Научная статья на тему 'Сфера услуг в потребительских расходах населения'

Сфера услуг в потребительских расходах населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг в потребительских расходах населения»

Вопреки собственным ожиданиям большую часть наших занятий нельзя отнести ни к срочным, ни к важным. Фрустрация возникает потому, что важные задачи остаются невыполнимыми, несмотря на то, что весь день занят.

Другой прием «составление списка ранее достигнутых результатов». Часто люди жалуются на то, что они ничего не достигли; все, что достигнуто ранее ни имеет большого значения. В данном случае используется успешный прием, когда составляется список достигнутых результатов, успехов, преодоленных кризисов и т.д. Здесь речь идет о способности воспринимать комплименты, радоваться своему успеху, делиться им с другими, хвалить себя, гордиться собой, и делать это искренне и без тени эгоизма.

4. «Путь - это цель» - результат против процесса. В мире бизнеса разделяют понятия «результат» и «процесс». Раньше речь шла только о результатах. Теперь все больше на передний план выходят процессы. Многие люди благодаря полученному воспитанию настроены только на результаты. Время и эффективность относятся к уровню результатов. Процесс охватывает такие понятия как: контакты, отношения - здесь время и эффективность являются второстепенными категориями, на данном уровне важно поддержание отношений.

С межкультурной точки зрения индивидуалистические народы имеют скорее результативную направленность, в то время как коллективистские ориентированы на сам процесс. В конфликтных ситуациях индивидуалист пытается решить проблему при помощи более жесткой работы над собой, до тех пор, пока не сумеет ее разрешить; коллективист же напротив приспосабливается к ситуации.

Стресс возникает, когда у человека с результативной направленностью затраченные энергия и время несоизмеримы с результатом. В жизни многие вещи нельзя понять, если судить о них по результатам. Самый лучший пример тому - это отношения. Успех зависит от многих факторов, один из которых - это собственное старание.

Цель состоит в том, чтобы развивать и пользоваться обоими уровнями, т.к. только тогда поступки станут целостными и принесут лучшие результаты и удовольствие. Чем больше человек вовлечен в процесс, тем меньше он подвержен стрессам и легче концентрируется на своей ответственности, а не на отношении других людей.

В заключении необходимо сказать, что избежать стрессов практически невозможно. Важнее всего - научиться сосуществовать со стрессами так, чтобы в полной мере наслаждаться той полноценной реальной жизнью, которая имеется.

Беликина З.И.

СФЕРА УСЛУГ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ

Экономику, функционирование которой направлено прежде всего на удовлетворение потребностей человека, семьи, исходя из социальных запросов, принято называть социально ориентированной.

Построение такой экономики предполагает ослабление дифференциации между различными слоями населения и направлено в первую очередь на удовлетворение социальных запросов граждан. Возрастание социальной роли государства в период реформ, как правило, способствует снятию социальной напряжённости в обществе, позволяет увеличить покупательную способность населения и способствует более эффективному функционированию экономики.

Сфера услуг - традиционно социальная отрасль народного хозяйства. За годы рыночных реформ её роль была значительно ослаблена и трансформировалась как в России, так и в регионах. В экономической политике регионов сфера услуг в настоящее время занимает незначительное место. Современная роль услуги в социально ориентированном рыночном пространстве региона должна проявляться в конкурировании с материальным производством, в ориентировании на конкретного потребителя, в высокой мобильности данной отрасли, которая выражается в поиске и предоставлении принципиально новых услуг, основанных на применении новых технологий.

Потребителем услуг является гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести услуги исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд. Потребителями могут быть:

- общество (услуги охраны общественного порядка, радио и телевещания, связи, образовательные, медицинские услуги и др.);

- население (жилищно-коммунальные, дорожно-строительные работы);

- предприятие (аренда офиса и др.);

- гражданин, заказывающий услуги по индивидуальным заказам (пошив вещи, постройка дома и др.).

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные.

В состав рыночных услуг включаются услуги, которые реализуются на рынке по складывающимся ценам, такие как услуги транспорта, торговли, платные услуги образования, культуры, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др.

В состав нерыночных услуг включаются услуги, оказываемые обществу в целом (управление, оборона и др.), группам хозяйств или отдельным домашним хозяйствам (бесплатное образование, здравоохранение). Они могут быть оплачены из Госбюджета, внебюджетных фондов или бюджетов некоммерческих общественных организаций.

В период экономических реформ в России возникли новые самостоятельные рынки услуг, поставляемые на коммерческой основе: аудиторские, бухгалтерские, рекламные, франчайзинговые, компьютерные, услуги риэлторов, спортивные, туристические, гостиничные, частной охранной деятельности и т.д.

Каждый вид потребностей может быть удовлетворён соответствующей отраслью регионального хозяйства или социальной инфраструктуры. Потребительский рынок - это сочетание связанных друг с другом отраслей, обеспечивающих платежеспособный спрос населения региона. Этот сектор экономики представляет совокупность самостоятельно хозяйствующих субъектов различной формы собственности, осуществляющих свою деятельность в сферах торговли, общественного питания, жи-лищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, индустрии отдыха и развлечений и тому подобное. Функционирование учреждений услуг оказывает существенное влияние на уровень и качество жизни населения территории.

