последнее время многие Web-узлы включают средства локального поиска информации. представленной на узле, поэтому специальную информацию можно найти на узлах, используя предоставляемые средства локального поиска.
При поиске информации с помощью ИПС надо знать правила формирования запроса на поиск. уметь при необходимости воспользоваться средствами сужения области поиска. выбрать удобную форму представления результата. Процесс поиска
зависит от используемои поисковой системы, поэтому переИдем теперь к рассмотрению ИПС Rambler.
ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА RAMBLER
Поисковая система Rambler создана для поиска документов в россиис-кой части Интернет, работает с 1996 года, имеет удобный интерфейс. Для поиска информации можно составить запрос. Предлагается две формы запроса: простая и расширенная. ИПС Rambler предлагает различные формы выдачи результатов: краткую, нормальную и детальную. Можно искать информацию, используя каталоги системы. На рисунке 1 представлена стартовая страница поисковой системы Rambler.
Основными элементами страницы являются поле для ввода текста запроса при использовании Rambler в качестве словарной ИПС и каталог разделов при использовании системы в качестве классификационной. На представленной странице можно использовать только простую форму запроса, который вводится в соответствующее поле. При составлении простого запроса ИПС использует парамет-
Offiu «f еажих и^ёесЛ-Яих Ыяфоррщщиояяо-поискоё-их сиапем... американская Yahoo... и российская rfty,,.
fë Ал jdtifeoc
itouacaêAfr смс&емл Rambler â-uçoeifo
CfUtWtC
ры системы, установленные по умолчанию. Если требуется изменить эти параметры, то следует использовать расширенный запрос.
Рассмотрим некоторые типы запросов, разрешенных в системе Rambler. Запрос описывает условия, которым должны удовлетворять найденные документы. Иногда для того, чтобы найти необходимую информацию, достаточно набрать некоторые слова (часто их называют ключевыми или поисковыми терминами) в строке запроса. В запросе разрешено использовать одно или несколько слов, разделенных пробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские словосочетания. По умолчанию считается, что в найденных документах должны содержаться все слова. Любой поисковый термин (слово в строке запросов) может содержать как заглавные, так и прописные символы. В ответ на запрос поисковая система Rambler выдает список документов, в которых содержатся указанные в запросе слова. Так как поиск документов осуществляется без учета регистра, то результаты поиска по запросам Современный Университет и современный университет будут совпадать.
Язык запросов позволяет сформировать запрос на поиск документов, содержащих все слова, начало которых совпадает с последовательностью символов, предшествующих символу *. Например, если ключевое слово имеет вид: програм*, то среди найденных документов могут быть документы, содержащие слова программирование, программист, программа и т.д. Символ ? обеспечивает поиск документов, со-
держащих слова, полученные заменой символа ? каким-либо одним символом. Например, по запросу Turbo Pascal ?.0 в найденных документах могут содержаться слова Turbo Pascal 6.0 и Turbo Pascal 7.0.
При поиске информации ключевые слова можно соединять в логические выражения, используя скобки и символы & (и), I (или), ! (не) или соответствующие им слова and, or, not. Например, если указано два слова, соединенных знаком or, то поисковой системе дается задание найти документы, содержащие хотя бы одно из слов. Если перед словом указан символ !, то поисковой системе формулируется задание не выдавать документы, которые содержат это слово. Следующие запросы представляют собой логические выражения:
Святое семейство &(Рембрандт I Рафаэль) Брюллов and (Русский музей or Третьяковская галерея) Word&Access!Excel
Если найдено слишком много документов, то можно уточнить запрос. Для этого следует поставить флажок в кнопке выбора «Искать в результатах поиска» и ввести дополнительную информацию. После выполнения задания по запросу Государственный Эрмитаж, продолжим поиск документов, уточнив запрос, для этого выставим флажок и введем слово Рафаэль. Запрос примет вид:
(Государственный Эрмитаж)&Рафаэль
По этому запросу будет найдено документов меньше, чем по предыдущему
£сш ftoùfefto сммикам мАага ма^Аа
tyfoo-rfaufai JAftfeOC,,,
запросу. Web-страница, посвященная картине «Святое семейство», изображена на рисунке 2.
