Анализ российско-китайской инвестиционной среды и сотрудничества
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 о
Сунь Юаньюе,
аспирант, кафедра мировой экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Зубенко Вера Андреевна,
к.э.н., доцент, кафедра мировой экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Во втором десятилетии нынешнего века Китай вышел на первые позиции по масштабам экономики и в сфере товарной торговли. Колоссальный экономический успех и социальный прогресс в Китае во многом объясняется не только созданием благоприятной инвестиционной среды для национальных предпринимателей, но и широким привлечением и грамотным использованием иностранных инвестиций, которые являются носителями передовых технологий. В статье утверждается, что Китай сохраняет и увеличивает свою привлекательность для иностранного капитала путем применения политических, правовых и экономических мер, направленных на снятие бюрократических барьеров. В то же время реализация грандиозного проекта «Один пояс, один путь» придаст новые импульсы экономическому росту и развитию страны на базе национального капитала. Как известно, последние годы характеризуются интенсификацией сотрудничества Китая и России в разнообразных формах, в т. в инвестиционной сфере. Но его потенциал реализуется не в полной мере ввиду недостатков инвестиционной среды России, которая детально проанализирована в статье.
Ключевые слова: Китай, Россия, инвестиционная среда, иностранные инвестиции, конкурентные преимущества, проект «Один пояс, один путь», экономический рост, зеленые инвестиции, энергетическое сотрудничество.
1. Анализ инвестиционной среды Китая
1.1 Анализ текущего состояния внутренней инвестиционной среды в Китае
В настоящее время общий объем привлечения иностранных инвестиций в Китае является одним из самых высоких в мире. Китаю нелегко поддерживать высокие темпы роста даже с его огромной ресурсной базой. Китайский рынок имеет значительный потенциал, завершенные производственные цепочки и полные цепочки создания стоимости, инвестиционную среду, которая постоянно совершенствуется, также он продолжает курс на дальнейшее расширение открытости, взятый в начале рыночных реформ. Китай сохраняет и даже увеличивает свои конкурентные преимущества в привлечении иностранного капитала. Согласно исследованию ЮНКТАД, Китай в настоящее время занимает второе место в мире среди стран, наиболее привлекательных для инвестиций, что соответствует его второму месту в мире по объему привлеченных иностранных инвестиций (см. таблицу 1, рисунок 1). В начале этого года в «Отчете о деловой среде в Китае в 2018 году», опубликованном Американской торговой палатой в Китае, было показано, что 76% компаний, которые уже многократно инвестировали в Китай, считают, что инвестиционная среда Китая улучшается и поддерживается стабильность их деятельности.
1) Политическая среда.
В настоящее время Китай проводит политику расширения открытости экономики и улучшает свою инвестиционную среду. В 2015 и 2017 годах «Справочный каталог отраслей для иностранных инвестиций» был дважды пересмотрен, а ограничения на доступ к иностранным инвестициям были сокращены на 65%. Была реализована реформа системы управления иностранными инвестициями на основе подачи заявок и системы управления запретительными списками для иностранных инвестиций [8]. В 2017 году государственный совет и различные ведомства Китая уделяют пристальное внимание формированию среды рыночных услуг и таким областям, как общественное доверие, окружающая среда, снижение налогов и освобождение от уплаты налогов, а также активно создают рыночную среду для честной конкуренции, ускорения строительства новой системы открытой экономики и улучшения деловой среды для предприятий с иностранными инвестициями (см. таблицу 2).
2) Социальная среда.
По мере того, как реализуется проект «Один пояс, один путь», связывающий страны и народы, предприятия, продукты и факторы производства, в восточных, центральных и западных регионах Китая могут столкнуться с определенным ростом конкуренции со стороны стран и регионов вдоль «линии» Шелкового пути. Не исключено, что международные преимущества и недостатки политики «Сделано в Китае» будут проявляться одновременно, при этом будущее региональной среды развития Китая связано с глубокими изменениями. Скоординированное развитие Пекина, Тяньцзиня, экономической зоны реки Янцзы, Гуандуна, Гонконга и других крупных прибрежных городов, стратегии развития группы городов и регионов постепенно ведут к формированию целостной и глобальной стратегии экономического развития Китая.