Сфера услуг занимает существенную долю в расходах населения. В Приморском крае в 2005 году населению было оказано платных услуг на 29606,3 млн. рублей, что составляет почти 30 % потребительских расходов. По этому показателю Приморский край занимает второе место среди регионов Дальнего Востока, уступая лишь Хабаровскому краю.

В силу специфики платных услуг динамика потребления их населением в натуральном выражении находится под влиянием ценового фактора (удорожание услуг ведёт к снижению спроса на них и наоборот) и покупательского поведения на потребительском рынке товаров. Но в отличие от рынка товаров, где потребитель пользуется определённой свободой выбора или отказа от приобретения какого либо товара, оплата многих видов услуг носит обязательный характер (услуги жилищно-коммунального хозяйства) или являются платежами первой необходимости (услуги транспорта, связи, некоторые виды бытовых услуг). Спрос на эти услуги не эластичен к доходам населения, но именно на эти группы услуг приходится наибольшая доля расходов населения на платные услуги (76,1 % в 2005 году) и именно на эти услуги наблюдается опережающий рост цен и тарифов.

Измерим физический объём платных услуг, в котором снято влияние инфляционной составляющей с помощью индекса потребительских цен на услуги. Динамика объёма платных услуг представлена в таблице 1.

Таблица 1. - Объём платных услуг и динамики

Годы Млн. рублей В процентах к предыдущему периоду (в сопоставимых ценах) Объём платных услуг на душу населения, рублей

1999 7897.1 92.0 3613.4

2000 9894.0 98.1 4567.9

2001 14514.3 106.0 6774.8

2002 17968.9 94.4 8479.0

2003 21955.8 99.3 10662.0

2004 27730.2 116.3 13569.0

2005 29606.3 124.2 14542.0

В 1999-2003 годах на потребительском рынке услуг Приморья произошло падение физического объёма платных услуг населению, за исключением 2001 года, когда наблюдался рост (на 6 %). Наибольшее снижение объёма платных услуг населению было зафиксировано в 1999 году - на 8% и 2002 году - на 5,6 %. Впервые за последние три года значительный рост объёма платных услуг про-

изошёл в 2004 году (116,3 % к предыдущему году). Позитивная тенденция сохранилась до конца 2005 года (рост составил 24,2 %).

Сравнивая различные виды услуг по показателю физического объёма реализации, следует отметить, что наиболее высокий прирост в 2005 году наблюдался в сфере туристических услуг (50,3%), санаторно-оздоровительных услуг (49,6 %), физической культуры и спорта (39,7 %), правовых услуг (23,6 %).

В расчёте на одного жителя Приморского края объём платных услуг за анализируемый период вырос в 4 раза: 3613,4 руб. в 1999 году и 14542 руб. в 2005 году. По этому показателю Приморский край занимает лишь седьмое место среди 9 регионов Дальневосточного федерального округа, опережая Амурскую область и Еврейскую автономную область.

Для региональной структуры предоставленных населению платных услуг характерна стабилизация ранее сложившихся приоритетов. На долю городов приходится почти 73 % объёма платных услуг края. Первое место среди городов занимает Владивосток (17179,1 млн. руб.), где платные услуги представлены наиболее широко. Находка по этому показателю занимает второе место среди городов края, далее по убывающей следуют города Уссурийск, Артём и Арсеньев. Ниже всех этот показатель в Яковлевском, Дальнереченском, и Анучинском районах; на последнем месте по объёму оказанных платных услуг среди городов и районов стоит Лесозаводский район.

Уровень потребления населением платных услуг находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. Средние и низкодоходные слои населения в значительной мере лишены возможности пользоваться ранее доступными жизнеопределяющими благами (отдых, туризм, поездки к родственникам, часть бытовых и социальных услуг), что создаёт у них чувство неудовлетворённости происходящим и усиливает социальную напряжённость в обществе.

По данным обследования бюджетов домашних хозяйств, проведённого Приморскстатом, расходы на оплату услуг у 10 % населения с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов составили в 2004 году - 185 рублей в месяц на члена домохозяйства (72 руб. в 2001 году), в то время как у 10 % населения с наибольшим уровнем располагаемых ресурсов — 2507 руб. против 581 руб. в 2001 году. Увеличение расходов у первой группы за 2001 - 2004 гг. составило примерно 2,5 раза, а у восьмой, девятой и десятой групп более чем 4 раза. (см. табл. 2).

Таблица 2. - Денежные расходы на оплату услуг в зависимости от размера среднедушевых распола-гаемых ресурсов (в среднем на члена домохозяйства в месяц, рублей)

10-процентные группы обследуемого населения 2001 2002 2003 2004

Первая (с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов) 72 104 136 185

Вторая 108 153 228 293

Третья 119 182 286 312

Четвёртая 155 220 368 433

Пятая 190 269 440 582

Шестая 215 348 546 620

Седьмая 253 434 662 ' 856

Восьмая 278 508 791 1224

Девятая 394 557 980 1632

Десятая (с наибольшим уровнем располагаемых ресурсов) 581 1082 1619 2507

Следует отметить увеличивающуюся дифференциацию населения по величине расходов на оплату услуг в зависимости от размера доходов. Если в 2001 году десятая группа (с наибольшим уровнем располагаемых ресурсов) тратила на оплату услуг в 8 раз больше, чем первая (с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов), то в 2002 году - в 10,4 раза, в 2003 году - в 11,9 раз больше. В 2004 году этот разрыв увеличился ещё значительнее и составил 13,5 раза.

