Научная статья на тему 'Модель антикризисного управления предприятием как инструмент его инновационного развития в условиях априорной нестабильности'

Модель антикризисного управления предприятием как инструмент его инновационного развития в условиях априорной нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПРИОРНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВИДЫ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ / МОДЕЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / A PRIORI INSTABILITY OF THE ENTERPRISE / TYPES OF CONFLICTS AND CONTRADICTIONS / CRISIS MANAGEMENT MODEL / MARKETING MANAGEMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Губин Виктор Анатольевич

Раскрыта природа кризисных явлений как источника нестабильности предприятия. Выявлена взаимосвязь между конфликтами разных видов, характером нестабильности и инновационными потребностями экономической системы. Разработана модель управления инновационным развитием предприятия посредством активации его антикризисного компонента в условиях априорной нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Губин Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of anti-crisis management of the enterprise as a tool for its innovation development in the conditions of aprior instability

The nature of crisis phenomena as a source of instability of the enterprise is revealed. The interrelation between conflicts of different types, character of instability and innovative needs of the economic system is revealed. The model of management of innovative development of the enterprise by means of activation of its anti-crisis component in the conditions of a priori instability is developed.

Текст научной работы на тему «Модель антикризисного управления предприятием как инструмент его инновационного развития в условиях априорной нестабильности»

вопросы инновационной экономики

Том 9 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

издательство

Креативная экономика

модель антикризисного управления предприятием как инструмент его инновационного развития в условиях априорной нестабильности

Щепакин М.Б.1, Губин В.А.1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

аннотация:_

Раскрыта природа кризисных явлений как источника нестабильности предприятия. Выявлена взаимосвязь между конфликтами разных видов, характером нестабильности и инновационными потребностями экономической системы. Разработана модель управления инновационным развитием предприятия посредством активации его антикризисного компонента в условиях априорной нестабильности. ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00114.

ключевые слова: априорная нестабильность предприятия, виды конфликтов и противоречий, модель антикризисного управления, маркетинговое поведение, инновационное развитие.

Model of anti-crisis management of the enterprise as a tool for its innovation development in the conditions of aprior instability

Shchepakin M.B.1, Gubin V.A.1

1 Kuban State University of Technology, Russia

введение

Функционирование и развитие предприятия как элемента социально-экономической системы происходит в условиях непрекращающегося конфликта экономических интересов предприятия и взаимодействующей с ним маркетинговой коммуникационной среды. Этот конфликт предлагается рассматривать в качестве первоосновы постоянно присутствующей кризисной угрозы предприятию, проявляющейся через непрерывную готовность или намерение произвести действия, препятствующие реализации социально-экономических интересов предприятия, приводящие или способные существенно затруднить или сделать невозможной его деятельность [1] (Бокеракт, ОыЪт, 2019). В условиях конфликта формируется определенное межличностное и внутрисубъектное маркетинговое поведение участников рыночного взаимодействия, которое, являясь порождением конфликта, само

способствует его поддержанию. Конфликт предприятия с маркетингово-коммуни-кационной средой в социально-экономической системе (СЭС) может быть, как внутренним, так и внешним. Конфликты предприятия, формируемые изнутри его как локальной системы, могут перерастать в конфликты и противоречия, не касающиеся основ рыночных отношений в СЭС. Они формируются на уровне ожиданий или даже каких-либо действий, напрямую не затрагивающих кардинально интересы противоположной стороны. Если же противоречия (конфликты) носят более глубокий моти-вационно-ресурсный характер, то они могут трансформироваться в противоречия антагонистического характера и затрагивать основы рыночных отношений в системе. В этом случае противоречия и конфликты будут носить поведенческий характер [2] (Боквракт, 2016) и проявляться не только в ожиданиях, но и в реальных действиях субъектов по противостоянию проявлениям (воплощениям) этих конфликтов в социально-экономической жизни. Они могут при определенном сценарии их развития привести к легальной нестабильности (например, когда открыто дело о несостоятельности предприятия) или даже катастрофической нестабильности (когда предприятие признается банкротом). Обозначенные примеры касаются противоречий, сугубо относящихся к функционированию бизнес-среды и субъектов предпринимательства. Могут быть и иные конфликты и противоречия, возникающие под влиянием регулирующих и иных управленческих воздействий (импульсов), которые исходят от структур макроуровня или звеньев управления на мезоуровне и касаются функционирования (и развития) хозяйствующих субъектов разного масштаба и различной отраслевой принадлежности. Эти противоречия несут в себе отрицательное «зерно» межклассо-

abstract:_

The nature of crisis phenomena as a source of instability of the enterprise is revealed. The interrelation between conflicts of different types, character of instability and innovative needs of the economic system is revealed. The model of management of innovative development of the enterprise by means of activation of its anti-crisis component in the conditions of a priori instability is developed.

keywords: a priori instability of the enterprise, types of conflicts and contradictions, crisis management model, marketing management, innovative development

JEL Classification: M11, M21, M31, 032, Received: 21.05.2019 / Published: 30.06.2019

033

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shchepakin M.B. (shchepakin0mail.ru)

citation:_

Shchepakin M.B., Gubin V.A. (2019) Model antikrizisnogo upravleniya predpriyatiem kak instrument ego innovatsionnogo razvitiya v usloviyakh apriornoy nestabilnosti [Model of anti-crisis management of the enterprise as a tool for its innovation development in the conditions of aprior instability]. Voprosy inno-vatsionnoy ekonomiki. 9. (2). - 467-488. doi: 10.18334/vinec.9.2.40709

вых, межгрупповых, межсубъектных отношений, приводящих к торможению процессов инновационного развития экономики и сдерживанию экономического роста на уровне предприятий и социально-экономической системы в целом.

Современный этап экономических преобразований в России требует активизации деловой активности субъектов предпринимательства посредством включения их в процесс преобразований производственно-коммуникационных и иных связей, выстраиваемых соответственно инновационной способности бизнеса. Эта инновационная способность дает толчок к изменению имеющихся и возникающих противоречий в ходе преобразований разного характера, позволяя субъектам предпринимательства вовлекать неиспользованные резервы и ресурсы в различные составляющие их деятельности в интересах достижения желаемых целей в соответствии с обозначенными стратегическими ориентирами и сценариями развития бизнеса.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью построения модели антикризисного управления предприятием, аккумулирующей его внутренние резервы (разные по своей природе и происхождению) в направлении формирования таких инновационных изменений, которые позволяют ослаблять влияние противоречий и разногласий в деятельности субъекта предпринимательства, функционирующего в условиях априорной нестабильности. Такая модель должна учитывать взаимовлияние разных факторов (мотивационного, коммуникационного, инновационного и марке-тингово-поведенческого) и создавать предпосылки для устойчивого экономического роста бизнеса на основе достижения баланса интересов взаимодействующих сторон при построении сценариев инновационного развития предприятий.