Если требуется сохранить рисунок, то надо щелкнуть по нему правой кнопкой мыши, выполнить соответствующую команду меню Save Picture as, выбрать папку и указать название файла и выбранный тип. Чтобы сохранить текст, следует его выделить и, нажав правую кнопку мыши, скопировать в буфер обмена, затем вставить из буфера в соответствующий документ. Скопированный текст с Web-страницы на рисунке 2 приведен ниже:
Рафаэль (Рафаэлло Санти)
1483-1520 Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом) 1506 г.
Холст, переведена с дерева, темпера, масло 72,5 х 57см
Картина относится к раннему, флорентийскому, периоду творчества художника. Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, Рафаэль очищает свои образы от всего будничного, отбрасывает случайные черты и бытовые детали, возводя их на пьедестал совершенства. Текучие и плавные линии контуров, перекличка цветовых пятен, продуманное расположение фигур рождают в картине чувство гармонии, величия и простоты, присущее произведениям Рафаэля. Художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображая его без бороды, - отсюда второе название картины.
При рассмотрении предыдущих запросов предполагалось, что поиск ключевых слов происходит по всему документу. Но иногда нет необходимости искать
Рисунок 2.
слова во всем документе, достаточно анализировать лишь часть документа. Можно, например, организовать поиск лишь тех документов, адреса которых удовлетворяют некоторому требованию.
Для организации поиска по различным критериям формируется запрос, содержащий операторы: $ЛЬЬ:, $иИЬ:, $Т1ТЬЕ:, $ИЕЛБЕК:, $Е88Е!ЧСЕ:, $ЛББКЕ88:. Операторы можно записывать как прописными, так и строчными буквами. Оператор $ЛЬЬ: предполагает поиск ключевых слов во всем документе, оператор $иИЬ: обеспечивает лишь поиск тех документов, адрес которых указан в операторе. При выполнении запроса $иИЬ: www.aec.neva.ru было найдено 462 документа, а при выполнении запроса Журнал $URL:www.aec.neva.ru число найденных документов сократилось до 54. Так как информация в сети Интернет все время меняется, то и при выполнении запроса читатель может получить цифры, отличные от приведенных в тексте. Оператор $TITLE: требует осуществить поиск документов, название которых удовлетворяет следующему за двоеточием выражению. По запросу $TITLE: Word&Access!Excel будет осуществлен поиск документов, в названии которых
присутствуют слова Word и Access, но не должно быть слова Excel. Если мы хотим искать документы, исследуя лишь заголовки, то следует воспользоваться оператором $HEADER:. По запросу $HEADER: Компьютерные инструменты в образовании будет осуществлен поиск документов, в заголовке которых название журнала.
Иногда при поиске документов нас интересуют лишь те из них, в начале которых располагается известная информация. В этом случае следует использовать оператор $ESSENCE:. По запросу $ESSENCE:Центр профессионального обновления получен список из 25 документов. Если воспользоваться оператором $ADDRESS:, то будет осуществлен поиск документов, в которых содержатся ссылки на указанный после двоеточия адрес.
При желании можно минимизировать расстояние между поисковыми терминами. Для этого используется оператор $NEAR:. Например, для поиска документов, в которых содержатся слова автомобиль и Ford близко друг от друга, следует выполнить запрос: $NEAR: автомобиль Ford. Оператор $RANDOM: используется для отмены режима $NEAR:.
Можно определить, в каких документах искать с помощью служебных слов $RUSSIAN: или $ENGLISH: для русского и английского языков соответственно. По умолчанию считается, что следует производить поиск по всем документам. Если к поисковой системе обратиться со следующим запросом $RUSSIAN:Русский Музей, то поиск будет производиться лишь в документах на русском языке, в отличие от запроса Русский Музей, в результате выполнения которого поиск осуществляется по всем документам.
При формировании запроса можно использовать весовые коэффициенты «+» и «-» для увеличения или уменьшения весового значения любого ключевого слова. Возможно многократное использова-
ние данных символов. Для поиска документов, в которых встречаются слова Автомобили и Mercedes, преобладает слово Opel и имеет меньшую весовую категорию слово Ford, запрос может быть следующим:
Автомобили and Mercedes +Opel -Ford.
На практических занятиях в компьютерном классе предполагается выполнение заданий двух типов. Одни задания должны закреплять навыки работы с программными средствами. В этом случае учащийся выполняет задание, предложенное преподавателем. В результате выполнения этого типа заданий формируется папка отчета. Другой вид практических занятий носит исследовательский характер. Учащийся выбирает тему задания и занимается сбором и анализом информации из сети Интернет по выбранной теме. После выполнения заданий этого типа, кроме папки отчета, требуется создать документ, содержащий обзор (реферат, тезисы доклада и др.) на основе найденных и отобранных документов. Результат может быть оформлен как текстовый документ, либо как Web-страница. Дополнительные требования к выполнению заданий формулируются в практической работе. Приведем примеры практических работ.