Семьи с разным уровнем материального достатка имеют и разную видовую структуру расходов на оплату услуг. В низкодоходных семьях (первая группа) 68 % всех расходов на услуги составляют жилищно-коммунальные платежи, доля которых уменьшилась, по сравнению с прошлым годом, на 4 %, но, тем не менее, каждая 16 семья имела задолженность по этим платежам за 2004 год в сумме 335 рублей. Ещё около 10 % составляют транспортные расходы и оплата услуг связи. То есть бюджет малообеспеченной семьи по набору потребляемых услуг на 78 % представлен услугами «обязательными к оплате». У высокодоходных слоев населения (десятая группа) доля расходов на оплату

перечисленных видов услуг составляет около 40 %, а сумма затрат на услуги образования, культуры и поддержания здоровья в 39 раз выше, чем в семьях с низким уровнем достатка.

Существенно разнится уровень потребления платных услуг городским и сельским населением. В 2004 году, по данным обследования бюджетов домашних хозяйств, денежные расходы на оплату услуг в среднем на члена домохозяйства в месяц в городской местности составили 958 рублей, сельской местности - 522 рубля. Различия в уровне потребления городским и сельским населением платных услуг обусловлены, с одной стороны, более низким материальным достатком сельчан, а с другой, - дислокацией предприятий сферы услуг в основном в городской местности.

По сравнению с прошлым годом, расходы на оплату услуг обследуемых семей увеличились в 1,4 раза, из них в 2 раза возросли услуги образования и бытовые, в 1,8 - услуги культуры и связи, в 1,3 - медицинские услуги и пассажирского транспорта. А вот обращение домохозяйств к услугам правового характера, страховым, ритуальным несколько снизилось.

Приведённые статистические данные свидетельствуют о том, что в сфере услуг в условиях создания рыночных отношений произошли существенные структурные и качественные изменения, наметилась тенденция роста объёмов реализации платных услуг населению в натуральном выражении, расширился спектр освоенных рынком видов обслуживания, что является предвестником постепенного выхода сферы услуг из кризиса.

Арсенкина В. Л.

ОСНОВНЫЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Аксиологические проблемы современного российского общества связаны с радикальной трансформацией ценностей. Особенностью этого процесса является состояние нестабильности трансформируемой социальной системы и психологическая сложность переориентации личности. Каким же образом состояние трансформации отражается на отдельно взятой личности? Речь здесь должна идти не просто об усложнении адаптации к новым условиям, но о более глубоких реакциях человека на разрушение той сети социальных связей и норм, которые до сих пор регулировали его социальные действия, обеспечивая их личностную и социальную приемлемость и эффективность. Человек здесь принципиально чаще встречается с неопределенными ситуациями, что обусловлено в первую очередь жестким (то есть часто выходящими за пределы личностных возможностей) динамизмом социальных процессов, непрогнозируемыми изменениями. К этому добавляются и такие неблагоприятные факторы, как уменьшение индивидуального жизненного ресурса (из-за нарушения социального его воспроизводства) и нестабильность, размывание социально-нормативных структур, образов поведения.

Известно, что индивидуальное существование и деятельность всегда реализуются в условиях экзистенциальной неопределенности. Последняя — следствие неустранимых ограничений, касающихся как понимания индивидом самого себя (своих целей, стремлений, потребностей и т.д.),* так и объяснения им природных и социальных условий и следствий своих поступков. Поэтому наряду с целе-рациональной моделью поведения человек вырабатывает и другую стратегию. Она продиктована стремлением в каждый данный момент не только двигаться к какой-то определенной цели, но и одновременно создавать (и сохранять) внутренние и внешние условия для свободного выбора. Обеспеченность («запас») человека внутренними и внешними ресурсами, а также условиями (потребностями, ценностями, логиками, социальными и природными возможностями и т.д.) необходима для того, чтобы быть готовым к наибольшему числу вариантов событий и осуществить любую выбранную альтернативу.

Ограниченный, групповой характер интеграции, усиление социальной напряженности и конфликтности приводят к быстрому размежеванию людей и общностей по признаку принимаемых ими норм и ценностей. Таким образом, каждое нормативно-ценностное «измерение» личности становится все менее связанным с другими. Естественная потребность избавиться от внутреннего диссонанса по-разному отражается в поведении. В одних случаях человек пытается жестко организовать разнородные установки, подчиняя их одной, «главной». В других, наоборот - строит свое поведение в зависимости от ситуации. Так или иначе, из-за слабых связей в личностной системе норм и ценностей поведение человека становится все менее предсказуемым. В переходный период информация о принятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.