УДК 339.138
СФЕРА СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В.А. Бабурин1, М.Е. Яненко2
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Аннотация - Проведен анализ воздействия технологических платформ на инновационное развитие сферы сервиса. Сформулированы проблемы, возникающие при формировании инновационных стратегий в сфере сервиса. Показано, что для предприятий и организаций, работающих в области инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и экологии одной наиболее интересных является технологическая платформа «Биоэнергетика». Определены целевые рынки и первоочередные мероприятия по участию в деятельности платформы
Ключевые слова: инновации; маркетинг; технологические платформы; сфера сервиса; технологии.
SCOPE OF SERVICE IN THE IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY PLATFORMS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
V.A. Baburin, M.E. Yanenko
St. -Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, street Kavalergardsky, 7 Abstract - The analysis of the impact of technology platforms for the development of innovative areas of service. Formulated problems associated with the formation of innovative strategies in service. It is shown that for businesses and organizations working in the field of engineering systems, housing and utilities, energy and ecology of one of the most interesting is the technology platform "Bioenergy." Identified target markets and priority activities to participate in the activities of the platform
Keywords: innovation; marketing; technology platforms; field service; technology.
В последние годы намечен и реализован ряд крупных мероприятий, направленных на совершенствование инновационной политики, развитие различных инструментов поддержки технологической модернизации, стимулирование бизнеса к инновациям. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предложен инновационный сценарий, направленный на использование конкурентных преимуществ как в традиционных секторах (энергетика, транспорт и аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний. В основе Концепции - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высокотехнологичных производств и превращении инновационных факторов в основной источник экономического роста [4].
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегия -2020») указывается, что инновационное развитие должно превратиться в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Экономический рост расширит возможности появления новых продуктов, услуг и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздей-
Сфера сервиса в условиях реализации технологических платформ: проблемы и
перспективы инновационного развития
ствие на темпы инновационного развития
[9].
При этом в «Стратегии - 2020» особо подчеркивается, что «важным инструментом объединения усилий бизнеса, науки и государства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики являются технологические платформы».
Для поддержки деятельности технологических платформ Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы».
Одним из важнейших требований участия в программе является перспективность использования результатов НИОКР, возможность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) для решения задач модернизации экономики России. В этих условиях не вызывает сомнений, что появление и реализация технологических платформ (ТП) должна стать мощных стимулом инновационного развития сферы сервиса.
Вместе с тем, расширяющееся применение ТП как нового коммуникационного инструмента инновационного развития требует создания научной и методологической базы формирования конкурентных маркетинговых стратегий коммерциализации их результатов в сфере сервиса.
Цель данной работы - выявить проблемы и оценить перспективы инновационного развития и модернизации сферы сервиса в процессе реализации технологических платформ, показать возможности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности участников ТП в сервисных компаниях.
В России под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на ак-
тивизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [8].
Для компаний сферы сервиса достоинством ТП является их открытость и простота вступления. Становясь участниками ТП, компании получают доступ к информационно-коммуникационному пространству платформы, могут участвовать в коммерциализации результатов НИОКР, использовать их в своих маркетинговых стратегиях инновационного развития.
Для того чтобы ТП выполняла функции коммуникации и коммерциализации результатов в сфере сервиса, она должна быть ориентирована на рыночную конкурентную среду. Необходима тщательно разработанная маркетинговая стратегия ТП, включающая не только исследования рынка, создание прорывных технологий, но и продуманную рекламную кампанию, направленную на повышение спроса на инновации со стороны сервисных компаний.
По каждой ТП, входящей в сферу бизнес-интересов компании, необходимо формировать конкурентную маркетинговую стратегию. Она должна включать проработку рыночной концепции ТП (включая оценку рыночного потенциала и отраслевых потребностей в результатах ТП), стратегического видения, миссии, а также маркетинговый стратегический план, охватывающей не только этапы НИОКР, но этапы жизненного цикла отдельных прорывных технологий, продуктов и услуг.
В условиях глобализации прорывные технологии, создаваемые в рамках ТП, должны успешно конкурировать с технологиями и продуктами ведущих мировых производителей. Для успешной коммерциализации результатом НИОКР
должен быть законченный продукт, востребованный как российским, так и мировым рынком. Бизнес-планы создания таких продуктов строятся на основе кропотливых маркетинговых исследований и ориентированы на реализацию стратегии технологического лидерства и инновационного развития.