В апреле 2017 г. Государственный совет Китая объявил о создании нового района Хэбэй Сюнган, который расположен не так далеко от центра Пекина и призван ускорить планирование и строительство городской среды, также был доработан городской дизайн и генплан Тунчжоу. Пекин, как центр, развивает и постепенно расширяет «получасовой» пригородный округ. Так, в направлении Пекин-Тяньцзинь построено около 800 км разветвленной дороги, расширяющей сообщение между городами, включая 13 городов на уровне префектуры и выше.
3) Экономическая среда.
Экономическая стабильность в Китае возросла. В 2017 году валовой внутренний продукт достиг 82,7 трлн. юаней. Занятость оставалась стабильной, согласно результатам городских обследований, в декабре 2017 г. уровень безработицы составлял менее 5%. Цены в целом сохранились стабильными: индекс потребительских цен вырос на 1,6% в 2017 году [11]. Увеличилась доля сферы услуг, добавленная стоимость отрасли услуг составила 51,6% ВВП, а доля вклада в экономический рост
Таблица 1
Привлеченные прямые иностранные инвестиции в Китае с января 2016 г. по январь 2017 г. Источник: [11]
Дата Количество компаний (неего) Годовые темпы роста (% ) Фактическое использование иностранных инвестиций (млрд. долларов) Годовые темпы роста (°о )
Январь 2017 г. 2010 0.1 120.0 -9.2
Январь-декабрь 2016 г. 27900 5.0 1260.0 4.1
Январь-ноябрь 2016 г. 24355 3.0 1137.9 3.9
IР 01 (миллиард долларов, левая ось)
Рисунок 1. Иностранные инвестиции в Китае и динамика их роста Источник: [6]
Таблица 2
Иностранные инвестиции в Китае (за исключением банковских операций, ценных бумаг, страхования) и темпы их роста в 2017 году Источник: [10]
Отраслевая Количество Рост за Фактическое Рост за
структура компаний 2017 использование 2017
год (%) иностранных инвестиций (млрд. долларов) год (%)
Всего 356S2 27.8 8776 7.9
Земледелие, 706 26.5 72 -41.6
лесоводство,
животноводство,
рыбное хо .яй.м но
Обрабатывающая 4986 24.3 2259 -1.9
промышленность
Производство и 372 19 6 235 68.1
поставка
электротнергии, газа
н воды
Коммуникация и 517 21.7 374 13.6
транспортная
деятельность,
складское хозяйство.
деятельность
почтовой связи
Деятельность в 3169 116 6 1389 157.1
области
информационных
технологии
Оптовая и розничная 12283 30.7 770 -23.9
торговля
Операции с 737 95.0 1133 -10.4
недвижимым
имуществом
Аренда, лизинг 5087 9.9 1125 7.5
и деловые
услуги
Услуги резидентов и 349 42 5 38 16.0
прочие
достигла 58,8%. Вклад чистого экспорта товаров и услуг в экономический рост изменился с отрицательного на положительный, до 9,1%, увеличившись на 18,7 процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом [11].
Новые технологии, новые отрасли промышленности, новые форматы и новые модели продолжили быстро развиваться. Например, выросло производство таких высокотехнологичных товаров и услуг, как новый узко фюзеляжный пассажирский самолет С919, новейший высокоскоростной поезд «Возрождение» первый ядерный генератор, разработанный китайской компанией, «Ниа1опд № 1» и квантовая связь. Производство промышленных роботов, новых транспортных средств и интегральных схем увеличилась на 68,1%, 51,1% и 18,2% соответственно. Розничная онлайн-торговля и онлайн-продажа виртуальных (нематериальных) товаров увеличились на 32,2% и 28%. Мобильные платежные операции выросли на 48,1% и превысили 81 трлн. юаней [11], занимая первое место в мире.