Цель исследования: обоснование взаимосвязи различных факторов, влияющих на инструментарное воплощение антикризисного компонента, необходимость активизации которого определяется потребностью субъектов предпринимательства ослаблять влияние негативных процессов и явлений, формируемых во внутренней среде бизнеса и в его внешнем окружении. Требует обоснования следующее утверждение: в условиях априорной нестабильности модель антикризисного управления предприятием обретает свойства инструмента его инновационного развития, интегрирующего различные ресурсы (мотивационный, коммуникационный, маркетингово-поведенческий, инновационный и др.) для выработки конструктивных решений по преобразованию (инно-

об авторах:_

Щепакин Михаил Борисович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций (shchepakin0mai1.ru)

Губин Виктор Анатольевич, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, доцент, профессор кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций (d_vag0mai1.ru)

цитировать статью:_

Щепакин М.Б., Губин В.А. Модель антикризисного управления предприятием как инструмент его инновационного развития в условиях априорной нестабильности // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 2. - С. 467-488. doi: 10.18334^пес.9.2.40709

вационному изменению) составляющих деятельности бизнеса в интересах достижения баланса выгод всеми участниками отношений и стабилизации бизнес-процессов между ними как источника социально-экономического роста в изменяющемся рыночном пространстве.

Методы исследования: диагностики состояния составляющих субъекта предпринимательства, категориального анализа, обобщения, статистического и экономического анализа, системного подхода к описанию процессов и явлений, экспертных оценок, моделирования.

Сопряженность конфликтных состояний и степеней нестабильности в социально-экономической системе в условиях инновационных изменений

Противоречия разного характера (или конфликты) могут вести к выработке рациональных управленческих решений, построенных на инновационных изменениях и способных после обнаружения и выявления проблем мотивировать работников на разработку новых идей и создание благоприятных условий для ускорения экономического роста [3] (Zakharova, Leonova, 2012). Кризисы, отражающие те или иные особенности, параметры конфликтов и противоречий, имеют не только негативный и разрушительный характер, но и несут в себе потенциал позитивных преобразований [4] (ШНи^, Filatova, 2012). Нами выявлена и формализована взаимосвязь самовозрастающих конфликтных состояний (противоречий и разногласий разного характера) в социально-экономической системе (СЭС), определяющих усиление нестабильности ее субъектов, порождающей последствия различного характера и уровня угрозы (рис. 1). Модель сопряженности конфликтных состояний и степеней нестабильности СЭС разработана в предположении о том, что наличие и нарастание глубины неразрешаемых в течение длительного времени конфликтов и противоречий становится камнем преткновения при формировании и осуществлении программ инновационного развития общества и социально-экономической системы, при выработке и реализации стратегий преобразований в различных сферах социальной, экономической и общественной жизнедеятельности общества, при принятии и выполнении управленческих решений на уровне конкретного предприятия. На рисунке 1 представлена взаимосвязь самовозрастающих конфликтов, приводящих к конфликту поведения - межличностному, внутрисубъектному и маркетинговому. Конфликт поведения может наращиваться и противоречиями, проявляющимися в сфере межсубъектных отношений: а) между государством и бизнесом; б) между субъектами внутри предпринимательской сферы; в) между социальными институтами и бизнесом; г) между государством и индивидами; д) между органами власти и субъектами рынка; д) между политическими партиями и властью; е) между государственно-чиновничьим аппаратом (в разных формах его представления) и стратификационными классами; ж) между отдельными субъектами (физическими и юридическими лицами) и т. п. Каждый(-ое) из обозначенных

Конфликт предприятия как элемент СЭС с МКС (внутренний/внешний)

г-> >

о 03 *

г-

ь £ ё

< в*

^ 1

и

У

X : £ ;

; * ■ £

I___

Разрешаемые конфликты и противоречия

Л

Не разрушающие целостности и единства СЭС

Субъективизиро ванное восприятие

Объективизированное состояние

Устойчивый экономический рост СЭС

Неразрешаемые конфликты и противоречия

Разрушающие частично или полностью целостность и единство СЭС

Субъектно-утверждающие

Констатирующие

Общество и его социальные институты

ЕЕ &

э £

я

41

8.

а

Рисунок 1. Сопряженность конфликтных состояний (противоречий разного характера) и степеней нестабильности в социально-экономической системе, ориентированной на их разрешение в интересах инновационного развития

Источник: разработано авторами

ГО

о ^

и о о сг

о

го >

.1=

о о

го о

>

=1

ф

ь

5 х сг

конфликтов (противоречий) формирует ту или иную нестабильность, обозначая конкретный вектор возможных изменений, необходимых и достаточных для устойчивого функционирования и развития СЭС в условиях ограниченности ресурсов и стратификационной разобщенности в обществе [5] (Deming, 2012). Конфликты предприятий как элементов социально-экономической системы с маркетинговой коммуникационной средой (МКС) могут быть вызваны, с одной стороны, теми или иными действиями государства (и подведомственными ему органами власти разной функциональной принадлежности и различного предназначения), а с другой, - теми проблемами, которые связаны с устойчивым экономическим ростом самой системы и ее субъектов, требующим построения инновационных циклов в системообразующих сферах деятельности.

Конфликты могут порождаться противоречиями и разногласиями, которые не затрагивают основ рыночных отношений в СЭС, а также теми противоречиями мотивационно-ресурсного характера, которые носят антагонистический характер и реально касаются сущности (воплощения) рыночных отношений в обществе и в самой системе.