Практическая работа 1 Поисковая система Rambler, изучение основных возможностей
Требования к заданию.
По ходу выполнения заданий по поисковой системе Rambler требуется формировать папку отчета, которая должна быть создана на рабочем диске. В ней дол-
¿опрос На поиск. документов-...
Рисунок 3.
жен быть сформирован файл, в котором перечислены все запросы из предложенного задания и число документов, которые были найдены поисковой системой при выполнении запроса. Кроме того, папка отчета должна содержать все те файлы, которые требовалось сохранить при выполнении пунктов задания. После выполнения задания требуется предложить свои запросы, выполнить их и зафиксировать в отчете число документов, найденных по своим запросам. Полученный отчет требуется представить преподавателю.
1. Сформируйте запрос на поиск документов, содержащих слова Государственный Русский Музей. Информацию о праздновании столетия основания музея сохраните в файле отчета.
2. Сформируйте запрос на поиск документов, содержащих информацию о каком-либо музее изобразительных искусств России.
3. Репродукцию одной из картин музея сохраните в своей папке в допустимых форматах.
4. Сформируйте запрос на поиск документов, содержащих слова Государственный Эрмитаж, для уточнения ис-
пользуйте имя интересующего вас художника.
5. Найдите Web-страницу, посвященную одной из работ художника. Скопируйте репродукцию картины в свою папку. Скопируйте текст описания картины в файл отчета.
6. С помощью поисковой системы найдите информацию о Третьяковской галерее.
7. Один из шедевров коллекции изображен на рисунке 3.
8. Какие еще картины из шедевров коллекции Третьяковской галереи Вам удалось найти? Одну
из репродукций сохраните в своем документе.
9. Сформируйте запрос на поиск картин вашего любимого художника. Информацию о художнике и о некоторых его работах сохраните в отчете.
10. С помощью поисковой системы Rambler осуществите поиск информации о наиболее крупных музеях России. Адреса пяти из них сохраните в файле отчета.
11. Сформируйте четыре различных запроса по интересующим вас темам и выполните их для поиска необходимой информации. Занесите полученную информацию в отчет.
12. Выполненную работу покажите преподавателю.
При выполнении предыдущего задания для поиска информации строились простые запросы. Во многих случаях удобно искать информацию, просматривая разделы каталога, представленные на первой странице поисковой системы. В следующей практической работе предполагается знакомство с разделами каталога и поиск по ним необходимой информации.
Практическая работа 2 Поисковая система Rambler, поиск по каталогу
Требования к заданию. В данном задании предлагается осуществить поиск информации, воспользовавшись каталогом системы Rambler
1. Выберите категорию образование, внесите в отчет информацию об университетах городов Новгорода, Самары и Петрозаводска.
2. Определите, какие высшие учебные заведения России, в названии которых присутствует слово Современный, зарегистрированы в базе данных поисковой системы Rambler. Найденную информацию поместите в файле отчета.
3. Определите высшие учебные заведения города Москвы, в названии которых присутствует слово Гуманитарный.
4. Определите несколько учебных заведений, которые готовят специалистов интересующего вас профиля.
5. Выберите Web-страницу, посвященную Санкт-Петербургскому государственному университету, перейдите по ссылке Прогулки по городу, и понравившуюся фотографию одного из памятников на берегу Невы сохраните в отчете.
6. Исследуйте категории, предложенные ИПС Rambler, просмотрите информацию о спортивных событиях предыдущей недели. Результаты по интересующему вас виду спорта сохраните в файле отчета.
7. Просмотрите театральную афишу. Выберите театр, спектакли которого вы хотите просмотреть, и информацию
о репертуаре театра на следующую декаду сохраните в файле отчета.
8. Сформируйте вопрос, ответ на который вы хотите получить с помощью поисковой системы. Найдите информацию и зафиксируйте ее в отчете.
9. Выполненную работу покажите преподавателю.