Как подчеркивают авторы в работе [1], одним из ключевых потребителей инновационных технологий и РИД, создаваемых в рамках ТП становится сфера сервиса, как одна из важнейших и быстро развивающихся отраслей постиндустриальной экономики. Среди утвержденных правительством России 28 ТП [7] можно выделить группу платформ, которые в ближайшие годы окажут значительное влияние на модернизацию сферы сервиса. Эти ТП должны внимательно отслеживаться сервисными компаниями при разработке инновационных маркетинговых стратегий.
Для предприятий и организаций, работающих в области инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и экологии одной наиболее интересных является ТП «Биоэнергетика».
На сегодняшний день биоэнергетика - одна из самых молодых и, пожалуй, самая быстрорастущая отрасль экономики России. К понятию «биоэнергетика» относится все, что так или иначе связано с получением в промышленных масштабах энергии из различного возобновляемого сырья биологического происхождения (древесные отходы, отходы сельскохозяйственного производства -лузга, шелуха, солома, тростник, бытовые отходы, канализационные стоки, специально выращиваемая топливная древесина и так далее) [10].
В рамках ТП «Биоэнергетика» сервисные компании могут участвовать в развитии производства и рынка энергетического оборудования и технологий использования биоэнергетики для надежного автономного экологически чистого
энергообеспечения потребителей за счет экологически чистых местных возобновляемых источников энергии в районах, не подключенных к сетям централизованного энергоснабжения; в освоении эффективных технологий сетевого электро-и теплоснабжения на базе ВИЭ; расширении производства и использования новых видов топлив, получаемых из различных видов биомассы.
Рыночные перспективы участия сервисных компаний в ТП определяются тем, что развитие биоэнергетики предполагает:
- создание современных условий труда и быта для 30 млн. жителей сельской местности;
- обеспечение диверсификации топливно-энергетического баланса субъектов РФ за счет увеличения производства электрической и тепловой энергии на базе биоэнергетики и в конечном счете, повышение ее доли в федеральном балансе производства и потребления электрической и тепловой и первичной энергии страны;
- повышение экологической безопасности в локальных территориях, т.е. снижение вредных выбросов от электрических и котельных установок в городах со сложной экологической обстановкой [6].
Основными целевыми рынки и секторами экономики для сервисных компаний являются:
• энергетика и ТЭК, включая малую энергетику;
• жилищно-коммунальное хозяйство, прежде всего, «малых городов», районов с отсутствием или ограниченными мощностями централизованной энергетики;
• производство топлив для автомобильной, сельскохозяйственной, авиационной техники, жилищно-коммунального хозяйства «малых» городов, частных домовладений;
• лесная, деревообрабатывающая и лесоперерабатывающая промышленность;
• сельское хозяйство, в том числе животноводство, птицеводство, рыболов-
ство, в части энергообеспечения и снабжения высококачественными кормами;
• биотехнологическая, химическая, пищевая, текстильная, легкая, фармацевтическая и косметическая промышленность;
• охрана окружающей среды [5].
Участвуя в коммерциализации
РИД ТП «Биоэнергетика», сервисные компании получают возможность активизировать сотрудничество с предприятиями жилищно-коммунального комплекса по применению биоэнергетики для переработки коммунальных органических отходов. В частности, сотрудничая с другими участниками ТП «Биоэнергетика», они могут предложить предприятиям ЖКХ:
- полную оценку разнообразных органических коммунальных отходов для их использования в биоэнергетике;
- разработку эффективных и экономичны технологий сбора, накопления, хранения, сортировки, предобработки органических коммунальных отходов в качестве эффективного сырья для биоэнергетики;
- разработку государственных стандартов строительства типоразмерного ряда систем и заводов по утилизации органических коммунальных отходов, сопряженных с системами производства биотоплив и других полезных сопутствующих товаров.
- создание юридические основы ответственности сторон за безотходную, экологически чистую утилизацию отхо-дов коммунального сектора любого города и поселка с их использование для производства биотоплив, тепловой и электрической энергии, удобрений.
