Научная статья на тему 'СФЕРА УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СФЕРА УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОПИСАНИЮ ПОНЯТИЯ «СФЕРА УСЛУГ» / РЕСУРСНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ И ВЫГОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SERVICE SECTOR / ECONOMIC CATEGORY / TYPE OF ECONOMIC ACTIVITY / CLASSIFICATION OF APPROACHES TO THE DESCRIPTION OF THE "SERVICE SECTOR" CONCEPT / RESOURCE-INTEGRATION APPROACH / BALANCE OF INTERESTS AND BENEFITS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Михайлова Вероника Михайловна

Обозначена возрастающая роль сферы услуг в развивающейся социально-экономической системе, претерпевающей изменения разного характера в процессе нарастания противоречий и разногласий и необходимости обеспечения ее устойчивого равновесия в условиях ресурсных ограничений. Выявлены и систематизированы подходы к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» по ключевым признакам, обозначающим ориентиры в характере воплощения услуг разного происхождения. Разработана классификация этих подходов и дана их характеристика. Предложено описание экономической природы сферы услуг осуществлять с позиций ресурсно-интеграционного подхода. Указано на необходимость реализации ключевого принципа этого подхода, суть которого заключается в достижении баланса интересов и выгод, формируемых участниками отношений на основе мотивационной доминанты и повышения доверия к преобразованиям в этой сфере в направлении укрепления социально-экономического вектора развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Михайлова Вероника Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Services as an economic category and type of economic activity

The increasing role of the service sector in the developing socio-economic system, which is undergoing changes of different nature in the process of increasing contradictions and disagreements and the need to ensure its sustainable balance in terms of resource constraints, is indicated. The approaches to the description of the economic nature of the "service sector" concept on the key features that indicate the reference points in the nature of the implementation of services of different origin are identified and systematized. The classification of these approaches is developed; and their characteristics are given. It is proposed to describe the economic nature of the service sector from the perspective of resource-integration approach. The necessity of the implementation of the key principle of this approach is to achieve a balance of interests and benefits generated by participants of the relations based on the motivational dominants and enhance the credibility of reforms in this area in the direction of strengthening the socio-economic vector of the society's development.

Текст научной работы на тему «СФЕРА УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 1 • Январь 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

f>

Пер

Первое

экономическое издательство

сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности

Щепакин М.Б. 1, Михайлова В.М. 1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Обозначена возрастающая роль сферы услуг в развивающейся социально-экономической системе, претерпевающей изменения разного характера в процессе нарастания противоречий и разногласий и необходимости обеспечения ее устойчивого равновесия в условиях ресурсных ограничений. Выявлены и систематизированы подходы к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» по ключевым признакам, обозначающим ориентиры в характере воплощения услуг разного происхождения. Разработана классификация этих подходов и дана их характеристика. Предложено описание экономической природы сферы услуг осуществлять с позиций ресурсно-интеграционного подхода. Указано на необходимость реализации ключевого принципа этого подхода, суть которого заключается в достижении баланса интересов и выгод, формируемых участниками отношений на основе мотивационной доминанты и повышения доверия к преобразованиям в этой сфере в направлении укрепления социально-экономического вектора развития общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера услуг, экономическая категория, вид экономической деятельности, классификация подходов к описанию понятия «сфера услуг», ресурсно-интеграционный подход, баланс интересов и выгод, устойчивое развитие

services as an economic category and type of economic activity

Shchepakin M.B. 1, Mikhaylova V.M. 1

1 Kuban State University of Technology, Russia

введение

Российская экономика, вступая на путь интенсивного развития и инновационного обновления всех сфер деятельности, сталкивается с проблемой идентификации изменяющихся состояний рынка, вызываемых следующими причинами: а) перераспределением ресурсов между участниками отношений; б) новыми вызовами трансформируемого экономического пространства; в) повышением требований потребителей и иных рыночных агентов к качеству и характеру производимой продукции и оказываемых услуг разного происхождения и направленности [1] (Бкокгракт, 2000); г) меняющимися интересами региональной экономики; д) появляющимися неблагоприятными обстоятельствами и факторами внешнего окружения; д) изменчиво-

стью состояния внутренней среды бизнеса; е) неопределенностью стратегии развития российской социально-экономической системы; ж) неразрешаемыми противоречиями, разногласиями и конфликтами между собственниками и наемной рабочей силой.

Деформации в маркетинговом поведении хозяйствующих субъектов [2] (Shchepakin, 2016), формируемые в социально-экономической системе в силу неоднородности происхождения нарастающих противоречий, конфликтов и разногласий между разными участниками отношений (между бизнесом и властью, между государством и бизнесом, между бизнес-структурами по обстоятельствам различного характера, между обществом и человеком, между социумами и структурами власти разных уровней и т.п.) приводят к сдерживанию экономического роста [3] (Shchepakin, Mishulin, 2000), снижению уровня морально-нравственного воплощения компетентностных составляющих в деятельности товаропроизводителя и бизнес-структур в сфере услуг. Ресурсные ограничения накладывают негативный «отпечаток» на выстраиваемые взаимоотношения между участниками рынка, побуждая их к маркетинговой адаптации к требованиям рынка в условиях неопределенности и нестабильности экономики на основе интеграции имеющихся возможностей и вовлекаемых извне ресурсов для достижения желаемых результатов и выгод [4] (Shchepakin, Khandamova, Dushin, 2018).