Природа априорной и латентной нестабильности как источник инновационных изменений

Априорная и латентная нестабильности чаще всего порождаются конфликтами и противоречиями, которые формируются внутри стратификационных классов и которые могут быть разрешены «мягкими» действиями государства без особых усилий со стороны, то есть без вмешательства политического и государственно-чиновничьего аппарата. Следует отметить, что органами законодательной власти принимаются соответствующие решения по ослаблению конфликтов, порождаемых разнонаправ-ленностью интересов разных стратификационных классов. Вместе с тем практически неразрешаемыми остаются противоречия, которые касаются, прежде всего, вопросов собственности, а также права владения теми или иными ресурсами. Эти сложные вопросы в дальнейшем идентифицируются в социо-государственном разрезе (измерении) как малоперспективные. В результате, например, вопросы повышения налогообложения сверхдоходов крупных бизнес-структур и олигархов в пользу низших стратификационных классов и самого общества остаются нерешаемыми.

Априорная и латентная нестабильности, идентифицируемые почти однозначно в стратификационном разрезе, порождаются конфликтами (противоречиями), которые можно считать не угрожающими целостности и единству СЭС. Их вполне можно отнести к разряду разрешаемых в той или иной мере. Конфликты и противоречия этого уровня по-разному воспринимаются субъектами и индивидами. Важным является выбор идентификационных параметров, в измерении (разрезе) которых осуществляется оценка разрешаемости и неразрешаемости конфликтов и противоречий. Достаточно часто появление противоречий в структурах предпринимательства

связано с потерей конкурентоспособности бизнеса и инновационным отставанием его развития. Возможности субъектов предпринимательства «переломить» ситуацию в свою пользу связаны с их потенциалом в реализации имеющейся инновационной способности перестраивать цепочки потребительских стоимостей, используя технико-технологические, организационные, маркетинговые, поведенческие и иные инновации. Тем самым они формируют механизм ослабления противоречий и разногласий, которые можно отнести к разрешаемым. Инновационные изменения разного характера (не затрагивающие «болевых точек» трудового ресурса, сформированных внешним окружением и нерациональными управленческими воздействиями собственников бизнеса) на определенное время изменяют внутреннее состояние субъектов предпринимательства и создают ресурс для стабилизации их положения на изменяющемся рынке. Неразрешаемые противоречия не могут быть устранены инновационными изменениями внутри субъектов предпринимательства, поскольку их идентификация идет в совершенно ином измерении теми, кто ощущает их повседневно и с пониманием невозможности влиять на их масштаб и характер.

Идентификация в том или ином измерении, в частности в стратификационном и социо-государственном, позволяет оценивать характер конфликтов и степень их воздействия на состояние целостности и единства системы. Разрешаемые конфликты и противоречия не разрушают целостности и единства системы, а неразрешаемые -создают предпосылки для частичного или полного разрушения ее. Не разрушающие текущего состояния системы конфликты сопровождаются в стратификационном измерении субъективизированным восприятием ее состояния, отличающимся существенно от объективизированной оценки этого состояния. Аналогичные восприятия возникают у работников и иных участников рынка в отношении оценки состояний предприятий. Эти восприятия формируют в сознании людей (работников, рядовых граждан) и в представлениях иных субъектов (рыночных агентов, структур власти и др.) ценностные ориентиры, которыми они руководствуются при выборе ими моделей их экономического и иного поведения (в частности маркетингового). Ценности, которые ими принимаются как основа их социально-экономического восприятия внешнего окружения, носят субъективно-объективный характер. В рамках создаваемых ими образов на основе принимаемых ценностных критериев общество и субъекты бизнеса предлагают потребителю альтернативы ценностных ориентиров. Человек сам выбирает субъективно те ценности, которыми он хочет руководствоваться в профессиональной и коммерческой деятельности, в личной и социальной жизни. Тем самым человек (работник или какой-либо субъект) реализует собственные ценностно-рациональные мотивы на построение его экономического поведения [6] (Sazanova, 2014).

Субъективизированное восприятие субъектами состояния системы (и составляющих ее элементов) сказывается на поведенческих реакциях бизнеса, социумов, работников в маркетинговых коммуникационных пространствах предприятий, деформируя сознание (образы) субъектов в отношении объективизированной оценки состояния

системы и ее звеньев. Тем самым создается эффект торможения в принимаемых и разрабатываемых мерах на уровне государства, бизнеса и общества, которые должны быть ориентированы на рациональность и эффективность на том или ином этапе функционирования и развития системы. Формируется малозначимый (или же отрицательный) для общества и человека результат от аккумулирования усилий разного характера многих участников отношений на ложных направлениях, не являющихся актуальными на конкретном этапе развития системы ни для общества, ни для государства, ни для рядовых граждан. Хотя эти ложные направления могут «выдаваться» как инновационные и как способные изменить качество и уровень жизни социумов. Верификационной вехой может являться утверждение о том, что предлагаемые меры соотнесены с объективной (реальной) идентификационной характеристикой состояния социально-экономической системы и ее элементов. И такая оценка как критерий рациональности может служить основанием для принятия важных для бизнеса, общества и его граждан решений. И эта оценка может влиять на сущностное отображение и воплощение разрабатываемых решений в программах инновационного развития общества и локальных социально-экономических систем. При укрупненном рассмотрении соотношения между субъективизированными и объективизированными оценками состояний системы и его предприятий можно утверждать, что оно колеблется в пропорции 71-75% к 29-25%. Это свидетельствует о том, что в сознании определенных социальных групп существует искаженное представление о реальной картине состояния маркетингово-коммуникационной и социорыночной среды, характеризующей объективное отображение параметров социально-экономической системы и фактическое состояние имеющих место конфликтов и противоречий [1]. Оно вместе с тем деформирует и представления о принимаемых решениях по инновационному обновлению различных сфер деятельности, разрабатываемых и принимаемых достаточно часто теми, кто не обладает нужными знаниями и компетенциями в соответствующих областях жизнедеятельности общества [20] (Chuykov, Mikhaylov, 2019). А это приводит не к обновлению, а к уничтожению целых отраслей (например, пчеловодства), нанося колоссальный урон инновационному развитию национальной экономики.

Легальная, а тем более катастрофическая нестабильность могут сопровождаться неразрешаемыми конфликтами и противоречиями, которые потенциально способны разрушить частично или полностью целостность и единство социально-экономической системы. Примерами могут служить противоречия и разногласия, которые возникли в СССР и привели в итоге к распаду Советского Союза. Противоречия и разногласия между Россией и республиками Прибалтики до сих пор носят антагонистический характер на уровне политического и государственного аппаратов вновь созданных государств.