1.2. Направления развития инвестиционного сектора Китая
1) Отрегулировать режим ограничений допуска на рынок, повышать открытость гражданских аэропортов, обеспечить функционирование основных телекоммуникационных каналов, разведку и разработку нефти и газа и устранять различные скрытые проблемы в таких ключевых областях, как инфраструктура и коммунальные услуги. Смягчение ограничений доступа иностранных инвестиций в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. В начале 2018 года Государственный совет издал «Меры по расширению открытости рынка Китая для иностранного капитала», где ввел 20 важных мер, включая дальнейшие смягчающие ограничения на доступ к услугам, производству, добыче и т.д., а также поддержку внутренних и иностранных инвестиций. Предприятия одинаково пользуются национальными стратегическими и политическими мерами и участвуют в программах, таких как «Сделано в Китае 2025 года».
2)«Зеленые инвестиции» и инвестиции в новую энергетическую промышленность имеют огромный потенциал.
Индустрия охраны окружающей среды Китая огромна, с точки зрения инвестиционных возможностей, такие подсектора, как рекультивация почв, управление локальными очистными сооружениями все еще находятся в начальной стадии развития, перспективы рынка вели-
© I
В
S
*
а
2 а
8
00
сэ
см
сэ £
Б
а
2 ©
ки, но модель достижения прибыльности пока не сложилась, поэтому она более подходит для венчурных инвестиций. Охрана опасных отходов, экологический мониторинг, демонтаж автомобилей и энергосберегающие технологии, - эти отрасли демонстрируют быстрые темпы роста, их модель достижения прибыльности относительно ясна, что подходит для инвестиций в виде Private Equity / Venture Capital. Рынок технологий по переработке отходов в энергетике и очистке сточных вод находится на зрелой стадии развития и пространство для его роста ограничено, но зато рентабельность операций с использованием режимов EPC и PPP стабильна. Расширение масштабов предприятий в основном достигается за счет слияний и поглощений (M & A), а инвестиции могут быть привлечены за счет создания фондов M & A.
Кроме того, под влиянием вопросов энергетической безопасности, негативного воздействия на окружающую среду и технологических вызовов центральные и местные органы власти Китая предоставляют значительные субсидии новой энергетической промышленности, что стимулировало взрывной рост этого нового рынка Китая с 2015 года. Производство литиевых материалов, электролитов, катодов и т.п. будет развиваться с высокой рентабельностью в связи с внедрением новых энергетических транспортных средств. Однако с усилением конкуренции, вызванной расширением масштабов промышленности и интеграции предприятий, стоит инвестировать в ведущие предприятия с передовыми технологиями и стандартизованным управлением.
2. Анализ инвестиционной среды России
2.1 Анализ текущего состояния инвестиционной среды в России
В 2017 году политическая и социальная ситуация в России относительно стабилизировалась, однако в экономике сохраняются некоторые проблемы. В результате санкций, введенных Европой и Соединенными Штатами, объем привлеченных иностранных инвестиций и инвестиций, осуществленных Россией за границей, значительно снизился по сравнению с прошлым периодом (см. рисунок 2). После Крымского кризиса в 2014 году страны Европейского союза, такие как Франция и Германия, которые изначально были крупными инвесторами в России, обратились к Соединенным Штатам с просьбой ввести санкции в отношении России, доля их инвестиций быстро и сильно сократилась (см. рисунок 3). В
Рисунок 2. Соотношение объемов привлеченных иностранных инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России с 2009 г. по 1-2 квартал 2017 г. Источник: [1]
Рисунок 3. Распределение доли стран-инвесторов в России в 2016 г. Источник: [3]
контексте мировои экономической ситуации и продолжающихся европейских и американских санкций будущее инвестиционной среды в России по-прежнему не оптимистично.
1. Политическая обстановка.
В 2017 году политическая ситуация в России была стабильной, страна находилась в «среднесрочной» фазе выборов в Госдуму и президентских выборов. Ряд мер, предпринятых руководством страны в политическом и социальном управлении, позволил устранить угрозу террористических актов и цветной революции и создал условия для успешного переизбрания В.В. Путина в 2018 году. С точки зрения политического развития корректировка политики России не ограничивается только вопросами внутренних дел, ее внутренняя политика, экономика и внешняя политика взаимосвязаны, и это взаимное влияние в различных областях усиливается.