ABSTRACT:_

The increasing role of the service sector in the developing socio-economic system, which is undergoing changes of different nature in the process of increasing contradictions and disagreements and the need to ensure its sustainable balance in terms of resource constraints, is indicated. The approaches to the description of the economic nature of the "service sector" concept on the key features that indicate the reference points in the nature of the implementation of services of different origin are identified and systematized. The classification of these approaches is developed; and their characteristics are given. It is proposed to describe the economic nature of the service sector from the perspective of resource-integration approach. The necessity of the implementation of the key principle of this approach is to achieve a balance of interests and benefits generated by participants of the relations based on the motivational dominants and enhance the credibility of reforms in this area in the direction of strengthening the socio-economic vector of the society's development.

KEYWORDS: service sector, economic category type of economic activity classification of approaches to the description of the "service sector" concept, resource-integration approach, balance of interests and benefits, sustainable development

JEL Classification: L80, L89, M21 Received: 29.12.2019 / published: 31.01.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shchepakin M.B. (shchepakin0mai1.ru)

CITATION:_

Shchepakin M.B., Mikhaylova V.M. (2020) Sfera uslug kak ekonomicheskaya kategoriya i vid ekonomi-cheskoy deyatelnosti [Services as an economic category and type of economic activity]. Ekonomika, pred-prinimatelstvo i pravo. 10. (1). - 71-88. doi: 10.18334/epp.10.1.41545

Сфера услуг как сфера обеспечения и сопровождения реализации экономических, социальных и производственных процессов обслуживания и удовлетворения потребностей участников рыночного пространства требует идентификации ее экономической природы в содержательном контексте тех явлений, процессов и взаимодействий, которые определяют внутреннее состояние бизнеса, его работников, и формируют предпосылки для решения ключевых проблем развития общества и человека в его реальном социально-экономическом окружении [5] (Shchepakin, Mikheev, 2015). Сфера услуг, выступая связующим звеном межотраслевых, межсубъектных, межличностных связей, подвергается изменениям, которые затрагивают разные срезы социально-экономической жизни общества и разных участников отношений и влияют на характер преобразований во всех составляющих жизнедеятельности российского общества. Эти изменения могут ускоряться на инновационной основе [6] (Shchepakin, Khandamova, Fitsurina, Kuznetsova, Shumsky, 2018) или же сдерживаться по причинам разного характера (из-за нехватки ресурсов, социальной неоднородности и разноуров-невости взаимодействующих сторон, поляризации возможностей людей в получении тех или иных благ, из-за отсутствия порой элементарных условий для удовлетворения насущных потребностей граждан, территориально разобщенных в границах российского социума, по заявляемым запросам разной направленности и т.п.) [7] (Shchepakin M.B., Kozhura E.A., 2004).

Инфраструктурные преобразования в социально-экономической жизни рядового человека тормозятся из-за пониженной мотивационной активности бизнеса и его работников во всех сферах деятельности, наиболее отчетливо проявляя свою недостаточную эффективность в период нестабильной экономики [8] (Shchepakin, Khandamova, Tolmacheva, 2018). Организационные изменения, сопровождающие этот период, отличаются хаотичностью, нерациональностью и импульсивностью, которые нарушают ранее установленные договоренности между теми, кто создает материальные и иные блага и теми, кто является собственниками ресурсов и делегирует управляющие воздействия менеджерам разного уровня и разной принадлежности по управлению бизнесом в границах тех или иных территорий и субъектов права в интересах конструктивных изменений, способных создать большие прибавочные продукты. Чаще всего здесь речь идет о получении больших доходов и прибылей, невзи-

ОБ АВТОРАХ:_

Щепакин Михаил Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и бизнес-коммуникаций (shchepakin0mai1.ru)

Михайлова Вероника Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций (nika1570mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Щепакин М.Б., Михайлова В.М. Сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 71-88. doi: 10.18334/epp.10.1.41545

рая на качество и уровень создаваемой потребительской ценности оказываемых услуг (например, в здравоохранении, в образовании, в культуре). Воспроизводство товаров и услуг подчиняется интересам тех, кто наделяет бизнес и работников материально-техническими и финансовыми ресурсами, требуя в ответ максимальной самоотдачи и самореализации для удержания бизнесом конкурентных позиций и для наращивания его конкурентоспособности в том или ином маркетинговом пространстве.

Инновационный компонент, являясь тем исходным элементом, который способен создать условия для инициирования изменений разного характера и масштаба, становится определяющим при построении бизнес-моделей и бизнес-процессов, ориентированных на адаптационные манипуляции с сознанием и поведением потребителя, инвесторов, рыночных агентов разных сфер деятельности и видов профессионального труда [9, 10] (Shchepakin, 2019; Khandamova, Shchepakin, Kharadzhyan, 2012). Наполняя тот или иной подход содержательным контентом к отображению свойств, качеств и характеристик разных сфер (видов) деятельности, возможным становится определение инструментарных наборов маркетингового управления функционированием и развитием существующих и диверсифицируемых видов профессиональной экономической деятельности. Эти инструментальные наборы должны быть идентифицированы и формализованы в тех пропорциях, которые отвечают запросам рыночных агентов (потребителей, производителей сопутствующих товаров, рыночных субъектов сферы обслуживания и того или иного сопровождения бизнеса, инвесторов и структур государственного и другого иерархического уровня управления). Вовлекаемые в управление функционированием и развитием разных сфер деятельности инструменты воздействия на участников рынка с их разными представлениями о процессах и явлениях в социально-экономическом пространстве создают потенциал для модернизационных и иных преобразований на уровне экономики регионов и субъектов хозяйствования. Нестабильность экономического развития различных сфер деятельности (ключевых, обеспечивающих, обслуживающих, сопровождающих) требует пересмотра позиций бизнеса в отношении построения коммуникационных сетей [11] (Khandamova, Shchepakin, Petrovskiy, 2007), которые могут изменить рыночное положение субъектов в той или иной сфере и создать предпосылки для рациональной адаптации их организационно-экономических механизмов к изменяющимся условиям внешнего окружения и изменяющемуся внутреннему состоянию самого бизнеса [10] (Khandamova, Shchepakin, Kharadzhyan, 2012). Синхронизируя ресурсы, возможности, маркетинговое поведение и интересы разных участников рыночных отношений при построении ими бизнес-процессов, создается синергетический эффект [12, с. 336-359] (Kleyner, Inshakov, Sorokozherdev, Mamedov, Mishulin i dr., 2011, р. 336-359) от их взаимодействия, и укрепляется тренд на экономический рост [40j (Shchepakin, Erok, Kuznetsova, 2016). Рациональное маркетинговое поведение субъектов и их бизнес-партнеров становится инструментом обретения ими благоприятного конкурентного положения даже в условиях нестабильного экономического развития и обострения