Разрушающие частично или полностью целостность и единство СЭС противоречия можно разделить на субъектно-утверждающие и констатирующие. Они идентифицируются в социо-государственном измерении как разрушающие частично внутреннее

состояние социально-экономической системы, отображающее мутирующее сущностное воплощение системы и поведения ее субъектов, несмотря на то, что имеет место активное противодействие этому процессу общества и его социальных институтов. Еще пример. Россия в период 2008-2010 гг. переживала достаточно глубокий кризис, проявивший себя через наращивание внутренних противоречий и характеризующий процесс кумулятивного спада в экономике в объеме 9% против 3-5% в ЕС и США. В первые месяцы 2019 г. российская экономика продолжает переживать затянувшийся кризис как результат плохо разрешаемых внутренних противоречий между бизнесом и властью и между властью и работниками. Действия властей, аккумулирующих регулирующие воздействия государства, «определенно не способствуют его разрешению» [7] (Istomin, 2019). Не разрешаемые в течение длительного времени противоречия наносят вред обществу и всей системе выстраиваемых внутри него (и внутри предпринимательской сферы) рыночных и нерыночных отношений, поскольку подрывают доверие к государству и к власти. В предпринимательской сфере доверие выдвигается на первый план как инструмент маркетингового поведения, формирующий почву для позитивных внутрисистемных изменений и ослабления влияния таких противоречий, которые тормозят процессы расширения масштабов нестабильности в обществе, сдерживают развитие субъектов предпринимательской сферы и ограничивают экономический рост в социально-экономической системе и в ее звеньях [8] (Vakкtina, 2018).

Обеспечить устойчивый экономический и социальный рост в системе можно, если выстраивать отношения между субъектами таким образом, чтобы сближались субъ-ективизированные восприятия индивидов с оценкой объективного состояния системы. Нужно конфликты предприятий с маркетинговой коммуникационной средой рассматривать как исходный рубеж тех противоречий, которые должны фиксироваться обществом и государством в обязательном порядке и по их оценке должны приниматься меры по ослаблению негативного действия разногласий независимо от интересов высших стратификационных классов. Уменьшая разницу в социальном и экономическом (по доходам и иным параметрам) положении стратификационных классов, можно рассчитывать на укрепление реальных предпосылок для положительной идентификации в сознании менее обеспеченных людей образа (пусть даже в условиях нестабильной экономики) российского общества как развивающейся соци-огуманистической общности [9] (Tambovtsev, 2007). Органическая взаимосвязь самовозрастающих конфликтов свидетельствует о том, что для каждой степени нестабильности могут и должны быть разработаны конкретные модели ослабления негативных процессов и явлений в деятельности предприятия как элемента социально-экономической системы, учитывающие характер и формы их проявления в реальных условиях маркетингового коммуникационного пространства и возможности для позитивных инновационных преобразований [10] (Sкcкepakin, Kкandamova, Bzкennikova, 2017). Общая модель преодоления кризисных процессов и явлений (рис. 1) может быть реализована применительно к априорной нестабильности через механизм включения

антикризисного компонента, имеющего свои маркетинговые и иные инструменты для ослабления внешнего и внутреннего давления рыночного окружения, ощущаемого бизнесом во внутрисубъектных и межсубъектных отношениях. Управленческие воздействия формируются внутри бизнеса таким образом, чтобы мотивации работников были направлены на самоотдачу в интересах бизнеса и исполнения многоаспектных ожиданий его персонала через разнообразные формы реализации их поведения (в том числе маркетингового).

При этом следует помнить о том, что априорная нестабильность - это естественный фон рыночного функционирования предприятия, в рамках которого должна наблюдаться постоянная готовность коллектива предприятия решать те задачи, которые непрерывно возникают и которые могут быть выполнены наилучшим образом при имеющейся готовности бизнеса достигать консенсуса между взаимодействующими сторонами во всех аспектах его функционирования и развития. Постоянно присутствующая угроза разрушения предприятия как наивысшая степень постоянно сопровождающих его деятельность конфликтных состояний служит источником перманентной нестабильности, проявляющей себя в изначальной неспособности предприятия в полной мере реализовать свои экономические и социальные интересы в процессе построения маркетинговых коммуникационных полей и формализации в том или ином виде его маркетингового поведения. Нестабильность предприятия в зависимости от глубины имеющегося (или нарастающего) конфликта предприятия с его маркетинговой коммуникационной средой, а также от масштаба накопившихся противоречий разного характера (в том числе мотивационно-ресурсных) между разноуровневыми (в стратификационном, управленческом, правовом разрезах и т.п.) участниками рыночных отношений может выражаться в неявной или явной форме [11] (Gubin, Shchepakin, 2012).

Неявная нестабильность - это такое состояние предприятия, когда оно, несмотря на имеющиеся внутри или вне его противоречия и конфликты, не испытывает недостатка денежных и иных ресурсов, необходимых и достаточных для осуществления текущей деятельности. Такое состояние имеет априорную и латентную формы, для каждой из которых характерны свои особенности в отношении направленности и состава реализуемых предприятием управленческих воздействий, которые, несмотря на различные субъектно-объектные, организационные и регламентные форматы, характеризуются очевидной антикризисной направленностью. В этом плане управленческие воздействия следует рассматривать как средство практического воплощения в практике эффективного управления предприятием антикризисного компонента:

а) ориентированного на рационализацию ресурсных возможностей и снижение влияния последствий возникающих негативных обстоятельств, препятствующих желаемой реализации экономических интересов предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) обеспечивающего создание реальных предпосылок для постоянного и системного предупреждения, нейтрализации и ослабления действия факторов, порождающих нестабильность состояния предприятия;

в) воплощающего логически, организационно, структурно-функционально, про-цессно-адаптивно, маркетингово-поведенчески, рационально внешнее и внутреннее взаимодействие компонентов потенциала предприятия в рамках сформированного нами процессно-институционального подхода, предусматривающего инновационные «прорывы» в жизнеобеспечивающих сферах деятельности;

г) проявляющего себя посредством фокусирования и интеграции совокупности антикризисных модуляционных воздействий, объединяющих в себе субъекты и объекты управления таким образом, чтобы организационно и календарно их взаимодействие было продуктивным и было ориентировано на ослабление противоречий при различных степенях (априорной, латентной, реальной, легальной и катастрофической) нестабильности предприятия.