Чтобы облегчить последствия противостояния с западными странами, Россия направила усилия на укрепление сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, с Китаем и Индией. В 2017 году Россия оказывала значительное влияние на геополитику на Ближнем Востоке через активную ближневосточную дипломатию.
2. Социальная среда.
Россия - страна с богатейшими природными ресурсами в мире, но 13,8% россиян (20,3 млн.) зарабатывают меньше величины прожиточного минимума. По данным Федеральной службы государственной статистики России, в третьем квартале 2017 года, прожиточный минимум составил 10 328 рублей, а 12,1 млн. россиян (16,8% рабочей силы) являются «работающими бедными». Нарастает тенденция старения населения в России. По состоянию на 1 января 2017 года городское население России составляло 109,032 млн. человек, сельское население - 37,772 млн., в общей численности населения, количество человек, младше трудоспособного возраста, составляет 26,895 млн. или 18,32% от общей численности населения,население трудоспособного возраста - 83,224 млн. или 56,69% - доля, которая продолжает сокращаться. Количество человек, старше трудоспособного возраста, составляет 36,685 млн. или 24,99% от общей численности населения, и эта доля продолжала расти [4]. По официальным оценкам, к 2025 году в России численность населения старше трудоспособного возраста составит около 40 миллионов человек, что составляет 27% от общей численности населения [4].
Рисунок 4. Динамика двусторонней торговли между Китаем и Россией в 2013-2017 гг. Источник: [7]
3. Экономическая сфера.
В 2017 году западные страны продолжили вводить экономические санкции в отношении России. Несмотря на то, что внешние условия для экономического развития не улучшились, российская экономика начала восстанавливаться, а ее ВВП увеличился. Главной движущей силой экономического роста в 2017 году по-прежнему остается внешняя торговля, при этом потребление и инвестиции восстановились, но не стали основной движущей силой экономического роста. Выдающейся особенностью российской экономики в 2017 году стало то, что налоговые и прочие доходы бюджета не просто покрыли расходную часть бюджета, но и образовали профицит. Финансовый рынок был в основном стабильным, уровень инфляции резко сокращался, сельское хозяйство продолжало поддерживать быстрый рост, а транспортная индустрия процветала.
2.2. Направление развития российского инвестиционного сектора
В августе 2017 года российское правительство утвердило государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства РФ № 1064 от 31 августа 2017г.) [5]. Реализация программы делится на три этапа. На первом этапе (2015-2017 гг.) основное внимание уделяется созданию Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; созданы механизмы укрепления позиций России в международных организациях и укрепления международного взаимовыгодного сотрудничества в Арктическом регионе.
Второй этап (2018-2020 гг.) предусматривает реализацию пилотного проекта опорных зон развития, тестирование хладостойкой плавучей платформы «Северный полюс», строительство современного высокотехнологичного судо-
строительного завода в Республике Саха (Якутия).
Третья фаза (2021-2025 гг.) в основном предназначена для решения проблем экономического и социального развития в Арктическом регионе, сохранения научно-технического потенциала, способствующего развитию передовых технологий и баз электронных компонентов. Россия планирует наладить выпуск конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для удовлетворения потребностей разведки, добычи и переработки полезных ископаемых в российской Арктике.
Россия имеет широкие перспективы для энергетического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.В 2017 году Россия превзошла Саудовскую Аравию, став крупнейшим экспортером нефти в Китай, на долю которого приходится 20% российского экспорта сырой нефти [11]. Россия использует современные технологии для добычи нефти и газа и планирует стать крупнейшим экспортером сжиженного газа. По этой причине российские газовые компании и К1оуа1ес вложили значительные средства в крупные энергетические проекты Ямала и Сахалина. Россия также планирует построить в порту Ванино в Хабаровском крае терминал для перевалки сжиженных углеводородных газов с планируемой годовой пропускной способностью в 2,5 млн. тонн, главным образом, для Азиатско-Тихоокеанского рынка. Инвестиции в проект составят около 270 млн.долл. США. Терминал планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.