В соответствии с планами деятельности технологической платформы на 2012 г. сервисные компании уже сегодня могут подключиться к реализации следующих мероприятий:
• разработке системы развития Дорожной карты, как основного прогноза реализации концепции отечественной биоэнергетики;
перспективы инновационного развития
• разработке стратегии и программы исследований в области биоэнергетики, структурировании фундаментальных и прикладных НИР, опытно-конструкторских и технологических работ для включения их в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы»;
• мониторингу состояния биоэнергетики, анализу рыночного потенциала биоэнергетических технологий, созданию системы информационного обмена с использованием современных информационных технологий;
• развитию кадрового потенциала биоэнергетической отрасли, взаимодействию и поддержке научно-образовательных центров, ВУЗов, академической и отраслевой науки, бизнеса.
• формировании информационной базы проектов, базы данных и базы знаний в области биоэнергетики, интегрированных с системами хранения данных по профильным тематикам, созданных в федеральных органах исполнительной власти и государственных институтах развития.
В ближайшее время одной из ключевых задач сервисных компаний становится участие в реализации Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Председателем Правительства РФ 24 апреля 2012г. № 1853п— П8) [3]. Стратегической целью данной Программы является выход России на лидирующие позиции в области разработки биотехнологий, в том числе по отдельным направлениям биомедицины, агробиотехнологий, промышленной биотехнологии и биоэнергетики, и создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной
экономики. Тем самым у сервисных компаний появляются новые возможности формирования стратегий технологического лидера в своих секторах рынка.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что реализация технологических платформ открывает новые рынки и направления инновационного развития сферы услуг. Участвуя в ТП, компании сферы сервиса получают доступ к информационно-коммуникационному пространству платформы, могут использовать результаты НИОКР, в своих маркетинговых стратегиях инновационного развития. Так, например, для сервисных компаний, работающих в области ЖКХ, энергетики, экологии представляет интерес ТП «Биоэнергетика». Используя РИД, полученные участниками данной платформы, сервисные компании получают дополнительные возможности закрепить позиции технологического лидера.
Вместе с тем расширяющееся применение ТП как нового коммуникационного инструмента инновационного развития требует создания научной и методологической базы, разработки практических рекомендаций по формированию конкурентных маркетинговых стратегий коммерциализации РИД в сфере сервиса.
Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках маркетинговых исследований перспектив коммерциализации РИД, полученных при выполнении федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы».
Литература
1. Бабурин В.А., Яненко М.Е. Технологические
платформы: проблемы и перспективы коммерциализации в сфере сервиса. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии № 4(10) / 2011. с. 53-62.
2. Биоэнергетика России в XXI веке. Российское энергетическое агентство Москва, 2012 . URL: http://rosenergo.gov.ru/upload/bioenergy.pdf (дата обращения 16.06.2012).
3. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Председателем Правительства РФ 24 апреля 2012г. № 1853п—П8 . URL: http://www.tp-bioenergy.ru/about/documents/ (дата обращения 16.06.2012).
4. Концепция долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121 -р). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/s trategicPlanning/concept/ (дата обращения
16.06.2012).
5. Костина Г. Биотехнология - нефтяным магнатам. Эксперт, 2005, URL: www.expert.ru (дата обращения 16.06.2012).
6. Панцхава Е.С., Беренгартен М.Г., Ванштейн С.И., Биогазовые технологии. Проблемы экологии, энергетики, сельскохозяйственного производства, Москва, 2008, МГУИЭ, ЗАО Центр «ЭКОРОС», 217 стр.
7. Перечень технологических платформ. Утв.
решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 01.04.2011г., протокол №2. URL: http://www.hpc-
platform.ru/tiki-download_file.php?fileId=38 (дата обращения 16.05.2012).
8. Порядок формирования перечня технологических платформ. Утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010., протокол № 4. URL:
9. http://www.economy. gov.ru/minec
/activity/sections/ innovations/ formation/ doc03082010_05 (дата обращения 16.06.2012).
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf (дата обращения 16.05.2012).
11. Технологическая платформа «Биоэнергетика» . URL: http://www.tp-bioenergy.ru/ about/action _plan_2012 (дата обращения 16.06.2012).
1 Бабурин Владимир Александрович - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Маркетинг», СПбГуСЭ, тел.: (812) 528-96-70, е-таіі: [email protected];
2 Яненко Михаил Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг», СПбГУСЭ, тел.(факс): (812) 528-96-70, моб.: +7-921-957-66-58 , е-таіі: [email protected].