Первые два задания предполагали формирование навыков работы с поисковой системой. Для выполнения следующего задания учащийся должен выбрать тему задания, по которой ему требуется подготовить обзор. Тему можно выбрать из списка, предложенного преподавателем, или сформулировать самому. С помощью поисковой системы осуществляется поиск и отбор информации из сети Интернет, готовится обзор. В обзор включаются ссылки на найденные ресурсы, краткая аннотация найденных адресов, может быть включена графическая информация. Приведем список некоторых тем для обзоров:
• Произведения искусства, созданные на сюжеты мифа о Геракле.
• Образ мадонны с младенцем в картинах художников.
• Воплощение мифа о Меркурии в живописи.
• Образ Амура в живописи и скульптуре.
• Произведения искусства, созданные на сюжеты мифа о Данае.
• Тема жертвоприношения богам и ее воплощение в искусстве.
• Произведения искусства на сюжеты мифа об Одиссее.
• Святое семейство в работах художников эпохи Возрождения.
Можно выбрать для обзора следующие необычные темы:
• Виртуальные путешествия.
• Виртуальные открытки.
• Виртуальные букеты.
• Виртуальные музеи.
• Виртуальные магазины.
• Мир виртуальных встреч.
.применение сужения облас&и поиска.
Если же и из этого списка Вы не выбрали тему, то сформулируйте свою, например, связанную с будущей специальностью.
Практическая работа 3 Поисковая система Rambler, подготовка обзора
Требования к заданию. При выполнении практической работы требуется выбрать тему задания, найти с помощью поисковой системы Rambler информацию, проанализировать ее, подготовить обзор по выбранной теме и представить отчет о работе.
1. Выберите тему работы, найдите с помощью поисковой системы информацию по выбранной теме.
2. Укажите в отчете те запросы, которые выполнялись для получения интересующей вас информации.
3. Подготовьте обзор по выбранной теме. Включите в обзор ссылки на нужные документы, каждую ссылку сопрово-
virji"M."L Lfdh г M\i':i-|\ I4jj>:s.r,ii 5 Mai l\l
iH'j.-L СДСЛЛГЬ «OnlMiflilCCKH уфпщшяыЯ rlilTCpirC-Г просит/........................
fcflfairo " .li'TF'-rp
I
ОШОЛ ft......Ы.....-
Л Рс-гскПпкП I J- ^ Нсрипни
f МИН. P±(4if4ib) f
'■ Нпнь : :.-■:: :гт I Hi r-
¡г * - cvnihi : Нвчкп : :■■■:: :r I .. :: ,:: i
< . .r.
P Етч
f ||r| ^ yT ^
..-:: ii —i:. : :n C"' H>r
..: in :. in
SUIiJUl...... ntftf r И"ИЛ r unrfifuii
P HIT
"•j 'i...... : "I'himwni 'И'««™ О (i,pofm
Оплгы I До1лгы I id'Hin
кКиючпыдуияпы. 'ihKj'timi' ¿пьую im лоед
Рисунок 4.
дите аннотацией.
4. В обзор можно включить иллюстративный материал, соответствующий теме.
5. Сохраните отобранную информацию в файле отчета.
6. Выполненный обзор и отчет покажите преподавателю.
После выполнения практических работ учащийся овладевает методикой поиска, одной из основных частей которой являются правила формирования запросов. Во многих случаях поиск информации ведется по схеме: формируется и выполняется запрос, просматриваются найденные документы, уточняется данный запрос либо формируется новый, просматриваются найденные документы и т.д., то есть поиск информации процесс интерактивный.
Важным моментом в методике поиска является применение методов сужения области поиска. Можно ограничить область поиска с помощью операторов языка запросов, которые мы рассматривали ранее, но имеется и другая возможность сужения области поиска с помощью задания специальным образом параметров поиска. ИПС Rambler позволяет формировать так называемый расширенный запрос. Для его формирования следует перейти по ссылке Детальный запрос (рисунок 4).
На этой странице содержится информация о том, какие параметры может устанавливать пользователь при формировании запросов. На рисунке 4 представлены параметры, установленные по умолчанию. Так переключатель «Поиск в» позволяет определить, какие части документа должны исследоваться при выполнении зап-
iter
U
|:с^аг Qnu ''"(ПМвИйЙМ
ЦОД НМйШ "»Д
¡UOEX&U n:v
Ф1М1ИЁЕТ
sac_
НЙЖлВ
роса: весь документ, его URL адрес, название, заголовок, начало документа. При выполнении запроса формируется список найденных документов в виде Web-страниц, количество ссылок, размещаемых на странице, задается параметром «Кол-во».