конкуренции [13] (Shchepakin, Khandamova, Krivosheeva, Kuznetsova, Kurenova, 2018).

Для того чтобы осуществлять выбор тех или иных решений по управлению развитием хозяйственных сфер экономики (в производственных звеньях, в структурах сферы услуг разного предназначения) на разных уровнях ее воплощения (национальном, региональном, субъектом), следует составить представление о том, каков должен быть механизм построения взаимодействий между участниками обменов, и на каких принципах он должен быть реализован, если ставится задача наращивания темпов экономического роста и повышения народного благосостояния. И в рамках такой постановки проблемы «вырастает» необходимость выявления экономической природы тех сфер деятельности, которые обретают серьезный тренд на расширение масштабов своего влияния на происходящие процессы изменений в обществе и в сознании работающего человека. Сфера услуг, как наиболее привлекательная с точки зрения удовлетворения изменяющихся потребительских потребностей, требует своей идентификации в контексте ресурсных и иных возможностей человека, бизнеса и государства для объективного (а не субъективизированного средствами массовой информации и иными источниками пропаганды) изменения восприятий и реакций людей на декларируемые и осуществляемые преобразования в экономической сфере деятельности. Речь идет о тех ресурсах и возможностях, которые способны создать благоприятные и комфортные условия для жизни социума, адекватно оценивающего состояние общества, внешнего окружения и внутренних процессов в предпринимательской сфере. Необходимо в рамках объективных представлений об экономической природе процессов и явлений, реализуемых в сфере услуг, создавать силами бизнеса, государства и работающего человека те условия для ее функционирования и развития, которые способны изменять сознание человека, наделяя его уверенностью в достижении текущего и будущего благополучия, воплощаемого в реальном удовлетворении платежеспособного спроса населения на предметы, товары и услуги желаемого качества в желаемом объеме.

классификация подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг»

Анализ научных публикаций в области теории управления сферой услуг показывает, что большинство из них посвящено исследованию понятия «сфера услуг», привязанной к отраслевой специфике (транспортной [14, с. 56] (Fursov, 2011, р. 56), социальной [15] (Smirnov, 2011), жилищно-коммунальной [16, с. 144] (Mironova, 2010, р. 144), консультационной [17, с. 46] (Deeva, 2010, р. 46), страховой [18] (Kucherova, 2011) и др.). В научной литературе можно встретить ряд понятий, употребляемых наряду с понятием «сфера услуг»: непроизводственная сфера, нематериальное производство, социальная сфера, социальная инфраструктура, социально-культурная сфера, сфера обслуживания, инфраструктурная сфера, духовное производство, сфера сервиса, индустрия сервиса и т.п. Широкий терминологический «разброс» в представлениях о тех или

иных видах и сферах экономической деятельности требует исследования, которое способно выявить взаимосвязи между ресурсными составляющими этих сфер в контексте целей и задач общества по его развитию и укреплению социально-экономической и морально-нравственной направленности в обозначаемых и реализуемых преобразованиях, учитывающих внутреннее состояние общества, бизнеса и человека, а также реагирующих на усиливающееся внешнее давление со стороны разных сил (геополитических, конкурентных, идеологических, этнокультурных и иных). Теоретический анализ научных исследований разных ученых, разделяющий их взгляды на характер протекающих процессов в российской социально-экономической системе по различным признакам, определяющим сущность экономической природы этих процессов, позволил выявить основные подходы к описанию понятия «сфера услуг» как к экономической категории и как к виду экономической деятельности. Нами систематизированы эти подходы по ключевым признакам, описывающие приоритетное толкование этого понятия с позиций научных взглядов разных исследователей (табл. 1).

Анализ научной литературы в терминологическом аспекте рассматриваемой нами сферы услуг позволил выделить некоторые из подходов, определивших содержательную составляющую понятия «сфера услуг» (табл. 2).

Представленные определения отражают различные грани производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности субъектов сферы услуг. Определенная односторонность рассмотрения сферы услуг ограничивает возможности управленческих звеньев совершенствовать внутрисубъектные и межсубъектные отношения, формировать механизмы рационального использования различных ресурсов, выстраивать сбалансированные взаимоотношения между субъектами рынка, порой игнорируя ориентацию бизнеса на интересы работников, на выгоды от рациональных коммуникаций и на изменяющиеся обстоятельства рыночной среды, а также игнорируя масштаб и характер существующих противоречий и разногласий в обществе. Понимая цели и задачи развития сферы услуг, следует ориентироваться на инновационные составляющие бизнес-процессов, на интеграцию ресурсов в направлении построения сбалансированных взаимодействий между участниками отношений на принципах социальной ответственности, на устоявшихся нормах нравственно-этического поведения, на маркетинговой ориентации бизнеса в соответствии с коммуникационной проницаемостью разных агентов рынка на сотрудничество и партнерство в интересах достижения консенсуса в распределении получаемых выгод и благ от намечаемых преобразований и модернизации профессиональной деятельности с использованием передовых технологий и современных маркетинговых инструментов воздействия на целевые аудитории различных сфер деятельности.