Общий объем экспорта вооружений в России в 2017 году составил 13 миллиардов долларов США, что несколько меньше, чем в 2016 году. Однако по сравнению с экспортом нефти и газа экспорт оружия в России относительно стабилен и обеспечивает 25% мирового рынка вооружений [2]. В 2016 г. заместитель пре-
мьер-министра РоссииД.О. Рогозин, ответственный за оборонную промышленность, отметил, что к 2020 году развитие оборонно-промышленного комплекса станет движущей силой экономического развития России. Россия занимает более 80% рынка Китая в течение 16 лет.
3. Анализ перспектив всестороннего сотрудничества между Китаем и Россией
1) Объем торговли между Китаем и Россией неуклонно растет, и структура торговли продолжает улучшаться. По данным Главного управления таможни Китая, объем торговли между двумя странами в 2017 г. составил 84,07 млрд.долл. США, увеличившись за год на 20,8% (см. рисунок 4). В частности, экспорт Китая в Россию составил 42,88 млрд.долл. США, что на 14,8% больше, чем в прошлом году, а импорт из России составил 41,19 млрд. долл. США, что на 27,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Китай является крупнейшим торговым партнером России. На российско-китайскую торговлю приходится 14,8% общей внешней торговли России [7].
2) Китайско-российское энергетическое стратегическое партнерство.
В 2017 г. Россия сохранила статус крупнейшего источника импорта сырой нефти и электроэнергии в Китае и экспортировала 59,8 млн. тонн сырой нефти в Китай в течение всего года, что на 13,9% больше по сравнению с предыдущим годом [7]. С 1 января 2018 г., с началом коммерческой эксплуатации второго китайско-российского трубопровода Мохэ-Дацин, ежегодный импорт сырой нефти в Китай по наземным нефтепроводам увеличится с 15 млн. тонн до 30 млн. тонн. Китайско-российский проект строительства газопровода «Природный газ Восточной линии» («Сила Сибири») согласован, а Амурский газоперерабатывающий завод начал строиться. В декабре была введена в эксплуатацию первая производственная линия китайско-российского сотрудничества «Ямал СПГ». Этот проект является одним из крупнейших проектов в области сжиженного газа в мире, причем доля Китайской национальной нефтяной корпорации и Фонда «Шелковый путь» составляют 20% и 9,9% соответственно.
3) Расширение финансового сотрудничества. В марте 2017 года Промыш-ленно-коммерческий банк Китая объявил о начале официального открытия бизнеса банка-клиринга юаня в Москве, что будет способствовать дальнейшему упрощению использования юаня в китайс-
© £
Я
3
*
а
2 а
8
00
сэ
см
сэ £
Б
а
2 ©
ко-россиискои торговле и инвестициях и развитию сотрудничества между Китаем и Россией в сфере торговли, инвестиции и финансов. В настоящее время Индустриальный и коммерческий банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Банк Китая, Китайский строительный банк, Китайский банк развития и Китайский банк Exim Bank создали свои филиалы и представительства в России. Также развивается их сотрудничество с российскими банками. Например, российская корпорация «РусАл» осуществила в Китае два выпуска облигаций, номинированных в юанях (Panda bonds) общей суммой в 1,5 млрд. юаней.
4) Продолжение гуманитарного сотрудничества. 2017 год был объявлен «Годом обменов китайских и российских СМИ». Средства массовой информации двух стран провели различные мероприятия, которые способствовали развитию медиа-сотрудничества и «народной дипломатии» между двумя странами. Обе страны договорились о проведении Годов китайско-российского сотрудничества и обмена на местном уровне в 2018 и 2019 годах. Образовательное сотрудничество между Китаем и Россией достигло значительных результатов. Например, Шанхайский университет и Московский авиационный институт осуществляют подготовку студентов по программам совместной магистратуры. Также начал свою работу Совместный Университет МГУ-ППИ, основанный МГУ имени М.В. Ломоносова, Пекинским политехническим институтом и Муниципальным народным правительством города Шэньч-жэня. Число китайских и российских туристов, посещающих обе страны, продолжает расти. В 2017 году Китай стал крупнейшим источником туристов в России, а Россия является пятым по величине источником туристов в Китае [9].