Априорная нестабильность - изначально заложенная, обусловленная несовпадением экономических интересов предприятия и состоянием его маркетинговой коммуникационной среды готовность или намерение сторон произвести действия, препятствующие достижению экономических целей предприятия, обеспечению должной социальной и мотивационной направленности его деятельности. При априорной нестабильности всегда присутствует первооснова для возникновения тех или иных проблем, противоречий и разногласий, способных ухудшать морально-нравственное состояние работников, разрушать частично их внутреннее мотивационное «настроение» на любые инновационные преобразования, снижать потенциал внешне формируемого конкурентного статуса бизнеса на изменяющемся нестабильном рынке. Материализация этих проблем, противоречий и разногласий, проявляющаяся в форме свершения системоугрожающих событий, приводит к возрастающей нестабильности предприятия (табл.).

Таблица

системоугрожающие события, характеризующие степень нестабильности

предприятия

степени нестабильности исходное системоугрожающее событие результирующее системоугрожающее событие

Латентная нестабильность Кумулятивное нарастание отрицательной динамики узловых показателей деятельности Недостаток денежных средств для покрытия текущей финансово-хозяйственной потребности

Реальная нестабильность Неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам Подача заявления об открытии дела о несостоятельности

Легальная нестабильность Открытие дела о несостоятельности должника Признание должника несостоятельным

Катастрофическая нестабильность Открытие конкурсного производства Исключение должника из госреестра юридических лиц

Источник: составлено авторами

Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что предпринимательство, выступая системообразующим элементом развивающейся социально-экономической системы, способно влиять на структуру системоугрожаюших событий, ослабляя влияние легальной и катастрофической нестабильности. Его инновационная способность, адаптируемая к проблемам нестабильности, должна реализовываться в соответствии с мотивационным вектором развития и стратегическим ориентиром системы. На этапе идентификации системоугрожающих событий определяющим становится построение инновационных процессов, изменяющих характер и качество инновационных циклов в отдельных сферах деятельности, втягивающих (а не выталкивающих) в создаваемые маркетингово-коммуникационные поля заинтересованных участников отношений, находящихся в той же роли «разрешителей» накопившихся противоречий и разногласий внутри бизнеса. А уже от характера выстраиваемых инновационных циклов в системе, от структуры участников взаимодействий и от эффективности реализации отдельных звеньев этих циклов зависят конечные результаты функционирования системы управления научно-техническим прогрессом в целом. И на этом этапе осуществляется соотнесение имеющихся инвестиционных возможностей производителей продукции (товаров, услуг) с их инновационными «пороговыми» состояниями [21] (Shchepakin, Khandamova, Molchan, 2015). Границы эффективности технико-технологических, маркетинговых, логистических, поведенческих и иных организационно-экономических нововведений определяются «скачками» инновационности, которые сопровождаются получением значимых социально-экономических результатов (по прибыли, по выгодам разного характера, экономической безопасности и т. п.) с различным уровнем эффективности.

Антикризисный компонент управления предприятием в условиях априорной нестабильности

Осуществляемые с использованием антикризисного компонента управленческие воздействия в условиях априорной нестабильности направлены на предвидение и профилактику возникновения тех или иных угроз и противоречий, способных ухудшать функционирование предприятия и лишать его возможности формировать реальные условия для поступательного экономического развития в рамках решаемых проблем в социальной и экономической составляющих деятельности предприятия (рис. 2). В контексте указанной направленности приоритетные управленческие воздействия, осуществляемые менеджментом предприятия в условиях априорной нестабильности, включают в себя:

а) в части предвидения: определение сфер, элементов и источников нестабильности предприятия; моделирование возможных сценариев активации мер по устранению этой нестабильности; установление прогнозного набора инструментов для ослабления влияния факторов, способных ее трансформировать в другие формы; установление влияния инновационного фактора на процессы ослабления угроз разного характера;

ВНУТРЕННИЙ контур антикризисного воздействия

ОСУДЛРСТВО

Стратификационные классы

Сценарий акгнваинн угроз по ресурсному фактору

Сценарий акгнмщнн угроз со стороны конкурентов

ВНЕШНИЙ конгур антикризисного воздействия

Субъекты рынка

ГО О ГЗ "О

о о сг

о

го >

п

ш

о

1-о сэ

>

Г] ■О

ст> ь

сг

5

X

Рисунок 2. Модель ослабления противоречий в деятельности предприятия посредством активации его антикризисного компонента

в условиях априорной нестабильности Обозначения: 1 - воздействие мотивационного фактора на формирование антикризисного компонента; 2 - воздействие коммуникационного фактора на формирование антикризисного компонента; СЭС - социально-экономическая система

Источник: составлено авторами

б) в части профилактики: рационализация маркетингового поведения (во всех составляющих его воплощения - при производстве продукта, при его продвижении на рынок, при установлении тех или иных коммуникаций с субъектами рынка и др.) предприятия в направлении выявления роли и влияния экзогенных и эндогенных источников нестабильности; разработку и осуществление отдельных мер и действий, предупреждающих появление неразрешаемых конфликтов и противоречий, которые находятся в сфере компетенций предприятия; обозначение тех зон инновационного обновления в составляющих деятельности предприятия, которые способны аккумулировать усилия работников в направлении разрешения отдельных противоречий и создания условий доля профилактики угроз нестабильности.

В маркетинговом коммуникационном поле предприятия формируется инновационный компонент под воздействием антикризисного компонента, способствующий достижению баланса интересов взаимодействующих сторон таким образом, чтобы профилактика угроз нестабильности создавала предпосылки для устойчивого функционирования и развития предприятия при имеющихся у него ресурсных возможностях.

Ресурсная декомпенсация при формировании антикризисного компонента становится мерилом масштабности ослабления разрешаемых противоречий и разногласий, поскольку она включается в построение инновационных циклов предприятия на взаимовыгодных для партнеров условиях.

Говоря об элементах, сферах и источниках нестабильности предприятия, следует отметить, что в основе нестабильности предприятия лежит конфликт его экономических (а также частных социальных ожиданий) с интересами маркетинговой коммуникационной среды, формируемой в границах конкретной социально-экономической системы с ее социальными векторами и приоритетами. Инициирование и развитие этого конфликта (противоречий) может быть вызвано каждой из многочисленных сторон социально-экономической общности. В этом плане угроза предприятию может иметь внешнюю (экзогенную) и внутреннюю (эндогенную) природу.