На рисунке 1 представлена взаимосвязь различных подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг», реализуемой наиболее полно в рамках предложенного ресурсно-интеграционного подхода, отображающего новые процессы и явления в социально-экономической жизни общества и в изменяющемся сознании

Таблица 1

Классификация основных подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» как экономической категории в условиях новых вызовов развивающего рынка и изменяющихся требований потребителя

подход характеристика ключевой признак подхода

Процессный [19, 20] (Sobakoгeva, 2007; Buyalskiy, 2009) Заключается в рассмотрении сферы услуг как серии взаимосвязанных экономических, социальных и производственных функций, реализующих непрерывный процесс обслуживания и удовлетворения потребностей населения. Ориентация на взаимосвязанность и взаимодействие видов деятельности

Маркетинговый [21] (Omaгova, 2011) Рассматривает сферу услуг как совокупность формируемых и реализуемых услуг различного направления в интересах потребителя. Ориентация на потребителя

Отраслевой Базируется на рассмотрении сферы услуг как набора услуг, отражающих специфику разных отраслей и сфер деятельности предприятия. Ориентация на вид деятельности

Поведенческий [22] (Baгygina, 2009) Рассматривает сферу услуг как набор услуг, меняющихся в зависимости от знаний, умений, навыков и других поведенческих реакций как персонала предприятия, так и потребителей. Ориентация на человеческое поведение, действия и их результаты

Экономический Рассматривает сферу услуг как систему, в рамках которой реализуются экономические цели и достигается эффективный результат деятельности предприятия, связанный с интересами бизнеса и потребителя. Ориентация на получение прибыли и иных выгод

Организационный [23] (Buгdakova, 2013) Рассматривает сферу услуг как систему отношений между звеньями управления, имеющими четко определенный порядок взаимоотношений, в рамках которой реализуется эффективное взаимодействие участников рыночной среды друг с другом в интересах устойчивого развития бизнес-структур. Ориентация на координацию взаимодействий участников отношений

Ситуационный [24, с. 231] ^^п, 2011, р. 231) Базируется на рассмотрении сферы услуг как системы, реагирующей на изменения внешних и внутренних факторов, определяющих поведение фирмы на рынке и характер управления ею для сохранения желаемых позиций в рыночном пространстве в условиях конкретных обстоятельств и проявления действия конкретных факторов. Ориентация на изменяющиеся условия рынка

Инфраструктурный [25, с. 24] (Ivanov, 2002, р. 24) Рассматривает сферу услуг как систему, состоящую из субъектов (производитель услуги) и объектов (потребитель услуги), отражающих их пропорции и соотношения в каждом конкретном случае, в рамках которой решаются вопросы выбора наиболее эффективных форм организации взаимодействия между ними. Ориентация на равновесие и устойчивость

Окончание табл. 1

подход характеристика ключевой признак подхода

Ресурсный [26] (Shchepakin, Tsitsi-lina, 2007) Рассматривает сферу услуг как систему, способную приспособиться к изменчивости ресурсного обеспечения и необходимости восполнения ресурсов в случае их нехватки из разных источников для формирования предпосылок эффективного ведения хозяйственной деятельности предприятиями в интересах их устойчивого развития. Ориентация на рациональное использование ресурсов

Коммуникацион-ный [27] (Khandamova, 2007) Рассматривает сферу услуг как систему, обладающую неоднородными и разнохарактерными коммуникативными отношениями между субъектами, требующими их рационализации и структуризации по признакам полномочий, функций и возможностей в построении эффективной деятельности бизнес-структур. Ориентация на проницаемость воздействий к взаимодействию

Мотивационный [28] (Shchepakin, 1996) Рассматривает сферу услуг как систему, настраиваемую на ту или иную мотивационную доминанту, определяемую интересами субъектов и стратификационных классов, формирующих стратегии и тактики развития бизнеса исходя из ресурсной обеспеченности, поведенческой адаптивности работников к вызовам рынка, к условиям выстраиваемых договоренностей между разными звеньями социально-экономической системы и функционирующую только при достижении консенсуса между сторонами в распределении выгод и благ. Ориентация на интересы и разрешение противоречий

Воспроизводст-вен-ный [29, с. 25] (Dobrynina, 2009, р. 25) Рассматривает сферу услуг как систему, ориентированную на постоянное возобновление производства услуг для удовлетворения потребностей потребителей конкретного рынка с минимальными затратами на единицу полезного эффекта. Ориентация на возобновление услуг

Институциональный [30, с. 44] (Sinyutin, 2002, р. 44) Рассматривает сферу услуг как комплекс различных бизнес-структур, функционирующих в конкретной институциональной среде и воспроизводящих необходимые услуги в зависимости от потребностей потребителей и от условий, в которых существует и развивается система. Ориентация на комплекс различных объединений граждан

Инновационный [31, с. 25] (Shchepakin, Tomilko, 2013, р. 25) Рассматривает сферу услуг как систему, способную воспринимать, инициировать и реализовывать нововведения, идеи в практику хозяйственной деятельности в условиях реального состояния организационно-экономической и правовой среды общества. Ориентация на реализацию инновационных решений