Каждая ссылка может быть представлена в краткой, нормальной или детальной форме. Вид представления задается параметром «Форма вывода». Параметр «Слова» определяет, как поисковая система трактует пробел в запросе, если значение равно ВСЕ, то пробел соответствует логической связке AND (И), если значение ЛЮБОЕ, то пробел соответствует логической связке OR (ИЛИ). Если параметр Расширить слово имеет значение ДА, то ищутся все слова из запроса с разными окончаниями. При поиске документов, содержащих целиком фразу, требуется параметру Полное соответствие запросу задать значение ДА. Если известно примерное время создания поисковых документов, то можно ввести соответствующий временной интервал и тем самым сократить область и время поиска. Если требуется найти документы, не содержащие некоторых слов, то эти слова надо указать в соответствующем поле.
ИПС Rambler предусматривает три формы выдачи результатов поиска. Web-страницы с результатами выполнения запросов состоят из текста запроса, перечня используемых словоформ, ссылок на найденные документы, содержащие название, размер, время обновления и первые предложения документа. Можно управлять объемом информации в аннотации, порядком аннотаций в списке и числом аннотаций на странице.
Для того чтобы определять тип сортировки, отличный от обычных результатов поиска, следует воспользоваться служебными словами $YOUNG: и $OLD:. В первом случае документы будут отсортированы так, что сверху будут показаны самые свежие документы, во втором -наоборот.
Практическая работа 4
Поисковая система Rambler, изучение возможностей системы, формирование конспекта
Требования к заданию.
При выполнении задания от учащегося требуется формирование собственного конспекта по работе с ИПС Rambler на основе материала справочной информации поисковой системы.
1. Найдите в справочной системе Rambler раздел, посвященный языку запросов, и скопируйте его в свой файл отчета. На основе справочной информации сформируйте в своей папке конспект по языку запросов поисковой системы.
2. Ознакомьтесь с языком запросов системы. Преобразуйте скопированный текст справки о языке запросов, добавив к каждому иллюстративному примеру два своих.
3. Скопируйте все приведенные примеры запросов в конец файла.
4. Выполните запросы и найденную информацию (запрос, число найденных по нему документов ссылки на первые два документа) сохраните в файле отчета.
5. Для одного из запросов получите информацию в трех формах вывода. Сохраните эту информацию для последующего анализа.
6. Выполненную работу покажите преподавателю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Выполняя практические задания, учащийся посещал различные Web-стра-ницы Интернет, использовал содержимое этих страниц в дальнейшей работе. Итак, • текст с Web-страницы (или его часть) можно скопировать в буфер обмена, а затем вставить в другой документ, причем текст или его фрагмент можно сохранить в виде текстового файла или в виде интернет-документа (в формате HTML).
• Рисунки также можно скопировать в буфер обмена с последующей вставкой в другой документ. А можно поступить так: рисунок с Web-страницы сохранить в одном из графических форматов для последующего редактирования с помощью средств соответствующего графического редактора.
• Найденную Web-страницу можно распечатать либо целиком, либо только определенный фрейм; есть возможность распечатать не только одну страницу, но и связанные с ней страницы, включая графику.
• Страницу или гиперссылку можно отправить по электронной почте.
• Средства редактирования Web-страниц допускают сохранение страницы целиком для дальнейшего просмотра в автономном режиме и модификации их содержимого средствами редактора.
• Можно сохранить адреса страниц в папке Избранное или в собственной папке.
Перечислены только основные способы использования информации с Web-страниц, некоторые из них использовались при составлении отчетов и обзоров.
После выполнения предыдущих практических работ учащийся подробно познакомился с поисковой системой, со стратегией поиска, и может приступать к выполнению более серьезного задания по поиску информации из сети Интернет и созданию реферата на основе найденных документов. Как и при выполнении предыдущих практических заданий, учащемуся надо выбрать тему работы либо из списка, предложенного преподавателем, либо предложить свою, связанную, например, с будущей специальностью. Во время практической работы учащийся ищет информацию по интересующей его теме, выполняет запросы, сохраняет адреса, текст и иллюстративный материал в своей папке. Найденный в сети Интернет материал ...уъщшся
должен быть использован при подготовке реферата по теме работы.
Возможные темы для подготовки реферата:
• Искусство Италии эпохи Возрождения.
• Французская живопись XIX века.
• Искусство Испании XVI-XVIII веков.
• Золотой век венецианской живописи.
• Искусство Голландии XVII века.
