Научная статья на тему 'Сфера услуг в экономике Китая начала XXI века'

Сфера услуг в экономике Китая начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / СФЕРА УСЛУГ / ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ци Вэйчао

Развитие сферы услуг в Китае в начале XXI имело восстановительный характер, так как шло на фоне прерванной на несколько десятилетий традиции, локализованной после прихода к власти коммунистов на Тайване и в Гонконге. Реформы конца 1970х годов возродили сектор услуг и дали ему импульс развития. С конца 1980 годов сфера услуг открылась для иностранного капитала, но либерализация не была системна и в большей степени имела экспериментальный характер. При вступлении в ВТО иностранного капитала пошел в промышленность, но за последние три десятилетия доля добавленной стоимости в совокупном объеме сферы услуг ежегодно росла в среднем более чем на 10%, что превышало показатели как сельского хозяйства, так и обрабатывающей промышленности. Полностью сектор услуг был открыт для внешних инвестиций в 2001 г. после присоединения к ВТО. За десятилетие его доля в ВВП выросла с 30% до 40%, став, таким образом, одним из ключевых факторов, определявших в то время рост национальной экономики. В структуре сектора услуг преобладали логистические, транспортные, телекоммуникационные и финансовые, что заложило основы устойчивого экономического роста на десятилетие. В тоже время, Китай по данному показателю все ещё отставал от развитых стран, где доля добавленной стоимости сектора услуг в ВВП, как и доля работников в сфере услуг в общей численности занятых, доходит до 70%, а сама сфера является основным источником роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг в экономике Китая начала XXI века»

Сфера услуг в экономике Китая начала XXI века

сч

СП £

Б

а

2 ©

Ци Вэйчао

аспирант, Кафедра международных экономических отношений, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, [email protected]

Развитие сферы услуг в Китае в начале XXI имело восстановительный характер, так как шло на фоне прерванной на несколько десятилетий традиции, локализованной после прихода к власти коммунистов на Тайване и в Гонконге. Реформы конца 1970-х годов возродили сектор услуг и дали ему импульс развития. С конца 1980 годов сфера услуг открылась для иностранного капитала, но либерализация не была системна и в большей степени имела экспериментальный характер. При вступлении в ВТО иностранного капитала пошел в промышленность, но за последние три десятилетия доля добавленной стоимости в совокупном объеме сферы услуг ежегодно росла в среднем более чем на 10%, что превышало показатели как сельского хозяйства, так и обрабатывающей промышленности. Полностью сектор услуг был открыт для внешних инвестиций в 2001 г. после присоединения к ВТО. За десятилетие его доля в ВВП выросла с 30% до 40%, став, таким образом, одним из ключевых факторов, определявших в то время рост национальной экономики. В структуре сектора услуг преобладали логистические, транспортные, телекоммуникационные и финансовые, что заложило основы устойчивого экономического роста на десятилетие. В тоже время, Китай по данному показателю все ещё отставал от развитых стран, где доля добавленной стоимости сектора услуг в ВВП, как и доля работников в сфере услуг в общей численности занятых, доходит до 70%, а сама сфера является основным источником роста.

Ключевые слова: Китай, сфера услуг, третичный сектор экономики.

Замедление китайского экономического роста в 2015 г. стимулировало интерес к динамике третичного сектора экономики -сферы услуг, которая традиционно считается индикатором развития и ступени перехода от промышленной модели развития к информационной, где в ВВП существенную долю составляют разного рода услуги.

Китайская экономика, несмотря на впечатляющие темпы развития все ещё остается моделью преимущественно догоняющего развития. КПК ставит задачу построить к 2020 году «общество средней зажиточности»1, когда планируется удвоить по сравнению с 2011 годом ВВП на душу населения до $100 002.

Традиция развития сферы услуг в Китае на несколько десятилетий не только была искусственно прервана, но и правящей коммунистической партией. Если до 1949 г. в Пекине активно развивался малый бизнес, работали несколько тысяч маленьких ресторанчиков и лавок, то после 1949 г. китайский дух предпринимательства развивался на Тайване, в Гонконге и Сингапуре, тогда как в материковом Китае он попал под идеологический и административный запрет.

Начало реформ в конце 1970-х годов году дало мощный импульс развитию сектора услуг. С начала 1980-х годов быстро росло число мелких предприятий в сфере услуг. Если к концу 1970-х годов до 9 млн. китайцев были задействованы в сфере услуг, то к началу 1990-х годов этот показатель превысил 40 млн. человек3. Уже в 1992 г. более половины китайцев, занятых в розничной торговле и сфере обслуживания и две трети работавших в общественном питании, были мелкими предпринимателями и их работниками. С конца 1980 годов сфера услуг постепенно открывалась для иностранного капитала, но либерализация не была системна и в большей степени имела экспериментальный характер, что ограничивало открытие сектора услуг для внешнего рынка. При вступлении в ВТО поток иностранного капитала в основном пошел в промышленность. Тем не менее, за последние три десятилетия доля добавленной стоимости в совокупном объеме сферы услуг ежегодно росла в среднем более чем на 10%, что превышало показатели как сельского хозяйства, так и обрабатывающей промышленности.