Ресурсно- интеграционный (предложен авторами) Рассматривает сферу услуг как целостную систему, способную интегрировать ресурсы разного качества, происхождения и направленности для достижения баланса интересов взаимодействующих сторон на принципах социальной ответственности и воплощения нравственно-этических норм и правил. Ориентация на интеграцию ресурсов разной направленности и разного происхождения

Таблица 2

Систематизация основных определений понятия «сфера услуг» в контексте ее представления как вида экономической деятельности, реализуемой на разных принципах взаимодействия хозяйствующих и иных субъектов рыночных отношений (описаны в научных исследованиях представителей

разных научных школ)

Автор определение реализуемый подход

Панкратьев Н.Н. [32] (Pankгatev, 1998) Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами Производственный

Стаханов В.Н. [33, с. 74] (Stakhanov, Stakhanov, 2011, р. 74) Сфера услуг - комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг Организационный

Азрилиян А.Н. [34, с. 255] ^гШуап, 2010, р. 255) Сфера услуг - система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств. Автор различает: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство); сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение) Отраслевой

Токарева О.Е. [35] (Tokaгeva, 2005) Сфера услуг - это самостоятельная сфера, обеспечивающая повышение эффективности общественного производства на основе совершенствования человеческого капитала, создания условий для рациональной организации основных видов деятельности человека Организационный

Кликич Л.М. [36, с. 12] (КШсЬ, 2004, р. 12) Сфера услуг - это особая, наиболее перспективная сфера экономики со специфическими субъект - субъектными отношениями и связями в обмене Инфраструктурный

Иванов Н.Н. [37] (Ivanov, Aleksan-dгov, 2007) Сфера услуг - это сфера деятельности субъектов социально-экономической системы, функциональным назначением которой является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц путем предоставления им (производства для них) соответствующих благ-услуг. В качестве указанных субъектов могут выступать либо отрасли, полностью с ориентированные на оказание услуг, либо оказывающие те или иные виды услуг организации отраслей, имеющих иное функциональное предназначение. Маркетинговый

Соловьева Л.В. [38] (Soloveva, 2005) Сфера услуг - это система разнородных видов экономической деятельности, в которых, наряду со сферой материального производства, происходит совокупный процесс создания и использования общественного продукта Процессный

Плешивцев А.В. [39] (Pleshivtsev, 1992) Сфера услуг - совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения Воспроизводственный

Обозначения: 1- человеческий! ресурс; 2 - мотивационная доминанта; 3 - доверие

Рисунок 1. Взаим освязьподходов к описанию экономической прировы понятия «сфера услуг» и ее воплещению о обеспечении устойчивоно функционирования и развития этой сферы Источник: разработано авторами.

рядового человека. Сущностная природа сферы услуг как экономической категории зиждется (авт. - основывается, строится) на внутреннем потенциале человеческого ресурса, социально-экономическом векторе мотивационной доминанты и на доверии к изменениям и преобразованиям в разных составляющих жизнедеятельности общества. Отсутствие хотя бы одного вышеназванного и четко идентифицируемого элемента разрушают сущностное наполнение понятия «сфера услуг» и порождают симуляционные проявления в поведении субъектов, в реализации маркетинговых программ функционирования бизнеса, в адаптационных преобразованиях во всех

составляющих социально-экономической системы (и в первую очередь, в сфере услуг - максимально «приближенной» к нуждам и потребностям рядового человека). Пренебрежение факторами, сдерживающими развитие, а также определяющими инвестиционное развитие, создает дополнительные трудности в достижении устойчивого равновесия системы и формирует разнонаправленные сложности в преодолении противоречий, разногласий и конфликтов между разноуровневыми участниками рыночных отношений.

Существенным моментом в понимании сферы услуг как вида экономической деятельности является ее восприятие в сознании потребителей и тех, кто выступает субъектом оказания услуг, той областью жизни человека или коммуникаций субъектов хозяйствования и иных социумов, в которой воплощаются усилия сторон по реальному удовлетворению заявляемых потребностей, формируемых в обществе и в его социально-экономическом пространстве. Реализация функций в сфере услуг, расширяющихся под воздействием научно-технического прогресса и в результате появления новаций разного предназначения, должна строиться на принципах социально ориентированного взаимодействия клиентов (потребителей), хозяйствующих и иных субъектов рыночных отношений. Это взаимодействие должно отображать здравую логику взаимовыгодного партнерства, строиться на принципах нравственности, морали, этики, социальной справедливости и рационального ресурсного покрытия реализуемых действий, проектов и мер по повышению эффективности функционирования и развития сферы услуг.

заключение

1. Сфера услуг как наиболее привлекательная с точки зрения удовлетворения изменяющихся потребительских потребностей субъектов область экономической деятельности и сфера удовлетворения потребностей человека требует своей идентификации в отношении ресурсных (маркетинговых, компетентностных, поведенческих, моти-вационных, коммуникационных, инновационных, организационных и др.) и иных возможностей человека, бизнеса и государства решать стоящие перед ней задачи посредством рационального использования формируемого в этой сфере потенциала, определяемого изменяющимся поведением трудового ресурса и самих субъектов. Это та сфера, в которой формируется то или иное восприятие субъектами бизнеса, иными структурами рынка и людьми тех услуг, которые им могут быть предложены или оказаны в условиях реального состояния экономического пространства, ориентированного на реализацию позитивных преобразований в социально-экономической жизни общества и рядового социума.

