Научная статья на тему 'Сфера жилищно-коммунального хозяйства: основные проблемы и перспективы развития'

Сфера жилищно-коммунального хозяйства: основные проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1122
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТАРИФ / УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / UTILITY NETWORKS / COMPETITIVENESS / RATE / MANAGEMENT / ANALYSIS / CO-FINANCING SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минеева Вера Михайловна

Данная статья посвящена существующим проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом. Автором указываются существующие факторы, которые являются наиболее весомыми. Рассматриваются пути их решения с учетом изменений нормативно-правовой базы в данной области хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минеева Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The housing and utilities sector: the main problems and prospects of development

This article focuses on the problems existing in the sphere of housing and communal services in general. The authors indicate existence of factors that are most significant. The ways to solve them with the changes of the legal framework in the field of management.

Текст научной работы на тему «Сфера жилищно-коммунального хозяйства: основные проблемы и перспективы развития»

нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона, наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей...»

В-третьих, учитывая высокую стоимость жилых помещений, дополнить Уголовный кодекс РФ статьей, устанавливающей ответственность за мошенничество в сфере купли-продажи недвижимости, выделив в качестве особого субъекта ответственности риэлторов.

В-четвертых, требуется нормативно-правовое упорядочивание работ организаций в сфере недвижимости. Сейчас каждая из них стремится к созданию собственной глобальной, то есть в масштабе всей страны, информационной системы учета и регистрации. Выступающее следствием этого усложнение процедур, расширение объема собираемых сведений, постоянное дублирование информации и функций, присвоение новых полномочий становятся препятствием на пути экономического развития, дезориентируют граждан, ведут к неоправданным расходам. Необходимо на законодательном уровне установить способы взаимодействия между организациями, образующими инфраструктуру управления недвижимостью, более четко определить преде-

лы их полномочий, объемы необходимых для них сведений, правила обмена данными между ними и, наконец, правила тарификации оплаты их работы.

В-пятых, представляется необходимым принятие закона «О риэлторской деятельности» и «Об основах технического учета и инвентаризации объектов недвижимости», призванных устранить пробелы в правовом регулировании деятельности риэлторских организаций и органов технического учета (БТИ).

В-шестых, весьма острой остается на российском рынке недвижимости проблема возмещения ущерба лицам, пострадавшим от действий недобросовестных лиц. Дилемма здесь достаточно проста: надо либо допустить возмещение такого ущерба частными страховыми компаниями, либо определить верховным гарантом государство. В первом случае страхование от ущерба - частное дело гражданина, он оплачивает его из своих средств. Во втором случае государство, как верховный гарант прав граждан, объявляет их защиту в сделках по приобретению недвижимости государственным приоритетом, а в случае причинения ущерба гарантирует возмещение его за счет виновной стороны либо за счет средств фонда, формируемого из части регистрационных платежей.

Минеева В.М.

кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 332.8-043.86(470+571)

СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Данная статья посвящена существующим проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом. Автором указываются существующие факторы, которые являются наиболее весомыми. Рассматриваются пути их решения с учетом изменений нормативно-правовой базы в данной области хозяйствования.

Ключевые слова: энергоэффективность, коммунальные сети, конкурентоспособность, тариф, управление, анализ, софинансирование, субсидирование.

ТНЕ housing AND utilities sector: THE MAIN problems and prospects of development

This article focuses on the problems existing in the sphere of housing and communal services in general. The authors indicate existence of factors that are most significant. The ways to solve them with the changes of the legal framework in the field of management.

Key words: energy efficiency, utility networks, competitiveness, rate, management, analysis, co-financing subsidies.

На сегодняшний день особо остро встает вопрос о том, как дальше будет развиваться жилищно-коммунальное хозяйство как в России в целом, так и в регионах, в частности в Башкортостане.

Необходимо отметить, что эффективность управления в сфере ЖКХ достаточно низкая, и как следствие этого имеется целый ряд нерешенных проблем и задач, решение которых не терпит отлагательств.