Экзогенный элемент нестабильности предприятия - это составная часть маркетинговой коммуникационной среды предприятия как внешней составляющей, способная препятствовать реализации экономических и социальных интересов предприятия, а также ухудшать или же существенно влиять на функционирование (вплоть до прекращения деятельности) и развитие предприятия. Сфера нестабильности предприятия - это область взаимодействия компонентов потенциала предприятия с окружающей его маркетингово-коммуникационной средой, в которой возможно возникновение конфликта сторон, способного привести к тому или иному нестабильному состоянию предприятия (в том числе и к его несостоятельности). Источник нестабильности предприятия - состояние (статический источник) или дискретное изменение (динамический источник) взаимодействующих потенциалов предприятия и окружающей его маркетингово-коммуникационной среды, способное инициировать их конфликт и привести к несостоятельности предприятия. Кризис в маркетингово-коммуникаци-

онной среде требует рационального вмешательства в построение бизнес-процессов предприятия заинтересованных в сотрудничестве с ним субъектов рынка, а также разработки предприятием соответствующих мер по антикризисному управлению коммуникациями [12] (Alifanova, 2015). Это необходимо для защиты рыночной позиции предприятия от негативных воздействий противоречий, возникающих и нарастающих неопределенным образом как при стечении тех или иных обстоятельств, так и при дестабилизации экономических процессов в различных сферах деятельности общества. Экзогенный источник нестабильности предприятия - состояние или дискретное изменение потенциала окружающей маркетинговой коммуникационной среды предприятия, способное инициировать ее конфликт с предприятием и привести к его несостоятельности.

Эндогенный элемент нестабильности предприятия - это составная часть потенциала самого предприятия, представленная имеющимися и располагаемыми им ресурсами разного характера и предназначения, способная препятствовать реализации экономических (и частично социальных) интересов предприятия, а также ухудшать или делать невозможным его функционирование и развитие. Эндогенный источник нестабильности предприятия - состояние или дискретное изменение потенциала предприятия (ресурсного в разных его составляющих - материально-технического, производственно-технологического, мотивационного, кадрового, инновационного, коммуникационного и др.), способное инициировать нарастание противоречий внутри предприятия (между собственниками и трудовыми ресурсами, между работниками и управленческими звеньями высшего уровня, между структурными подразделениям и их персоналами и. т. п.) и привести к несостоятельности предприятия или его уходу с рынка по маркетинговой неконкурентоспособности [13] (Shchepakin, Gubin, Khandamova, 2019).

Изменение внутреннего состояния субъектов хозяйствования в условиях нестабильности экономики приводит к деформации маркетинговых коммуникационных полей, ослабляет системное качество во всех сферах жизнедеятельности общества и в ключевых отраслях предпринимательства. Изменяются поведенческие реакции работников и социумов, вовлекаемых в обменные процессы на рынке, под воздействием формируемых в них представлений о том, каков должен быть рациональный формат их восприятий (психологических, эмоциональных, потребительских и иных) и каково должно быть их маркетинговое поведение при построении взаимодействий [14]. Приоритетные экзогенные и эндогенные элементы, сферы и источники нестабильности для каждого конкретного предприятия имеют свою специфику, группируются во внешний и внутренний контуры антикризисного мониторинга и сценарного отслеживания приближения угрозы разрушения предприятия (рис. 2).

Нарастание опасности разрушения предприятия в результате развития его конфликта с маркетинговой коммуникационной средой (активация нестабильности) происходит в результате материализации (эвентуализации) источников нестабиль-

ности, сценарно приводящей к последовательному ухудшению показателей деятельности предприятия, к недостатку оборотных средств, к росту неудовлетворенной кредиторской задолженности, размеры и сроки которой могут послужить основанием для принятия в установленном порядке решения о несостоятельности предприятия. Под эвентуализацией источников нестабильности предлагается понимать превращение при определенных условиях источников нестабильности в системоугрожающие события. Безусловно, сценарии активации нестабильности предприятия имеют свои особенности применительно к каждому из источников нестабильности. Эти сценарии связаны с характером тех преобразований, которые отражают уровень инновацион-ности принимаемых решений и качество действительно значимых позитивных изменений для социумов и общества в целом как носителя интересов его рядовых граждан.

Прогнозный набор инструментов, используемых для ослабления влияния негативных внешних и внутренних факторов, способных трансформировать априорную нестабильность предприятия в более очевидные формы его неустойчивого состояния, наряду с общими правилами и нормами рыночного взаимодействия (например, в области риск-менеджмента) включает также и сложившиеся специфические нормативы отраслевого и иного характера. Все они укладываются в выстраиваемую на предприятии стратегию рационализации маркетингового поведения, снижающую масштаб и интенсивность конфликтов предприятия с коммуникационной средой.

Нестабильность социально-экономической среды в российской экономике формирует асимметричность маркетингового поведения хозяйствующих субъектов даже в условиях априорной нестабильности. Последняя вынуждает участников маркетин-гово-коммуникационного пространства вступать в переговоры между собой (на разных уровнях взаимодействия) для ослабления потенциала нарастающих внутренних и внешних разногласий (прежде всего, мотивационно-ресурсного характера), способных в случае их игнорирования субъектами и системой трансформировать разрешаемые противоречия в неразрешаемые. Тем самым возникают угрозы разного характера, влияющие на экономический рост в социально-экономической системе и на стабильность ее состояния в жизнеобеспечивающих сферах. Маркетинговое поведение субъектов как инструмент управления состоянием системы отображает изменяющиеся взаимосвязи различных рыночных агентов между собой, а также с органами власти, социальными институтами, индивидами и обществом. Этот инструмент интегрирует в себе набор разных средств, методов и действий, направленных на генерирование импульсов (стимулирующих, мотивирующих, побуждающих, принуждающих и др.). В состав антикризисного маркетингового инструментария в зависимости от характера и масштаба возникающих противоречий (разногласий) могут быть включены маркетинговый имплант [15] (Shchepakin, Khandamova, Krivosheeva, Ivanov, 2017), ресурсный декомпенсатор [16] (Shchepakin, Erok, Ivakh, 2016), маркетинговый амортизатор [17] (Shchepakin, Khandamova, Erok, Fedin, 2016), механизм компенсационного маркетинга [18] (Shchepakin, Khandamova, Dushin, 2018), маркетинговый фронтир [19] (Shchepakin,

Kкandamova, Bzкennikova, Tolmacкeva, Bazкenov, 2018) и др. Антикризисное управление предприятием в условиях априорной нестабильности интегрирует ресурсные потенциалы бизнеса и социально-экономической системы таким образом, что изменяя маркетинговое поведение субъектов посредством перестройки инновационных циклов на предприятии и включения маркетинговых инструментов, адаптивных их возможностям ослаблять негативное действие конфликтов и противоречий, способствует сближению интересов взаимодействующих сторон и формирует рациональные импульсы (мотивационные, коммуникационные, технологические и иные) на придание развитию субъектов вектора социально-экономического роста. Антикризисный компонент предприятия как отображение совокупности мер, действий и взаимоувязанных между собой элементов определяет ресурсный потенциал для совершения инновационного «скачка» в той или иной составляющей деятельности бизнеса, способного повлиять на характер накопившихся противоречий и разногласий в направлении ослабления их отрицательного влияния или фокусирования усилий бизнеса на «узких местах» его функционирования и развития. Инновационное развитие предприятия ориентировано на «погашение» очагов его нестабильности и создание условий для поступательного движения вперед в социально-экономическом движении системы к балансу интересов государства, бизнеса, общества и его граждан.