2. Проведена систематизация подходов к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» и обозначена необходимость ее рассмотрения в качестве экономической категории и вида экономической деятельности, реализуемой в условиях изменчивости внутреннего состояния субъектов и усиления внешнего давления рыночного

окружения в границах конкретных территорий и регионов в условиях развивающегося рынка.

3. Предложен ресурсно-интеграционный подход к описанию экономической природы понятия «сфера услуг», которая может воплощаться как экономическая категория и как вид экономической деятельности, осуществляемой в условиях новых вызовов развивающегося рынка и изменяющихся потребностей и требований различных рыночных агентов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Щепакин М.Б. Инновационность и эффективность потребления в условиях рын-

ка // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2000. - № 2. - С. 81-86.

2. Щепакин М.Б. Модель управления маркетинговым поведением хозяйствующего

субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. - 2016. - № 3. - С. 66-79.

3. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический взгляд на общественно-экономи-

ческое развитие // Наука Кубани. - 2000. - № 1. - С. 3-11.

4. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Душин В.А. Компенсационный маркетинг в обес-

печении конкурентоспособности бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 7(96). - С. 718-724.

5. Щепакин М.Б., Михеев Г.В. Разрешение противоречий между субъектами взаимо-

действия в экономическом пространстве розничной торговой сети в условиях ее функционирования и развития // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 6-1(59). - С. 1124-1127.

6. Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Fitsurina M.S., Kuznetsova O.A., Shumsky N.V. Marketing tools of innovation development management // Espacios. - 2018. -№ 31. - Р. 9.

7. Щепакин М.Б., Кожура Е.А. К устойчивому развитию экономической системы через

реализацию адаптационного потенциала предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2004. - № 6. - С. 55-59.

8. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Толмачева О.И. Управление развитием бизнеса в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условиях обострения мотивационно-ресурсных противоречий в развивающихся маркетинговых полях // Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций: Сб. статей международной научно-практ. конференции (Тбилиси, 23-28 октября 2018 г.); под ред. Г.Б. Клейнера, Х. А. Константиниди,

B.В. Сорокожердьева. - М., 2018. - С. 137-144.

9. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта

в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. -

C. 101-120. - doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120 .

10. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. Маркетингово-ресурсный адаптер организационно-экономического механизма управления безопасным функционированием и развитием корпорации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. -№ 78. - С. 805-820.

11. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Петровский В.И. Формирование коммуникационных сетей в условиях развивающегося рынка // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2007. - № 4(52). - С. 244-252.

12. Клейнер Г.Б., Иншаков О.В., Сорокожердьев В.В., Мамедов О.Ю., Мишулин Г.М. и др. Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации. - М.: Современная экономика и право, 2011. - 363 с.

13. Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Krivosheeva E.V., Kuznetsova O.A., Kurenova D.G. Managing the marketing behavior of manufacturing enterprise on the factor «competitiveness» // Espacios. - 2018. - № 31. - Р. 18.

14. Фурсов В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. - 348 c.

15. Смирнов А.Б. Методологические основы управления развитием базы сферы социальных услуг// Вестник Российской академии естественных наук. - 2011. - № 1. - С. 109-113.

16. Миронова М.Д. Оценка инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан: методология и инструментарий: монография. - Казань: КГТУ, 2010. - 280 c.

17. Деева Е.М. Теория и методология маркетинга консультационных услуг: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. - 157 c.

18. Кучерова Н.В. Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга: дисс. на соискание ученой степени докт. экономических наук. - Уфа, 2011. - 32 c.

19. Собакорева А.В. Сравнение методик перехода к процессному подходу в управлении на предприятии // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 4(24). -С. 420-422.

20. Буяльский И.П. Совершенствование организационных форм и методов управления компаниями сферы услуг на основе бизнес-процессного подхода: дисс. на соискание ученой степени канд. экономических наук. - Майкоп, 2009. - 25 c.

21. Омарова К.А. Маркетинговые подходы к формированию эффективной системы управления малыми и средними предприятиями в сфере социальных услуг // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы междунар. научной конференции. - М., 2011. - С. 34-36.

22. Барыгина О.Н. Реализация поведенческого подхода к управлению конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экономических наук. - Тольятти, 2009. - 23 с.

23. Бурдакова Г.И. Организационный подход к сущности управления развитием муниципальных образований // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11(5).

- С. 975-981.

24. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2011. - 672 с.

25. Иванов Н.Н. Управление в сфере услуг: инфраструктурный подход: дисс. на соискание ученой степени докт. экономических наук. - СПб., 2002. - 302 с.

26. Щепакин М.Б., Цицилина В.М. Методический подход к оценке эффективности использования ресурсов на предприятиях хлебопродуктового подкомплекса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2007. - № 4(52). - С. 36-44.

27. Хандамова Э.Ф. Коммуникационное поле в контексте формирования механизма устойчивого развития социально-экономической системы // Менеджмент качества и устойчивое развитие экономических систем: Межвуз. сб. научн. трудов. - СПб., 2007. - С. 376-380.

28. Щепакин М.Б. Мотивация и поведение людей и организаций в условиях российского рынка // Предприятие в условиях рынка: Межвуз. сб. научн. трудов. - Краснодар, 1996. - С. 18-24.

29. Добрынина А.И. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

30. Синютин М.В. Институциональный подход в экономической социологии: монография. - СПб.: Питер, 2002. - 313 с.

31. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Теоретико-методологические аспекты управления инновационный кластером: монография. - Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2013. - 148 с.

32. Панкратьев Н.Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. - 1998. - № 4. - С. 16-21.

33. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. - М.: Экспертное бюро, 2011.

- 160 с.

34. Азрилиян А.Н. Новый экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2010. - 1088 с.