В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. И эта сфера отношений является постоянным источником социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с множеством факторов, к числу которых хотелось бы отнести следующие:

- высокая изношенность и низкая энергоэффективность жилищного фонда и коммунальных сетей;

- отсутствие прозрачности процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций;

- слабое распространение практики установления индивидуальных для каждого дома размеров платы за жилое помещение;

- слабое развитие конкуренции на рынке управляющих организаций;

- низкое качество услуг, предоставляемых населению при весьма высокой их стоимости;

- неэффективное функционирование ТСЖ, обусловленное, в том числе повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также распространенными злоупотреблениями недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами [1].

Перечень данных факторов можно продолжать еще долго, но мы ставили своей целью не простое перечисление имеющихся недостатков, а возможность поиска реальных направлений решения уже существующих проблем в исследуемой сфере. Однако невозможно найти пути решения проблемы до тех пор, пока сама проблема остается до конца не изученной, поэтому, для начала, постараемся более детально показать каждый из перечисленных выше факторов.

В сфере коммунального хозяйства требуют решения вопросы наличия высокого уровня изношенности основных фондов и низкого качества их обслуживания, в первую очередь многоквартирных домов, поскольку такое несоответствие первого показателя второму ведет к падению качества и комфорта проживания в них граждан.

На ремонт жилого фонда всегда выделялись и продолжают выделяться средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ и из консолидиро-

ванных бюджетов субъектов РФ, которые являются основными источниками покрытия расходов капитального характера в многоквартирных домах. Однако, как показывает практика, такой капитальный ремонт осуществляется в минимальных объемах и часто не ставит своей задачей повышение уровня эффективности использования ресурсов, снижение потерь и повышение уровня благоустройства дома при проведении его ремонта. В результате мы имеем отремонтированные многоквартирные дома, которые не соответствуют современным требованиям проживания.

Чтобы решить подобного рода задачу, на правительственном уровне была разработана и утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 102-р).

В данном документе определены основные цели и наиболее актуальные направления реформирования ЖКХ:

- обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;

- совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);

- развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);

- перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);

- развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета) [1].

Направления действий достаточно привлекательны, но, увы, большинство из них остаются под вопросом и сегодня, а ведь на дворе 2014 год и времени на раздумья нет.

Помимо этого, необходимо отметить растущую потребность пересмотра отношения самого общества к жилищно-коммунальному хозяйству. На наш взгляд, было достаточно привлекательным ввести в действие систему государственных заказов, которая ранее уже подтверждала свою эффективность, обеспечивая, с одной стороны, потребности населения в жилье, а с другой - занятость трудоспособного населения.

Для этого возможно привлечение инвестиционных вливаний на уровне инфраструктуры муниципальных образований и межмуниципальных инфраструктурных проектов. Чтобы данный механизм работал бесперебойно, важно решить вопрос о том,

каким именно образом будут выстраиваться межбюджетные отношения как в процессе проведения капитальных работ, так и после их окончания, то есть каким будет порядок дальнейшего финансирования на поддержание уже отремонтированных помещений до наступления очередного срока их капитального ремонта.

Если предположить, что данные помещения будут сдаваться во временное пользование (аренду), то возможно было бы предусмотреть включение получаемых сумм аренды в состав доходов бюджета соответствующего уровня. Полученные средства в последующем можно направлять на покрытие статей расходов, связанных с необходимостью содержания учреждений, благоустройство и иные аналогичные мероприятия, которые подлежат утверждению в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Качественное обслуживание и содержание жилых помещений находится в зависимости от состояния подводных коммуникаций, включая водоснабжение и канализацию, на ремонт которых из бюджета выделяются весьма скромные средства. Как результат - использование дешевого низкокачественного материала для ремонтных работ, постоянная протечка ввиду поломки оборудования, потеря тепла, лишняя трата средств на повторные ремонтные работы и т. д.