5) Китайско-российское сельскохозяйственное сотрудничество имеет большие перспективы. 11 октября 2017 года в Москве состоялось четвертое заседание Подкомиссии по сельскому хозяйству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Китай и Россия провели содержательные дискуссии по вопросам сельскохозяйственной продукции и торговле продуктами питания, доступу на рынки, сотрудничеству в области сельскохозяйственной инфраструктуры, поощрению взаимных инвестиций в сельское хозяйство и стимулированию исследований и разработок в области сельского хозяйства и техники.
Поскольку список взаимного доступа к сельскохозяйственной продукции между двумя странами продолжает расширяться, Китай в 2017 году импортировал сельскохозяйственной продукции из России на более чем 3 млрд.долл. США. К сельскохозяйственной продукции, которую Китай импортирует из России, относятся преимущественно кукуруза, соевые бобы, подсолнечное масло и мука. Экспорт Китая в Россию в основном включает продукты из фруктов и морепродуктов. Расширение торговли сельскохозяйственной продукцией стало новой точкой роста для двусторонней торговли между Китаем и Россией [7]. В 2004 году была создана китайско-российская (Приморский край) зона сотрудничества в области современной сельскохозяйственной промышленности. После более чем десяти лет развития на данный момент она имеет 68 000 гектаров обрабатываемых земель, 14 посевных площадей, 7 зон переработки зерна,хранения и переработки и свинины, крупного рогатого скота, молочные фермерские хозяйства, заводы по переработке соевого масла и т.д.
Таким образом, добрососедская дружба и стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией широко признаны в обществе обеих стран и могут быть описаны как глубоко укорененные в сердцах людей. На китайском социальном уровне отношения дружбы и сотрудничества с Россией часто встречается в научных статьях, в СМИ и высказываниях в социальных сетях. Президент России В.В. Путин заявил на пресс-конференции в 2017 году, что развитие долгосрочных стратегических отношений с Китаем является национальным консенсусом в России. С победой президента В.В. Путина на президентских выборах в 2018 г. китайско-российские отношения будут продолжать развиваться.
Литература
1. Зайцев Юрий, Восстановительный рост иностранных инвестиций в период санкций//ИХ «Финам» ЦБ РФ, 25 декабря 2017, | Периодика http://elitetrader.ru/ index.php?newsid=375357http:// elitetrader.ru/index.php?newsid=375357
2. Экспорт вооружений из России: Россия была и останется в числе лидеров. [Электронный ресурс]: Бизнес-портал, фабрика манимейкеров: http:// moneymakerfactory.ru/biznes-plan/ eksport-voorujeniy-iz-rossii/
3. Структура прямых инвестиций в РФ \\ Деловой портал, 2017. - 14 февраля. DNR LIVE: http://dnr-live.ru/struktura-
pryamyih-investitsiy-v-rf/http://dnr-live.ru/ struktura-pryamyih-investitsiy-v-rf/
4. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации -Режим доступа: http://www.gks.ru
5. Официальный сайт Правительства России http://government.ru/
6. Национальное бюро статистики Китая, WINDZ/Официальный сайт - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn
7. Таможенное управление Китая // Официальный сайт: http:// www.customs.gov.cn/eportal/ ui?pageId=696401¤tPage=1&m oduleId=803a199eac704a97a8ea110a18cb3a0e
8. The Ministry of Commerce has issued questions on the "Guidance Catalogue for Foreign Investment Industries (2017 Revision)" for the two departments. // [Text]: Zhu Ying 2017. - June 29, Government website of China // Official website: http: // www.gov.cn/xinwen/2017-06/29/ content_5206771.htm
9. The Data Center of the Ministry of Culture and Tourism of China, the main data report of the tourism economy in the first half of 2018, 000014348 / 2018-00781 / 2018.- August 22 / The Ministry of Culture and Tourism of China: http:// zwgk.mct.gov.cn/ceshi/lysj/201808/ t20180822_834337.html?keywords=
10. Statistical Communiquй of the People's Republic of China on National Economic and Social Development in 2017 National Bureau of Statistics of the People's Republic of China 2018.- 28 February // Official site - Access mode: http:// www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201802/ t20180228_1585631.html
11. People's Republic of China Statistical Communiquй of 2016 National Economic and Social Development 2017. - February 28 // Official site - Access mode: http:// www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201702/ t20170228_1467424.html
Analysis of russian-chinese investment
environment and cooperation Sun Yuanyue, Zubenko V.A.