35. Токарева О.Е. Сфера услуг в системе трансформирующихся экономических отношений: дисс. на соискание ученой степени канд. экономических наук. - Тюмень, 2005. - 165 с.

36. Кликич Л.М. Эволюции сферы услуг: неравновесный подход: монография. - М.: МСХА, 2004. - 100 с.

37. Иванов Н.Н., Александров В.И. О некоторых аспектах формирования стратегии развития инфраструктуры организаций сферы услуг // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сб. научн. трудов. - СПб., 2007. - С. 86-90.

38. Соловьева Л.В. Сфера услуг как социо-экономический фактор развития общества // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2005.

- № 5(14). - С. 48-53.

39. Плешивцев А.В. Диалектика развития сферы услуг в процессе ее перехода к рыночной экономике: дисс. на соискание ученой степени докт. экономических наук. - М.,

1992. - 31 с.

40. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса //

Экономика и предпринимательство - 2016. - № 12-2(77). - С. 743-758.

REFERENCES:

Azriliyan A.N. (2010). Novyy ekonomicheskiy slovar [New economic dictionary] M.: Institut ekonomiki. (in Russian).

Barygina O.N. (2009). Realizaciya povedencheskogo podhoda k upravleniyu konkurentosposobnost'yu predpriyatij sfery uslug: avtoref. diss. na soiskanie uchenoj stepeni kand. ekonomicheskih nauk. Tol'yatti, 2009. 23. (in Russian).

Burdakova G.I. (2013). Organizatsionnyy podkhod k sushchnosti upravleniya razvitiem munitsipalnyh obrazovaniy [Organizational approach to the essence and development administration of municipalities].Fundamental research. (11(5)). 975981. (in Russian).

Buyalskiy I.P. (2009). Sovershenstvovanie organizatsionnyh form i metodov upravleniya kompaniyami sfery uslug na osnove biznes-protsessnogo podkhoda [Improvement of organizational forms and management practices by service providers based on a business process approach] (in Russian).

Deeva E.M. (2010). Teoriya i metodologiya marketinga konsultatsionnyh uslug [Theory and methodology of marketing consulting services] M.: Informatsionno-vnedrencheskiy tsentr «Marketing». (in Russian).

Dobrynina A.I. (2009). Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory] SPb.: Piter. (in Russian).

Fursov V.A. (2011). Formirovanie i funktsionirovanie regionalnogo rynka transportnyh uslug: teoriya, metody, modeli [The formation and functioning of the regional market of transportation services: theory, methods, models] Stavropol: SevKavGTU. (in Russian).

Ivanov N.N. (2002). Upravlenie v sfere uslug: infrastrukturnyy podkhod [Management in the service sector: infrastructural approach] SPb.. (in Russian).

Ivanov N.N., Aleksandrov V.I. (2007). O nekotoryh aspektakh formirovaniya strategii razvitiya infrastruktury organizatsiy sfery uslug [About some aspects of the development strategy for infrastructure of service organizations] Actual problems of development of the services sector. 86-90. (in Russian).

Khandamova E.F. (2007). Kommunikatsionnoe pole v kontekste formirovaniya mekhanizma ustoychivogo razvitiya sotsialno-ekonomicheskoy sistemy [Communication field in the context of the formation mechanism of sustainable development of the socioeconomic system] The quality management and sustainable development of economic systems. 376-380. (in Russian).

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Kharadzhyan L.V. (2012). Marketingovo-resursnyy adapter organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya bezopasnym funktsionirovaniem i razvitiem korporatsii [Marketing and resource adapter of the organizational and economic mechanism of management of safe functioning and corporation development]. Scientific Journal of KubSAU. (78). 805-820. (in Russian).

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Petrovskiy V.I. (2007). Formirovanie kommunikatsionnyh setey v usloviyakh razvivayushchegosya rynka [The formation of communication networks in the emerging markets]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (4(52)). 244-252. (in Russian).

Kleyner G.B., Inshakov O.V., Sorokozherdev V.V., Mamedov O.Yu., Mishulin G.M. i dr. (2011). Strategiya modernizatsii ekonomiki Rossii: teoriya, politika, praktika realizatsii [The strategy of modernization of the Russian economy: theory, policy, practice implementation] M.: Sovremennaya ekonomika i pravo. (in Russian).

Klikich L.M. (2004). Evolyutsii sfery uslug: neravnovesnyy podkhod [The evolution of the services sector: non-equilibrium approach] M.: MSKhA. (in Russian).

Kucherova N.V. (2011). Upravlenie razvitiem sfery strakhovyh uslug na osnove kontseptsii integrirovannogo marketinga [Managing the development of insurance industry based on the concept of integrated marketing] Ufa. (in Russian).

Meskon M. (2011). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management] (in Russian).

Mironova M.D. (2010). Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti zhilishchno-kommunalnogo kompleksa Respubliki Tatarstan: metodologiya i instrumentariy [Evaluation of investment attractiveness of housing and communal complex of the Republic of Tatarstan: methodology and tools] Kazan: KGTU. (in Russian).

Omarova K.A. (2011). Marketingovye podkhody k formirovaniyu effektivnoy sistemy upravleniya malymi i srednimi predpriyatiyami v sfere sotsialnyh uslug [Marketing approaches to formation of effective system of management of small and medium-sized enterprises in social services] Topical issues of Economics and management. 34-36. (in Russian).

Pankratev N.N. (1998). Sistema statisticheskikh pokazateley sfery uslug kak sektora ekonomiki [A system of statistical indicators of the services sector as a sector of the economy]. "Bulletin of Statistics" ( "Voprosy statistiki"). (4). 16-21. (in Russian).