заключение

1. Нестабильность предприятия зависит от глубины объективно присутствующего конфликта предприятия с его маркетинговой коммуникационной средой, предопределяемого противоречивостью их экономических и социальных интересов, а также от нереализованности инновационной способности бизнеса, которая должна встраиваться в изменяющиеся рыночные отношения на основе преобразований разного характера, ослабляющих действие негативных процессов и явлений. Последние проявляют себя в разноуровневых и разномасштабных противоречиях и разногласиях, сдерживающих развитие социально-экономической системы. Нестабильность предприятия может выражаться в неявной (априорной и латентной) или явной (реальной, легальной и катастрофической) формах, для каждой из которых присуща своя специфика применяемых стабилизирующих управленческих воздействий, затрагивающих механизмы идентификации состояний субъектов и их маркетингово-поведенческой адаптации к изменяющимся требованиям рынка и социумов в интересах инновационного развития социально-экономической системы.

2. Предложена модель ослабления влияния противоречий в деятельности предприятия посредством активации его антикризисного компонента в условиях априорной нестабильности и самовозрастающих конфликтов и противоречий, формируемого под воздействием влияния инновационного фактора. В этой модели инструментом разрешения конфликтов является антикризисный компонент, способный обеспечить осуществление мер по профилактике угрозы нестабильности в маркетинговом комму-

никационном поле, выстраиваемом предприятием с заинтересованными в сотрудничестве с ним рыночными агентами на основе трансформации инновационных циклов под интересы взаимодействующих сторон в направлении достижения их баланса и усиления влияния мотивационного вектора на устойчивый социально-экономический рост. Важнейшим условием стабилизации состояния субъектов в социально-экономической системе является формирование предпосылок для инновационных «скачков» в различных сферах жизнедеятельности общества на основе изменений внутри бизнеса, ориентированных на ослабление влияния отрицательных противоречий и «погашение» конфликтов и достижение баланса выгод, получаемых взаимодействующими сторонами. Последнее выступает критерием возможностей бизнеса и системы в целом ослаблять действие самовозрастающих противоречий. Баланс интересов позволяет не допускать в процессе преобразований и развития предприятий и системы в целом ощутимого отрицательного влияния противоречий разного характера и масштаба на состояние целостности и единства системы. Легальная и катастрофическая нестабильности должны купироваться на всех этапах их проявления и под воздействием государственных регулирующих мер возвращать систему в поле разрешаемых конфликтов и противоречий, позволяющих минимизировать диапазон расхождений в оценках субъективизированного и объективизированного состояний субъектов и системы в целом.

3. Осуществляемые с использованием антикризисного компонента управленческие воздействия в условиях априорной нестабильности направлены на предвидение и профилактику возникновения тех или иных угроз и противоречий, способных ухудшать функционирование предприятия и лишать его возможности формировать реальные условия для поступательного инновационного развития в рамках решаемых проблем в социальной и экономической составляющих деятельности предприятия.

4. Расширение маркетингового инструментария по ослаблению возникающих и нарастающих противоречий при функционировании предприятий в социально-экономической системе (в силу реальных и субъективных обстоятельств; в силу недостижения консенсуса между стратификационными классами; в силу нестабильности мотивационно-поведенческого ресурса социумов, в том числе индивидов и работников бизнес-сферы) является ключевым фактором инновационного развития, способным изменять внутреннее состояние субъектов предпринимательства и создавать реальные предпосылки для позитивной стабилизации преобразовательных процессов и обеспечения экономического роста системы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Щепакин М.Б., Губин В.А. Разрешение противоречий - источник обеспечения устойчивого равновесия нестабильного предприятия в социально-экономической системе //

Экономические отношения, 2019. - Том 9. - № 1. - С. 353-372 . аок 10.18334/ео.9.1.39922.

2. Щепакин М.Б. Модель управления маркетинговым поведением хозяйствующего

субъекта // Экономика и предпринимательство. - 2016. - Т.21. - № 3. - С. 66-79.

3. Захарова Л., Леонова И. Ценностный конфликт как ресурс развития предприя-

тия // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 11-12. - С. 147-158. 4. Никитина Н., Филатова В. Антикризисное управление предприятиями в сфере услуг // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 1. - С. 95-103.

5. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и

процессами. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 419 с.

6. Сазанова С. Экономическое поведение: ценностно-рациональный аспект // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 8. - С. 108-114.

7. Истомин В. Работа убежала // Версия. - 2019. - № 3 (678). - С. 20.

8. Вахтина М.А. Является ли доверие признаком института? // Journal of economic

regulation. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 22-36. - doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.3.022-036 .

9. Тамбовцев В.Л. Предметное поле новой институциональной экономической тео-

рии // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Том 5. - № 3. - С. 9-17.

10. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г. Модель управления поведением хозяйствующего субъекта в изменяющемся маркетинговом пространстве // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-1(81-1). - С. 598-604.

11. Губин В.А., Щепакин М.Б. Теоретико-методологические аспекты управления экономической системой в условиях кризисной угрозы // Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 1(9). - С. 64-67.

12. Алифанова Т. Управление кризис-коммуникациями в мировой практике и возможности его адаптации в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 7. - С. 93-103.

13. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Маркетингово-ресурсный подход к антикризисному управлению априорно нестабильными социально-экономическими системами // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 1. - С. 113-136. doi: 10.24143/2073-5537-2019-1-113136.

14. Thaler R.H., Sunstein C.R. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. New Haven, Yale University Press, 2008. - 293 p.

15. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Кривошеева Е.В., Иванов Д.Н. Маркетинговый имплант как инструмент управления развитием бизнеса в условиях обострения противоречий разного характера // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 80-98. doi: 10.17835/20785429.2017.8.4.080-098 .

16. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Ивах А.В. Ресурсная декомпенсация - инструмент управления конкурентными преимуществами предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-2(75-2). - С. 736-744.

17. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ерок А.Д., Федин С.В. Управление конкурентной позицией предприятия на нестабильном рынке // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-1(75-1). - С. 969-979.

1S. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Душин В.А. Компенсационный маркетинг в обеспечении конкурентоспособности бизнеса // Экономика и предпринимательство.

- 201S. - № 7(96). - С. 71S-724.

19. Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Y. The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Business Building // International Journal of Supply Chain Management. - 201S. - Vol. 7(No S).

- P. S6S-S76.

20. Чуйков А., Михайлов И. Научная година. Как выполняются майские указы в науке? // Аргументы недели. - 2019. - № 18(662). - С. 8-9.

21. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Молчан А.С. Инновационный фактор: сущность и влияние на построение бизнес-процессов в маркетинговом экономическом пространстве // Экономика и предпринимательство. - 201S. - № 4(ч.1) (S7-1). -С. S92-S99.

REFERENCES:

Alifanova T. (201S). Upravlenie krizis-kommunikatsiyami v mirovoy praktike i vozmozhnosti ego adaptatsii v rossiyskoy ekonomike [Management of crisis communications in the world practice and the possibility of its adaptation in the Russian economy]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (7). 93-103 (in Russian). Chuykov A., Mikhaylov I. (2019). Nauchnaya godina. Kak vypolnyayutsya mayskie ukazy v nauke? [Scientific Godin. Implementation of the may decrees in science?]. Argumenty nedeli. (1S(662)). S-9 (in Russian). Deming E. (2012). Vyhod iz krizisa: Novaya paradigma upravleniya lyudmi, sistemami i protsessami [Out of the crisis: a New paradigm of managing people, systems and processes] M.: Alpina Pablisher. 419 (in Russian). Gubin V.A., Shchepakin M.B. (2012). Teoretiko-metodologicheskie aspekty upravleniya ekonomicheskoy sistemoy v usloviyakh krizisnoy ugrozy [Theoretical-methodological aspects of economic system management in the conditions of crisis threat]. Sustainable Development Economics. (1(9)). 64-67 (in Russian). Istomin V. (2019). Rabota ubezhala [Work ran]. Versiya. (3(678)). 20. (in Russian).

Nikitina N., Filatova V. (2012). Antikrizisnoe upravlenie predpriyatiyami v sfere uslug [Anti-Crisis Management of Service Enterprises]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (1). 9S-103 (in Russian). Sazanova S. (2014). Ekonomicheskoe povedenie: tsennostno-ratsionalnyy aspekt [Economic Behaviour: The Value-Rational Aspect]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (S). 108-114 (in Russian).

Shchepakin M.B. (2016). Model upravleniya marketingovym povedeniem khozyaystvuyuschego subekta[Management model of marketing behavior economic entity]. Journal of Economy and Entrepreneurship. 21 (3). 66-79 (in Russian).

Shchepakin M.B., Erok A.D., Ivakh A.V. (2016). Resursnaya dekompensatsiya -instrument upravleniya konkurentnymi preimuschestvami predpriyatiya [Resource decompensation is the competitive advantages of enterprise management tool]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-2(75)). 736-744 (in Russian).

Shchepakin M.B., Gubin V.A. (2019). Razreshenie protivorechiy - istochnik obespecheniya ustoychivogo ravnovesiya nestabilnogo predpriyatiya v sotsialno-ekonomicheskoy sisteme [The resolution of conflicts - a source of sustainable balance of unstable enterprise in the socio-economic system]. Journal of International Economic Affairs. 9 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.39922.

Shchepakin M.B., Gubin V.A., Khandamova E.F. (2019). Marketingovo-resursnyy podkhod k antikrizisnomu upravleniyu apriorno nestabilnymi sotsialno-ekonomicheskimi sistemami [Marketing-resource approach to crisis management of a priori unstable socio-economic systems]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (1). 113-136 (in Russian). doi: 10.24143/2073-55372019-1-113-136.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F. Molchan A.S. (2015). Innovatsionnyy faktor: suschnost i vliyanie na postroenie biznes-protsessov v marketingovom ekonomicheskom prostranstve [Innovation factor: the nature and impact on the design of business processes in the marketing economic space]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1(57)). 892-899 (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Bzhennikova D.G. (2017). Model upravleniya povedeniem khozyaystvuyuschego subekta v izmenyayuschemsya marketingovom prostranstve [Model of management behavior economic entity in changing marketing space]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1(81)). 598-604. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Dushin V.A. (2018). Kompensatsionnyy marketing v obespechenii konkurentosposobnosti biznesa [Compensatory marketing in providing competitiveness of business].Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(96)). 718-724 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Erok A.D., Fedin S.V. (2016). Upravlenie konkurentnoy pozitsiey predpriyatiya na nestabilnom rynke [Competitive position business management in volatile market].Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-1(75)). 969-979 (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Krivosheeva E.V., Ivanov D.N. (2017). Marketingovyy implant kak instrument upravleniya razvitiem biznesa v usloviyakh obostreniya protivorechiy raznogo kharaktera[Marketing Implant as a Tool for Manage Business Development in Terms Aggravating Contradictions of Different Nature]. Journal of economic regulation. 8 (4). 80-98. (in Russian). doi: 10.17835/2078-5429.2017.8.4.080-098 .

Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Y. (2018). The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Business Building International Journal of Supply Chain Management. 7 (S).

Tambovtsev V.L. (2007). Predmetnoe pole novoy institutsionalnoy ekonomicheskoy teorii [The subject field of the new institutional economic theory]. Terra Economicus. S (3). 9-17 (in Russian).

Vakhtina M.A. (2018). Yavlyaetsya li doverie priznakom instituta? [Whether the trust is sign of institute?].Journal of economic regulation. 9 (3). 22-36 (in Russian). doi: 10.1783S/2078-S429.2018.9.3.022-036 .

Zakharova L., Leonova I. (2012). Tsennostnyy konflikt kak resurs razvitiya predpriyatiya [A Value-Based Conflict as Enterprise Development Resource]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (11-12). 147-1S8 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.