Кроме того, требуется пересмотр действующих аналитических процедур, что позволит выровнить бюджетный уровень их расчетной обеспеченности.

Действующая ныне методика анализа финансового состояния сферы ЖКХ не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые в составе расходов муниципальных учреждений занимают второе место после расходов на оплату труда. Кроме того, в данной методике заложены понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий, что также делает ее малоэффективной. Так, например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов [2].

Говоря о непрозрачности порядка расчетов и установления тарифов, необходимо отметить, что данный аспект скрывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. Управляющие компании поднимают стоимость предоставляемых гражданам услуг по нескольку раз в год, забывая при этом повысить качественный уровень обслуживания последних. Повлиять на данные управляющие компании муниципалитеты практи-

чески никак не могут в силу отсутствия конкретных жестких рычагов воздействия на указанные компании. В результате граждане остаются один на один с проблемой некачественного обслуживания и повышенных тарифов на услуги.

Становится ясным, что невозможно решить имеющиеся проблемы только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным инструментом развития муниципальной, прежде всего жилищно-коммунальной инфраструктуры. Поэтому следует развивать направление вливания в них частных инвестиций. Чтобы данные партнерства развивались, необходимо решить достаточно большое количество правовых вопросов на различных уровнях власти. Так, на федеральном и региональном уровнях должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, которые будут способствовать укреплению сотрудничества между муниципальными образованиями и бизнесом.

Чтобы данные программы были действенны, за их принятие должны отвечать грамотные специалисты, обладающие определенным уровнем знаний в области передовых технологий, имеющие опыт работы с другими муниципалитетами по вопросам реализации инвестиционных проектов как на этапе их создания, так и на этапе их реализации.

В рамках действующего законодательства не совсем четко прописывается порядок урегулирования вопросов аренды жилья, субсидирования государством ставки ипотечного кредита, расширения возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрения форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями [1].

Говоря о вопросах энергосбережения, следует отметить, что на ЖКХ приходится до 70% потенциала энергосбережения страны, поскольку именно ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества. К вопросам энергосбережения многократно возвращаются и с высоких правительственных трибун. Так, в своем Докладе Федеральному Собранию Д.А. Медведев отмечал: «Мы получили системы громоздкие, затратные и не эффективные, поэтому работы много по внедрению энергоэффективных систем в отрасли в любом направлении: водоснабжение, водоотведе-ние, выработка тепла, инженерные системы, освещение и т. д.». В своем докладе он призывает к массовому внедрению применения отходов (щепа, опил) в качестве источника дополнительного тепла. Себе-

стоимость 1 Гкал на отходах в разы меньше, чем, например, на дровах. Для расширения использования отходов деревообработки возможно внедрить производство пеллет, прессованных брикетов, которые производятся в основном небольшими частными предприятиями и используются для отправки за пределы России, так как их стоимость как топлива в нашей области экономически неэффективна (1 тонна более 3,5 тыс. руб.). Для обеспечения более полного использования отходов деревообработки на отопление в жилищно-коммунальном хозяйстве по предложениям муниципальных районов была подготовлена еще в 2004 году. Программа по переводу котельных на местные виды топлива (Киотское соглашение) реализована в полном объеме. Все финансирование шло за счет областных субсидий и софинансирова-ния местных бюджетов, квот никто не выделял [3].

Затрагивая вопросы сохранения тепла в системах теплоснабжения, необходимо отметить, что использование в них качественных утеплителей, скорлуп и предизолированных труб позволит сократить тепло-потери в сетях на 20-30%, а эксплуатация энергоэффективных насосов и систем частотного регулирования в системах теплоснабжения даст экономию до 15% электроэнергии. Внедрение приборного учета в системах теплоснабжения позволит получить ясную картину потерь и наладить правильный учет [3].