В 1990 годы сектор услуг ускорил рост, но его общая эффективность и конкурентоспособность тормозилась административными барьерами и исключительно экспортной ориентацией экономики. В связи с экспортной ориентацией китайской экономики в целом, в структуре сектора услуг преобладали торговля и логистика. Так в 1990 - 2004 гг. среднегодовой темп роста транспортных услуг превышал 10% (рис. 1)4.

Положительная динамика в указанной сфере объясняется ростом спроса со стороны промышленности и потребителей. В 2004 г. при либерализации сектора услуг, темп роста в транспортном сегменте превысил 15%. В то же время в общей структуре сферы услуг с начала 1990-х гг. устойчиво доминировала торговля, сово-

Рис. 1 Динамика темпов прироста трех крупнейших сегментов сферы услуг в Китае

- транс порти ро&ка, хранение, почта

-оптовая и розничная торговля

-гостиничное и ресторанное

обслуживание

-финансовое посредничество

-недвижимость

1992 ИМ 1996 1998 2000 2002 2004 2006

Рис. 2. Структура сектора услуг в КНР

20

•промышленность

-услуги

"Т-1-1-Г-1-1-Г--1-1-1-Г"

з

СГ|

о

из СП

о

00 СП СП

о о о

ГМ

(-4

о о

("VI

^ щ и о

О О О ^

о о о о

(М П| ГМ

Рис. 3. Рост сферыI услуг и промышленности КНР (в % от ВВП)

купный стоимостный объем которой перед мировым кризисом, в 2008 г. превысил 1,8 трлн. Юаней, логистические услуги тогда же составили 1460 млрд. юаней (рис.2)5.

Быстрыми темпами развивается сегмент финансовых и риэлтерских услуг. Вступление в ВТО стимулировало девелоп-мент и развитие рынка недвижимости, опережая сектор финансовых услуг. днем. В начале 2000 годов финансовое посредничество в среднем росло на 2%.

Рекордные для мировой экономики темпы роста промышленного производства и

экспорта определили диспропорции в развитии сферы услуг. В частности услуги, связанные с социальным обслуживанием, охраной здоровья, окружающей среды, а также в сфере науки отставали6.

Курс на исправление указанной диспропорции был взят в плене десятой пятилетки (20012005 гг.), где китайское руководство наметило расширение сервисного сектора экономики за счет интенсивных факторов и инноваций7. Планировалось, что сфера услуг обгонит по доле ВВП реальный сектор в начале 2010 годов. В 2012 г. услуги (включая логистические,

торговлю, а также сферы гостеприимства, общественного питания, финансов, недвижимости и науки) составили 44,6% ВВП Китая8, что всего лишь на один процентный пункт ниже промышленного показателя (45,3%.) В то же время, сфера услуг росла (и продолжает расти) опережающими темпами (рис. 3).

Положительная динамика развития рынка услуг в Китае в начале 2000 годов связана, прежде всего, со смещением курса с исключительного стимулирования роста экспорта к росту внутреннего потребления. В новых условиях сектор услуг становился все более трудоемким, и его стимуляция давала быструю отдачу в виде практически мгновенно создаваемых рабочих мест и растущих доходов населения. Развитая сфера услуг, в свою очередь, стимулирует рост эффективности в реальном секторе, включая инновации.

В декабре 2001 г. с присоединением к ВТО Китай открыл свой сектор услуг, который стал быстро развиваться, увеличив свою долю в ВВП с 30% до 40%, став, таким образом, одним из ключевых факторов, определявших в то время рост национальной экономики. В структуре сектора услуг преобладали логистические, транспортные, телекоммуникационные и финансовые, что заложило основы устойчивого экономического роста на десятилетие. По данным Всемирного банка, для развивающихся стран доля добавленной стоимости сектора услуг в ВВП, как и доля работников в сфере услуг в общей численности занятых, обычно не превышают 45%, тогда как в развитых странах, перешедших в стадию информационной экономики, услуги стали основным источником роста и занятости населения, достигая 70%.

По итогам 2015 г. китайское руководство планирует довести долю сектора услуг до 47% ВВП, принимая во внимание, что данный сектор создает быстрее и больше рабочих мест,

О £

ю

5

г

9

сч

СП £

Б

а

2 ©

чем промышленность, что дает возможность диверсифицировать рынок занятости и поддерживать социальную стабильность на фоне некоторого падения темпов роста китайской экономики с 10% до 7-8%.