Lomonosov Moscow State University In the second decade of this century, China came out on top in terms of the scale of the economy and in the sphere of commodity trade. The colossal economic success and social progress in China is largely explained not only by creating a favorable investment environment for national entrepreneurs, but also by attracting and using competently foreign investments that are carriers of advanced technologies. The article states that China retains and increases its attractiveness to foreign capital by applying political, legal and economic measures aimed at removing bureaucratic barriers. At the same time, the implementation of the grandiose project «One Belt, One Way» will give new impetus to the economic growth and development of the country on the basis of national capital.
As is known, the last years are characterized by the intensification of cooperation between China and Russia in various forms, including in the investment sphere. But its potential is not realized in full because of the shortcomings of Russia's investment environment, which is analyzed in detail in the article.
Key words: China, Russia, investment environment, foreign investment, competitive advantages, the One-Way, One-Way project, economic growth, green investments, energy cooperation.
References
1. Zaitsev Yuri, Restorative growth of foreign
investment in the period of sanctions, // The Finam of the Central Bank of Russia, December 25, 2017, | Periodicals http://elitetrader.ru/ index.php?newsid = 375357http:// elitetrader.ru/index.php?newsid=375357
2. Export of weapons from Russia: Russia has
been and will remain among the leaders. [Electronic resource]: Business portal, the
factory of moneymakers: http:// moneymakerfactory.ru/biznes-plan/eksport-voorujeniy-iz-rossii/
3. The structure of direct investment in the Russian
Federation \\ Business portal, 2017. - February 14. DNR LIVE: http://dnr-live.ru/struktura-pryamyih-investitsiy-v-rf/http://dnr-live.ru/ struktura-pryamyih-investitsiy-v-rf/
4. Federal Service of State Statistics of the Russian
Federation - Access mode:http://www.gks.ru
5. The official website of the Government of Russia
http://government.ru/
6. National Bureau of Statistics of China, WIND //
Official website - Access mode: http:// www.stats.gov.cn
7. China Customs Office // Official website: http:/
/www.customs.gov.cn/eportal/ ui?pageId=696401¤tPage=1&m oduleId=803a199eac704a97a8ea1f0a18cb3a0e
8. The Ministry of Commerce has issued questions
on the "Guidance Catalogue for Foreign Investment Industries (2017 Revision)" for the two departments. // [Text]: Zhu Ying 2017. -
June 29, Government website of China // Official website: http: //www.gov.cn/xinwen/ 2017-06/29/content_5206771.htm
9. The Data Center of the Ministry of Culture and
Tourism of China, the main data report of the tourism economy in the first half of 2018, 000014348 / 2018-00781 / 2018.- August 22 / The Ministry of Culture and Tourism of China: http://zwgk.mct.gov.cn/ceshi/lysj/ 201808/t20180822_834337.html?keywords=
10. Statistical Communique of the People's Republic of China on National Economic and Social Development in 2017 National Bureau of Statistics of the People's Republic of China 2018.- 28 February // Official site - Access mode: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/ 201802/t20180228_1585631.html
11. People's Republic of China Statistical Communique of 2016 National Economic and Social Development 2017. - February 28 // Official site - Access mode: http:// www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201702/ t20170228_1467424.html
О
3
В
s
v
a
2 a
8