Pleshivtsev A.V. (1992). Dialektika razvitiya sfery uslug v protsesse ee perekhoda k rynochnoy ekonomike[Dialectics of development of services in the process of transition to a market economy] M.. (in Russian).

Shchepakin M.B. (1996). Motivatsiya i povedenie lyudey i organizatsiy v usloviyakh rossiyskogo rynka [The motivation and behavior of people and organizations in the Russian market] The enterprise in market conditions. 18-24. (in Russian).

Shchepakin M.B. (2000). Innovatsionnost i effektivnost potrebleniya v usloviyakh rynka [Innovation and efficiency of consumption in market conditions]. News of higher educational institutions. The North Caucasus region. Series: Social Sciences. (2). 81-86. (in Russian).

Shchepakin M.B. (2016). Model upravleniya marketingovym povedeniem khozyaystvuyushchego subekta[Management model of marketing behavior economic entity]. Economics and management of management systems. 21 (3). 6679. (in Russian).

Shchepakin M.B. (2019). Upravlenie antikrizisnym marketingovym povedeniem subek-ta v usloviyakh vybora im sotsialnogo vektora razvitiya [Management of anti-crisis marketing behavior of the subject in conditions of choosing social vector of development]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (2). 101-120. (in Russian). doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120 .

Shchepakin M.B., Erok A.D., Kuznetsova O.A. (2016). Sinkhronizatsiya marketin-govogo povedeniya subektov pri postroenii modeley ekonomicheskogo rosta bizne-sa [Synchronization of subjects' market behavior when building a model of business economic growth]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo (12-2(77)). 743-758. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Dushin V.A. (2018). Kompensatsionnyy marketing v obespechenii konkurentosposobnosti biznesa [Compensatory marketing in providing competitiveness of business].Journal of Economy andEntrepreneurship. (7(96)). 718-724. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Tolmacheva O.I. (2018). Upravlenie razvitiem biznesa v usloviyakh obostreniya motivatsionno-resursnyh protivorechiy v razvivayush-chikhsya marketingovyhpolyakh[Managing business development in the conditions of increased motivation and resource conflicts in developing marketing fields] The national economy under conditions of global and local transformations. 137-144. (in Russian).

Shchepakin M.B., Kozhura E.A. (2004). K ustoychivomu razvitiyu ekonomicheskoy sistemy cherez realizatsiyu adaptatsionnogo potentsiala predprinimatelstva [To sustainable development of the economic system through the implementation of the adaptation potential of entrepreneurship]. Russian Journal of Entrepreneurship. (6). 55-59. (in Russian).

Shchepakin M.B., Mikheev G.V. (2015). Razreshenie protivorechiy mezhdu subektami vzaimodeystviya v ekonomicheskom prostranstve roznichnoy torgovoy seti v uslovi-yakh ee funktsionirovaniya i razvitiya[Resolution of conflicts between subjects of interaction in economic space of a retail distribution network in the conditions of its functioning and development]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6-1(59)). 1124-1127. (in Russian).

Shchepakin M.B., Mishulin G.M. (2000). Metodologicheskiy vzglyad na obshchestvenno-ekonomicheskoe razvitie [A methodological view on the socio-economic development]. Nauka Kubani. (1). 3-11. (in Russian).

Shchepakin M.B., Tomilko Yu.V. (2013). Teoretiko-metodologicheskie aspekty uprav-leniya innovatsionnyy klasterom [Theoretical and methodological aspects of management of innovative cluster] Krasnodar: Izdatelskiy Dom-Yug. (in Russian).

Shchepakin M.B., Tsitsilina V.M. (2007). Metodicheskiy podkhod k otsenke effek-tivnosti ispolzovaniya resursov na predpriyatiyakh khleboproduktovogo podkom-pleksa [Methodical approach to evaluation of resource efficiency in enterprises of the cereal products subcomplex]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (4(52)). 36-44. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Fitsurina M.S., Kuznetsova O.A., Shumsky N.V. (2018). Marketing tools of innovation development management Espacios. 39 (31). 9.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Krivosheeva E.V., Kuznetsova O.A., Kurenova D.G. (2018). Managing the marketing behavior of manufacturing enterprise on the factor «competitiveness» Espacios. 39 (31). 18.

Sinyutin M.V. (2002). Institutsionalnyy podkhod v ekonomicheskoy sotsiolo-gii [Institutional approach in economic sociology] SPb.: Piter. (in Russian).

Smirnov A.B. (2011). Metodologicheskie osnovy upravleniya razvitiem bazy sfery sotsial-nyh uslug[Methodological Basis of Managing Resource Base Development in Social Services Sphere]. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk. (1). 109-113. (in Russian).

Sobakoreva A.V. (2007). Sravnenie metodik perekhoda k protsessnomu podkhodu v upravlenii na predpriyatii[Comparison of methods of transition to the process approach to enterprise management]. Problems of modern economics. (4(24)). 420-422. (in Russian).

Soloveva L.V. (2005). Sfera uslug kak sotsio-ekonomicheskiy faktor razvitiya obshchest-va [The services sector as socio-economic factor of the society development]. Vestnik Belgorodskogo universitetapotrebitelskoy kooperatsii. (5(14)). 48-53. (in Russian).

Stakhanov V.N., Stakhanov D.V. (2011). Marketing sfery uslug [Marketing of services sector] M.: Ekspertnoe byuro. (in Russian).

Tokareva O.E. (2005). Sfera uslug v sisteme transformiruyushchikhsya ekonomicheskikh otnosheniy [Services in the system of transforming economic relations] Tyumen. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.