• Искусство Англии XVII - XIX веков.
• Культура и искусство Древней Греции.
• Культура и искусство Древнего Египта.
• Русский классицизм.
Можно выбрать для подготовки реферата следующие более актуальные темы:
• Фонды грантовой поддержки.
• Поиск работы по специальности.
• Студенты-лауреаты научных конкурсов.
• Номинанты премии «Оскар».
• Лауреаты Нобелевской премии.
• Бесплатная Web почта.
• Поисковые системы.
• Правовые информационные системы.
• Издания в Интернет.
• Виртуальный кинематограф.
• Российское кино в Интернет.
Если вы хотите писать реферат по своей теме, то согласуйте предварительно тему с преподавателем.
Практическая работа 5 Использование информации из сети Интернет, работа над рефератом
Требования к заданию При выполнении задания требуется выбрать тему работы, получить с помощью поисковой системы информацию, проанализировать ее, подготовить реферат по выбранной теме и представить отчет о работе.
nofpoófta парпакомиися с íuuwzoéoA сиапемой..
'Выбор
1. Выберите тему реферата, с помощью поисковой системы осуществите поиск и отбор информации для последующего формирования реферата по теме.
2. Воспользуйтесь каталогом системы и попытайтесь найти информацию, выбирая соответствующие разделы каталога.
3. Подготовьте реферат по выбранной теме. Включите в реферат ссылки на нужные документы, каждую ссылку сопроводите аннотацией.
4. Включите в текст реферата иллюстративный материал, подготовленный при поиске и отборе информации.
5. Сохраните подготовленный реферат в виде документа Word.
6. Папку отчета и подготовленный реферат покажите преподавателю.
Процесс поиска информации зависит от используемой поисковой системы. Если при работе с поисковой системой не получен ожидаемый результат, то можно попытаться воспользоваться другой системой. Выбор поисковых систем зависит, в основном, от предпочтений пользователя. Стратегия поиска также индивидуальна, но можно посоветовать придерживаться некоторых правил. Уже упоминалось о том, что если по запросу найдено слишком много документов, то зап-
поиско&их сис&ем fa,éu<Mfñ,,, 0(ñ npefttaziñefatü
рос требуется уточнить, и поисковые системы предлагают для этого различные средства уточнения. Если при выполнении запроса не найдено документов, то можно попытаться убрать из запроса наименее значимое слово и повторить попытку поиска. Иногда оказывается полезным заменить некоторые поисковые термины их синонимами, либо объединить в запросе оба синонима логической операцией OR. Адреса некоторых поисковых систем приводились в тексте.
Приведем адреса наиболее известных информационно-поисковых систем в таблице 1.
Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) представляет на своем сервере различные учебные пособия по работе в Internet, с которыми полезно озна-
Название Адрес Разработка Классификационная Словарная
Rambler www.rambler.ru Россия + +
Апорт www.aport.ru Россия +
Яндекс www.yandex.ru Россия +
Ay www.ay.ru Россия +
Созвездие www.stars.ru Россия +
Интернет
Yahoo www.yahoo.com США +
Alta Vista www.altavista.com США + +
Infoseek www.infoseek.com США + +
Excite www.excite.com США + +
Рисунок 4.
комиться (www.spb.osi.ru/ic). После изучения некоторых тем предлагается пройти тестирование и проверить, как усвоен пройденный материал.
Многие из издательств имеют свой сервер и на нем помещают ссылки на выпущенные издания. Издательство Триумф (www.triumph.ru) поместило так называемые опыты работы в Интернет. Найдите эти
опыты и выполните предложенные задания.
Используя приобретенные знания, можно найти информацию о различных учебных пособиях, хранящихся в сети Интернет, посвященных поиску и использованию найденной информации, и продолжить работу по поиску информации самостоятельно.
Литература.
1. Джонс Э., Саттон Д. Библия пользователей MS Office 97, Б.м.: Диалектика, 1997, 848 с.
2. Хоникат Д. Internet без проблем, М.: Бином, 1996, 334 с.
3. Коцюбинский А.Ю., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт, М.: Триумф, 1997, 456 с.
4. Моррис Б. HTML в действии, СПб.: Питер, 1998, 256 с.
5. Ботт Э. Использование Microsoft Office 97, Б.м.: Диалектика, 1997, 416 с.
Дмитриева Марина Валерьевна, доцент кафедры информатики математико-механического факультета СПб Государственного Университета.
НАШИ АВТОРЫ