Развитие сферы услуг в Китае в начале XXI имело восстановительный характер, так как шло на фоне прерванной на несколько десятилетий традиции, локализованной после прихода к власти коммунистов на Тайване и в Гонконге. Реформы конца 1970-х годов возродили сектор услуг и дали ему импульс развития. С конца 1980 годов сфера услуг открылась для иностранного капитала, но либерализация не была системна и в большей степени имела экспериментальный характер. При вступлении в ВТО иностранного капитала пошел в промышленность, но за последние три десятилетия доля добавленной стоимости в совокупном объеме сферы услуг ежегодно росла в среднем более чем на 10%, что превышало показатели как сельского хозяйства, так и обрабатывающей промышленности.

Полностью сектор услуг был открыт для внешних инвестиций в 2001 г. после присоединения к ВТО. За десятилетие его доля в ВВП выросла с 30% до 40%, став, таким образом, одним из ключевых факторов, определявших в то время рост национальной экономики. В структуре сектора услуг преобладали логистические, транспортные, телекоммуникационные и финансовые, что заложило основы устойчивого экономического роста на десятилетие. В тоже время, Китай по данному показателю все ещё отставал от развитых стран, где доля добавленной стоимости сектора услуг в ВВП, как и доля работников в сфере услуг в общей численности занятых, доходит до 70%, а сама сфера является основным источником роста.

Литература

1. Бергер Я.М. Китай уточняет курс// Азия и Африка сегодня. 2008. № 3. C. 2-11.

2. Мелани Ли. ВВП Китая достигнет 100 трлн юаней в 2020 году // Рейтере, 2012 -http:// ru.reuters.com/article/ businessNews/ idRUMSE8AS00R20121129

3. Zhang Liping. The Growth of China's Services Sector and Associated Trade: Complementarities between Structural Change and Sustainability. Centre for economic policy research. 2010.

4. National Bureau of Statistics of China - http://www.stats.gov.cn/ english/

5. Australian Government. Unlocking China's Service Sector. Economic Analytical Unit. 2005.

Ссылки:

1 Бергер Я.М. Китай уточняет курс// Азия и Африка сегодня. 2008. № 3. C. 2-11.

2 Мелани Ли. ВВП Китая достигнет 100 трлн юаней в 2020 году // Рейтерс, 2012 -http:// ru.reuters.com/article/ businessNews/ idRUMSE8AS00R20121129

3 Zhang Liping. The Growth of China's Services Sector and Associated Trade: Complementarities between Structural Change and Sustainability. Centre for economic policy research. 2010. Р. 27.

4 Ibid. P. 48.

5 National Bureau of Statistics of China - http://www.stats.gov.cn/ english/

6 Zhang Liping. Op.cit. P. 15.

7 Australian Government. Unlocking China's Service Sector. Economic Analytical Unit. 2005. P.17

8 Всемирный Банк -www.worldbank.ru

The service sector in china's economy the beginning of the XXI century

Qi Weichao

Moscow State University named after MV Lomonosov

The development of the service sector in China in the early twenty-first had a recovery, as was the background, interrupted by several decades of tradition, localized after the coming to power of Communists in Taiwan and Hong Kong. The reforms of the late 1970s, revived the service sector, that gave him an impetus to development. Since the late 1980s, the services sector was opened to foreign capital, but liberalization was not in the system and were most likely experimental. Upon accession to the WTO, foreign capital went into the industry, but over the last three decades, the share of value added in total services sector grew annually on average by more than 10%, which exceeded the indicators of how agriculture and manufacturing.

Fully the services sector was opened to foreign investment in 2001, after the WTO accession. Over the decade, its share in GDP increased from 30% to 40%, becoming thus one of the key factors that determined the growth of the national economy. In the structure of the services sector was dominated by logistics, the transport, telecommunications and financial, that laid the foundations for sustainable economic growth for the decade. At the same time, China in this indicator still lags behind developed countries, where the share of value added of the service sector in GDP and the share of employees in services in total employment, 70%, and the sector is the main source of growth.

Key words: China service sector, tertiary sector of the economy.

References

1. JM Berger China clarifies course //

Asia and Africa today. 2008. № 3. C. 2-11.

2. Melanie Lee. China's GDP will reach

100 trillion yuan in 2020 // Reuters 2012 -http: //ru.reuters.com/ article/businessNews/ idRUMSE8AS00R20121129

3. Zhang Liping. The Growth of China's

Services Sector and Associated Trade: Complementarities between Structural Change and Sustainability. Centre for economic policy research. 2010.

4. National Bureau of Statistics of China

- http://www.stats.gov.cn/english/

5. Australian Government. Unlocking

China's Service Sector. Economic Analytical Unit. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.