Системы водоснабжения и водоотведения, со своей стороны, также требуют больших затрат, которые в настоящий момент в основном покрываются населением, что неправильно, в то время как применение системы автоматики, частотного регулирования позволили бы снизить расход воды вдвое.

Относительно системы электроосвещения помещений Президентом РФ были четко определены сроки перехода на энергосберегающие лампы. Так, начиная с 1 января 2011 года к обороту на всей территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года введен запрет на оборот на территории РФ электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые используются в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые используются в цепях перемен-

ного тока в целях освещения (ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.2009 г.)) [4].

Далее рассмотрим несколько возможных вариантов энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, которые можно отнести к числу нетрадиционных:

- использование солнечных коллекторов для дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий;

- создание системы сезонного и суточного аккумулирования тепла;

- использование пароструйных инжекторов в качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара;

- использование пароструйных инжекторов взамен циркуляционных насосов;

- использование тепловых насосов для отопления и ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из:

• канализационных стоков и сбросов промышленных вод;

• тепла подвальных помещений зданий;

• тепла солнечных коллекторов;

• теплого выхлопа вытяжной вентиляции;

• обратной сетевой воды системы отопления;

- применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения;

- использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов;

- использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики;

- использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.

Данный перечень энергосбережения наглядно демонстрирует возможность получения энергоэкономии на местах. Разумеется, какие-то из них могут носить сезонный характер, поэтому прежде чем их внедрять, следует произвести необходимые расчеты для определения как сроков окупаемости, так и в целом их целесообразности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области энергособрежения жилищно-коммунального хозяйства имеется достаточно большой потенциал.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а

также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-353278.html.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 102-р об утверждении концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vsmsinfo.ru/dokumenty-i-materialy/80-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno -munitsi.

3. Доклад Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию «О вопросах энергосбережения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// do.gendocs.ru.

4. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

List of literature:

1. Federalny Law № 47538-6 «On Amendments to the first, second , third and fourth of the Civil Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» [Electronic resource]. - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index- 353278.html.

2. Decree of the Russian Federation dated 02.02.2010 № 102-p approving the concept of the federal target program «Complex program of modernization and reform of housing and communal services for 20102020» [Electronic resource]. - URL: http://vsmsinfo.ru/ dokumenty-i-materialy/80-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere -razvitiya-gosudarstvenno -munitsi.

3. Report of President Dmitry Medvedev to the Federal Assembly «On issues of energy saving» [Electronic resource]. - URL: http://do.gendocs.ru.

4 Federal Law of 23.11.2009 № 261 -FZ « On energy saving and energy efficiency improvements and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation».

Спирина Л.И.

старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Россия, г. Уфа

УДК 332.87

МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАчЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассматривается модель разрывов, позволяющая выявить несоответствия, которые становятся причинами низкого качества жилищно-коммунальных услуг. Для повышения качества оказываемых услуг необходимо разработать механизм устранения данных разрывов. Первый разрыв устраняется путем встраивания менеджмента качества в стратегический менеджмент управляющей организации. Второй разрыв предлагается устранить путем доведения политики в области качества до персонала. Третий разрыв можно устранить благодаря разработке и внедрению правильной информационной политики в отношении потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Ключевые слова: модель разрывов, несоответствия, политика в области качества, жилищно-коммунальные услуги, потребитель, менеджмент качества.

mechanism to enhance the quality of provision of housing and communal services

Abstract: the article discusses the gaps model allowing to detect inconsistencies that cause low quality housing and communal services. For improvement of quality of rendered services necessary to develop a mechanism to address data gaps. The first gap is eliminated by incorporating quality management strategic management of the organization. The second gap is proposed to fix by bringing policy in the field of quality and the staff. The third gap can be eliminated through the development and implementation of proper information policy in the attitude of consumers of housing and communal services.

Key words: model of gaps, inconsistencies, the policy in the quality sphere, housing and communal services, consumer, the quality management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.